Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Годовая инвентаризация

Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В консультации еще раз напомним основные требования к проведению инвентаризации активов и обязательств казенными учреждениями перед составлением годовой отчетности.

Основания, сроки и порядок проведения инвентаризации учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики (п. 80 СГС «Концептуальные основы»).

При этом необходимо учитывать, что есть случаи, когда проведение инвентаризации является обязанностью учреждения (п. 81 СГС «Концептуальные основы»):

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

В частности, для казенных учреждений обязанность проводить инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности установлена п. 7 Инструкции № 191н.

К сведению: по мнению Минфина, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации; отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (см. письма от 19.05.2020 № 02-07-10/41023, от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Специалисты Минфина считают, что определение даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), как один из методов предварительного финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Инвентаризационная комиссия

Состав инвентаризационной комиссии учреждение утверждает самостоятельно. В пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств рекомендуется включать в состав такой комиссии представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (например, экономистов).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

Вместе с тем в более позднем письме (от 19.05.2020 № 02-07-10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

По мнению автора, решение о наличии бухгалтера в составе инвентаризационной комиссии находится в компетенции учреждения, а письма Минфина носят рекомендательный и разъяснительный характер.

Отражение в учете инвентаризационных разниц

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).

Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.

формы

Наименование формы

Акт о результатах инвентаризации

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Основанием для составления акта (ф. 0504835) являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту (ф. 0504835) прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 82 СГС «Концептуальные основы»).

К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации могут быть выявлены следующие расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета:

убытки в пределах норм и сверх норм (недостача);

излишки (неучтенное имущество).

Учет излишков

Излишки нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью на дату принятия к учету (п. 25, 31 Инструкции № 157н, п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с п. 7, 12, 23, 49, 50 Инструкции № 162н на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) излишки нефинансовых и финансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации, необходимо отразить в учете следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету неучтенные основные средства

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

  • Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении
  • Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?
  • Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
  • Инвентаризация финансовых обязательств: описи
  • Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений
  • Акт сверки с контрагентами
  • Сведения об инвентаризациях по таблице № 6
  • Итоги

Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

Порядок проведения инвентаризации обычно входит в состав учетной политики учреждения. Образец учетной политики вы можете посмотреть в «КонсультантПлюс». Если вы еще не зарегистрированы в системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?

Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:

  1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.

Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

  1. Отражение сведений о приказе в журнале.

Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.

  1. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

  1. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

  1. Заполнение отчетных документов:
  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — сведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье «Унифицированная форма № ИНВ-17 — бланк и образец».

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Виды инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении:

Плановая (согласно законодательным требованиям);

Инициированная (по распоряжению руководителя; в соответствии с локальными нормативами бюджетного учреждения).

Когда (в каких ситуациях) проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Инвентаризация в бюджетных учреждениях предполагает проведение проверки финансовых и других его обязательств (Приказ Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н; Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2016г. № 256н) при следующих обстоятельствах:

  • Когда происходит смена лиц, на которых возложена материальная ответственность.
  • Согласно порядка, установленного учетной политикой субъекта.
  • После произошедшего стихийного бедствия, аварии, пожара и других чрезвычайных ситуаций.
  • Когда были установлены факты хищения, злонамеренной порчи имущества бюджетной организации, должностных злоупотреблений.
  • Когда происходи передача (либо обратное – возврат) объектов бухгалтерского учета в управление, хранение, безвозмездное пользование, аренду, при продаже, выкупе и т.д.
  • При подготовке отчетности за отчетный год;
  • Когда происходит ликвидация или реорганизация бюджетного учреждения.
  • В иных ситуациях, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно определить иные основания, кроме тех, что предусмотрены нормативно-правовыми актами, для организации и проведения инвентаризации

Бюджетное учреждение правомочно в локальных нормативных актах, которые устанавливают правила проведения инвентаризации, также прописывать дополнительные основания, для того чтобы инициировать проведение процедуры инвентаризации

Требования по периодичности проведения обязательной инвентаризации в бюджетном или автономном учреждении

Сроки проведения инвентаризации для бюджетного (или автономного) учреждения:

  • По состоянию на 1 июля отчетного года.
  • По состоянию на 1 октября отчетного года.
  • По состоянию на 1 января года, который идет за отчетным.

Данная периодичность обусловлена требованиями Минфина РФ по предоставлению сведений по образовавшимся (при их наличии) задолженностям (форма 0503769), которую определяют по итогам инвентаризации (Приказ Министерства финансов РФ № 33н).

Последовательность действия при инвентаризации в бюджетных учреждениях финансовых обязательств

Последовательность действий при проведении инвентаризации в бюджетных учреждениях финансовых активов в основном подобна прохождению инвентаризации активов и пассивов иного субъекта хозяйствования. Процедура инвентаризации предусматривает ряд взаимосвязанных этапов, а именно:

  1. Руководитель бюджетного учреждения издает приказ об организации и проведении инвентаризации.

Для реализации этого этапа применяется утвержденная форма ИНВ-22. данным приказом утверждается состав инвентаризационной комиссии.

В приказе необходимо указать:

  • основание организации и проведения инвентаризации (она может быть связана с особенностями ведения хозяйственной деятельности организации, к примеру, когда кредитор вручил учреждению иск с цифрами, которые превышают реальные данные, что и послужило инициацией проверки обязательств посредством процедуры инвентаризации).
  • перечислить отдельные обязательства, по которым необходимо провести инвентаризацию.

Это основные особенности при подготовке приказа по проведению инвентаризации в бюджетном учреждении, остальное заполняется по стандартным требованиям, как при проведении инвентаризации в любой другой организации (предприятии), т.е. следует внести данные о составе инвентаризационной комиссии, что указывалось выше и подписать приказ у первого лица учреждения – руководителя.

Рекомендация! В бюджетном учреждении целесообразно утвердить комиссию по инвентаризации на постоянной основе, в связи с тем, что в подобных учреждениях необходимо проводить инвентаризацию на регулярной основе.

  1. В специальном журнале необходимо зафиксировать данные о приказе по инвентаризации.

Форма журнала унифицирована – ИНВ-23. Здесь принципиально важно указать именно те обязательства, проверка которых предусматривается данной инвентаризацией. Все другие структурные части унифицированной формы заполняются по общеприменимым правилам.

  1. Для лиц, на которых возложена материальная ответственность оформляются расписки.

Обычно подобные расписки уже есть в составе утвержденный описей по инвентаризации. Но при отсутствии их возможно воссоздать в произвольной форме.

  1. На основании документов бухгалтерского учета проводят заполнение стандартных описей по инвентаризации, которые отображают финансовые обязательства бюджетного учреждения.

Минимальное количество документов обязательное для заполнения на данном этапе:

  • форма 0504083 – документ, отражающий информацию о задолженности по займам бюджетного учреждения;
  • форма 0504089 – документ, содержащий информацию о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями.
  • иные формы, утвержденные как внутренние нормативы организации.

Форма 0504083 – позволяет получить информацию о том, какие имеются в наличии долги у организации перед контрагентами, в частности:

  • размер просроченной задолженности;
  • размер процентов, пеней, штрафов, которые не были проплачены;
  • размер долга учреждения в целом, в том числе по процентам, по основной части;
  • суммы неподтвержденных и подтвержденных долгов учреждения

Правильность оформления данного документа требует наличия подписей председателя инвентаризационной комиссии и всех ее членов.

Форма 0504089 данный документ содержит информацию о взаиморасчетах организации с контрагентами, в частности:

  • данные о контрагентах организации;
  • размеры долгов, подтвержденных и неподтвержденных документами;
  • размеры задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
  • данные о суммах долгов организации (в том числе, по обязательствам договоров ГПХ;
  • денежные обязательства, срок исковой давности по которым истек.

Правильность оформления данного документа также требует подписей председателя инвентаризационной комиссии и всех ее членов.

Форма 0503769 этот документ содержит данные о задолженности организации. В частности, в нем отражается информация следующего направления:

  • просроченные задолженности организации;
  • информация о кредиторской и дебиторской задолженностях организации;
  • движение дебиторской и кредиторской задолженностей в форме аналитических данных.

Эту форму используют при инвентаризации обязательств учреждения для того, чтобы убедиться в обоснованности освоения организацией средств бюджета. Если будет установлено, что в унифицированной форме 0504089 найдут отражение долги, которые не были предусмотрены заключенными контрактами, либо величина долгов окажется больше той, что указана в контрактных документах, то к руководителю данной бюджетной организации со стороны распорядителя средств бюджета могут возникнуть ряд вопросов.

  1. Составление итоговых документов, а именно:
  • информации о проведенной инвентаризации в виде утвержденной таблицы – для организаций автономных или бюджетных (таблица № 6)

Таблица № 6 содержит данные об итогах инвентаризации за отчетный период по обязательствам бюджетной или автономной организации.

Первые 4-ре графы таблицы предусмотрены для внесения туда информации об основании для организации инвентаризации, сроков ее проведения, реквизиты документа (приказа), который подтверждает ее правомочность.

Следующие две графы – 5 и 6 содержат данные о несоответствии информации, полученной по итогам проведенной инвентаризации и сведениями службы бухгалтерского учета.

Седьмая графа таблицы содержит перечень мероприятий, которые предприняты бюджетной организацией для приведения в соответствие данных службы бухгалтерского учета и результатов работы инвентаризационной комиссии.

  • форма ИНВ-17 – для всех организаций, содержащая акт сверки расчетов с контрагентами

Этот акт составляется на основании данных, отраженных в описях унифицированных форм, описанных выше.

Основная цель составления акта – от контрагента получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетной организации.

Также, акт позволяет:

  • получить согласие в отношении наличия и размера задолженности от контрагента бюджетной организации;
  • выявить допущенные ошибки в организации учета обязательств бюджетной организации.

Правильность подготовки и оформления акта формы ИНВ-17 требует составления его в 2- х экземплярах и предусматривает двухсторонние подписи – руководителя бюджетного учреждения и руководителя (представителя руководителя) контрагента.

Инвентаризация в бюджетном учреждении

Основы проведения инвентаризации: периодичность, сроки и принципы, этапы этой процедуры. Правила инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств. Составление сличительных ведомостей, выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.

  • посмотреть текст работы «Инвентаризация в бюджетном учреждении»
  • скачать работу «Инвентаризация в бюджетном учреждении» (курсовая работа)

Подобные документы

Сущность, порядок и сроки проведения инвентаризации в учете. Порядок документооборота. Правила и стандарты составления описей и сличительных ведомостей на предприятии. Учет на ФГУП «МГЛК «Мордовлеспром» и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.

курсовая работа, добавлен 10.12.2008

Инвентаризация имущества организации и цели ее проведения. Правила, порядок и сроки проведения. Передача инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) в бухгалтерию. Выявление расхождений – излишков и недостач. Виды инвентаризации, их признаки.

реферат, добавлен 20.09.2009

Виды, сроки проведения инвентаризации в организации. Проверка отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации. Технико-экономическая характеристика Талгарского экономического колледжа.

курсовая работа, добавлен 01.02.2015

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организациях России. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Недостатки в порядке проведения инвентаризации в организациях.

курсовая работа, добавлен 24.03.2015

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств. Техника проведения инвентаризации. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации и их оформление.

курсовая работа, добавлен 14.12.2008

Сроки, цели и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. Состав и обязанности инвентаризационной комиссии. Место инвентаризации материальных ценностей в учетной политике. Исправление ошибок, выявленных в отчетности.

курсовая работа, добавлен 20.03.2013

Задачи, периодичность и порядок проведения инвентаризации. Оформление и учет результатов, их отражение в бухучете. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств. Учет результатов ревизии наличных денежных средств на ООО «Апельсин».

курсовая работа, добавлен 06.10.2011

Понятие и виды инвентаризации имущества. Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации. Подготовка к проведению инвентаризации. Порядок пересчёта имущества, инвентаризационная опись. Инвентаризация финансовых обязательств.

контрольная работа, добавлен 27.03.2013

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, цели и сроки ее проведения. Понятие и состав имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества, находящегося на ответственном хранении организации на примере предприятия ООО «Металлург».

курсовая работа, добавлен 22.01.2015

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации. Инвентаризация основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств и расчетов. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств.

курсовая работа, добавлен 15.05.2019

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетной организации

Новая Инструкция по бюджетному учету
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетной организации

Бюджетные организации: бухучет и налогообложение 3 за 2005 год В течение 2005 года, в срок до 1 октября, все бюджетные организации обязаны перейти на новый План счетов бюджетного учета и вести учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету[1] (далее – Инструкция № 70н), которая изменила принципы учета материальных ценностей и финансовых обязательств.

Конечно, в практике законодательства о бухгалтерском учете имеются случаи, когда сроки перехода на новый план счетов продлялись. Так было с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций[2], на основании которого ведут учет коммерческие структуры. Первоначально его применение было обязательно с 1 января 2001 года, затем Минфин, исходя из сложившихся фактов и условий, разрешил организациям, которые не имели возможности провести необходимую подготовку, осуществить переход с 1 января 2002 года[3].

Однако не стоит рассчитывать на такой поворот событий и лучше раньше, чем позже, подготовится к переходу на новый План счетов бюджетного учета. И, как учит нас история, переход надо начинать с проведения полной и сплошной инвентаризации, в ходе которой подтверждается (или не подтверждается) достоверность данных бухгалтерского учета путем их сопоставления с фактическим наличием имущества и финансовых обязательств организации.

Новая Инструкция в отличие от Инструкции № 107н[4] не содержит правил проведения инвентаризации. Ее разработчики решили не переписывать положения законодательства по бухгалтерскому учету, которые нужно соблюдать при проведении инвентаризации, и отсылают к регулирующим их нормативным правовым актам Минфина.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (п. 7 Инструкции № 70н).

Такими нормативными правовыми актами является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[5], а также Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств[6] (далее – Методические указания).

Статья 12 указанного закона гласит:

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

– при смене материально ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Методические указания разрешают проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Кроме того, в районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике организации.

Правила проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При наличии в организации ревизионной комиссии и небольшом объеме работы по инвентаризации можно поручить проведение инвентаризации ей.

Комиссия готовит и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период.

Также она проверяет правильность результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, в складах, кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах их хранения. При необходимости (например, при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ТМЦ.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации своим приказом, который нужно зарегистрировать в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23[7]). Учитывая важность инвентаризации, в комиссию целесообразно включать специалистов, обладающих необходимой квалификацией для проведения анализа правильности оценки имущества и финансовых обязательств организации. Руководитель организации должен создать условия для проведения точной и полной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения груза, измерительными и контрольными приборами и пр.

В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие имущества и обязательств, их состояние и оценка. Инвентаризации подвергается все имущество организации и все виды ее финансовых обязательств. При этом проверять следует имущество, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, находится на ответственном хранении, арендуемое имущество, полученное для переработки, а также неучтенное имущество. Такая инвентаризация называется сплошной.

По решению руководителя может проводиться выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально ответственному лицу или находящиеся в одном месте.

Важно помнить о том, что если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то ее результаты будут признаны недействительными. Еще одним обязательным условием при проверке фактического наличия имущества является присутствие материально ответственных лиц. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация проводится с обязательным участием бригадира или его заместителя и членов бригады, работающих на момент начала инвентаризации.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весовых и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

До начала инвентаризации материально ответственные лица должны представить отчеты о движении ценностей и денежных средств и дать расписку, что все ценности, находящиеся на их хранении, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход, и что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию или комиссии. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Если впоследствии выяснится, что часть имевшихся на начало инвентаризации документов, связанных с движением ТМЦ, денежных средств и иного имущества и финансовых обязательств, не была передана в бухгалтерию и, следовательно, не учтена при расчете по данным бухгалтерского учета остатков инвентаризуемых ценностей и обязательств, от виновных лиц должны быть приняты письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверена подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснительными приобщаются к материалам инвентаризации и учитываются при обосновании ее результатов на общих основаниях. Никаких специальных санкций за подобные нарушения действующим законодательством не установлено. Вместе с тем администрация может применить к виновным лицам общие меры ответственности, установленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, с указанием «до инвентаризации на … (дата)», которое служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Все операции по приему и отпуску материальных ценностей во время инвентаризации должны быть прекращены. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, приходуются после даты инвентаризации.

Комиссии, которые созданы для проведения инвентаризации, пересчитывают, взвешивают, обмеривают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации. Как правило, проверка осуществляется сплошным методом, то есть пересчитываются абсолютно все товары и ценности. Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты[8], в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах. Описи и акты оформляются в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача инвентаризационной комиссии – наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах, а затем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации. Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки чернилами или шариковой ручкой, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае, в них не должно быть помарок и подчисток.

В период проведения инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и, в случае его подтверждения, устранить выявленные ошибки.

Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета – неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются.

Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д.). Инвентаризация ценностей должна проводиться в порядке их расположения в данном помещении.

Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи следует прописью указать:

– число порядковых номеров материальных ценностей;

– общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку, после которой подписываются все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а работник, сдавший это имущество, – в его сдаче.

На что обратить внимание

В процессе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость ТМЦ и денежных средств, но и проверить правильность их оценки, то есть обоснованность определения указанной стоимости в бухгалтерском учете. Это особенно актуально в отношении основных средств, так как с введением в действие новой Инструкции принципиально изменяется порядок их учета.

В частности, изменился состав основных средств. Поэтому целесообразно объединить их в группы в соответствии с составом счета 00 10 00 000 «Основные средства» по новой Инструкции. Определение основных средств, данное в порядке применения плана счетов бюджетного учета, не содержит стоимостного критерия.

К основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев (п. 32 Инструкции № 70н).

Напомним, что ранее к основным средствам относились материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышал 12 месяцев, а первоначальная стоимость – 50-кратный размер МРОТ.

Кроме того, из Плана счетов бюджетного учета исключены малоценные предметы. По данному определению вся «малоценка» со сроком полезного использования более 12 месяцев должна учитываться в составе основных средств, а те предметы, которые используются меньше года, – в составе материальных запасов.

Ниже приведена таблица соответствия состава счета 00 101 00 000 «Основные средства» Инструкции № 70н субсчетам Инструкции № 107н.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО