Действия работодателя при невозможности удержать НДФЛ

Справка 2-НДФЛ с ошибками: исправление по новым правилам

В целях избежания негативных последствий налоговому агенту следует своевременно исправлять ошибки в справках 2-НДФЛ. С 1 января 2016 года вступила в силу статья 126.1 НК РФ (Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ) об установлении ответственности налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ. Ранее законодательство предусматривало лишь ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений (ст. 126 НК РФ).

Ответственность в виде штрафа за недостоверные сведения будет применяться и к сведениям, представленным за 2015 год. Поэтому налоговые органы будут уделять особое внимание полноте и достоверности представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год (письмо ФНС России от 18.12.2015 № БС-4-11/22203@).

При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен акт по утвержденной форме (приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (ст. 101.4 НК РФ).

Однако штрафа можно избежать, если до получения такого акта налоговый агент самостоятельно выявит ошибки в представленных им справках по форме 2-НДФЛ и представит налоговому органу уточненные сведения (п. 2 ст. 126.1 НК РФ). Поэтому так важно своевременное выявление ошибок и подача корректирующих сведений.

Ни НК РФ, ни Порядок заполнения формы сведений о доходах физического лица (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ (далее – Порядок)) не раскрывают понятия «недостоверные сведения». Помимо ошибок, влияющих на размер дохода и сумму налога, недостоверными сведениями также могут быть признаны неточности в персональных данных налогоплательщика. В частности, признаются недостоверными сведения, содержащие некорректный ИНН (присвоенный иному физическому лицу). Поэтому если нет уверенности в правильности ИНН, лучше его вообще не указывать, ведь сведения по форме 2-НДФЛ без указания ИНН считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 09.03.2016 № БС-4-11/3697@).

Можно предположить, что недостоверными сведениями признается любая информация, которая приведет к затруднению или невозможности осуществления налоговым органом контроля данных о суммах НДФЛ, исчисленных с каждого налогоплательщика, налоговых вычетах, предоставленных ему, и т.п. Поэтому в случае выявления таких недостоверных сведений налоговому агенту стоит оперативно их исправить, направив в налоговый орган соответствующую информацию, даже в том случае, если такие сведения не влияют на сумму налога.

В 2016 году налоговые агенты представляли сведения о выплаченных доходах за 2015 год по обновленной форме 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ (далее – Справка 2-НДФЛ) и в соответствии с новым Порядком. Дополнительно были утверждены новые коды видов доходов и вычетов (приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@), которые используются при заполнении Справки 2-НДФЛ.

Порядок исправления ошибок в Справке 2-НДФЛ

Порядком установлены новые правила исправления ошибок, для чего в заголовке Справки 2-НДФЛ предусмотрено поле «Номер корректировки»:

  • при составлении первичной формы Справки 2-НДФЛ проставляется «00»;
  • при составлении корректирующей Справки 2-НДФЛ взамен ранее представленной указывается значение на единицу больше, чем указано в предыдущей Справке по форме 2-НДФЛ («01», «02» и так далее);
  • при составлении аннулирующей Справки 2-НДФЛ взамен ранее представленной проставляется цифра «99».

Корректирующую форму Справки 2-НДФЛ подают, чтобы исправить ошибки в первичной форме. А аннулирующую – чтобы отменить сведения, которые вообще не нужно было представлять.

В случае если после отправки Справки 2-НДФЛ по телекоммуникационным каналам она не была принята налоговым органом (получен протокол, содержащий описание ошибок форматного контроля), то необходимо подавать не корректировку, а новую справку с тем же номером, указанием в поле «Номер корректировки» значения «00», но с указанием новой даты. То есть корректирующую Справку 2-НДФЛ подавать не надо, так как по данному физическому лицу Справка 2-НДФЛ налоговой инспекцией не принята и необходимо повторно отправить данные (п. 14 приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

Корректирующая Справка 2-НДФЛ

Если обнаружены ошибки в принятой налоговым органом Справке 2-НДФЛ, необходимо подать новую Справку 2-НДФЛ с правильными данными с указанием прежнего номера ранее представленной Справки 2-НДФЛ, но даты составления корректирующей. При этом если налоговый агент впервые уточняет сведения о доходах физического лица, то в поле «Номер корректировки» корректирующей Справки 2-НДФЛ необходимо поставить значение «01», если подается вторая корректирующая Справка 2-НДФЛ по этому же физическому лицу – «02» и т.д.

Количество корректирующих Справок 2-НДФЛ практически не ограничено – номер уточнения (корректировки) Справки по форме 2-НДФЛ может принимать значения от 01 до 98.

Налоговый агент подал сведения о доходах физического лица, являющегося высококвалифицированным специалистом (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ), не имеющего на 31.12.2015 статуса резидента РФ, ошибочно указав в поле «Статус налогоплательщика» код «1», который применяется при подаче сведений о доходах, выплаченных физическим лицам – налоговым резидентам РФ. Впоследствии налоговым агентом ошибка была обнаружена и подана корректирующая Справка 2-НДФЛ (см. рис. 1, 2).

Рис. 1. Ошибочное указание неверного статуса налогоплательщика в первичной справке 2-НДФЛ

Рис. 2. Корректирующая справка при ошибочном указании неверного статуса налогоплательщика в первичной справке 2-НДФЛ

Важно верно указывать статус налогоплатека в поле «Статус налогоплательщика» даже в том случае, если к доходам различных категорий физических лиц применяется одинаковая ставка и на первый взгляд указание неверного кода статуса налогоплательщика (например, «1» вместо «3») не влияет на результат налогообложения.

Ведь несмотря на то, что доходы некоторых категорий лиц, не являющихся резидентами, могут облагаться по ставке 13 процентов (то есть как и доходы резидентов (п. 1 ст. 224 НК РФ)), в отношении таких доходов нормами главы 23 НК РФ установлены особые правила, исполнение которых должен проконтролировать налоговый орган, например:

  • только к доходам, полученным резидентами и облагаемым по ставке 13 процентов (кроме доходов от долевого участия), могут применяться налоговые вычеты (ст. 218-221, п. 3 ст. 210 НК РФ);
  • ставка 13 процентов применяется только к доходам от осуществления трудовой деятельности лиц, признаваемых высококвалифицированными специалистами, участниками Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом и иных лиц, указанных в абзацах 4-7 пункта 3 статьи 224 НК РФ, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Уточненная Справка 2-НДФЛ о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет НДФЛ за предшествующие налоговые периоды (например, за 2014 год), представляется по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

В апреле 2016 г. после сдачи сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 г. была выявлена ошибка по исчисленному налогу у одного из сотрудников, связанная с неотражением суммы подарка стоимостью 5000 руб., полученного им от организации на юбилей в ноябре 2015 г. Бухгалтерией стоимость подарка уменьшена на 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ) и осуществлено доначисление налога. Поскольку доначисление налога произошло после подачи сведений за отчетный период, налоговому агенту помимо подачи корректирующей Справки 2-НДФЛ необходимо также проинформировать налоговый орган (и самого налогоплательщика) о сумме дохода и о невозможности удержать НДФЛ. Заполненные корректирующая Справка 2-НДФЛ и сообщение о невозможности удержать налог для примера 2 приведены на рис. 3, 4.

Рис. 3. Корректирующая справка 2-НДФЛ

Рис. 4. Сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Сообщить о невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан, даже если был пропущен установленный для этого срок (п. 5 ст. 226 НК РФ) – 1 марта года, следующего за годом, в котором был выплачен доход.

При этом непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Аннулирующая Справка 2-НДФЛ

В форме аннулирующей справки 2-НДФЛ заполняются заголовок, все показатели раздела 1 «Данные о налоговом агенте» и раздела 2 «Данные о физическом лице – получателе дохода», указанные в представленной ранее Справке 2-НДФЛ. Остальные разделы (3, 4 и 5) Справки не заполняются.

Сведения о доходах сотрудника обособленного подразделения, выплаченных ему за 2015 г., поданы по месту учета головной организации, что явилось нарушением (п. 2 ст. 230 НК РФ). При этом НДФЛ, исчисленный с его доходов, перечислялся в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Для исправления ошибки необходимо подать Справку по форме 2-НДФЛ по месту учета обособленного подразделения и аннулировать Справку 2-НДФЛ, поданную по месту учета головной организации (см. рис. 5, 6).

Рис. 5. Аннулирующая справка 2-НДФЛ по месту учета головной организации

Рис. 6. Верная справка 2-НДФЛ, поданная по месту учета обособленного подразделения

Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Что предпринять налоговому агенту, если НДФЛ удержать невозможно

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме он не вправе (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выплаты премии в натуральной форме (НДФЛ удержать невозможно)

В декабре 2015 года организация выдала экономисту А.С. Кондратьеву премию по итогам работы за год. Премия выдана на основании приказа руководителя организации. В качестве премии сотруднику передан автомобиль.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

За декабрь сотруднику начислено 630 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. – оплата по окладу;
  • 600 000 руб. – премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:
630 000 руб. × 13% = 81 900 руб.

Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:
30 000 руб. × 50% = 15 000 руб.

Неудержанная сумма налога составила 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.). Уведомить о невозможности удержать НДФЛ в 2015 году налоговый агент обязан не позднее 1 марта 2016 года (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217). В установленный срок организация направила в налоговую инспекцию соответствующее сообщение и уведомила об этом самого Кондратьева. В этот же день бухгалтер организации сделал в учете сторнировочную запись по начислению НДФЛ на сумму 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.).

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде.

Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ. Все же ознакомьтесь, к ак заполнить справку 2-НДФЛ, если налог удержан, но не перечислен.

Особый порядок предусмотрен для подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Срок подачи таких сообщений зависит от того, что произошло раньше:

– истек месяц со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог;

– истек срок действия последнего договора между человеком и налоговым агентом, в рамках которого был начислен НДФЛ.

В первом случае сообщение нужно направить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Во втором – инспекцию нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия договора, в рамках которого был начислен НДФЛ.

Об этом сказано в пункте 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ.

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов?

Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.

О том, что налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченных доходов, он обязан известить налоговую инспекцию и самого налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержать налог подают на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Отдельной типовой формы сообщения сотруднику о невозможности удержания НДФЛ нет. Более того, статья 226 Налогового кодекса РФ не содержит положений, которые обязывали бы организацию письменно информировать сотрудника о причинах невозможности удержания НДФЛ и его обязанности уплатить налог самостоятельно. Однако в добровольном порядке организация может передать сотруднику эту информацию в форме сообщения, уведомления или пояснительной записки к форме 2-НДФЛ.

Ситуация: нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов? Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались.

Представление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-363, ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).

Совет: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.

Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации применяться не должны.

Скорее всего, налоговая инспекция не согласится с подобной трактовкой законодательства. Тогда отказ от повторной подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ налоговому агенту придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2015 г. № Ф09-5794/15, ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).

Пример уведомления налоговой инспекции о том, что организация не может удержать НДФЛ из доходов сотрудников, ставших нерезидентами

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает в организации по трудовому договору с января 2014 года. В период с января по июль и с ноября по декабрь 2014 года Кондратьев проживал в России.

По состоянию на 1 января 2015 года Кондратьев признается резидентом.

Организация ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в сумме 10 000 руб.

С января по март 2015 года (включительно) сотрудник находился в загранкомандировке.

За период с января по июнь Кондратьеву была начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Других доходов, облагаемых НДФЛ, Кондратьев не получал.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Сумма НДФЛ, удержанная и перечисленная в бюджет, составила 7800 руб. (60 000 руб. × 13%).

С 1 по 4 июля 2015 года сотрудник находился в отпуске за рубежом.

30 июля 2015 года сотрудник уволился по собственному желанию.

По состоянию на 30 июля 2015 года Кондратьев утратил статус налогового резидента (в течение предыдущих 12 следующих подряд месяцев он находился в России менее 183 календарных дней).

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов.

В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб.

Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:
(60 000 руб. + 10 000 руб.) × 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2015 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. × 50%).

Неудержанная сумма налога составила 8200 руб. (13 200 руб. – 5000 руб.). В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ 1 марта 2016 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержания налога с Кондратьева и уведомила об этом самого Кондратьева.

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль ?

Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают. НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно.

Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают. Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:

Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника?

Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте.

Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно. Смерть сотрудника приводит к прекращению его обязанностей по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 44 НК РФ). При подаче сведений о доходах сотрудника по итогам года желательно указать, по какой причине не был удержан НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 18 января 2006 г. № 03-05-01-04/4.

Уплата физлицом НДФЛ, не удержанного налоговым агентом

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц с выплат в пользу работников. Акционерные общества и общества с ограни-ченной ответственностью имеют право выплачивать своим акционерам дивиденды или рас-пределять чистую прибыль между участниками.

В данном случае АО или ООО являются налоговыми агентами по НДФЛ и должны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет сумму налога.

Если дивиденды выплачивает АО, то оно выступает налоговым агентом на основании статьи 226.1 НК РФ. Эта статья устанавливает особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами при совершении операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. В ней содержится перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами при совершении названных операций. В частности, к ним относятся российские организации, осуществляющие выплату налогоплательщику дохода по выпущенным этими организациями ценным бумагам, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг соответствующей организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по данным ценным бумагам.

Когда невозможно удержать налог

Возможны случаи, когда НДФЛ, исчисленный с доходов от операций с ценными бумагами и дивидендов по акциям российских организаций, невозможно удержать. В этой ситуации организация – налоговый агент в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика (п. 14 ст. 226.1 НК РФ). Сделать это необходимо в срок до 1 марта следующего года.

При невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из сле-дующих дат:

  • одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;
  • даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.

В письме от 10.12.2018 № 03-04-05/89331 Минфин России напомнил налогоплательщикам, что делать, если налоговый агент не исполнил свои обязанности по удержанию НДФЛ с их доходов.

Уплата налога физлицом

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Такой срок указан в пункте 6 статьи 228 НК РФ для случаев, когда налоговый агент обязан сообщить налоговому органу по месту своего учета и физлицу о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан НДФЛ, сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226, п. 14 ст. 226.1 НК РФ).

Чиновники указали, что положениями статей 226, 226.1, 228 НК РФ предусмотрен специальный порядок выполнения налогоплательщиками и налоговыми агентами своих обязанностей в случае невозможности удержания последними исчисленной суммы НДФЛ. При этом на физлицо не возлагаются обязанности по сдаче декларации и уплате налога в указанных случаях (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Однако лица, у которых отсутствует обязанность по представлению декларации, вправе подать такую декларацию по месту жительства на основании пункта 2 статьи 229 НК РФ. Общая сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Минфин России в письме от 10.12.2018 № 03-04-05/89331 отметил, что установленный срок уплаты налога – до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при неполучении налогоплательщиком налогового уведомления и самостоятельном декларировании доходов в соответствии с пунктом 2 статьи 229 НК РФ не корректируется.

Е.В. Натырова, Эксперт “НА”

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Трудовой кодекс РФ ст.168.1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2012 г. по делу N А40-47608/11-91-203

Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011, требования ООО «Санфлауэр Корпорейшн» о признании недействительным решения ИФНС России N 3 по г. Москве от 28.01.2011 N 13-28/8, в редакции решения Управления ФНС России по г. Москве от 05.04.2011 N 21-19/032657, удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Выслушав представителя инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и отзыве на жалобу, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.

Судами установлено, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, по итогам которой составлен акт, с учетом возражений общества, и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением общество привлечено к ответственности за неуплату НДФЛ в размере 2.863.172 руб., за неуплату ЕСН в размере 5.690.342 руб. Также указанным решением налогоплательщику начислены пени по состоянию на 28.01.2011 по НДФЛ и ЕСН в общей сумме 9.608.177 руб. и предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 14.315.858 руб., по ЕСН в размере 28.631.716 руб. Решением Управления ФНС России по г. Москве от 05.04.2011 N 21-19/032657 решение Инспекции от 28.01.2011 N 13-28/8 отменено в части взыскания НДФЛ с налогоплательщика в сумме 14.315.858 руб. Управление предложило обществу удержать и перечислить в бюджет доначисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов физических лиц при очередной выплате доходов в денежной форме, в случае невозможности удержания налога, обществу предложено в месячный срок после вынесения решения представить в налоговый орган по месту учета сведения о невозможности удержать налог и справки формы N 2-НДФЛ по всем физическим лицам, которым был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за период 2007 и 2008 г.г. В остальной части Управление оставило апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения, а решение N 13-28/8 от 28.01.11 без изменения.

Указанные акты налоговых органов в оспариваемой части признаны судами необоснованными.

Довод инспекции о том, что выплаты водителям заявителя компенсаций за разъездной характер труда по основаниям, установленным статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, носят характер надбавки к заработной плате (статья 149 Трудового кодекса), правомерно отклонен судами.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство. В ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом законами. В главе 24 раздела VII ТК РФ установлены гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность. Согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Таким образом, возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, является компенсацией и освобождается от обложения ЕСН и НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В данном случае общество выплачивает компенсационные выплаты (суточные) своим работникам — водителям-экспедиторам. В соответствии с Перечнем профессий; должностей и категорий работников автомобильного транспорта, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР N 579 от 12.12.1978 работа водителей — экспедиторов отделов международных и региональных перевозок Общества признается имеющей разъездной характер. В соответствии с требованиями указанных нормативных актов обществом приказом от 31.10.2006 был установлен перечень профессий, должностей и категорий работников, имеющих разъездной характер работы, в который включены водители-экспедиторы, и установлен размер компенсаций дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства, а также порядок их возмещения. Соответствующие правоотношения также были закреплены в трудовых договорах с работниками общества.

Судами при разрешении спора установлено, что работа водителей-экспедиторов осуществляется в пути, условия их работы признаются имеющими разъездной характер, а заявителем установлены размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников в своих локальных актах. Суды пришли к выводу о том, что заявитель правомерно не облагал данные компенсационные выплаты ЕСН и НДФЛ. Данный правовой подход подтверждается разъяснениями Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы, а также сложившейся судебной практикой.

Довод инспекции о том, что заявитель на основании ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации выплачивал водителям надбавки, отклоняется по следующим основаниям. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты на надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Следовательно, компенсации могут являться разновидностью оплаты труда.

В данном случае в соответствии с требованиями ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации указанные компенсации были направлены на возмещение дополнительных расходов (на питание), связанных с проживанием водителей — экспедиторов вне места постоянного жительства. Статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается ответчик, возлагает на работодателя обязанность производить выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, если такие выплаты предусмотрены законодательством, локальными актами или трудовыми договорами. Данная норма не содержит требования о выплате надбавки, а содержит в себе отсылочную норму. Заявителем осуществлялись выплаты компенсации, обязанность по выплате надбавки законодательством не установлена и она могла быть выплачена только в дополнение к компенсации и только в случае, если это было предусмотрено трудовым договором или локальным актом организации. В данном случае заявителем не выплачивались в дополнение к компенсации за разъездной характер работы еще и надбавки.

Довод Инспекции о том, что выплаты носят дифференцированный характер, поэтому не являются компенсацией, также отклоняется. Вывод судов о том, что право установить дифференцированный размер компенсации не противоречит законодательству, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает правил для расчета компенсационных выплат, а предоставляет право работодателю установить их в своих локальных актах, что обществом и было сделано, является правомерным. По общему правилу надбавки и доплаты начисляются в зависимости от должностного оклада или тарифной ставки и зависят от определенного трудового результата (например, за сверхурочную работу, работу вахтовым методом), их сущность состоит в выплате работнику недополученного дохода в связи с определенными обстоятельствами. В данном же случае заявителем установлены фиксированные размеры компенсаций в связи с необходимостью возмещения дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), которые отнесены к компенсациям согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган не оспаривает, что выплачиваемые компенсации зависят не только от должности, но и количества осуществленных водителями рейсов.

В силу изложенного, установленные обществом суммы возмещений работникам соответствуют природе компенсаций и должны освобождаться от НДФЛ и ЕСН, общество правомерно не облагало соответствующие выплаты ЕСН и не удерживало с них НДФЛ.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2011, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А40-47608/11-91-203 — оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО