Учет лимитов бюджетных обязательств в казенном учреждении

Порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М. В.

Одной из особенностей учета в бюджетных учреждениях является необходимость ведения учета санкционирования расходов. При этом учет лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований наиболее сложен для восприятия, поскольку отражает механизм финансового взаимодействия учреждения с учредителем. В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях как на основе общей корреспонденции счетов, так и на практических примерах учета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия бюджетных и денежных обязательств .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беспалов М. В.

Текст научной работы на тему «Порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

ПОРЯДОК БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА САНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук,

заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Одной из особенностей учета в бюджетных учреждениях является необходимость ведения учета санкционирования расходов. При этом учет лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований наиболее сложен для восприятия, поскольку отражает механизм финансового взаимодействия учреждения с учредителем. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях как на основе общей корреспонденции счетов, так и на практических примерах учета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия бюджетных и денежных обязательств.

Учет операций по санкционированию расходов бюджета ведется на следующих счетах:

— принятие к учету лимитов бюджетных обязательств — на сч. 501 «Лимиты бюджетных обязательств»;

— принятие к учету бюджетных и денежных обязательств — на сч. 502 «Принятые обязательства»;

— принятие к учету бюджетных ассигнований — на сч. 503 «Бюджетные ассигнования».

При этом в 22-м разряде номера счета указывается код аналитического учета соответствующего финансового года:

— 1 — текущий финансовый год;

— 2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

— 3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

— 4 — второй год, следующий за очередным (п. 309 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н)

При завершении текущего финансового года показатели по аналитическим счетам санкционирования расходов этого года на следующий год не переносятся. Показатели, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, следует переносить следующим образом:

— показатели первого года, следующего за текущим, — на счета санкционирования текущего финансового года;

— показатели второго года, следующего за текущим, — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;

— показатели второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

В соответствии с п. 312 Инструкции № 157н перенос показателей производится в первый рабочий день текущего года на основании справки (ф. 0504833).

Согласно ст. 6, подп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО) до получателя бюджетных средств доводит главный распорядитель бюджетных средств (далее — ГРБС), в ведении которого находится получатель.

На федеральном уровне объемы лимитов бюджетных обязательств доводят до получателей расходным расписанием (ф. 0531722) (п. 3.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н). На региональном (местном) уровне лимиты бюджетных обязательств доводятся на основании документов, утвержденных соответствующими региональными (местными) нормативно-правовыми актами.

Доведенные лимиты бюджетных обязательств отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (п. 134 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), п. 317 Инструкции № 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).

Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученные от ГРБС, отражаются в учете следующими проводками:

Д-т сч. 1.501.15 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.13 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год;

Д-т сч. 1.501.25 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим;

Д-т сч. 1.501.35 (в разрезе КОСГУ) К-т

сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим;

Д-т сч. 1.501.45 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.43 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за очередным (п. 134 и 136Инструкции № 162н).

Пример 1. Казенное учреждение получило уведомление об объемах лимитов бюджетных обязательств на 2013 — 2015 гг. При этом объем лимитов по ст. 211 «Заработная плата» КОСГУ составил:

— в 2013 г. — 200 млн руб.;

— 2014 г. — 220 млн руб.;

— в 2015 г. — 225 млн руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Д-т сч. 1.501.15.211 К-т сч. 1.501.13.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год в сумме 200 млн руб.;

Д-т сч. 1.501.25.211 К-т сч. 1.501.23.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим годом (очередной финансовый год), в сумме 200 млн руб.;

Д-т сч. 1.501.35.211 К-т сч. 1.501.33.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим, в сумме 225 млн руб.

Отметим, что перенос показателей лимитов бюджетных обязательств, сформированных по итогам отчетного финансового года, отражается следующими проводками:

Д-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.13 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим, на текущий финансовый год;

Д-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) К-т

сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим, на первый год, следующий за текущим;

Д-т сч. 1.501.43 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным, на второй год, следующий за текущим (п. 3разд. IVприложения 1 к Инструкции № 162н.)

В свою очередь бюджетные ассигнования до получателя бюджетных средств доводятся также

главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится получатель (ст. 6, подп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 БК РФ). Доведенные бюджетные ассигнования отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов КОСГУ (п. 145 Инструкции № 162н, п. 317 Инструкции № 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).

Суммы бюджетных ассигнований, полученные от распорядителя бюджетных средств, отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 1.503.15 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.503.13 (в разрезе КОСГУ) — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год (п. 145 и 147Инструкции № 162н).

Пример 2. Казенное учреждение получило уведомление о суммах утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований на 2013 — 2015 гг. В свою очередь объем бюджетных ассигнований по ст. 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ составил:

— в 2013 г. — 22 млн руб.;

— в 2014 г. — 25 млн руб.;

— в 2015 г. — 26 млн руб.

В результате в бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие проводки:

Д-т сч. 1.503.15.262К-т сч. 1.503.13.262 — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год в сумме 22 млн руб.;

Д-т сч. 1.503.25.262К-т сч. 1.503.23.262 — получены бюджетные ассигнования на первый год, следующий за текущим годом, в сумме 25 млн руб.;

Д-т сч. 1.503.35.262К-т сч. 1.503.33.262 — получены бюджетные ассигнования на второй год, следующий за текущим, в сумме 26 млн руб.

Также отметим, что процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 БК РФ). В текущем финансовом году обязательства принимаются с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции № 157н).

Принятие обязательств отражается на следующих счетах:

— сч. 502.01 «Принятые обязательства»;

— сч. 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, а

также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 501.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11

(в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет бюджетных ассигнований, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 503.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

В свою очередь принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующими образом: Д-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.12 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год.

Пример 3. В январе 2013 г. казенное учреждение заключило с открытым акционерным обществом (ОАО) «Мокша» договор на поставку оборудования на сумму 14 млн руб. Согласно утвержденной в учреждении учетной политике бюджетное обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство — в момент получения документов, подтверждающих переход права собственности на имущество. Таким образом, в день подписания договора бухгалтер учреждения принял к учету обязательство:

Д-т сч. 501.13.310 К-т сч. 502.11.310 — приняты обязательства текущего года на основании подписанного договора поставки в сумме 14 млн руб.

В феврале ОАО «Мокша» поставило оборудование и передало товарную накладную. На основании акта приема-передачи оборудования бухгалтер казенного учреждения принял к учету денежное обязательство:

Д-т сч. 502.11.310 К-т сч. 502.12.310 — приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования в сумме 14 млн руб.

1. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и Финансы. 2011. № 1.

2. БеспаловМ. В. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. № 12. Декабрь.

3. Беспалов М. В. Реформирование учета в бюджетных организациях. М. Налоговый вестник. 2011. № 6. Июнь.

4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

5. Губайдуллина М. Р. Сметное планирование в современных условиях // Бюджетный учет. 2012. № 10. Октябрь.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

8. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при

организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня: приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н.

9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

10. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12. 2010 № 162н.

Лимиты бюджетных обязательств: правила и сроки

ЛБО в бюджете — это лимиты бюджетных обязательств, которые учреждение имеет право принять к исполнению в отчетном периоде. Выделяют на это три года — очередной и два плановых.

Где, кем и когда применяются ЛБО

Лимитные показатели бюджета применяются для казенных учреждений. Они не относятся к прочим организациям госсектора. Если говорить простыми словами, то лимиты бюджетных обязательств — это количество денег, которое учреждение вправе израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам (ст. 6 БК РФ).

Ежегодное доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений основывается на следующих принципах:

  • адресность;
  • целевой характер;
  • подведомственность.

Ведение сводной росписи и учет ЛБО является функцией финансового органа. В соответствии с положениями п. 5 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели необходимо довести до главных распорядителей средств из бюджета (ГРБС, главные распорядители) до начала финансового года. Вот для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств в отчетном году:

  1. Для реализации государственного или муниципального задания.
  2. Для оплаты труда и начисления страховых взносов работникам, задействованным в основной деятельности казенной организации.
  3. Для осуществления закупочной деятельности и на другие цели.

По правилам после доведения лимитов бюджетных обязательств получатель принимает на себя обязанности — например, планирует и осуществляет закупку товаров, работ и услуг, проводит конкурсные процедуры. Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.

В соответствии с БК РФ доведенные лимиты бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении, который выделен для принятия и исполнения учреждением БО в течение финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.

Контроль возложен на Федеральное казначейство.

ГРБС не вправе уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. В ст. 6 разъясняется, что такое ЛБО — денежные права, которые распорядители выделили получателям на отчетный год и плановый период. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестирования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы высвободить деньги и сократить траты из бюджета.

Как доводят ЛБО

ЛБО до казенного учреждения доводится только распорядителем государственных средств (РБС) или главным распорядителем (ГРБС). То, в каком порядке доводятся лимиты бюджетных обязательств заказчиком до уполномоченного учреждения, устанавливается финансовым органом. В свою очередь, Федеральное казначейство наделено полномочиями довести до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты, которые предоставлены Минфином России (ст. 166.1 БК РФ).

В Приказе Минфина России № 52н от 30.03.2015, в Приложении № 2 закреплено, каким документом доводятся лимиты бюджетных ассигнований в муниципальных учреждениях — уведомлением о ЛБО. Его форма по ОКУД — 0504822.

В какие сроки

Обращаем внимание, что актуальным Постановлением о мерах реализации федерального бюджета определено, каким образом доводятся деньги до казенного учреждения — в течение 20 рабочих дней после их отражения на лицевых счетах главных распорядителей и распорядителей средств (ПП РФ № 2050 от 09.12.2020). На уровне субъекта РФ или муниципалитета устанавливаются конкретные сроки доведения.

Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений

  • Что это — доведенные лимиты бюджетных обязательств?
  • Доведение лимитов бюджетных обязательств: процедура и ее документирование
  • Составление сметы казенного учреждения
  • Итоги

Что это — доведенные лимиты бюджетных обязательств?

Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности. Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.

Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность. Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.

Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.

Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.

Доведение лимитов бюджетных обязательств: процедура и ее документирование

Главный источник права, согласно которому осуществляется доведение рассматриваемых лимитов до получателей бюджетных средств (в частности, казенных учреждений) при распределении федерального бюджета — приказ Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н.

Самое начало пути движения лимита по ведомственным вертикалям — направление Министерством финансов РФ сводной бюджетной росписи Федеральному казначейству. Через 4 дня ФК доводит сведения о лимитах до главных распорядителей государственных средств — как правило, представленных федеральными органами власти.

В свою очередь, главные распорядители распределяют лимиты между рядовыми распорядителями (в ряде случаев — также получателями) бюджетных средств, формируя расходные расписания по форме КФД 0531722. Соответствующие расписания составляются для каждого распорядителя бюджета и являются главной формой документа, в которой отражаются сведения о лимитах.

Расходные расписания, сформированные главными распорядителями, передаются в Федеральное казначейство, которое, проверив данные документы на предмет соответствия требованиям, установленным приказом № 104н, доводит их до рядовых распорядителей средств, а также получателей финансирования, которые подотчетны главному распорядителю, направившему соответствующие расписания в ФК.

Лимиты, отраженные в расходном расписании, учитываются на лицевых счетах главного, рядового распорядителя, а также получателя государственных средств, которым может быть, в частности, казенное учреждение.

Указывать ли лимиты бюджетных обязательств в листе 07 декларации по налогу на прибыль, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к справочной системе К+ бесплатно.

На уровне региональных и муниципальных ведомственных вертикалей могут утверждаться отдельные порядки доведения лимитов до учреждений.

Фактически лимиты, отраженные в расходном расписании, которое передано казенному учреждению, можно считать доведенными в момент получения данным учреждением соответствующего расписания. Однако на практике начать принимать обязательства в пределах данных лимитов учреждение сможет только при условии составления и утверждения собственной бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

Рассмотрим данную процедуру подробнее.

Составление сметы казенного учреждения

Каким образом формируется соответствующая смета, определяет конкретное ведомство, которому подотчетно казенное учреждение. Этот порядок должен соответствовать общим требованиям к составлению внутренних смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Форма сметы учреждения определена приказом № 112н (приложение № 1). Показатели, отражаемые в смете, должны соответствовать доведенным лимитам (ст. 221 БК РФ). Таким образом, расходное расписание, переданное казенному учреждению, будет основой для составления внутренней сметы бюджетных расходов.

При этом смета должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания, содержащего лимиты. Утверждает ее руководитель учреждения или уполномоченное им лицо, если иной порядок не определен главным распорядителем.

Порядок утверждения обычно согласуется со схемой доведения лимитов:

  • руководитель организации, являющейся главным распорядителем, уполномочен утверждать внутренние сметы казенных учреждений, которые подведомственны рядовым распорядителям;
  • рядовые распорядители, находящиеся в подчинении главного распорядителя предоставляют разработанные и утвержденные руководством на местах сметы на окончательное утверждение главному распорядителю.

Утвержденные сметы должны быть дополнены обоснованиями по плановым сметным показателям, которые использованы при формировании данного документа. Оба типа документов направляются главному распорядителю, которому подотчетно казенное учреждение.

Итоги

Казенные учреждения могут принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах тех лимитов, что доведены до них в порядке, установленном приказом № 104н. Практическое применение доведенных лимитов возможно только при утверждении учреждением сметы расходов, сформированной на основании соответствующих лимитов.

Узнать больше о решении учреждениями задач, которые связаны с принятием ими бюджетных обязательств, вы можете в статьях:

Как заказчику принять лимиты бюджетных обязательств

ЛБО — это лимиты бюджетных обязательств, утвержденные для конкретного учреждения и принимаемые на финансовый год. Правила работы с ними прописаны в БК РФ.

Основные правила работы

Учреждение не вправе потратить в течение отчетного периода денег больше, чем доведено Минфином. В соответствии с бюджетным законодательством доведенные лимиты бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении по выделенным обязательствам (ст. 6 БК РФ). Под обязательствами понимаются расходы, которые необходимо исполнить в отчетном году.

Принятие БО является обязанностью казенного учреждения в рамках процесса исполнения бюджета (п. 2 ст. 219 БК РФ). Организация, которая принимает БО в пределах установленных ограничений, является получателем средств бюджета (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В БК РФ определяется, что такое лимиты бюджетных обязательств — финансирование в разрезе статей расходов. Для принятия БО уполномоченный финансовый орган — распорядитель средств бюджета — направляет ПБС уведомление по форме 0504822 (приказ Минфина РФ № 52н от 30.03.2015). В уведомлении содержится информация об объемах ЛБО, их текущих изменениях и соответствующих КБК.

Следуют различать лимиты и ПОФ. Нормативная расшифровка, что такое ПОФы в бюджете, — это предельный объем финансирования (приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). Предельные объемы устанавливают для главных распорядителей, распорядителей и получателей ежемесячно, ежеквартально или нарастающим итогом с начала года (ст. 226.1 БК РФ). Для выделения средств организации подают заявки на финансирование.

Если говорить о том, кто утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета, то это Минфин (ст. 158, 249 БК РФ). На региональном уровне утверждением занимается финансовое ведомство субъекта РФ.

Связь с закупками

Рассмотрев, что такое ЛБО в бюджете, перейдем к лимитам в закупках. Контракты и договоры заключаются строго под выделенное и доведенное лимитное финансирование. Принятие БО сверх доведенных лимитов является серьезным правонарушением. Государственные и муниципальные контракты, которые заключены с превышением принятых ЛБО, признаются недействительными (п. 5 ст. 161 БК РФ).

По сути, объем финансирования — это деньги, которые выделены заказчику для проведения закупочных процедур в соответствии с потребностями учреждения. БО принимаются через государственные (муниципальные) контракты и договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 и другими нормативно-правовыми актами.

Процедуры заключения, оплаты и исполнения госконтрактов и иных договоров производятся организацией в пределах выделенных ЛБО в разрезе соответствующих КБК по направлениям расходов (ст. 161 БК РФ). Казначейство регистрирует обязательства и проверяет соответствие сумм контрактов выделенным средствам, подписывая акт проверки ЛБО с договорами (контрактами). Для подтверждения возникновения обязательств ПБС предоставляют заявку и государственный (муниципальный) контракт на приобретение товаров, работ, услуг.

ПБС вправе заключить контракт со сроком действия, который завершается как в отчетном, так и в плановом периоде, так как ЛБО доводятся либо на один, либо на 3 года.

В 44-ФЗ указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, но работы не выполнены на конец года, — расторгать контракт по ст. 95 44-ФЗ и отзывать лимиты. Если заказчик заключил переходящий контракт, то ничего расторгать не придется. Включите соглашение в план-график года исполнения, то есть следующего года.

Если ограничения установлены на один, отчетный, период, то контракт необходимо исполнить в текущем году. Если пределы доведены в том числе на плановый период, то госконтракт заключается в соответствии с установленными ограничениями сроком до 3 лет.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить ЛБО и правильно отразить их в бюджетном учете. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Бухгалтерский учет

Принятие обязательств отражается в регистрах бухгалтерского учета. Минфин разъяснил особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств (письмо № 02-06-10/104101 от 31.12.2019). Для этих операций используется счет 0 501 00 000 «Принятые БО» (единый план счетов, приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Бухгалтерский учет лимитов бюджетных обязательств регламентируют приказ Минфина РФ № 183н от 23.12.2010 (для бюджетников), приказ № 162н от 06.12.2010 (для казенных), приказ № 183н от 23.12.2010 (для автономных).

Представим в таблице основные проводки по учету лимитных обязательств:

Дт КРБ 1 501 11 000 Кт КРБ 1 501 12 000

Отражение ЛБО на текущий год

Отражены суммы финансирования по лимитам от ГРБС

Дт КРБ 1 501 22 000 Кт КРБ 1 501 14 000

На текущий период

Дт КРБ 1 501 12 000 Кт КРБ 1 501 24 000

На следующий период

Дт КРБ 1 503 03 000 Кт КРБ 1 502 01 000

Отзыв ЛБО у ПБС (суммы в проводке указываются со знаком минус)

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Учет лимитов бюджетных обязательств в казенном учреждении

Программный модуль «Учет бюджетных обязательств» предназначен для учета финансовыми органами бюджетных обязательств, возникающих у получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений в соответствии с государственными (муниципальными) контрактами и договорами на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Состав решения
ПМ «Учет бюджетных обязательств» обеспечивает:

  • Регистрация договоров на поставку продукции (работ, услуг) и уточнений к ним участников бюджетного процесса: органов государственной власти и местного самоуправления, казенных учреждений.
  • Регистрация договоров на поставку продукции (работ, услуг) бюджетных и автономных учреждений и уточнений к ним, постановка на учет обязательств, подлежащих оплате за счет субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций.
  • Контроль государственных контрактов и договоров на соответствие бюджетным ассигнованиям, лимитам бюджетных обязательств.
  • Контроль контрактов и договоров бюджетных и автономных учреждений на соответствие сведениям об операциях с целевыми субсидиями.
  • Учет бюджетных обязательств в разрезе дополнительной классификации.
  • Автоматическая последовательная или ручная произвольная нумерация принятых на учет бюджетных обязательств, контроль уникальности учетного номера в пределах финансового года.
  • Учет бюджетных обязательств в разрезе дополнительной классификации.
  • Возможность ведения квартальных или месячных графиков исполнения бюджетных обязательств.
  • Резервирование бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств под принятые к учету бюджетные обязательства.
  • Отражение принятых бюджетных обязательств в лицевых счетах.
  • Внесение изменений в учтенные бюджетные обязательства: механизмы прослеживания цепочек уточнения, контроль непротиворечивости суммы и нового графика исполнения бюджетного обязательства фактически исполненной части обязательства.
  • Получение печатной копии расшифровки к договору и расшифровки к уточнению по договору.
  • Ведение журнала учета и исполнения бюджетных обязательств.
  • Предоставление справок о принятых на учет бюджетных обязательствах, об их исполнении и остатках бюджетных обязательств.
  • Отражение принятых бюджетных обязательств в бюджетном учете.
  • Учет авансирования по договорам.
  • Автоматизированное формирование платежного документа на основании выбранного договора/контракта.
  • Возможность автоматизированного создания уточнений.
  • Возможность просмотра связанных документов.
  • Генерации БО по платёжным документам, не требующим заключения договора.

Функциональные особенности
ПМ «Учет бюджетных обязательств» в отличие от ПМ «Учет государственных (муниципальных) контрактов и договоров» НЕ обеспечивает следующие возможности:

  • Информационный обмен между ФО и экономическим органом, координирующим государственные (муниципальные) закупки.
  • Учет расшифровки стоимости договора по этапам договора, видам продукции и ОКПД.
  • Учет документов исполнения по договорам.
  • Учет авансирования по договорам.

Использование в составе комплексного решения
При совместном использовании с ПМ «Расширенный учет операций со средствами БУ и АУ» позволяет:

  • Регистрировать договора на поставку продукции (работ, услуг) бюджетных и автономных учреждений, ставить на учет обязательства, подлежащие оплате за счет субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг.
  • Осуществлять контроль контрактов и договоров бюджетных и автономных учреждений на соответствие показателям плана финансово-хозяйственной деятельности.
  • При совместном использовании с ПМ «Прикрепление к документам произвольных файлов с ЭП» возможно прикрепление к договорам отсканированных копий подтверждающих документов (договоров, контрактов и т.п.).
  • При совместном использовании с ПМ «Конвейерная обработка и множественное визирование документов» предоставляет возможность работы с системой состояний.
  • При совместном использовании с ПМ «Сверка с реестром контрактов» осуществляется интеграция со сверкой с ООС.

Практика использования
В настоящий момент ПМ «Учет бюджетных обязательств» успешно работает в 23 субъектах РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector