Сроки сдачи отчетности в ПФР и ФСС планируют увеличить

СЗВ‑М в 2021 году

Отчетность в ПФР сдают юрлица и ИП — работодатели. Ежегодно содержание отчетов актуализируется, добавляются новые формы и упраздняются прежние. Далее в статье расскажем о действующих в 2019 году отчетах в ПФР, сроках их представления и возможных санкциях.

Отчетность в Пенсионный фонд в 2019 году

Принципиальных изменений в перечне отчетов, которые работодатели должны сдавать в 2019 году в Пенсионный фонд России, не произошло. Он по-прежнему включает две обязательные формы:

  • СЗВ-М — ежемесячный отчет, срок подачи — по 15-е число каждого отчетного месяца;
  • СЗВ-СТАЖ — ежегодный отчет, срок подачи — по 1 марта года, следующего за отчетным.

К указанным документам добавляется форма СЗВ-КОРР, которая заполняется в случае обнаружения ошибок в отчетности за предыдущие периоды, и СЗВ-ИСХ — представляется, если работодатель до 2017 года не сдавал персонифицированную отчетность на работников.

Кроме того, если работодатель увеличивает будущую пенсию сотрудников, перечисляя дополнительные страховые взносы, он ежеквартально должен сдавать в ПФР форму ДСВ-3. Отчет представляется по 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

В декабре прошлого года перечисленные выше бланки были актуализированы. С 2019 года отчетность принимается Пенсионным фондом Российской Федерации только по новым формам.

Каждый отчет в ПФР составляется в бумажном или электронном виде, что определяется количеством наемных работников. При штатной численности от 25 человек электронный формат отчета обязателен.

Новые отчеты в ПФР на 2019 год законодатели не вводили, но в 2018 году анонсировали документ, который будет дополнять сведения о стаже, должности и переводах сотрудниках. Предполагается, что новый бланк упростит переход на электронные трудовые книжки.

Единственное нововведение для юрлиц и ИП — работодателей — отчет с информацией о сотрудниках предпенсионного возраста. Но сдается отчет по предпенсионерам не в Пенсионный фонд, а в Роструд.

Сдайте отчётность в ПФР и другие контролирующие органы через Контур.Экстерн.

Письмом от 25.07.2018 № 858-ПР Роструд поручил службам занятости по ходу проведения пенсионной реформы собирать сведения о предпенсионерах и с 1 октября 2018 года раз в квартал подавать их в Роструд. Для этого службы занятости запрашивают у работодателей информацию о работающих предпенсионерах — мужчинах 1959 г. р. и женщинах 1964 г. р.

Сроки сдачи и форма отчета для центров занятости приведены в письме Роструда. Формат и порядок сбора сведений у работодателей не регламентированы.

Подачу отчета по работникам предпенсионного возраста нельзя назвать новой обязанностью работодателей — это добровольная помощь центрам занятости, поэтому за непредставление запрашиваемой информации санкций не последует.

Ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-М

По Постановлению Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п бланк СЗВ-М предназначен для отражения сведений о застрахованных лицах — работниках компаний и ИП.

Работодатели ежемесячно до 15-го числа сдают отчет СЗВ-М в Пенсионный фонд России.

Порядок заполнения отчета предусматривает отражение всех сотрудников организаций и ИП: фактически работающих, отсутствующих по болезни, находящихся в отпуске и т.п.

Важно отметить, что в СЗВ-М включается информация о работающих как по трудовому договору, так и по ГПД.

В 2019 году вводить новую форму СЗВ-М законодатели не планируют, отчет сдается на бланке, утвержденном в декабре прошлого года.

Тарифы и КБК на 2019 год по взносам

Страховые взносы — это специальные отчисления, которые делают работодатели с зарплаты и прочих доходов сотрудников для обеспечения:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • обязательного социального страхования.

Начисленные страховые взносы платятся во внебюджетный фонд или в ФНС.

Ставки и сроки уплаты по страховым взносам в 2019 году установлены гл. 34 НК РФ.

Напоминаем, что с 2017 года страховые взносы перечисляются не в Пенсионный фонд, а в налоговую службу. Актуальную для работодателей в 2019 году таблицу со ставками страховых взносов найдете ниже.

Для индивидуальных предпринимателей НК РФ установлены фиксированные обязательные платежи: 29 354 руб. пенсионные и 6 884 руб. медицинские.

Тип взносов Облагаемая база Ставка, %
ОПС До 1 150 000 руб. 22
Более 1 150 000 руб. 10
Дополнительные взносы в ПФР Полная сумма выплат 0–10
ОМС Полная сумма выплат 5,1
ВНиМ До 865 000 руб. 2,9
Более 865 000 руб. Не начисляются
НСиПЗ Полная сумма выплат 0,2–8,5

Для перечисления взносов работодатели используют специальные коды — КБК. Чтобы не спутать применявшиеся до 2017 года юридическими лицами КБК для ПФР с КБК на 2019 год для ФНС, используйте таблицу ниже, в которой мы собрали актуальные в этом году коды.

Страховые взносы для работодателей
Взнос КБК
ОПС 18210202010061010160
ОМС 18210202101081013160
ВНиМ 18210202090071010160
НСиПЗ 39310202050071000160
Страховые взносы для ИП «за себя»
Взнос КБК
ОПС 18210202140061110160
ОМС 18210202103081013160

Штрафы за несданную отчетность и неуплаченные страховые взносы на 2019 год

Чтобы избежать пеней, штрафов, а в худшем случае и уголовного наказания, рекомендуем вовремя сдавать отчеты и платить страховые взносы.

За не сданную в Пенсионный фонд отчетность работодатель заплатит штраф по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ — по 500 руб. за сотрудника. Даже если в компании работает только учредитель, да и тот не оформлен по ТК РФ, все равно нужно подать в ПФР отчет с данными на учредителя.

Нарушение правил учета пенсионных взносов обернется для организации и индивидуального предпринимателя штрафом по ст. 15.33.2 КоАП — от 300 до 500 руб.

Для организаций и ИП ответственность по неуплате страховых взносов выражена пеней и штрафами. Пеня рассчитывается из 1/300 или 1/150 ставки рефинансирования в зависимости от времени просрочки. Штраф определяется как процент от суммы неуплаты — 20 или 40 % — и зависит от умысла.

Кроме того, за неплатежи по страховым взносам предусмотрена уголовная ответственность — ст. 198 и 199 УК РФ регламентируют штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., а также лишение свободы до 3 лет.

Штрафы для ИП за неуплату пенсионных взносов «за себя» установлены в том же размере.

Напомним, что в 2019 году для уплаты штрафа реквизиты Пенсионного фонда не понадобятся. Пени и штрафы в ПФР с 2017 года перечисляются по месту регистрации в налоговую службу.

ФНС начинает администрирование обязательных страховых взносов

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года будет осуществлять Федеральная налоговая служба, а не внебюджетные фонды. Российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд руб. в год.

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) до 20 февраля , в Фонд социального страхования — до 25 января. Отчетность за I квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет уже единым — до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, являющегося выходным днем).

Одна вместо четырех

Целью принятых изменений изначально называлось совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.

Эксперты полагают, что создание универсальной системы исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин заявлял, что новый порядок администрирования будет более комфортным для налогоплательщиков, вместо четырех форм фискальной отчетности, ранее предоставляемых в государственные внебюджетные фонды, они будут сдавать в налоговый орган только одну. Информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в личные кабинеты налогоплательщика. В частности, в личном кабинете для физических лиц будут отражаться сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного гражданина аналогично сведениям из справки о доходах — 2-НДФЛ, а в личных кабинетах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Меньше контролеров

Также налогоплательщики вместо нескольких контролеров получают одного. Сейчас деятельность организаций контролируют и проводят выездные проверки и ПФР, и ФСС, и налоговая служба. В дальнейшем контролировать их работу будет только налоговая.

Однако организациям следует учитывать обозначенные в законах переходные периоды. Так, за периоды до 2016 года включительно контроль и проверки будут осуществлять фонды.

Кроме того, контроль превышения выплат по больничным листам будет осуществлять ФСС до 2021 года. В течение этого периода они переходят на так называемую систему прямых выплат, то есть когда эти выплаты по больничным листам и в связи с материнством фонд осуществляет напрямую работнику. И тогда эти выплаты будут уже являться не элементом расчета взноса, подлежащего уплате в бюджет фонда, а непосредственно выплаты из самого фонда.

Неизменными останутся тарифы страховых взносов. Так, пониженный тариф взноса IT-организациям в размере 14% будет продлен до 2023 года. А действие основного тарифа 30% будет продлено до 2019 года.

Больше поступлений

Глава Минфина Антон Силуанов ранее сообщил, что министерство планирует повысить доходы на 100-150 млрд руб. в 2017 году благодаря улучшению администрирования страховых взносов через Федеральную налоговую службу, а также за счет более тесного информационного обмена между ФТС и ФНС.

Вице-премьер Ольга Голодец в середине года давала еще более оптимистичную оценку — передача администрирования страховых взносов из ПФР в ФНС позволит увеличить доход пенсионного фонда на 200 млрд руб. в год. Самые пессимистичные оценки экспертов — до 100 млрд руб. в год принесет передача администрирования соцвзносов ФНС.

Экономия для бюджета произойдет и из-за сокращения сотрудников ПФР. Фонд сократит в следующем году 12 тыс. сотрудников, или 10% от численности, в связи с передачей администрирования страховых взносов в ФНС, сообщил ранее глава ПФР Антон Дроздов.

Сроки сдачи отчетности в ПФР и ФСС планируют увеличить

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова утвердила разработанный Минтрудом России План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы.

План будет реализовываться в течение 2019-2021 годов. Ответственный исполнитель – Минтруд России.

«Основная цель плана – повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Рострудом и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также совершенствование функций, осуществляемых Пенсионным фондом и Фондом социального страхования», – прокомментировал Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

«Предоставление услуг будет базироваться на принципе “единого окна”, – пояснил глава Минтруда России. – Гражданин сможет обратиться в любую из этих четырех организаций и получить там любую услугу. Например, в настоящее время гражданин для признания инвалидом и проведения медико-социальной экспертизы в первую очередь обращается в учреждения медико-социальной экспертизы, а далее для получения соответствующих мер социальной поддержки отдельно в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Таким образом, происходит многократное обращение гражданина в различные организации, что вызывает определенные трудности у отдельных категорий граждан.

На основании предусмотренных Планом мероприятий гражданин, например, признанный инвалидом, после проведения медико-социальной экспертизы в соответствующем учреждении будет иметь возможность одновременно подать заявление на назначение ежемесячной выплаты инвалидам, которую назначает и выплачивает Пенсионный фонд и обеспечения техническими средствами реабилитации, которое осуществляет Фонд социального страхования.

«Планом также предусматривается совершенствование взаимодействия граждан при получении государственной социальной помощи, в том числе информирования граждан о мерах социальной поддержки и порядке их получения, – рассказал Максим Топилин. – За счет реализации необходимых мероприятий мы должны создать условия взаимодействия, при которых гражданину не нужно будет долго разбираться в процессах предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг различными органами и организациями, то есть нашей задачей является обеспечение предоставления нуждающимся гражданам информации об оказываемой государственной социальной помощи и максимально удобные условия ее получения».

К 2020 году будет завершено полное внедрение единого контакт-центра для граждан. Современный контактный центр будет оказывать содействие гражданам в получении мер социальной поддержки на основании обращений посредством телефонной связи, интернет-сервисов, при этом, например, не будет иметь значение Пенсионный фонд или Фонд социального страхования предоставляет меры социальной поддержки. Также будет внедрено проактивное предоставление мер социальной поддержки, в рамках которого на основании обработки данных информационная система при наступления определенного события (например, рождение ребенка) самостоятельно предлагает гражданину одну или несколько мер социальной поддержки, с которыми связано событие, а гражданину остается только лишь согласиться с данным предложением.

Реализация взаимодействия с использованием различных сервисов будет осуществляться с учетом отсутствия у них отдельных видов доступа и физических особенностей, например, граждане с нарушением слуха могут воспользоваться чат-ботом веб-версии или мобильного приложения, граждане с нарушением зрения – позвонить на единый телефонный номер контакт-центра.

«В результате реализации Плана повысится качество и доступность мер социальной поддержки и социальных услуг для граждан, а целевым показателем данной деятельности будет максимальный охват действительно нуждающихся в помощи граждан фактическим ее предоставлением», – резюмировал руководитель министерства.

Основное финансирование мероприятий плана будет осуществляться за счет текущих расходов ПФР, ФСС, Роструда и Главного бюро МСЭ.

С перечнями государственных услуг, предоставляемых данными организациями, можно ознакомиться здесь.

Справочно:

План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы разработан в целях совершенствования порядка предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации осуществления иных функций и полномочий вышеуказанных организаций, в том числе за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Оптимизация процедур предоставления государственных и иных услуг, оказываемых Рострудом, учреждениями медико-социальной экспертизы, Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования Российской Федерации.
  2. Развитие информационных систем и сервисов при взаимодействии с гражданами, в том числе формирования персонифицированной информации о праве получения гражданином мер социальной защиты исходя из возникшей у него жизненной ситуации.
  3. Функционирование единого контакт-центра Пенсионного фонда России, учреждений медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роструда для взаимодействия с гражданами.
  4. Реализация отдельных единых требований по взаимодействию с гражданами при посещении ими лично отделений Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы.
  5. Обеспечение возможности взаимодействия граждан при получении услуг с любым подразделением Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, с учреждениями медико-социальной экспертизы.
  6. Повышение эффективности управления развития и функционирования ЕГИССО, федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
  7. Централизация осуществляемых отдельных функций.
  8. Трансформация процессов, заключающийся в изменении порядка осуществляемых функций и применяемых информационных технологий за счет объединения отдельных информационных систем, формирование единых реестров.

В рамках мероприятий Плана предусматривается достижение следующих результатов:

  • принятие единых подходов к развитию информационных технологий, информационных систем и сервисов, исключающих дублирование функциональности и хранения данных в различных информационных системах.
  • обеспечение отдельных единых условий сопровождения информационных систем, оператором которых является Минтруд России, Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Роструд, учреждения медико-социальной экспертизы;
  • оптимизация процедур и перечней документов, необходимых для предоставления государственных, иных услуг, мер социальной защиты (поддержки), заключающаяся в сокращении перечня предоставляемых документов за счет интеграции данных информационных систем, а также перевода услуг в электронный вид полностью либо частично (запись на прием);
  • получение гражданами информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, на которые у них возникли права получения, а также необходимых действиях для их получения, исходя из жизненной ситуации;
  • повышение доступности предоставления услуг и мер социальной защиты (поддержки) при взаимодействии с гражданами за счет реализации отдельных единых требований при посещении ими подразделений Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • предоставление отдельных видов государственной социальной помощи, услуг, мер социальной поддержки гражданам в подразделении любого государственного внебюджетного фонда или учреждении медико-социальной экспертизы;
  • нормативное закрепление полномочий по установлению функциональных требований к ЕГИССО и ФГИС ФРИ за Минтрудом России;
  • формирование полной информации о предоставлении государственной социальной помощи в Российской Федерации в единой информационной системе за счет внедрения ЕГИССО для осуществления всех функций и реализации полномочий государственными, муниципальными органами и организациями в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях;
  • возможность сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на информационные технологии за счет использования подсистемы ЕГИССО.

Например, мероприятия по оптимизации процедур предоставления услуг направлены на:

  • сокращение сроков оказания услуг;
  • сокращение документов, необходимых для предоставления услуг;
  • переход на «реестровую модель» оказания услуг;
  • проактивное оказание услуг;
  • исключение избыточных процедур оказания услуг.

Переход к «реестровой модели» оказания государственных и муниципальных услуг подразумевает формирование результата услуги в виде сведений в базовом государственном информационном ресурсе с выдачей результата на бумажном носителе только по обращению гражданина. В данном случае результатом оказания услуги будет являться запись в информационном ресурсе (реестре), либо ее обновление с сохранением истории таких изменений на завершающем этапе ведомственного автоматизированного процесса предоставления услуги. Таким образом, «реестровая модель» предусматривает хранение результатов услуг государственных информационных ресурсов и предоставление выписки из них по требованию заявителя, что приведет к снижению расходов на содержание персонала и изготовление материальных носителей для создания результата услуги, а также исключению возможности подделки документов на материальном носителе.

Проактивное предоставление услуг подразумевает отсутствие самого изъявления гражданина, то есть информационная система ведомства при наступления контрольного события (например, рождение ребенка) самостоятельно предлагает гражданину одну или несколько мер социальной поддержки, с которыми связано событие, а гражданину остается только лишь согласиться с данным предложением.

Например, в семье родился ребенок. Органы ЗАГС регистрируют данное событие путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр ЗАГС, и соответствующие сведения посредством СМЭВ передаются в ЕГИССО. В свою очередь, ЕГИССО, идентифицировав родителей и проанализировав сведения о них, понимает какие меры социальной защиты им положены в связи с рождением ребенка и передает соответствующую информацию в информационную систему взаимодействия с гражданами для доведения ее до родителей. Исходя из имеющейся контактной информации, каждый из родителей получает предпочтительными для них способами информацию о мерах социальной защиты и порядке их получения.

Полученные сведения будут использоваться для осуществления автоматизированного информирования граждан удобным для них способом: личный кабинет Единого портала государственных услуг, электронная почта, SMS-сообщение, телефонный звонок.

Таким образом, за счет интеграции информационные системы будут отслеживать наступление определенных жизненных событий у граждан и формировать сведения о правах на получение мер социальной защиты, возникших у граждан в связи с этим событием.

Другим мероприятием плана является создание единого контакт-центра, который в связке с экспертной системой, интегрированной со всеми информационными системами «социального блока», мог бы обслуживать граждан не только по вопросам Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роструда, учреждений медико-социальной экспертизы.

Для повышения эффективности предусматривается, в том числе, предоставление отдельных видов государственной социальной помощи, услуг, мер социальной поддержки гражданам в подразделении любого государственного внебюджетного фонда или учреждении медико-социальной экспертизы.

Данный подход позволит оптимизировать процесс предоставления отдельных мер социальной поддержки, услуг и повысит их доступность для отдельных категорий граждан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО