Если говорить кратко, то акцизы являются примером федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателями, регулируются ст. 182 НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации. Объектом налогообложения акцизами являются операции с подакцизными товарами.
Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.
В соответствии со статьей 182 НК налогоплательщиками акциза являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, перемещающие продукцию через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень товаров, которые относятся к подакцизным:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция;
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- прямогонный бензин;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей
Объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции по обороту подакцизной продукции:
- лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога;
- передача подакцизной продукции по соглашению о предоставлении отступного или инновации.
- передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
- лицами переданных им на основании решений судов подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
- лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
- в структуре организации произведенных подакцизных изделий для дальнейшего производства не подакцизной продукции, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регис трации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
- на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
- произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.
Ввоз подакцизной продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
- денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. По лучением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного спирта в собственность;
- прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на его переработку.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:
Твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении;
Адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
Комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в про центах) налоговых ставок;
Объем реализованной (переданных) продукции в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки
Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 НК РФ дает перечень операций не являющихся объектом обложения акцизами. Таким образом, они освобождены от налогообложения акцизами.
Какие бывают акцизы и порядок исчисления суммы:
- Твердые (специфические) налоговые ставки
- Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы
- Адвалорные (в процентах) налоговые ставки
- Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы
- Комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок
Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров
В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налоговая база определяться применительно к каждой налоговой ставке.
В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по ним определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ).
Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствующей продукции.
При передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов), датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи такой продукции.
Суммы акциза:
- исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
- предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации продукции, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.
- уплаченные при ввозе товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.
Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы налоговых вычетов.
Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров.
Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз ТМЦ на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.
Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Уплата налога по объекту налогообложения акцизами при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с ним и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, которое имеет объекты налогообложения акцизами, к примеру совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
Что является объектом налогообложения акцизами?
Операции признаются объектом налогообложения акцизом в случае, если подакцизные виды минерального сырья добыты (выработаны) на территории РФ, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.
Налоговая база. Определяется по каждому виду подакцизных товаров отдельно в соответствии с положениями ст. 187 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения акцизами является:
1. Оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых легковых автомобилей, исчисленная исходя из свободных отпускных цен с включением в них суммы акциза (приложение 2 к настоящей инструкции). При этом свободная отпускная цена включает издержки производства, прибыль и сумму акцизов.
2. Ввезенные из СНГ и из других стран подакцизные товары, которые являются объектом налогообложения акцизами при их реализации
3. Первичная реализация подакцизной продукции, происходящих и ввезенных на территорию РФ с территории государств — участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве).
4. Продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
5. Объектом налогообложения акцизом признается передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций. 2 , ст. 182, п. 1, пп. 7.
6. Давальческое сырье является объектом налогообложения акцизами при передаче в переработку.
7. Передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе. [2 , ст. 182, п. 1, пп. 9.]
8. Кооператив объект налогообложения акцизом вклада в паевые фонды .
9. Передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества).
10. Реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков — производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций.
11. Реализация на территории РФ лицами произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизной продукции по соглашению о предоставлении отступного или новации.
12. Передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных ТМЦ.
13. Передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. 2 , ст. 182, п. 1, пп. 1.
Таким образом, по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизом на природный газ в соответствии с главой 22 Кодекса, а именно передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции. Также передача природного газа для использования на собственные нужды I налоговая база определяется исходя из стоимости природного газа, отраженной в бухгалтерском учете, но не ниже стоимости, исчисленной по государственным регулируемым оптовым ценам, устанавливаемым ФЭК России.
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ — установленные в ст. 183 НК РФ
Объектом по налогообложению акцизов является оборот или стоимость подакцизных товаров собственного производства, реализованных по отпускным ценам, в которые включен акциз.
По товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является. объем ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении.
Налог с продаж. Этот региональный косвенный налог введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1999 г. вместо ряда малоэффективных местных налогов. Плательщиками налога с продаж являются юридические лица Российской Федерации, иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) в розницу или оптом за наличный расчет на территории тех регионов России, где введен этот налог. При определении объекта налогообложения стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акциз (для подакцизной продукции). Максимальная ставка налога, установленная федеральным законом, равна 5%. При этом большая группа товаров и услуг первой необходимости освобождена от налога с продаж.
С 1 января 2001 г. внесены принципиальные изменения в процесс обложения НДС (включены индивидуальные предприниматели, по новому определен объект налогообложения, введена новая 0%-я ставка), а также акцизами.
Налогоплательщики-участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по уплате акциза. Исполнять обязанность по исчислению и уплате всей суммы акциза может лицо, ведущее дела простого товарищества, либо участники договора о совместной деятельности самостоятельно выбирают одного из участников, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза по операциям, признаваемым объектам налогообложения, если ведение дел осуществляется совместно всеми участниками товарищества.
Вместе с тем, Налоговый кодекс Российской Федерации впервые в практике российского налогообложения предусмотрел возможность освобождения как юридических, так и физических лип от исполнения обязанностей налогоплательщика. Согласно положениям Кодекса организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих грех последовательных календарных месяцев налоговая база этих организаций и предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) не превысила 1 млн рублей. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что указанное положение не распространяется на плательщиков НДС, уплачивающих в бюджет акцизы.
До 1997 г. акцизы взимались преимущественно по адвалорным, т. е. выраженным в процентах по отношению к объекту налогообложения, ставкам. В соответствии с Законом РФ № 12-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах» от 10.01.97 г., большинство подакцизных товаров в настоящее время облагают по специфическим (твердым) ставкам, выраженным в абсолютных суммах (в рублях) за единицу товара. Ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий.
Налоговой базой активов при применении адвалорных ставок является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление. При применении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (масса, количество).
По подакцизным товарам, по которым с 1 января 1997 г. действуют твердые (специфические) ставки, исчисляют сумму акциза из расчета объема произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении (кроме произведенных из давальческого сырья) как на сторону, так и для собственного производства товаров, не облагаемых акцизами. По подакцизным товарам из давальческого сырья объектом налогообложения служит объем производства в натуральном выражении.
Для того, чтобы определить налоговую базу и сумму причитающегося к уплате акцизного налога, важно четко представлять, что является объектом налогообложения. Объектом налогообложения акцизами законодательство признает в первую очередь операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных или разлитых ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача ТМЦ по соглашению о предоставлении отступного или новации.
Объектом налогообложения акцизом признается передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизной продукции, за исключением операций, указанных в пп. 2, 3 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса.
Законодательством определен широкий перечень изъятий из объектов налогообложения акцизами. Так, освобождены от налогообложения операции по реализации на территории Российской Федерации природного газа для личного потребления физическими лицами, жилищными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями.
Приобретение в собственность прямогонного бензина
Налоговая база при приобретении определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении и такая операция является объектом налогообложения акцизами.
Автор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Королева Елена.
Согласно ст. 179.3 НК РФ предприятие имеет свидетельства на производство и переработку прямогонного бензина.
Предприятие планирует приобретать в собственность прямогонный бензин (подп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ) для его дальнейшей переработки. При его приобретении будет начислен акциз. Полученное (приобретенный в собственность) топливо будет направлено в дальнейшем на переработку для получения следующей продукции:
– продукция нефтехимии и отходы при ее производстве (соответствует условиям абзаца 2 п. 15 ст. 200 НК РФ);
– бензиновые фракции, которые для целей НК РФ являются прямогонным бензином (пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ).
Получение и оприходование указанной продукции предприятие подтвердит первичными документами.
Предприятие планирует применять налоговые вычеты по акцизам, начисленным при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, в следующем порядке:
– при производстве продукции нефтехимии с применением коэффициента 1,7 (абзац 2 п. 15 ст. 200 НК РФ);
– при производстве бензола и бензиновых фракций с применением коэффициента 1 (абзац 3 п. 15 ст. 200 НК РФ).
В дальнейшем полученные бензиновые фракции совместно с отдельно приобретенными присадками будут использоваться предприятием для производства автомобильного топлива. Переработка приобретенного прямогонного бензина будет осуществлена в цехе предприятия.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ в дальнейшем реализация произведенного автомобильного горючего предприятием признается объектом налогообложения акцизами и акциз будет начислен.
- Правомерно ли применение налогового вычета согласно абзацу 3 п. 15 ст. 200 НК РФ при использовании полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства бензиновых фракций?
- Возникает ли объект налогообложения в соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ при оприходовании предприятием указанных бензиновых фракций, произведенных из полученного прямогонного бензина?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если полученные организацией бензиновые фракции представляют собой смесь углеводородов, отвечающих приведенным в подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ физико-химическим характеристикам, то организация имеет право принять к вычету акциз, исчисленный при покупке прямогонного бензина, в порядке, установленном абзацем 6 п. 15 ст. 200 НК РФ, при предъявлении в налоговый орган документов, перечисленных в п. 15 ст. 201 НК РФ.
При оприходовании указанных бензиновых фракций необходимо также исчислить акциз.
Организации признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ (подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 179 НК РФ).
Объектом налогообложения акцизом является, в частности, операция по получению прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Причем для целей главы 22 НК РФ получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность (подп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации организация имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина, выданное в соответствии со ст. 179.3 НК РФ. Следовательно, приобретение в собственность прямогонного бензина, как справедливо отмечено в вопросе, является объектом налогообложения акцизом (смотрите также письмо Минфина России от 08.06.2015 г. № 03-07-06/33059).
Налоговая база при приобретении прямогонного бензина определяется исходя из полученного объема в натуральном выражении (п. 8 ст. 187 НК РФ). В данном случае на день получения у организации возникает обязанность начислить акциз по полученным объемам (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина России от 03.08.2010 г. № 03-07-06/153).
На основании подп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком при получении прямогонного бензина, при дальнейшем его использовании (в том числе при передаче на переработку на давальческой основе) в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, бензола, параксилола или ортоксилола в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается.
Если полученный прямогонный бензин не используется налогоплательщиком в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, бензола, параксилола или ортоксилола, то сумма акциза, исчисленная при его получении, включается в стоимость передаваемого прямогонного бензина.
В рассматриваемой ситуации приобретенный прямогонный бензин будет передаваться в цех Вашей организации для переработки и получения:
– продукции нефтехимии и отходов при ее производстве;
Понятие продукции нефтехимии дано в п. 1 ст. 179.3 НК РФ. Так, в частности, продукцией нефтехимии признается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в п. 1 ст. 181 НК РФ), получаемая в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.
Тут сразу же обратим внимание, что из прямого прочтения приведенного определения можно сделать вывод, что для целей налогообложения акцизами прямогонный бензин является фракцией нефти.
Полагаем, что получаемая организацией из прямогонного бензина продукция нефтехимии отвечает вышеприведенному понятию.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ к прямогонному бензину относятся бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные, в частности, в результате переработки (химических превращений) фракций нефти.
При этом в целях главы 22 НК РФ бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:
– плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;
– значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.
Таким образом, если получаемые организацией из приобретенного прямогонного бензина (фракции нефти) бензиновые фракции является смесью углеводородов, отвечающей приведенным в подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ физико-химическим характеристикам, то такие бензиновые фракции признаются прямогонным бензином вне зависимости от технологии их производства (дополнительно смотрите письма Минфина России от 27.03.2015 г. № 03-07-15/16981, от 07.10.2015 г. № 03-07-06/57312, ФНС России от 04.06.2015 г. № ГД-4-3/9625@).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации из прямогонного бензина получаются бензиновые фракции, которые можно отнести к прямогонному бензину по физико-химическим характеристикам.
Следовательно, на основании подп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная организацией при получении прямогонного бензина, в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается.
В этом случае сумма акциза, исчисленного при получении прямогонного бензина, подлежит вычету на основании п. 15 ст. 200 НК РФ.
Так, в частности, согласно указанной норме вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при совершении операций по получению в собственность прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина для производства прямогонного бензина, продукции нефтехимии или для производства бензола, параксилола или ортоксилола и представлении документов в соответствии с п. 15 ст. 201 НК РФ.
Абзацами 2 – 5 п. 15 ст. 200 НК РФ установлено, что в случае использования полученного прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), или в результате дегидрирования бензиновых фракций, то вычет акциза применяется с повышенным коэффициентом 1,7.
Как следует из вопроса, полученная из приобретенного прямогонного бензина продукция нефтехимии соответствует критериям, установленным абзацем 2 п. 15 ст. 200 НК РФ. Следовательно, организация при применении вычета акциза может использовать коэффициент 1,7.
Доход в виде разницы между суммой исчисленного акциза и суммой повышенного налогового вычета признается внереализационным доходом организации, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (п. 24 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 28.10.2016 г. № 03-03-06/1/62994).
Согласно абзацу 6 п. 15 ст. 200 НК РФ суммы акциза, начисленные при получении в собственность прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина для производства прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола или для производства продукции нефтехимии, за исключением случаев такого производства, указанных в абзаце 2 п. 15 ст. 200 НК РФ, подлежат вычету с применением коэффициента 1.
Из прямого прочтения данной нормы следует, что приобретенный прямогонный бензин может быть использован для производства прямогонного бензина в виде бензиновых фракций, отвечающих критериям, установленным подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ.
При этом налогоплательщик, исчисливший акциз при приобретении прямогонного бензина у поставщика, при использовании этого прямогонного бензина для производства прямогонного бензина (бензиновых фракций) и бензола (как в рассматриваемой ситуации) принимает к вычету ранее исчисленную сумму акциза (применяется коэффициент 1) (дополнительно смотрите также письма ФНС России от 04.06.2015 г. № ГД-4-3/9625@, от 27.02.2015 г. № ГД-4-3/3118@).
Для принятия к вычету суммы акциза, исчисленного при приобретении прямогонного бензина, организации необходимо представить в налоговый орган документы, перечисленные в п. 15 ст. 201 НК РФ.
Пунктом 15 ст. 201 НК РФ также установлено, что в случае использования налогоплательщиком в налоговом периоде прямогонного бензина для производства одновременно различных продуктов нефтехимии и (или) подакцизной продукции порядок определения суммы акцизов, относящихся к прямогонному бензину, использованному для производства этих продуктов нефтехимии и (или) подакцизной продукции, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Указанный порядок может быть изменен в случае изменения применяемой технологии производства либо с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.
В силу подп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ совершаемое лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается объектом налогообложения акцизом.
В целях главы 22 НК РФ оприходованием подакцизного товара признается принятие этого товара на бухгалтерский учет (п. 5 ст. 182 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации организация имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина. Прямогонный бензин в виде бензиновых фракций (соответствующих критериям, установленным подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ), полученный в цехе организации в результате переработки купленного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина, будет поставлен на бухгалтерский учет в соответствующем количестве на основании первичных учетных документов, то есть будет оприходован.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации при оприходовании полученных бензиновых фракций у организации возникает объект налогообложения акцизом (смотрите также письмо Минфина России от 13.05.2015 г. № 03-07-06/27455).
Подтверждают данный вывод также письма Минфина России от 27.03.2015 г. № 03-07-15/16981, ФНС России от 04.06.2015 г. № ГД-4-3/9625@.
В них при разъяснении порядка применения вычетов, установленных п. 15 ст. 200 НК РФ, в частности, сказано, что в целях применения указанных налоговых вычетов налогоплательщик должен документально подтвердить возникновение у него объекта налогообложения, по которому начислена сумма акциза, предъявляемая к вычету, представив в соответствии с подп. 1 и 4 п. 15 ст. 201 НК РФ копию свидетельства на переработку прямогонного бензина и документы, подтверждающие факт оприходования (постановку на бухгалтерский учет) прямогонного бензина, произведенного как самим налогоплательщиком, так и в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке принадлежащего ему сырья. При этом не имеет значения, на какой стадии переработки (промежуточной или конечной) переработчиком был произведен оприходованный налогоплательщиком прямогонный бензин.
Таким образом, на дату оприходования произведенных организацией бензиновых фракций (признаваемых прямогонным бензином) организация должна будет исчислить акциз исходя из объема оприходованного прямогонного бензина (п. 2 ст. 195, п. 8 ст. 187 НК РФ).
Исчисленная на основании подп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ сумма акциза подлежит вычету в порядке, установленном п. 15 ст. 200 НК РФ, при предъявлении в налоговый орган документов, установленных подп. 1 и 4 п. 15 ст. 201 НК РФ.
