...

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

Запрос документов при камералке: что надо знать

Рассмотрели несколько важных вопросов о том, как налоговая вправе запрашивать документы при камеральной проверке.

Вопрос № 1

Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной проверки декларации по НДС по требованию о представлении документов запрашивать дополнительные документы, прямо не поименованные в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет:

  • регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета;
  • договоры,
  • заключенные с покупателями и поставщиками;
  • счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж);
  • выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • расшифровки отдельных строк декларации?

Да, если это предусмотрено ст. 88 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, п. 7 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Быстро собрать все документы по запросу налоговой?

Это возможно: наш бухгалтер при документообороте больше 5000 входящих и исходящих документов в месяц готовит пакет документов по любому запросу за 30 минут. Смотрите, как мы этого добились.

Кроме того, п. 8 ст. 88 НК РФ установлено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Вопрос № 2

Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки истребовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всех первичных документов за прошедший год?

Нет — если в этом нет необходимости.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, п. 7 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен ст. 346.23 НК РФ. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Главой 26.2 НК РФ обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено. Пунктами 3 и 4 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.11.2008 № 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Вопрос № 3

Имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.

В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Вопрос № 4

В каких случаях налоговый орган вправе после окончания выездной налоговой проверки организации (после даты, указанной в справке) истребовать документы (информацию) у ее контрагентов, касающиеся деятельности проверяемого лица в охватываемый налоговой проверкой период, без назначения дополнительных мероприятий налогового контроля?

Могут ли полученные таким образом сведения служить доказательством вины налогоплательщика, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка?

Пунктом 1 ст. 31 НК РФ определен перечень прав налоговых органов, который не является исчерпывающим. Согласно п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные НК РФ.

В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Контроль возврата документов от контрагентов

Все документы от поставщиков на месте:

В «1С» вы можете создать отчет о наличии документов в базе.

Отобрать документы вы можете либо по контрагенту, если это сверка, либо по типу документов — и выгрузить только накладные, поступления или реализации.

Указанные документы (информация) могут быть истребованы также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

Пунктом 2 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Согласно положениям пункта 4 статьи 101 Кодекса использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса, не допускается. Доказательства, полученные в соответствии с НК РФ, должны оцениваться по правилам оценки доказательств с учетом их значимости для разрешения спора.

В соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и использовать ее в рамках любой налоговой проверки.

Вопрос № 5

Каков порядок оформления требований о представлении документов, запрашиваемых по месту нахождения налогового органа в рамках выездной налоговой проверки?

Пунктом 1 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК РФ, абз.5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий. Реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки.

Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п.п. 30 п. 2.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28). НК РФ не предусмотрен порядок представления в налоговые органы копий документов, как и право ФНС РФ устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.

Вместе с тем, необходимо учитывать цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы.

Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).

Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
  • осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Камеральная налоговая проверка: какие нарушения допускают налоговые органы при истребовании документов и пояснений

Ниже мы рассмотрим, какие нарушения из нашей практики допускают инспекции и как на них реагировать налогоплательщику. В частности, рассмотрим следующие вопросы:

  1. Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством.
  2. Повторное истребование документов.
  3. Истребование документов за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки.

Читайте также статью налоговых юристов о том: «Какие документы инспекция вправе истребовать в ходе проведения камеральной налоговой проверки».

Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством

Предметом камеральной проверки является представленная налоговая декларация. Перечень документов и информации, которые инспекция вправе истребовать в ходе проведения проверки, закреплен в статье 88 НК РФ.

Получив требование, в первую очередь, необходимо установить, входит ли запрашиваемый документ в состав допустимых к истребованию (подробно о том, какие документы налоговый орган вправе истребовать при проведении камеральной налоговой проверки мы писали в статье Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция).

Напомним, что инспекции предоставлено право в ходе «камералки» дополнительно требовать у налогоплательщика представить пояснения (п.3 ст. 88 НК РФ) и документы (п.6-11 ст. 88 НК РФ).

Процедуры требования пояснений и истребования документов отличаются (например, используются разные формы требования, предусмотрены разные сроки представления пояснений и документов).

Истребовать документы при проведении камеральной проверки инспекция вправе только, если в декларации обнаружены ошибки или противоречия либо в случаях, прямо установленных п.п. 6, 7, 8-9, 11, 12 ст. 88 НК РФ (например, при проверке декларации по НДС с суммой возмещения налога из бюджета, декларации с заявленными льготами по налогу).

Если компания получила требование о пояснении, она вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ). Не смотря на то, что это право, а не обязанность налогоплательщика, инспекции на практике привлекают компании к ответственности за непредставления документов по требованию о представлении пояснений.

В рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль компания получила требование о предоставлении пояснений расхождений между суммой доходов и выручкой по НДС, в котором также была указана необходимость представления ряда документов (первичные учетные документы, подтверждающие обоснованность расхождения, учетная политика, главная книги, ведомость учета основных средств и пр.).

Компания представила пояснение без истребованных документов, а инспекция привлекла ее к ответственности за непредставление документов (п.1 ст. 126 НК РФ).

Налогоплательщик не согласился с налоговым органом и успешно отстоял свои права в суде, который указал, что если при проведении камеральной проверки инспекцией выявлены ошибки и (или) противоречия, она вправе потребовать от налогоплательщика представить пояснения или внести соответствующие исправления в свою декларацию в установленный срок. При этом право при проведении камеральной проверки требовать от налогоплательщика предоставления документов в абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ не предусмотрено. Компания в свою очередь не воспользовалось своим правом, закрепленным в п. 4 ст. 88 НК РФ, на представление дополнительно к пояснению документов, а ответственность за отказ налогоплательщика от реализации своего права налоговым законодательством не установлена (Постановление 19ААС от 24.09.2020 года по делу № А36-2872/2020).

Таким образом, налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок, противоречий, т.е. выполняющий свою обязанность, корреспондирующую праву инспекции, истребовать только пояснения (п.3 ст. 88 НК РФ), вправе по своему усмотрению дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового / бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п.4 ст. 88 НК РФ).

На практике не редки случаи истребования налоговым органом документов, когда это не предусмотрено нормами НК РФ (п.6-11 ст. 88 НК РФ)

В ходе камеральной проверки декларации по УСНО, инспекция направила требование о представлении следующих документов — книги учета доходов и расходов, книги кассира операциониста, документов, подтверждающие ведение раздельного учета по спецрежимам.

Суд в данной ситуации признал действия инспекции по истребованию документов не соответствующими положениям НК РФ, поскольку при проведении камеральной проверки нельзя истребовать дополнительные документы, если это прямо не предусмотрено п.7 ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с декларацией не предусмотрено НК РФ. Глава 26.2 НК РФ не предполагает обязанности налогоплательщика представлять вместе с декларацией по УСНО указанные в требовании документы, поэтому налогоплательщик не обязан их представлять инспекции (Постановление АС Уральского округа от 08.12.2018 года № Ф09-7976/18 по делу № А71-130/2018).

Таким образом, налогоплательщики вправе не выполнять требование инспекции о представлении документов в рамках камеральной проверки, если это не предусмотрено нормами налогового законодательства.

Встречаются на практике требования, в которых указана необходимость представить аналитическую информацию, оформить сопоставительные таблицы, заполнить таблицу прогнозов (поступления денежных средств от контрагентов, уплаты налогов и пр.) прогнозов. Инспекции не вправе требовать представление такой информации (Письмо ФНС от 13.09.2012 года №АС-4-2/15309, Постановление АС Московского округа от 09.02.2015 № Ф05-17110/2014 по делу № А40-32972/14).

Организация также вправе не выполнять требование инспекции о представлении документов, составление которых не предусмотрено нормами налогового законодательства. К таким документам могут быть отнесены аналитические регистры, статистическая информация, сопоставительные таблицы, прогнозы.

Важно, чтобы из содержания требования было ясно, какие конкретно документы и за какой период необходимо представить в инспекцию. При этом суды признают правомерным истребование документов, в отношении которых не указаны конкретные реквизиты при условии, что содержание требования позволяет четко определить, какие документы необходимы инспекции.

Если же налогоплательщик не может самостоятельно установить состав и требуемых документов, ему следует направить в ответ на требование инспекции письмо, в котором указать на невозможность исполнения требования и попросить уточнить его содержание.

Выводы судов:
При отсутствии в требовании конкретного перечня истребуемых документов с указанием на их количество, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за их непредставление отсутствует (см, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 №КА-А40/2634-10).

Повторное истребование документов

В пункте 5 статье 93 НК РФ закреплено правило, в соответствии с которым при проведении налоговой проверки инспекция не вправе запрашивать документы, которые ранее уже были представлены в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок или в ходе проведения налогового мониторинга.

Это правило также действует в ситуации, когда налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по разным основаниям (к примеру, по основному месту постановки на учет, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств и т.д.).

Если компания получает требование о представлении документов, которые ранее уже направлялись налоговому органу, можно повторно их не представлять. Такое право налогоплательщика закреплено в п. 5 ст. 93 НК РФ.

Можно не представлять документы, которые ранее были направлены в рамках камеральных, выездных, «встречных» проверок и иных мероприятий налогового контроля. Однако, есть исключение из правила, так, придется продублировать отправку документов:

  • если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников и они были возвращены проверяемому лицу;
  • если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Обязательно надо уведомить инспекцию о том, что истребуемые документы были представлены ранее (форма и формат уведомления утв. приказом ФНС России от 24.04.2019 года № ММВ-7-2/204@).

В уведомлении обязательно следует указать следующую информацию (п. 5 ст. 93 НК РФ):

  • реквизиты документа, которым (приложением к которому) были представлены документы;
  • наименование налогового органа, в который были представлены документы.

Уведомление представляется в срок, установленный для представления документов. Т.е, в общем случае при истребовании документов в рамках камеральной проверки, срок подачи уведомления — 10 рабочих дней (ст. 93 НК РФ).

Истребование документов за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки

Статьей 88 НК РФ закреплен срок проведения камеральной проверки, который в общем случае составляет 3 месяца со дня представления декларации. Исключения составляют налоговые декларации по НДС, для которых определен срок проверки 2 месяца со дня представления декларации (может быть продлен до 3 месяцев) и декларации по НДС, представленные иностранными организациями, состоящими на учете в «российском» налоговом органе — 6 месяцев со дня представления декларации (абз.1 и 4 п.2 ст. 88 НК РФ).

На практике бывают ситуации, когда срок камеральной проверки истек, а инспекция проверку не завершила и направляет налогоплательщику требования о представлении документов. Такое требование противоречит положениям НК РФ.

Правоприменительная практика исходит из того, что по смыслу нормы п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им декларации в установленный для проведения камеральной проверки срок. Возможность направления налогоплательщику требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки, по истечении срока, отведенного на проведение проверки, НК РФ не предусматривает (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57).

ФНС также считает, что использование доказательств, полученных после окончания проверки и до составления акта по налоговой проверке, возможно при условии направления требования о представлении документов только в пределах сроков, предусмотренных ст. 88 НК РФ (Письмо ФНС от 22.08.2014 года №N СА-4-7/16692).

Таким образом, если инспекция направит требование о представлении документов по истечении срока, отведенного НК РФ на проведение «камералки», налогоплательщик вправе не выполнять такое требование, как не соответствующее НК РФ, сообщив об этом налоговому органу.

Следует отметить, что если требование направлено налогоплательщику до окончания срока камеральной проверки (например, в последний день трехмесячного срока) и получено им после истечения срока, отведенного для проверки — у налогоплательщика нет основания для освобождения от исполнения такого требования (например, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.04.2017 года № Ф08-1667/17).

Мы рассмотрели только некоторые, наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые налоговым органом при истребовании документов. Каждое требование, полученное от инспекции необходимо анализировать индивидуально с учетом всестороннего анализа как правомерности истребования документов, так и их возможного влияния на формирование выводов налогового органа по результатам проверки.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку, чтобы Ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

  • У проверяющих есть вопросы – когда и в какой форме ждать от них запросы
  • Формы представления пояснений
  • Право или обязанность
  • Итоги

Налоговики во время выездной налоговой проверки требуют у налогоплательщика разнообразные пояснения и документы. Когда запросы наиболее вероятны и как они должны быть оформлены, узнайте из нашего материала.

У проверяющих есть вопросы – когда и в какой форме ждать от них запросы

В ходе выездной налоговой проверки компании часто сталкиваются с тем, что у налоговиков возникают вопросы, касающиеся исчисления и уплаты налогов. В связи с этим инспекторы требуют у организации представить пояснения, чтобы выявить факты, позволяющие предполагать совершение налогового правонарушения.

Налоговикам предписано во время выездной налоговой проверки обязательно получать от налогоплательщика пояснения по каждому потенциально возможному значительному нарушению (письмо ФНС России от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015).

Получение налоговиками пояснений в ходе проверки позволяет:

  • выявить позицию налогоплательщика до составления акта налоговой проверки;
  • в отдельных случаях избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий.

Указанным письмом налоговикам предписано:

  • оформлять каждое требование о предоставлении пояснений в письменной форме;
  • требовать пояснений от налогоплательщика в письменном виде или закреплять их в ином виде (в том числе с использованием технических средств).

Формы представления пояснений

Порядок получения пояснений Налоговым кодексом РФ регламентирован частично. К примеру, пояснения к декларации по НДС налоговики принимают только по ТКС.

Подробности об этом узнайте из публикации.

В любом случае инспектору необходимо зафиксировать все пояснения либо документально, либо с помощью различных технических средств, к которым относятся (п. 1.6 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837):

  • средства фото- и видеофиксации;
  • копировально-множительная техника;
  • иные технические средства.

Проверяющий должен обязательно отметить в протоколе факт применения технических средств, а полученные с их помощью материалы приобщить к данному протоколу (ст. 99 НК РФ, письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 1.6)).

Применение технических средств позволяет:

  • зафиксировать значительный объем информации;
  • обеспечить объективность и наглядность полученных данных;
  • зафиксировать информацию в ситуациях, когда иными средствами это осуществить невозможно.

О возможностях электронного документооборота между налоговиками и налогоплательщиками расскажет материал «ФНС наводит порядок в документообороте с налогоплательщиками: хроника изменений».

Право или обязанность

Налоговый кодекс РФ предоставляет налоговикам право истребования у налогоплательщика:

  • документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность их уплаты (удержания, перечисления), подп.1 п.1 ст.31 НК РФ;
  • документов (информации) для реализации мероприятий налогового контроля, ст.93 НК РФ.

Налогоплательщик во время выездной налоговой проверки обязан обеспечить контролерам возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина от 10.07.2015 № 03-02-07/1/39920).

Неправомерное непредставление в срок документов (информации) или отказ в их представлении по запросам налоговиков грозит штрафами:

  • по п. 1 ст. 126 НК РФ – 200 руб. за каждый непредставленный документ (при проведении мероприятий налогового контроля);
  • по п. 1 ст. 129.1 НК РФ – 5 000 руб. (при повторении нарушении в течение года – 20 000 руб.) за неправомерное несообщение налоговикам запрашиваемых сведений.

Должностные лица компаний за это нарушение могут подвергнуться административному штрафу (от 300 до 500 руб.)

Итоги

При проведении выездной налоговой проверки налоговики вправе запрашивать документы и информацию, а налогоплательщик обязан предоставить им возможность ознакомиться с запрашиваемыми документами. Отказ в предоставлении документов, а также их неправомерное непредставление в установленные сроки может повлечь штрафы для компании и ее должностных лиц.

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-02-08/1322 от 15.01.2020

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 05.12.2019 и сообщает следующее.

На основании подпункта 4 пункта 1 и пункта 2.1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов, сборов, страховых взносов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Пунктами 3 и 10 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 № 267-О, по смыслу положений статьи 88 Кодекса (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

В письме ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ отмечено, что направление в адрес плательщика требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в налоговой декларации, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, по выявленным несоответствиям сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

В соответствии с правовой позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, выраженной в постановлении от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018 по делу А56-38230/2017, из взаимосвязанного толкования подпунктов 2, 4 и 8 пункта 1 статьи 31 и пунктов 3 и 5 статьи 88 Кодекса, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у плательщика пояснения относительно данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах. Исходя из этого действия налогового органа, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса, являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. Полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Направленность и смысл такой процедуры состоят в том, что она является одним из предусмотренных Кодексом механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора, поводом для которого является обнаружение налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки различного рода ошибок, противоречий и несоответствий.

Указанная позиция о наличии у налоговых органов полномочий, предусмотренных указанными выше положениями Кодекса, которые не нарушают права и законные интересы плательщиков, по сути поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Правомерно ли истребование налоговым органом документов вне рамок проверок?

Статья 93.1 Налогового кодекса это допускает, но полномочия налогового органа не безграничны

Широкие полномочия налогового органа и их ограничения

Налоговому праву присущ императивный характер норм (т.е. эти нормы не допускают выбора, требуют безусловного исполнения). В этом несложно убедиться, ознакомившись с содержанием ст. 23 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает обязанности налогоплательщиков. Одной из них является обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность такого исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления). Уже из содержания одной этой статьи очевидно наличие расширенных полномочий налогового органа по отношению к налогоплательщикам.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Следующим же пунктом указанной статьи допускается истребование документов при рассмотрении материалов налоговой проверки. А далее предусматривается возможность истребования документов (информации) и вовсе вне рамок проверок.

Несмотря на широкие полномочия налогового органа, законодатель предусмотрел и ограничения. Так, в НК РФ установлено, что налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) вне рамок налоговых проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.

По нашему мнению, наличие четкого механизма истребования и его оснований благоприятно отразилось бы на правоприменительной практике и уменьшило бы количество негативных последствий, с которыми сталкиваются налогоплательщики после того, как получают такие требования, будучи зачастую не осведомленными о законности истребования, порядке исполнения и последствиях непредоставления документов (информации).

Чтобы определить правомерность истребования налоговым органом документов вне рамок налоговых проверок, следует разобраться в трех аспектах. Рассмотрим каждый из них.

Какой налоговый орган может истребовать документы?

С 2007 г. Министерство финансов придерживается единообразного подхода и неоднократно давало разъяснения в письмах от 6 августа 2019 г. № 03-02-08/59105, от 22 января 2014 г. № 03-02-07/1/2057, от 19 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-190 и от 29 марта 2007 г. № 03-02-07/1-146. Так, ведомство сообщило, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, может направлять поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

На основании п. 4 ст. 93.1 НК РФ требование о представлении документов (информации) направляется лицу налоговым органом, в котором лицо состоит на учете по месту своего нахождения. При этом положения указанной статьи не обязывают направлять названное требование исключительно тем налоговым органом, в котором лицо состоит на учете. ФНС России в Письме от 8 августа 2013 г. № АС-4-2/14488 разъяснила, что налоговый орган вправе направить документ, который используется при реализации им своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по любому месту учета лица налоговым органом, в том числе в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения организации. Верховный Суд РФ закрепил указанный подход в Определении от 16 ноября 2018 г. по делу № А76-34609/2017.

Следовательно, истребовать документы (информацию) может как налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иное мероприятие налогового контроля, так и налоговый орган по месту нахождения лица, у которого истребованы документы (информация).

Дополнительно следует отметить, что положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок у последующих организаций, а также запрета на истребование сведений об обстоятельствах финансовой деятельности контрагентов и о должностных лицах, контролирующих от имени контрагента финансовые потоки. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в Определении от 6 августа 2018 г. № 309-КП8-10528 по делу № А60-59810/2017.

Отождествляет ли законодатель документы и информацию?

Из контекста статьи кажется, что понятия эти если не тождественны, то очень схожи. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо проанализировать иные нормы НК РФ и обратиться к другим законодательным актам.

Однозначно можно утверждать, что документ – это надлежащим образом оформленная информация, по форме и содержанию отвечающая тем или иным требованиям, обычно имеющая определенный срок хранения. Следовательно, документ содержит информацию, но информация – не всегда документ. Информация – более широкое понятие по отношению к документу. Можно предположить, что именно по этой причине законодатель в ст. 129.1 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (а не за непредоставление документов).

Применение ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, ввиду отсутствия единообразия в терминологии не могло не стать причиной судебного прецедента. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. № 11890/12 было установлено, что неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения налогового органа в части привлечения к ответственности недействительным.

Из анализа ст. 93.1 НК РФ становится ясно, что законодатель все-таки разграничил понятия «документы» и «информация»: в п. 1, 3–5 говорится о документах и информации, а в п. 2, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, упоминается только о предоставлении информации. Таким образом, вне рамок налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только информацию. Соответственно, понятия «документы» и «информация» не тождественны.

Что значит обоснованная необходимость?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к правоприменительной практике. Особого внимания заслуживает Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40-211149/18-115-4949.

Кратко – о сути дела: ООО «Артек» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования налогового органа о представлении документов (информации) на основании ст. 31 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Судами было установлено, что налоговый орган запросил документы (информацию) за период с 2015 по 2017 г. При этом в отношении налогоплательщика не проводилась выездная проверка, т.е. требование о предоставлении документов за три налоговых периода не связано с налоговой проверкой заявителя. Также судами не установлено, в отношении какой сделки или в отношении какого контрагента заявителя запрошена информация.

После длительного рассмотрения дела суд кассационной инстанции направил его на новое рассмотрение, результатом которого и явилось указанное выше решение Арбитражного суда г. Москвы. Арбитражный суд Московского округа, отменяя судебные акты, указал, что в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы (информацию) возложена на общество законно и налоговому органу действительно необходимо было их получить.

Отсюда можно сделать вывод, что обоснованная необходимость включает следующие составляющие:

  • мероприятие налогового контроля, в ходе которого требуются запрашиваемые документы (информация);
  • указание контрагента или конкретной сделки.

Представители юридической науки справедливо отмечают, что при указании контрагента, сведения о котором запрашивает налоговый орган, должна проводиться налоговая проверка 1 . Если налоговый орган указывает на совершение конкретной сделки, направляя требование о предоставлении документов (информации), действия налогового органа правомерны. Причины определения периода, к которому относятся истребуемые документы, не влияют на правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки относительно конкретной сделки (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Отметим, что, несмотря на длительное применение ст. 93.1 НК РФ, единообразия правоприменительной практики не выработано. Так, некоторые суды занимают позицию, согласно которой для налогового органа не имеет значения обоснованность. Например, отсутствие в оспариваемом требовании указания на проведение мероприятия налогового контроля и причин для истребования документов не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены ст. 93.1 НК РФ (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Таким образом, применение п. 2 ст. 93.1 НК РФ само по себе безоговорочно не возлагает обязанности на налогоплательщика. Более того, применение этого пункта налоговым органом для целей, не указанных в НК РФ, является заведомым превышением им своих полномочий.

1 Брызгалин А.В., Анфёрова О.В. Представление информации по запросу налогового органа // Налоги и финансовое право. – 2015. – № 5. – С. 102–105.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.