...

Унитарные предприятия создаются на основе какого способа?

Что такое унитарное предприятие

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту РФ или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трех типов:

§ федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

§ государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

§ муниципальное предприятие (МУП) – унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – специфическая форма организации деятельности. Унитарность характеризуется:

§ созданием юридического лица путем выделения собственником определенного имущества, а не объединения собственности нескольких лиц;

§ сохранением права собственности на имущество за учредителем;

§ закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

§ единоличными органами управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

§ необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

§ осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

§ обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с пунктом 2 статьи 50 и статьи 113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества – государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью их деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд. При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

§ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

§ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительными документами унитарного предприятия являются:

§ решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

§ решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Устав унитарного предприятия

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав. Устав – это учредительный документ, утвержденный министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия.

Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в ее уставе.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального – не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.

При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное предприятие) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

§ имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;

§ иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;

§ прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

§ заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

§ капитальные вложения и дотации из бюджета;

§ дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

§ добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

§ иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарные предприятия создаются на основе какого способа?

Ведущий консультант ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждаемые органами власти, для выполнения определенных полномочий, являются особой организационно-правовой формой юридических лиц. Деятельность этих предприятий регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В конце прошлого года Государственной Думой РФ принят закон, существенно меняющий условия деятельности унитарных предприятий в современных условиях.

8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон № 485-ФЗ). Данным законом введен запрет на осуществлении деятельности унитарными предприятиями на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции.

В результате новаций, Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнен новой главой «7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности», вводящей общее правило о недопустимости создания унитарных предприятий, их реорганизации, и изменения видов деятельности, за исключением установленных случаев.

СТАТИСТИКА УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг.

Согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, постепенно сокращается, но еще достаточно велико. Сведения о динамике и количестве унитарных предприятий, зарегистрированных в ЕГРЮЛ за период 2016-2020 годов приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Количество унитарных предприятий, зарегистрированных в ЕГРЮЛ,за период 2016-2020 г.г.

Если посмотреть на количественные показатели состава унитарных предприятий числящихся в ЕГРЮЛ, и осуществляющих свою деятельность на начало текущего года, то можно сказать, что из общего количества 13801 унитарных предприятий, количество федеральных предприятий составляет 757 единиц – 6% от общего количества, унитарных предприятий, на уровне субъектов РФ почти в 2 раза больше и составляет 1581 единиц – 11 %, а предприятий, созданных на уровне муниципалитетов 11459 единиц, что составляет 83% от общего количества. Наглядно данное соотношение представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Соотношение государственных (федерального уровня и созданных на уровне субъектов Российской Федерации) и муниципальных унитарных предприятий, числящихся в ЕГРЮЛ, по состоянию на 01.01.2020 года

Таким образом, большую долю, в структуре действующих унитарных предприятий, занимают муниципальные унитарные предприятия.

ОБОСНОВАНИЕ РЕФОРМЫ

Основными аргументами, говорящими о необходимости реформирования унитарных предприятий, являются:

  1. Особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества, которые обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля.
  2. Неэффективность использования либо использование не по целевому назначению государственного и муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятиями. Прослеживается тенденция, что некоторые унитарные предприятия не осуществляют какой-либо профильной деятельности, на закрепленных за ними объектах имущества, кроме сдачи соответствующих объектов в аренду.
  3. Коррупционные риски связанные с тем что, учредители, являясь государственными заказчиками, передают унитарным предприятиям бюджетные средства в форме субсидий, не применяя законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд и зачастую для закупок товаров, работ, услуг для нужд самого учредителя.
  4. Убыточность большей части унитарных предприятий, не способствует инновационному развитию предприятий и повышению производительности труда. Возникает необходимость покрывать убытки таких предприятий из бюджетов.

По мнению Федеральной антимонопольной службы России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности, оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках, и влечет их монополизацию.

ОПРЕДЕЛЕНЫ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Унитарные предприятия будут создаваться исключительно в случаях, определенных в п.4 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Перечень таких случаев приведён на рисунке 3.

Рисунок 3. Перечень случаев создания унитарных предприятий

Кроме того, помимо вышеперечисленных случаев, законодательством установлены также исключительные случаи создания унитарного предприятия.

В исключительном случае унитарное предприятие может быть создано по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ при возникновении необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения. В этом случае Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной ст. 8 Закона № 161-ФЗ.

Теперь унитарные предприятия будут создаваться с соблюдением антимонопольных требований, исключительно в случаях предусмотренных законодательством, преимущественно в сферах, относящихся к естественным монополиям, а также для обеспечения деятельности, находящейся в ведении Российской Федерации.

ВАЖНО!

В Федеральном законе от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» появились две новые нормы, связанные с созданием и реорганизацией предприятий:

  • унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм (п.6 ст. 8 Закона № 161-ФЗ);
  • не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать предусмотренным законом условиям (п. 9 ст. 29 Закона № 161-ФЗ).

НЕИЗБЕЖНО: ЛИКВИДАЦИЯ ИЛИ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

В соответствии со вступившим в силу Законом № 485-ФЗ, унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года и осуществляющие деятельность на конкурентных товарных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2025 года.

В случае непринятия соответствующих мер в установленный срок, такие предприятия будут ликвидированы в судебном порядке, по иску антимонопольного органа.

О последствиях нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, говорится в ст. 35.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного указанной статьей, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа либо в судебном порядке.

В настоящее время учредителям унитарных предприятий на всех уровнях управления стоит проанализировать деятельность созданных и действующих предприятий, на предмет соответствия их деятельности антимонопольным требованиям, для принятия соответствующего решения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

В силу последних новаций федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные организации, выступающие учредителями унитарных предприятий, вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

Порядок рассмотрения запроса регулируется ст. 35.3 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой антимонопольный орган в течение 30 дней с даты получения запроса обязан его рассмотреть и направить в письменной форме заявителю заключение о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. Срок действия такого заключения составляет 1 год со дня его выдачи антимонопольным органом.

Изменения, внесенные в ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», добавили полномочий антимонопольному органу. Перечень дополнительных полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приведён на рисунке 4.

Рисунок 4. Дополнительные полномочия антимонопольного органа

В случае принятия судом к рассмотрению иска антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия, до дня вступления в законную силу решения суда, совершение любых сделок таким предприятием осуществляется только с согласия его учредителя (ч. 2 ст. 35.4 Закон № 135-ФЗ).

Учредителям унитарных предприятий необходимо уже сейчас начать подготовку к соответствующим процессам и разработать планы мероприятий по ликвидации или преобразованию предприятий, в том числе путем приватизации.

Продолжение следует.

В следующей части настоящей статьи мы рассмотрим способы и порядок реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, а также детально рассмотрим мероприятия, которые необходимо провести органам власти и иным организациям, выступающим учредителями унитарных предприятий, с учетом всех последних изменений законодательства в данной сфере.

Антимонопольное отступление

Губернаторы отстояли унитарные предприятия от ФАС

Реформа государственных и муниципальных предприятий (ГУП и МУП), вначале предполагавшая полный отказ от такой организационно-хозяйственной формы, развернулась в пользу возражавших против нее регионов — в поправках ко второму чтению заметно расширен список предприятий, не подлежащих реорганизации и ликвидации. Регионы избавят от ранее анонсированной необходимости согласовывать с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) создание или реорганизацию таких предприятий, а в «исключительных случаях» подлежащие реформированию унитарные предприятия могут быть сохранены. С учетом поправок из 16 тыс. существующих ГУПов и МУПов ликвидации или реорганизации будут подлежать лишь 6 тыс., но и для них переходный период продлен на два года, до 2023 года.

Намерение ФАС ликвидировать неэффективный способ управления госсобственностью не выдержало встречного давления региональных и муниципальных властей

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ / купить фото

Намерение ФАС ликвидировать неэффективный способ управления госсобственностью не выдержало встречного давления региональных и муниципальных властей

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ / купить фото

Законопроект о ликвидации ГУПов и МУПов существенно смягчен в пользу регионов — поддержанные правительством поправки ФАС ко второму чтению вчера одобрил комитет Госдумы по экономполитике. Напомним, документ внесен в Госдуму в прошлом году и вызвал довольно бурную реакцию депутатов и регионов. Изначально он предполагал упразднение всех унитарных предприятий (они не владеют, но распоряжаются государственным, региональным или муниципальным имуществом). В списке исключений оставались лишь ГУПы и МУПы, созданные на основании законов или актов президента и правительства, работающие в госмонопольных сферах или учрежденные Минобороны и ФСБ.

Главные аргументы — неэффективность использования собственности, коррупционные риски, необходимость покрывать убытки таких предприятий из бюджетов, а также негативное влияние ГУПов и МУПов на конкуренцию на локальных рынках.

После заверений ФАС, что замечания будут учтены, проект в декабре прошлого года прошел первое чтение. Однако давление продолжилось со стороны Совета федерации — его глава Валентина Матвиенко тогда заявила, что законопроект в таком виде не будет одобрен верхней палатой.

ФАС готова была уступить в расширении списка исключений — для предприятий культуры и искусства (в частности, Госфильмофонда и «Мосфильма»), а также для предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера. Однако в версии законопроекта ко второму чтению помимо них в исключения попали предприятия «Росатома», занимающиеся обращением с радиоактивными отходами, а также ГУПы, обеспечивающие деятельность госорганов за границей, и госпредприятия, обеспечивающие работу органов власти в сферах транспортной безопасности, госохраны, внутренних дел, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на воде, занятые обеспечением войск нацгвардии, а также материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности высших органов власти.

В законопроекте предусмотрена возможность регионов отстоять и ГУПы, не попадающие под исключения,— через федеральный центр.

Правительство может принять решение о создании или сохранении предприятия по мотивированному представлению губернатора — если это «необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности». Требуется ли потом их ликвидировать (когда угрозы и последствия ЧС будут устранены), законопроект не оговаривает.

Как ГУПы готовили к закрытию

В пользу регионов также пересмотрен и вопрос необходимости направления ими запроса в ФАС о соответствии ГУПов требованиям антимонопольного законодательства — в версии, принятой в первом чтении, это было необходимо для их создания или реорганизации. Обязанность регионов согласовывать с ФАС создание или реорганизацию унитарных предприятий вызывала недовольство сенаторов. Этот вопрос даже обсуждался на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с депутатами и сенаторами — тогда заявлялось о выработке компромиссного варианта, заключавшегося в замене «дозволительного» метода на «ретроспективный», когда регион или муниципалитет самостоятельно принимает решение о создании ГУПа или МУПа, а при выявлении нарушений ФАС может обраться в суд с иском о его ликвидации.

Послабления ФАС предусмотрела и для остальных предприятий, работающих на конкурентных рынках и не попавших в список исключений,— для них сроки реорганизации или ликвидации сдвигаются с 2021 года до 1 января 2023 года. После этого срока ГУПы и МУПы будут ликвидироваться в судебном порядке. По данным ведомства, в начале этого года насчитывалось 16,8 тыс. унитарных предприятий, что на 49% больше, чем в начале 2013 года. Как отмечает начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, более трети таких предприятий (38%) работает на конкурентных рынках — например, в сфере сделок с недвижимостью, аренды и торговли. С учетом поправок, добавляет чиновник, из 16,8 тыс. унитарных предприятий (3,1 тыс. уже находятся в стадии ликвидации) реформированию будут подлежать еще порядка 6 тыс.

Почему Совет федерации встал на защиту ГУПов и МУПов

Рассмотрение законопроекта во втором чтении было запланировано на сегодня, однако его решили отложить на 10 декабря. Видимо, ФАС потребовалось еще немного времени для расширения перечня послаблений прежнему противнику — как пояснил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, «вероятно, будут приняты дополнительные поправки», увеличивающие срок переходного периода до пяти лет.

Деятельность ГУПов на конкурентных рынках приводит к их монополизации

Государственная дума России рассматривает законопроект о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Журнал «Бюджет» попросил разработчика — Федеральную антимонопольную службу — прокомментировать документ. О целях законопроекта, основных механизмах и разногласиях вокруг него — в интервью заместителя руководителя ведомства
Сергея Анатольевича ПУЗЫРЕВСКОГО.

О недостатках унитарных предприятий

— По итогам 2013 года в России насчитывалось примерно 11,2 тысячи унитарных предприятий, но к 2014 году их число увеличилось до 25 тысяч. Сейчас их около 17 тысяч. Скажите, с чем связана такая популярность этой организационно-правовой формы среди муниципальных и региональных властей?

— Очень точно об этом сказал Президент РФ на заседании Государственного совета по развитию конкуренции, которое состоялось 5 апреля 2018 года. Владимир Владимирович Путин отметил: «Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке».

Первая причина — в устоявшемся бюрократическом мышлении, нежелании находить и использовать новые эффективные способы управления. Многие предпочитают использовать административный ресурс, а не решать проблемы региона или муниципального образования через создание условий для развития конкуренции. Другая причина — унитарные предприятия можно использовать, чтобы обойти нормы Закона № 44‑ФЗ. Антимонопольные органы знают о таких случаях, мы нередко с этим сталкиваемся.

ФАС России выявляет многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Последние тратят их на закупки товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках. Например, это могут быть работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий.

— Какие еще проблемы, кроме перечисленных, видит ФАС?

— Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и приводит к их монополизации. К сожалению, несмотря на более чем двадцатилетнюю историю реформирования, все попытки снизить отрицательное влияние унитарных предприятий на развитие российской экономики не дали должного результата.

Согласно отчету Федерального агентства по управлению государственным имуществом «О выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2014–2016 годов» в большинстве случаев такие предприятия не осуществляют какой-либо деятельности, кроме сдачи в аренду объектов недвижимости. В связи с этим потребовались новые эффективные меры по их реформированию.

О рассмотрении законопроекта

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о законопроекте, который разработала ФАС для ограничения деятельности унитарных предприятий?

— Напомню, ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках — одно из мероприятий Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, утвержденного указом Президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Национальным планом развития конкуренции разработала проект федерального закона о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Документ предусматривает запрет на создание и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции. Исключение — если унитарное предприятие создают для обеспечения обороны и безопасности государства, что должно быть предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ либо актом Правительства РФ. Второе исключение сделано для естественных монополий.

Помимо ликвидации, есть еще два направления реформирования унитарных предприятий. Первое — преобразование организаций, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. В таком случае государство сохраняет контрольный пакет акций или основную долю, вплоть до 100 процентов. Второй вариант — если унитарное предприятие решает социальные задачи, то его следует преобразовать в бюджетное учреждение.

— Пока законопроект принят в первом чтении Госдумой, однако на него поступили противоречивые отзывы. Например, спикер верхней палаты Валентина Ивановна Матвиенко заявила, что документ противоречит принципу распределения полномочий между уровнями власти, а также Конституции.

— Совет Федерации предварительно рассматривал законопроект и направил свои замечания. Что касается его соответствия нормам Конституции, то нужно отметить следующее: документ проходил оценку на соответствие нормам действующего законодательства, включая Конституцию, и получил положительное заключение в указанной части, в том числе Минюста России.

Регулирование гражданских отношений относится к уровню федеральных законов, то есть к федеральному уровню. Напомню, что пункт четвертый статьи восьмой Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определяет, в каких случаях их можно создавать. Однако механизмы контроля за тем, насколько деятельность унитарных предприятий соответствует определенным в законе целям, законодательно не определены. В результате большинство унитарных предприятий присутствует на конкурентных рынках.

Подготовленный ФАС законопроект не просто полностью соответствует Конституции — он призван обеспечить соблюдение гарантированного восьмой статьей Конституции Российской Федерации баланса защиты частной и государственной форм собственности. Он должен гарантировать защиту прав и законных интересов всех участников соответствующих правоотношений на основе принципа юридического равенства.

— Тем не менее какие претензии возникли к документу и как на них будет реагировать ФАС?

— Когда законопроект начали рассматривать в Госдуме, представители ФАС приняли участие в его обсуждениях во всех фракциях Государственной думы, встречались с профильными комитетами, представителями общественных организаций, Общественной палаты России. Все поступившие замечания были учтены. По результатам ФАС России подготовила и внесла в правительство проект поправок к законопроекту. Сейчас эти поправки находятся на рассмотрении в Государственной думе.

Что предусматривают изменения? Во-первых, унитарные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, смогут продолжить работу. Во-вторых, можно будет сохранить предприятия, чья деятельность связана с развитием культуры, искусства и сохранением культурных ценностей. В-третьих, если унитарное предприятие работает на товарном рынке, где конкуренция отсутствует, то законопроект на него распространяться не будет.

Другими словами, поправки позволяют сохранить ГУПы и МУПы на тех товарных рынках, где отсутствует конкуренция.

Последняя поправка — срок переходных положений законопроекта продлен до 2023 года.

— Если документ не одобрят, какие действия планирует предпринять Федеральная антимонопольная служба?

— Мы уверены, что законопроект будет принят. В противном случае не будут исполнены поручения Президента Российской Федерации. Со своей стороны, ФАС, как я уже говорил, предприняла все меры: законопроект был доработан для снятия всех разногласий.

О некоторых положениях

— Верно ли утверждение, что основная цель законопроекта — снизить долю государства в экономике?

— Как я уже сказал, законопроект разработан во исполнение Национального плана по развитию конкуренции, в котором снижение доли государственного участия в экономике обозначено в качестве одной из основных целей. Кроме того, преобразование унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) позволит обеспечить учет государственного и муниципального имущества, а также доходов от его аренды.

Помимо прочего, реформирование унитарных предприятий повысит инвестиционную привлекательность государственной собственности, обеспечит ее участие в хозяйственном обороте, привлечет инвесторов на взаимовыгодных условиях.

— Что предусматривает законопроект в случае, если нарушен порядок создания унитарного предприятия или изменения его вида деятельности?

— Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое создано с нарушением запрета, предусмотренного законопроектом, либо государственное или муниципальное предприятие, которое осуществляет деятельность в нарушение запрета, подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Чтобы обеспечить соблюдение антимонопольных требований к созданию таких предприятий, мы предлагаем дополнить статью 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» рядом положений.

Они предусматривают, что при государственной регистрации нового унитарного предприятия (в том числе если его создают путем реорганизации) необходимо предоставить в регистрирующий орган заключение антимонопольного о том, что создание нового ГУПа или МУПа не нарушает антимонопольное законодательство Российской Федерации, либо уведомление, что заключение не требуется, если, например, унитарное предприятие создается в соответствии с федеральным законом, актом президента или правительства.

Доля унитарных предприятий в отраслях

Доля унитарных предприятий в общем количестве российских коммерческих организаций, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, незначительна и составляет порядка 0,3%. По размеру выручки большинство из них могут быть отнесены к микропредприятиям.

Большое число унитарных предприятий работает в сферах забора, очистки и распределения воды (33% от всех организаций), поставок электроэнергии, газа, пара и кондиционирования воздуха (9%), сбора и обработки сточных вод (6,7%).

По мнению экспертов, высказанному в ходе круглого стола «Государственный сектор в российской экономике», состоявшегося в аналитическом центре в конце марта 2019 года, ЖКХ имеет самый большой среди перечисленных сфер инвестиционный потенциал со стороны малого бизнеса. Вместе с тем она является стратегической отраслью для городского хозяйства.

Относительно высокая доля унитарных организаций наблюдается в отдельных конкурентных сферах, таких как ритуальные услуги (10% в общем количестве компаний в данной сфере), эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (7,5%), деятельность физкультурно-оздоровительных комплексов (2,8%) и торговля лекарственными средствами (2,3%).

Унитарные предприятия и госзаказ

Объем закупок в рамках 44‑ФЗ у унитарных предприятий в 2018 году составил 393 миллиарда рублей. Из них только половина была разыграна в рамках конкурентных процедур.

В то же время ГУПы и МУПы сами являются поставщиками в государственных и муниципальных закупках. Они работают на таких конкурентных рынках, как услуги транспорта и складского хозяйства (доля в общем объеме заключенных контрактов по стоимости в прошлом году составила 15%), услуги в области информации и связи (5%), строительные работы (4,5%), и многих других. Подробнее — в таблице.

Таблица. Отраслевая структура закупок у унитарных предприятий в 2018 г.

Отрасль / вид деятельности

Объем заключенных контрактов с УП, млрд руб.

Доля закупок у УП в общем объеме закупок, %

Регистрация унитарного предприятия (УП)

Понятие унитарное предприятие на данный момент встречается часто. Они создаются юридическими лицами, муниципальными образованиями. Главным отличием унитарного предприятия от других компаний в том, что оно является объектом гражданского права, а не хозяйственной деятельностью. Это является обязательным условием и от него зависит функционал компании.

Особенности унитарных предприятий

Поскольку в унитарные предприятия все права на движимое и недвижимое имущество закрепляется за собственником, данное имущество не может быть продано или передано им третьим лицам. Также отличием унитарного предприятия является то, что документом, определяющий порядок управления унитарным предприятием, является устав. Руководитель организации наделяется правами собственника, то есть муниципальным или государственным органом. Унитарное предприятие в свою очередь не несет ответственность за имущественные и финансовые обязательства субъекта.

Виды унитарных предприятий

В зависимости от принадлежности имущества, УП делятся на:

  • Федеральные государственные предприятия (ФГУП), имущество которых принадлежит государству.
  • Государственные унитарные предприятия (ГУП), имуществом владеет субъект РФ, решение об образовании принимается им же.
  • Муниципальное унитарное предприятие (МУП), имущество принадлежит муниципальному образование, решение об учреждениях лежит на органах местного самоуправления.

Решение о создании такого предприятия принимает либо государство(Российская федерация или регион), либо муниципалитет. Деятельность унитарного предприятия направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества. Также основной задачей является удовлетворение интересов государства.

Унитарные предприятия создаются, когда

  • есть необходимость управлять или использовать имущество, на передачу которого наложен запрет
  • преследуются социальные цели. Например, обеспечение минимальных цен на значимые товары
  • необходимо изготовить изъятую или ограниченную в производстве продукцию
  • цель связана с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности

Срок регистрации унитарного предприятия осуществляется в течение трех рабочих дней со дня предоставления документов ( статья 13 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Комплекс документов унитарного предприятия

  • Документ, удостоверяющий личность физического лица
  • Решение органов государственной или региональной власти о регистрации унитарного предприятия и о предоставлении ему необходимых имуществ (оригинал)
  • Свидетельство ИНН (если имеется) для физических лиц, выступающих в учредителей или действующих без доверенности от юридического лица
  • Документы, доказывающие наличие имущества и его денежную стоимость
  • Документы, подтверждающий фактический адрес проживания регистрируемого юридического лица

Пошлина за государственную регистрацию унитарного предприятия — 4000 руб.

Чтобы зарегистрировать унитарное предприятие в короткие сроки, обратитесь в «Бизнес-Гарант». Наши сотрудники помогут вам зарегистрировать фирму любой организационно-правовой формы (ГУП, МУП, ФГУП), подготовят пакет документов. С нашей помощью вы сможете зарегистрировать компанию любой формы даже в том случае, если вы не имеете никакого опыта в данном вопросе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.