...

Нужно ли включать декретные в форму 6-НДФЛ?

Беременность и роды

Беременные женщины имеют право на декретный отпуск, а также связанные с этим выплаты.

Декретный отпуск включает в себя два вида отпуска, которые следуют друг за другом.

Отпуск по беременности и родам — обычно он длится 140 дней: 70 дней до родов и 70 дней после. В случае многоплодной беременности продолжительность отпуска увеличивается до 194 дней, а при родах с осложнениями — до 156.

Отпуск по уходу за ребенком — предоставляется до исполнения ребенку 3 лет без прерывания трудового стажа и стажа работы по специальности.

Как оформить декретный отпуск?

Уйти в декретный отпуск могут все работающие женщины вне зависимости от стажа, а также те, кто состоит на учете в Службе занятости, студентки очной формы обучения и находящиеся на военной службе или в женской части гражданского персонала военных учреждений.

Начало декретного отпуска определяется датой оформления больничного листа. На сроке 30 недель (или 28, если беременность многоплодная) женщина получает у врача женской консультации листок нетрудоспособности и заверяет его у своего руководителя.

Далее необходимо написать заявление на предоставление отпуска по беременности и родам своему работодателю. В документе обязательно указывается причина будущего отсутствия на работе, сроки, вычисленные по больничному листу, и пункт о начислении соответствующих пособий, иначе их оформлением придется заниматься отдельно.

Отдел кадров на основании заявления и больничного листа оформляет приказ о предоставлении отпуска. Будущая мама полностью свободна от трудовых забот с даты, указанной в приказе.

После окончания отпуска по беременности и родам нужно на имя работодателя написать заявление на предоставление отпуска по уходу за ребенком, приложив к нему свидетельство о рождении.

Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям также папой, бабушкой, дедушкой, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Находясь в отпуске по уходу за ребенком, вы можете работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. Необходимо будет написать соответствующее заявление. Право на получение пособия по уходу за ребенком при этом сохраняется.

Как получить пособие по беременности и родам?

Подать заявление на получение пособия можно 3 способами в зависимости от категории, к которой относится беременная женщина:

  • работающие — на работе, представляется только листок нетрудоспособности;
  • уволенные в связи с ликвидацией организации — в администрации районов Санкт‑Петербурга, в МФЦ, онлайн на портале;
  • если работодатель не может выплатить пособие — в МФЦ, в Санкт‑Петербургском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
Дополнительно нужно подготовить следующие документы:
  • копию удостоверения личности;
  • справку из бухгалтерии о доходах за последние 2 года;
  • номер счета или карты для перечисления пособий;
  • справка из женской консультации о том, что женщина встала на учет до 12‑недельного срока.

Как рассчитывается пособие по беременности и родам?

Размер пособия варьируется. Для его расчета используется средний заработок, стипендия, денежное довольствие или МРОТ.

Если женщина работала до выхода в декрет, формула расчета выглядит так:

D — доходы за 2 календарных года;
K — общее количество дней в этом периоде;
I — количество дней декрета.

Дата выхода в декретный отпуск

140 календарных дней

Выплаты за 2019 год

Выплаты за 2020 год

Количество больничных дней, дней декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком в 2019 и 2020 году

Средний заработок = (845 000 руб. + 740 000 руб.) : (365 дн. + 365 дн.) = 2 171,23 руб.

Сумма пособия = 2 171,23 руб. * 140 дн. = 303 972,20 руб.

Однако средний заработок, который учитывается в формуле, не должен превышать максимума, установленного законом (он равен 2 434,25 руб.). Соответственно и максимальный размер пособия по беременности и родам составит 340 795 руб.

Величину пособия, которое полагается женщине, посчитает бухгалтерия по месту работы. Итог проверит ФСС.

Какие еще выплаты можно получить во время беременности?

За раннюю постановку на учет полагается дополнительная выплата, заявление на которую можно подать онлайн на портале (если женщина не работает) или в МФЦ города (если работодатель обанкротился). Работающие женщины оформляют эту выплату с помощью работодателя.

С 1 июля 2021 года беременные женщины, которые находятся в трудном финансовом положении, могут получать ежемесячное пособие. Оно выплачивается через Пенсионный фонд России независимо от того, работает женщина или нет. Заявление на выплату можно подать онлайн или лично в клиентской службе Пенсионного фонда России.

Жена военнослужащего, срок беременности которой составляет более 180 дней, имеет право на единовременную выплату. Заявление можно подать онлайн на портале, в МФЦ Санкт‑Петербурга и администрации района Санкт‑Петербурга.

Как заполнить форму 6-НДФЛ за 3 квартал 2021 года. Полное руководство

6-НДФЛ — это расчет, с помощью которого налоговые агенты информируют ФНС о выплатах работникам и о налоге на доходы физических лиц. Сдавать его все работодатели обязаны каждый квартал.

Форма отчета 6-НДФЛ

В конце прошлого года Приказом ФНС № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020 утверждены новая форма и правила заполнения 6-НДФЛ в 2021 году для налоговых агентов.

За 3-й квартал 2021 года в расчет включена справка о доходах и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, для формы 6-НДФЛ (бывшая форма 2-НДФЛ), но сдавать этот раздел следует только по итогам года.

Отчет, который показывает расчет сумм налога на доходы физических лиц, сдается поквартально в электронном формате, если за отчетный квартал в организации производились выплаты в пользу 10 человек и более. Если организация отчитывается меньше чем за 10 человек, то форму разрешат сдать на бумажном носителе. Сумма налога указывается в рублях, а сумма дохода — в рублях и копейках.

Расчет 6-НДФЛ в очередной раз обновят! Это необходимо в связи с поправками, внесенными в Налоговый кодекс РФ. Изменятся:

  • коды отчетных периодов;
  • раздел 2;
  • справка о доходах и суммах налога физического лица (отчетная форма).

Сроки сдачи отчетности

Форму 6-НДФЛ направляют в налоговую инспекцию не позже последнего дня месяца, идущего за отчетным кварталом. Для годового расчета действует увеличенный срок — не позднее 1 марта следующего года.

Актуальный для каждого периода срок сдачи 6-НДФЛ в 2021 году приведен в таблице:

Последний срок сдачи

За 1-й квартал 2021 года

За 2-й квартал 2021 года

(расчет нарастающим итогом за полгода в разделе 1)

До 2 августа (31.07 — суббота)

За 3-й квартал 2021 года

(расчет нарастающим итогом за 9 месяцев в разделе 1)

До 1 ноября (31.10 — воскресенье)

(расчет нарастающим итогом за год в разделе 1)

Штрафы за отчетность

За несоблюдение сроков сдачи отчета предусмотрен штраф. Каждый месяц опоздания обойдется в 1000 рублей по нормам п. 1.2 статьи 126 НК РФ. Должностное лицо, отвечающее за непредоставление в срок отчетности по НДФЛ, оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

По статье 76 НК РФ, налоговая служба вправе заблокировать банковские счета налогового агента, который не сдал отчет.

В случае установления недостоверности сведений в расчете организацию оштрафуют на 500 рублей (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Следовательно, главбуху каждой организации надо позаботиться не только о том, как заполнить 6-НДФЛ без ошибок, но и как сдать отчет без нарушения сроков.

Неправомерная сдача отчета 6-НДФЛ на бумажном носителе грозит штрафом 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

В КонсультантПлюс найдете не только подробное руководство по 6-НДФЛ с бланком и образцами, но и видеосеминар, который ответит на любые вопросы. Получите бесплатный доступ по ссылке ниже.

Изменения в 6-НДФЛ, которые необходимо учесть в 2021 году

Для правопреемников реорганизованных компаний действует обязанность сдавать форму 6-НДФЛ, если сама фирма до окончания реорганизации этого не сделала. Такой порядок заполнения 6-НДФЛ следует соблюдать организации-правопреемнику:

  • указать ИНН и КПП налогового агента в верхней части титульного листа;
  • использовать код 215 в реквизите «По месту нахождения (учета) (код)»;
  • в реквизите «Налоговый агент» отметить название реорганизованного лица или его обособленного подразделения;
  • в новом реквизите «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» указать одно из значений: 1 — преобразование, 2 — слияние, 3 — разделение, 5 — присоединение, 6 — разделение с одновременным присоединением, 0 — ликвидация;
  • указать «ИНН/КПП реорганизованной компании».

Кроме того, в правилах заполнения произошли и другие изменения, зависящие от того, кто сдает 6-НДФЛ:

  • крупнейшие налогоплательщики приводят КПП согласно свидетельству о постановке на учет в налоговой по месту нахождения юрлица, а не по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • организации — налоговые агенты, не являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, должны указать в реквизите «По месту нахождения (учета) (код)» значение 214.

На титульном листе формы 6-НДФЛ указывают полные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя. Новая форма 6-НДФЛ действует с 1-го квартала 2021 года, ее объединили со справкой 2-НДФЛ.

Пошаговая инструкция, как правильно заполнить 6-НДФЛ за 3 квартал 2021

Хотя отчет действует уже не первый год, оформление 6-НДФЛ по-прежнему вызывает вопросы у работодателей и бухгалтеров. Кроме того, в него внесли целый ряд изменений, которые необходимо учесть при заполнении. В профессию приходят молодые бухгалтеры, которым требуются разъяснения. Специально для них разберем действия по шагам.

Документ состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист.
  2. Раздел 1 (отражается информация только за указанный квартал, без учета предшествующих периодов).
  3. Раздел 2 (сведения формируются нарастающим итогом).

Рассмотрим пример заполнения 6-НДФЛ за 3 квартал 2021 года (пошаговая инструкция).

Титульный лист

Пишем полное название налогового агента. В соответствующих полях указываются ИНН и КПП организации, сдающей отчет. Если отчет сдается филиалом, то указывается КПП филиала. Указываем номер корректировки. Если форма 6-НДФЛ сдается первый раз за отчетный период, то в поле «Номер корректировки» отражаются нули.

Корректировка подразумевает изменение сведений, переданных в ФНС. Уточнение расчета по соответствующему отчетному периоду указывается номером корректировки: —1, —2. —3 и так далее.

Период предоставления 6-НДФЛ — квартал, за который отчитывается работодатель:

  • 1-й квартал — код 21;
  • полугодие — код 31;
  • 9 месяцев — код 33;
  • год — код 34.

Коды для организаций, осуществляющих передачу сведений на этапе реорганизации (ликвидации), указаны в приложении 1 приказа.

Налоговым периодом является календарный год, за который предоставляются сведения. В поле проставляются соответствующие 4 цифры. Затем в строке указывается код той налоговой инспекции, куда сдается отчетность. Это четырехзначный код, в котором:

  • первые две цифры — номер региона;
  • вторые две цифры — код инспекции.

Важно помнить, что отчетность направляется в инспекцию по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения. ИП сдают отчет 6-НДФЛ в налоговую по месту жительства или осуществления деятельности.

Код «По месту нахождения (учета)» помогает определить, какая организация сдает отчетность. Полный перечень кодов содержится в приложении 2 к приказу.

Наиболее распространенные для организаций:

  • по месту учета — 214;
  • по месту учета обособленного подразделения — 220.

ИП тоже указывают специальные коды:

  • по месту жительства — 120;
  • по месту осуществления деятельности — 320.

Указываем код ОКТМО (муниципального образования) и номер телефона налогоплательщика. Как требует утвержденный приказом ФНС порядок заполнения отчета 6-НДФЛ, указывают код того МО, на территории которого расположена и зарегистрирована организация или филиал. Иногда гражданам выплачивают денежные средства (зарплату и премии) как головная организация, так и ее подразделение. В этом случае заполняются и сдаются сразу две формы с разными кодами по ОКТМО.

Раздел 1

Действующий порядок заполнения 6-НДФЛ в 2021 году за 3 квартал предписывает указывать в разделе 1 суммы налога, удержанные или возвращенные работникам в 3-м квартале 2021 года.

Информацию указывают так:

  • поле 021 — срок перечисления НДФЛ по ст. 226 НК РФ, то есть на следующий рабочий день после выплаты дохода, а для отпускных и больничных — последний день месяца, в котором они выплачены; фактическая дата перечисления роли не играет (письмо ФНС № БС-4-11/19702@ от 01.12.2020);
  • поле 022 — сумма, которую надо перечислить в срок из поля 021; все доходы с одним сроком перечисления налога указывают одной суммой;
  • поле 030 — сумма НДФЛ, возвращенного работникам в 3-м квартале;
  • поле 031 — дата возврата, поле 032 — возвращенная сумма.

Если возникает вопрос, как вычислить сумму удержанного налога в 6-НДФЛ, необходимо суммировать налог со всех доходов, выплаченных работникам в отчетном периоде.

Раздел 2

Ставки налога на доходы работников по трудовым договорам и лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в рамках гражданских договоров: 13, 15, 30 и 35%. В 2021 году действует повышенная ставка 15% для больших доходов (свыше 5 млн рублей в год). В примере рассмотрена стандартная ставка НДФЛ — 13%. В случае исчисления налога по разным ставкам для каждой ставки будут формироваться те данные, которые относятся только к указанной ставке НДФЛ.

Действующие правила заполнения 6-НДФЛ (для чайников) предписывают заполнять раздел нарастающим итогом с начала года.

В строке 110 указывают общую сумму заработной платы работников за июль-сентябрь и все полученные в 3-м квартале 2021 года отпускные, больничные и другие доходы, без уменьшения на налог и вычеты. Отдельный пример заполнения отпускных отсутствует, их включают в общую массу вознаграждений работников. Сумму вычетов указывают в строке 130, а исчисленный НДФЛ — в 140.

В строке 160 указывают сумму налога, удержанного в 3-м квартале. Она не всегда совпадает с суммой НДФЛ в строке 140. В поле 170 укажите сумму НДФЛ, которую невозможно удержать до конца года. Например, налог с подарка физлицу, которое не получает постоянных денежных доходов в организации.

О порядке указания зарплаты за прошлые периоды, выплаченной в текущем, налоговики разъяснили в письме от 13.09.2021 № БС-4-11/12938@. Существуют альтернативные точки зрения Минфина, но так как проверку расчетов осуществляет ФНС, лучше ориентироваться на ее позицию в этом вопросе, чтобы не давать пояснений.

НДФЛ с зарплаты перечисляется не позже следующего дня после выплаты заработной платы работникам. А вот налог с отпускных и больничных разрешено уплатить не сразу. Главное — успеть до конца того месяца, в котором они были выплачены сотрудникам (ст. 226 НК РФ).

На титульном листе это правило тоже действует. Даже в самой длинной строке, содержащей название организации, все оставшиеся пробелы заполняются прочерками так, как показывает образец заполнения формы 6-НДФЛ по КНД 1151099.

Бывшая справка 2-НДФЛ в составе расчета

Новое приложение № 1 к расчету содержит справку о доходах физических лиц (бывшая 2-НДФЛ). Работодателям не следует заполнять справки на всех сотрудников ежеквартально, их сдают только по итогам года. Пустое приложение ежеквартально подавать не надо.

Нулевой 6-НДФЛ

Обязанность сдавать в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ возникает, если налогоплательщик признается налоговым агентом, то есть осуществляет выплаты в пользу физических лиц. Если в течение отчетного периода доходы работникам не начисляются и не выплачиваются, предоставлять отчет не нужно. Об этом ФНС проинформировала в письме № БС-4-11/4901 от 23.03.2016.

Если в течение календарного года была хоть одна выплата в пользу физического лица, имеющая характер оплаты труда, больничного, материальной помощи, вознаграждения за оказанные услуги (выполненные работы) в рамках выполнения гражданского договора, то отчет составляется. Поскольку форма заполняется нарастающим итогом, в дальнейшем показатели из первого, второго и третьего кварталов будут сохраняться накопительным образом. Нулевого 6-НДФЛ не существует в принципе, в отчете все равно будут сведения хотя бы об одной выплате.

Если в прошлом году организация была налоговым агентом, а в текущем отчетном периоде по каким-то причинам перестала выплачивать доходы работникам, отчет в налоговый орган подавать нет необходимости. Хотя компания не обязана объяснять налоговикам, с чем связана утрата статуса налогового агента, рекомендуется отправить в ИФНС письмо о непредоставлении 6-НДФЛ, составленное в произвольной форме.

Заполнить форму 6-НДФЛ онлайн

Заполнить отчет онлайн есть возможность на сайтах разработчиков бухгалтерского ПО — «Мое дело», «Контур», «Небо» и других. Некоторые сайты позволяют это делать безвозмездно, но обычно сервисы требуют небольшой платы (до 1000 рублей).

Заполняем 6-НДФЛ за I полугодие 2021 года

Ежеквартальная отчетность по НДФЛ по форме 6–НДФЛ обязательна для все организаций и ИП, которые имеют наемных работников, и налоговых агентов, которые выплачивают доходы физлицам в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ.

Расчет 6-НДФЛ за 1 полугодие 2021 года нужно сдать не позднее 30.07.2021 г.

С отчетности за I квартал 2021 года расчет 6-НДФЛ сдается по новой форме, которая утверждена приказом от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@.

То есть, новую форма 6-НДФЛ уже сдавали в апреле 2021 года, в составе отчетности за первый квартал. Изменение, к которому еще не привыкли бухгалтеры связаны с определением даты уплаты НДФЛ.

Чтобы понять, включать выплату в расчет или нет, нужно ориентироваться не на крайний срок уплаты НДФЛ, а на дату, когда налог был удержан. Правило установлено в п. 3.1 Порядка, утвержденного приказом № ЕД-7-11/753@.

Как заполнить 6-НДФЛ за 1-е полугодие 2021 года

6-НДФЛ за полугодие 2021 года заполняют нарастающим итогом.

В разделе 1 указывают сроки перечисления НДФЛ и суммы удержанного налога за последние три месяца отчетного периода.

В разделе 2 – обобщенные данные нарастающим итогом с начала года по соответствующей налоговой ставке.

Титульный лист расчета 6-НДФЛ

Укажите регистрационные данные компании: ИНН, КПП и название организации. Если форма сдается по обособленному подразделению, проставляют КПП подразделения.

В поле «Отчетный период (код)» впишите 31, т.к. отчитываетесь за полугодие 2021 года. По поле «Календарный год» укажите 2021.

По строке «По месту нахождения (учета) (код)» проставляют код места представления Расчета:

  • 214 — по месту учета российской организации;
  • 215 — по месту нахождения правопреемника российской организации;
  • 220 — по месту нахождения обособленного подразделения российской организации;
  • 120 — по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • 320 — по месту осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем;
  • 335 — по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации в РФ;
  • 121 — по месту жительства адвоката;
  • 122 — по месту жительства нотариуса.

Кроме того, на титульном листе нужно также указать код ОКТМО и номер контактного телефона.

Раздел 1 расчета 6-НДФЛ

В разделе 1 расчета 6-НДФЛ за 2 квартал 2021 года нужно отражать суммы удержанного НДФЛ за последние три месяца отчетного периода, то есть за апрель – июнь 2021 г., независимо от срока их перечисления.

  • в поле 020 – укажите общую по всем физлицам сумма налога, удержанную за последние три месяца.
  • в поле 021 – дату, не позднее которой должна быть перечислена в бюджет удержанная сумма налога.
  • в поле 022 – укажите общую сумму удержанного налога, подлежащую перечислению в указанную в поле 021 дату.

Сумма налога, удержанная за последние три месяца отчетного периода, указанная в поле 020, должна соответствовать сумме значений всех заполненных полей 022.

Если удерживали НДФЛ по разным ставкам, для каждой заполните отдельный лист раздела 1 .

В поле 010 укажите КБК по НДФЛ.

  • Для НДФЛ по ставке 13 % — КБК 182 1 01 02010 01 1000 110.
  • Для НДФЛ по ставке 15 % (с доходов свыше 5 млн руб.) — КБК 182 1 01 02080 01 1000 110.

В поле 030 укажите сумму возвращенного НДФЛ за последние три месяца отчетного периода: апрель-июнь 2021 года.

В полях 031 и 032 расшифруйте каждый случай возвращенного налога, указав в поле 031 — дату возврата, в поле 032 – возвращенную сумму. Сумма значений по всем полям 032 должна совпадать со полем 030.

Раздел 2 расчета 6-НДФЛ

В разделе 2 указывают обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала года по соответствующей налоговой ставке.

Если фирма выплачивала физлицам в течение отчетного периода доходы, облагаемые по разным ставкам, раздел 2 заполняется для каждой из ставок налога.

  • в поле 100 – ставку НДФЛ,
  • в поле 105 – соответствующий КБК.
  • в поле 110 – сумму доходов физлиц за отчетный период, которые облагаются по ставке из поля 100.
  • в полях 111, 112 и 113 укажите доходы по видам:
    1. дивиденды — строка 111;
    2. выплаты по трудовым договорам — строка 112;
    3. выплаты по гражданско-правовым договорам — строка 113.
  • в поле 120 – количество получателей дохода.
  • в поле 130 – налоговые вычеты, которые вы применили к доходам.
  • в поле 140 – начисленный НДФЛ со всех доходов,
  • в поле 141 – НДФЛ с дивидендов.
  • в поле 150 – фиксированные платежи иностранцев.
  • в поле 160 – удержанный НДФЛ за полугодие 2021 года: январь – июнь 2021 года.
  • в поле 170 – неудержанный НДФЛ с выплаченных доходов.
  • в поле 180 – излишне удержанный НДФЛ.
  • в поле 190 – возвращенный налог.

Если есть доходы, не связанные с оплатой труда, например, матпомощь, ее по строке 112 не указывайте.

Больничные за первые три дня включают в эту строку 112 на основании письма ФНС от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Как отправить сотрудника в декрет: оформление отпуска, выплата пособия, возмещение из ФСС

Трудовой кодекс защищает права беременной сотрудницы: работодателю запрещено её увольнять. На восьмом месяце беременности она уходит в декретный отпуск. Он длится 140 дней: 70 до родов и 70 после. Отпуск по беременности сменяется отпуском по уходу за ребенком — обычно до полутора лет. Всё это время сотрудница получает пособия от ФСС. С 2021 года во всех регионах фонд переводит пособия напрямую сотрудникам.

Оформите декретный отпуск

Отпуск по беременности и родам

Работодатель получает от сотрудницы документы:

1. Больничный листок из женской консультации. Помните, что наравне с бумажными больничными действуют электронные. С ними работают в личном кабинете ФСС.

2. Заявление на декретный отпуск в произвольной форме. Необязательно брать его перед началом отпуска. Можно и после, в течение 6 месяцев.

Отпуск длится 140 дней: 70 до родов и 70 после. Иногда сотрудницы не подают заявление на отпуск и работают до последнего. Это нормально: отпуск — право, а не обязанность. Только за дни работы пособие не платят.

Нестандартные ситуации из приказа Минздравсоцразвития.

— При многоплодной беременности отпуск берут на 28 неделе на 194 дня: 84 до родов и 110 после.

— При усыновлении ребёнка отпуск берут со дня усыновления. Он заканчивается, когда ребёнку исполняется 70 дней. Если ребёнку на момент усыновления больше 70 дней, отпуск по беременности и родам не положен.

— При осложнённой беременности берут дополнительные 16 дней. В этом случае сотрудник пишет заявление о продлении отпуска.

Когда выяснили длительность отпуска, оформите документы:

— Заполните табель учёта рабочего времени.

Отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет

Сотрудница сама решает, воспользоваться отпуском или выйти на работу. Вместо неё в отпуск по уходу за ребёнком может отправиться любой работающий родственник: отец ребёнка, бабушка, дедушка, тётя или дядя. Отпуск можно чередовать как угодно: например, месяц с ребёнком сидит мама, потом месяц — папа.

При отпуске до полутора лет пособие составляет 40% от средней зарплаты за предыдущие два года.

Для оформления отпуска попросите у сотрудницы документы:

— Свидетельство о рождении ребёнка.

— Справку с работы мужа, что он не находится в аналогичном отпуске.

Снова издайте приказ о предоставлении отпуска, заполните личную карточку и табель учёта рабочего времени.

Разрешено совмещать отпуск по уходу за ребёнком и работу. Здесь есть два варианта: неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Например, сотрудница может работать по 7 часов в день или 4 дня в неделю. Главное — чтобы ставка была неполной. Иначе есть риск, что ФСС откажется производить выплату.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

С 2021 года пособия платит только ФСС

В 2021 году этот пункт перестал быть актуальным, но мы на всякий случай поясним, вдруг вас запутают какие-то старые статьи на других сайтах. Раньше было две схемы:

  1. Предприниматель платит сотруднику, а потом уменьшает страховые взносы в ФСС.
  2. ФСС платит сотруднику напрямую.

Вторая схема — «пилотный проект», он со временем захватывал всё больше регионов. В 2021 году он принят по всей стране, поэтому работодателю платить пособия не нужно.

Какие пособия

Пособие по беременности и родам

Размер пособия — 100% от средней зарплаты. Для расчёта берут два календарных года перед началом отпуска. Например, в 2021 году учитывают зарплату за 2019 и 2020 годы. Удобнее всего — не считать в Экселе, а воспользоваться специальным калькулятором.

Пособие назначают в течение 10 дней после получения документов от сотрудницы. Выплачивают — в ближайший после назначения зарплатный день.

В ООО «Ромашка» зарплату выплачивают 11 и 25 числа каждого месяца. Анна ушла в отпуск по беременности и родам 10 октября. Директор рассчитал её пособие 15 октября, а выплатил 25 октября. Он сделал всё правильно.

Единоразовая выплата при рождении ребёнка

С 1 февраля 2021 года пособие составляет 18 886.32 ₽. Некоторые регионы увеличивают выплату за счёт своего бюджета, например, Москва — на 5500 ₽ за первого ребёнка, на 14 500 ₽ — за последующих.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет

Пособие платят ежемесячно: с первого дня отпуска по уходу до момента, когда ребёнку исполнится 1,5 года.

Размер пособия составляет 40% от средней зарплаты. Для расчёта берут зарплату за предыдущие два календарных года. За первого ребёнка минимальная выплата в 2020 году — 4852 ₽ в месяц, максимальная — 27 984,66 ₽ в месяц. За последующих детей — от 6751,54 ₽ до 2 7 984,66 руб ₽ в месяц. Рассчитывайте пособие в специальном калькуляторе, чтобы не ошибиться.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 3 лет (отменено на детей, родившихся с 1 января 2020 года)

Когда сотрудник находится в отпуске по уходу за ребёнком, работодатель платит ему пособие за свой счёт. Размер пособия — 50 рублей в месяц. День выплаты — день выдачи зарплаты.

Пособие платят во время отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет параллельно основному. Если ребёнку уже исполнилось 1,5 года и сотрудница осталась в отпуске по уходу до 3 лет, 50 рублей — её единственное пособие.

Когда ФСС отказывает в выплатах пособия

Иногда ФСС имеет право отказать и не платить пособия для сотрудников. Это происходит по нескольким причинам:

  1. Ошибки в документах: справке о заработке, листке нетрудоспособности, заявлении на отпуск по беременности и родам.
  2. Фиктивные трудовые отношения. Когда сотрудницу берут на работу на поздних сроках беременности, и она сразу уходит в декрет, для ФСС это выглядит подозрительно.
  3. Завышенная зарплата. Если женщина-юрист получает зарплату 100 000 ₽, а её коллеги-юристы — 20 000 ₽, это тоже подозрительно.
  4. Сотрудница получает пособие и одновременно работает. Рабочий день — полный или сокращённый только формально, меньше, чем на час в день.

Если сотрудники фонда найдут нарушение, они запросят объяснения и документы.

Статья актуальна на 09.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Считаем средний заработок для отпуска

На первый взгляд, алгоритм расчета среднего заработка для отпуска прост. Однако на практике нужно учитывать много нюансов. Например, полностью ли отработан сотрудником расчетный период, получал ли он премию, либо ему повысили зарплату. Рассмотрим порядок определения сумм отпускных в этих случаях на конкретных примерах.

Работодатель обязан предоставлять работникам ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка 1 . Порядок расчета среднего заработка для этих целей регламентируется Трудовым кодексом 2 и соответствующим Положением 3 . Рассмотрим как общие правила расчета отпускных, так и порядок их исчисления с учетом различных особенностей.

Общие правила расчета отпускных

Для расчета отпускных необходимо сначала определить расчетный период. Согласно трудовому законодательству это 12 календарных месяцев, предшествующих уходу сотрудника в отпуск 4 . При этом календарным месяцем признается период с 1 го по 30 е (31 е) (в феврале — по 28 е (29 е)) число включительно. Например, сотрудник идет в ежегодный оплачиваемый отпуск в июне 2010 года. Расчетным будет период с 1 июня 2009 года по 31 мая 2010 года.
Далее следует подсчитать сумму выплат, начисленных сотруднику за это время. В нее включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, действующей у данного работодателя, независимо от источника их финансирования. Конкретный их перечень установлен пунктом 2 Положения. В расчет должна войти не только сумма, начисленная исходя из установленного работнику оклада, тарифной ставки или сдельной расценки, но и все иные составляющие зарплаты: доплата за работу в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу, работу в ночное время, совмещение должностей, районные коэффициенты и др. Премии учитываются в особом порядке, о котором мы расскажем ниже. Выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), для расчета среднего заработка не учитываются 5 .
Поделив данный показатель на 12, а потом на 29,4 (среднемесячное число календарных дней), найдем средний дневной заработок. Сумму отпускных можно рассчитать, умножив среднедневной заработок на число календарных дней отпуска.

Пример
Сотрудница Петрова М.И. уходит в отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 05.04.2010. За каждый из 12 месяцев, предшествующих отпуску, ей начислялась заработная плата в размере 30 000 руб.
Сумма отпускных, причитающихся сотруднице Петровой М.И., составит:
30 000 руб. x 12 мес. : 12 мес. : 29,4 x 14 дн. = 14 285,71 руб.

Порядок расчета отпускных усложняется, если сотрудником не полностью отработаны один или несколько месяцев расчетного периода либо если работник часть этого периода по каким-то причинам отсутствовал на работе. Например, сотрудник использует отпуск за первый рабочий год и не отработал еще у данного работодателя 12 календарных месяцев. Кроме того, такая ситуация может сложиться, когда работник в расчетном периоде:

  • получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
  • не имел возможности работать в связи с забастовкой, в которой не принимал участие;
  • получал дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
  • находился в отпуске или командировке;
  • не работал из-за простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • в других случаях освобождался от работы с оплатой или без таковой 6 .

При исчислении среднего заработка все эти промежутки времени исключаются из расчетного периода, а суммы, начисленные за них, при подсчете не учитываются. В этих случаях средний дневной заработок определяют следующим образом. Сначала подсчитывают, сколько календарных месяцев в расчетном периоде сотрудник отработал полностью, и умножают это значение на 29,4. Затем 29,4 делят на количество календарных дней в каждом не полностью отработанном месяце и умножают на количество календарных дней, приходящихся на отработанное время в этом месяце. Все результаты складывают. И, наконец, на полученное число делят сумму фактически начисленной заработной платы за расчетный период.

Пример
Сотруднику Числову Ю.А. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 7 календарных дней с 07.06.2010. Его месячный оклад составляет 16 000 руб. С 05.04.2010 по 19.04.2010 сотрудник болел, и ему было начислено пособие в размере 10 909,05 руб. Заработная плата за этот месяц составила:
16 000 руб. : 175 ч. x 87 ч. = 7 954,29 руб.
Расчетным является период с 01.06.2009 по 31.05.2010.
Количество календарных дней, приходящихся на отработанное время в расчетном периоде, равно:
29,4 x 11 мес. + 29,4 : 30 дн. x 15 дн. = 338,1 дн.
Среднедневной заработок Числова Ю.А. для расчета отпускных составит:
16 000 руб. x 11 мес. + 7 954,29 руб. : 338,1 дн. = 544,08 руб.
Отпускные:
544,08 руб. x 7 дн. = 3808,56 руб.

На практике нередки ситуации, когда специалист уходит в отпуск, отработав расчетный период не полностью. Ведь право на отпуск за первый рабочий год у сотрудника возникает уже по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя, а по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения этого срока 7 . В таком случае расчет отпускных происходит по правилам, описанным выше. Нужно определить количество календарных месяцев и дней, приходящихся на отработанное время, в промежутке с момента трудоустройства и до окончания расчетного периода. Учитывать время работы и заработок, полученный у предыдущего работодателя, не нужно.

Пример
Сотрудница Сухорученко С.В. была принята на работу 01.02.2010. Ежемесячно она получала зарплату в размере 20 000 руб. С 15.05.2010 она уходит в отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
Средний дневной заработок равен:
20 000 руб. x 3 мес. : (3 мес. x 29,4) = 680,27 руб.
Сумма отпускных, причитающихся сотруднице Сухорученко С.В., составит:
680,27 руб. x 14 дн. = 9 523,78 руб.

А как рассчитать отпускные, если сотрудник в течение всего расчетного периода не работал и заработная плата ему не начислялась? Такая ситуация может возникнуть, например, когда женщина находилась сначала в декретном отпуске, потом в отпуске по уходу за ребенком и сразу же после него ушла в очередной оплачиваемый отпуск. Тогда для расчета среднего заработка берут последние 12 календарных месяцев, в течение которых зарплата выплачивалась. Далее расчет отпускных производится в обычном порядке. Если заработка не было ни в расчетном периоде, ни до него, учитывают зарплату за дни, отработанные в месяце ухода в отпуск. Если же до ухода в отпуск сотрудник не отработал ни одного дня, то средний заработок определяют исходя из установленного ему оклада.
По соглашению между работодателем и работником последнему может быть установлена неполная рабочая неделя или неполный рабочий день. При работе на таких условиях сотруднику платят пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного объема работ. Однако отпускные таким работникам рассчитываются в обычном порядке, описанном выше.
В расчет необходимо брать только фактические выплаты, начисленные в пользу работника. Главное, чтобы сотрудник отработал все дни по графику неполной рабочей недели, тогда считается, что месяц им отработан полностью.

Пример
Работнику ООО «Актив» Иванову С.А. с 09.08.2010 предоставлен очередной отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Оклад работника — 20 000 руб. С 01.07.2010 специалисту по его личной просьбе установлена четырехдневная рабочая неделя с оплатой в размере 15 000 руб. в месяц.
Расчетный период — с 01.08.2009 по 31.07.2010.
Средний дневной заработок составит:
(20 000 руб. x 11 мес. + 15 000 руб.) : 12 мес. : 29,4 = 666,10 руб.
Сумма отпускных, причитающихся Иванову С.А.:
666,10 руб. x 28 дн. = 18 650,80 руб.

По общим правилам рассчитывают отпускные и тем работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, а также совместителям 8 .

Особенности исчисления отпускных

Порядок расчета среднего заработка имеет определенную специфику, если:

  • в организации (филиале, структурном подразделении) повышались оклады;
  • сотруднику выплачивались какие-либо премии.

Средний заработок работника, исчисленный для оплаты отпуска, должен повышаться, если в целом по организации (филиалу, структурному подразделению) увеличивался размер тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения 9 . А если зарплата работника увеличилась за счет того, что введены новые надбавки, премии либо повысился их размер, но при этом размер тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения остался на прежнем уровне? В этом случае повышение среднего заработка не производится.
Допустим, оклады в организации повысились. Тогда необходимо найти коэффициент индексации среднего заработка. Он определяется для каждого работника индивидуально как соотношение его оклада после последнего повышения к окладам каждого месяца расчетного периода. Если оклады повышались несколько раз, получится несколько коэффициентов. При расчете повышающего коэффициента следует учитывать не только повышение оклада, но и одновременное изменение размеров ежемесячных выплат к окладу, когда таковое имело место. Подробнее о расчете среднего заработка в этом случае мы писали в «АБ» N 1, 2010 на с. 20.
Порядок индексации отпускных зависит от того, в какой именно период было повышение окладов. Первый вариант — в расчетный период. Второй — после расчетного периода, но до наступления отпуска. Третий — в период отпуска. В первом случае на коэффициент увеличиваются выплаты, начисленные работнику до повышения окладов.

Пример
С 01.05.2010 всем сотрудникам организации повышены оклады. Оклад Петровой А.И. до соответствующего повышения составлял 40 000 руб., после — 50 000 руб. С 01.06.2010 по 15.06.2010 (14 календарных дней) сотруднице предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.
Расчетный период с 01.06.2009 по 31.05.2010 отработан полностью.
Коэффициент индексации среднего заработка А.И. Петровой составит:
50 000 руб. : 40 000 руб. = 1,25
Среднедневной заработок сотрудницы с учетом повышения равен:
(40 000 руб. x 1,25 х 11 мес. + + 50 000 руб.) : 12 мес. : 29,4 = 1700,68 руб.
Отпускные:
1700,68 руб. x 14 дн. = 23 809,52 руб.

Если оклады повысились после расчетного периода, но до начала отпуска работника, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.
Если повышение окладов произошло уже в период отпуска, то индексации подлежит только часть отпускных со дня изменения окладов.

Пример
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Предположим, что повышение оклада произошло 04.06.2010.
Следовательно, индексации подлежат лишь выплаты за 11 дней отдыха в июне.
Среднедневной заработок Петровой А.И. составит:
40 000 руб. x 12 мес. : 12 мес. : 29,4 = 1360,54 руб.
Сумма отпускных:
1360,54 руб. x 14 дн. = 19 047,56 руб.
Сумма отпускных за часть отпуска с 01.06.2010 по 03.06.2010:
1360,54 руб. x 3 дн. = 4081,62 руб.
Сумма отпускных за часть отпуска с 04.06.2010 по 15.06.2010 с учетом индексации:
1360,54 руб. x 11 дн. x 1,25 = 18 707,43 руб.
Сумма отпускных к доплате при выходе из отпуска:
4081,62 + 18 707,43 – 19 047,56 = 3741,49 руб.

Если заработок работника за расчетный период состоял не только из оклада, то все ли выплаты, начисленные до повышения окладов, нужно индексировать? Нет, не все. Повышать нужно только те суммы, которые установлены к окладу в фиксированном размере в процентах либо кратно. Те выплаты, которые установлены к окладу в диапазоне значений либо в абсолютном размере, не индексируются.
А если сотруднику выплачивалась премия? В первую очередь необходимо выяснить дату ее начисления.
Все премии, кроме годовых, учитываются при расчете среднего заработка только в том случае, если они начислены в расчетном периоде. Годовая премия учитывается независимо от времени ее начисления, но только если она полагается работнику за предшествующий отпуску календарный год. Затем нужно посмотреть, как отработаны 12 календарных месяцев перед отпуском. Если расчетный период отработан полностью, то все премии включаются в расчет целиком. Если же сотрудник отсутствовал на работе часть расчетного периода, то премии должны быть учтены пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Исключение составляют такие премии, которые начислены за время, приходящееся на расчетный период, причем с учетом фактической отработки в нем.
Разовые премии, не предусмотренные системой оплаты труда (например, суммы, выданные к праздникам, юбилеям и т. п.), не учитываются.

Пример
Сотруднику Иванову М.А. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 7 календарных дней с 14.06.2010. Его месячный оклад составляет 40 000 руб. По итогам работы за 2009 г. работнику начислена премия, предусмотренная положением о премировании, в размере 60 000 руб.
Расчетный период с 01.06.2009 по 31.05.2010 отработан полностью (работник находился на больничном с 01.09.2009 по 28.02.2010).
Часть премии за 2009 год, учитываемая при расчете среднедневного заработка, составит:
60 000 руб. : 249 дн. x 128 дн. = 30 843,37 руб.
Средний дневной заработок составит:
(40 000 руб. x 6 мес. + 30 843,37 руб.) : 6 мес. : 29,4 = 1535,39 руб.
Сумма отпускных, причитающихся Иванову М.А.:
1535,39 руб. x 7 дн. = 10 747,73 руб.

История отпуска

Появление понятия «отпуск» в трудовых отношениях связано с подписанием Лениным 14 июня 1918 года постановления «Об отпусках». Согласно данному документу наемные рабочие и служащие всех сфер труда, проработавшие не менее 6 месяцев у своего работодателя, имели право на двухнедельный отпуск. При этом материальное содержание выдавалось вперед. Если же работник отгулял не весь отпуск, то неиспользованные дни ему не оплачивались. Кроме того, сотрудникам запрещалось во время отдыха работать у других работодателей. В 1936 году, при Сталине, минимальная продолжительность отпуска уменьшилась до 6 дней. Однако уже в 1972 году его установили в 24 рабочих дня. С 2002 года отпуск стали исчислять — согласно рекомендации Европейской социальной хартии — в количестве 28 календарных дней.

Подготовила Татьяна Кольцова

Автор статьи:
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
А.Г. Кикинская,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
юрисконсульт

3 Положение, утв. пост. Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.