Налоговый агент по НДС при покупке услуг у нерезидента
Многие российские бизнесмены работают с иностранными контрагентами. В этом случае им часто приходится перечислять налоги не только за себя, но и за своего партнера по сделке. Рассмотрим, как нужно платить НДС при покупке услуги нерезидента на территории РФ.
Понятие налогового агента
Налоговый агент (НА) вообще — это экономический субъект, который должен перечислять обязательные платежи за другое юридическое или физическое лицо. Применительно к теме статьи этим «другим лицом» является иностранная компания, которая работает с резидентами РФ.
Российская организация должна перечислить НДС за иностранного партнера при выполнении следующих условий:
- услуги оказаны в РФ
- иностранный контрагент не платит НДС самостоятельно
Налоговым агентом при выполнении указанных условий является любой российский налогоплательщик, даже если он не платит НДС по основной деятельности, например, использует спецрежимы (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Чтобы проверить, зарегистрирован ли нерезидент в ФНС РФ, можно воспользоваться специальным сервисом или же просто запросить у контрагента копии документов.
Как определить, где оказаны услуги
В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).
В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.
При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.
Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).
А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)
Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).
Нюансы «электронных» услуг
Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).
К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.
До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.
Если права на компьютерные программы передаются по лицензионному (сублицензионному) договору, то платить НДС не нужно вообще (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина РФ от 01.02.2016 № 03-07-08/4141). Способ передачи прав («физически» или через Интернет) в данном случае роли не играет.
Как исчислить и уплатить НДС по сделке с иностранцем
Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.
В этих случаях для определения базы НДС нужно начислить на стоимость контракта «сверху». Затем сумму налога, выделенную по расчетной ставке, следует перевести одновременно с оплатой иностранному партнеру. Если не будет платежки на перечисление НДС, то банк не проведет и основной платеж.
Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).
ООО «Альфа» заказывает услуги по перевозке по РФ у финской транспортной компании. Услуги на сумму 1000 евро оказаны в январе 2019 года и оплачены в феврале 2019 года. Курс евро на дату оплаты — 75 руб.
Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро.
Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро.
К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.
Вычет НДС и его отражение в декларации
Если НА платит НДС, а купленные «иностранные» услуги используются в облагаемой деятельности, то он может поставить уплаченный налог к возмещению.
Но для этого необходимо не только уплатить налог, но и фактически воспользоваться услугой и получить подтверждающие документы (п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
НА при заполнении декларации по НДС «добавляет» к своим обычным листам раздел 2. Взятый к вычету «иностранный» НДС отражается в строке 180 раздела 3.
Если НА сам не платит НДС, то он, кроме титульного листа, может использовать только разделы 1 и 2.
Резюме
Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.
Однако из этого правила есть и немало исключений. Они связаны как с предметом договора («электронные» услуги), так и с особыми условиями, отраженными в межгосударственных соглашениях.
Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.
Налоговые агенты по НДС
Кто такие налоговые агенты
В некоторых случаях налог в бюджет государства платит не сам налогоплательщик, а другая компания. Как правило, эта компания является источником дохода для самого плательщика налога. Эта самая другая компания платит налог не из своего кармана, а из денег, причитающихся налогоплательщику. Поэтому она заранее удерживает сумму налога из дохода и сама перечисляет его в налоговую. Компания, которая платит налог за налогоплательщика, называется налоговым агентом. Иными словами, выступает посредником между налогоплательщиком и государством. Вся эта схема возникла из-за того, что бывают ситуации, когда сам налогоплательщик по каким-то причинам налог заплатить не может.
Когда вы являетесь налоговым агентом по НДС
Случаи, когда на вас государство возлагает обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Переведем их на более понятный язык.
Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:
- покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является наше государство РФ (этот нюанс подробно рассмотрим чуть ниже);
- арендуете государственное имущество у самих органов власти или купили его в собственность.
Далее пойдут случаи, которые встречаются намного реже:
- продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
- покупаете имущество банкрота;
- как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
- если вы построили судно и в течение 46 дней, после перехода права собственности, не зарегистрировали его в Международном реестре судов (вдруг среди наших пользователей есть и такие).
Самые распространенные операции, покупку у иностранных фирм и аренду гос.имущества, давайте рассмотрим поподробнее.
Покупка товаров и заказ работ у иностранцев
Строить какое-нибудь судно вы, возможно, и не соберетесь. А вот купить у иностранной фирмы импортный товар или заказать услугу вполне может понадобиться в работе.
Сделка с иностранцем повлечет за собой отчетность по НДС и перечисление налога, только если выполняются три следующие условия:
1) Ваш поставщик-иностранец не состоит на учете в налоговой у нас в России. Всегда уточняйте этот факт при заключении контракта с иностранным продавцом. Если у иностранной компании есть подразделение в России, то отчитываться по НДС вам не придется. Если же вы заказываете товары или услуги у физ.лица, то налоговым агентом вы не будете.
2) Товар, который вы покупаете, или услуга облагается НДС. Полный перечень операций, освобожденных от НДС приведен в п.3 ст. 149 НК РФ.
3) Местом реализации является РФ.
Покупка электронных услуг у иностранцев
Российские организации и ИП больше не должны платить НДС, если покупают электронные услуги у Апворк, Гугл и других иностранных компаний. Теперь иностранцы сами будут вставать на учёт в наших налоговых и платить этот НДС. Сделают они это или нет — другой вопрос, но вас за это не накажут.
Исключение: ИП или ООО как посредник продаёт электронные услуги иностранных организаций и участвует в расчётах.
Определяем место реализации товаров и услуг
У товаров определить место реализации просто. Если товар изначально в момент отгрузки находится в России, то значит местом реализации и будет РФ. В случае, если поставщик будет поставлять товар из своей страны, тогда налоговым агентом по НДС вы не будете. И уплатите НДС на таможне. Об этом подробнее можно почитать в другой нашей статье «Закупка товара за границей: НДС и таможенное оформление».
С услугами дела обстоят сложнее, потому что место реализации определяется по-разному в зависимости от вида услуги. И тогда местом реализации услуг будет признаваться либо та страна, где вы находитесь, либо где находится ваш исполнитель либо что-нибудь еще. Место реализации работ и услуг рассматривается в ст. 148 НК РФ, а мы приведем те, которые встречаются чаще всего в жизни предпринимателей.
Если вы заказываете следующие услуги, то местом их реализации однозначно будет территория РФ, потому что вы работаете в России:
- передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
- разработка программного обеспечения;
- консультационные услуги;
- юридические услуги;
- бухгалтерские и аудиторские услуги;
- инжиниринговые услуги;
- реклама и маркетинг;
- услуги по обработке информации;
- предоставление персонала;
- аренда имущества, кроме недвижимости и авто.
Место реализации всех остальных услуг будет определяться по месту:
- их фактического оказания, например, если это услуги в сфере образования;
- нахождения имущества, если это работы или услуги, связанные с ним;
- нахождения товара при отправлении и в пункте назначения, если вы заказывали транспортные услуги.
Если вы определили, что все три условия выполняются, значит вы являетесь налоговым агентом по НДС. Поставщик-иностранец не сможет самостоятельно перечислить НДС в налоговую, он не состоит там на учете. Сумму налога вам нужно самим рассчитать и удержать из выплаты иностранцу. Чаще всего сделки происходят в иностранной валюте. Для того, чтобы определить НДС, пересчитайте сумму дохода иностранного поставщика в рубли на дату выплаты денег.
Если в контракте установлена стоимость товаров или услуг с учетом налога, то определить НДС просто — умножьте эту сумму на ставку 20/120. Если вы купили товары, которые облагаются НДС 10%, то нужно умножать на 10/110. В случае, если в контракте указана цена без учета налогов, то сумму НДС можно узнать, если умножить стоимость договора на 10% или 20%.
Счет-фактуру вам тоже придется выставить самим себе, но от имени иностранного поставщика. Необходимо это сделать в течение 5 дней со дня оплаты. В строках «Продавец» и «Адрес» нужно указать данные зарубежного контрагента, вы можете взять их из контракта. ИНН у иностранца нет, поэтому в строке 2б поставьте прочерк. А в полях «Покупатель», его адрес и ИНН нужно заполнить свои данные. В остальном счет-фактура ничем не отличается от обычных случаев.
В вы можете выставить счёт-фактуру за несколько кликов. Вы получите готовую платёжку на перечисление налога и отчёт по НДС для отправки через интернет.
НДС, удержанный у иностранца, вам нужно перечислить в свою налоговую в следующие сроки:
- при покупке товаров — до 25 числа месяца, следующего за кварталом;
- при заказе работ и услуг НДС необходимо заплатить одновременно с выплатой денег иностранному лицу. В банке подаете одновременно две платежки — на оплату налога и на оплату услуг контрагенту.
Также до 25 числа месяца, следующего за кварталом, нужно подать декларацию по НДС. За операции налогового агента отвечает второй раздел.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Аренда и покупка государственного имущества у органов власти
В случае с арендой и покупкой имущества вы будете налоговым агентом по НДС, если это государственное имущество и вашим арендодателем или продавцом являются органы власти. Чаще всего это бывает комитет по управлению имуществом.
Как налоговому агенту по НДС вам придется рассчитать сумму налога и удержать её из арендной платы или из оплаты стоимости имущества, если вы покупаете помещение в собственность.
НДС в этом случае рассчитывается аналогично предыдущему. В договоре аренды или купли-продаже имущества стоимость может быть установлена с учетом НДС или без него. В зависимости от этого условия налог будет вычисляться по-разному.
Если стоимость в договоре указана с учетом НДС, то чтобы вычислить сумму удержания, вам нужно умножить её на ставку 20/120. Если в договоре вы видите цену без учета НДС, то вам нужно просто умножить её на 20% и вы получите сумму, которую нужно удержать и перечислить в налоговую.
В течение 5 дней со дня оплаты не забудьте составить счет-фактуру. В полях «Продавец», его «Адрес» и «ИНН» нужно указать данные арендодателя или продавца из договора. А в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактуры заполняются по общим правилам.
До 25 числа месяца, следующего за кварталом перечислите НДС в свою налоговую и подайте декларацию с заполненным разделом 2. На этом все обязанности налогового агента будут исполнены.
Декларацию по НДС нужно предоставлять только в электронном виде. подготовит декларацию по НДС автоматически на основании выставленных вами счетов-фактур.
Статья актуальна на 05.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
НДС с консультационных услуг
Консультации — это стандартные услуги, которые облагаются НДС в общем порядке. Они не освобождаются от налогообложения, если нет исключительных обстоятельств, например, исполнитель не работает на УСН, или получатель услуг не является иностранной компанией. Разберемся с нюансами обложения НДС консультационных услуг.
Облагаются ли НДС консультационные услуги
Консультационные или консалтинговые услуги — это деятельность по предоставлению информации в письменной и устной форме. Под это определение подходят консультации юристов, аудиторов, бухгалтеров, маркетологов и других специалистов.
Если консультации оказаны на территории РФ — они признаются объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). Платить налоги с них должны и индивидуальные предприниматели, и организации, в том числе некоммерческие. Ставка НДС стандартная — 20 %.
Есть три случая, при которых НДС можно не платить:
- Услуги реализованы не на территории России (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 148 НК РФ);
- Услуги оказывают органы госвласти или местного самоуправления в рамках их исключительных полномочий (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- Услуги оказывают организации и предприниматели, которые освобождены от НДС или не являются его плательщиками, в том числе спецрежимники.
Со вторым и третьим пунктами все просто. А вот с первым могут быть вопросы. Особенно, если вы работаете с иностранными компаниями, так как надо определить место реализации услуги.
Как определить место реализации консультационных услуг
Место реализации консультационных услуг — это место, в котором осуществляет деятельность покупатель. Чтобы консультации облагались НДС, их покупатель должен быть зарегистрирован в России как организация или ИП. Если регистрации нет, местом деятельности можно считать РФ при выполнении одного из следующих условий:
- Россия указана в учредительных документах как место ведения деятельности;
- Россия — место управления организацией;
- в России находится постоянно действующий исполнительный орган;
- в России проживает физическое лицо-получатель услуг.
При взаимодействии с иностранными компаниями возможно два варианта: вы даете иностранцам консультации или получаете от них. Если вы оказали услугу нерезиденту, НДС платить не придется, а вот если нерезидент дал консультацию вам — заплатите НДС как налоговый агент. Это значит, что вам надо будет самостоятельно удержать НДС с дохода продавца и заплатить в бюджет РФ.
Если консультацию купило постоянное представительство, место деятельности определяется по месту нахождения представительства. Если представительство в России, то НДС придется платить даже при том, что сама фирма иностранная.
Освобождены ли от НДС консультации в электронной форме
Консультации — это та услуга, которую легко можно оказывать в электронной форме: по электронной почте или скайпу. Для электронных услуг НК РФ предусматривает особенные правила уплаты НДС, но только в части работы с иностранными компаниями.
Такой порядок назвали «Налог на Google» — это НДС с электронных услуг, которые оказывают иностранные фирмы российским покупателям через интернет. Как правило, НДС в этом случае платят иностранные компании. Исключение — Российские организации и ИП, которые выступают посредниками при продаже услуг иностранных компаний и ведут расчеты непосредственно с покупателями (если посредников несколько — НДС платит последний в цепочке).
Однако в п. 1 ст. 174.2 НК РФ перечислены услуги иностранных компаний, которые не относятся к электронным. В их число попадают и консультации по электронной почте. К ним применяется стандартный порядок уплаты НДС по сделкам с иностранцами.
Как платить НДС с консультаций — общие правила
Если российская организация консультирует российских налогоплательщиков, то в бюджет НДС будет платить именно консультант. Он включает налог в стоимость услуги, а затем перечисляет в бюджет. Сам покупатель консультации позже сможет принять налог к вычету.
Налоговый период по НДС — квартал. Это значит, что рассчитывать и уплачивать НДС в бюджет нужно ежеквартально. Платить налог можно тремя равными платежами — не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.
Для расчета НДС используется формула: НДС = Налоговая база × Ставка налога.
Налоговая база — это стоимость консультации с учетом или без учета НДС. Она определяется на дату оказания услуги — то есть дату подписания акта об оказанных услугах. Если услуги длящиеся, вроде квартального абонемента на консультации, то датой считается последний день квартала, в течение которого вы оказывали услуги.
Как налоговому агенту заплатить НДС
Напомним, что это нужно, если вы купили консультацию у иностранной компании, которая не состоит на учете в налоговом органе РФ.
Посчитайте сумму налога по формуле: НДС = Стоимость консультации с НДС × 20 / 120.
НДС исчисляется отдельно по каждой выплате дохода иностранной компании, в том числе по авансам. Одновременно с тем, как вы передаете оплату консультанту, удержите из этой суммы НДС и уплатите его в бюджет. Также надо будет заполнить и выставить счет-фактуру.
Если вы платите НДС как агент, купивший консультацию у иностранной организации, налог можно будет принять к вычету. Сделать это можно в том квартале, в котором вы заплатили налог и выполнили все условия для вычета.
Как отражать НДС в бухучете
Для бухгалтерского учета НДС к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открывают специальный субсчет 68-НДС.
Основные проводки для НДС по консультациям у исполнителя:
- Дт 90-3 Кт 68-НДС — начислен НДС со стоимости консультации;
- Дт 62-НДС Кт 68-НДС — начислен НДС с полученной предоплаты (при получении аванса);
- Дт 68-НДС Кт 62-НДС— принят к вычету НДС с суммы предоплаты (при оказании услуги);
- Дт 68-НДС Кт 51 — НДС уплачен в бюджет.
Проводки у покупателя консультаций:
- Дт 19 Кт 60 — отражен НДС, предъявленный консультантом;
- Дт 68-НДС Кт 19 — принят к вычету НДС;
- Дт 60-НДС Кт 68-НДС — восстановлен НДС с суммы аванса, ранее принятый к вычету.
Проводки у налогового агента:
- Дт 20 (26, 44 и др.) Кт 60 — приняты к учету услуги;
- Дт 19 Кт 60 — отражен НДС со стоимости услуг;
- Дт 60 Кт 76-НДС — уменьшен долг перед консультантом на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет;
- Дт 76-НДС Кт 68 — Отражена задолженность по уплате в бюджет;
- Дт 68 Кт-51 — НДС уплачен в бюджет;
- Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету.
Ведите бухгалтерский и налоговый учет в Контур.Бухгалтерии. Считайте НДС, заводите счета-фактуры, оформляйте вычеты и сдавайте декларации через интернет. Еще в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, получать консультации от экспертов и проводить проверку контрагентов. Новые пользователи могут 14 дней пользоваться всеми возможностями сервиса бесплатно.
НДС при «импорте» работ и услуг
В последнее время все больше российских компаний и ИП приобретает работы и услуги у иностранных партнеров, в т. ч. через Интернет. Мы рассмотрим, в каких случаях при «импорте» услуг и работ НДС придется уплатить покупателям, исполняя обязанности налоговых агентов, как рассчитать этот налог и представить декларацию, если такие обязанности возникают. А также как быть с НДС при приобретении электронных услуг у иностранных партнеров.
Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?
Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!
С 1 октября 2021 года вступили в силу изменения в ст.161 НК РФ (п.1 и п.2), устанавливающей обстоятельства при которых российские ИП и организации становятся налоговыми агентами по НДС при приобретении работ (услуг) у иностранных партнеров. Для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):
- Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
- Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:
- нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо
- с открытием счета в банке;
А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
То есть с 1 октября 2021 года российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.
Исключения, по-прежнему составляют электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ, по которым иностранные организации, оказывающие электронные услуги обязаны сами платить НДС в наш российский бюджет, зарегистрировавшись на сайте Федеральной налоговой службы (на них мы остановимся отдельно) (п.2 ст.161 НК РФ).
До 1 октября 2021 при «импорте» услуг и работ обязанности налогового агента по НДС возникали при выполнении Условия 1 (место реализации территория РФ) и только, если иностранные лица НЕ состояли на учете в налоговых органах. Поэтому Минфин РФ с учетом судебной практики разъяснял, что российская организация (ИП) не должна выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания (ИП) зарегистрирована в ИФНС по месту нахождения недвижимости в РФ или транспортных средств, открытия счета в банке на территории РФ и даже в случае, если договор на оказание услуг «напрямую» заключен с иностранной компанией, у которой на территории РФ есть обособленное подразделение (Письма Минфина России от 11.06.2021 г. N 03-07-08/46286, от 15.06.2021 г. N 03-07-13/1/46826, от 17.09.2018 N 03-07-08/66314, Письмо ФНС России от 07.06.2013 N ЕД-4-3/10454@, Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О и определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 305-КГ16-2688). В этих ситуациях иностранная компания должна была сама начислить НДС в российский бюджет, как это делают обычные налогоплательщики.
Например, иностранная компания (без постоянного представительства на территории РФ) предоставляла в аренду недвижимость, находящуюся на территории РФ. В этом случае российский арендатор не должен был исполнять обязанности налогового агента, поскольку иностранная компания стояла на учете в ИФНС по месту нахождения недвижимости. И соответственно иностранный арендодатель должен был выставить в адрес российского арендатора счет-фактуру на аренду. Как выполнить эти требования на практике иностранные компании не представляли.
Но с 1 октября 2021 года эти неудобства устранены, перечень ситуаций, когда российские покупатели должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС при «импорте» работ и услуг расширен. Поэтому налоговые агенты в таких ситуациях уплатят НДС «за иностранца» и на основании своего же счета-фактуры смогут принять к вычету НДС, если являются плательщиками этого налога и выполняются иные условия для вычетов НДС (ст.171 и 172 НК РФ).
Хотим обратить особое внимание, что как до, так и после 1 октября 2021 года российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.
Если услуги (работы) считаются оказанными за пределами России, то обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Как определить место реализации услуг (работ)?
Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.
Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).
В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.
Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ)!
Общее правило упрощенно можно выразить так: место реализации определяется по месту регистрации продавца (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола). Но в Протоколе и статье 148 НК РФ приведены исключения из этого правила. Если вы не нашли услуги (работы), которые оказывают иностранные партнеры в этих «исключениях», то местом реализации территория РФ не является, а значит, при «импорте» услуг в Россию российский покупатель не налоговый агент по НДС.
Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.
Для услуг, связанных с недвижимостью.
Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.
Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).
Для услуг, связанных с движимым имуществом.
Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС).
Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).
Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).
Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров).
Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.
Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, кроме электронных услуг из п.1 ст.174.2 НК РФ (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).
Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ. При этом обязанности налогового агента у покупателя зависят от того, относится ли передача прав к электронным услугам и кем (иностранной организацией или иностранным ИП) передаются права.
В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):
- контракт, заключенный с иностранным лицом;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Облагаются ли налогами консалтинговые услуги, оказанные нерезидентом резиденту РК? (Е. Кубиев, 18 октября 2013 г.)
Е. Кубиев, МВА, САР,
профессиональный бухгалтер РК,
профессиональный бухгалтер РФ,
член ПОБ «Палаты профессиональных бухгалтеров РК»,
директор ТОО «Almer Int.Pro.»
ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ НАЛОГАМИ КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ НЕРЕЗИДЕНТОМ РЕЗИДЕНТУ РК?
Нерезидентом из Чехии были оказаны консалтинговые услуги и сопровождение на заводах в Словении, Италии, Чехии, Словакии, так прописано в договоре, без учета налогов и обязательных платежей. Облагаются ли эти услуги КПН и НДС? И их расчет с учетом налогов. И как правильно рассчитать НДС: Стоимость услуг + КПН 20% ×12% ×курс на дату акта?
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса РК консультационные услуги — это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
Консалтинговые услуги относятся к консультационным услугам. Если же сопровождение на заводах тоже носит консультационный характер, то данные услуги также относятся к консультационным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 192 Налогового кодекса доходы от оказания консультационных услуги независимо от места оказания услуг (как на территории РК, так и за ее пределами) признаются доходами нерезидента из источников в РК.
Как указано в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.
При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статье 194 Налогового кодекса, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 Налогового кодекса.
Исчисление и удержание КПН по доходам, облагаемым у источника выплаты, производится налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту — по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 149 Налогового кодекса для представления декларации по КПН, — по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.
Как указано в подпункте 1 статьи 194 Налогового кодекса доходы нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, от оказания консультационных услуг подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 20 %.
Таким образом, допустим, что нерезидентом оказаны консультационные услуги на сумму 100 000 евро, то сумма КПН у источника выплаты с доходов нерезидентов составит 100 000 евро × 20% = 20 000 евро.
Согласно пункту 3-1 статьи 193 Налогового кодекса при уплате налоговым агентом суммы корпоративного подоходного налога, исчисленной с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса, за счет собственных средств без его удержания обязанность налогового агента по удержанию и перечислению корпоративного подоходного налога у источника выплаты считается исполненной. Таким образом, КПН с доходов нерезидента по условиям договора уплачивается за счет собственных средств налогового агента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
Место реализации услуг, оказанных нерезидентом, определяется на основании пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса. Согласно подпункту 4 данного пункта местом реализации консультационных услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя услуг, т.е., в вашем случае, Республика Казахстан.
Соответственно, казахстанская компания при приобретении у чешской компании консультационных услуг обязана начислить НДС за нерезидента.
Согласно пункту 2 статьи 241 Налогового кодекса для целей настоящей статьи размер облагаемого оборота у получателя работ, услуг определяется исходя из стоимости приобретенных работ, услуг, указанных в п.1 настоящей статьи, включая налоги, кроме налога на добавленную стоимость.
Как указано в пункте 3 статьи 241 Налогового кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в соответствии с настоящей статьей, определяется путем применения ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 Налогового кодекса (12%), к размеру облагаемого оборота. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты на дату совершения оборота.
Таким образом, сумму НДС за нерезидента по статье 241 можно рассчитать в вашем случае по формуле, указанной вами:
(100 000 евро + 20 000 евро) × 12% х× курс валюты (например, 198.00) = 2 851 200 тенге.
1.4. Налогообложение доходной деятельности школы
Вопросы налогообложения доходной деятельности образовательного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Закона «Об образовании».
Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помощи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким образом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить совершения типичных для образовательных учреждений нарушений налогового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные моменты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.
Образовательное учреждение изначально находится на общем режиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим налогообложения является единственно возможным для государственных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упрощенная система налогообложения, позволяющая уменьшить налоговое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюджетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, переход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использован только различного рода негосударственными образовательными организациями, оказывающими дополнительные образовательные услуги.
При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работникам — единым социальным налогом, если налоговым законодательством не установлены те или иные налоговые льготы.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.
НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг, т.е. школой.
Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процентов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если образовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, которую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).
Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС:
— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно которому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия лицензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении*;
—реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
—услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные услуги как по дополнительным профессиональным программам, оказываемые образовательным учреждением в виде занятий в факультативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению занятий по углубленному изучению предметов при наличии соответствующей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятельности).
Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.
Во многих государственных и муниципальных образовательных учреждениях столовые обслуживаются соответствующими комбинатами питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализованных товаров, а администрация образовательного учреждения имеет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобождение реализации продуктов питания в столовых от НДС:
—образовательное учреждение является государственным или муниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;
—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Налоговый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.
Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, произведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изделия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).
Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.
Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы образования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных учреждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения общего образования могут использовать это освобождение. В таком случае не подлежат обложению НДС все операции образовательного учреждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация товаров, производимых учреждением и т.д.).
Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:
письменное уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);
выписку из бухгалтерского баланса;
выписку из книги продаж;
копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Уведомление и соответствующие документы могут передаваться непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.
Налог на прибыль организаций
Государственные и муниципальные образовательные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на прибыль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным учреждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).
Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая устанавливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюджетных учреждений.
Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль определяется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.
На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерческой деятельности:
1)выплата заработной платы учителям за проведение платных занятий (с учетом налогов);
2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления платных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копировальной техники.
При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.
В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сумму доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включаются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не финансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на проведение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного учреждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.
* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.
Единый социальный налог
Образовательное учреждение, как и любая организация, при выплате работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по гражданско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, является налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).
Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работникам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в норматив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой деятельности, которые включаются в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исходя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превышают 280 000 рублей).
При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по трудовым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лицами по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-правовой договор оказания услуг.
В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
База а —а —з а а з —аа—а