Подоспели очередные изменения в Налоговый кодекс

Очередные масштабные изменения налогового законодательства

Предпринимателям рекомендуется изучить новый закон, чтобы узнать о новых возможностях и избежать привлечения к ответственности. В числе важных нововведений: увеличение срока хранения документации, уточнение порядка обжалования решений налоговых органов, изменения в регулировании контролируемых сделок и вопросов, связанных с участием в иностранных компаниях

В 2020 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены масштабные поправки, затрагивающие граждан и организации (подробнее об этом – в статье «Как мы будем платить налоги в 2021-м», а также в публикациях об имущественных налогах, о налоге на прибыль, НДС и специальных налоговых режимах). Однако законодатель решил не останавливаться. 17 февраля 2021 г. был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступит в силу 17 марта текущего года.

Новые поправки в налоговое законодательство касаются большинства российских предпринимателей. Одни изменения предоставляют дополнительные возможности, другие же необходимо учесть в своей работе во избежание наступления ответственности. Поэтому каждому бизнесмену рекомендуется изучить новый закон и скорректировать параметры своей деятельности. В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения.

Увеличение срока хранения документации

Налогоплательщики и налоговые агенты теперь должны будут хранить бухгалтерскую и другую документацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов, на протяжении 5 лет. Такие же сроки установлены в отношении документов, подтверждающих уплату налоговых платежей. Сейчас этот срок составляет 4 года. Течение срока начинается с момента составления соответствующего документа.

Регулирование вопросов, связанных с участием в иностранных компаниях

Новый закон уточнил порядок определения размеров долей участия российского налогоплательщика в иностранных компаниях в случаях предоставления соответствующих уведомлений. Поясним: согласно НК РФ налогоплательщики обязаны информировать налоговые органы об обладании более 10% долей участия в иностранных юридических лицах, об учреждении за рубежом организаций, не имеющих признаков юрлица, а также предоставить перечень контролируемых ими иностранных компаний. Соответственно, уведомлять придется также об изменении размеров долей участия лица в иностранных организациях. И вот на этот случай было прописано правило, по которому подавать уведомление необходимо только при изменении доли участия налогоплательщика более чем на одну сотую долю процента. Тем самым при незначительной корректировке размера принадлежащей лицу доли подавать уведомление не потребуется.

Расширение полномочий налоговых органов

Государство последовательно расширяет сферу контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов, особенно со стороны фактических бенефициаров предприятий. Именно в таком контексте следует рассматривать дополнение ст. 86 НК РФ пунктом 2.1. Теперь банки обязаны по требованию налоговых органов предоставлять следующие документы и сведения:

  • копии паспортов лиц, которые имеют право на снятие денежных средств со счетов;
  • копии доверенностей на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах;
  • документы, относящиеся к открытию, ведению и закрытию счетов (в этот блок документов входят, например, заявление и договор на открытие счета, переданные клиентом при открытии счета документы и т.д.);
  • карточки с образцами подписей и оттисками печатей;
  • любая информация, которой обладает банк, о выгодоприобретателях, бенефициарах организаций и их представителях.

Кроме того, уточнен перечень лиц, у которых налоговые органы вправе истребовать информацию и документы во время проведения налоговых проверок. Теперь такие требования могут адресовать текущим и бывшим реестродержателям акций проверяемого налогоплательщика.

Налогообложение внешнеторговой деятельности

В налоговом законодательстве уделено повышенное внимание сделкам, заключенным взаимозависимыми лицами, т.е. связанными друг с другом субъектами, которые в силу характера своей связи могут действовать согласованно для извлечения необоснованной налоговой выгоды. В отношении таких сделок применяются методы налогового контроля, перечисленные в НК РФ.

При этом крупнейшие налогоплательщики могли заключить с уполномоченным органом государственной власти соглашение о порядке ценообразования, в котором определялись механизмы установления цен и применения методов ценообразования в конкретных сделках. Ранее, даже если стороной внешнеторговых сделок, в отношении которых заключено указанное соглашение, были иностранные субъекты, применялись методы налогового контроля, указанные в НК РФ. Теперь же допускается использование аналогов таких методов, предусмотренных иностранным законодательством, но при условии сопоставимости полученных налоговых результатов.

Более того, теперь налогоплательщики обязаны хранить всю бухгалтерскую и иную документацию по указанным выше сделкам на протяжении 10 лет.

В отношении соглашений о ценообразовании законодатель уточнил порядок предоставления дополнительных документов уполномоченному органу власти, обязанности иностранного контрагента российского налогоплательщика в связи с заключением соглашения, процедуру рассмотрения заявления налогоплательщика о заключении соглашения с приложенными к нему документами, а также был дополнен перечень оснований для отказа в заключении соглашения и т.д.

Регулирование контролируемых сделок

В новом законе уточнены критерии отнесения сделок в области внешней торговли к числу контролируемых, т.е. подлежащих особому налоговому контролю в связи с тем, что их сторонами являются взаимозависимые лица.

Также закон предусмотрел учет полученных налогоплательщиком доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по заключенным с взаимозависимыми лицами сделкам, если такие сделки были осложнены наличием фигуры комиссионера или агента. Тем самым полученные от комиссионера (агента) денежные средства будут подлежать учету в качестве дохода налогоплательщика.

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 105.17 НК РФ налоговая проверка по факту выявления контролируемой сделки не проводится, если налогоплательщик в год совершения такой сделки обратился с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Также в законе определены особенности взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами при возникновении подобной ситуации.

Законодатель установил новые сроки исполнения требований налоговых органов о предоставлении документов при проведении проверок, связанных с заключенными между взаимозависимыми лицами сделками: вместо 5 дней документы могут быть представлены в течение 10 дней.

Обжалование решений налоговых органов

Расширен перечень оснований для оставления вышестоящим налоговым органом поступившей от налогоплательщика жалобы без рассмотрения:

  • спор между налогоплательщиком и налоговой инспекцией был разрешен в судебном порядке;
  • жалоба не была подписана;
  • до рассмотрения жалобы по существу заявитель умер или организация была ликвидирована.

Налогоплательщику теперь предоставлено право ходатайствовать о приостановлении рассмотрения его жалобы в вышестоящем налоговом органе на срок до 6 месяцев. Это допускается в случае необходимости предоставить дополнительные документы. Кроме того, налоговый орган, который рассматривает жалобу, может приостановить рассмотрение жалобы, если:

  • имеется действующее судебное разбирательство по аналогичному вопросу;
  • необходимо проведение взаимосогласительной процедуры;
  • невозможно рассмотрение жалобы по существу до разрешения другого дела в порядке конституционного, уголовного, административного или иного производства.

Налоговый кодекс: поправки, которые нельзя пропустить

Налоговая ответственность

Вот мы все говорим об изменениях и как ими недовольны граждане страны, но кто-нибудь вспоминает о необходимости платить налоги? То-то и оно, что таких людей мало. Быть может, именно по этой причине «придумываются все новые и новые законы». Давайте же вспомним, что грозит уклонистам.

В третьей статье Налогового кодекса написано, что каждый человек обязан уплачивать сборы и налоги, установленные государством. Если человек этого не делает, то его можно привлечь не только к административной, но и к налоговой и даже уголовной ответственности.

Каждый вид ответственности накладывается на определенных субъектов, например, юрлицам грозит уголовная и административная ответственность, в то время как физическое лицо несет лишь налоговую ответственность. По этой причине вполне возможно, что неплательщика привлекут несколько раз за одно и то же нарушение. Получается, что если должностное лицо привлекли к уголовной ответственности, то налоговые органы тоже могут штрафовать человека.

Что касается индивидуального предпринимательства, то невозможно одновременно привлечь его к налоговой и уголовной ответственности, так как по законодательству они считаются физическими лицами.

Яркие события ушедшего года

Последние принятые изменения в Налоговом кодексе взбудоражили население нашей страны. Давайте рассмотрим, что такого особенного в новых поправках.

В 2018 году был принят в тестовом режиме законопроект о налоге на профессиональный доход. Что это такое? Так называется налоговый режим для физлиц, которые занимаются реализацией услуг, товаров, имущественных прав или работ. Физические лица должны отвечать определенным требованиям:

  1. Стоять на налоговом учете.
  2. Уведомить налоговый орган о начале работы.
  3. Отсутствие как работников, так и работодателей. Речь идет именно о тех ситуациях, когда люди зарабатывают исключительно своим трудом.
  4. Вести свою деятельность с помощью интернета; в Калужской, Московской области, Татарстане и Москве.
  5. Заниматься деятельностью, которая разрешена законодательством.
  6. Не иметь дохода больше 2 400 000 рублей в год.

Получается, что самозанятые люди и те, кто подпадает под налог на профессиональный доход, имеют большие различия. В чем же они:

  1. Индивидуальный предприниматель не может стать самозанятым, а вот налог на профессиональный доход для ИП подходит.
  2. Для самозанятых в законе прописаны профессии, которыми они могут заниматься, а люди, которые платят по специальному режиму имеют право заниматься хоть чем, кроме того, что запрещено законом.
  3. Лица, к которым применен специальный режим, будут платить налог по определенной законодательно ставки, а самозанятые с января этого года выплачивают 13% и подают декларацию о доходах.
  4. В ФНС регистрироваться придется по-разному.
  5. Самозанятые могут регистрироваться по всей стране, а те, кто попадает под действие налога на профессиональных доход, — лишь в тех регионах, где законопроект уже запущен.

Кто не подпадает под спецрежим:

  1. Люди, реализующие подакцизные товары или товары, которые подлежат маркировке по закону нашей страны.
  2. Которые добывают и продают полезные ископаемые.
  3. Перепродающие имущественные права, товары. Исключение составляет продажа имущества для личных и прочих нужд.
  4. Чьи доходы больше 2 400 000 руб. в год.
  5. Занимающиеся предпринимательской деятельностью в интересах третьего лица на основе комиссионных или порученческих договоров. Исключением являются лица, которые доставляют или принимают товар в интересах другого человека.
  6. Зарегистрироваться можно без посещения налоговой службы в приложении «Мой налог», в то время как физическим лицам надо идти в службу и только после личного визита они будут считаться налогоплательщиками.

Конечно, для жителей нашей страны подобные изменения и дополнения в Налоговом кодексе не совсем приятны. Но будем надеяться, что это только первое впечатление, и в скором времени люди свыкнутся.

…об уточнении порядка применения налоговых льгот резидентам ТОР, безналоговой продаже квартир и др.

Федеральным законом из расчёта доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности налогоплательщиками – резидентами ТОР либо СП Владивосток, а также из расчёта их первой прибыли исключаются доходы в виде положительных курсовых разниц.

Уточняется перечень документов, необходимых для подтверждения права на освобождение от НДС безвозмездных операций в рамках благотворительной деятельности.

В перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, включаются доходы в виде суммы задолженности перед кредитором, от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик освобождается при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности безнадёжной к взысканию.

Устанавливается 3-летний предельный срок владения единственным жильем,

по истечении которого доход, полученный налогоплательщиком от его продажи, освобождается от НДФЛ.

Уточняется порядок применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в отношении расходов, связанных с созданием объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В отношении доходов, получаемых музеями, театрами и библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ и муниципальные образования, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций 0 %.

Последние изменения в законодательстве

В прошлом году было внесено много поправок в налоговое законодательство. Некоторые начали действовать еще тогда, а другие только сейчас. Давайте же рассмотрим их.

Изменения в первой части Налогового кодекса коснулись момента взыскания и уплаты налогов. Итак, с первого января этого года пени рассчитываются по-другому:

  1. Снято ограничение, касающееся размера пени. Теперь он не зависит от размера недоимки.
  2. В расчет не берется день, в который была погашена недоимка.

Если подавать документы в электронной форме, то прекратить деятельность ИП, изменить учредительные документы, зарегистрировать ИП или организацию можно бесплатно.

Еще в 2018 году были изменены коэффициенты-дефляторы, но и это еще не все. Когда физическое лицо не имеет регистрации по месту жительства в нашей стране, уведомление об уплате налогов направляют на адрес одного из объектов недвижимости, который принадлежит физлицу.

Допускается единый налоговый платеж, направленный в бюджетную систему нашей страны. Он будет сделан в счет будущей уплаты земельного, транспортного или имущественного налога.

Хорошей новостью является возможность оплаты налоговых сборов через многофункциональный центр. Кстати, если человек оплачивает налоги через почтовую федеральную связь, административную кассу или тот же многофункциональный центр, то комиссия не взимается.

Новые правила расчета пеней

Комментируемый закон внес важные поправки в порядок расчета пеней. Новшества вступят в силу 27 декабря 2018 года (через месяц после официального опубликования Закона № 424-ФЗ), то есть позже, чем сам Закон № 424-ФЗ (начало его действия — 28 ноября 2018 года).

Что считать последним днем просрочки

В действующей редакции пункта 3 статьи НК РФ сказано, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Началом периода просрочки считается день, следующий за установленной датой уплаты налога. Что же касается последнего дня просрочки, то о нем в статье НК РФ ничего не говорится. В частности, нет указания на то, нужно ли включать в период просрочки тот день, когда налогоплательщик погасил свою задолженность перед бюджетом.

В последнее время чиновники занимают по этому вопросу выгодную налогоплательщикам позицию. Так, специалисты Минфина России считают, что день погашения задолженности не является днем просрочки, и пени за этот день платить не нужно (письмо 05.07.16 № 03-02-07/39318; см. «Минфин: день фактического погашения недоимки в расчет пеней за несвоевременную уплату налога не включается»). Аналогичной точки зрения придерживаются и в ФНС России (письмо от 06.12.17 № ЗН-3-22/7995; см. «ФНС: день фактической уплаты налоговой задолженности при расчете пени не учитывается»).

А вот Высший арбитражный суд ранее высказывал позицию, согласно которой пени нужно начислять по день фактического погашения недоимки. Соответствующий вывод сделан в пунктах и постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57.

Комментируемый закон должен снять разногласия, возникающие по данной теме. В новой редакции пункта 3 статьи НК РФ прописано правило: день уплаты налога включается в период просрочки. Соответственно, за этот день необходимо начислить пени. Данная норма распространяется и на пени, начисленные за несвоевременную уплату сборов и страховых взносов (п. 7 ст. НК РФ).

Обратите внимание: хотя упомянутое правило начнет действовать с 27 декабря 2018 года, но применяется оно в отношении недоимки, возникшей после даты вступления в силу Закона № 424-ФЗ, то есть с 28 ноября 2018 года (ч. 5 ст. Закона № 424-ФЗ)

Следовательно, если недоимка, возникшая 28 ноября или позднее, будет погашена до 27 декабря, то за день погашения пени не начисляются. Если же недоимка, возникшая 28 ноября и позднее, будет погашена 27 декабря или позднее, то за день погашения придется заплатить пени.

Ограничение по сумме пеней

Сейчас НК РФ не ограничивает сумму пеней, которая начисляется в случае неуплаты налога. Это значит, что величина пеней может в несколько раз превосходить размер самой задолженности. Правда, есть мнение, что начисление пеней должно прекратиться в тот момент, когда истек срок, установленный для принудительного взыскания задолженности. Такая позиция изложена, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07 и в письме ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263. Но на практике инспекторы зачастую начисляют пени даже на ту задолженность, которую они уже никогда не взыщут.

Но вскоре ситуация изменится. В обновленной редакции пункта 3 статьи НК РФ закреплено ограничение: сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Данное ограничение касается также пеней, начисленных за несвоевременную уплату сборов и страховых взносов (п. 7 ст. НК РФ).

Вместе с тем появилась оговорка: указанное правило не распространяется на порядок расчета пеней, приведенный в главах Налогового кодекса, посвященных налогу на прибыль и ЕСХН. Таким образом, пени, начисленные при утрате права на уплату единого сельхозналога, строго говоря, могут быть сколь угодно большими. То же самое относится и к пеням, начисленным на сумму недоимки консолидированной группы налогоплательщиков. Однако не исключено, что в указанные главы Налогового кодекса также внесут изменения, и размер пеней будет лимитирован.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять