Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)
- Чем примечательна деятельность по перевозкам
- Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
- Специфика затрат при перевозках
- Итоги
Чем примечательна деятельность по перевозкам
Транспортную компанию отличает следующее:
- В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
- Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
- Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
- Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
- Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
ВАЖНО! С 01.01.2021 режим ЕНВД на территории России отменен.
- Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
Эксперты «КонсультантПлюс» в Путеводителе по сделкам собрали основные операции у грузоперевозчика и разъяснили, как правильно выстроить учет в такой фирме.Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
- Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
- выручка от реализации:
- прямые затраты по оказываемым услугам:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
- затраты учтены в финрезультате:
- Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
- учтены затраты на доставку:
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
- затраты отнесены на финрезультат:
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
- Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.
О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.
- Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
ВНИМАНИЕ! С января 2021 года, начиная с платежа за 2020 год, налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларацию по транспортному налогу сдавать больше не нужно. Подробности — здесь.
Что делать, если с расчетом налоговой вы не согласны, описано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
- Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
- Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
- Непременными составляющими затрат станут расходы:
- на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
- периодический технический осмотр транспорта;
- проведение регулярного технического обслуживания;
- обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей».
- оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
- услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
- оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании
Оказание транспортных услуг осуществляется компаниями, имеющими на балансе или по договору аренды технику. В составе услуг осуществляются перевозка грузов или пассажиров. Учет в транспортной компании ведут в соответствии с бухгалтерским, налоговым законодательством и распоряжениями Минтранса. В статье расскажем про учет типовых транспортных услуг, дадим примеры проводок.
Нюансы учета в транспортной компании
Отраслевые нормы Минтранса являются обязательными к исполнению предприятиями, входящими в структуру министерства. Для остальных предприятий указания и нормы являются рекомендательными. Особенность документооборота состоит в необходимости вести учет нормируемых и текущих расходов транспортных средств. Величина и перечень расходов зависят от марки транспортного средства, условий эксплуатации, используемых предприятием норм отпуска.
Основные параметры при определении экономически обоснованных затрат:
Показатель | Порядок использования |
Пробег транспортного средства | Учет ведется путем снятия показателя одометра с указанием данных в путевом листе |
Норма расхода топлива | Устанавливается на основании норм Минтранса или самостоятельно разработанных тарифов |
Норма расхода ГСМ | |
Прочие расходные материалы – жидкости, присадки и прочие | Устанавливаются предприятиями на основании технических характеристик транспортного средства |
Расходы на текущий ремонт | Затраты текущего ремонта списываются в размере фактических расходов |
Расходы на средний и капитальный ремонт | Списание производится в текущем периоде фактических затрат с использованием средств создаваемых резервов |
Кроме нормируемых расходов, эксплуатация транспорта имеет дополнительные расходы по обеспечению предрейсовых медицинских осмотров, страхованию транспортного средства, оплате проезда большегрузного транспорта системы «Платон». Читайте также статью: → “Проводки по расходам: медосмотры».
Обязательные приказы предприятия
Для обеспечения норм показателей предприятие должно издать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации. Стандартный перечень приказов, устанавливающих:
- Перечень лиц, получающих транспортное средство на хранение.
- Нормы расходования топлива, ГСМ и прочих жидкостей с указанием показателя на каждое транспортное средство.
- Нормы расхода топлива, установленные для сезонной эксплуатации.
- Нормы и периодичность замен шин.
- Состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта.
Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения. Нормирование расходов применяется предприятиями, оказывающими транспортные услуги или имеющими транспортные средства для собственных перевозок грузов или работников.
Особенность оформления перевозки грузов
Перевозка грузов по договорам транспортной экспедиции используется в практике наиболее часто. По условиям соглашения одна сторона гарантирует осуществить перевозку груза другой стороны за вознаграждение, а также оказать дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, обеспечению складского хранения. Основные составляющие договора:
Положение | Характеристика |
Право собственности на груз | Остается у собственника и не переходит к экспедитору при передаче груза |
Страхование, таможенные пошлины | Оплата осуществляется собственником груза или экспедитором |
Маршрут | Вырабатывается экспедитором по заказу клиента, согласовывается сторонами |
Оформление передачи груза | Осуществляется на основании экспедиторской записки |
Складское хранение | Обеспечивается экспедитором на основании складской расписки, оплачивается собственником или экспедитором |
Условиям договора экспедиции оказывается особое внимание. От точного определения порядка назначения вознаграждения, компенсации дополнительных трат, документооборота зависят учет и налогообложение. Договор экспедиции может иметь двоякую форму – выступать посредническим соглашением или самостоятельным видом оказания услуг. Читайте также статью: → “Договор о материальной ответственности за транспортное средство».
Учет по посредническим договорам транспортной экспедиции
Основным условием посреднических транспортных услуг является оказание перевозки по поручению заказчика. От имени клиента компания оформляет дополнительные условия транспортировки – оплачивает сборы, пошлины, страховку, хранение груза. При получении груза у транспортного предприятия не возникает доход.
Суммы вознаграждения и дополнительных расходов предъявляются клиенту к оплате на основании отчета с приложением подтверждающих документов.
Пример записей в учете у экспедитора
Предприятие ООО «Транспорт» заключило договор с ООО «Кондитер» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 68 000 рублей при себестоимости 51 000 рублей. Заявленная клиентом оценка товара – 280 300 рублей. Эспедитор применяет в учете УСН. По условиям договора экспедитор обязан обеспечить складское хранение товара по доверенности до получения его конечным потребителем с оплатой по факту в сумме 5 000 рублей. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:
- Клиентом произведена предоплата в полной сумме стоимости услуг: Дт 51 Кт 62 на сумму 68 000 рублей;
- Груз принят на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 280 300 рублей;
- Экспедитором оплачена стоимость складского хранения: Дт 76 Кт 50 на сумму 5 000 рублей;
- Груз передан потребителю: Кт 002 на сумму 280 300 рублей;
- Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 68 000 рублей;
- Произведено списание себестоимости перевозки: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 51 000 рублей;
- Произведена компенсация затрат по аренде склада: Дт 51 Кт 76 на сумму 5 000 рублей.
У экспедиторов отсутствует право собственности на груз. В учете предприятия перевозимый груз учитывается по дебету счета 002. При передаче груза получатель ТМЦ списываются со счета.
Налогообложение услуг посреднического договора
Выручкой при оказании услуг служит вознаграждение, оплачиваемое клиентом. Расходы, оплачиваемые при реализации договора сторонним организациям в размере сборов, платы за складское хранение, страхование не являются тратами предприятия и покрываются клиентом. Затраты не уменьшают налоговую базу при исчислении прибыли или единого налога.
Налоговой базой для исчисления НДС является полученная экспедитором выручка. К вычету предъявляются суммы налога, выставленные поставщиками топлива и других расходных материалов, запчастей, используемых для эксплуатации транспортных средств.
Учет по договору об оказании услуг
Учет по договорам, оформленных как соглашение об оказании услуг, имеет иной учет и налогообложение. В договоре указывается стоимость услуг транспортировки и могут быть внесены дополнительные услуги, предоставляемые самим экспедитором или с привлечением сторонних организаций.
Пример учета записей у перевозчика
Предприятие ООО «Грузовик» заключило договор на транспортировку негабаритного оборудования стоимостью 350 000 рублей с ООО «Родничок». Стоимость договора об оказании услуг составила 159 000 рублей, включая НДС. Общая сумма расходов составила 135 800 рублей. В сумму услуг включается обеспечение сопровождения негабаритного груза, оплата которого входит в стоимость услуг. В учете ООО «Грузовик» формируются записи:
- Оборудование принято на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 350 000 рублей;
- Учтена оплата услуг по договору: Дт 51 Кт 62 на сумму 159 000 рублей;
- Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 159 000 рублей;
- Отражен НДС, начисленный потребителю: Дт 90/3 Кт 68/2 на сумму 24254,24 рублей;
- Учтены затраты, связанные с исполнением перевозки: Дт 20 Кт 10 (70, 69) на сумму 135 800 рублей;
- Произведено списание расходов в состав себестоимости: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 135 800 рублей.
После передачи груза оборудование снимается с ответственного хранения кредитованием счета 002.
Налогообложение по договору оказания услуг
Величина выручки, учитываемая для налогообложения прибылью или единым налогом, определяется по стоимости договора. В расходной части учитываются все затраты, понесенные транспортным предприятием при оказании услуг. Для подтверждения расходов требуется наличие:
- Договора на оказание услуг и экспедиторская расписка о грузе.
- Акта об оказании услуг.
- Платежных документов, накладных, актов на оплату дополнительных услуг.
- Транспортной накладной, указывающей на техническое средство и подтверждающий километраж перевозки.
- Полиса и договора, подтверждающих страхование.
- Приказов, устанавливающие нормы списания.
Налоговая база НДС определяется стандартным порядком в размере выручки, полученной от оказания услуг. К вычету принимается налог по расходам, предъявленным поставщиками. Читайте также статью: → “Налоговая база по НДС: определение, учет».
Отличия в учете разных систем налогообложения
Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.
Показатель | ОСНО | УСН | ЕНВД |
Ограничение по числу транспортных средств | Без ограничения | Без ограничения | 20 единиц арендованных и собственных средств |
Ограничение по выручке | Отсутствует | Имеется | Отсутствует |
Ограничение по численности | Отсутствует | Не более 100 человек общего состава | Не более 100 человек общего состава |
Периодичность отчетности по основному налогу | Ежемесячно или ежеквартально | Ежегодно | Ежеквартально |
Порядок расчета налога | Доходы за минусом расходов | В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» | Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств |
Обязанность по уплате минимальной суммы налога | Отсутствует | Имеется для схемы «доходы минус расходы» | Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима |
Величина документооборота | Максимальная | Средняя | Минимальная |
Право на выбор системы налогообложения или его смену имеется у транспортного предприятия в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности.
Рубрика “Вопросы и ответы”
Вопрос №1. Как самостоятельно разработать нормы списания на топливо и иные расходные материалы для транспортных средств предприятия?
Разработка норм для внутреннего учета и нормирования расходов осуществляется исходя из технических параметров транспорта и порядка его эксплуатации. Для подтверждения верности нормирования предприятиями проводятся тестирующие пробеги с замером расходования. Для предупреждения проблем при проверке ИФНС нормативы должны быть приближены к установленными Минтрансом.
Вопрос №2. Может ли транспортное предприятие привлекать к оказанию перевозки иные организации?
Может, если по условию соглашения о транспортной экспедиции установлено право на привлечение третьих лиц. Договор носит явно выраженную форму посреднического соглашения. В счете-фактуре экспедитора указываются данные перевозчика.
Вопрос №3. Какое количество транспортных накладных оформляется для сопровождения транспортных перевозок?
Число документов определяется по величине участвующих в транспортировке сторон. Один экземпляр используется в учете заказчика услуг, второй подтверждает реализацию договора перевозчиком, третий применяется для удостоверения факта поставки груза.
Вопрос №4. Учитываются ли в числе транспортных средств, числящихся за предприятием для применения ЕНВД техника, не участвующая в деятельности в связи с осуществлением ремонта?
Учитывается. Определяющим показателем является право собственности или аренды.
Вопрос №5. Нужно ли учитывать транспортные средства предприятия как объект основных средств?
Учет транспортной техники в качестве основного средства осуществляется после постановки на учет по акту ОС-1. На основное средство оформляется карточка для учета дооборудования. В течение периода содержания средства на балансе начисляется амортизация.
Как вести бухгалтерию в сфере грузоперевозок в России. Проводник для транспортных компаний
Эксперт инициативы “Налоги и бухгалтерия”
Как выбрать налоговый режим
Из существующих налоговых режимов для организаций, ведущих деятельность в сфере перевозок, рекомендовано выбирать из:
– ПСН (патентная) – регулируется положениями главы 26.5 НК РФ;
– ЕНВД (единый налог на вмененный налог) – определяется главой 26.3 НК РФ;
– УСН (упрощенная) – регламентируется главой 26.2 НК РФ.
Основные условия и ограничения их применения представлены в таблице:
Налоговый режим: | ПСН | ЕНВД | УСН |
Форма предприятия: | Индивидуальный предприниматель | Юридические лица и ИП | |
Лимит по количеству автомобилей на балансе | – | 20 | – |
Лимит по выручке за год (млн. руб.) | 60 | – | 150 |
Ограничение по количеству сотрудников | 15 | – | 100 |
Параметр, определяющий размер налогового сбора | Потенциальных доход | Количество транспорта | Доход или разность между доходами и расходами |
Процентная ставка налога | 6% | 15% | 6% или 15% (в зависимости от наличия права на льготы) |
Право снизить налог | – | На размер страховых выплат и пособий |
Составление и заключение договора
Каждая доставка груза выполняется на основании заключенного соглашения между заказчиком и исполнителем. Документ составляется согласно правилам из ст. 785, гл. 40, ч. 2 ГК РФ. В нем должна содержаться следующая информация:
– сведения о грузе (название, вид, количества, масса и т.д.);
– временные рамки исполнения обязательств;
– реквизиты исполнителя и заказчика;
ВАЖНО : Соглашение может содержать любые условия, не противоречащие законодательству РФ. Единственный нюанс: с ними должны быть согласны обе стороны.
Составление декларации по перевозке
Транспортировка грузов осуществляется на транспорте, который принадлежит организации или арендован ей. Ст. 264 НК РФ обязывает вести бухгалтерский учет затрат на обслуживание автомобилей. Все вносимые в декларацию расходы должны экономически обосновываться по следующим показателям:
– итоговый пробег – показания одометра;
– норма расходования топлива и других горюче-смазочных материалов – разработанные в организации нормы, если их нет, то значения, рекомендованные министерством транспорта;
– ремонт и обслуживание – фактически понесенные затраты, подтвержденные документально.
Все понесенные затраты вносятся в транспортную накладную. Документ составляется по форме, утвержденной приложением 4 ПП РФ №272. Если перевозчиком и заказчиком является одна и та же организация, то используется товарно-транспортная накладная. Ее форма утверждена постановлением Госкомстата №78.
Налоговой службой РФ было объяснено , что оба вида накладных взаимозаменяемы. Организациям не нужно использовать их вместе. Подтверждать расходы можно с помощью одного документа.
Налоговый учет расходов, понесенных в ходе грузоперевозок, не сильно отличается от правил, установленных для других отраслей. Себестоимость деятельности формируется на двух счетах:
1). 20 «Основное производство» – затраты, связанные с деятельностью предприятия.
2). 26 «Общехозяйственные расходы» – затраты на управление компанией и ее обслуживание.
При заполнении деклараций нужно использовать налоговые коды из таблицы:
Вид расходов | Используемый код |
Списание стоимости топлива, запчастей и материалов для ремонта и обслуживания. | 10 |
Зарплата сотрудников | 70 |
Взносы во внебюджетные фонды | 69 |
Амортизация средств и нематериальных активов | 02 и 05 |
Приобретенные услуги (аренда чего-либо, коммунальные расходы, охрана и т.д.) | 76 и 60 |
Командировочные выплаты | 71 |
Выделение НДС на товары и услуги сторонних компанией | 60 |
Выделение НДС на собственную деятельность | 68 |
По окончании расчетного периода средства, накопленные расходы себестоимости списываются в счет дебета 90-2.
Пример учета грузоперевозок
17 марта 2020 г. ООО «Заказчик» заключило соглашение с ООО «Исполнитель» на перевозку груза. Стоимость составила 80 тыс. руб. Себестоимость услуги составила 65 тыс. руб. (топливо, заработная плата сотрудников, обслуживание и т.д.). Согласно положениям договора доставка должна быть выполнена до 22 марта 2020 г.
В учете ООО «Исполнитель» такая услуга будет отражена следующим образом (все значения указаны в руб.):
- Оплата услуги: 96 тыс. (80 тыс. – стоимость, 16 тыс. – НДС) – Дебет 51, Кредит 62.
- Суммарная выручка предприятия: 96 тыс. – Дебет 62, Кредит 90-1.
- Начисление НДС: 16 тыс. – Дебет 90-3, Кредит 68.
- Затраты на перевозку: 65 тыс. – Дебет 20, Кредит 10, 70, 69.
- Списание затрат: 65 тыс. – Дебет 90-2, Кредит 20.
- Списание прибыли: 15 тыс. – Дебет 90-9, Кредит 99.
Автор статьи : Ольга Лазарева, эксперт инициативы “ Налоги и бухгалтерия ”, информационно-аналитического проекта, целью которого является освещение актуальной информации в сфере налогообложения и бухгалтерского учета.
Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Грузоперевозки и ведение учета
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Владелец транспорта
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
- Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Переход права собственности
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Учет грузоперевозок: признание расходов
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Законодательство о бухгалтерском учете включает:
до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): | с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4): |
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ | все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты |
Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.
В чем же именно проявляется разница?
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтер — профессия творческая
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Особенности бухгалтерского учета в транспортных компаниях
Бухгалтерский учет в транспортных компаниях ведется не только в соответствии с законодательством Российской Федерации в области бухгалтерии и налогообложения, но и на основании распоряжений Министерства Транспорта. Этот момент делает ведение документации и отчетности немного сложнее, чем в других организациях, но многие типовые транспортные услуги являются стандартными, и с их проводками легко можно разобраться. При организации бухгалтерского учета в транспортных компаниях ООО или ИП необходимо помнить, что эти фирмы для оказания услуг по перевозке пассажиров или товаров имеют в собственности определенную транспортную технику.
Организация бухгалтерского учета в транспортной компании: основные нюансы
Очень часто рассматриваемые компании входят в структуру Министерства транспорта. Подобные организации обязаны исполнять все важные нормы, установленные им. Для других фирм-перевозчиков эти указания являются чисто рекомендательными. Однако документооборот в них все равно должен включать учет всех расходов, связанных с эксплуатацией авто. Величина таких трат, вносимых в бухучет в транспортных компаниях, зависит от нескольких факторов:
· условий и срока их использования;
· норм отпуска на предприятии.
Для подобных расходов существуют специальные бухгалтерские проводки для транспортных компаний. Предлагаем рассмотреть параметры, которые влияют на затраты, более подробно.
Особенности бухгалтерского учета в транспортных компаниях, связанные с расходами на перевозки
К показателям, которые необходимо рассматривать при определении затрат, относятся:
· расход горюче-смазочных материалов;
· расход присадок и других рабочих жидкостей;
Учет пробега осуществляется путем снятия главным бухгалтером транспортной компании Москвы данных одометра и указания их в путевых листах водителей. Нормы расхода ГСМ и бензина или дизельного топлива устанавливаются на основе тарифов, принятых самой компанией, или норм Министерства транспорта. Расход прочих материалов формируется из характеристик автомобилей, а затраты на ремонт списываются как фактические расходы в текущем периоде. Кроме того, для проведения капитального ремонта используются средства из резервов, которые может создавать главный бухгалтер транспортной компании.
Кроме перечисленных расходов, по которым существуют специально сформированные нормы, есть и дополнительные траты на совершение предрейсовых и периодических медосмотров, страхование авто и перевозимых грузов, оплату проезда по трассам и т.д. Они также должны быть включены в бухгалтерский и налоговый учет транспортных компаний.
Бухгалтерские услуги для транспортных компаний
К важным бухгалтерским услугам относится формирование разовых приказов транспортных предприятий, необходимых для обеспечения перечисленных параметров. Такие приказы устанавливают не только нормы расхода, но и перечень водителей, управляющих транспортными средствами организации, периодичность замены шин, состав комиссии по оценке состояния парка автомобилей и определению периодичности проведения ремонтных работ и т.д.
Подобные приказы и другие бухгалтерские документы для транспортных компаний подаются на проверку в налоговые службы с целью определения обоснованности их налогообложения. Именно поэтому сегодня нормирование транспортных трат проводится большинством фирм, занимающихся предоставлением услуг по грузовым и пассажирским перевозкам.
Как ведется бухгалтерия в транспортной компании: оформление перевозки грузов
Самая частая практика в работе предприятий-перевозчиков – доставка грузов разных габаритов по договорам транспортной экспедиции. Они включают в себя права собственности на грузы, пошлины и страховые полисы, маршрутные листы и документы по оформлению передачи грузов и их складского хранения. Бухгалтерский учет в транспортно-экспедиционных компаниях во многом зависит от определения порядка вознаграждения перевозчика, компенсации дополнительных затрат и других моментов, содержащихся в описанных договорах. При этом они могут являться как соглашениями между двумя посредниками, так и документами, подтверждающими самостоятельное предоставление услуг.
Ведение бухучета в транспортной компании, работающей на основании посреднических договоров
Если договор носит посреднический характер, организация ведет свою работу от имени и по поручениям клиентов. Это сказывается и на особенностях бухучета в транспортных компаниях. Когда предприятие получает груз, у него не появляется никакого дохода. К проводкам бухучета в транспортной компании в таком случае относятся:
· оплата стоимости услуг клиентом;
· принятие груза на хранение;
· оплата экспедитором хранения на территории склада;
· списание себестоимости поездки;
· компенсация затрат на складское хранение.
В итоге доходом фирмы, который будет отражен в бухгалтерском балансе транспортной компании, является вознаграждение, полученное от клиента. Необходимо помнить и то, что страхование, оплата аренды складских площадей, таможенные сборы и т.п. не являются затратами организации, а покрываются самим заказчиком, то есть не уменьшают налоговую базу предприятия-перевозчика.
Ведение бухгалтерского учета в транспортной компании, работающей на основании договоров об оказании услуг
Если работа организации основана на договоре об оказании услуг, в бухгалтерскую отчетность транспортной компании вносятся экспедиторские расписки, акты о предоставлении услуг, накладные и иные платежные документы, транспортные накладные, подтверждающие километраж поездки, бумаги, связанные со страхованием и приказы. В этом случае налоговая база формируется из всех доходов и затрат.
Также стоит знать, что бухгалтерский учет в транспортной компании ЕНВД отличается от ведения учета в рамках других систем налогообложения.
Бухгалтерские проводки по претензиям транспортным компаниям
Если при приемке груза клиентами были выявлены недостачи или порча имущества, они могут предъявлять перевозчикам претензии. Расчеты по ним отражаются не только в документообороте заказчиков, но и в бухучете в компании транспортных перевозок. Проводки отличаются в зависимости от рода претензии. Они могут быть связаны со следующими моментами:
· несоответствие тарифов организации договорам или выявление ошибок в выставленных счетах;
· недостача груза, превышающая допустимые суммы, приведенные в договорах;
· начисление штрафов, пеней или неустоек за несоблюдение обязательств, предусмотренных договорами.
Если в транспортную компанию требуется бухгалтер, то чаще всего ищут специалиста, который знаком со спецификой таких проводок по претензиям.
Услуги бухгалтера в транспортных компаниях
Именно из-за множества нюансов в организации бухгалтерского учета в транспортно-экспедиторских компаниях руководители таких организаций часто вынуждены обращаться к аутсорсинговым фирмам. Их обслуживание включает в себя разработку учетной политики фирмы-перевозчика, грамотное составление налоговой и иной отчетности с последующим предоставлением в органы государственного контроля, подготовку и сдачу бухбаланса, проведение кадрового учета, разработку и оптимизацию системы налогообложения и т.д. Самое главное, что помимо организации бухучета в транспортных компаниях с нуля, высококвалифицированные специалисты аутсорсинговых агентств могут оказывать консультации клиентам перевозчиков по всем вопросам, касающимся действующего законодательства в транспортной сфере и его изменений, и разрешать любые спорные моменты. При этом деятельность таких фирм ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что обеспечивает все гарантии для логистических предприятий, желающих воспользоваться услугами по ведению бухучета в транспортных компаниях по перевозкам.