Ст. 40 НК РФ

Судебная практика по ст. 40 НК РФ

Поиск по делам
Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки
Кодексы РФ
  • Трудовой кодекс (ТК РФ)
  • Гражданский кодекс (ГК РФ)
  • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
  • Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)
  • Уголовный кодекс (УК РФ)
  • Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • Семейный кодекс (СК РФ)
  • Налоговый кодекс (НК РФ)
  • Воздушный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  • Лесной кодекс РФ
  • Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
  • Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)
  • Таможенный кодекс Таможенного союза
  • Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
  • Водный кодекс РФ
  • Таможенный кодекс РФ
Типовые договоры
  • Договор оказания услуг, работ
  • Трудовой договор, контракт
  • Договор аренды жилого помещения
  • Договор купли-продажи недвижимости
  • Доверенности: образцы заполнения
  • Договор поставки товаров, продукции
  • Договор купли-продажи имущества
  • Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии
  • Типовой договор подряда
  • Учредительные договоры, уставы
  • Документы для собственников жилья
  • Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт
  • Договор аренды земли, земельной доли, участка
  • Договор аренды автомобиля и других транспортных средств
  • Договор аренды нежилых помещений, зданий и сооружений
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор об уступке права требования
  • Агентский договор и соглашение
  • Договор строительства, строительного подряда
  • Договор займа денег
  • Заявления граждан
  • Документы делопроизводства предприятия
  • Договор дарения недвижимости и иных ценностей
  • Статистическая отчётность
  • Бухгалтерские и финансовые документы
  • Договор аренды имущества, оборудования
  • Судебные приказы, решения
  • Брачный договор, контракт
  • Договор транспортного обслуживания и экспедиции
  • Договор бытового подряда
  • Договор долга, кредита
  • Договор перевозки грузов и пассажиров
  • Соглашение и договор о задатке
  • Регистрация ценных бумаг, акций
  • Договор аренды предприятия и его подразделений
  • Завещания, документы наследования
  • Приобретение ценных бумаг, акций
  • Защита прав собственности
  • Ценные бумаги и акции, эмиссия
  • Защита авторских прав
  • Удостоверение фактов физических лиц
  • Договор поручительства
  • Договор залога и заклада
  • Договор поручения, представительства
  • Договор банковской гарантии
  • Договор продажи предприятия
  • Договор хранения ценностей
  • Договор купли-продажи и обмена валюты
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор финансирования, участия в уставных фондах
  • Договор простого товарищества
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор бытового проката
  • Договор комиссии на покупку и продажу
  • Договор подряда проектных и изыскательных работ
  • Договор мены недвижимости, ценных бумаг
  • Договор арендного подряда, контрактации
  • Договор на выполнение научно-исследовательских работ
  • Договор франчайзинга и передачи прав
  • Договор управления средствами и имуществом
  • Договор банковского и депозитного вклада
  • Лизинговый договор, соглашение
  • Договор банковского счёта. Расчётно-кассовое обслуживание
Активные юристы

Лучшие юристы

Обновления кодексов
  • 23.01.2020 Федеральный закон от «О государственной регистрации недв.
  • 13.01.2020 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  • 08.01.2020 ЗК РФ Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • 08.01.2020 УК РФ Уголовный кодекс (УК РФ)
  • 08.01.2020 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
  • 08.01.2020 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок.
  • 08.01.2020 Федеральный закон РФ «О полиции»
  • 08.01.2020 Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)
  • 08.01.2020 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (.
  • 08.01.2020 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (1.
Ответы юристов
  • 01.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Немного сумбурное описание ситуации. Дело было предм.
  • 19.11.2021 Пилипенко Игорь Александрович Здравствуйте, Юрий! Вы можете обжаловать сам протоко.
  • 12.11.2021 Пахомов Александр Валерьевич В рамках гражданского дела ребенок вправе выражать с.
  • 04.11.2021 ООО ПЦ «ЛОГОС» Евгений Михайлович, здравствуйте. 1. Решение суд.
  • 04.11.2021 Разувакин Дмитрий Евгеньевич В сумке да. В кармане нет.
  • 04.11.2021 Разувакин Дмитрий Евгеньевич Ваш сын честно ответил но для процесса это неправиль.
  • 03.11.2021 Разувакин Дмитрий Евгеньевич Уважаемый Евгений Михайлович, дело в том, что регист.
  • 01.11.2021 Головачёв Владимир Данилович Не согласен с выводами: Поэтому и доля в праве общей.
  • 01.11.2021 Головачёв Владимир Данилович Обжаловать, указанные вами действия суда, вы можете .
  • 01.11.2021 Головачёв Владимир Данилович Признают, для этого вы должны обратиться в суд с соо.
Информация
  • Контактная информация
  • Поиск договоров
  • Каталог юристов
  • Адреса юридических компаний России
  • Полезная информация
  • Судебная практика
  • Правила сайта
Документы
  • Образцы договоров
  • Изменения законов на 2020 год
  • Комментарии к документам
  • Прожиточный минимум РФ и регионов
  • Блоги юристов
  • Юридические калькуляторы
  • Индекс Бублика
Судебная практика по ст. 40 НК РФ

Раздел посвящён судебной практике Российской Федерации. Здесь вы найдёте судебные решения Верховного Суда Российской Федерации. База судебной прпктики Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется.

На сайте предусмотрен удобный поиск судебной практики по статьям, например «ст. 40 НК РФ», вы увидите все свежие судебные решения с упоминанием ст. 40 НК РФ.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Вправе ли налоговый орган, согласно ст. 40 НК РФ, проверять правильность применения цен по сделкам, предметом которых являются имущественные права?

Ответ: Налоговый орган не вправе проверять правильность применения цен по сделкам, предметом которых являются имущественные права, так как наличие подобного права из ст. 40 Налогового кодекса РФ не следует.

Однако, учитывая наличие в правоприменительной практике и иного мнения по данному вопросу, налогоплательщику следует быть готовым отстаивать указанную позицию в суде.

Также необходимо учитывать, что положения ст. 40 НК РФ с 01.01.2012 применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до 01.01.2012.

Обоснование: В силу п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно п. 2 указанной статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Как следует из п. 3 ст. 38 НК РФ, для целей НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В правоприменительной практике нет единого мнения по вопросу о том, вправе ли налоговые органы проверять правильность применения цен по сделкам, предметом которых являются имущественные права.

К примеру, ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.09.2008 по делу N А54-3386/2006-С21 отметил, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения к спорным операциям ст. 40 НК РФ, поскольку имущественные права (в данном случае право требования дебиторской задолженности) не подпадают под действие названной статьи, устанавливающей принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Из Постановления ФАС Московского округа от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09 по делу N А40-16430/09-112-69 следует, что использование ст. 40 НК РФ применительно к правоотношениям, возникающим из договоров уступки прав требования, договоров инвестирования, предварительных договоров купли-продажи на строящиеся квартиры, противоречит указанной норме, поскольку имущественные права исключаются из понятия имущества для целей налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ.

Согласно позиции ФАС Северо-Западного округа, отраженной в Постановлении от 16.06.2011 по делу N А56-29592/2010, инспекции не предоставлено право проверять в порядке ст. 40 НК РФ правильность цен по сделкам, предметом которых являются имущественные права.

Однако существует и другое мнение о том, что право проверять правильность применения цен по сделкам, предусмотренное ст. 40 НК РФ, распространяется и на имущественные права (см., например, Письма Минфина России от 31.01.2006 N 03-05-01-04/14, УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 N 20-12/005969, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2005 N А66-5524/2004).

По нашему мнению, налоговый орган не вправе проверять правильность применения цен по сделкам, предметом которых являются имущественные права, так как наличие подобного права из ст. 40 НК РФ не следует. При этом считаем необходимым учитывать следующее: одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является правило о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Однако, учитывая наличие в правоприменительной практике и иного мнения по данному вопросу, налогоплательщику следует быть готовым отстаивать указанную позицию в суде.

Также необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» положения ст. 40 НК РФ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т. е. с 01.01.2012) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Конституционный Суд разъяснил конституционность положений НК РФ в части порядка определения цены товаров

По мнению одного из экспертов, определение КС РФ продолжает тенденцию поддержки судами налоговых органов, тогда как второй считает, что актуальность толкования Судом норм НК РФ об определении цены товаров для налогообложения на данный момент снизилась.

Как указано в определении Конституционного Суда, налоговая провела проверку акционерного общества, по результатам которой было установлено, что общество реализовало аффилированной иностранной компании продукцию по ценам более чем на 20 процентов ниже от уровня рыночных цен. В своих выводах налоговый орган опирался на положения ст. 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». После проверки АО доначислили недоимки по налогам, пени и штраф, и решением арбитражного суда выводы налогового органа признаны обоснованными.

В этой связи акционерное общество попыталось оспорить конституционность п. 3, 10 и 11 ст. 40 НК РФ, регулирующих порядок определения цены товаров для целей налогообложения, а также ст. 95 «Экспертиза» данного Кодекса во взаимосвязи со ст. 68 «Допустимость доказательств» и ст. 82 «Назначение экспертизы» АПК РФ. Также оспаривалась конституционность ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», регулирующей обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

По мнению заявителя, перечисленные законодательные нормы позволяют налоговому органу произвольно устанавливать рыночную цену товара, лишают налогоплательщика возможности принимать участие в назначении налоговым органом экспертизы при проведении налоговой проверки, притом что суды могут признавать в качестве недопустимых доказательств иные экспертные заключения, представленные налогоплательщиком в суд. Также АО обжаловало возможность возврата из суда в экспертное учреждение заключения эксперта для устранения его недостатков.

Конституционный Суд не принял жалобу к рассмотрению, пояснив, что оспариваемые нормы не допускают, вопреки утверждению заявителя, произвольного их применения налоговыми органами, устанавливают судебный контроль за действиями налоговых органов, а потому не дают оснований для вывода об их неопределенности.

Как указал Суд, приведенные законоположения предоставляют налоговым органам право проверять правильность применения цен лишь в качестве принудительной меры, позволяющей обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов в случае выявления существенного занижения или завышения налогоплательщиком цены на товар, и не предполагают его полномочия по регулированию цен и установлению их по сделке вопреки решению договаривающихся сторон. «Иное нарушало бы свободу договора в той части, в какой она позволяет сторонам самостоятельно согласовать цену сделки, и допускало бы возможность отступления налоговых органов от полномочий, предусмотренных законом», – подчеркивается в определении.

Также Конституционный Суд отметил, что при разрешении вопроса об обоснованности установления налоговым органом рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения суд не связан правилами, обязательными для налоговых органов. Таким образом, обеспечивается возможность дополнительного судебного контроля за законностью и обоснованностью действий налогового органа при доначислении налогоплательщику сумм налога, начислении пени и штрафа с учетом принципов состязательности и равноправия сторон судопроизводства (Определение от 18 сентября 2014 г. № 1822-О).

Партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Кирилл Саськов указал, что Конституционный Суд фактически повторил ранее неоднократно сформулированное толкование положений Налогового кодекса РФ, предоставляющих налоговым органам полномочия проводить контроль рыночности цен, применяемых налогоплательщиками, в целях исполнения налоговых обязанностей.

Эксперт отметил, что в свое время споры в отношении применения ст. 40 НК РФ были очень распространены. Во многом это обусловлено тем, что в разных регионах имелись неодинаковые подходы судов к применению этой статьи. Кирилл Саськов добавил, что актуальность высказывания позиции Конституционного Суда в отношении толкования ст. 40 НК РФ является на данный момент низкой. Он пояснил, что сама норма фактически применяется к сделкам, доходы или расходы по которым возникли более шести лет назад, тогда как к отношениям, возникшим после принятия поправок, отменивших контроль за рыночностью цен с использованием механизма, предусмотренного ст. 40 НК РФ, применяются положения раздела о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

По мнению старшего юриста Tenzor Consulting Group Романа Шабанова, своим определением Конституционный Суд развивает ранее высказанную позицию Верховного Суда РФ, который встал на сторону налоговых органов в споре с налогоплательщиком: компания передала другой фирме право собственности на здание по цене почти в 27 раз ниже установленной оценщиком его рыночной стоимости, что повлекло начисление недоимки, которую ВС РФ счел обоснованной.

«В условиях нестабильной экономической обстановки государство усиливает свою фискальную функцию. Таким образом, налогоплательщикам стоит быть осмотрительнее как в выборе контрагента, так и способа ведения бизнеса», – заключил эксперт.

Правила определения цены для целей налогообложения по ст. 40 НК РФ

  • Ст. 40 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 40 НК РФ: вопросы и ответы
  • В чем сущность положений статьи 40 НК РФ?
  • Имеют ли положения ст. 40 НК РФ полноценную юридическую силу?
  • Какие фирмы признаются взаимозависимыми?
  • Что может быть поводом для проверки ФНС цен, устанавливаемых фирмой?

Ст. 40 НК РФ: официальный текст

Ст. 40 НК РФ: вопросы и ответы

В чем сущность положений статьи 40 НК РФ?

В статье 40 НК РФ содержатся нормы, которым должны следовать налогоплательщики в процессе определения отпускных цен на реализуемые товары либо выполняемые услуги, работы. Законодатель позволяет сторонам этих правоотношений договариваться о ценах в частном порядке. Пока не доказано обратное, соответствующие цены признаются рыночными (п. 1 ст. 40 НК РФ).

Законодатель в положениях ст. 40 НК РФ наделяет ФНС России правом оценки правомерности выставления цен, а также соответствия их рыночным в рамках контроля над корректностью исчисления налогов в отношении:

  • сделок между взаимозависимыми субъектами;
  • бартерных контрактов;
  • внешнеторговых сделок;
  • сделок, в которых цена более чем на 20% отличается от цен, которые устанавливаются налогоплательщиками по схожим товарам, сервисам или работам в пределах короткого промежутка времени.

ФНС, определив, что налогоплательщик необоснованно занизил либо завысил цены, может доначислить налог и пени исходя из увеличения либо уменьшения налогооблагаемой базы. Цены налоговое ведомство определяет главным образом на основе критериев, типичных для того сегмента рынка, в котором осуществляют деятельность налогоплательщики. Если фирма продает товары по госценам (тарифам), то ориентиром для ФНС становятся правовые акты, в которых они фиксируются.

О том, как с взаимозависимостью связана обязанность по уплате налога на имущество, читайте в статье «Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)».

Специфика положений ст. 40 НК РФ в том, что они частично корреспондируют с нормами других федеральных источников права, в частности раздела V.1 НК РФ, устанавливающего правила осуществления налогового контроля в отношении взаимозависимых субъектов, а также ФЗ от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. », посредством которого законодатель внес большое количество поправок в НК РФ (включая введение раздела V.1).

И.В. Просеков — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса ответил на отдельные вопросы налогоплательщиков. Ознакомиться с ответом чиновника можно в КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отмеченная особенность предопределяет возникновение ситуации, при которой некоторые положения ст. 40 НК РФ фактически приобретают статус утративших силу. Изучим данный аспект подробнее.

Имеют ли положения ст. 40 НК РФ полноценную юридическую силу?

В п. 6 ст. 4 закона № 227-ФЗ говорится о том, что положения ст. 40 НК РФ с момента вступления этого акта в силу, то есть с 1 января 2012 года, применяются только к тем правоотношениям, которые осуществлялись до вступления данного закона в силу фирмами, работавшими на ОСН.

В среде экспертов распространена точка зрения, согласно которой данную формулировку следует понимать так: если фирма не работает на ОСН, то положения ст. 40 НК РФ к сделкам с ее участием, заключенным до 1 января 2012 года, неприменимы.

Выездные налоговые проверки — именно в ходе них выявляются несоответствия по ценам — могут проводиться в течение 3 лет после отчетного периода (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть если придерживаться отмеченной интерпретации положений п. 6 ст. 4 закона № 227, начиная с 2015 года ни одна организация не может быть проверена ФНС в соответствии с критериями ст. 40 НК РФ.

В структуре НК РФ присутствует, как мы отметили выше, раздел V.1, введенный законом № 227-ФЗ. Фактически он становится единственным источником норм, имеющих отношение к контролю со стороны ФНС над ценообразованием, которое осуществляют налогоплательщики.

Какие фирмы, таким образом, могут быть проверены ФНС? Какие, в свою очередь, в законном порядке становятся защищены от пристального внимания налоговиков?

Законодатель в совокупности положений указанных элементов НК РФ (ст. 40, п. 4 ст. 89, раздел V.1 НК РФ) и закона № 227-ФЗ существенно ограничивает круг лиц, деятельность которых ФНС может проверять на предмет корректности цен, и рассматривает в качестве таковых так называемых взаимозависимых субъектов, а также приравненных к ним.

Фирмы, которые не относятся к отмеченным категориям налогоплательщиков, в общем случае не подвергаются ценовым проверкам ФНС. Более того, п. 1 ст. 105.3 НК РФ говорит о том, что законодатель рассматривает цены в сделках с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми, как рыночные. То есть данным субъектам правоотношений, исходя из буквального понимания положений НК РФ, в принципе ничего не нужно доказывать налоговикам.

Поднимая вопрос о правовом регулировании налогового контроля в части ценообразования, мы вправе говорить о преемственности норм НК РФ. С одной стороны, положения ст. 40 НК РФ фактически не действуют (если придерживаться, как мы отметили выше, распространенной трактовки положений п. 6 ст. 4 закона № 227-ФЗ). С другой — мы можем проследить тот факт, что некоторые из норм данной статьи НК РФ (например, касающиеся контроля цен, устанавливаемых взаимозависимыми фирмами) находят отражение в иных частях НК РФ, а именно в разделе V.1.

Таким образом, с точки зрения формирования законных оснований для проверки ФНС цен, устанавливаемых российскими налогоплательщиками, ключевая правовая категория сегодня — взаимозависимость субъектов правоотношений. Каковы ее основные критерии?

Какие фирмы признаются взаимозависимыми?

Продавец и покупатель признаются взаимозависимыми, а ФНС может инициировать в отношении них ценовую проверку, если:

  • один субъект правоотношений владеет более чем 25% активов другого (при этом владелец соответствующей доли может быть как юридическим, так и физлицом);
  • одно и то же юридическое или физлицо владеет более чем 25% активов фирмы-продавца и покупателя;
  • продавец (или покупатель) имеют полномочия по назначению гендиректора фирмы-контрагента либо 50% и более состава коллегиального управленческого органа, совета директоров;
  • одно и то же физлицо имеет право на назначение гендиректора либо на формирование 50% и более состава коллегиального управленческого органа фирмы-продавца и покупателя;
  • физлица, которые более чем на 50% формируют состав коллегиального управленческого органа продавца, одновременно формируют более чем 50% состава соответствующего органа фирмы-покупателя;
  • купля-продажа осуществляется между фирмой и ее гендиректором;
  • купля-продажа осуществляется между фирмами, в которых должность генерального директора занимает один и тот же человек;
  • один субъект правоотношений владеет 50% и более активами другого, который, в свою очередь, владеет 50% и более активами своего контрагента — в этом случае появляются 3 взаимозависимых лица;
  • продавец и покупатель — физлица, и один в силу служебного положения подчиняется другому;
  • продавец и покупатель — физлица, и один приходится другому родителем, супругом, братом или сестрой, опекуном.

Указанные критерии содержатся в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Суд может обнаружить иные основания для признания субъектов правоотношений взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). При этом коммуникации между продавцом и покупателем должны соответствовать следующим критериям:

  • отношения между субъектами предопределяют оказание влияния на условия и итоги сделок, экономические результаты их деятельности либо представляемых ими лиц;
  • в отношениях между субъектами прослеживается влияние, наблюдаемое на примере участия одного субъекта в капитале другого, наличия соглашений между ними либо иных признаков, свидетельствующих о том, что первый субъект влияет на принятие решений вторым.

Сделками, осуществляемыми между субъектами, приравненными к взаимозависимым, признаются:

  • правоотношения в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • правоотношения с участием офшорных компаний;
  • правоотношения между явно взаимозависимыми лицами, в которых участвует посредник, не выполняющий значимых задач, но способствующий созданию видимости заключения сделки с участием взаимонезависимых субъектов.

Подробнее о критериях признания фирм взаимозависимыми читайте в материале «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2020».

Следует отметить, что самого факта выявления взаимозависимости недостаточно для принятия ФНС решения о налоговой проверке цен, устанавливаемых налогоплательщиком. У налоговиков должны быть веские основания для того, чтобы инициировать соответствующую процедуру. При этом полномочия, связанные с проведением проверок налогоплательщиков, деятельность которых вызывает подозрения, имеет исключительно федеральный налоговый орган, то есть центральный аппарат ФНС в Москве. Территориальные инспекции не вправе осуществлять подобное.

Что может быть поводом для проверки ФНС цен, устанавливаемых фирмой?

Единственный, исходя из текущих норм закона, фактор, предопределяющий интерес налоговиков к фирме, — соответствие сделки критериям контролируемости. При этом данный признак неразрывно корреспондирует с понятием взаимозависимости. То есть контролируемой сделкой в любом случае будет та, которая осуществлена взаимозависимыми субъектами.

ФНС может выявлять контролируемость и проводить проверку цен на основаниях, определенных положениями ст. 105.16 и 105.17 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики сами должны уведомлять ФНС о сделках, которые подпадают под критерии, указанные в п. 2–7 ст. 105.14 НК РФ. В их числе следующие:

  • обороты по соответствующим сделкам за год превысили 1 млрд руб.;
  • хотя бы один субъект сделки применяет ЕНВД, ЕСХН и заключает контракты хотя бы с одной фирмой, которая их не применяет;
  • хотя бы один субъект сделки является участником регионального инвестпроекта и платит налоги по льготным ставкам.

Другой возможный повод инициирования ценовой проверки центральным аппаратом ФНС — сообщения о проведении контролируемых сделок с участием взаимозависимых лиц, обнаруживаемых в ходе проверок или мониторинга региональными структурами ведомства (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Положения п. 1 ст. 105.17 НК РФ предусматривают проведение непосредственно центральным аппаратом ФНС налоговых проверок, в ходе которых могут быть выявлены факты заключения контролируемых сделок с участием взаимозависимых субъектов.

О том, в каких случаях налоговики не могут оспаривать «рыночность» цен, узнайте здесь.

Подробнее об основаниях признания сделок контролируемыми читайте в статье «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2020 год».

13. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения (ст. 40 НК РФ)

13. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения (ст. 40 НК РФ)

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, пока не доказано обратное (предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен).

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

между взаимозависимыми лицами;

по товарообменным (бартерным) операциям;

при совершении внешнеторговых сделок;

при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, предусмотренных пунктом 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (в том числе коммерческих) условиях.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики (качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения) и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4—11 ст. 40 НК РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 3. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг

§ 3. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг Статья 1095. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услугиВред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) Комментарий к статье 154Пункт 1 комментируемой статьи изложен в новой редакции. Конкретизированы условия для невключения в налоговую базу оплаты в счет предстоящих поставок товаров

Статья 39.[4] Реализация товаров, работ или услуг

Статья 39.[4] Реализация товаров, работ или услуг 1.

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 1. Судебная практика1. Условные методы расчета налоговой базы, предусмотренные ст.40 НК РФ применяются только когда есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает

§ 3. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг

§ 3. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг Статья 1095. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг 1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) 1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная

Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления 1. При передаче налогоплательщиком товаров

Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) 1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 – 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:1) утратил силу;2) полученных за

Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или мун

Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание

57. Маркировка товаров для целей налогообложения

57. Маркировка товаров для целей налогообложения Правовой режим отдельных товаров включает их косвенное налогообложение. Эти товары принято называть подакцизными. К таковым, например, относятся пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, алкогольная продукция,

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положениями пункта 1 статьи 39 см. определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 №273-О.1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положениями пункта 1 статьи 39 см. определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 №273-О.1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО