В январе 2017 года изменился пакет документов, предоставляемых для открытия расчетного счета для ООО. Упразднены Свидетельства о регистрации и постановке на учет в ИФНС, введен в действие Лист записи ЕГРЮЛ.
Полный перечень документов
Открытие расчетного счета ООО – стандартная процедура. Требования к пакету документов в разных банках отличаются, но основной список остается неизменным. Учредительные документы и приказы подаются в банк в виде копий, которые могут быть заверены нотариально или сотрудником банка, причем банки заверяют копии документов бесплатно.
Регулируется процедура статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 главой 4 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153 «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Таблица 1. Перечень обязательных документов для открытия расчетного счета для ООО
Наименование | Суть документа | Срок действия |
Устав | Экземпляр Устава ООО со штампом подразделения ИФНС | — |
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица | Подтверждает законность существования и функционирования организации, внесение в госреестр записи о регистрации юрлица и присвоение ему ОГРН | — |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе | Подтверждает постановку на учет в отделении ИФНС по месту нахождения организации и присвоение ей ИНН и КПП | — |
Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р 50007 | Аналог Свидетельства о государственной регистрации и Свидетельства о постановке на учет с 2017 г. | — |
Выписка из ЕГРЮЛ | Содержит всю информацию об организации на текущий момент | 10-30 дней |
Документы, подтверждающие полномочия директора, генерального директора | Приказы, протоколы или решения об избрании | — |
Лицензии | Официальный документ, закрепляющий право на занятие какой-либо деятельностью | Ограничения зависят от вида деятельности организации |
Карточка с образцами подписей и оттиска печати | Содержит образцы подписей лиц, наделенных правами распоряжаться средствами, хранящимися на счете, оттиск печати и другую информацию | Бессрочно или ограничена сроками полномочий лиц, указанных в карточке |
Доверенность на открытие расчетного счета или заключение договоров от лица организации | Необходима, если процедуру открытия совершает сотрудник организации, не являющийся ее руководителем | Срок действия неограничен. Если он не указан, то доверенность действительна в течение года |
Документы, подтверждающие полномочия сотрудников организации распоряжаться денежными средствами на расчетном счете | Приказы о возложении полномочий и наделении правом подписи или доверенности, в которых содержатся полномочия и категория подписи | Срок действия приказов неограничен, если ограничения не указаны в самом приказе.
Срок доверенностей неограничен, но если он не указан, то доверенности действительны в течение года |
Документы, удостоверяющие личность сотрудников, наделенных правом распоряжаться денежными средствами на расчетном счете | Для граждан РФ – паспорт.
Для иностранных граждан – паспорт, миграционная карта и документ, подтверждающий право на пребывание или проживание в РФ |
— |
Заявление на открытие расчетного счета | Заполняется в отделении банка | — |
Анкета клиента | Заполняется в отделении банка | — |
Рассмотрим каждый документ более подробно.
Устав
Где взять: оформляется организацией, затем регистрируется в органах ИФНС
Требования к заверке: нотариально или сотрудником банка
Если ранее при постановке на учет в ИФНС РФ компания получала на руки оригинал Устава, то сегодня – только копию. Информация об этом содержится на штампе ИФНС на последней странице. Стоит обратить на это внимание, так как специалист по расчетно-кассовому обслуживанию может заверить копию, снятую только с оригинала.

Согласно статье 79 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», заверить копию с копии может только нотариус. Специалисты по РКО часто смотрят на это обстоятельство сквозь пальцы и самостоятельно заверяют весь пакет документов. Тем не менее стоит предварительно навести справки в банке, а в случае отказа заверить копию Устава нотариально или заказать ее в налоговой инспекции.
Свидетельства о государственной регистрации юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе
Где взять: выдается ИФНС при регистрации.
Требования к заверке: нотариально или сотрудником банка.
До 2017 года выдавались органами ИФНС при регистрации организаций. После были упразднены и заменены Листом записи ЕГРЮЛ. Остаются действительными для компаний, созданных до 01.01.2017 г.
Лист записи ЕГРЮЛ
Где взять: выдается ИФНС при регистрации.
Требования к заверке: нотариально или сотрудником банка.
Содержит информацию о включении организации в ЕГРЮЛ и подтверждает законность ее существования и функционирования. Выдается при регистрации в органах ИФНС с 01.01.2017 г.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц
Где взять: выдается ИФНС по заявлению.
Требования к заверке: подается в оригинале.
Содержит полную информацию о компании. Выдается органами ИФНС на бумажном носителе после оплаты госпошлины. Бесплатно выписку можно получить на сайте ИФНС РФ.
Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа организации
Где взять: приказы по основной деятельности организации.
Требования к заверке: нотариально или сотрудником банка.
Таким документом является протокол собрания учредителей или приказ о назначении директора. Если учредитель является и руководителем организации, он издает приказ о возложении этих обязанностей на себя. В этом же приказе на него могут быть возложены обязанности бухучета.
Документы, подтверждающие полномочия сотрудников организации на распоряжение денежными средствами на расчетном счете
Где взять: приказы по основной деятельности организации.
Требования к заверке: нотариально или сотрудником банка.
Речь идет о лицах, которые вправе распоряжаться средствами организации наравне с руководителем. Нужно предоставить в банк приказы или доверенности о наделении сотрудников такими полномочиями.
Понадобится также приказ о возложении обязанностей бухучета. Они могут быть возложены как на руководителя, так и на сотрудника компании.
Лицензии
Где взять: территориальные исполнительные органы (Рособрнадзор, Росалкогольрегулирование, Российская транспортная инспекция Министерства Транспорта РФ и т. д.).
Требования к заверке: нотариально или сотрудником банка.
Выдаются территориальными исполнительными органами, в случае если деятельность компании подлежит лицензированию. На данный момент в России срок действия большинства лицензий неограничен. Это относится к таким сферам деятельности, как:
- фармацевтика;
- образование;
- строительство;
- операции с черными и цветными металлами и т. д.
Ограничения по срокам лицензирования распространяются на следующие виды деятельности:
- пассажирские и грузовые международные и внутрироссийские перевозки;
- оптовая и розничная продажа алкогольной продукции.
Эти лицензии выдаются на срок от 1 года до 5 лет.
В случае если у компании отсутствует лицензия или срок ее действия истек, ведение коммерческой деятельности должно быть приостановлено.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати
Где взять: оформляется и заверяется нотариусом или сотрудником банка.
Требования к заверке: подается в оригинале.
Карточка может быть заверена нотариально или сотрудником банка при условии личного присутствия лиц, наделенных правом подписи. Процедура является платной, но ее стоимость в банках в разы дешевле, чем у нотариусов.
В карточке должны быть не менее двух подписей, если иное не регулируется соглашением между клиентом и банком, а также оттиск печати.
Карточка предоставляется в единственном экземпляре, после чего сотрудник банка в случае необходимости собственноручно изготавливает и заверяет копии.
Карточка действует до окончания договора банковского счета или до момента замены ее новой. Срок действия временных карточек ограничен сроком полномочий указанных в них лиц.
Процедура оформления карточки регламентируется главой 7 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»
Примерный перечень дополнительных документов
Чтобы убедиться в благонадежности и финансовой устойчивости компаний, банк может расширить список документов для открытия расчетного счета. Для ООО, уже ведущих хозяйственную деятельность, в перечень включаются дополнительные пункты:
- информация о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и контрагентах, предоставляется в виде анкеты на бланке банка;
- письма от контрагентов, характеризующие компанию, на фирменных бланках с подписью руководителя;
- бухгалтерская отчетность за последний отчетный период.