Учет медикаментов в бюджетных учреждениях

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)

  • Основные аспекты учета медикаментов
  • Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой
  • Учет медикаментов в бюджетных учреждениях без аптеки
  • Бухгалтерский учет медикаментов
  • Итоги

Основные аспекты учета медикаментов

По своему характеру медикаменты — это запасы, но с точки зрения учета — специфические. В зависимости от требований к организации учета медикаменты подразделяются на:

  • Лексредства, в отношении которых есть нормативные требования и указания о предметно-количественном учете. Их должны соблюдать производители, продавцы и медучреждения — потребители. Перечень лекарственных средств, подлежащих обязательному предметно-количественному учету, содержится в приказе Минздрава от 22.04.2014 № 183н.
  • Лексредства и перевязочные материалы, к которым такие требования не предъявляются и кторые учитываются в соответствии с бухгалтерскими инструкциями и федеральными стандартами.

Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно:

  • Инструкции по применению бюджетного плана счетов (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н);
  • ФСБУ «Запасы» 5/2019, утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в информационном сообщении разъяснили нюансы маркировки лекарственных препаратов. Ознакомиться с выводами чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой

Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации. В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава от 30.12.1987 № 1337).

Регистры учета, которые ведутся аптекой

Медикаменты поступили от поставщика

Счет от продавца

1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).

2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

Медикаменты выданы из аптеки для использования

1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).

2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ

Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

Счет от продавца / накладная (требование)

Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)

Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером

Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)

Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ

Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.

Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.

Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях без аптеки

В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.

Медикаменты поступают сразу в отделение

1. Накладная (требование).

2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период

Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета

Поступление особых лекарственных средств

Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)

Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению

Бухгалтерский учет медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Подробнее про рабочий план счетов бюджетного учета рассказывает эта статья.

В зависимости от того, осуществляется ли движение запасов в целях бюджетной или коммерческой деятельности, цифра в 18-м разряде номера счета меняется:

  • 1 — бюджетная деятельность (счет 110501000);
  • 2 — деятельность, которая приносит доход (счет 210501000).

Подробнее об обозначении разрядов в номере счета читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Далее рассмотрим часто встречающиеся проводки по движению медикаментов без указания кода вида финансового обеспечения (деятельности).

Медикаменты приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит стоимость, уплачиваемая поставщику, суммы за сопутствующие услуги, таможенные пошлины, а также другие расходы, связанные с покупкой материалов. Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • по средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Покупка медикаментов у поставщика

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача медикаментов от вышестоящего учреждения

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

Использование медикаментов в текущей деятельности

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

Списание просроченных, испорченных медикаментов

Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен доход от реализации медикаментов

Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кт 210500000 «Материальные запасы» (210521440, 210531440)

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Отражена себестоимость медикаментов

Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кт 230304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен НДС

Подробнее об учете материалов в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в учреждениях, действующих на средства бюджета, строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение медикаментов должно быть оформлено законодательно утвержденными первичными документами, записано в регистры учета и отражено бухгалтерскими проводками.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях

Учет медикаментов и продуктов питания в медицинских
учреждениях , финансируемых из государственного
бюджета

Учет медикаментов и продуктов питания является основным отличительным моментом в учетной практике медицинских заведений. Заметим, что порядок учета указанных материальных ценностей почти не изменился за последние 12-15 лет. Но с 1 января 2000 года введен в действие новый План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов, утвержденные приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10 декабря 1999 года N 114. Таким образом, требования этого Плана счетов и Порядка их применения являются обязательными для всех учреждений и организаций, основная деятельность которых ведется за счет средств государственного (местного) бюджета. Поэтому, начиная с этой публикации, для сравнения материал будет представлен как по старому, так и по новому Плану счетов.

Учет медикаментов и перевязочных средств осуществляется по приказу Министерства здравоохранения СССР «Об утверждении Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» от 02.06.87 г. N 747. В соответствии с указанным нормативным документом методика учета лекарственных средств рассматривается в зависимости от наличия аптеки при медицинском заведении в двух плоскостях, каждая из которых содержит два направления: учет обычных лекарственных средств и учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.

При наличии в медицинском заведении аптеки лекарственные средства, не подлежащие предметно-количественному учету, учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммарном (денежном) выражении.

Приобретенные и полученные аптекой лекарственные средства оприходуются за счетами поставщиков. При поступлении указанных материальных ценностей заведующий аптекой или другое уполномоченное лицо осуществляет проверку на соответствие количества и качества. Полученные и проверенные счета поставщиков регистрируются в книге регистрации счетов, поступивших в аптеку ф.6-МЗ, и передаются в бухгалтерию.

Отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам из аптеки осуществляется по накладным (требованиям) ф.434 в двух экземплярах. Накладная (требование) подписывается со стороны получателя материально ответственным лицом отделения (остается второй экземпляр накладной), а со стороны, отпускающей лекарственные средства — заведующим аптекой или его заместителем (остается первый экземпляр накладной). Накладная содержит следующие характеристики соответствующего объекта учета: полное название лекарственного средства, размер, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка, количество, цена. Каждая накладная на выдачу лекарственных средств таксируется заведующим аптекой или его заместителем, после чего накладные фиксируются в порядке номеров в книге учета протаксированных накладных (требований) ф.7-МЗ. В конце месяца в книге ф.7-МЗ подсчитывается общая сумма по каждой группе лекарств и общая сумма за месяц. На основании указанных данных составляется отчет аптеки о поступлении и расходовании медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения ф.11-МЗ, который служит основанием для списания расходов по лекарственным средствам.

Состав лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, определен приказом Министерства здравоохранения Украины от 20.09.95 N 172 и Перечнем Министерства здравоохранения от 30.06.94 N 117 с последующими изменениями и дополнениями. К указанной категории препаратов относятся: наркотические лекарственные средства, психотропные лекарственные препараты, ядовитые лекарственные средства, лекарственные средства, имеющие одурманивающее свойство, а также спирт этиловый. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения «Об утверждении Порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и прескурсоров в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения» от 18.12.97 N 356 медицинские заведения, имеющие свои аптеки, должны закупать указанные препараты из аптечных складов (в соответствии с предварительно заключенными соглашениями с указанными складами).

Учет указанных препаратов осуществляется как в денежном выражении (в бухгалтерии и в аптеке), так и в количественном в разрезе соответствующих наименований (в аптеке). Предметно-количественный учет осуществляется в книге предметно-количественного учета аптечных запасов ф8.-МЗ. Заметим, что на каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ), открывается отдельная страница. Выбытие указанных лекарственных средств в отделения оформляется специальными накладными (требованиями), утвержденными руководителем учреждения, в которых ставится штамп, печать учреждения, указываются номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарства. Получает лекарственные средства (ПКУ) исключительно материально-ответственное лицо соответствующих отделений, кабинетов. На основании накладных (требований) на отпущенные лекарственные средства (ПКУ) составляется ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету ф.1-МЗ, записи в которую осуществляются по каждому наименованию отдельно. Общее количество отпущенных препаратов в соответствии с выборкой за день переносится в книгу ф.8- МЗ.

Медицинские заведения, не имеющие своих аптек, должны закупать лекарственные средства в государственных и коммунальных аптеках. Порядок закупки определяется соглашением между аптекой и соответствующим медицинским заведением. Поступление лекарственных средств при такой форме организации медицинского заведения осуществляется в виде плановых поставок, то есть расчеты между поставщиками и медицинским заведением носит систематический характер. Как правило, на отпущенные в течение определенного периода лекарственные средства поставщик выставляет счет, прилагая подтверждающие документы. Бухгалтерия учреждения проверяет предъявленные счета и принимает к исполнению. Заметим, что несмотря на выделение в Инструкции пункта о предоплате как исключения из правил, на практике авансирование поставок лекарственных средств является скорее правилом.

Лекарственные средства, не подлежащие предметно-количественному учету, отпускаются в учреждения из аптек по накладным (требованиям) ф.434. Накладные выписывает старшая медицинская сестра каждого отделения заведения в разрезе групп в четырех экземплярах. Получение лекарственных средств осуществляется материально ответственными лицами (старшими медицинскими сестрами отделений, главными медицинскими сестрами амбулаторно-поликлинических отделений) по доверенностям. Факт получения из аптеки указанных лекарственных средств подтверждается подписью материально ответственного лица соответствующего медицинского заведения на всех экземплярах накладной (требования) (два экземпляра накладной за подписью работника аптеки получает материально ответственное лицо медицинского заведения). Оприходованные лекарственные средства хранятся в отделениях.

Получение из аптеки и порядок хранения и учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, несколько отличаются. Во-первых, накладные (требования) на отпуск из аптеки медикаментов выписываются в пяти экземплярах, два из которых получает учреждение. Во-вторых, накладные (требования) выписываются отдельно для указанной группы лекарственных средств и имеют более детализированную форму. В-третьих, в отделениях, куда поступают лекарственные средства указанной категории, они хранятся в огнеупорных сейфах или металлических шкафах (порядок хранения определен приказом Министерства здравоохранения от 18.12.97 N 356).

Учет лекарственных средств (ПКУ) осуществляется главной, старшей медицинской сестрой в книге ф.8-МЗ. В конце каждого месяца указанные материально ответственные лица на основании данных первичного учета составляют отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету ф.2-МЗ.

Заметим, что несмотря на каждую из организационных форм работы медицинского заведения по способу обеспечения лекарственными средствами, процесс обращения лекарственных средств включает и доставку указанных материальных ценностей к месту предназначения. В связи с этим следует обратить внимание на то, что расходы по транспортировке лекарственных средств не относятся на увеличение их стоимости, а списываются на фактические расходы учреждения по соответствующему коду экономической классификации расходов.

И еще один существенный пункт: в соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского предназначения освобождаются от налогообложения. Таким образом, в отличии от других групп материалов, налог на добавленную стоимость на медицинские препараты и средства не уплачивается.

Обращаясь к вопросу текущего учета лекарственных средств, отметим, что бухгалтерия учреждения в свою очередь обеспечивает рациональную организацию учета указанного направления, осуществляет постоянный контроль за ведением учета лекарственных средств в отделениях, проверяет ведение вышеперечисленных книг и ведомостей и осуществляет инвентаризацию лекарственных средств.

Для учета медицинских препаратов и средств в системе счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений до недавнего времени использовался субсчет 062 «Медикаменты и перевязочные средства». В новом Плане счетов, введенном в действие приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99, для учета медикаментов и перевязочных средств предназначен субсчет 233 «Медикаменты и перевязочные средства». Счет активный, а значит по дебету фиксируется поступление, по кредиту — выбытие медикаментов и лекарственных средств.

Учет продуктов питания в медицинских заведениях осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» от 05.05.83 N 530. Условно весь процесс учета продуктов питания можно разделить на складской учет, учет на пищеблоке, учет в бухгалтерии.

Закупка и доставка продуктов питания осуществляются в соответствии с условиями соглашений, заключенных с поставщиками. Доставка может осуществляться в централизованном порядке или экспедитором учреждения (по доверенности). Заметим, как и в случае с медикаментами, расходы на транспортировку не относятся на стоимость продуктов питания, однако, в отличии от выше рассмотренного случая, сумма, уплачиваемая поставщику за продукты питания, состоит из стоимости указанных материальных ценностей и суммы налога на добавленную стоимость, который, в свою очередь, относится на расходы учреждения.

Поступление продуктов питания в учреждение оформляется распиской материально ответственного лица (кладовщика, заведующего складом) на документах поставщика. При приемке на склад продукты питания проверяются на предмет соответствия ассортименту, количеству по сопроводительным документам. В случае выявления излишков или недостачи приемка продуктов питания прекращается и возобновляется под надзором и руководством созданной по приказу руководителя учреждения комиссии.

Регистрация оприходования и отпуска продуктов питания на складе осуществляется на основании первичной документации в книге складского учета ф.М-17 в разрезе наименования, номенклатурных номеров, сортов в количественном выражении, при этом на каждое наименование (вид) продуктов питания открывается отдельная страница указанной книги. После разноски данных первичной документации в книгу складского учета все приходные и расходные документы, а также сформированный по ним реестр ф.442 передаются в бухгалтерию на проверку.

Отпуск продуктов питания на пищеблок проводится через шеф-повара на основании меню-требования ф.299. Данные меню-требования носят превентивный и несколько вероятный характер, поскольку формируются на основании предварительных статистических данных по количеству больных в отделениях. В целом процесс движения информации включает следующие стадии:

— подготовка информации по отделениям и ее передача в пищеблок (старшие медицинские сестры составляют ведомости о наличии больных на 9 часов утра текущего дня по ф.22-МЗ и передают диетсестре);

— обработка и обобщение информации на пищеблоке (диетсестра на основании ф.22-МЗ, поступивших из отделений, составляет сводную ф.22-МЗ по больнице в целом с разбивкой по диетстолам);

— составление меню-требования (на основании статистических данных по наличию больных диетсестра составляет меню-раскладку ф.44-МЗ, которая представляет собой расчет необходимого количества определенного продукта в порции соответствующего блюда. На основании итоговых данных ф.44-МЗ выписывается «Требование на выдачу продуктов питания со склада (кладовой)» по форме 45-МЗ или меню-требования ф.299).

Выдача рационов питания в отделения осуществляется по ф.23-МЗ «Ведомости на отпуск в отделения рационов питания для больных». Указанный реестр учета заполняется диетсестрой и подписывается составителем и шеф-поваром. Факт получения отделениями завтраков, обедов и ужинов подтверждается подписью уполномоченного лица.

В бухгалтерии учет поступления продуктов питания осуществляется в накопительной ведомости по оприходованию продуктов питания ф.300, которая составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. Записи в эту ведомость осуществляются в количественном и суммарном выражении на основании первичных документов. После окончания месяца в ведомости подводятся итоги. Накопительная ведомость ф.300 является основанием для составления мемориального ордера 11 или сводки данных накопительных ведомостей по оприходованию продуктов питания ф.398.

Учет выданных продуктов питания ведется в накопительной ведомости по расходованию продуктов питания ф.399. Эта ведомость составляется на материально ответственных лиц. Записи в ведомость проводятся на основании меню-требования ф.299. После окончания месяца в ведомости подводятся итоги, которые определяют стоимость израсходованных продуктов питания. При этом сверяется количество питавшихся лиц со сведениями о фактическом наличии больных. Накопительная ведомость ф.399 является основанием для составления мемориального ордера 12 (сводка накопительных ведомостей о расходах продуктов питания ф.411).

Бухгалтерия учреждения систематически проверяет данные складского учета путем проверки вышеуказанных реестров аналитического учета, которые ведутся на складе. Учетная информация по продуктам питания в бюджетных учреждениях фиксируется на субсчете 232 «Продукты питания» (соответственно 061 в старом Плане счетов), который по отношению к балансу является активным.

Основные проводки по отражению в бухгалтерском учете
операций по поступлению, использованию и выбытию
медикаментов, перевязочных средств и продуктов питания

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях.

Учет в учреждениях имеющих аптеку

Лекарства, в основе, которых токсические, наркотические вещества, этиловый спирт, препараты для опытов, подвергаются предметно-количественному учету. Учет ведет должностное лицо, в книге предметно-количественного учета (форма 8-МЗ). Медикаменты из аптек в учреждения передаются на основании требования-накладной, где указываются данные больных, истории болезни. Документы заверяются печатью руководителя медицинской организации.

Начальник аптеки оценивает стоимость всех отпущенных медицинских материалов. Лекарство с прошедшим сроком, испорченные медикаменты, должны быть сразу же уничтожены. Уничтожение осуществляется специальной комиссией, которая создается органом власти РФ. Для осуществления операции оформляется акт, где пишутся причины ликвидации, данные людей, участвующих в процессе, описание уничтоженных предметов.

Ежемесячно начальник аптеки составляет отчет, где указывается приход и расход медикаментов (ф.11-МЗ)

Учет в учреждениях, не имеющих аптеку

В данном случае, медикаменты от производителя получают материально-ответственные лица по доверенности (форма№М-2,М2а). Полученные ценности хранятся в кабинетах. Ведется учет полученных лекарств на основании счет-фактуры, ТТН, товарной накладной.

Если организация занимается оборотом наркотических и психотропных препаратов, она должна вести специальный журнал операций по каждому медикаменту. Журнал должен заверяться юристом. Журнал заполняет ответственное лицо, назначенное руководителей учреждения. Журнал храниться в безопасном месте, ключ находится у ответственного лица. Каждый месяц проводится опись психотропных и наркотических лекарств. После заполнения, журналы отдаются в архив на 10 лет, а затем уничтожаются.

Для учета медикаментов (вакцины, лекарства растительные, перевязочные материалы, бумага, резинки, капсулы и т.д.) используется счет 0 105 01 000. Медикаменты могут поступать с аптеки или со складов. Материалы, необходимые для лечебно-профилактических процедур, принимаются по фактической стоимости.

Правильный учет позволяет контролировать сохранность медикаментов, показывает количество оставшихся лекарств и количество нужных для следующего заказа.

Учет материалов в бюджетных учреждениях
Учет материалов в учреждениях бюджетного характера имеет четыре уровня, по которым с правовой точки зрения регулируется бухучет. Первый уровень определяет закон федерального.

Принятие и учет металлического лома в бюджетной организации
После завершения процесса по демонтажу изношенного либо морально устаревшего оборудования, полученный в результате ее осуществления металлолом подлежит передаче на хранение в.

Учет ГСМ в бюджетной организации
ГСМ – горючесмазочные материалы, которые подлежат учету в бюджетных учреждениях. В список ГСМ входят: бензин, керосин, торф, дрова, мазут, дизельное топливо, охлаждающие.

Учет НДС в бюджетном учреждении
Бюджетным организациям труднее вести учет НДС, чем коммерческим. Это связано с законодательной базой. За свое длительное существование этот налог до сих пор является предметом.

Учет лекарственных средств в медицинских учреждениях (В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР) (30 мая 2011 г.)

В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР

УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Как ведется учет лекарственных средств в медицинских учреждениях?

До недавнего времени действовали «Правила учета лекарственных средств», утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 16 апреля 2008 года № 216, в соответствии с которыми был организован учет лекарственных средств в медицинском учреждении. После отмены действия вышеуказанного нормативного документа, порядок организации учета медикаментов в медицинском учреждении, должен быть описан в ее Учетной политике. В бухгалтерском учете отражение операций по движению медикаментов производится в соответствии с:

— Инструкцией по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях, утвержденной приказом Директора Департамента казначейства Министерства финансов РК от 27 января 1998 года № 30, и зарегистрированной в Министерстве юстиции РК 19 марта 1998 года № 489 (для госучреждений, содержащихся за счет бюджетных средств);

— Законом РК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и изданными во исполнение этого Закона:

а) приказом Министра финансов РК от 22 июня 2007 года № 221 об утверждении «Правил ведения бухгалтерского учета»;

б) приказом Министра финансов РК от 23 мая 2007 года № 185 об утверждении «Типового плана счетов бухгалтерского учета»;

в) приказом Министра финансов РК от 21 июня 2007 года № 217 об утверждении Национальных стандартов финансовой отчетности № 2 (НСФО № 2).

Для удобства учета, как правило, в организациях здравоохранения учет лекарственных средств осуществляется по отдельным группам:

— изделия медицинского назначения.

В организациях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую, стационарную, скорую медицинскую помощь, независимо от организационно-правовой формы, учету подлежат:

1) лекарственные средства, закупленные за счет средств республиканского, местного бюджетов, внебюджетных средств, поступившие по линии гуманитарной помощи, для проведения клинических испытаний, по разнарядке вышестоящей организации или переданные с баланса других организаций здравоохранения;

2) лекарственные средства, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, подлежащие контролю в соответствии с Законом РК от 10 июля 1998 года № 279-I «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» (во исполнение этого закона был издан приказ Министра здравоохранения РК от 7 апреля 2005 года № 173 «Об утверждении Правил использования в медицинских целях» наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, подлежащие контролю в Республике Казахстан»).

Приказом первого руководителя назначается лицо, ответственное за учет лекарственных средств в аптеке, отделении, кабинете. Учет осуществляется в суммовом и количественном выражении по отдельным наименованиям. При определении цены медикаментов для списания используется метод средневзвешенной стоимости.

На практике, учет медикаментов в медицинской организации, учет можно вести в таблице. Форма таблицы учета медикаментов у ответственного лица и старших медсестер разрабатывается самой организацией и утверждается ее учетной политикой. В форме обычно предусматриваются все параметры информации, которые необходимы для правильного ведения учета медикаментов (наименование, единица измерения, срок годности, остаток на начало периода, приход, расход и его расшифровка, остаток на конец периода). Обычно таблица открывается на каждый отдельный месяц и используется для составления отчета о движении медикаментов.

Приходные документы сводятся в реестр, в котором группируются суммы поступивших лекарственных средств по следующим группам:

— изделия медицинского назначения;

— лекарственные средства, поступающие по линии гуманитарной помощи;

— лекарственные средства, поступающие для проведения клинических испытаний;

— лекарственные средства, поступающие по разнарядке вышестоящей организации или передаваемые с баланса других медицинских учреждений;

— лекарственные средства, закупленные за счет внебюджетных средств.

При поступлении лекарственных средств, ответственное лицо принимает их в соответствии с сопроводительными документами. В реестр заносятся только проверенные приходные документы поставщиков. При обнаружении недостачи, излишков, порчи и боя поступивших материальных ценностей, комиссионно составляется акт и об этом факте извещается поставщик, в соответствии с условиями договора, для дальнейшего решения вопроса согласованной поставки.

Расходными документами являются требования-накладные, которые подаются из отделений (кабинетов) ответственному лицу в трех экземплярах:

— первый экземпляр для аптеки;

— второй экземпляр возвращается старшей медсестре при выдаче лекарственных средств по выписанному требованию;

— третий передается в бухгалтерию для оформления перемещения лекарственных средств от одного материально-ответственного лица (ответственный за учет лекарственных средств) другому (старшей медсестре отделения).

Требования таксируют в соответствии с ценой лекарственных средств, определяя и сумму расхода. Цена определяется в зависимости от метода учета стоимости медикаментов, предусмотренного в учетной политике медучреждения. Это может быть метод средневзвешенной стоимости или метод ФИФО.

Требования, по которым были отпущены лекарственные средства, заносятся в реестр, в котором суммы отпущенных лекарственных средств группируются по тем же группам, по которым ведется группировка поступивших медикаментов от поставщиков.

Старшая медсестра формирует требование-накладную на основании заявок постовых сестер, которые собирают сведения из истории болезни пациентов, то есть на основании назначений лечащего врача. После получения лекарственных средств из аптеки, старшая медсестра выдает их постовым медсестрам по их заявкам. Количество лекарственных средств на посту не может превышать трехдневный запас. Количество медикаментов, получаемых старшей медсестрой в аптеке, не должно превышать десятидневный запас. Старшая медсестра ведет учет полученных лекарственных средств в Книге учета лекарственных средств в суммовом (денежном) и количественном выражении по наименованиям. Если учет ведется не в электронной форме, то страницы Книги учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью первого руководителя и главного бухгалтера.

Ежемесячно ответственный за ведение учета лекарственных средств и старшие медсестры составляют отчет о движении лекарственных средств по группам и наименованиям. По каждой позиции в отчете отражается: единица измерения, цена, остаток на начало месяца по количеству и сумме, приход по количеству и сумме, расход по количеству и сумме, остаток на конец месяца по количеству и сумме.

В отчете перечисляются все имеющиеся в лечебном учреждении (отделении или кабинете) лекарственные средства в следующем порядке:

2. (перечисляются все препараты по отдельным наименованиям);

— изделия медицинского назначения: (аналогично);

— линзы контактные и для коррекции зрения: (аналогично);

— предметы и материалы: (аналогично);

— устройства, приборы, аппаратура: (аналогично);

ИТОГО: (только суммовые показатели);

— лекарственные средства, поступившие по линии гуманитарной помощи: (аналогично, т.е. в количественном и суммовом измерителе);

— лекарственные средства, поступившие для проведения клинических исследований: (аналогично);

— лекарственные средства, поступившие по разнарядке вышестоящей организации или переданные с баланса других организаций здравоохранения: (аналогично);

— лекарственные средства, закупленные за счет внебюджетных средств: (аналогично);

ВСЕГО: (только суммовые показатели).

В бухгалтерии списание лекарственных средств на расходы по оказанию медицинских услуг производится на основании отчетов старших медсестер. Отчет аптеки является как бы контрольным регистром для контроля прихода лекарственных средств в отчете старших медсестер: расход аптеки должен равняться сумме прихода всех отчетов старших медсестер медучреждения. Суммарный приход по отчету аптеки должен равняться сумме расхода по специфике 132 «Приобретение медикаментов».

Все учетные формы документов, которые необходимо вести при учете лекарственных средств, должны быть утверждены Учетной политикой медорганизации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Как отражается учет лекарственных средств при применении различных планов счетов?

Приведем пример бухгалтерских проводок по учету медикаментов в организациях здравоохранения, использующих различные планы счетов:

Примечание . В Рабочем плане счетов медицинской организации для учета запасов, используемых непосредственно на цели по оказанию медицинской помощи, можно отражать на счете 1310 «Сырье и материалы», открыв аналитические счета, например, 1311 «Продукты питания», 1312 «Медикаменты» и т.д.

Наименование бухгалтерской операции

Пример отражения на счетах бухгалтерского учета

ВОПРОС — ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения в своем составе имеет три производственные аптеки, которые осуществляют учет движения.

Позиции: поступление и отпуск в отделения и структурные подразделения, территориально обособленные от головной организации (филиалы) медикаментов, перевязочных средств, спирта, расходных материалов лечебного назначения (шприцы, системы переливания крови, скальпели одноразовые, салфетки дезинфицирующие спиртовые и т.д.), реактивов и расходных материалов лабораторного назначения (тест-полоски, химическая посуда), косметологических средств в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно–профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747. Списание материалов производится на основании актов о списании, оформленных по форме 0504230, при их выдаче из аптеки в отделения и структурные подразделения.

Правомерны ли действия учреждения по списанию медикаментов, перевязочных средств, реактивов при выдаче их из аптеки, а не путем осуществления внутреннего перемещения на материально ответственное лицо отделения и дальнейшее списание материальных ценностей на основании отчета МОЛ и утвержденных норм?

Допускается ли учреждению самостоятельно изменить локальным актом срок текущей потребности в лекарственных средствах, расходных материалах, реактивах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения при их выдаче из аптеки в отделения и структурные подразделения осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Учреждение не может самостоятельно изменить срок текущей потребности в медикаментах.

При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями Инструкции №157н и Инструкции №174н.

Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747 (далее — Инструкция №747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции №747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (см., например, письмо Минфина России от 25.03.16 №02-07-10/17036).

Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.

Предметно–количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно–количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно–количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции №747.

Пунктом 45 Инструкции №747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (структурные подразделения) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (структурным подразделениям) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5–дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции №747). А также в отделении (структурном подразделении) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции №747).

Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций №157н и №174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.

При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.

При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:

  • потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
  • имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.

Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче из аптеки в отделение (структурное подразделение), так и по факту оказания медицинской услуги. Отражение выбытия медикаментов с балансового учета по факту оказания медицинской услуги является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.

Бюджетное учреждение в целях организации бухгалтерского учета руководствуется законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, и формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (п. 6 Инструкции №157н).

Перечень мероприятий, утверждаемых локальными актами учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, поименован в п. 6 Инструкции №157н и положениях СГС «Концептуальные основы». При этом данный перечень является открытым.

По общему правилу, в рамках учетной политики закрепляются положения, порядок отражения которых законодательством четко не определен. В рассматриваемой ситуации п. 19 Инструкции №747 прямо установлен срок текущей потребности в медикаментах. Следовательно, учреждение не может самостоятельно изменить этот срок. Это будет противоречить Инструкции №747.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО