Нюансы ведения претензионной работы по ФЗ-44

Нюансы ведения претензионной работы по ФЗ-44

07.12.2021-09.12.2021 Конференция » Государственные и корпоратив…

08.12.2021 Онлайн-курс » Участие в государственных, корпоративных…

16.12.2021 Онлайн-курс «Управление государственными и муниципальн…

08.12.2021 Семинар «Участие представителей МСП и самозанятых в го…
  • Законы
  • Разъяснения
  • Вопрос-Ответ
  • Руководства
  • Судебная практика
  • Видеоматериалы
  • Решения КО
  • RSS
  • Главная
  • /
  • Участнику
  • /
  • Исполнение контракта

Причин возникновения разногласий между заказчиком и подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) может быть множество:
1. Заказчик некачественно составил техническое задание и в ходе исполнения контракта возникают новые требования к товару, работе, услуге.
2. Заказчик планировал заключить контракт со своим «проверенным» поставщиком, но в ходе конкурентной закупки победителем стал другой участник.
3. При исполнении контракта были нарушены сроки выполнения обязательств одной из сторон.
4. При исполнении контракта одна из сторон не исполнила (некачественно исполнила) предусмотренные контрактом обязательства.
5. Одна из сторон контракта создает препятствия другой стороне для исполнения контракта.
6. Заказчик необоснованно отказывается принимать и/или оплачивать поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги.
и пр.

Во всех случаях важно грамотно спланировать стратегию своих действий для того, чтобы достичь желаемых результатов и минимизировать свои убытки (риски). Ведь в соответствии с действующим законодательство государственные и муниципальные заказчики наделены внушительным арсеналом инструментов воздействия на контрагента. К ним можно отнести неустойку (штраф, пени), частичное и полного удержание суммы обеспечения исполнения контракта, включение сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

Рахматуллину Марату Равильевичу

В зависимости от ситуации участнику закупок приходится проходить следующие этапы:
1. Претензионная работа с заказчиком
2. Разбирательство в Федеральной антимонопольной службе (ФАС)
3. Судебная работа по исковому заявлению

Претензионная работа всегда должна начинаться с непосредственной работой с заказчиком. На начальном этапе необходимо аргументированно со ссылками на положения законодательства донести позицию поставщика (подрядчика, исполнителя) и возможные негативные последствия от противоправных действий заказчика. Зачастую на данном этапе проблема с заказчиком решается.

Важно чтобы при встрече с заказчиком представитель контрагента обладал достаточным опытом претензионной работы и знал о возможных сценариях развития сложившейся ситуации, умел грамотно направить диалог в нужно русло, своевременно применить нужные аргументы и контраргументы, чтобы убедить заказчика в правоте и законности позиции участника.

Мы имеем большой опыт отстаивания интересов участника и можем оказать профессиональную юридическую поддержку в решении конфликтных ситуаций.

Проведение претензионной работы по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Как ведется претензионная работа, в федеральном законе № 44-ФЗ четко не регламентировано. Необходимо ориентироваться на иные нормативные акты. В таком случае появляется реальный шанс защитить права и законные интересы своей компании. Такого рода действия ориентированы на предупреждение споров по вопросам хозяйственной деятельности, ликвидацию порождающих их причин. Все это делается до подачи иска в суд.

Регулирование претензионной работы законом № 44-ФЗ

Регламент ведения претензионной работы в отношении поставщиков, подрядчиков по госдоговорам определен следующими нормативными актами:

  • Гражданским кодексом РФ. Здесь прописаны меры ответственности за неисполнение взятых на себя стороной обязательств, когда возможно в одностороннем порядке отказаться от исполнения работы по контракту. Это один из основных нормативных актов, по которым ведется претензионная работа в рамках исполнения тендеров.
  • Федеральным законом № 44-ФЗ. Тут содержатся инструкции в отношении схемы оценки итогов исполнения договора, а также прописаны ситуации, позволяющие в одностороннем порядке расторгнуть контракт.
  • АПК РФ. Здесь описаны случаи, когда нужно подавать претензию, какие документы должны ее сопровождать.
  • Инструкцией касательно приемки продукции по качественным и количественным параметрам.
  • Различного рода ведомственными регламентами и прочими нормативными актами, включая и муниципальные.
  • Рядом федеральных законов, в которых прописана схема предъявления претензии в зависимости от конкретного вида правоотношений.

Срок подачи и рассмотрения претензии

Начать претензионную работу можно когда угодно. Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных указаний на этот счет. Тут следует смотреть на имеющуюся практику по обозначенному вопросу. Скорость предъявления претензии часто определяет итог. Начинать проведение такой работы желательно в течение 10—30 дней.

Предъявить претензию можно и после выполнения договорных обязательств. В таком случае действует срок исковой давности. И в этой ситуации имеются некоторые исключения. Например, если был обнаружен дефект поставленной продукции — здесь ориентиром становится гарантийный срок. При его отсутствии берется период продолжительностью 2 года.

В законе № 44-ФЗ не содержится условий и в отношении того, как скоро должен быть дан ответ. АПК содержал указание на 30 суток. Однако в договоре разрешено прописать любой другой период. Обозначенное условие остается актуальным лишь в случае спора относительно незаконного обогащения.

Еще один нюанс: следует четко прописать, какие именно дни имеются в виду. По умолчанию берутся календарные. Также действует правило: при завершении срока в нерабочий день осуществляется его перенос на ближайший рабочий. Это прописано в статье 93 Гражданского кодекса РФ.

В остальном нет четкого регламента, когда надлежит ответить на поступившую претензию. При превышении заданного контрактом периода можно подавать в судебную инстанцию.

Проведение претензионной работы — непростая задача. «Астрал.Тендер» поможет сориентироваться в этом вопросе. При необходимости за дело возьмутся опытные специалисты, избавив вас от лишних хлопот.

На сайте приведен образец того, как должна выглядеть претензии по государственному договору.

Как действовать заказчику до подачи претензии

Перед тем как начинать претензионную работу, следует убедиться в наличии достаточной доказательной базы. Нужно собрать свидетельства того, что поставщик не исполнил должным образом взятые на себя по контракту обязательства.

Далее нужно действовать по схеме:

  1. Выявив нарушения, заказчику следует отправить уведомление второй стороне договора с просьбой о визите представителя.
  2. Затем нужно подготовить двусторонний акт и отобразить в нем все выявленные недочеты.

Инструкция по проведению работы с претензиями довольно простая. Есть нюанс — вызвать представителя поставщика, чтобы составить акт, можно указанным в тексте договора способом. В противном случае это следует сделать так, чтобы можно было подтвердить направление вызова.

В ряде ситуаций условие об извещении второй стороны контрактных обязательств о выявленных дефектах регламентировано на законодательном уровне. Это прописано в тексте статей 513 и 720 Гражданского кодекса РФ. Даже если подобного условия нет в законодательных и нормативных актах, желательно выполнить описанные действия.

Неявка второй стороны отображается в акте.

Как составить претензионное письмо

Подавая претензию по закону № 44-ФЗ, нужно отобразить в ней следующие сведения:

  • данные обеих сторон контракта, включая название компании, ее адрес;
  • номер и точную дату заключения договора;
  • причины, по которым проводится предъявление претензии;
  • свидетельства ненадлежащего исполнения контрактных обязательств;
  • основания, по которым налагается ответственность на поставщика;
  • выдвигаемые заказчиком требования;
  • дату, до которой надлежит исполнить описанные требования на добровольной основе.

Нужно уделить внимание вопросу подготовки требований. Следует максимально конкретизировать, чего именно хочет заказчик. При этом основываться требования должны лишь на допущенных нарушениях. Заказчику требуется указать и меру ответственности, которая может быть применена в отношении поставщика. Стоит обозначить закон, на который опирается подающая претензию сторона.

Если речь идет о деньгах, надлежит приложить расчет, чтобы доказать обоснованность выдвинутых требований.

Подписать бумагу должно лицо, уполномоченное совершать такое действие от имени заказчика. При этом указанное право может быть дано исходя из доверенности, устава муниципальной организации и пр.

При каких условиях поставщик может отказываться от госконтракта

Чтобы отказаться от исполнения контрактных обязательств, следует иметь уважительную причину. Одной из них являются обстоятельства, в числе которых получение ТРУ ненадлежащего качества, неоднократное нарушение регламентированных сроков поставки, неполное исполнение договорных условий. Полный перечень приведен в статье 523 Гражданского кодекса РФ.

Заказчик должен выслать поставщику решение об одностороннем отказе на протяжении 3 суток с даты его принятия. Затем обязательно следует опубликовать данные в ЕИС.

При отказе от контракта в одностороннем порядке заказчик может рассчитывать лишь на получение реально понесенного ущерба. Причем датой уведомления будет считаться та, когда заказчику было доставлено подтверждение о вручении его решения об отказе. Альтернативный вариант — 30 суток с момента размещения решения в ЕИС.

Уведомление еще не говорит об автоматическом прекращении контрактных обязательств. Поставщику дается 10 дней, чтобы устранить нарушения. В этом случае заказчику придется отозвать свое решение.

Участие в закупочных процедурах подразумевает наличие ЭЦП для торгов .

Конкретный порядок действий по предъявлению претензий на законодательном уровне не регламентирован. Обнаружив нарушение условий договора, следует действовать по приведенной выше инструкции. Проведение претензионной работы позволяет в большинстве случаев добиться справедливости.

Претензионная работа по 44-ФЗ — порядок ведения

При исполнении государственных контрактов между поставщиками и заказчиками нередко возникают конфликтные ситуации. Обращение в суд требует много времени и сил, а также финансовых расходов. Поэтому сторонам рекомендуется решать вопросы в досудебном порядке. Для этого проводится претензионная работа. И поставщикам и заказчикам важно помнить несколько особенностей процедуры выставления претензии и законодательные акты, на которые при этом можно опираться.

Что такое претензия и когда она составляется

Претензией принято называть письмо, составленное на фирменном бланке организации, в котором излагаются требования одной из сторон контракта к контрагенту в случае нарушения условий договора. Претензионная является начальным этапом урегулирования конфликтной ситуации. Она проводится в досудебном порядке. Необходимость составления претензии возникает в следующих случаях:

  1. Несоответствие качества поставленных товаров или выполненных услуг характеристикам, оговоренным в контракте.
  2. Нарушение сроков оплаты или поставки продукции.
  3. Расторжение контракта в одностороннем порядке при серьезном нарушении контрагентом взятых на себя обязательств.
  4. Нарушение прочих условий договора.

Стороны вправе в требовать устранения нарушения, а также выплаты штрафов и неустоек, предусмотренных контрактом. Оформление претензии в спорной ситуации согласно нормам действующего КоАП является обязательным этапом. Без подтверждения ведения претензионной работы исковые заявления судом не рассматриваются.

Законодательное регулирование

Порядок ведения претензионной работы напрямую не прописан в 44-ФЗ. В статье 95 регламентируются лишь случаи составления такого документа по поводу расторжения контракта в одностороннем порядке. В остальных ситуациях необходимо руководствоваться требованиями Гражданского Кодекса России. В нем указана ответственность сторон за неисполнение своих обязательств.

В статье 4 Арбитражного процессуального Кодекса зафиксированы ситуации, в которых ведение претензионной работы обязательно. Так имеется ссылка на то, что иск в суд без подтверждения отправки контрагенту претензии подать будет невозможно.

При составлении претензии можно также руководствоваться отдельными нормативными актами, принимаемыми на региональном или муниципальном уровне. Существуют также узкоспециализированные федеральные законодательные акты, которые помогут разрешить спор при поставке отдельных видов товаров, например, автомобильного транспорта, услуг связи и так далее.

Общие правила составления

Предъявить претензию контрагенту можно уже на следующий день после нарушениям им условий договора. Документ оформляется на официальном бланке. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  1. Подробное описание требований и причин их выставления. Обязательно приводят реквизиты контракта и ссылки на его пункты, которые были нарушены.
  2. Срок, в который контрагент должен исправить нарушения.
  3. Если неисполнение стороной своих обязательств влечет наложение на него штрафа или неустойки, то в претензии следует привести расчет суммы, которую нужно выплатить.
  4. Реквизиты обеих сторон.

К претензии прикладывают документы, подтверждающие правомерность требований. Составляется она в произвольной форме, визируется печатью организации и подписью ее руководителя.

Вручение необходимо произвести лично представителю контрагента. При этом необходимо взять с него расписку, подтверждающую получение. Кроме того, можно воспользоваться и услугами почтовой связи. Отправить документ следует заказным письмом с уведомлением.

Особенности претензии при расторжении контракта

Нормами статьи 95 44-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда госконтракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Такая возможность должна быть прописана в самом договоре. Если заказчик принимает решение о расторжении контракта, то он должен выполнить следующие действия:

  1. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения опубликовать в ЕИС документ о своем намерении расторгнуть договор.
  2. Отправить поставщику уведомление о принятом решении.
  3. В течение 10 дней с момента получения уведомления поставщик имеет возможность устранить нарушение, которое явилось основанием для желания заказчика прекратить договорные обязательства. Если этого сделано не было, то контракта признается расторгнутым. После заказчик имеет право написать претензию в адрес поставщика с требованием о выплате компенсации за понесенные расходы, связанные с заключением контракта.
  4. Заказчик направляет сведения о поставщике в РНП.

Если на требование о выплате компенсации поставщик не отвечает, заказчик получает возможность обратиться в суд.

Особенности претензий при начислении штрафов и неустоек

При нарушении условий контракта сторона имеет право потребовать от контрагента выплату оговоренных в контракте штрафов и неустоек. Возможность выставления такого требования подтверждается нормами статьи 407 Гражданского Кодекса.

Претензия может быть направлена контрагенту сразу же после факта нарушения условий контракта. Если вторая сторона докажет, что обязательства не были исполнены в силу форс-мажора, то она освобождается от выплаты штрафов и неустоек.

Заказчик имеет право покрыть штрафы и неустойки, наложенные на поставщика средствами, внесенными в качестве обеспечения исполнения контракта или банковской гарантией. Удержать можно только ту сумму, которая рассчитывается в соответствии с правилами, прописанными в контракте. До выставления официальной претензии заказчик не имеет право удерживать денежные средства, принадлежащие поставщику. За нарушение этого правила предусмотрена административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Сроки

Претензия оформляется сразу же после свершения факта нарушения условий договора. Иногда она может быть выставлена уже после завершения исполнения контракта. Такое возможно в случае выявления товара ненадлежащего качества. Выставлять требования можно в период действия гарантийных обязательств. Если в контракте гарантии на продукцию не оговорены, то в соответствии с нормами Гражданского кодекса срок предъявления претензий – 2 года.

В 44-ФЗ не прописаны конкретные сроки, в течение которых организация должна рассмотреть поступившую к ней претензию. Поэтому в этом вопросе целесообразно руководствоваться юридической практикой. Срок, который отводится контрагенту для устранения нарушений прописывается в тексте претензии. Чаще он устанавливается в интервале от 10 до 30 дней. При отсутствии ответа после истечения оговоренного срока сторона, подавшая жалобу, может обращаться с исковым заявлением в суд.

Претензионная работа – единственная возможность сторон мирно урегулировать конфликтные ситуации. Грамотно составленная претензия поможет мотивировать контрагента устранить нарушения и выполнить взятые на себя обязательства.

1С:Государственные и муниципальные закупки 8

«1С:Государственные и муниципальные закупки 8» — это программа, предназначенная для автоматизации всех этапов подготовки и проведения закупочного процесса. Внедрение этого решения позволит оптимизировать и упростить подготовку документов, принятие решений на разных этапах формирования и проведения закупок. Использование программы будет эффективным и для специалиста, готовящего документацию по проведению закупок, и для комиссии, в задачи которой входит рассмотрение и оценка заявок участников закупки.

  • «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» — программный продукт ориентирован на уполномоченные органы, специализированные организации, на крупных государственных или муниципальных заказчиков, предназначен для автоматизации процессов планирования, подготовки и проведения закупок;
  • Закупки. Дополнение к «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» — программный продукт ориентирован на небольшие бюджетные, казенные, автономные учреждения, самостоятельно осуществляющие закупочную деятельность (планирование, подготовку, публикацию и проведение закупок) и предназначен для автоматизации процессов, связанных с подготовкой и проведением закупок, а также мониторингом исполнения контрактов и договоров.
  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основное отличие конфигурации «Закупки. Дополнение к «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» от программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» заключается не в кардинальном сокращении набора функций, а в их упрощенной реализации и наличии новых функциональных возможностей (например, наличие мониторинга исполнения контрактов).

Назначение программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8»

Государственные закупки — это важная и ответственная сфера деятельности, сопровождаемая сложными и трудоемкими процессами. Использование «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» поможет избежать ошибок на этапе планирования закупок, публикации извещений и закупочной документации, а также позволит определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом всех требований законодательства.

  • государственными и муниципальными учреждениями разного уровня, закупочная деятельность которых регламентируется Федеральным законом № 44-ФЗ:
    • главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, выступающими в роли государственных (муниципальных) заказчиков;
    • органами государственной и муниципальной власти, уполномоченными органами, осуществляющими функции по планированию и проведению закупок товаров, работ и услуг;
    • специализированными организациями — юридическими лицами, которые привлекаются заказчиками или уполномоченными органами для осуществления функций по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
  • организациями и учреждениями, закупочная деятельность которых регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ (государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, государственные корпорации)

Внедрение программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» позволит оптимизировать и упростить процесс подготовки документов и принятия решений на разных этапах подготовки и проведения закупок — и для специалиста, готовящего документацию по проведению закупок, и для комиссии, в задачи которой входит рассмотрение и оценка заявок участников закупки.

Систематизация данных в виде структурированных документов и многократное использование занесенной в систему информации позволят снизить объем операторской нагрузки и повысить качество подготавливаемых документов. Это снизит сложность внесения изменений в готовую документацию (конкурсную, аукционную и прочую).

Применение программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» поможет избежать ошибок на этапе планирования закупок, публикации извещений и закупочной документации и позволит проводить процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом всех требований законодательства.

Особенности внедрения у заказчиков, закупочная деятельность которых регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ дает право каждой организации производить закупки любыми способами при условии, что порядок таких закупок закреплен в Положении о закупках организации. Положения о закупках сильно различаются — и по набору способов закупок и по порядку их проведения.

Очень важно понимать, что все нюансы закупочного процесса организаций, подпадающих под действие 223-ФЗ, учесть в типовом решении невозможно. Поэтому при внедрении потребуется активное участие партнеров в части доработки системы под особенности каждого клиента.

Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику

Для чего нужна электронная подпись? Как ее получить и где? Какая электронная подпись требуется для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Отвечаем на эти и другие вопросы

Все самое нужное и важное про электронную подпись (ЭП) написано в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». За последние полгода в закон было внесено несколько важных изменений. Часть из них уже вступила в силу, часть еще только ожидает поставщиков и заказчиков. Об основных новшествах рассказывал эксперт по тендерам, специалист в области госзакупок Олег Бируля на вебинаре «Электронная подпись для госзакупок. Требования. Изменения‑2021».

Зачем нужна электронная подпись

Разберемся с основными понятиями

Электронная подпись — это закодированная информация о том, кто подписал электронный документ. В зависимости от вида ЭП может быть полностью равнозначна рукописной и обеспечивать файлам юридическую силу. Подписывать документы электронной подписью могут юридические и физические лица.

Основная функция электронной подписи — идентифицировать автора. Некоторые виды подписей позволяют также определить, вносились ли изменения в документ после его подписания.

Поставить электронную подпись под документом можно, если у вас есть сертификат электронной подписи. Он содержит сведения:

  • о владельце подписи,
  • об удостоверяющем центре, выпустившем сертификат;
  • об области применения ЭП.

Срок действия сертификата — обычно 12 месяцев, но некоторые УЦ также выдают сертификаты на 3, 6 или 15 месяцев.

В каких случаях используется электронная подпись:

  • для ведения электронного документооборота,
  • для сдачи отчетности,
  • для участия в закупках,
  • для подачи арбитражных исков,
  • для обращения в госорганы и пр.

Виды электронной подписи

В России используют три вида электронной подписи в зависимости от целей применения:

  1. Простая электронная подпись (ПЭП). Известная многим пара «логин — пароль» или код доступа из смс. Подтверждает авторство документа, но не гарантирует его юридическую значимость и неизменность после подпиcания. Применяется для получения госуслуг, при банковских транзакциях, аутентификации на сайтах.
  2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Генерируется с помощью механизмов криптошифрования. Позволяет определить автора документа и проверить, что после подписания документ не изменяли. НЭП можно использовать для электронного документооборота внутри компании и с внешними контрагентами, если с ними заключено соответствующее соглашение.
  3. Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Наделяет документы юридической силой и позволяет заметить, что документ меняли после подписания. Этот вид подписи имеет самое широкое применение: используется для сдачи отчетности, участия в торгах, электронного документооборота, работы с государственными информационными системами и пр.

Какая электронная подпись нужна для торгов

Электронная подпись для поставщиков и заказчиков в сфере госзакупок по 44-ФЗ

С 1 января 2019 года большинство государственных закупок по 44-ФЗ проводится в электронном виде (Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ). Организаторам и участникам закупок необходим сертификат квалифицированной электронной подписи (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона 44-ФЗ). Заказчик оформляет его в удостоверяющем центре Федерального казначейства, поставщик до 1 января 2022 года — в удостоверяющем центре, аккредитованном Минцифрой РФ, позже — в ФНС или ее доверенных удостоверяющих центрах.

Участники используют КЭП на всех этапах закупки:

  1. Когда регистрируются в ЕИС.
  2. Отправляют заявку на участие в выбранной закупке.
  3. Предлагают свою цену на аукционе.
  4. Подписывают контракт.

Подпись, полученная для закупок по 44-ФЗ и Гособоронзаказу, подходит для восьми федеральных электронных площадок, а также закупок по капремонту (Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615-ПП) и торгов по 223-ФЗ среди малого и среднего бизнеса.

Электронная подпись для торгов по 223-ФЗ и коммерческих торгов

Закупки по 223-ФЗ организуют компании с государственным участием, их дочерние структуры и естественные монополии, унитарные предприятия и др. Крупные коммерческие организации тоже проводят свои торги. И те, и другие размещают заказы на отдельных электронных торговых площадках (ЭТП) — сейчас их почти 400. ЭТП делятся на универсальные и специализированные: отраслевые, региональные или корпоративные.

Работать по 223-ФЗ заказчики и поставщики могут только с сертификатом квалифицированной электронной подписи. Стоит иметь в виду, что отдельные торговые площадки требуют, чтобы сертификат квалифицированной электронной подписи включал информацию об области его применения. Они не принимают обычную КЭП и обязуют внести расширение — OID. Их может быть несколько в одной подписи. Добавляют расширения в КЭП удостоверяющие центры, которые сотрудничают с электронными площадками. Лучше заказать расширение одновременно с выпуском сертификата электронной подписи, но некоторые УЦ могут добавить OID после выпуска сертификата: например, это возможно в тарифе Электронная подпись 3.0 от УЦ Контура.

Электронная подпись для торгов по банкротству

С этим видом закупок работает множество электронных площадок. Самые крупные из них — Фабрикант, uTender и Центр реализации, «Электронные системы Поволжья», B2B-center и Центр дистанционных торгов и пр. Заявиться на такой аукцион могут все. Участнику необходима квалифицированная электронная подпись, выданная удостоверяющим центром, аккредитованном Минцифрой РФ. После 1 января 2022 года — в ФНС или ее доверенном удостоверяющем центре.

Для торгов по банкротству нет ограничений по области использования КЭП. Площадка не может отказать участнику в регистрации, если в сертификате электронной подписи нет расширения для выбранной площадки (Приказ Минэкономразвития № 495 от 23.07.2015).

Каков порядок использования КЭП

Сейчас подписать документы организации с помощью квалифицированной электронной подписи физлица вправе руководитель или сотрудник, на чье имя написана соответствующая доверенность. Подпись можно получить в коммерческом удостоверяющем центре, который аккредитован Минцифрой России. Тот же порядок действует и для индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2022 года подписывать документы КЭП от имени организации сможет только руководитель, от имени ИП — сам предприниматель. КЭП для этих целей будут выдавать только лично руководителю или предпринимателю, выдачей будет заниматься ФНС и ее доверенные удостоверяющие центры.

Иные сотрудники организации или ИП, чтобы подписывать документы, например бухгалтерскую отчетность, получают отдельную КЭП физического лица. При подписании документов они должны будут прикладывать электронную машиночитаемую доверенность, подписанную КЭП руководителя. Подпись для сотрудников и всех физлиц можно будет получить в коммерческом УЦ, который пройдет аттестацию по новым правилам.

Об изменившихся требованиях к удостоверяющим центрам рассказал эксперт по тендерам, специалист в области госзакупок Олег Бируля в своем видеосовете. Эта информация пригодится вам, когда наступит время оформлять новый сертификат КЭП.

Как получить подпись для торгов

Чтобы оформить электронную подпись:

  1. Обратитесь в удостоверяющий центр и укажите в заявке, на каких электронных торговых площадках планируете работать.
  2. Оплатите счет.
  3. Подготовьте запрошенные специалистом удостоверяющего центра документы.
  4. Получите сертификат ЭП.

На оформление подписи потребуется от одного до трех рабочих дней. За это время специалисты УЦ проверят ваши данные. Обязанность УЦ — удостовериться в корректности поданной информации. Это очень важная часть процедуры, она гарантирует дальнейшее признание юридической силы электронной подписи.

Какие документы нужны, чтобы получить электронную подпись:

  • заявление на изготовление электронной подписи;
  • документы лица, на имя которого оформляется сертификат (паспорт, СНИЛС, доверенность на совершение действий, которые определены областью использования электронной подписи).

С 1 июля 2020 года КЭП может получить только лично владелец — руководитель организации или сотрудник, на которого оформлена подпись. Отправить вместо себя курьера, даже если у него есть нотариальная доверенность, по новым требованиям закона нельзя. При этом сотруднику при получении сертификата понадобится предъявить доверенность от руководителя.

В отдельных случаях, например если руководитель недавно сменился и данные в ЕГРЮЛ не обновились, удостоверяющий центр дополнительно запросит копию документа о назначении руководителя.

Каким требованиям должен будет отвечать удостоверяющий центр с января 2022 года, читайте в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Как хранить электронную подпись

В состав квалифицированной электронной подписи входят три файла: открытый и закрытый ключи и сертификат. Ключи участвуют в шифровании, помогают подписать документ и прочитать поставленную подпись, а также проверить, меняли ли документ после подписания. Сертификат содержит данные владельца ЭП и подтверждает, что именно этому человеку принадлежит открытый ключ.

Благодаря использованию сложных математических алгоритмов шифрования КЭП нельзя подделать: чтобы ее взломать, понадобится столько времени, что срок действия алгоритмов шифрования успеет закончиться. Но при этом владельцу подписи важно в тайне держать закрытый ключ: если он попадет в руки посторонних, то они смогут использовать подпись в своих целях.

Все эти данные хранятся на специальном носителе — токене, на котором нужно установить свой пароль. Токен безопаснее, чем флешки или карты памяти, так как даже при утере или краже токена без пароля никто не сможет воспользоваться вашей электронной подписью.

Ответственность за использование ЭП лежит на его владельце. Поэтому в случае кражи или утери токена с ключом и сертификатом ЭП немедленно обратитесь в удостоверяющий центр, который его выдал. Это необходимо, чтобы предотвратить использование подписи злоумышленниками. Удостоверяющий центр отзовет сертификат.

С января 2021 года законодатели урегулировали использование облачной квалифицированной электронной подписи (ОКЭП). Ее ключ хранится не на материальном носителе, а на сервере удостоверяющего центра. Сфера применения подписи не отличается, но с ОКЭП можно работать как на компьютере, так и на мобильных устройствах.

Владелец сертификата сам определяет, где будет храниться ключ: у него на устройстве (токене или компьютере) или в УЦ. Главное, убедиться, что система позволяет использовать облачную КЭП.

Я получил сертификат. А что дальше?

В первую очередь, настройте компьютер для работы на ЭТП. Это можно сделать быстро и удобно, не вникая в технические нюансы, с установочного диска УЦ СКБ Контур.

После этого пройдите аккредитацию в ЕИС, если вы планируете участвовать в госзакупках, или на коммерческой ЭТП, где планируете работать. Регистрация может занять от нескольких дней до пары месяцев, поэтому сделайте это заблаговременно. Торговые площадки для компаний с госучастием и коммерческих организаций вправе выдвинуть свои требования к участникам.

Если вам нужна помощь, обратитесь в УЦ СКБ Контур. Специалисты готовы сопровождать вас в аккредитации и на любом этапе закупок: от анализа документации до подписания контракта.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Новые требования к удостоверяющим центрам 558.6 КБ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО