Может ли налоговая обнулить

Может ли налоговая обнулить

3. Уточненные налоговые декларации

3.1. Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (обязанность представить уточненную налоговую декларацию);

б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (право представить уточненную налоговую декларацию).

Кодекс не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.

В развитие указанных норм некоторыми порядками заполнения конкретных налоговых деклараций прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Результаты налоговых проверок фиксируются в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такие положения, в частности, содержатся в пункте 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, а также в пункте 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

При этом предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации, так как налоговые декларации не относятся к документам налогового учета, а представляют собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (пункт 1 статьи 80 Кодекса). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанное предложение налогоплательщику не должно формулироваться как предложение представить уточненные налоговые декларации (расчеты).

3.2. Праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку. При этом уточненная налоговая декларация может быть представлена до принятия решения по налоговой проверке первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый (отчетный) период. В указанной связи необходимо учитывать, что у налогового органа отсутствует обязанность при принятии решения по результатам данной налоговой проверки учитывать уточненную налоговую декларацию без проверки изменений, внесенных в налоговую декларацию.

Уточненная налоговая декларация проверяется:

1) в рамках камеральной налоговой проверки;

2) в рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки), за исключением случаев, указанных в пункте 3.5 настоящего письма, либо в рамках вновь назначаемой в соответствии с пунктом 4 либо пунктом 10 статьи 89 Кодекса выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

3.3. В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом необходимо учитывать изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате (либо возмещению) на основании данной декларации.

3.4. Исходя из положений Кодекса, регулирующих вопросы проведения налоговых проверок, а также прав и обязанностей налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в их системной связи, в зависимости от момента представления уточненной налоговой декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа при поступлении уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае будет различаться.

Важное значение при этом имеют сроки окончания налоговых проверок.

Кодексом установлены сроки окончания выездной и камеральной налоговых проверок:

а) днем окончания выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 15 статьи 89 Кодекса является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке;

б) моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 Кодекса трехмесячного срока со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

3.5. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) в ходе выездной налоговой проверки.

В целях исключения параллельных процедур выездной проверки и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за тот же налоговый период и исключения излишнего обременения налогоплательщика процедурой камеральной проверки ввиду проводимой выездной проверки, в том случае если в ходе выездной налоговой проверки представлена уточненная декларация по тому налогу и за тот период, по которому (за который) проводится выездная проверка, мероприятия налогового контроля с целью ее проверки проводятся в рамках выездной проверки (и результаты этих мероприятий оформляются наряду с результатами выездной проверки), за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена:

1) по налогу на добавленную стоимость и в ней заявлено право на возмещение налога (статьи 176, 176.1 Кодекса);

2) по акцизу и в ней заявлено право на возмещение акциза (статья 203 Кодекса).

В этих двух случаях нормы законодательства о налогах и сборах требуют обязательного проведения самостоятельной камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации, так как Кодексом предусмотрены особенности оформления результатов этих категорий проверок.

Руководитель налогового органа организует работу таким образом, чтобы отдел камеральных проверок располагал информацией о проводимых выездных налоговых проверках и мог своевременно информировать отдел выездных проверок о фактах представления соответствующих налоговых деклараций.

При этом камеральная налоговая проверка уточненных деклараций (за исключением перечисленных двух случаев), по которым мероприятия налогового контроля проводятся в рамках выездной налоговой проверки, ограничивается принятием и вводом в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных в соответствии с приказом ФНС России от 18.07.2012 N ММВ-7-1/505@ и проведением автоматизированного камерального контроля. Протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций (при наличии), сформированные по результатам автоматизированного камерального контроля таких деклараций (расчетов) используются при проведении выездной налоговой проверки.

В случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика — статьи 31, 88 Кодекса, допросов свидетелей — статья 90 Кодекса, истребования документов — статьи 93, 93.1 Кодекса, проведения экспертизы — статья 95 Кодекса, и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки, и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Налоговым органам при проведении в рамках выездных налоговых проверок мероприятий налогового контроля необходимо учитывать, что, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой заявлено об уменьшении налоговых обязательств по сравнению с ранее представленной декларацией, налогоплательщиком может быть представлено заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога по истечении 3-х месяцев с момента представления декларации и до окончания выездной налоговой проверки. В указанных случаях обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах целесообразно оформлять в качестве результатов камеральной налоговой проверки с использованием документов и иных доказательств, полученных при проведении мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.

3.6. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) в ходе камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета).

Согласно положениям пункта 9.1 статьи 88 Кодекса, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В указанной связи в целях применения пункта 9.1 статьи 88 Кодекса при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.

Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза.

3.7. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления или вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета).

Если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления либо вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), налоговый орган вправе не составлять данный акт либо не вручать (направлять) акт налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета). В этом случае налоговый орган проводит новую камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета).

Рекомендации настоящего пункта применяются в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), за исключением двух категорий налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза. По каждой такой декларации акт налоговой проверки первичной (предыдущей) декларации составляется и вручается независимо от поступления уточненной декларации в период после завершения соответствующей проверки.

Вместе с тем, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возмещению в порядке пункта 2 статьи 176 Кодекса (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 14883/10) подлежит сумма налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии (в отношении которой не предполагается оформлять акт налоговой проверки), с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации (то есть не более суммы налога, заявленной к возмещению в уточненной налоговой декларации). Сама же уточненная налоговая декларация проверяется в рамках камеральной налоговой проверки в общеустановленном порядке. Аналогичный подход применяется при решении вопроса о сумме возмещения акциза при уменьшении налогоплательщиком сумм акциза, заявляемого к возмещению (статья 203 Кодекса).

3.8. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) после вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) либо акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам.

Налогоплательщик может внести исправления в декларацию, не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

Необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Также при проведении выездных налоговых проверок следует учитывать указанные в пункте 3.5 настоящего письма случаи, когда нормы законодательства о налогах и сборах предписывают провести процедуру камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации в установленном порядке.

При этом налоговый орган выносит решения по результатам камеральных налоговых проверок, связанные с возмещением налога (пункт 3 статьи 176, пункт 4 статьи 203) с учетом следующего.

Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то вопросы, связанные с отказом в возмещении налога, решаются (и соответствующие решения принимаются) с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации. В аналогичном порядке решается вопрос возмещения налога при уменьшении налогоплательщиком сумм акцизов, заявляемого к возмещению (статья 203 Кодекса).

3.9. Положения пунктов 3.5 — 3.8 настоящего письма не распространяются на отношения, регулируемые статьей 176.1 Кодекса.

3.10. Положения настоящего раздела распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

За организации сдают номинальные декларации по НДС — как защититься

В 2020 году многие плательщики НДС столкнулись с мошенниками — они сдавали за организации номинальные декларации с недостоверными или нулевыми сведениями. Теперь есть способ пресечь это заранее — подать в налоговую уведомление о запрете уполномоченным лицам сдавать декларации по НДС. Эксперты Экстерна рассказали, как это сделать.

В чем суть проблемы

В 2020 году и ранее организации и предприниматели, которые платят НДС, сталкивались с мошенниками — они сдавали за них номинальные декларации с недостоверными или нулевыми сведениями.

Плательщики НДС далеко не сразу замечали, что за них подали номинальный отчет. А до этого момента могли произойти непоправимые последствия: контрагенты получали от налоговой автоматические требования о том, что налоговые вычеты заявлены неправомерно, обращались к организации и требовали срочно все исправить.

Сами обманутые организации тоже получали много проблем:

  • приходилось в экстренном режиме формировать и сдавать верные отчеты;
  • директор организации был вынужден проверять все ЭЦП и заниматься их перевыпуском, чтобы исключить доступ злоумышленников;
  • на директора возлагалась задача установить, кто, когда и как смог отправить поддельные декларации.

Чтобы быстрее решить данную проблему, следует регулярно сверяться с инспекцией: запрашивать перечень отправленных деклараций и справку о расчетах с бюджетом.

Как с этим боролись раньше

Чтобы с этим бороться, изменили ст. 80 НК РФ. Налоговой дали право обнулить представленную мошенниками декларацию по НДС, если директор фирмы напишет заявление о том, что он такой отчет не сдавал и не подписывал. Раньше плательщики НДС были вынуждены отправлять новую уточненную декларацию по НДС, а номинальный отчет оставался в базе налоговой. Инспекторы не могли удалить декларации от мошенников, потому что в законе не было для этого оснований.

ФНС пыталась аннулировать номинальные отчеты и до изменений в НК РФ. Это касалось организаций, у которых были рисковые показатели, а директор имел сведения о недостоверности и мог быть признан номинальным (письмо ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247).

Минюст признал разъяснения налоговой службы незаконными (письмо Минюста России от 10.10.2018 № 01/133775-ЮЛ). Он решил, что ФНС превысила свои полномочия, установив правила, которых нет в НК РФ. Налоговой пришлось отозвать свое письмо и восстановить все удаленные отчеты (письмо ФНС от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496).

Но все эти изменения были направлены на борьбу с последствиями действий мошенников. Предугадать и предотвратить подачу фальшивых деклараций было сложно.

Судебная практика: было и стало

До внесения изменений в Налоговый кодекс судебная практика по обнулению номинальных деклараций была противоречивой и не всегда складывалась в пользу организаций.

Чтобы налоговики не брали декларацию в расчет, компании были вынуждены идти на хитрость, например доказывать, что декларация была подана ошибочно. Так, в Поволжье судьи встали на сторону организации, которая хотела отозвать декларацию, отправленную по ошибке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2020 по делу № А57-19706/2019). Дело в том, что Налоговый кодекс не запрещает компании отозвать отчет, если он отправлен по ошибке или в него закрались недостоверные сведения. Если компания отозвала уточненную декларацию, инспекция не должна ее проверять, определяя налоговые обязательства по отчету, который был сдан раньше.

Переломным стало постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.21 № А56-14368/2020. В этой истории мошенники по поддельной доверенности сдали нулевые декларации за несколько периодов. Директор, узнав об этом, потребовал, чтобы инспекция удалила отчеты из базы. Дело дошло до суда. Вот как развивались события:

  • В первой инстанции требования частично удовлетворили, но из базы недостоверные сведения не удалили. Налоговый орган решил обжаловать постановление суда.
  • Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменений. Налоговый орган, не согласившись с определением суда апелляционной инстанции, обжаловал решение суда в кассационном порядке.
  • Наконец, Арбитражный суд Северо-Западного округа установил, что уточненные «нулевые» декларации были поданы неуполномоченным лицом и содержат недостоверные сведения. Тот факт, что инспекция внесла данные из этих деклараций в базу и отказывалась признать недостоверными, нарушает права и законные интересы компании.

В материалах дела есть претензии контрагентов по сделкам с компанией: как только в налоговую поступили «нулевые» декларации по НДС, контрагенты получили требования о пояснениях. Кроме того, суд принял во внимание поправки к статье 80 НК РФ: с 1 июля 2021 года налоговые органы могут считать декларацию непредставленной, если ее представило неуполномоченное лицо.

В итоге суд обязал налоговую удалить все спорные отчеты из базы инспекции.
Таким образом, была поставлена точка в спорах о том, нужно ли аннулировать декларации и расчеты, отправленные по поддельным доверенностям. Основой для этого послужили поправки к ст. 80 НК РФ.

Как защититься от действий мошенников

Предотвратить подачу номинальных деклараций поможет новое уведомление, разработанное ФНС.

1 июля 2021 года появилась форма уведомления о запрете на представление налоговых деклараций по НДС уполномоченными лицами (письмо ФНС от 28.06.21 № ЕА-4-15/9014@).

Обратите внимание! Если за вашу организацию регулярно отчитываются разные уполномоченные лица, то уведомление лучше не подавать.

Налогоплательщики, которые направили уведомление, смогут подписывать декларации по НДС только электронной подписью руководителя организации или самого предпринимателя. Если отчет подпишет другое лицо, поступит отказ в приеме.

Уведомление о запрете можно подать только в электронном виде. В нем тоже должна стоять подпись руководителя или ИП, указать других физлиц с правом подписи нельзя.

Отменить запрет на прием деклараций от уполномоченных лиц можно по этой же форме — выберите признак «Отменить запрет» в строке «Прием налоговых деклараций от уполномоченных лиц». С момента приема уведомления об отмене запрета декларацию по НДС смогут подписывать уполномоченные лица.

Могут ли налоговики аннулировать декларацию

Аннулирование декларации — это решение ФНС, которое предусмотрено НК РФ с 01.07.2021. Для признания отчета несданным закреплен ряд оснований, а для исправления недочетов дается всего 5 дней.

Может ли ФНС аннулировать принятый отчет налогоплательщика

В июле 2021 года заработали поправки в Налоговый кодекс РФ , введенные Федеральным законом № 374-ФЗ от 23.11.2020 о признании деклараций непредоставленными. С этой даты сотрудники ФНС России вправе осуществлять обнуление налоговой отчетности — признавать ее несданной, если в ходе камеральной проверки обнаружится несоответствие декларации. Порядок процедуры установлен приказом ФНС № ЕД-7-15/519 от 25.05.2021. Такая мера пока применяется только к налоговым отчетам:

  • по НДС;
  • по налогу на прибыль.

Ранее о такой мере воздействия на нерадивых налогоплательщиков, как аннулирование декларации по НДС, ИФНС сообщала в письме № ЕД-4-15/13247@ в качестве профилактики налоговых правонарушений. Но тогда нормы НК РФ не предусматривали возможности аннулирования любой сданной налогоплательщиком и принятой инспекцией отчетности. Теперь такая возможность у налоговиков есть. Новый порядок распространяется на декларации по НДС, поданные с 01.07.2021.

Причины для аннулирования декларации

В приказе ФНС № ЕД-7-15/519 от 25.05.2021 указано, когда ИФНС вправе аннулировать декларацию — есть пять оснований, включая подачу отчета, поданного в устаревшем бланке или электронном формате. В п. 4 статьи 80 НК РФ указано, что основанием для признания отчетности несданной является:

  • неустановленный законодательно бланк или электронный формат, в котором подан отчет;
  • подписание отчетности неуполномоченными лицами;
  • наличие отметки в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о прекращении работы налогоплательщика до момента подачи отчета;
  • отчетность не соответствует основным контрольным соотношениям, утвержденным ФНС;
  • руководитель организации дисквалифицирован;
  • ИП лишили права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • в реестре юрлиц или ИП зафиксирована дата смерти лица, обладающего правом подписи.

Ранее список, по каким причинам инспекция аннулирует декларацию, был больше, в него входили:

  • сдача уточненной налоговой отчетности с некорректным порядковым номером корректировки;
  • неявка руководителей юрлица, ИП на допрос в инспекцию (более двух раз);
  • организация не находится по адресу регистрации;
  • отсутствие договора аренды с собственниками помещений;
  • доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других регионах РФ;
  • на протяжении нескольких предыдущих отчетных периодов предоставляется нулевая отчетность;
  • суммы доходов в отчетности приближены к сумме расходов, удельный вес вычетов по налогу на добавленную стоимость составляет более 98 %;
  • среднесписочная численность — 1 человек либо отсутствует;
  • руководители организации не получают доходы;
  • внесены сведения о смене руководителя организации незадолго до предоставления отчетности;
  • отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит транзитный характер;
  • расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
  • установлено обналичивание денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов;
  • руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другое.

Но все эти причины по НК РФ не приводят к признанию отчета несданным. Только для тех, которые указаны в статье 80 НК РФ, перечень является закрытым. Его расширяют 14 контрольных соотношений, утвержденных приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519@ для декларации по НДС. Из документа следует, что, если выходит сумма в обнуленной декларации, которая расходится с данными из других отчетов, документов или данных контрагентов, отчетность признают неподанной. К аналогичным последствиям приведут грубые ошибки и неточности в направленном в налоговую отчете. Вот так выглядят первые контрольные соотношения из приказа:

Как происходит аннулирование отчетности

Обнуление отчетности происходит в процессе камеральной проверки, чаще в автоматическом режиме. В НК РФ указано, в течение какого срока налоговая может обнулить декларацию по НДС или прибыли — срок на камеральную проверку 3 месяца, в течение которых в любой момент налоговики вправе выявить несоответствие, которое приведет к отказу в приеме отчета и его аннулированию.

Если в процессе камеральной проверки отчетность не пройдет тест на соответствие хотя бы по одному из критериев, налоговики откажут в ее приеме и аннулируют. Плательщику отправят уведомление об отказе в принятии отчета в этот же или на следующий день после выявления основания. Форма уведомления об аннулировании утверждена приказом ФНС № ЕД-7-2/488 от 17.05.2021. После этого документ попадет в реестр деклараций, которые не подлежат обработке, и ему присвоят специальную кодировку. Налогоплательщику дают время для исправлений (пп. 5.3, 5.4 ст. 174 НК РФ ), когда ИФНС обнуляет декларации по НДС за 2021 год, — 5 дней с момента получения уведомления.

Что делать, если декларацию аннулировали

За несвоевременно сданный отчет ИФНС вправе назначить штраф и заблокировать расчетный счет ( ст. 76 , 119 НК РФ ). С 01.07.2021 это происходит, если налогоплательщики не направили налоговую отчетность в течение 20 дней после окончания установленного срока. Если не уложиться в 20-дневный срок, последуют санкции. Инспекция предупредит о приостановлении операций за 14 дней до предполагаемой даты блокировки счета. Но при отмене уже сданной декларации есть 5 дней, чтобы исправить ситуацию и обеспечить прием нового отчета той же датой, которой направляли первоначальный вариант.

Разберемся, что делать, если обнулили декларацию по НДС или прибыли, пошагово:

  1. Ежедневно проверять наличие или отсутствие уведомления от ИФНС в течение 3 месяцев после подачи отчетности.
  2. При получении уведомления определить основания для отказа в приеме и исправить ошибки.
  3. Направить в ИФНС скорректированный отчет в течение 5 дней после получения уведомления.

При подозрении на необоснованное решение налоговиков необходимо быстро (в течение 5 дней) направить жалобу на обнуление декларации в вышестоящую инстанцию. Если налоговики откажут, следует обратиться в суд. Только в том случае, если ФНС применила критерии, которые не входят в перечень из статьи 80 НК РФ или налогоплательщик не соответствует этим критериям, отчетность восстановят. В противном случае восстановить пятидневный срок и подать новый отчет без нарушений уже не получится.

Может ли налоговая обнулить декларацию по НДС

Уже целый год налоговики действуют схеме, по которой при выявлении у налогоплательщика признаков фиктивности они аннулируют (обнуляют) декларацию по НДС и налогу на прибыль. Действия налоговой в данном случае не регламентированы законодательными актами, они действуют исключительно внутриведомственных правил. Однако многие налогоплательщики уже столкнулись с данной проблемой и разбирательство даже доходит до суда. В статье рассмотрим может ли налоговая обнулить декларацию по НДС и налогу на прибыль и что делать, если это произошло.

Может ли налоговая обнулить декларацию по НДС

10 июля 2021 года Налоговой службой было выпущено письмо по вопросу профилактики нарушений налогового законодательства, где было предложено определиться заранее с такими компаниями и предпринимателями, которые декларации по НДС и налогу на прибыль предоставляют подписанными фиктивными директорами.

Разберемся с тем, законны ли действия налоговиков. Такая процедура, как отказ в приеме декларации, подписанной не установленным лицом не закреплена в ни в одном законодательном акте. Однако, налоговые органы применяют ее уже около года. Помимо этого, они также обнуляют (аннулируют) декларации по НДС, если обнаруживают в них несоответствия по налогу между контрагентами. То есть они просто не признают информацию, которая содержится в декларации. В этом случае налогоплательщику остается только обращаться в налоговую с выяснением причин произошедшего. Следствием аннулирования декларации будет потеря времени на доказательства своей правоты, либо обязанность по доплате налога в бюджет. От налоговиков подобная практика должна будет исходить ежеквартально и ежегодно, соответственно по НДС и налогу на прибыль (Читайте также статью ⇒ Проценты по депозиту в декларации по НДС).

У кого могут аннулировать отчетность

Вернувшись к вышеуказанному письму, мы можем сделать вывод, что действия налоговиков направлены против фирм-однодневок, в том числе компаний, в которых подписантами являются номинальные директора. В письме содержатся 22 признака, подтверждающие фиктивность директоров, фиктивные компании и соответственно фиктивные операции и отчетность. Например, некоторые из них:

  • представление уточненной декларации, которая содержит некорректный порядковый номер корректировки;
  • уклонение руководителей организаций или предпринимателей от допросов (более двух отказов);
  • допрос руководителей компаний или предпринимателей в присутствии адвоката (иного представителя);
  • руководитель и предприниматель проживает не по месту регистрации;
  • представители интересов налогоплательщиков зарегистрированы в иных субъектах РФ;
  • вновь созданная организация в 2017 году;
  • за предыдущие налоговые периоды организации или ИП представляли нулевые декларации;
  • доходы, указанные в налоговой декларации, максимально приближены к расходам (вычеты по НДС составляют более 98%);
  • фактическое местонахождение организации отличается от места регистрации;
  • организация или ИП не заключили договор на аренду с собственником помещения;
  • среднесписочная численность в организации 1 человек и менее;
  • руководитель компании не имеет дохода в своей компании;
  • организации или ИП меняют место постановки на учет;
  • непосредственно до представления отчетности были внесены сведения о смене руководителя;
  • организация не открыла расчетный счет в течение 3 месяцев после регистрации;
  • расчетные счета налогоплательщика закрыты;
  • в налогоплательщика открыто более 10 расчетных счетов;
  • установлен факт «обналичивания» денежных средств;
  • руководитель организации является нерезидентом РФ.

Важно! Если налоговики обнаружат один или несколько из приведенных признаков, то налоговики буду проводить проверку.

Сразу аннулировать отчетность они не могут. Для того, чтобы собрать необходимые доказательства налоговики проводят допросы, осматривают помещения налогоплательщика по юридическому адресу, подвергают экспертизе документы, запрашивают необходимые документы в банках и удостоверяющих центрах.

Если подозрения налоговиков подтверждаются, то они могут аннулировать поступившую декларацию по НДС или налогу на прибыль.

Причины аннулирования декларации по НДС

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие причины аннулирования декларации:

  1. Директор организации признал, что в деятельности компании не участвует, декларацию не представлял, а также не выдавал доверенность на ее представление.
  2. Руководитель был дисквалифицирован.
  3. Декларация была представлена компанией или ИП, которые из реестра уже исключены;
  4. Директор организации или предприниматель умер, либо признан безвестно отсутствующим;
  5. Руководитель компании находится в местах лишения свободы.

Аннулирование декларации возможно исключительно после одобрения УФНС. После ее аннулирования, отчетность будет занесена в «Реестр деклараций, не подлежащих обработке». После этого с помощью специальной программы формируется автоматическое сообщение. Такое уведомление является новым, ранее налоговиками не использовалась подобная форма уведомления.

Важно! Уведомление об аннулировании налоговой декларации по НДС выставляется налоговиками в течение 5 рабочих дней.

Порядок аннулирования декларации по НДС

Таким образом, порядок аннулирования декларации по НДС, а также по налогу на прибыль будет следующим:

  1. В первую очередь налоговики должны найти у налогоплательщика признаки (один или несколько из 22 признаков) фиктивности.
  2. Ими проводятся допросы, экспертиза, допросы и прочие мероприятия налогового контроля;
  3. Представление декларации налогоплательщиком в налоговую;
  4. Аннулирование декларации по одной из 5 причин.
  5. Уведомление налогоплательщика об аннулировании декларации в 5-дневный срок.

После того, как процесс аннулирования завершен, декларация признается непредставленной, а сведения об аннулировании будет переданы в АСК НДС.

Какие последствия после аннулирования декларации по НДС

Если аннулирована декларация по НДС, то это приведет к тому, что контрагенты компании лишатся вычетов по НДС. При этом самому налогоплательщику предстоит устранить причины, по которым декларация по НДС была признана непредставленной. Если декларация контрагента была признана аннулированной, то вычеты не получит сам налогоплательщик. В этом случае налоговикам придется давать пояснения (Читайте также статью ⇒ НДС в 2021 году изменения свежие новости).

Что делать если аннулировали декларацию по НДС

В первую очередь следует помнить, что аннулирование декларации налоговиками происходит исключительно по внутренней инструкции, то есть относительно налогового законодательства обнуление декларации налоговиками не рассматривается. Однако, проблем с налоговой это не отменяет. Для того, чтобы предотвратить последствия аннулирования, налогоплательщику следует заранее обезопасить себя. Для этого он может лично встретиться с контрагентом до совершения сделки, а также запросить его документы. То есть налогоплательщику лично стоит убедиться в том, что контрагент, с которым он заключает сделку не является фирмой-однодневкой, а его руководитель – номинальным директором.

Важно! Следует помнить о том, что под камералку декларация по НДС попадает ежеквартально, а значит получать информацию о налогоплательщике нужно регулярно, постоянно обновлять ее.

Если по мнению налогоплательщика аннулирование декларации является необоснованным, он вправе обратиться в суд. Кстати подобные иски уже имели место и они имели положительный результат (решение суда Томской области №67-8529/2017 от 23.01.2021).

Что делать, если аннулировали декларации контрагента

Компания или ИП могут столкнуться с такой ситуацией, когда аннулировали декларацию контрагента. В этом случае сведения об исключении будут отражаться в АСК НДС, что является довольно опасным. В этом случае налоговиками будет предложено предоставить пояснения, а также доплатить НДС.

Для начала налогоплательщик может запросить информацию у своего контрагента и выяснить причину отклонения декларации. Если аннулирование связано с причиной фиктивности руководителя, то его можно попросить изменить сведения о директоре и вновь подать отчет. Либо придется удалить все вычеты по этому контрагенту.

«ОБНУЛЕНИЕ» НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ. МАКСИМАЛЬНО КОРОТКО.

В последнее время участились случаи мошенничества, связанные с «обнулением» поданных ранее налоговых деклараций по НДС.
Что это такое? И как с этим бороться?
«Обнуление», проводимое мошенниками, представляет собой ситуацию, когда налогоплательщик по ранее представленным налоговым декларациям за предшествующие налоговые периоды, выясняет что от его имени за эти самые налоговые периоды были поданы уточненные налоговые декларации, с нулевой суммой налога.

Что происходит?
При подаче любой налоговой декларации, в соответствии с налоговым законодательством, ФНС начинает камеральную налоговую проверку. Если налогоплательщик подает в ФНС уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка по корректируемому налоговому периоду начинается вновь.

Исходя из буквального толкования п. 2 ст. 173 НК РФ, уточненная налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком не позднее трех лет после окончания отчетного налогового периода. Значит налогоплательщик вправе корректировать налоговую отчетность за прошедший трехлетний период.

Если, например, в 4 квартале 2020 года, ФНС получает от налогоплательщика уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года с нулевой суммой налога, то ФНС начнет проводить камеральную налоговую проверку за 4 квартал 2017 года вновь.

Естественно, что в ситуации, когда подается уточненная налоговая декларация, с указанием на переплату налога за предшествующие периоды, налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ вправе возвратить сумму переплаты, либо зачесть ее в счет обязательств перед бюджетом:
«Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику»

При этом, ФНС имеет право запросить у налогоплательщика пояснения в связи с уменьшением суммы налога подлежащей уплате. Так, в соответствии с п.3 ст. 81 НК РФ ФНС:
«вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)»

Таким образом, ФНС начинает выяснять причину возникновения задолженности бюджета перед налогоплательщиком.

В чем проблема?
Уточненные налоговые декларации подаются в электронном виде, подписываются ЭЦП оформленной на налогоплательщика, в редких случаях уточненные налоговые декларации могут подаваться и нарочно.

Основная проблема возникает в случае, если у налогоплательщика уже есть задолженность по уплате налоговых платежей. В такой ситуации, «обнулившиеся» суммы уплаченного налога будут зачтены в счет уже имеющейся задолженности, в соответствии с п.5 ст. 78 НК РФ.

Если суммы уплаченного налога зачтены в счет другой задолженности, а камеральная налоговая проверка выявляет ошибку, то образуется состав налогового правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ:
«Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия)»

У налогоплательщика образуется задолженность за корректируемый налоговый период.

Пример: ООО «Н» уплатило НДС за 4 квартал 2017 года 1 000 000,00 рублей, в 4 квартале 2020 года от ООО «Н» в ИФНС поступает «нулевая» уточненная налоговая декларация, при этом у ООО «Н», на данный момент, есть задолженность за 3 квартал 2020 года в размере 1 300 000,00 рублей, в такой ситуации 1 000 000,00 зачитывается ФНС в счет имеющейся задолженности.

Если же в результате камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация будет признана необоснованной, то у ООО «Н» возникнет задолженность перед бюджетом в 1 000 000,00 по НДС за 4 квартал 2017, данная ситуация образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, которое влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. В рассматриваемой ситуации размер штрафа составит 200 000,00 рублей.

Кроме того, на сумму неуплаченного налога, с даты подачи уточненной налоговой декларации (после признания ее необоснованной) будет исчисляться пеня, в соответствии со ст. 75 НК РФ. В данном случае важно учитывать, что пеня суммируется с суммами иных штрафов (в т.ч. ст.122 НК РФ), согласно п.2 ст.75 НК РФ:
«Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах»

Также «обнуление» может грозить проведением выездной налоговой проверки за корректируемый период, либо выявлением несоответствий по ранее представленным декларациям. Например, если налогоплательщик сдал «нулевую» уточненную декларацию за 4 квартал 2017 года, но при этом никак не изменил данные по налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год, это будет являться для ФНС индикатором наличия признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ.

Что с этим делать?
Если именно вы стали жертвой «обнуления», в такой ситуации необходимо:

1. Подать уточненную налоговую декларацию от своего имени;
Самое простое и самое действенное. Нужно уточниться представив в налоговую прежние данные. Если вы стали жертвой злоумышленников, велик риск того, что они в свою очередь вновь подадут уточненную налоговую декларацию. Подача уточненных налоговых деклараций может занимать довольно длительное время и не всегда решает проблему.
Дополнительно стоит отметить, что в некоторых ИФНС существую установленные лимиты подачи уточненных налоговых деклараций, в этом случае можно подавать уточненные налоговые декларации пока не будет достигнут лимит, важно чтобы все уточненные налоговые декларации были именно вашими. Таким образом злоумышленники не смогут переподать «нулевую» налоговую декларацию.

2. Обратиться с запросом в территориальную ИФНС;
Налоговые органы не проводят экспертизу доверенности и ЭЦП, значит не перепроверяют право лица на подачу уточненной налоговой декларации.
Необходимо обратиться с заявлением в ИФНС об уточнении данных лица, подавшего декларацию, в частности: адрес, ИНН и иные данные лица подавшего уточненную декларацию, а также каким оператором выдавалась ЭЦП, которой была подписана уточненная налоговая декларация.
Если ИФНС представит запрошенные данные, необходимо обратиться к оператору, выдавшему ЭЦП, с требованием отозвать ЭЦП, которой подписывались уточненные налоговые декларации. Не менее важно написать заявление в ИФНС о том, что доверенность, на основании которой подавалась уточненная налоговая декларация, налогоплательщиком, никогда не выдавалась и предоставить подтверждение направления отзыва указанной доверенности по адресу третьего лица.
Также необходимо потребовать от ИФНС аннулировать уточненные налоговые декларации, поданные третьим лицом. На данном этапе не всегда удается получить удовлетворительный ответ. Но данный этап является обязательным промежуточным звеном перед обращением в суд.

3. Обратиться с заявлением в суд.
В случае, если урегулировать спор в ФНС не удастся, возможно оспорить решение ФНС в суде, на сегодняшний день есть положительная судебная практика по признанию решений ФНС в части отказа аннулирования уточненных деклараций, поданных третьими лицами незаконной:

  • Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2020 по делу №А56-14368/2020.

Кроме того, обращение в суд остается единственной действенной мерой, если вы уже пропустили момент и ФНС начала начислять пеню и привлекать вас к ответственности по ст. 122 НК РФ. В данном случае суду необходимо представить четкую, структурированную позицию относительно сложившейся ситуации, указав на то, кто именно сдавал отчетность и почему в данном случае отсутствует состав налогового правонарушения.

4. Обратиться с заявлением в правоохранительные органы (можно, но не обязательно)
Обращение в правоохранительные органы остается на усмотрение налогоплательщика.
Важно отметить, что такое обращение не гарантирует что по нему будет возбуждено уголовное дело и будут проводиться какие-либо следственные действия. Более того, есть риск того, что правоохранительные органы начнут проявлять интерес к деятельности самого заявителя.
Также необходимо учитывать, что каких-либо значительных последствий, даже в случае возбуждения уголовного дела, в плане защиты интересов налогоплательщика в данном случае ждать не стоит.
Если же налогоплательщик преследует целью показать добросовестность и разумность предпринятых им мер по исправлению сложившейся ситуации, то для этого вполне достаточно обратиться в ФНС и к оператору выдавшему ЭЦП.

Но безусловно, из всего перечня мер, которые может предпринять налогоплательщик, самой действенной защитой от мошеннического «обнуления» до сих пор остается внимательное отслеживание поданной отчетности.

Как ФНС аннулирует декларации: в чем опасность для вас

Рассказывает Кира Гин, управляющий партнер юрфирмы «Гин и партнеры».

Налоговая служба России выпустила письмо N ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 г. о профилактике нарушений налогового законодательства. Налоговикам предложено заранее определить круг компаний и ИП, которые представляют декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неустановленными лицами.

Такая инструкция – это самодеятельность, она нарушает положения НК РФ, но закрепляет разрешенный государством беспредел со стороны налоговых органов и формирует коррупционную составляющую.

В чем суть и значение этого письма. Уже около года налоговики применяют нигде не прописанную и нигде не закрепленную государством процедуру: не принимаются декларации, которые подписаны, по мнению фискалов, сомнительным директором. Кроме того, при обнаружении разрывов по НДС в цепочке контрагентов сданные декларации обнуляют/аннулируют, а информацию, которая в них имеется просто не признают. В такой ситуации любой законопослушный налогоплательщик будет вынужден обращаться в налоговую, выяснять в чем же дело.

Из-за аннулированной декларации бизнесу придётся тратить свои ресурсы и доказывать, что он «хороший» или доплатить в бюджет. Причем, налоговики будут искать кандидатов на обнуление деклараций по налогу на прибыль раз в год, по НДС — каждый квартал.

У кого могут аннулировать отчетность

  • подача уточненных деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
  • ИП или руководители юрлица уклоняются от явки на допросы (более двух раз);
  • допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
  • ИП или руководители юрлица не проживают по месту регистрации;
  • доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  • вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год);
  • организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли «нулевую» отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес вычетов НДС составляет более 98%;
  • организации не находятся по адресу регистрации;
  • договора аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует;
  • руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителем которой являются;
  • налогоплательщики изменяют место постановки на учет;
  • внесены сведения о смене руководителя организации незадолго до представления отчетности;
  • отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;
  • расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
  • установлено «обналичивание» денежных средств;
  • не устранены расхождения предыдущих периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации;
  • руководитель (учредитель) не является резидентом РФ.

При выявлении одного или нескольких из этих признаков налоговики не сразу аннулируют отчетность, а проведут необходимую проверку.

Для сбора доказательств отделам камеральных проверок рекомендовано проводить допросы, осмотры помещений по юрадресу, экспертизу документов и информации на машинных носителях (почерковедческую, автороведческую, технико-криминалистическую), истребовать документы у банков, у удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа проверки электронной подписи.

Если налоговики получат подтверждения своим подозрениям, то при поступлении налоговой декларации по НДС или налогу на прибыль налоговики могут аннулировать налоговые декларации.

Пять причин, по которым декларация будет аннулирована

2. руководителя дисквалифицировали;

3. декларацию представили компания или предприниматель, которых уже исключили из реестра;

4. директор недееспособен, умер или суд признал его безвестно отсутствующим;

5. директор в тюрьме.

Аннулирование отчетности делается с одобрения УФНС. Когда отчетность аннулируют, ее перенесут в «Реестр деклараций, не подлежащих обработке». По завершению аннуляции специальная программа автоматически сформирует уведомление. Это новая форма документа, ранее такого уведомления не существовало, и уважаемые налоговики работали без него. Этот документ должны выслать вам в течение 5 рабочих дней.

Декларация контрагента аннулирована: что делать

На мой взгляд, этот совет подходит лишь в некоторых случаях и, полагаю, что сменой фиктивного директора – тут не обойдется. Скажу сразу, что каждую ситуацию надо анализировать отдельно. Если аннулировали декларацию у контрагента первого звена, то ситуация неприятная и это будут ваши риски и последствия. Если обнаружились проблемы с декларациями 2-3 звена и далее, то тогда вы имеете основания сообщить налоговикам, что это не ваши проблемы и пусть ищут «плохишей» и деньги среди этих компаний. По сути, процедура по аннулированию деклараций – укладывается в общий тренд поиска транзитеров и выгодоприобретателей, которых налоговая должна отыскать в цепочке контрагентов, если обнаружены сомнительные сделки и разрывы по НДС.

Полагаю, что этим письмом в самое ближайшее время будет внесено очень большое разнообразие и в без того сложную жизнь налогоплательщика, что приведет к новым препятствиям к получению вычетов по НДС.

Вспомнилось мне, как на конференции «Ведомостей» Даниил Егоров, заместитель главы ФНС и автор рассматриваемого нами письма посетовал, что информационные возможности ФНС (имея ввиду и АСК НДС) опережают налоговое законодательство в нашей стране. А это существенно тормозит процессы развития экономики. Полагаю, что такое письмо и действия налоговой службы за последний год – это не только опережение законодательства, но и неучитывание того, как вообще развивается и работает бизнес в нашей стране.

Государство дало полный карт-бланш фискальной службе. В ситуации, когда нашему государству нужны деньги, оно их берет. Любыми способами. Что-то мне подсказывает, что мы еще увидим новые письма и инструкции ФНС, которые будут идти в разрез с «отстающим» и не очень продвинутым Налоговым кодексом, но поразительным образом, эти нововведения буду срабатывать на повышение бюджетных поступлений от бизнеса.

АКЦИЯ НЕДЕЛИ !

На «Клерке» заканчивается набор в группу повышения квалификации по теме «Управленческий учет: от нуля до внедрения». Занятия вот-вот начнутся — 15 декабря.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

В конце — удостоверение о повышении квалификации (с занесением в ФИС ФРДО). Программа соответствует профстандарту «Бухгалтер».

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector