Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на ­ логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос ­ сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при ­ знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ­ ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ­ ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ­ ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга ­ низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы ­ вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе ­ дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито ­ рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер ­ риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ­ ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую ­ щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ­ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо ­ го — стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста ­ билизированная, попутный газ и газ го ­ рючий природный из всех видов место ­ рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра ­ жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало ­ гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре ­ деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус ­ тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп ­ ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла ­ тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут ­ вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае ­ мого — способ применяется при отсутствии государственных субси ­ дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа ­ ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало ­ гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез ­ ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого ­ вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла ­ те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на ­ логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль ­ ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме ­ сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери ­ одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых

Правительство не спешит предоставлять металлургическим компаниям льготы по налогу на добычу угля и руды в труднодоступных регионах, требуя обосновать их получение в течение января—марта 2013 года. Эксперты отмечают, что льготы все равно могут быть предоставлены с начала следующего года, как и просили металлурги. К тому же по большинству проектов компании пока не готовы предоставить точные расчеты.

Как стало известно «Ъ», металлургам пока не удалось добиться введения уже с января 2013 года льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в труднодоступных местах. Правительство РФ в конце октября поручило профильным министерствам и самим компаниям обосновать целесообразность льгот по конкретным проектам и предоставить расчеты в течение первого квартала следующего года, рассказали источники «Ъ» в профильных ведомствах.

Вопрос о предоставлении льгот поднял совладелец и председатель совета директоров Evraz Group Александр Абрамов на июльском совещании в Магнитогорске, которое проводил президент Владимир Путин. А в сентябре просьбу господина Абрамова подкрепил консорциум «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов в стране), направив соответствующее письмо в Минфин. «Русская сталь» предлагала рассмотреть два варианта льготирования: полное обнуление ставки налога на 25 лет либо уменьшение НДПИ в течение 25 лет на сумму инфраструктурных, транспортных и социальных расходов компаний в ходе реализации проектов в труднодоступных местах.

«Русская сталь» более предпочтительным видела первый вариант. В письме консорциума указывалось, что льготы пригодились бы проектам Evraz, «Северстали», НЛМК, «Мечела» и «Металлоинвеста», которые разрабатывают или планируют приступить к разработке Улуг-Хемского угольного бассейна (Тува), Усинского (Коми), Эльгинского (Якутия) и Удоканского месторождений (Забайкальский край). Подобные льготы уже имеют нефтяные и газовые компании, поэтому стоит предоставить их и металлургам, указывали в консорциуме.

Представители «Русской стали» и металлургических компаний отказались комментировать решение правительства пока не предоставлять льготы. Неофициально собеседники «Ъ» замечают, что детальных расчетов инфраструктурных и прочих затрат по некоторым проектам еще нет, а то, что правительство «не сразу соглашается с предложением по льготам,— это нормальная практика».

Управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Черняков говорит, что теоретически закон, позволяющий внести изменения в Налоговый кодекс, может быть принят уже в весеннюю парламентскую сессию, начинающуюся в январе и заканчивающуюся летом. При этом он отмечает, что Налоговый кодекс позволяет придавать законам, которые устанавливают льготы по налогам, обратную силу, таким образом, в законе, даже если он будет принят в середине года, можно установить, что он действует, например, с 1 января.

При желании более весомо помочь металлургам правительству целесообразно остановиться на полном освобождении проектов по добыче сырья в труднодоступных местностях от НДПИ, считает адвокат. «Вариант с уменьшением суммы НДПИ на затраты, связанные с созданием социальной, транспортной, инженерной и иной инфраструктуры, потенциально менее выгоден металлургам, так как после вычета таких затрат им придется уплачивать значительные остатки налога. Кроме того, можно предположить, что при таком варианте будет больше споров между бизнесом и налоговиками относительно обоснованности уменьшения НДПИ на величину тех или иных затрат»,— объясняет господин Черняков. Но этот вариант, по его словам, может быть более удобен правительству, поскольку позволяет сохранить для бюджета часть НДПИ, остающегося после вычета инфраструктурных расходов, и даже контролировать снижение поступлений по НДПИ, «снимая» те или иные расходы в ходе налоговых проверок.

По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Сергея Фильченкова, закон о льготах больше всего нужен компаниям с высокой долговой нагрузкой — таким, как «Мечел» и Evraz. То, что введение льгот может быть отсрочено, не критично для металлургов, считает эксперт. «В последнее время многие из них, например «Северсталь» и НЛМК, и так заявляют, что реализация их майнинговых проектов будет перенесена на более поздние сроки, и это логично: при дешевом сырье компаниям нет смысла инвестировать в добывающие активы, вертикальная интеграция сейчас скорее играет в минус»,— объясняет господин Фильченков.

«„Татнефть“ пострадает ради накачки бюджета»: чем грозит отмена льгот на добычу сверхвязкой нефти?

Минфин России предлагает со следующего года отменить льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче сверхвязкой нефти. В республике этой льготой пользуется «Татнефть». Чем это для нее обернется и как отразится в целом на Татарстане — в материале «Татар-информ».

Бикбов: «Отмена льгот не имеет никакого отношения к справедливости»

Появление этой инициативы по отмене льгот связано с тем, что сегодня в бюджете образовались большие дыры, которые пытаются залатать за счет тех отраслей, которые приносят доходы. В частности, за счет нефти и газа. Таким мнением поделился казанский обозреватель и автор Telegram-канала @bikbovguru Альберт Бикбов.

«Бюджету не хватало доходов от нефтяной отрасли, потому что были установлены льготы по сверхвязкой нефти. Теперь их решили ликвидировать. Однако ее добыча — это очень дорогое удовольствие. Это энергозатратно, дорого и трудоемко», — рассказал Бикбов.

В 2019 году группа компаний «Татнефть» добыла более 3,3 млн тонн сверхвязкой нефти — это примерно 1/10 от уровня добычи всей «Татнефти». Также в прошлом году компании удалось сэкономить около 39 млрд рублей от снижения сумм налогов на добычу сверхвязкой нефти. Однако после того, как льготы отменят, ее станет невыгодно добывать, заметил эксперт.

архив/Владимир Васильев

«„Татнефть“ страдает за то, что занимается тем, чем должна заниматься современная нефтяная компания — идти за трудной нефтью, работать с ней. Это будущее нефти. Скоро легкая нефть в стране вообще закончится и надо будет работать именно с тяжелой. „Татнефть“ работала на перспективу, разрабатывала технологии добычи сверхвязкой нефти, которые вызывают огромный интерес во всем мире». Альберт Бикбов

В Татарстане запасы сверхвязкой нефти оцениваются колоссальными цифрами — до 7 млрд тонн. Если бы удалось наработать технологии и снизить себестоимость ее добычи, то Татарстан был бы обеспечен только за счет сверхвязкой нефти на сотню лет вперед, добавил Бикбов.

Альберт Бикбов

«По моей оценке, „Татнефти“ придется ставить добычу сверхвязкой нефти на паузу, потому что она была обусловлена именно льготами. Сейчас их пытаются убрать, что делают добычу тяжелой нефти бессмысленной. Скорее всего, „Татнефть“ заморозит проекты по добыче сверхвязкой нефти», — поделился мнением эксперт.

«Татнефти» буквально подрезают крылья ради какой-то эфемерной накачки бюджета. На самом деле если компания остановит добычу сверхвязкой нефти, то и бюджет ничего не получит. Это как выстрелить себе в ногу. Получается, что и нефть добывать не будут, и налоги платить не будут». Эксперт

Кроме того, он поделился опасениями, что льгот по НДПИ могут лишить Ромашкинское месторождение, на которое приходится половина добычи «Татнефти». Месторождение эксплуатируется уже 70 лет и почти полностью выработано. Однако пока нет конкретного списка, какие конкретно льготы и по каким месторождениям планируется отменить.

архив/Егор Никитин

Бикбов также выразил надежду, что инициативу не примут, а ее авторы одумаются. «Есть надежда, что здравый смысл возобладает и они оставят льготы по НДПИ по Ромашкинскому месторождению и сверхвязкой нефти и оставят „Татнефть“ в покое. Она и так страдает — в этом году добыча снизилась на 20%, цены на нефть упали, необходимо соблюдать сделку ОПЕК», — рассказал он.

«Возможная отмена льгот не имеет никакого отношения к справедливости и принципам бюджетного федерализма, это просто грабеж». Альберт Бикбов

Фаррахов: «Полной отмены льгот быть не может»

Добыча сверхвязких нефтей требует огромных затрат и значительных инвестиций, отметил депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Фаррахов. Он был соавтором поправки в налоговый кодекс по установлению льгот на добычу сверхвязкой нефти.

«Налоговые льготы, о которых идет речь, были установлены на добычу сверхвязких нефтей, которая имеет огромные затраты и требует очень больших инвестиций. При этом эти инвестиции будут окупаться не сразу, а через определенное время. Мы с коллегами вместе лоббировали установление этих льгот», — отметил парламентарий.

Он также выразил надежду, что льготы не будут полностью отменены, поскольку это противоречит приоритетам Госдумы РФ и Правительства РФ в части поддержки инноваций.

архив/Султан Исхаков

«Мы принимали целый ряд проектов федеральных законов, чтобы поощрять инвестиции и сохранять существующие налоговые режимы, чтобы инвесторы вкладывались в технологии. Эта ситуация на мой взгляд выглядит обратной, поэтому возможно будет корректировка. Я надеюсь на это». Айрат Фаррахов

«Полной отмены льгот не может быть, в противном случае мы не создадим ту налоговую базу, которая в будущем могла бы приносить серьезные доходы. В первую очередь в федеральный бюджет», — заключил Фаррахов.

Ключевые изменения налогового законодательства и тенденции его развития ― 2021

Налог на добычу полезных ископаемых

Специалисты Группы по оказанию услуг в области налогообложения и права предприятиям добывающей промышленности и энергетики подготовили ежегодный обзор ключевых изменений налогового законодательства, которые вступят в силу в 2021 году. Из него вы узнаете: как с 1 января изменится нагрузка по НДПИ и НДД; какие льготы будут отменены и какие налоговые вычеты могут быть предоставлены добывающим компаниям; каковы планы развития «зеленой энергетики» и на какие преференции могут рассчитывать инвесторы Арктической зоны.

Ознакомиться с содержанием
  • Изменения законодательства
  • Энергия изменений. Движение к солнцу.
  • Энергия изменений. Глубоководная добыча ресурсов.
  • Не просто космос: альтернативная энергия или альтернативная экономика?
  • Комплаенс сегодня. Нефтегазовая промышленность и нефтехимия.
Работа с настройками.

Юлия Меньшикова, директор, руководитель практики оказания услуг в области налогообложения и права предприятиям добывающей промышленности и энергетики, рассказывает о ключевых изменениях законодательства для компаний добывающей промышленности и энергетического сектора.

Энергия изменений. Движение к солнцу.

Цены на солнечные батареи стремительно снижаются, а возобновляемая энергия зачастую стоит существенно ниже традиционной. Означает ли это победу солнечной энергетики над углеводородной или рождение нового баланса сил в энергетике и интересного симбиоза? Как влияет переход на альтернативные источники энергии на экономику и экологию и какие подводные камни ожидают нас при использовании солнечных батарей? В нашем новом подкасте из серии «Энергия изменений» эксперты Департамента налогов и права — директор Юлия Меньшикова и менеджер Юлия Ликальтер — обсудили потенциал России на рынке солнечной энергетики с Николаем Поповым, генеральным директором компании Hevel Retail, специализирующейся на производстве солнечных панелей и ячеек.

Работа с настройками.

Измените настройки своих cookie-файлов для получения доступа к данной функции.

Энергия изменений. Глубоководная добыча ресурсов.

Чем глубоководная добыча ресурсов отличается от наземной и шельфовой? Каковы экологические последствия разработки недр морского дна? И кто регулирует добычу твердых полезных ископаемых в международных водах? Во втором выпуске серии подкастов «Энергия изменений» наш гость Георгий Черкашёв, заместитель генерального директора ФГБУ «ВНИИОкеангеология» и профессор Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал менеджерам Департамента налогов и права Юлии Ликальтер и Екатерине Кондратьевой о роли государства и бизнеса в развитии технологий добычи на морском дне, экономической привлекательности добычи металлов в океане и своем опыте погружения на глубину 3 600 метров и наблюдения за «черными курильщиками».

Работа с настройками.

Измените настройки своих cookie-файлов для получения доступа к данной функции.

Не просто космос: альтернативная энергия или альтернативная экономика?

Вкладываются ли сейчас государства в развитие космической отрасли или она окончательно перешла в частные руки? Что такое международное космическое право и «космические» налоги? Есть ли претенденты на то, чтобы стать космическим налоговым офшором? На эти и другие вопросы ответил гость нашего подкаста Евгений Кузнецов, генеральный директор «Орбита Капитал Партнерз» — венчурного фонда с капиталом «Росатома», а также посол Университета сингулярности в России, в интервью, которое он дал экспертам Департамента налогов и права «Делойта» в СНГ — директору Юлии Меньшиковой и менеджеру Екатерине Кондратьевой.

Работа с настройками.

Измените настройки своих cookie-файлов для получения доступа к данной функции.

Комплаенс сегодня. Нефтегазовая промышленность и нефтехимия.

Регулярные изменения законодательства, резкий переход на режим удаленной работы и поступательное возвращение в офис внесли свои коррективы в работу комплаенс-офицеров. Как перевести запланированные аудиты в онлайн, при этом повысив их эффективность? Как улучшить уровень знаний сотрудников на удаленном режиме, сэкономив время и средства?

Работа с настройками.

Измените настройки своих cookie-файлов для получения доступа к данной функции.

Увеличены ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых

15 октября 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 342-ФЗ, согласно которому увеличивается налоговая нагрузка на добывающие компании.

Целями данного закона являются повышение эффективности взимания НДПИ, компенсация недополученных доходов федерального бюджета и предотвращение их дальнейшего снижения. В частности, увеличение налоговой нагрузки затронет компании, добывающие твердые полезные ископаемые.

Более подробно читайте в нашем выпуске.

Минфин России инициировал пересмотр налоговой нагрузки на добывающие компании

30 сентября были приняты в третьем чтении Госдумой РФ законопроекты №1023275-7, №1023276-7 и №1023277-7, предусматривающие в том числе повышение налоговой нагрузки на добывающие компании.

Пакет законопроектов был подготовлен с целью формирования дополнительных доходов бюджета на фоне снижающихся поступлений в консолидированный бюджет РФ. По сравнению с январем-августом прошлого года объем поступлений снизился на 12%1 . Ожидается, что основные положения законопроектов вступят в силу в 2021 году.

Более подробно читайте в нашем выпуске.

Настоящий обзор не является официальной консультацией или рекомендацией, рекламой или офертой компании «Делойт», СНГ и носит исключительно информационный характер, в связи с чем «Делойт» не несет ответственности и не предоставляет гарантий вследствие публикации фактов, данных и другой информации, представленной в настоящем обзоре.

Приступая к ознакомлению с настоящим обзором (далее — Обзор), вы подтверждаете свое согласие с изложенными ниже условиями.

  • Обзор представляет собой информационный материал. «Делойт» не принимает на себя обязательств или ответственности за использование информации, содержащейся в Обзоре.
  • Обзор содержит комментарии и выводы, основанные исключительно на информации, полученной из открытых источников, в том числе авторитетных средств массовой информации, специализирующихся на публикациях в области юриспруденции и налогообложения.
  • Несмотря на то что в Обзоре затрагиваются отдельные аспекты правового характера, Обзор не является юридическим заключением по вопросам, рассмотренным в нем.
  • Целью Обзора является предоставление тематической информации общего характера. «Делойт» не принимает управленческих решений за лиц, ознакомившихся с Обзором, а также не несет ответственности за решения, принятые на основании представленных в Обзоре данных. Наши выводы носят исключительно информационный характер. Лица, ознакомившиеся с Обзором, самостоятельно несут ответственность за принятие решений о внедрении или отказе от внедрения рекомендаций и консультаций, если таковые содержатся в Обзоре.

Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых

  • Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ
  • Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог
  • Льготы по НДПИ: нулевая ставка
  • Льготы по НДПИ: вычеты
  • Итоги

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

  • возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;
  • возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;
  • возможность использовать вычеты по соответствующему налогу.

Рассмотрим подробно сущность каждой из отмеченных преференций, позволяющих снизить сумму налога к уплате.

Рассчитать НДПИ вам помогут разъяснения и примеры экспертов, которые можно посмотреть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, оформите пробный доступ. Это бесплатно.

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:

1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).

2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:

  • ископаемое добывается для личных нужд ИП — то есть без дальнейшей переработки в производстве или перепродажи;
  • ископаемое относится к категории общераспространенных.

Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).

3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.

Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).

Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Существует достаточно широкий спектр полезных ископаемых, при добыче которых нет необходимости уплачивать НДПИ по причине того, что для них установлена нулевая ставка.

Основной перечень данных ископаемых зафиксирован в п. 1 ст. 342 НК РФ. К таковым относятся, в частности:

  • любые ископаемые в части нормативных потерь;
  • попутный газ;
  • любые ископаемые, добытые на месторождениях с некондиционными запасами,
  • сверхвязкая нефть;
  • природный газ, газовый конденсат, добываемые на полуостровах Ямал, Гыданский и используемые в целях производства сжиженного газа (при соответствии объемов и сроков добычи критериям, которые зафиксированы в подп. 18 и 19 п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • нефть и газ, добытые на залежах, которые расположены на принадлежащих России участках Каспийского моря (представленных внутренними видами РФ, территориальным морем, континентальным шельфом РФ, российской частью дна) при условии, что данные залежи соответствуют характеристикам, определенным в подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • нефть, которая добывается из скважин, которые соответствуют критериям, зафиксированным в подп. 21 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • прочие случаи, зафиксированные в п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если рассматривать примеры иных оснований для применения нулевой ставки — можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0.

О том, как взаимосвязаны тип полезного ископаемого и вид применяемой к нему ставки, читайте в этой статье.

Льготы по НДПИ: вычеты

Исчисленная сумма НДПИ может быть уменьшена налогоплательщиком по основаниям, которые отражены в ст. 343.1 — 343.6 НК РФ.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

Ст. 343.2 НК РФ устанавливает вычеты для нефтедобытчиков. Так, в соответствии с п. 3.1 ст. 343.2 НК РФ налогоплательщики, добывающие нефть в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года, сумма налогового вычета за налоговый период определяется в совокупности по указанным участкам недр и составляет 2 917 миллионов рублей. Данный вычет может быть применен с 01.01.2018 по 31.12.2027.

Ст. 343.3 НК РФ предусматривает вычеты по НДПИ при добыче природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море; ст. 343.4 НК РФ — при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья; ст. 343.5 НК РФ — при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной; ст. 343.6 НК РФ — при добыче отдельных видов полезных ископаемых резидентами Арктической зоны.

Кроме того, плательщик НДПИ может применить еще один вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю. Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ.

В какие сроки и куда платить НДПИ, как заполнить платежное поручение, смотрите в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Итоги

К числу льгот по НДПИ относится возможность:

  • не платить данный налог в принципе;
  • пользоваться нулевой ставкой по нему;
  • применять вычеты.

При этом основания для неуплаты НДПИ, определенные для ИП и юрлиц, в ряде случаев различаются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector