Как ИП учитывать расходы на ГСМ?

Ответ недели: подтверждаем расходы на бензин

Если ИП работает один, занимается грузоперевозками, система налогообложения — УСН 15%, какими документами он может подтвердить расходы на бензин? (расплачивается и наличными, и банковской картой). И обязательно ли ИП на самого себя оформлять путевой лист?

Сообщаю Вам следующее:

Документами, подтверждающими расходование ГСМ, являются путевые листы.

В целях налогообложения прибыли стоимость ГСМ включают в материальные или в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, основание пп. 2, 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

При применении УСН стоимость ГСМ признают в материальных расходах или в расходах на содержание служебного автотранспорта при условии их фактической оплаты (в том числе при отсутствии задолженности перед подотчетным лицом) (пп. 5, 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В бухгалтерском учете операции по приобретению бензина через подотчетное лицо отражают на основании авансовых отчетов и кассовых чеков. В налоговом учете стоимость приобретенного за наличный расчет бензина формируют в обычном порядке — исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, без учета НДС (п. 2 ст. 254 НК РФ).

В бухгалтерском учете приобретение бензина по топливным картам отражают на основании подтверждающих документов, полученных от поставщика (обычно это товарная накладная и реестр операций по топливным картам).

Оформление путевых листов на самого себя (на индивидуального предпринимателя) обязательно, так как документом подтверждающим расходование ГСМ являются путевые листы.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Готовое решение КонсультантПлюс, 23.06.2020

Как учитывать горюче-смазочные материалы

Приобретение и списание горюче-смазочных материалов (ГСМ) учитывают в обычном порядке. Но для списания топлива нужен путевой лист или иной документ, подтверждающий его использование.

Если же вы применяете УСН, то стоимость ГСМ можете признавать в расходах на дату оплаты независимо от использования.

Оглавление:

  1. Как отражать ГСМ в бухгалтерском учете

Поступление ГСМ учитывают в обычном порядке в зависимости от принятой в организации учетной политики.

Есть особенности в отражении операций по приобретению ГСМ:

Списание ГСМ в бухгалтерском учете отражают в порядке, установленном в учетной политике.

Количество списываемого топлива определяют на основе данных:

  • путевых листов, если ваша организация занимается перевозками пассажиров и багажа, грузов (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта). В этом случае ваши путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные как для первичных учетных документов, так и для путевых листов;
  • путевых листов, маршрутных листов, справок или отчетов о перемещениях автомобиля и пройденном им пути, составленных на основании сведений системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, GPS или иных систем, — если перевозками пассажиров и багажа, грузов вашаорганизация не занимается (Письма ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848, УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@, Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354). Эти документы должны содержать обязательные реквизиты первичных учетных документов. На обязательные реквизиты путевого листа из Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 вы можете ориентироваться при разработке собственных форм, но вам необязательно приводить их все.

Если в организации установлены нормы расхода ГСМ, то в случае выявления отклонений от норм причины перерасхода надо проанализировать. В зависимости от причины сверхнормативные затраты могут быть списаны:

  • в расходы по обычным видам деятельности, если сверхнормативный расход обоснован (п. 5 ПБУ 10/99);
  • на виновных лиц, если они установлены;
  • на прочие расходы, если сверхнормативный расход нельзя объяснить объективными причинами или виновные лица не установлены (п. 11 ПБУ 10/99).

При списании ГСМ, использованных в деятельности организации, в том числе для управленческих нужд, как правило, делают запись:

  1. Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения

В целях налогообложения прибыли стоимость ГСМ включают в материальные или в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 2, 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67).

Топливо учитывают в расходах на основании путевых листов или иных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, в тех отчетных периодах, за которые составлены эти документы (п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 272 НК РФ).

При применении УСН стоимость ГСМ признают в материальных расходах или в расходах на содержание служебного автотранспорта при условии их фактической оплаты (в том числе при отсутствии задолженности перед подотчетным лицом) (пп. 5, 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-11-11/69335, от 23.12.2009 N 03-11-09/413).

Нормирование расходов на ГСМ в целях их учета при расчете налога на прибыль или при применении УСН не установлено ни для легковых автомобилей, ни для каких-либо других (Письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283). Расходы учитываются полностью.

Однако если организация в добровольном порядке установила собственные нормы ГСМ в целях контроля за их использованием, то сверхнормативный расход в целях налогообложения прибыли может:

  • учитываться в расходах в обычном порядке, если он обоснован (Письмо УМНС России по г. Москве от 05.02.2003 N 26-12/7430);
  • учитываться во внереализационных расходах после того, как в доходах будет признана сумма возмещения ущерба виновным в перерасходе (хищении) ГСМ лицом (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письма Минфина России от 07.03.2018 N 03-03-06/2/14611, от 20.02.2017 N 03-03-06/1/9693);
  • учитываться во внереализационных расходах, если не установлено виновное в хищении ГСМ лицо. Отсутствие виновного лица должно быть документально подтверждено, например, постановлением о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением виновных лиц (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.08.2019 N 03-03-06/1/63646);
  • не признаваться в расходах, если превышение норм не имеет разумных причин или отсутствие виновного лица не подтверждено (Определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/2015).

В целях налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении УСН, учтенную в расходах на дату оплаты стоимость сверхнормативных ГСМ нужно восстановить, за исключением случая, когда сверхнормативный расход экономически обоснован. Ведь учет убытков от хищений в расходах п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрен, а в случае отсутствия разумных причин для перерасхода не соблюдается условие признания расхода, установленное п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Как учитывать приобретение бензина за наличный расчет и его списание в расходы

В бухгалтерском учете операции по приобретению бензина через подотчетное лицо отражают на основании авансовых отчетов и кассовых чеков.

В учете сделайте следующие проводки:

Содержание операций Дебет Кредит
Оплачен бензин через подотчетное лицо 60 71
Если есть счет-фактура или НДС принимается к вычету на основании кассового чека
Бензин принят к учету по стоимости приобретения за вычетом НДС 10-3 60
Отражен НДС со стоимости бензина 19 60
НДС принят к вычету 68 19
Если НДС к вычету не принимается
Бензин принят к учету по стоимости приобретения, включающей НДС 10-3 60

НДС при приобретении бензина за наличный расчет через подотчетное лицо принимается к вычету на основании счета-фактуры.

Вы можете принять НДС к вычету на основании кассового чека, но это рискованно.

В налоговом учете стоимость приобретенного за наличный расчет бензина формируют в обычном порядке — исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, без учета НДС (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом сумму НДС, не принимаемого к вычету по причине отсутствия счета-фактуры, в расходы не включайте.

Списание бензина в бухгалтерском и налоговом учете отражайте в обычном порядке.

Как отражать приобретение бензина по топливным картам и его списание в расходы в бухгалтерском и налоговом учете

В бухгалтерском учете приобретение бензина по топливным картам отражают следующим образом.

Как правило, денежные средства на лицевые счета топливных карт перечисляются авансом. Перечисленные поставщику ГСМ авансы в расходах не учитываются (п. п. 3, 16 ПБУ 10/99).

Бензин принимают к учету на основании подтверждающих документов, полученных от поставщика (обычно это товарная накладная и реестр операций по топливным картам).

В связи с приобретением бензина нужно сделать следующие проводки:

В налоговом учете стоимость приобретенного по топливным картам бензина формируют в обычном порядке — исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, без учета НДС (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Списание бензина в бухгалтерском и налоговом учете отражайте в обычном порядке.

Горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ) — нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего и смазки, в основном в применении к автомобильному транспорту: топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) любой факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, значит, приобретение и расходование ГСМ необходимо оформлять документально.

В коммерческой сфере для оформления фактов хозяйственной жизни могут применяться как унифицированные формы первичных учетных документов, так и самостоятельно разработанные бланки первички, при условии, что последние содержат все обязательные реквизиты, названные в пункте 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

В то же время практика показывает, что большинство организаций и предпринимателей по-прежнему применяют унифицированные формы первичных документов, а собственные формы документов разрабатывают только при отсутствии типового аналога.

Документами, подтверждающими расходование ГСМ, являются путевые листы.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78).

В частности, Постановлением N 78 утверждены следующие формы путевых листов:

— путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);

— путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);

— путевой лист легкового такси (форма N 4);

— путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-с, N 4-п);

— путевой лист автобуса (форма N 6);

— путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.).

Если организация использует собственные формы путевых листов, то подтверждать расходование ГСМ на их основании можно при условии, что в них имеются обязательные реквизиты, установленные Порядком заполнения путевых листов, утвержденным Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Порядок N 152). Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161.

Причем из пункта 2 Порядка N 152 следует, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Иными словами, применять данный Порядок должны все организации и коммерсанты, использующие автомобили, независимо от того, для каких целей они применяется (пассажирские или грузовые перевозки).

Ответ подготовил Консультант

Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Коченгина Анжелика Владимировна

Личный автомобиль ИП: как учесть расходы

Любая коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, причем по принципу «чем больше – тем лучше». И деятельность индивидуального предпринимателя не исключение, он тоже стремится получить максимальную прибыль, увеличивая доходы и оптимизируя свои расходы. В этой статье мы рассмотрим возможность учета предпринимателем расходов на содержание личного автомобиля при расчете налогов. Иногда автомобиль ИП нужен действительно для бизнеса, а не для понтов и личных разъездов. Можно ли отстоять такие расходы?

Автомобиль как основное средство

Первым моментом, когда индивидуальный предприниматель может учесть «автомобильные» затраты в расходах, является его включение в состав основных средств. Ведь тогда появляется возможность или ежемесячного начисления амортизации (при ОСНО), или включения стоимости машины в состав расходов в первый год ее использования (при УСН).

Только не каждый ИП вправе включить в состав основных средств свой личный автомобиль. Чиновники считают, что основным средством можно признать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении предпринимателем дохода, например, при осуществлении грузовых или пассажирских перевозок. Если же бизнесмен использует автомобиль как вспомогательное средство (например, для поездок в банк), то он не может быть признан ОС (письмо Минфина России от 26.03.2008г. №03-04-05-01/79).

Но даже если деятельность коммерсанта напрямую связана с использованием данного транспортного средства, возникает новый вопрос – можно ли учесть в расходах стоимость автомобиля, приобретенного ранее регистрации владельца в качестве ИП? Минфин развеял сомнения в своем письме от 06.06.2013г. №03-11-11/164. В нем сказано, что ИП, находящийся на упрощенной системе налогообложения, вправе учесть расходы на приобретение автомобиля в течение первых трех лет применения УСН.

Обратите внимание, в письме была рассмотрена ситуация, когда имели место быть сразу три обстоятельства: приобретение транспортного средства (бензовоза) физическим лицом, впоследствии зарегистрировавшегося в качестве ИП и использовавшего данное средство в своей деятельности. Чиновники квалифицировали покупку бензовоза как операцию, осуществленную в целях предпринимательской деятельности, и признали право ИП учесть данное средство как ОС с последующим включением расходов на его приобретение в расчет единого налога при УСН.

Включение автомобиля в состав основных средств для предпринимателя не составит особого труда – достаточно иметь документы, подтверждающие затраты на его покупку, и приказ или распоряжение о признании его основным средством. Но если при проверке налоговики не согласятся с таким решением, бизнесмену придется отстаивать свою позицию в суде.

Учитываем ГСМ

Когда предприниматель не хочет рисковать и решает не включать стоимость автомобиля в расходы, как еще он может уменьшить налог при помощи «автомобильных» затрат? Самый простой способ – учесть в расходах стоимость бензина. Но и здесь есть спорный вопрос – нормировать или нет затраты на топливо?

Исторически сложилось мнение, что расходы на ГСМ надо непременно нормировать. Существуют Методические рекомендации Минтранса России от 14.03.2008г. №АМ-23-р, содержащие нормы расхода топлива, а также коэффициенты для различных территорий, времен года и т.д. Данные нормативы изначально разрабатывались для автотранспортных предприятий, но налоговые органы считают их применение необходимым для всех налогоплательщиков.

Если в Рекомендациях вы не нашли норм для своего автомобиля, то можно воспользоваться данными завода-изготовителя или разработать нормы расхода топлива самостоятельно. Но, обратите внимание, в НК РФ нет никаких условий о нормировании расходов на ГСМ, поэтому вы можете от него отказаться. Только в этом случае будьте готовы к судебным разбирательствам с налоговиками.

Минфин подтверждает мнение, что нормировать расходы на бензин не обязательно, как и использовать нормы, установленные Минтрансом (письмо Минфина России от 27.01.2014г. №03-03-06/1/2875).

Суды тоже встают на сторону налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами и позволяют списывать в расходы полную стоимость топлива (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008г. по делу №А09-3658/0729, постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007г., 28.09.2007г. по делу №КАА41/986607).

Не зависимо от того, будете вы нормировать затраты на бензин или нет, следует составить решение с перечнем личного имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Включив в него автомобиль, вы будете вправе принимать к налоговому учету все экономически обоснованные расходы, связанные с его эксплуатацией.

Документальное подтверждение

В случае с обоснованием расходов на топливо одними чеками АЗС не обойтись, придется оформлять и такой документ, как путевой лист. В нем содержится вся информация о маршруте поездки, времени выезда и возвращения, а также показания одометра. Форму путевого листа вы можете разработать самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса от 18.09.2008г. №152. Порядок заполнения путевых листов также указан в данном нормативном акте.

Важная деталь: если вы используете личный автомобиль в предпринимательской деятельности, то в договорах, счетах, письмах и прочих документах указывайте тот факт, что доставку, например, осуществляет сам ИП или что переговоры ведутся на территории партнера и т.д. Конечно, это не заменит путевых листов, но будет являться дополнительным подтверждением экономической обоснованности расходов.

Эксплуатационные расходы

В отличие от расходов на ГСМ, расходы на эксплуатацию автомобиля учесть не так просто. Если деятельность предпринимателя напрямую связана с использованием личного транспортного средства, то эксплуатационные расходы будут обоснованы. А вот если автомобиль используется для поездки в офис или в банк, то налоговые инспекторы однозначно не примут расходы на его содержание в качестве уменьшающих налоговую базу.

В судебной практике тоже не все решения выносятся в пользу ИП. Например, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с решением предпринимателя включать в расходы затраты на оплату автостоянки, техосмотра, ОСАГО, приобретение ГСМ (бензина, масла, охлаждающей жидкости) и т.п. (постановление от 26.02.2008г. №Ф04-1130/2008 (973-А45-34)).

Судьи обосновали свое решение тем, что деятельность бизнесмена была связана с оказанием юридических услуг, а личный автомобиль использовался для поездки в офис. Следовательно, затраты на его содержание никак не были связаны с получением предпринимателем дохода от оказания юридических услуг, а значит, не могли включаться в состав расходов.

Определяем вид затрат

Итак, «автомобильные» затраты можно включить в расходы и тем самым уменьшить налоги. В частности, у предпринимателя, находящегося на упрощенке, уменьшается единый налог, а ИП, применяющий общий режим налогообложения, может включить эти расходы в состав профессионального вычета по НДФЛ.

Самым «безопасным» для коммерсанта расходом является приобретение ГСМ, поскольку налоговики практически не обращают на него внимания (если все правильно оформлено, конечно). Но надо решить, к какому виду затрат его отнести.

Приобретение топлива для личного автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, можно отнести к материальным расходам (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). Если же деятельность ИП далека от транспортных перевозок, но бизнесмен активно использует свой автомобиль для доставки заказов, деловых поездок и т.д., то затраты на бензин относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.11,12 п.1 ст.264 НК РФ).

В упрощенной системе налогообложения данные виды затрат также включены в закрытый перечень расходов. Поэтому «упрощенцы» в зависимости от вида деятельности могут учитывать расходы на приобретение ГСМ и как материальные (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ), и как расходы на содержание служебного транспорта (пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ).

О расходах на командировки для ИП, читайте здесь . Можно ли учесть расходы ИП, осуществленные до государственной регистрации, смотрите тут.

Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы»

Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы»

Похожие публикации

Наличие машины в компании или у ИП – представителей малого бизнеса не такая уж большая редкость. Ведь действительно, во многих случаях обеспечиваемая при помощи авто мобильность может лишь способствовать успешному развитию предприятия. Особая ситуация, когда автомобиль требуется непосредственно в рамках коммерческой деятельности – при осуществлении перевозок пассажиров или грузов. И, разумеется, наличие машины предполагает отражение некоторых связанных с ней операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Автомобиль, как основное средство

Для начала рассмотрим отражение в учете самого факта приобретения автомобиля. Поскольку это дорогостоящая покупка, то речь в данном случае будет идти об основном средстве, приобретение которого необходимо задокументировать. На объект оформляют инвентарную карточку по форме ОС-6, акт приемки-передачи (ОС-1) и приказ о вводе в эксплуатацию.

Стоимость приобретения объекта основных средств списывается с помощью амортизации. Для УСН «доходы минус расходы» амортизация ОС в налоговом учете начисляется до конца календарного года, в котором был приобретен и введен в эксплуатацию объект, ежеквартально равными частями. Таким образом при наличии документов, а также, если такая покупка оправдана экономически, то есть в силу специфики деятельности использование автомобиля необходимо, за счет его стоимости можно серьезным образом уменьшить годовую налоговую базу. Это правило действует в первую очередь для юрлиц, которые приобретают автомобиль, что называется, на свое имя. Помимо налогового учета компании обязаны также вести учет бухгалтерский. В нем стоимость автомобиля списывается в течение нескольких лет, в соответствии со сроком его полезного использования. Таким образом амортизация в налоговом и бухгалтерском учете организаций совпадать не будет.

С индивидуальными предпринимателями ситуация в этом вопросе несколько легче и сложнее одновременно. С одной стороны, ИП не ведут бухучет, следовательно, для них вопрос стоит лишь в отражении автомобиля в составе основных средств для налогового учета. Однако в данной ситуации нужно учитывать, что частный коммерсант приобретает автомобиль так или иначе на свое имя, то есть такая покупка может быть интерпретирована, как личная. В этой связи, чтобы стоимость основного средства можно было учесть при расчете налога, необходимо подтвердить, что автомобиль будет использоваться именно в коммерческой деятельности.

Так, аргумент о том, что машина нужна для разъездов по общим вопросам бизнеса, скорее всего контролерами во внимание приниматься не будет. И, наоборот, не возникнет проблем у ИП, которые занимаются, например, пассажирскими или грузовыми перевозками. В этом случае оплаченное и введенное в эксплуатацию ОС будет списываться в налоговом учете в выше описанном порядке, а дополнительные расходы на транспортные услуги при УСН-15% можно будет учесть в налоговой базе. И, кстати, о вводе в эксплуатацию: автомобиль необходимо поставить на учет в ГИБДД. Именно эта дата постановки на учет будет считаться датой начала использования основного средства.

Если автомобиль, учтенный, как основное средство, будет продан от лица ООО или ИП, возникнет другая интересная ситуация. Во-первых, конечно же, сумму, которая будет уплачена покупателем, нужно будет включить в доходы на УСН текущего периода. Одновременно, если окажется, что ОС было продано в течение 3 лет после года его приобретения и учета его стоимости в расходах (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения,) то налогоплательщику придется пересчитать налоговую базу, применив к порядку отражения расходов на покупку ОС общережимные правила главы 25 Налогового кодекса.

Порядок отражения, когда случилась продажа транспорта при УСН «доходы минус расходы», в данном случае следующий. Для начала нужно определить день, когда были учтены расходы на приобретение ОС. В данном случае это день постановки авто на учет в ГИБДД. Далее нужно рассчитать амортизацию по реализуемому основному средству в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса за весь период пользования данным имуществом.

Это означает, что амортизацию по такому объекту нужно будет определять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он был введен в эксплуатацию, до месяца его реализации включительно. Далее из «упрощенной» налоговой базы исключаются учтенные расходы в виде стоимости приобретенного основного средства. В тот же период, а также последующие годы в базу включаются соответствующие суммы рассчитанной по общережимным правилам амортизации. Указанная последовательность действий приведет к тому, что за прошедшие периоды упрощенцу необходимо будет подать корректировочные декларации, доплатить налог и пени.

Транспортный налог при УСН «доходы минус расходы»

Наличие автомобиля на балансе организации предполагает уплату компанией транспортного налога. Его сумму компании рассчитывают самостоятельно на основании технических данных по автомобилю. Датой, с которой организация становится плательщиком данного платежа, является дата постановки машины на учет в ГИБДД. Подача декларации по налогу производится по итогам года в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным. В тот же срок по общим правилам необходимо уплатить и сам налог.

Налоговым кодексом предусмотрена в том числе и уплата авансовых платежей по транспортному налогу. Размер аванса составляет ¼ часть рассчитанного за год налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Величина транспортного налога к уплате по итогам года определяется как разность между указанной в налоговой декларации суммой и перечисленными в течение расчетного периода авансами. Сам авансовый порядок расчета с бюджетом в данном случае предусмотрен Налоговым кодексом, однако сроки перечисления авансов устанавливаются региональными властями. Также на местном уровне авансы по транспортному налогу могут быть вовсе отменены. В этом случае компания должна будет уплатить всю сумму налога по окончании года.

ИП уплачивают транспортный налог в обычном порядке, как физлица. Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса самостоятельный расчет транспортного налога предусмотрен лишь в отношении организаций. Индивидуальные предприниматели, как и физические лица, уплачивают налог на основании полученного из ИФНС уведомления. (п. 3 ст. 363 НК РФ). Данные для расчета ИФНС самостоятельно получает из ГИБДД в порядке межведомственного взаимодействия.

Резонный вопрос, который возникает, когда уплачиваешь транспортный налог. Включается в расходы при УСН или нет?

По общему правилу и на основании подпункта 22 пункта 1 стать 346.16 Налогового кодекса транспортный налог принимается к расходам при УСН, при условии, разумеется, применения ставки 15%, поскольку является сбором, уплачиваемым в соответствии с налоговым законодательством. Однако снова не стоит забывать и об экономической целесообразности любых принимаемых в уменьшение налога расходов. Так, поскольку наличие автомобиля на балансе организации уже само по себе предполагает его использование в коммерческой деятельности, проблем с учетом уплаченного транспортного налога в составе расходов компании на УСН не возникнет. Вопрос, включать ли транспортный налог в расходы УСН для индивидуальных предпринимателей, снова упирается в факт использования машины в коммерческой деятельности. Если речь идет о налоге за автомобиль, который дохода не приносит, то есть используется скорее физлицом, а не коммерсантом, то учесть транспортный платеж в уменьшение «упрощенной» налоговой базы нельзя. Но если авто непосредственно связано с получением дохода в предпринимательской деятельности, понятно, что транспортный налог, включение в состав расходов УСН которого невозможно «в личных целях», в данном случае оправданно и разрешено. Это в частности подтверждают и работники Минфина в своем письме от 4 июля 2013 года № 03-11-11/25784.

Расходы на содержание служебного транспорта при УСН

И, наконец, еще один актуальный вопрос для ситуации, когда имеющие автомобиль организация или индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», это возможность учета в налоговой базе расходов по содержанию авто. Ведь, действительно, траты на горюче-смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание машины могут оказаться довольно значительными.

Со списанием расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете компании проблем не возникает. Однако для того, чтобы затраты были документально подтверждены, организация должна их каким-то образом регламентировать, например, утвердить внутренним приказом нормы расхода топлива по конкретному автомобилю. Контролеры настаивают, что при расчете данных лимитов необходимо пользоваться цифрами, установленными Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р.

Также необходимо сохранять чеки об оплате бензина и заполнять путевые листы. Они будут доказательством того, что расходы на ГСМ экономически обоснованы и документально подтверждены.

Для индивидуальных предпринимателей, которые приобретали автомобиль после регистрации и для заявленной в ЕГРИП деятельности по перевозке пассажиров или грузов, действуют те же правила. То есть факт, что вы оказываете транспортные услуги при УСН «доходы минус расходы», индивидуальным предпринимателям также позволяет включать расходы на обслуживание автомобиля в налоговую базу.

Если же непосредственного дохода от использования автомобиля ИП не получает, то учесть расходы на ГСМ предприниматель может в порядке компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях исходя их положений подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, и лишь в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. Эти нормы составляют 1200 рублей в месяц для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 кубических сантиметров и 1500 рублей в месяц для автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 кубических сантиметров.

Траты на ГСМ и прочие сопутствующие технические работы по обслуживанию автомобиля сверх этих сумм учесть в расходах по УСН учесть нельзя. В то же время даже если это минимальные суммы, транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы», должны быть документально подтверждены. Проще говоря, заполнение путевых листов и сбор и хранение кассовых чеков, накладных на покупку ГСМ или актов по проведению технических работ также остаются актуальными.

Расходы на личный автомобиль ИП на УСН «Доходы минус расходы»

Часто ИП на УСН «Доходы минус расходы» используют личный автомобиль в бизнесе. Разберёмся, можно ли учесть расходы на его покупку и содержание при расчёте налога.

Расходы на покупку личного автомобиля

Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.

Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Расходы на использование автомобиля

Вы можете включить затраты на эксплуатацию автомобиля — прежде всего, на покупку топлива — в расходы на УСН, если вы ездили на нём по делам бизнеса. Если вы занимаетесь транспортными перевозками, затраты относятся к материальным расходам, а если другим бизнесом — к расходам на служебный транспорт.

Чтобы учесть затраты на покупку бензина, обычных чеков с заправки недостаточно. Нужно подтвердить маршрут поездок — обычно для этого используют путевые листы. Форма путевых листов утверждена только для автотранспортных предприятий. Если у вас другой бизнес, придумайте собственную форму.

Вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.

Учёт в УСН расходов на бензин отстоять проще, чем затраты на его покупку личного автомобиля, но всё же риск спора с налоговой сохраняется. Однажды арбитражный суд запретил учитывать такие расходы ИП-юристу: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34. Там речь идёт не о налогоплательщике УСН, но аргументы суда универсальны — автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его использование в расходы включаться не должны.

Другие расходы на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, ещё с большей вероятностью могут вызвать вопросы налоговой. Поэтому с ними лучше совсем не рисковать.

Статья актуальна на 04.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Учет расходов на ГСМ при УСН. Примеры

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ

Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо»,

Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Налоговый учет расходов на ГСМ

Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом в этом Письме ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@ отмечается, что для признания в целях налогообложения расходов по ГСМ необходимо выполнение одновременно двух условий: наличия оплаты указанных материалов (ГСМ) и фактического списания топлива служебному транспорту.

Документальное оформление расходов на ГСМ

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход ГСМ на производственные цели, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).

О правилах заполнения путевого листа можно прочесть в Письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51. В нем также отмечается, что нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца.

При этом форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно исходя из удобства учета, должна содержать следующие обязательные реквизиты любого первичного документа согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

— наименование и номер путевого листа;

— сведения о сроке его действия;

— сведения о владельце транспортного средства;

— марка и государственный номер транспортного средства;

— фамилия, имя и отчество водителя.

Кроме того, форма путевого листа должна быть утверждена в учетной политике.

Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

Нормирование затрат на ГСМ

НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

Это прямой путь к завышению топливных расходов.

Нормирование расходов на ГСМ

В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика расчета нормативов в учетной политике.

Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций — достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

На балансе Организации, применяющей УСН с объектом «доходы минус расходы», числится легковой автомобиль.

12 мая 2015 г. на этом автомобиле водитель Организации был отправлен на служебное задание.

Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

— остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;

— остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;

— пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л — 7 л).

Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

В бухучете необходимо сделать следующие записи:

— 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

Дебет 10, субсчет «Топливо», Кредит 71

— 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

Дебет 26 Кредит 10, субсчет «Топливо»,

— 660 руб. (20 л x 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

— базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;

— поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;

— нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

Эту сумму следует записать в книгу учета доходов и расходов 31 мая.

Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. — 628,52 руб.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО