Какие штрафы по налогу на прибыль

Учет штрафов и пеней по налогам

Учет штрафов и пеней по налогам

До сих пор не выработаны единые подходы к отражению операций по начислению штрафов и пеней, связанных с нарушениями налогового законодательства. Разные подходы влияют на сумму прибыли (убытка) до налогообложения отчета о совокупном доходе, которая важна при оценке эффективности деятельности организации. Рассмотрим порядок отражения штрафов и пеней за нарушение налогового законодательства по РСБУ и МСФО, а также возможность сближения двух учетных систем.

С первого взгляда может показаться, что штраф и пеня, по сути, одно и то же — наказание за несвоевременную уплату налога. На самом деле правовая природа данных категорий разная.
Так, штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ).
Пени, а также арест имущества, поручительство, залог имущества и приостановление операций по счетам в банках относятся к комплексу мер, обеспечивающих исполнение обязанностей по уплате налогов (глава 11 НК РФ). Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей во время пропуска платежа ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, штраф является налоговой санкцией, а пеня представляет собой одну из мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов. Исходя из представленных выше определений, пеню можно рассматривать как плату за пользование денежными средствами, предназначенными для уплаты налога, а штраф – как меру ответственности за правонарушение. Разная экономическая сущность штрафа и пени нашла свое отражение в их определениях, содержащихся в НК РФ.

Обратите внимание!
Уплата правильно исчисленного налога с опозданием не является налоговым правонарушением и не влечет необходимость начисления и уплаты штрафа.

На практике можно столкнуться с отражением штрафов и пеней по налогам в составе как прочих расходов (счет 91 «Прочие доходы и расходы»), так и результирующего счета (счет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Расход по налогу на прибыль»). Встречаются и комбинированные варианты. Например, одним из распространенных вариантов является учет штрафов и пеней только по налогу на прибыль на счете 99, а по остальным налогам — на счете 91.
Попробуем разобраться, каким образом следует отразить штрафы и пени по налогам в соответствии с действующими положениями российского законодательства.
Учет расходов регламентируется двумя документами – ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкцией по применению Плана счетов. Согласно пункту 11 ПБУ 10/99, в составе прочих расходов учитываются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, перечень прочих расходов является открытым. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций.
Как видно, ПБУ 10/99 прямо не определяет порядок учета штрафов и пеней за нарушение налогового законодательства. В Инструкции по применению Плана счетов говорится о том, что «причитающиеся налоговые санкции» следует учитывать на счете 99. При этом, как мы проанализировали выше, к санкциям относятся только штрафы.
Исходя из требований данных документов, ряд экспертов считают, что штрафы по всем видам налогов необходимо учитывать на счете 99, а пени по всем видам налогов – на счете 91, так как пени не являются налоговыми санкциями. Есть сторонники того, что пеня, по сути, тоже является налоговой санкцией и поэтому ее также следует учитывать на счете 99. От выбранного варианта зависит величина прибыли (убытка) до налогообложения, которая участвует в расчете важных показателей результативности деятельности компании.
По нашему мнению, при обосновании порядка учета штрафов и пеней, связанных с нарушениями в области налогового законодательства, необходимо учитывать следующие факторы:
все налоги прямо или косвенно участвуют в формировании финансового результата до налогообложения, кроме налога на прибыль;
счет 99 необходимо использовать при начислении налоговых санкций (а именно штрафов) только по налогу на прибыль, поскольку перечень операций, учитываемых на данном счете, относится только к исчислению налога на прибыль.
Таким образом, считаем, что наиболее корректным порядком учета штрафов и пеней, который и наиболее точно характеризует экономическую и правовую суть рассматриваемых операций и при этом не противоречит действующему российскому законодательству, является следующий (табл. 1).

Вид расхода

Порядок учета

Порядок отражения в отчете о прибылях и убытках

Налоговые санкции (штрафы) по всем налогам, кроме налога на прибыль

В составе прочих расходов (счет 91)

Формируют показатель прибыли (убытка) до налогообложения отчета о прибылях и убытках

Пени по всем налогам

В составе прочих расходов (счет 91)

Формируют показатель прибыли (убытка) до налогообложения отчета о прибылях и убытках

Налоговые санкции (штрафы) по налогу на прибыль

В составе налога на прибыль и иных платежей (счет 99)

Отражаются после показателя прибыли (убытка) до налогообложения отчета о прибылях и убытках

Содержание операции

Сумма, тыс. руб.

Корреспонденция счетов

Отражены суммы неуплаченных налогов:

налог на имущество;

налог на прибыль

Дт 20, 25, 26 Кт 68, субсчет «Налог на имущество»

Дт 99 Кт 68, субсчет «Налог на прибыль»

Отражены суммы штрафов:

по налогу на имущество;

по налогу на прибыль

Дт 91 Кт 68, субсчет «Штрафы по налогу на имущество»

Дт 99 Кт 68, субсчет «Штрафы по налогу на прибыль»

по налогу на имущество;

по налогу на прибыль

Дт 91 Кт 68, субсчет «Пени по налогу на имущество»

Дт 91 Кт 68, субсчет «Пени по налогу на прибыль»

Порядок отражения штрафов и пеней по МСФО

При подготовке отчетности по МСФО на основании данных РСБУ возникает вопрос: следует ли исправлять данные РСБУ или же необходимо сделать трансформационную корректировку на том основании, что РСБУ и МСФО содержат разные принципы отражения в отчетности штрафов и пеней по налогам?
МСФО в отличие от РСБУ не содержат отдельного стандарта по расходам. Порядок учета расходов по налогу на прибыль рассматривается в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
Стандарт определяет, что основные компоненты расхода (дохода) по налогу на прибыль должны раскрываться в отчетности организации отдельно (п. 79 МСФО (IAS) 12). Компоненты расхода (дохода) по налогу на прибыль могут включать (п. 80 МСФО (IAS) 12):
расход (доход) по текущему налогу на прибыль;
корректировки текущего налога предыдущих периодов, признанные в отчетном периоде;
сумму расхода (дохода) по отложенному налогу;
сумму расхода (дохода) по отложенному налогу, относящегося к изменениям в ставках налога или введению новых налогов;
сумму выгоды, возникающей из ранее непризнанного налогового убытка, налогового кредита или временной разницы предыдущего периода, которые используются для уменьшения расхода по текущему налогу на прибыль или для уменьшения расхода по отложенному налогу;
расход по отложенному налогу, возникающий в результате списания или восстановления предыдущего списания отложенного налогового актива;
сумму расхода (дохода) по налогу, относящегося к таким изменениям в учетной политике и ошибкам, которые включаются в состав прибыли или убытка.
Как видно, штрафы и пени по налогу на прибыль не входят в указанный перечень. Однако данный список является открытым. Поэтому формально штрафы и пени по налогу на прибыль могут быть отражены в составе показателя расхода (дохода) по налогу на прибыль в отчете о совокупном доходе.
Отметим, что порядок отражения штрафов и пеней по налогам не рассматривается ни в одном из международных стандартов. Поэтому классификация данных расходов в отчетности организации является предметом ее профессионального суждения. Как показывает практика, штрафы и санкции по налогам, кроме налога на прибыль, отражаются в составе прочих расходов в отчете о совокупном доходе. Единства в отражении штрафов и пеней по налогу на прибыль в отчетности по МСФО не наблюдается.
Напомним, что вопрос о порядке учета штрафов и пеней по налогу на прибыль поднимался в одном из Проектов по изменению МСФО (IAS) 12 (ED/2009/2 Income Tax). Однако в итоге вопрос отдали на откуп составителям отчетности и, соответственно, изменения в стандарт, касающиеся четкой регламентации порядка учета штрафов и пеней по налогу на прибыль, не были внесены.
По нашему мнению, штрафы и пени по налогу на прибыль не являются налогом на прибыль и иными аналогичными платежами. Так, в перечне компонентов, которые входят в состав расхода (дохода) по налогу на прибыль, указаны статьи, непосредственно влияющие на сумму текущего и отложенного налогов на прибыль (п. 80 МСФО (IAS) 12). Данные статьи формируются исходя из финансового результата деятельности организации, а также действующих правил налогового законодательства и не должны включать результаты непроизводительных потерь в виде штрафов и пеней по налогу на прибыль.
Пеня представляет собой компенсацию потерь контрагента, в нашем случае государства, в результате недополучения налоговых сумм в срок. При этом пеня носит восстановительный характер, в отличие от карательного характера штрафа. Экономическая природа пеней схожа с обычной природой возникновения расходов на уплату процентов за пользование денежными средствами контрагента. Поэтому мы считаем, что пени за несвоевременную уплату налогов следует отражать в отчетности в составе финансовых расходов, то есть расходов на уплату процентов, по аналогии с процентами по кредитам, займам и иным финансовым инструментам.
Отметим, что на практике возникают и обратные ситуации, когда налоговые органы ошибочно начисляют излишний налог, который организация перечисляет в бюджет. В этом случае сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В данной ситуации вариантность отражения процентов по излишне взысканному налогу отсутствует — начисленные проценты отражаются в составе финансовых доходов, а именно процентных доходов. При этом такой подход применяется как в РСБУ, так и в МСФО.
Тем самым достигается зеркальность отражения взаимосвязанных по своему характеру операций в отчетности организации – любые доходы и расходы, связанные с пользованием денежными средствами, отражаются в составе процентных доходов и расходов.

Пример
Исходные данные из предыдущего примера.
Порядок отражения операций по результатам налоговой проверки в отчетности по МСФО представлен в таблице 3.

Налог на прибыль: штраф за нарушение договора уменьшает базу налога

Если должник не признает и добровольно не выполняет решение третейского суда, обращаются в государственный суд. В этом случае сумму штрафа включают в расходы по налогу на прибыль только на дату, когда вступит в силу решение государственного суда.

В составе внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, значатся штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Условиями для признания этих расходов в налоговой базе являются:

  • признание должником суммы долга;
  • решение суда, вступившее в законную силу.

Соответственно, датой признания этих расходов является либо дата их признания должником, либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При этом НК РФ не уточняет, о решении какого именно суда идет речь. В связи с этим возникает вопрос: может ли должник учесть в расходах штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, присужденные по решению третейского суда?

Разбирательство в третейском суде

При желании спорящие фирмы могут договориться о рассмотрении их дела в третейском суде.

Третейский суд – это негосударственный судебный орган (НКО), разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2015 № 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ” (далее – Закон № 382-ФЗ) третейские суды вправе осуществлять свою деятельность при получении лицензии, предоставляемой Правительством РФ.

Третейский суд ведет и размещает на своем официальном сайте рекомендованный им список судей, состоящий не менее чем из 30 человек. Не менее одной трети судей должны иметь ученую степень и не менее половины – опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей больше 10 лет.

В случае возникновения конфликтных ситуаций решение вопроса в третейском суде проходит быстрее. Стороны при этом обычно знают судью и доверяют его авторитетному мнению.

В то же время эффективность процесса зависит от степени сотрудничества сторон. Нет строгих правил поведения в ходе судебной процедуры и штрафных санкций за ее нарушение. Сторона, которая не намерена сотрудничать, легко может затянуть весь процесс разбирательства.

Статус третейского суда ниже, чем у государственного. Принудительное исполнение решения третейского суда возможно только после того, как государственный суд признает это решение и примет меры к его принудительному исполнению.

Для обращения в третейский суд стороны должны заключить соглашение в письменной форме (ст. 7 Закона № 382-ФЗ). Оно может быть:

  • в форме оговорки, включенной в текст договора;
  • в виде отдельного соглашения.

В третейском соглашении согласовывают круг споров, которые подлежат передаче на рассмотрение третейского суда.

Решение третейского суда

Третейский суд принимает решение после изучения всех представленных доказательств и объяснений сторон. В нем указывают:

  • дату принятия решения;
  • место третейского разбирательства;
  • состав третейского суда и порядок его формирования;
  • наименования и место нахождения сторон;
  • обоснование компетенции третейского суда;
  • требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон;
  • обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, правовые нормы, которыми руководствовался третейский суд при принятии арбитражного решения;
  • резолютивную часть арбитражного решения, которая содержит выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования. В резолютивной части указываются сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами.

Решения третейского суда вступают в силу немедленно после их принятия, если только суд не укажет в самом решении другой срок.

Если ответчик не исполнит решение третейского суда добровольно и в срок, оно исполняется принудительно. Для этого истец должен подать заявление в государственный суд.

Расходы на выплату санкций по решению третейского суда

Исходя из содержания комментируемого письма Минфин России считает, что понятие “решение суда, вступившее в законную силу” используется применительно к судебным актам, принимаемым федеральными судами, мировыми судьями и судами субъектов РФ. Основание – статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”. Для третейских судов такого понятия нет. Таким образом, наличие решения третейского суда само по себе не порождает прав и соответствующих обязанностей у организации по отнесению сумм возмещения убытков в состав внереализационных доходов. Вместе с тем признать санкции третейского суда без обращения в государственный суд можно и по другому основанию, которое предусматривает НК РФ. Это признание штрафа должником.

Решения третейского суда являются обязательными и окончательными для их добровольного исполнения сторонами третейского разбирательства. В этом случае решения государственного суда не требуется. Для признания долга следует выразить свое согласие на оплату возникших денежных обязательств и отразить их сумму в бухгалтерском учете.

Если же согласия нет, то сумму штрафа можно будет включить в расходы по налогу на прибыль только на дату, когда вступит в силу решение государственного суда о признании решения третейского суда.

Решение третейского суда можно оспорить, если стороны в третейском соглашении не указали, что решение окончательно. Чтобы оспорить решение суда, нужно в течение трех месяцев с того дня, как вы его получили, подать заявление в арбитражный суд. Заявление подают в письменной форме. Оно должно быть подписано лицом, которое оспаривает решение, или его представителем.

Штраф за неуплату расчетного налога физическими лицами

More In Оплата

Штраф за неуплату расчетного налога физическими лицами для физических лиц применяется в том случае, если вы не уплатили достаточную сумму расчетного налога на свой доход или уплатили его с опозданием. Штраф может налагаться, даже если мы должны выплатить вам возмещение.

Как узнать, что у вас есть задолженность по штрафу

Мы отправим вам уведомление, если вы задолжали штраф за неуплату расчетного налога физическими лицами. Для получения дополнительной информации см. раздел «Как понимать уведомления или письма Налогового управления США».

Как мы высчитываем штраф

Мы рассчитываем сумму штрафа за неуплату расчетного налога физическими лицами на основании суммы налога, указанной в вашей первоначальной декларации или в более поздней декларации, которую вы подали в установленный срок или ранее. Налог, указанный в декларации, — это ваш общий налог за вычетом ваших общих возмещаемых зачетов.

Мы высчитываем штраф на основании:

  • Сумма недоплаты
  • Период, когда недоплата должна была быть произведена и была недоплачена
  • Процентная ставка за недоплату, которую мы публикуем ежеквартально

Проценты по штрафу

Мы начисляем процент на штрафы.

Дата, с которой мы начинаем начислять проценты, зависит от типа штрафа. Проценты увеличивают сумму вашего долга до тех пор, пока вы не погасите баланс полностью. Для получения дополнительной информации о процентах, которые мы начисляем на штрафы, см. раздел Проценты за недоплату и переплату (Английский).

Оплатить штраф

Отправьте нам платеж или оплатите расчетные налоги в полном объеме вовремя, чтобы штрафы и пени не начислялись в будущем.

Снятие или уменьшение штрафа

Мы можем отменить или уменьшить штраф за неуплату расчетных налогов в определенных обстоятельствах:

Мы можем уменьшить штраф, если применимо одно из следующих условий:

  • Вы или ваш супруг (если вы подаете совместную декларацию) вышли на пенсию за последние 2 года по достижении 62 лет или стали инвалидом, и у вас были разумные основания (Английский) для недоплаты или несвоевременной уплаты расчетного налога. См. инструкцию «Отказ от штрафа по форме 2210 (Английский)».
  • Вам удержали большую часть подоходного налога в начале года вместо того, чтобы распределить его равномерно в течение года. Заполните форму 2210 «Недоплата расчётного налога физическими лицами, наследствами и трастами (Английский)».
  • Ваш доход варьируется в течение года. Заполните форму 2210, График AI, Метод частичного платежа подоходного налога в годовом исчислении (Английский) (находится внутри формы).

Оспаривание штрафа

Если вы не имеете права на отмену или снижение штрафа в связи с выходом на пенсию или инвалидностью, мы не сможем скорректировать штраф за недоплату расчетного налога физическими лицами по уважительной причине. Мы можем рассмотреть возможность корректировки, если мы наложили штраф после того, как вы воспользовались неверной письменной консультацией, которую мы вам дали.

Проверьте, соответствуете ли вы следующим критериям:

  • Письменная консультация, которую мы вам дали, была прямым ответом на вашу письменную просьбу о консультации
  • Неверная письменная консультация, которую мы вам дали, не была результатом существенных упущений или дезинформации в вашем письменном запросе на консультацию
  • Вы обоснованно полагались на наши письменные рекомендации и на основании этих рекомендаций были применены штрафные санкции

Если вы считаете, что соответствуете этим критериям, отправьте по почте заявление, подписанное под страхом наказания за лжесвидетельство, в котором описывается, как наша ошибочная письменная консультация привела к штрафу. Приложите копию как письменного запроса на консультацию, который вы нам направили, так и нашего письменного ответа. Отправьте оригинал заявления и копии подтверждающих документов по адресу, указанному в уведомлении о штрафе. Сохраните копии документов, которые вы отправляете нам.

Когда вы подписываете заявление под страхом наказания за лжесвидетельство, вас могут признать виновным в преступлении, в случае если вы умышленно обманули в своем заявлении.

Предотвращение наложения штрафа

Во избежание штрафа своевременно уплачивайте верные расчетные налоги. Узнайте, как рассчитать и уплатить расчетные налоги.

Вы можете избежать штрафа за недоплату расчетного налога физическими лицами, если:

  • Ваша поданная налоговая декларация показывает, что вы должны менее $1,000 или
  • Вы заплатили не менее 90% налога, указанного в декларации за налогооблагаемый год, или 100% налога, указанного в декларации за предыдущий год, в зависимости от того, какая сумма меньше.

Особые правила для фермеров и рыбаков

Если вы фермер или рыбак, соблюдайте следующие правила:

  • Если не менее двух третей (66,67%) вашего валового дохода приходится на фермерство или рыболовство, заполните форму 2210- F «Недоплата расчетного налога фермерами и рыбаками» (Английский).
  • Соответствующие требованиям фермеры и рыбаки должны предварительно оплатить только две трети (66,67%) своего налога или 100% налога, указанного в налоговой декларации за предыдущий год, в зависимости от того, какая сумма меньше. Для получения дополнительной информации см. раздел «Фермеры и рыбаки» в публикации 505 «Удержание налогов и расчетный налог» (Английский).

Подать заявку на программу уплаты

Если вы не можете вовремя заплатить всю сумму налогов, заплатите то, что можете, сейчас и подайте заявление на программу уплаты. Вы можете уменьшить будущие штрафы, если составите программу уплаты.

Получить помощь

Для получения помощи по поводу штрафа позвоните по номеру телефона, указанному в уведомлении или письме. Если вы не получили письмо или уведомление, воспользуйтесь помощью специалиста по телефону.

При дроблении бизнеса пени и штрафы считаются с учётом переплаты

Спешу поделиться не совсем обычными, но относительно хорошими судебными новостями. Обвинение бизнесменов в незаконном дроблении ими своего бизнеса на две-три компании-близнеца с целью увода их на льготные налоговые режимы стало уже привычной практикой. Но даже в уже привычных темах со временем открываются все более глубокие аспекты.

Например, доказывая незаконное дробление бизнеса и обоснованно доначисляя к уплате в бюджет налоги по общему режиму налогообложения, налоговики признают переплату в бюджет льготных налогов. Однако при начислении пени и штрафов не учитывают эту переплату как фактор, снижающий уровень ущерба, нанесенного бюджету этим дроблением. А судебная практика говорит, что при исчислении не только пени, но и штрафов налоговикам необходимо руководствоваться прежде всего правовым смыслом этих понятий как компенсацией потерь бюджета от неуплаты, неполной уплаты, несвоевременной уплаты налогов, причем неважно, каких конкретно и в какой именно бюджет. На примере арбитражной практики (см. дело А27-24746/2019) рассмотрим, как необходимо учитывать переплату льготных налогов при исчислении не только пени, но и штрафов за занижение налогов, подлежащих к уплате в бюджет.

Ситуация, к сожалению, типичная для таких налоговых споров: учредитель создал две практически одинаковые компании по обслуживанию лифтов в разных частях города, в которых он же и был директором. Как правило, такие компании возникают на базе уже исторически сложившихся предприятий после их банкротства.

Обе его компании применяли упрощенный режим налогообложения, имели единую бухгалтерию и диспетчерскую, располагались практически по одному и тому же адресу, совместно использовали общее имущество (складское помещение, транспорт, запасы, запчасти). Взаимозависимость этих двух компаний бесспорна, и формальность дробления бизнеса без наличия деловой цели очевидна, поскольку по сути это был общий единый бизнес-процесс. Естественно, что налоговики переквалифицировали деятельность этих компаний как единого бизнеса и начислили к уплате в бюджет налоги по общему режиму налогообложения. С этим в данной ситуации спорить было бессмысленно, и темой этой статьи являются совсем другие аспекты этого спора.

Первый аспект. При всей очевидности искусственного дробления бизнеса, налоговики, тем не менее, в завышенных размерах доначислили пени по налогам, начисленным по общему режиму налогообложения. Они не учли переплату льготных налогов, уплаченных этими компаниями в соответствующий бюджет, и тем самым завысили размер пени. Налогоплательщик же в своих жалобах ссылался на то, что он уплатил в бюджет налог по УСН, и хотя это и другой налог, но эти деньги все-таки были в распоряжении соответствующего бюджета, а не в его кармане. Кассационная инстанция суда оценила этот довод и развернула дело на новое рассмотрение, чтобы суд еще раз проанализировал этот аспект и учел переплату, которая находилась в распоряжении соответствующего бюджета. И это совершенно верное решение, поскольку пени являются денежной компенсацией потерь бюджета за то время, когда налог уже должен быть уплачен в бюджет, но еще не уплачен. Если деньги налогоплательщика, уплаченные в виде налога по УСН, в это время находились в соответствующем бюджете, следовательно, этот бюджет не нес в это время потерь.

Второй аспект этого спора более сложен и даже вызывает у меня некоторое удивление, поэтому разберем его подробнее. Суд кассационной инстанции, разворачивая этот спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал также, что необходимо пересмотреть вопрос начисления штрафных санкцией по статье 122 НК РФ и при этом учесть переплату налога по УСН. Кассационный суд фактически приравнял природу формирования штрафных санкций к природе формирования пени, хотя пени — это компенсация бюджета за неполную и несвоевременную уплату налога в бюджет, а штраф — это ответственность (наказание) за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы и иного неправильного исчисления налога.

Признаюсь, что до этого дня я всегда считал, что штраф за занижение налоговой базы по любому налогу рассчитывается именно от суммы заниженного налога (в нашем случае налога на прибыль, который уплачивается в два бюджета) и не уменьшается в связи с переплатой в бюджет другого налога (в нашем случае налога по УСН) в тот же самый бюджет, например, в части регионального бюджета. Поскольку, как я полагал, штраф — это наказание, это ответственность именно за занижение в данном случае налога на прибыль.

Однако из этого дела выясняется, что я заблуждался. Суд считает, что штрафная санкция в своей основе все-таки должна учитывать ситуацию с исчислением штрафов с точки зрения именно наполнения конкретного бюджета. И при этом неважно, каким налогом был наполнен бюджет в то время именно от этого налогоплательщика.

В нашем случае в региональный бюджет этим налогоплательщиком был уплачен налог по УСН, это факт. Суть в том, что в этот бюджет этим налогоплательщиком все-таки был уплачен некий налог, причем неважно, какой именно. И суд считает, что это обстоятельство необходимо учитывать при исчислении штрафа за занижение налога на прибыль. Если даже произошло занижение налоговой базы по налогу на прибыль, который уплачивается в региональный бюджет, то налоговый орган должен учесть, что региональный бюджет хоть и не получил от этих компаний налога на прибыль, но в то же время получил налог по упрощенке. И этот аспект свидетельствует о том, что штрафная санкция за занижение налоговой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в региональный бюджет, должна быть рассчитана с учетом той суммы налога, которую именно этот бюджет реально не получал от этого налогоплательщика. А поскольку налог по УСН региональный бюджет все-таки в какой-то сумме реально получал, то и штраф необходимо рассчитывать от той суммы налога, которую региональный бюджет не получил. На мой взгляд, это приводит к автоматическому зачету переплаченного налога УСН в счет частичной уплаты налога на прибыль.

Как говорится, век живи — век учись. И все равно каждый день будешь открывать для себя что-то новое, до сего дня тебе неизвестное. Вот и этот налоговый спор, при всей его банальности, тем не менее открыл нам новую страницу в исчислении не только пени, но и штрафных санкций. А я спешу поделиться этой новостью с вами, уважаемые читатели. Удачи всем нам. Спасибо за внимание.

ООО «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Шубина, д. 5, оф. 25
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191
E-mail: [email protected]
www.aetc.ru

Другие полезные публикации —
в рубрике Советы аудитора

Опоздали с отчетностью: что делать

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

Есть бухгалтеры, которые ни разу за всю свою практику не забывали сдать отчет? Хотя бы на один день? Наверное, есть, но даже эти суперорганизованные люди не застрахованы от просрочки в будущем. Как уменьшить наказание — берите на вооружение.

Вы узнаете

  • Как накажут
  • Как уменьшить штраф
  • Как отчитываться вовремя
  • Частые вопросы

Как накажут

Штрафы

Два штрафа придется заплатить организации за отчетность позже срока. Первый штраф выпишут на компанию, второй — лично на директора:

Сумма штрафа на организацию (ИП) зависит от отчета, который сдали с опозданием.

Отчет Сумма
Годовая декларация по налогу на прибыль, имущество
3-НДФЛ
Декларация по НДС
РСВ
5% налога (взносов), не уплаченного вовремя, — за каждый месяц просрочки отчета.

Блокировка счета

Полная блокировка счета грозит за просрочку годовой декларации по налогу на прибыль, деклараций по любым другим налогам, РСВ и 6-НДФЛ более чем на 10 рабочих дней. С 01.07.2021 этот срок увеличится до 20 дней. За опоздание с остальными отчетами, в том числе декларацией по налогу на прибыль за квартал, полугодие, 9 месяцев, счет не заблокируют.

Как уменьшить штраф

Штраф за просроченную отчетность можно уменьшить минимум в 2 раза. Есть судебные решения о снижении штрафа в 4 раза (с 880 тыс. руб. до 220 тыс. руб.) и даже в 160 раз (со 161 тыс. руб. до 1 тыс. руб.).

Чтобы добиться снижения штрафа, выполните три шага.

Шаг 1. Получите акт

Опоздание с отчетностью проверяющие зафиксируют в акте об обнаружении правонарушения (или акте проверки). Акт вы получите по почте на бумаге или электронно по ТКС. Чтобы не платить штраф по полной, вам нужно подать письменные возражения на этот акт, или, по-другому, — ходатайство об уменьшении штрафа.

Шаг 2. Составьте ходатайство

Ходатайство должно убедить инспекторов (а если их не получится, то суд), что вы — честный налогоплательщик, а нарушение — случайность. На официальном языке это называется «обстоятельства, смягчающие ответственность». Они-то и послужат основанием для снижения штрафа.

Используйте уже проверенные на практике смягчающие обстоятельства:

  • Нарушение совершено впервые
  • Признание вины
  • Отсутствие умысла на нарушение
  • Незначительный период просрочки
  • Несоразмерность наказания

Составьте ходатайство в произвольной форме и перечислите все подходящие смягчающие обстоятельства.

Шаг 3. Подайте ходатайство в ИФНС, ПФР или ФСС

Срок подачи ходатайства с даты получения акта:

  • 30 дней — по акту налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ)
  • 1 месяц — по акту о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)

Способы подачи ходатайства:

  • В бумажном виде лично или по доверенности. Если подает сам ИП или директор организации, доверенность не нужна. Если подает другой сотрудник, на него нужна доверенность: от ИП нотариальная, от ООО простая.
  • В бумажном виде по почте. Ходатайство и подтверждающие документы отправляйте ценным письмом с описью вложения. Копии подтверждающих документов должны быть заверены подписью и печатью ИП (при наличии печати) или ООО.
  • В электронном виде по ТКС. Это самый удобный и быстрый способ. Однако в ФСС отправить возражения по ТКС не получится.

Если налоговая или фонд не учтет ходатайство при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы можете подать жалобу в вышестоящий орган и в суд. В жалобе укажите те же смягчающие обстоятельства, что и в ходатайстве.

Удобная переписка с госорганами онлайн

Как отчитываться вовремя

Хотите обойтись без штрафов за просрочку отчетности — автоматизируйте процесс сдачи. В СБИС Электронная отчетность это сделать легко:

  • Календарь сдачи отчетности покажет предстоящие отчеты и поможет спланировать время на их подготовку.
  • Сервис «Сдано / не сдано» покажет, какие отчеты уже сданы, а какие еще нет по каждой из ваших организаций в зависимости от системы налогообложения.
  • Уведомления о сроках сдачи отчетности персонально напомнят про каждый отчет по e-mail, смс, на компьютере или через мобильное приложение.
  • Автоматическая проверка перед отправкой поможет избежать ошибок в заполнении, из-за которых отчетность не примут.
  • Справка о приеме оператором сформируется сразу после отправки и подтвердит, что отчетность сдали в срок.
  • Уведомления о сообщениях от госорганов позволят не пропустить срок на исправление отчета или подачу ходатайства.

Полная автоматизация сдачи отчетности

«Копеечные штрафы» прощают?

К сожалению, не прощают. Просто «вспомнят» о них через 3 года.

Раньше, если вы не платили штраф по требованию, налоговая сама списывала эту сумму со счета. Неважно, 5 рублей или 5000 рублей. Но в 2020 году правила изменились. С 01.04.2020 налоговая не взыскивает штрафы менее 3000 рублей до тех пор, пока не произойдет одно из двух:

  • сумма всех санкций в совокупности превысит 3000 рублей,
  • пройдет 3 года с даты уплаты по требованию.

Похожие правила действуют для штрафов ПФР и ФСС. За штрафами менее 3000 рублей ФСС пойдет в суд через год с даты уплаты по требованию, ПФР — через 3 года.

Как посчитать срок на подачу ходатайства?

У вас есть месяц на подачу ходатайства в налоговую. Этот срок начинается с даты, следующей за датой получения акта, и заканчивается в такую же дату следующего месяца. Если это будет выходной день, то срок продлится на ближайший рабочий день. Акт получили 12.01.2021, последний день подачи ходатайства 15.02.2021 (т. к. 13.02.2021 суббота).

На акт проверки ФСС можно подать возражения в течение 15 рабочих дней с даты получения акта. На акт ПФР возражения также можно подать в течение 15 дней. В законе о персучете прямо не прописано, каких — рабочих или календарных, — поэтому руководствуемся нормами НК РФ и отчитываем рабочие дни. Например, акт получили 01.02.2021, возражения можете подать не позднее 20.02.2021.

Могут ли наказать главбуха за несвоевременную отчетность?

Налоговая, ПФР и ФСС составляют протокол об административном правонарушении (несвоевременной сдачи отчетности), а штраф на должностное лицо выносит уже суд.

Как правило, административный штраф 300–500 рублей выносят на имя руководителя, потому что именно он подписывает отчетность и автоматически отвечает за ее представление. Но принципиальный директор может добиться, чтобы административный штраф назначили главному бухгалтеру. Это возможно либо на этапе рассмотрения протокола, либо уже через суд. Главное условие для привлечения к ответственности — должностная инструкция главбуха, в которой прописана обязанность по сдаче отчетности.

Может ли организация заплатить штраф за директора?

Не может, административный штраф должен уплатить тот, кто привлечен к ответственности. Основание — п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

Оплачивать штраф директора со счета фирмы:

  • опасно, вплоть до уголовной ответственности самого директора;
  • невыгодно, потому что придется уплатить НДФЛ и страховые взносы;
  • бессмысленно, потому что уплату могут не «засчитать», штраф так и останется на директоре.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector