Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Как компании урегулировать налоговый спор до суда?

Средняя сумма доначислений по результатам налоговых проверок составляет 32 млн руб. Свою невиновность выгоднее доказать до обращения в суд

В последнее время обозначилась тенденция урегулирования налоговых споров в досудебном порядке – 15% из них не доходят до суда. Так, в 2019 г. суды первой инстанции вынесли на 15,2% меньше решений по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, чем в 2018 г. 1

С одной стороны, это связано с более активной позицией налогоплательщиков. Ранее они руководствовались тем, что налоговый орган должен доказать их вину, и были уверены, что суд вынесет решение в их пользу. Теперь же налогоплательщики понимают, что есть шанс доказать свою невиновность до суда. С другой стороны, налоговые органы стали прислушиваться к плательщикам налогов и обращать внимание на судебную практику. Если налоговая инспекция понимает, что ее решение не устоит в суде, то отменяет его, чтобы не формировать положительную арбитражную практику в пользу налогоплательщика по спорному вопросу.

Досудебное урегулирование спора позволит защитить активы компании

На данный момент существует двухуровневая система досудебного урегулирования разногласий с налоговым органом. Первая стадия добровольная: плательщик налогов направляет в налоговый орган возражения по материалам проверки. Уже на этом этапе можно снять часть доначислений. Вторая стадия обязательна для налогоплательщика (за некоторым исключением), так как в случае несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа нельзя. На этом этапе он подает жалобу в вышестоящий налоговый орган, после чего возможна отмена решения нижестоящего налогового органа о доначислении налогов и привлечении к ответственности.

Рассмотрим пример: сотрудники нашей компании приняли участие в одном из недавних налоговых споров. По результатам выездной проверки налоговый орган хотел доначислить налоги, пени и штрафы в размере 56 млн руб. Предприятию было отказано в налоговых вычетах по НДС и учете расходов по налогу на прибыль. Претензии у налогового органа были стандартные: наличие хозяйственных отношений с контрагентами, обладающими признаками компаний-«однодневок», фиктивный документооборот, отсутствие признаков реальности сделок.

Наши специалисты изучили документы, проверили обоснованность акта проверки инспекции, собрали дополнительные доказательства реальности сделок в виде первичных документов, выявили факты оправданности расходов, подготовили письменные возражения. Инспекция изучила документы и возражения, выслушала представителей организации, после чего согласилась с доводами налогоплательщика о необоснованности части предъявленных претензий и отказалась от 75% доначислений – 42 млн руб.

Но налогоплательщик не согласился с частичным снятием обвинений. Поэтому в вышестоящий налоговый орган была направлена апелляционная жалоба, по итогам рассмотрения которой решение налоговой инспекции было отменено полностью. Так компании удалось на досудебной стадии урегулирования спора защитить активы на сумму 56 млн руб.

Немного статистики: во сколько обойдется проверка?

Как указал глава ФНС России Даниил Егоров на своем сентябрьском выступлении, с учетом моратория на проведение проверок в этом году их количество снизилось на 65% 2 . Вместе с тем согласно утвержденному в январе плану в 2020 г. собираемость налогов и взносов должна составить 98,72% 3 . И, несмотря на пандемию, план этот никто не отменял.

Средняя сумма доначислений по результатам проверок остается высокой. По итогам 2019 г. в расчете на одну проверку доначисления составили 32 млн руб. 4 Можно прогнозировать, что в этом году их средняя сумма останется в этих же пределах.

Советы бизнесу

Несмотря на то что процедура обжалования решения налогового органа в досудебном порядке затягивает сроки разрешения спора, возможность не доводить его до суда является несомненным плюсом для бизнеса хотя бы потому, что это позволяет избежать судебных издержек. Потому хотелось бы дать несколько советов предпринимателям, как урегулировать спор с налоговым органом без суда.

1. Пассивное поведение налогоплательщика во время проверки может привести к серьезным убыткам и даже банкротству компании. Именно поэтому важно занимать активную позицию еще до получения акта налоговой проверки.

Во-первых, необходимо реагировать на все письменные запросы налогового органа: представлять полноценные ответы, по сложным моментам учета – письменные пояснения. Во-вторых, во время проверки нужно вести собственный параллельный сбор доказательств. Это может быть обращение к мнению специалистов, заблаговременное формирование запросов в государственные органы, отправка писем поставщикам, ответы на которые позволят подтвердить свою позицию. Например, в одном из налоговых споров нам помогли запросы, своевременно направленные поставщикам налогоплательщика. Ответы на них мы смогли представить в момент написания возражений на акт налоговой проверки, что сыграло существенную роль при отстаивании интересов налогоплательщика.

Немаловажно обжалование действий или бездействия должностных лиц налогового органа (ст. 138 НК РФ). Налогоплательщику не следует оставлять без внимания нарушения своих прав – рекомендуем фиксировать их в жалобах. Это важно, поскольку собранные налоговым органом доказательства будут признаны недопустимыми, если они получены с нарушением налогового законодательства (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Когда речь идет о возможных многомиллионных доначислениях, инертность недопустима. Компании нужно консолидироваться. Сотрудники должны понимать, что доначисления могут привести к банкротству организации и, следовательно, потере ими рабочих мест.

2. Подготовьтесь к допросам.

Допросы представляют собой мероприятия налогового контроля и широко используются налоговой инспекцией для установления фактов виновности плательщиков налогов. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

К допросу необходимо готовиться: исходя из требований налогового органа нужно определить, о каких обстоятельствах могут спросить, и освежить в памяти значимые факты. Часто на допросе выясняется, что сотрудника компании к нему не подготовили, а потому он не смог точно ответить, когда приступил к работе, какие у него должностные обязанности, как зовут руководителя и т.д. Впоследствии это может быть истолковано против компании.

При подготовке к допросам рекомендуем обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)». Это письмо содержит примерные перечни вопросов, которые могут задать при проведении допросов.

3. В течение месяца после получения акта налоговой проверки обязательно представьте свои письменные возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Причем недостаточно просто написать о своем несогласии. Разложите акт на мелкие фрагменты, проанализируйте каждый довод и проверьте, является ли он допустимым, достаточным, правомерным. Затем сформулируйте доводы в пользу компании. Форма возражений может быть произвольной. Но желательно, чтобы они выглядели так: за опровержением довода налогового органа следует довод в защиту компании по тому же факту с приложением подтверждающих документов.

Акт налоговой проверки представляет собой документ, в котором изложены фактические обстоятельства и доказательства вины налогоплательщика (п. 2 ст. 100 НК РФ), на основании которых налоговый орган принимает решение – виновен плательщик налогов или нет. Отдельные факты могут быть неверно оценены, недостаточно исследованы или неправильно интерпретированы налоговым органом. Поэтому налогоплательщик должен донести до проверяющих свою позицию, указав на возможные ошибки и раскрыв обстоятельства, которые налоговая инспекция не увидела во время проверки. Причем он должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается в подтверждение своих возражений. В этом помогут первичные документы, расчеты, обращение к специалистам за мнением, заявление ходатайств о допросе лиц, которых налогоплательщик считает важным привлечь для доказательства своей невиновности. Важно учитывать, что суды не всегда принимают во внимание доказательства, которые не были известны налоговому органу на этапе досудебного урегулирования спора.

Как показывает практика, если письменные возражения составлены грамотно и к ним приложены подтверждающие документы, то налоговый орган учитывает их при вынесении решения и уменьшает размер доначислений или отменяет их.

4. Не игнорируйте процедуру ознакомления с материалами проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

С актом проверки компания получает материалы, подтверждающие факты совершения ею правонарушения. На этапе ознакомления с ними важно собрать документы, которые подтвердят вашу добросовестность и на которые вы сможете ссылаться в письменных возражениях в свою защиту.

У нас был случай, когда налоговый орган, ориентируясь на выписки из банка спорного контрагента, изобразил в акте проверки движение денежных потоков в виде схемы с помощью стрелочек. Поскольку нет регламентирующих документов, устанавливающих, в каком виде выписки должны быть представлены, налоговый орган их не приложил. Во время ознакомления с материалами проверки мы добились получения банковских выписок, проанализировали их и выяснили, что налоговый инспектор неверно представил в акте движение денежных средств по цепочкам контрагентов, вывод его был ошибочен. Это помогло нам в защите прав налогоплательщика.

5. При проведении экспертизы ставьте дополнительные вопросы. Не удовлетворяют результаты экспертизы – ходатайствуйте о назначении дополнительной.

Одним из мероприятий налогового контроля является проведение экспертизы до вынесения решения о привлечении организации к ответственности (ст. 95 НК РФ). Когда у налогового органа недостаточно компетенций, проверяющие принимают решение привлечь эксперта. Например, в случае спора о реальности выполнения третьим лицом работ эксперту задают вопрос о том, мог ли налогоплательщик выполнить их самостоятельно. Мнение эксперта о том, что привлечение третьих лиц не требовалось, может стать подтверждением фиктивности сделки. Его заключение в качестве доказательства вины среди прочих будет положено в основу акта проверки, а затем и решения о привлечении к ответственности налогоплательщика.

При проведении экспертизы помните о своих правах (ст. 95 НК РФ). Можно отвести эксперта, которого привлекает налоговый орган, и предложить другого. Разрешено присутствовать при проведении экспертизы и ставить дополнительные вопросы эксперту. Они могут помочь ему сделать правильный вывод. Часто налоговый орган формирует вопросы однобоко, как ему удобно для доказывания вины налогоплательщика. Вы вправе поставить уточняющие вопросы, из ответов на которые будет следовать вывод в вашу пользу. Отклонение дополнительных вопросов налоговый орган должен мотивировать.

Налогоплательщик вправе ходатайствовать о проведении дополнительной экспертизы, если его не устроили выводы основной (п. 10 ст. 95 НК РФ). Налоговый орган может отказать в ее проведении, но это будет вашим козырем при опровержении результатов экспертизы уже в зале суда. В последнее время суды интересуются, почему налогоплательщик, несогласный с результатами экспертизы, не воспользовался правом на дополнительную на этапе досудебного урегулирования спора, и отказывают в проведении судебной экспертизы.

В заключение отметим, что несмотря на попытки налоговых органов уменьшить количество налоговых споров, разрешаемых в судебном порядке, они все еще остаются наиболее распространенными в арбитражной практике. Однако хочется верить, что положительные тенденции в сфере досудебного урегулирования налоговых споров имеют долгосрочный характер. Это, несомненно, будет способствовать улучшению налогового климата, особенно сейчас, в условиях преодоления последствий пандемии.

3 Сведения о показателях деятельности ФНС России на 2020 г. (утв. Министром финансов РФ А.Г. Силуановым 22 января 2020 г.).

4 Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 1 января 2020 г.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Уважаемые налогоплательщики напоминаем, что прежде, чем обратиться в суд, необходимо разрешить разногласия с налоговым органом внутри самой налоговой системы, в противном случае суд не станет рассматривать спор. Это касается как юридических, индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц.

Все налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, налогоплательщику, прежде чем обратиться в суд с заявлением об обжаловании акта налогового органа ненормативного характера или действий (бездействия) его должностного лица, необходимо пройти процедуру досудебного обжалования.

Обращаем внимание, что налогоплательщики зачастую нарушают порядок подачи жалобы, а именно, представляют жалобу в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Республике Башкортостан напрямую. Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 139 НК РФ жалоба или апелляционная жалоба подается через налоговый орган, чей ненормативный акт, действия либо бездействие должностных лиц обжалует заявитель. Указанный налоговый орган в течение трех дней должен направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган.

Кроме того, установлено право налогоплательщика подать жалобу (апелляционную жалобу) не только на бумажном носителе, но и в электронной форме — через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Разрешается выбрать, каким способом должно быть отправлено решение по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с приказом ФНС России от 05.08.2020 №ЕД-7-9/534@ введено в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3», реализующее автоматизацию технологического процесса «Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками (заинтересованными лицами) по жалобам (апелляционным жалобам) на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых (регистрирующих) органов» в части приема и обработки жалоб (апелляционных жалоб), поступивших в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и отправки решения по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), в составе компонентов АИС «Налог-3».

В этой связи в целях популяризации возможности подачи лицом, нарушение прав которого обжалуется, жалобы (апелляционной жалобы) и получения по ней решения (иных документов), образующихся в ходе досудебного урегулирования споров по ТКС, сообщаем о необходимости представления жалоб (апелляционных жалоб) по ТКС по форме и форматам, установленным приказом ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме».

Необходимо отметить, что в связи с переходом с 1 января 2017 года в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговые споры по указанным платежам также подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе.

Практика на сегодняшний день показывает, что досудебная процедура расширяет возможности налогоплательщиков в реализации своих прав, снижает судебные издержки и ускоряет разрешение налогового спора.

Межрайонная ИФНС России №31 по Республике Башкортостан старший государственный налоговый инспектор правового отдела Г.Д. Арсланова

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

  • Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет
  • Досудебный порядок урегулирования спора: этапы
  • Рассмотрение жалобы по существу
  • Итоги

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;

Бланк жалобы унифицирован. Скачать его можно бесплатно, кликнув на картнку ниже:

Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Помогаем обжаловать решение, действие и бездействие должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке — с помощью апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В ряде случаев досудебный порядок урегулирования налогового спора обязателен. Например, когда нужно обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.

В случаях, когда досудебный порядок не обязателен, мы анализируем ситуацию и, в зависимости от сложности дела, готовим жалобу в вышестоящий налоговый орган или исковое заявление в арбитражный суд.

Преимущество апелляционной жалобы — оперативность. По сравнению с исковым заявлением в суд, жалобу проще подготовить, её быстрее рассмотрят и исполнят. Ещё не нужно платить госпошлину и нести прочие расходы, обычно связанные с рассмотрением дела в суде.

Как мы работаем

  • Разбираемся в ситуации и оцениваем перспективность обжалования решения, действия или бездействия должностного лица налогового органа.
  • Следим за соблюдением порядка и сроков обжалования.
  • Собираем доказательства ошибочности или неправомерности действий должностного лица и подаём жалобу в вышестоящую налоговую инстанцию.
  • От имени клиента контактируем с сотрудниками налоговой инспекции.
  • При необходимости, заранее готовим заявление и документы для обращения в суд.

Урегулирование налоговых споров

Принцип урегулирования налоговых споров в досудебном порядке закреплен в законодательстве, и с 2014 года его применение обязательно при рассмотрении ситуаций, связанных с применением законодательных и нормативных актов в отношении налогоплательщиков.

Что это означает?

Налогоплательщик, не согласный с решением налоговых служб и должностных лиц по конкретной ситуации, обязан до обращения в суд направить жалобу в инстанцию выше, чем принявшая решение по его делу. Подготовка жалобы имеет свою специфику, и чаще всего заявитель сталкивается с серьезными трудностями. В первую очередь это необходимость определить правомерность жалобы, логично сформулировать причину обращения, описать ситуацию и обосновать свое несогласие с решением по конкретной ситуации.

Типичные проблемы и ошибки при самостоятельном обращении по поводу досудебного урегулирования налогового спора и обжаловании решения:

  • Подача жалобы с оспариванием положений нормативного акта, на основании которого было вынесено конкретное решение — это обращение не будет рассмотрено в досудебном порядке;
  • Недостаточно полное описание спорной ситуации, отсутствие указаний на идентификаторы конкретного результата проверки;
  • Неправильное оформление жалобы и направление обращения с нарушением порядка;
  • Недостаточная аргументация по предмету налогового спора, отсутствие указаний на обстоятельства и нормативные акты, на которых основана позиция налогоплательщика.

Сбор материалов и формулирование досудебной жалобы на решение налоговых органов (ответственных лиц) занимает много времени и требует профессионального подхода в части подбора аргументов и исчерпывающего изложения вопроса.

Порядок и сроки досудебного урегулирования налогового спора

Существует два вида порядка обращения в налоговые органы по вопросам урегулирования спорных ситуаций.

  1. Апелляционный порядок. Обращение составляется и направляется до вынесения решения по конкретной ситуации, на основании обстоятельств проверки и полученных материалов. Срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке составляет один месяц, в некоторых случаях он продлевается решением проводящего апелляционную проверку лица.
  2. Общий порядок. Заявление (жалоба) подается на уже вынесенное и исполненное решение в вышестоящую инстанцию. Рассмотрение в досудебном порядке может занять год. При просрочке подачи заявления можно восстановить срок, если у вас есть уважительные причины, по которым вы не могли обратиться ранее.

Практика показывает, что обращение в апелляционном порядке чаще дает желаемый результат. Если решение по нарушению еще не принято и не перешло в фазу исполнения, вышестоящая инстанция оказывается избавленной от необходимости что-либо отменять, а это технически и формально проще.

Несомненным преимуществом апелляционного порядка досудебного обращения по налоговым спорам остается возможность приостановить вынесение решения и введение (исполнение) санкций по заявлению налогоплательщика.

Область применения порядка досудебного урегулирования споров с налоговыми органами

Обращение с жалобой для досудебного урегулирования спора по вопросам применения норм Налогового кодекса может быть направлено юридическим и физическим лицом.

Спектр вопросов, по которым можно составлять материалы, широк, поэтому имеет смысл описать его в общем виде:

  • Неправомерное взыскание НДФЛ при продаже, приобретении, получении и отчуждении имущества — споры по налогообложению при сделках с недвижимостью, транспортом, объектами коммерческой аренды;
  • Оспаривание результата налоговой проверки, приводящего к наложению санкций, пеней, штрафов, изъятию материальных ценностей и направлению налоговыми органами дела в суд;
  • Требования возврата уже уплаченных сумм налогов, зачета ранее уплаченных средств, восстановление права налогоплательщика на применение льготного порядка налогообложение;
  • Жалобы на действие и бездействие должностных лиц, приведшее к неправомерному взысканию, невозврату, изъятию, отказу в применении льгот, вынесению нарушающего законодательство решения;
  • Неправильное начисление налогов, в том числе НДС, налогов с прибыли экспортеров, применение завышенных ставок, несоблюдение методики расчета налогооблагаемой базы, включение в базу не подлежащих налогообложению средств и доходов;
  • Снятие блокировок с банковских счетов организаций, возврат ранее удержанных по результатам проверки средств, отмена решений, приводящих к невозможности дальнейшей деятельности организации или ИП в статусе юридического лица.

Предметом жалобы в апелляционном порядке может быть само назначение и проведение налоговой проверки, истребование и применение сторонних материалов, нарушения процедурного характера и порядка ознакомления налогоплательщика с результатами проверки.

Некоторые особенности досудебных разбирательств по налоговым вопросам

С точки зрения юриста по налоговым спорам существует разница между апелляцией по судебному решению и результатами проверки налоговиками. Апелляция в суде затрагивает только процедурные вопросы процесса, апелляционная внесудебная жалоба по налоговому спору может быть направлена и в отношении конкретных фактов или их интерпретации в качестве нарушения.

Распространенная формулировка «действие или бездействие должностного лица» должна применяться юридически обоснованно. Пример: представитель налоговых органов проигнорировал ваше заявление о применении законных льгот или праве на возврат (зачет) уплаченных сумм — это бездействие. С другой стороны, если представитель налоговых органов применил к вам нормы налогообложения, используя завышенные ставки, это можно квалифицировать как действие. От правильности формулировки зависит уровень понимания ситуации и обоснованности вашего заявления.

Вероятность отказа в рассмотрении вашей досудебной жалобы зависит от привязки к конкретной ситуации. Досудебный налоговый спор затрагивает только решения или фактические обстоятельства проведенной проверки, вопросы применения к налогоплательщику норм законодательства или нормативных актов, но не может оспаривать сами положения НК РФ или связанных с ним нормативных актов.

Порядок направления досудебной налоговой жалобы на обстоятельства проверки и вынесенное решение

Оговоренный законодательством и инструкциями ФНС порядок устанавливает, что жалоба может быть направлена в непосредственно вышестоящую организацию, но только через тот орган, представители которого непосредственно проводили проверки или принимали решение.

Существующие формы досудебных обращений в налоговую предусматривают:

  • Указание реквизитов юридического лица, подающего жалобу;
  • Указание налогового органа, в который направляется жалоба;
  • Указание (идентифицирующие данные) на материалы проведенной проверки, в которых вы обнаружили нарушения или неправомерное применение норм законодательства;
  • Описание нарушения (с точки зрения заявителя), обстоятельств проверки, вынесенного решения;
  • Обоснование требований отмены решения или пересмотра результатов проверки до принятия решения.

Направить досудебную жалобу можно в региональные и федеральные службы, рассмотрению в вышестоящей инстанции подлежат жалобы, по которым уже была проведена проверка, получен отказ в удовлетворении или рассмотрении. Только после исчерпания возможностей досудебного урегулирования материалы с ответами могут быть направлены в Арбитражный суд с исковым заявлением.

Выводы и рекомендации налоговых юристов

Мы готовы к сотрудничеству с юридическими лицами, предприятиями и предпринимателями в подготовке материалов, направлении досудебной жалобы по налоговому спору с тщательным анализом ситуации и выработкой эффективной стратегии требований.

Обращение в Центр стратегических инноваций позволит вам:

  • Cэкономить время на сбор материалов и формулирование претензий;
  • Избежать отказа в рассмотрении жалобы по формальным основаниям и по причине неверного оформления документа;
  • Довести процесс налогового спора до завершения в вашу пользу, если для этого есть реальные основания;
  • Поручить взаимодействие с должностными лицами и ведение переписки профессиональным налоговым юристам на законном основании.

Предлагаем связаться с нами для первичной консультации, встретиться с юристом по налоговым вопросам для выработки совместной стратегии взаимодействия.

Наши юристы и консультанты разъяснят вам сильные и слабые стороны позиции, предложат варианты разрешения спора, при отсутствии оснований укажут на отсутствии перспектив и обоснуют свои выводы. Воспользуйтесь формой обратной связи или позвоните нам для консультации.

109147, Москва, ул. Марксистская, д. 20, стр. 1, этаж 4, офис 8-17
вход со двора

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п.1 ст.101 НК РФ).

Обязательный досудебный порядок обжалования распространяется не только на решения по налоговым проверкам, но и на любые ненормативные акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Таким образом, обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на все налоговые споры (п.3 ст.3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).

Подача возражения на акты налоговых проверок

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

— в акте налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ),

— в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101_4 НК РФ)

можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101_4 НК РФ). См. Образец возражения по акту налоговой проверки.

При явке на рассмотрение акта, можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Способы подачи возражений:

— в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;

Варианты подачи возражений:

Представители (ст.27, 29 НК РФ) могут быть законными и уполномоченными.

Законные представители:

— это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п.1 ст.27 НК РФ);

— это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п.2 ст.27 НК РФ).

Уполномоченные представители:

— это представители, действующие на основании доверенности (ст.29 НК РФ).

Кому адресовать возражения

Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт.

Рассмотрение возражений

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

В случае неявки лица, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

При надлежащем извещении:

— в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;

— в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п.3 ст.101 НК РФ):

— объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

— установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

— в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

— разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права (ст.21 НК РФ) и обязанности (ст.23 НК РФ);

— вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

— решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 НК РФ);

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ);

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ);

— о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п.8 ст.101_4 НК РФ);

— об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п.8 ст.101_4 НК РФ).

Обжалование решений по налоговым проверкам

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам. Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Виды жалоб на решения по проверкам

1. Апелляционная жалоба

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО