Исчисление и уплата налога на рекламу
- Сотрудничество в рамках ЕАЭС и налогообложение
- В каких случаях российская компания платит налог на рекламу в РК?
- Условия взимания налога на рекламу в РК
- Плательщики налога на рекламу в РК
- Ставки налога на рекламу
- Базовые ставки по налогу на рекламу на автомобилях
- Базовые ставки: размещение рекламы на автомобилях
- Полномочия местных властей
- Исчисление и уплата налога
Налог на рекламу не платится в РФ с 2005 года. Однако существуют ситуации, когда российской фирме придется заплатить этот налог, но не на основании законодательства РФ, а в соответствии с законами других государств. В данной статье мы рассмотрим, что из себя представляет налог на рекламу в одной из стран ЕАЭС — Казахстане.
Сотрудничество в рамках ЕАЭС и налогообложение
Россия и Казахстан — близкие политические союзники и экономические партнеры. При непосредственном участии обеих стран образовалось единое экономическое пространство — ЕАЭС. В ближайшем будущем предполагается самая тесная интеграция бизнесов, госпредприятий, предпринимателей РФ и РК. Этот процесс будет сопровождаться активными международными контактами специалистов самого разного профиля.
Партнерство бизнесов в рамках экономического пространства ЕАЭС потребует от участников соответствующих коммуникаций, в том числе и от бухгалтеров, знания национальной специфики законов государств союза.
Отметим, что налоговое законодательство Казахстана и России имеет много общего. Например, в обоих государствах установлены схожие организационно-правовые формы предприятий. Так, в Казахстане есть ТОО (практически аналогичные российским ООО), ИП и АО, также очень близкие к одноименным правовым формам российского бизнеса.
Вместе с тем между налоговыми законодательствами РФ и РК существует и много различий. Их можно увидеть на примере того же налога на рекламу: в РФ, как мы отметили выше, он отменен, а в РК — актуален, и регулируется он Налоговым кодексом Казахстана.
Рассмотрим основные сведения о том, как осуществляется исчисление и уплата налога на рекламу в Казахстане.
В каких случаях российская компания платит налог на рекламу в РК?
Юрисдикция налогового законодательства РК распространяется на все предприятия, работающие на территории государства, включая российские (представленные в виде филиалов), а также на ИП, являющихся гражданами РФ. Поэтому, российскому бухгалтеру, отвыкшему от уплаты налога на рекламу, при работе в РК (например в филиале фирмы из РФ) придется адаптироваться к специфике местных законов в части исчисления и внесения в бюджет Казахстана соответствующих платежей.
Что касается нерезидентов, отметим следующее. В положениях п. 1. ст. 529 НК РК нет разъяснений, какие именно юрлица и физлица (включая ИП) — национальные или иностранные — должны платить налог на рекламу. Однако, по нашему мнению, нерезиденты также обязаны уплачивать данный налог по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 562 НК РК юридические лица-нерезиденты, работающие в Казахстане без открытия филиала или представительства, обязаны в течение 30 дней после начала активности в РК встать на учет в налоговой службе. Аналогично юрлица, которые образованы в соответствии с законами иностранных государств, но имеющие органы эффективного управления в РК, также обязаны в течение 30 дней после начала деятельности зарегистрироваться в налоговом органе в качестве плательщика. Поэтому даже если российская фирма официально не открывает филиал, она так или иначе попадает под действие положений ст. 529 НК РК, регулирующих сбор и уплату налога на рекламу.
Касательно российских ИП — им, в общем случае, в соответствии с законом РК «О частном предпринимательстве», как физлицам – не гражданам Казахстана нельзя заниматься бизнесом в этой стране. Но, исходя из положений Договора о правовом статусе между РФ, РК, Беларусью и Киргизией от 28.04.1998, россияне могут регистрироваться в Казахстане как ИП. В этом случае они платят налоги как ИП – физлица (в соответствии с п. 1. ст. 529 НК РК).
Таким образом, нерезиденты РК, размещающие в этом государстве рекламу на условиях, подпадающих под действие национального законодательства, должны уплачивать налог на рекламу.
Условия взимания налога на рекламу в РК
Налог на рекламу в Казахстане установлен гл. 78 Налогового кодекса. В соответствии с положениями ст. 528 НК РК государством взимается плата за размещение наружной рекламы в случае ее размещения:
- на стационарных объектах в населенных пунктах;
- на открытых территориях вне помещений в населенных пунктах РК;
- на автомобилях.
Размещение рекламы на соответствующих носителях в РК без разрешительных документов не допускается. Однако налог на рекламу может быть исчислен и перечислен в бюджет, даже если размещающее ее лицо задействовало те или иные рекламные инструменты без официального разрешения.
Национальный оператор, в компетенции которого управление автодорогами, а также местные органы исполнительной власти в РК не позднее 15 числа месяца, который следует за отчетным, направляют в соответствующие госорганы сведения о плательщиках налога на рекламу, а также объектах налогообложения.
Плательщики налога на рекламу в РК
Налог на рекламу в Республике Казахстан должны платить физлица (в том числе зарегистрированные как ИП) и организации. При этом юрлица вправе своими решениями признавать плательщиками свои филиалы. Подобные локальные правовые акты вводятся в действие с начала года, который следует за тем, когда соответствующее решение было принято. Если плательщик — вновь созданный филиал, то решение о том, что он будет перечислять в бюджет налог на рекламу, вступает в силу с момента образования данной структуры.
Не должны платить налог на рекламу госорганы РК, даже в случае, если они задействуют рекламные инструменты в ходе реализации своих функциональных обязанностей.
Ставки налога на рекламу
В ст. 530 НК РК содержатся положения, регулирующие ставки по налогу на рекламу в Казахстане.
Соответствующие ставки определяются в корреляции с месячным расчетным показателем (или МРП), который фиксируется в государственных правовых актах РК о бюджете. В расчет берется МРП, действующий по состоянию на 1 число календарного месяца, в котором плательщик использует рекламный инструмент.
Налог на рекламу при размещении соответствующих носителей в полосе отвода автодорог республиканского значения зависит от категории соответствующих магистралей, а также от площади рекламного носителя.
МРП в большинстве случаев используются в сочетании с особыми коэффициентами (называемыми также базовыми ежемесячными ставками). При умножении МРП на соответствующий коэффициент получается ставка.
Для автодорог РК, подходящих к городу, коэффициент МРП соответствует 8, для дорог I и II категории — 7, III категории — 3, IV категории — 2. Данные показатели применяются для исчисленияналога при задействовании носителей площадью до 3 кв. м. Если их площадь больше, то налог на рекламу исчисляется в корреляции с пропорцией МРП (с учетом коэффициента) по отношению к 3 кв. м.
Отмеченный параметр, влияющий на величину налога на рекламу в Казахстане, — базовая ежемесячная ставка, которая определяется, исходя из площади рекламного носителя, его конкретной разновидности, а также места расположения.
Базовые ставки по налогу на рекламу на автомобилях
Указатели, вывески, а также информационные щиты, обладающие площадью до 2 кв. м, облагаются в РК налогом на рекламу по ставке, равной 2 МРП (МРП с коэффициентом или базовой ставкой, равной 2), при размещении в городах республиканского значения и столице, 1 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.
«Лайтбоксы» облагаются налогом на рекламу по ставке 3 МРП в столице и населенных пунктах республиканского значения, 2 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.
Что касается рекламно-информационных носителей площадью 2–5 кв. м, то они облагаются налогом на рекламу по ставке 5 МРП в столице и населенных пунктах республиканского значения, 2 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.
Иные правила действуют при определении МРП по налогу на рекламу для носителей в столице и городах республиканского значения РК:
- 10 МРП при площади 5–10 кв. м;
- 20 МРП при площади 10–20 кв. м;
- 30 МРП при площади 20–30 кв. м;
- 50 МРП при площади 30–50 кв. м;
- 70 МРП при площади 50–70 кв. м;
- 100 МРП при площади носителей 70 кв. м. и более.
При использовании надкрышных конструкций (таких как, например, светодинамические панно либо объемные буквы) в столице и городах республиканского значения МРП равен:
- 30 при использовании носителей площадью в пределах 30 кв. м;
- 50 при использовании носителей площадью более 30 кв. м.
Реклама на палатках, шатрах, навесах, флагах и иных подобных конструкциях, располагающихся в столице и городах республиканского значения, облагается налогом с учетом МРП, равным:
- 1, если площадь соответствующих конструкций менее 5 кв. м;
- 2, если площадь рекламных носителей 5–10 кв. м;
- 3, если площадь конструкций более 10 кв. м.
Налог на рекламу, размещаемую на киосках в столице и городах республиканского значения, коррелирует с МРП, равным:
- 2, если площадь носителя до 5 кв. м;
- 3, если площадь носителя 5–10 кв. м;
- 8, если площадь носителя более 10 кв. м.
Выносные конструкции или штендеры облагаются налогом на рекламу, исчисляемым при МРП, который равен 10.
Базовые ставки: размещение рекламы на автомобилях
Налог на рекламу, размещаемую на автомобилях, также исчисляется в корреляции с МРП.
Если рекламный носитель располагается на внешней стороне автомобиля, то в столице и городах республиканского значения МРП будет составлять:
- 8 при размещении носителей на общественном транспорте, грузовых и специальных автомобилях, а также самоходных машинах;
- 3 при размещении рекламных носителей на микроавтобусах, такси, а также легковых автомобилях.
Если речь идет о размещении рекламы на конструкциях, монтируемых на автомобиле, то налог на рекламу в столице и городах республиканского значения РК будет исчисляться, исходя из площади соответствующих носителей. Показатели МРП будут равны:
- 3, если площадь носителей, располагающихся на автомобиле, менее 2 кв. м;
- 15, если площадь носителей 2–5 кв. м;
- 35, если площадь носителей 5–10 кв. м;
- 50, если площадь носителей 10–20 кв. м;
- 60, если площадь носителей 20–40 кв. м;
- 80, если площадь носителей более 40 кв. м.
Полномочия местных властей
Отметим, что местные органы областей РК, городов республиканского значения и столицы вправе повышать базовые ставки по налогу на рекламу, но не более чем в 2 раза относительно указанных в НК РК величин.
Исчисление и уплата налога
Налог на рекламу в РК исчисляется и уплачивается на основании положений ст. 531 НК РК. Величина соответствующих платежей определяется исходя из:
- ставок платы;
- длительности размещения рекламного носителя (в соответствии с разрешительным документом).
Но размер налога на рекламу не может быть меньше того, что фиксируется за 1 календарный месяц.
Сумма налога на рекламу, которая подлежит перечислению в бюджет РК, уплачивается налогоплательщиками до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Получение разрешительного документа на размещение рекламы предполагает обязательное предоставление налогоплательщиком компетентным органам финансовых источников, подтверждающих оплату рассматриваемого налога за первый месяц.
Сумма налога на рекламу перечисляется в местный бюджет, соответствующий географии размещения рекламного носителя, а также согласно сведениям, которые содержатся в разрешительном документе. Исключение составляет налог на рекламу, размещаемую на транспортных средствах: он платится по месту регистрации автомобилей.
Законодательством Казахстана также предусмотрены процедуры возврата или зачета налога на рекламу. Основаниями для соответствующих процедур становится заявление налогоплательщика, а также документ, выданный налоговым органом, который подтверждает переплату налога на рекламу, либо факт отказа от размещения рекламных сообщений на разрешенных носителях.
Рассмотренные нами особенности налога на рекламу в Казахстане помогут российскому бухгалтеру во взаимодействии с коллегами из РК по мере дальнейшей интеграции экономик двух стран в рамках ЕАЭС.
Подробнее о перспективах сотрудничества России и Казахстана в рамках ЕАЭС читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический»
Я должен платить НДС за рекламу в Instagram. BUT WHY? Коротко
Почему мы платим налог за рекламу в Instagram? С января 2019 года Facebook стала включать в стоимость рекламы 20% НДС (в апреле 2012 года компания Facebook купила Instagram). Как это работает? И почему Facebook американский, а налог платится российский? Вы спрашивали, Aitarget отвечает на несколько с̶т̶ы̶д̶н̶ы̶х̶ важных вопросов о налогообложении digital-рекламы в России.
Сложно: Налог на добавленную стоимость – косвенный налог. Изъятие в бюджет государства, исчисление производит продавец по мере реализации товара (услуги, работы) покупателю.
Просто: НДС – это налог, который платит покупатель за товар (услугу), произведенных на территории РФ.
Сложно: С 1 января 2019 года согласно федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» иностранные компании, которые предоставляют электронные услуги физлицам и юрлицам, автоматически рассчитывают и включают НДС в стоимость услуги.
Просто: по новому закону, все компании оплачивают digital-рекламу с НДС, который рассчитывается и включается в стоимость автоматически. То есть, если раньше компания сама должна была рассчитать НДС и напрямую оплатить его в налоговой, то сейчас этот налог отправляется и оплачивается через Facebook. Компании с налоговой по этому вопросу больше не работают напрямую.
Сложно: Раньше налоговый агент обязан был рассчитывать налог самостоятельно и выплачивать его государству.
Просто: По старому закону (до 2019 г.) рекламодатель сам рассчитывал сумму налога и выплачивал его государству за работу с иностранной компанией, у которой нет юридического лица в России и которая не может платить российские налоги. То есть, компания составляла два счета: счет за рекламу, который отправляла Facebook, и счет за НДС, который отправлялся в налоговую.
Facebook – компания, предоставляющая электронные рекламные услуги. По закону, все компании, предоставляющие digital-услуги на территории РФ, обязаны платить НДС. Если у вас российская компания, то и реклама, которую вы оплачиваете, создается на территории России. Поэтому она подчиняется законам местного налогообложения.
Да, при расчете стоимости рекламы автоматически появляется отдельная строка с предполагаемым налогом. При этом лимиты кампаний и адсетов указываются без НДС.
Если оплачивать рекламу в социальных сетях с личной или корпоративной банковской карты (т.е. от физического лица), то эти расходы не получится включить в отчеты для налоговой. Чтобы учесть рекламу в официальных расходах компании, нужно предоставить закрывающие документы, подтверждающие транзакции (счет-фактуру). Однако, это не стопроцентное руководство к действию: все детали, связанные с уплатой и возмещением налогов лучше уточнить в налоговой инспекции заранее.
Через партнеров Facebook. Например, Aitarget One. При запуске кампаний через аккаунт на сайте компании, вы облегчите себе работу с рекламой в соцсетях. Сервис предоставляет много удобных услуг:
- Оплата с расчетного счета;
- Зачисление средств на счет день-в-день;
- Рублевые кабинеты;
- Закрывающие документы;
- Гибкое распределение бюджета.
Важно, что Aitarget One работает не только с российскими компаниями, но и с иностранными, у которых есть представительство в России. Кстати, в личном кабинете, перед пополнением баланса, можно рассчитать свой бюджет, комиссию и НДС на специальном калькуляторе.
- НДС на рекламу рассчитывается автоматически при оплате. Избежать этого налога не получится.
- Все интернет-компании, оказывающие рекламные услуги на территории РФ, должны самостоятельно уплачивать НДС в бюджет и перевыставлять их российским покупателям.
- Чтобы узнать точные условия вычета НДС и уменьшения налога на прибыль, обратитесь в налоговую инспекцию.
- Для включения рекламы в официальные расходы компании необходимы документы, подтверждающие транзакции и назначения платежей.
- Facebook не работает напрямую с малым и средним бизнесом в России, поэтому получить акты по оказанным рекламным услугам можно только у официальных реселлеров, таких как Aitarget One.
Подробнее об официальной оплате рекламы в соцсетях читайте здесь.
Исчисление и уплата налога на рекламу
КИЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 17.05.1994 г. N 9Б
г. Киев
( Решение утратило силу на основании Решения Киевгорсовета
N 360/520 от 24.04.2003 )
О введении налога с рекламы в г. Киеве
Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N 56-93 «О местных налогах и сборах», Закону Украины от 2 февраля 1994 г. N 3904-XII » О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О системе налогообложения» и в целях пополнения бюджета города на социально-культурные и другие мероприятия Киевский городской Совет народных депутатов РЕШИЛ:
1. Ввести с 1 июня 1994 года налог с рекламы.
2. Утвердить «Положение о налоге с рекламы», согласно приложению.
3. Налог с рекламы (кроме внешней) в национальной валюте Украины направляется в городской бюджет.
4. Налог от размещения внешней рекламы в национальной валюте Украины распределяется:
— 50 процентов перечисляется в городской бюджет;
— 50 процентов остается на счетах районных бюджетов.
5. Налог с рекламы в иностранной валюте вносится плательщиками на валютный счет валютного фонда Киевсовета.
6. Поручить Главкиевархитектуре ежемесячно представлять районным налоговым инспекциям перечень рекламодателей, физических лиц и копию разрешения, которым предоставлено право на размещение внешней рекламы (рекламоносителей) в г. Киеве.
7. Поручить Государственной налоговой инспекции г. Киева обеспечить учет поступлений платежей налога с рекламы.
8. Контроль за выполнением этого решения возложить на финансовые органы города и Государственную налоговую инспекцию г. Киева.
9. Настоящее решение опубликовать в печатных средствах массовой информации.
Приложение
к решению Киевсовета
от 17 мая 1994 года N 9Б
Положение
о налоге с рекламы
I. Общие положения
Налог с рекламы вводится согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N 56-93 «О местных налогах и сборах», Закону Украины от 2 февраля 1994 года N 3904-XII «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О системе налогообложения».
Приведенные в этом положении термины употребляются в следующем значении:
— рекламой считается любая форма публичной подачи товаров, работ, услуг через средства распространения информации.
К средствам распространения информации относятся: пресса (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправление прямой печатной рекламы и другая печатная продукция), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, иллюстрированные изобразительные средства, афиши, плакаты, календари и другое, аудио- и видеозаписи, имущество юридических и физических лиц, одежда и т.п.
К средствам внешней рекламы относятся: щиты, стенды, транспаранты (перетяжки над улицей), вывески, установки на крышах, установки на фасадах и торцах домов, электронные табло, световые газеты, бегущая строка, световая зафиксированная строка, реклама на аэростатах, воздушных шарах, дирижаблях над городом, щитовые конструкции на временных строительных сооружениях, на бортах городского транспорта, экраны, которые размещаются в витринах магазинов и других предприятий, которые выходят на улицы, магистрали, площади, реклама на мостах, эстакадах, путепроводах и т.п.
Рекламодатели — юридические и физические лица, от имени которых осуществляется реклама.
Рекламные агентства — юридические и физические лица, которые осуществляют изготовление рекламы по заявкам рекламодателей, или размещают указанную рекламу на рекламных носителях.
Рекламные носители — места, на которых размещается реклама.
II. Плательщики налога
Плательщиками указанного налога являются: предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия с иностранными инвестициями; граждане Украины, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и зарегистрированные в установленном законодательством порядке как предприниматели, которые рекламируют свою продукцию; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет; иностранные юридические лица.
III. Объект налогообложения
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг (по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг)).
Если рекламодатель выполняет рекламные работы самостоятельно (изготавливает собственными силами иллюстрированно-изобразительные и другие средства распространения рекламы и т.п.), то стоимость таких работ для цели налогообложения определяется, исходя из фактически произведенных затрат, использованных при изготовлении средств распространения рекламы.
IV. Ставки налога
4.1. Ставка налога устанавливается в процентах от стоимости услуг, предоставленных предприятию или физическому лицу по рекламированию его продукции.
4.2. За размещение одноразовой рекламы всех видов ставка сбора составляет 0,1 процента.
4.3. За размещение рекламы на длительное время ставка сбора составляет:
для рекламы, которая передается при помощи средств массовой информации (прессы, телевидения, радиовещания, афиш, плакатов, рекламных щитов и других технических средств на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте) — 0,5 процента;
для рекламы на имуществе, товарах народного потребления и одежде 0,3 процента.
От налогообложения согласно настоящему Положению освобождаются:
— реклама благотворительных мероприятий;
— информационные вывески, которые размещаются в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;
— объявления и сообщения об изменениях местонахождения предприятия, учреждения, организации, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;
— объявления органов государственной власти, которые содержат информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;
— предупреждающие таблички, содержащие сведения об ограничении выполнения работ.
VI. Порядок начисления и сроки уплаты налога с рекламы
6.1. Налог с рекламы начисляется, исходя из установленной ставки и стоимости рекламных работ (услуг), определенной из фактических расходов в действующих ценах и тарифах без начисления налога на добавленную стоимость.
6.2. Рекламодатели уплачивают налог с рекламы во время оплаты услуг за изготовление, установление и размещение рекламы.
6.3. Налог с рекламы получается рекламными агентствами при расчетах с рекламодателями и включается при оформлении расчетных документов отдельной строкой.
6.4. Без уплаты налога с рекламы ее размещение не разрешается.
6.5. Средства от размещения рекламы в национальной валюте Украины вносятся рекламными агентствами через специализированные банки Украины в районные бюджеты по месту нахождения.
6.6. Учет средств, поступивших в бюджет, проводится Государственными районными налоговыми инспекциями на карточках лицевых счетов установленной формы и до 20 числа месяца, следующего за прошедшим, информация о поступлении средств налога с рекламы, в том числе средств, полученных от размещения внешней рекламы, подается районным финансовым отделам.
6.7. Районные финансовые отделы не позднее 20 числа следующего за прошедшим кварталом месяца перечисляют 50 процентов полученных средств от внешней рекламы и 100 процентов полученного налога от размещения всех других видов рекламы в городской бюджет на расчетный счет N 001130601 в Киевской городской дирекции УСБ (МФО 322012).
6.8. Средства налога с рекламы в иностранной валюте вносятся рекламными агентствами и физическими лицами на валютный счет валютного фонда Киевсовета N 358071904 в Эксимбанке Украины (МФО 322313).
6.9. Перечисление средств налога с рекламы рекламными агентствами производится ежемесячно не позднее 15 числа следующего за прошедшим месяца.
6.10. Рекламодатели, выполняющие рекламные работы собственными силами, уплачивают налог с рекламы в соответствующие районные бюджеты до ее размещения.
6.11. Расчет уплаты налога рекламные агентства представляют районной налоговой инспекции по месту нахождения одновременно с представлением квартального отчета согласно приложению.
VII. Источники уплаты налога
7.1. Налог с рекламы относится на себестоимость продукции (работ, услуг) рекламодателей.
VIII. Ответственность плательщиков и
контроль налоговых организаций
8.1. Ответственность за полноту, правильность исчисления и своевременность уплаты налога с рекламы возлагается на плательщиков налога в соответствии с действующим законодательством.
8.2. Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью уплаты налога с рекламы осуществляется Государственной налоговой инспекцией города.
Приложение
к Положению о налоге с рекламы
суммы налога с рекламы за ________________________
месяц 199____года по______________________________
(наименование предприятия, объединения, организации)
Руководитель предприятия (подпись)
Главный бухгалтер (подпись)
Развитие судебной практики по вопросам переквалификации консультационных услуг в рекламные
07.07.2021 Арбитражный суд г. Москвы вынес решение по делу Дымовское колбасное производство (№ А40-197816/20), в рамках которого рассматривался вопрос о переквалификации налоговым органом консультационных услуг в рекламные с применением ограничения на вычет понесенных расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с положениями абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ.
Как следует из судебного акта, МИФНС России по КН № 2 (далее – «Инспекция») была проведена выездная налоговая проверка ООО «Дымовское колбасное производство» (далее – «Общество») по вопросам правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017. По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном учете в составе расходов полной суммы затрат на консультационные услуги, оказанные Обществу третьим лицом – ООО «НМТ» (далее – «Контрагент»). По мнению Инспекции, оказанные Контрагентом услуги по проведению консультаций покупателей в торговых точках о качественных характеристиках продукции Общества в целях стимулирования спроса и увеличения продаж являются нормируемыми рекламными расходами (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ), в связи с чем их учет в базе по налогу на прибыль в полном объеме неправомерен.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылалась на определение «рекламы», содержащееся в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»), действия работников Контрагента в торговых точках в рамках оказания услуг и показания свидетелей из числа работников Общества и Контрагента, интерпретируя полученную информацию таким образом, что с участием Контрагента в отношении неопределенного круга лиц проводились «промо-акции» по привлечению внимания к продукции Общества, формированию или поддержанию интереса к ней.
Суд, разрешая возникший спор в пользу Общества, исходил из следующего:
- Анализ понятия «реклама» в Законе о рекламе показывает, что для признания услуги «рекламной» (или признания тех или иных действий рекламой) требуется доказать одновременное наличие следующих квалифицирующих признаков:
- адресованность информации неопределенному кругу лиц;
- направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования;
- направленность на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования;
- направленность на продвижение объекта рекламирования на рынке.
При этом отсутствие хотя бы одного из этих признаков свидетельствует о том, что такие услуги невозможно признать рекламными.
- В рассматриваемом деле совокупность указанных признаков не имела место, поскольку:
- консультанты Контрагента располагались в точках продажи аналогичного с продукцией Общества товара, не имели какой-либо особой формы, на которой можно было распознать логотипы и иные торговые марки Общества и осуществляли деятельность по выкладке товара / контролю за правилами выкладки товара, т.е. не совершали действия по привлечению внимания к продукции Общества / самому Обществу;
- при поступлении запроса от потенциального покупателя о получении информации о какой-либо продукции Общества или проявлении интереса потенциального покупателя к покупке какой-либо продукции Общества консультанты информировали такого покупателя о потребительских свойствах интересующего его товара в зависимости от его конкретной потребности, и, соответственно, содержание такой консультации не могло быть типовым, т.е. распространение консультантами Контрагента информации о продукции Общества (самом Обществе) неопределенному кругу лиц не осуществлялось; информация предоставлялась на индивидуальной основе конкретному покупателю по конкретному запросу, в то время как при распространении рекламы объект рекламирования преподносится таким образом, чтобы он мог универсально восприниматься любыми получателями рекламы;
- предоставление информации о потребительских свойствах товара, его назначении, составе, условиях хранения, дате и месте изготовления и упаковки, иной информации, содержащей основные характеристики товара и его назначение, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» является обязанностью продавца в целях обеспечения возможности правильного выбора товара потребителями, т.е. отождествление консультаций с рекламой товара не соответствует целям и сущности рекламной деятельности.
- Факт нахождения консультантов Контрагента в торговых точках подтверждается фотографиями, представленными Обществом, и Инспекцией не опровергнут. Примененный Инспекцией подход явно выходит за рамки сложившейся доктрины «приоритета существа над формой», в соответствии с которой при анализе характера и экономической сущности сделки следует выявить действительный экономический смысл хозяйственной операции. В рассматриваемой ситуации действительный смысл операций Общества заключался в донесении до покупателей, подошедших к консультантам Контрагента, информации о потребительских свойствах товара, что в соответствии с п.п. 4.3, 4.5, 4.8 ГОСТ Р 51304- 2009 относится к услугам розничной торговли.
- Представленные Обществом в материалы дела изменения в первоначально данные свидетельские показания в ходе допроса Инспекцией работников Общества / Контрагента, заверенные нотариально, а также в рамках нотариального допроса являются относимыми и допустимыми доказательствами.
По нашему мнению, данный судебный акт заслуживает особого внимания в условиях тотального контроля налоговых органов за обоснованностью рекламных расходов и постоянных попыток отнести те или иные рекламные расходы к нормируемым по смыслу абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ. Из решения суда также усматривается, что участие представителя (адвоката) налогоплательщика в допросе свидетелей имеет крайне важное значение в целях пресечения попыток понуждения свидетелей к даче выгодных для налоговых органов показаний через постановку наводящих вопросов.
Специалисты налоговой практики Dentons, имеющие богатый опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам исчисления налога на прибыль, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков в судах, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.
Налоговый кодекс
Глава 53. НАЛОГ НА РЕКЛАМУ
Статья 577. Общие положения
1. Настоящей главой устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые база и ставки по налогу на рекламу (далее в настоящей главе — налогу).
2. Конкретный порядок уплаты налога на рекламу устанавливается решением представительного органа местного самоуправления.
Статья 578. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога на рекламу (далее в настоящей главе — налога) признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), место деятельности (для организаций) либо место пребывания (для индивидуальных предпринимателей) которых приходится на территорию местного самоуправления, на которой действует решение о налоге, принятое представительным органом местного самоуправления, и приобретающие рекламные услуги, а также самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса.
Российские организации, имеющие место деятельности в Российской Федерации, или индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, могут быть признаны налогоплательщиками на территории местного самоуправления, на которой осуществляется экономическая деятельность.
2. Российские организации, имеющие место деятельности за пределами Российской Федерации, а место управления на территории Российской Федерации, могут быть признаны налогоплательщиками на территории по месту управления.
3. Иностранные организации, имеющие или не имеющие в Российской Федерации постоянные представительства, или индивидуальные предприниматели, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, могут быть признаны налогоплательщиками только на той территории, где находятся рекламные агентства, оказывающие этим организациям или индивидуальным предпринимателям рекламные услуги, приобретение которых подлежит налогообложению.
Рекламным агентством в целях настоящей главы признается всякая организация или индивидуальный предприниматель, реализующие рекламные услуги, приобретение которых подлежит налогообложению в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса. При этом местом нахождения рекламного агентства признается соответственно место деятельности указанной организации или место пребывания указанного индивидуального предпринимателя.
Статья 579. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признается приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг, состоящих в распространении с коммерческой целью (в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг, если такое распространение информации осуществляется рекламным агентством от его имени.
Рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно (изготовление иллюстративно-изобразительных средств, афиш, плакатов, организация выставок) также признаются распространением информации и являются объектом налогообложения.
2. Распространением информации в целях настоящей главы признается ее продвижение (информационное воздействие) при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рекламных носителей.
При этом распространением информации признается, в частности, распространение объявлений, извещений или сообщений.
Статья 580. Налоговые льготы
1. Освобождаются от налогообложения:
1) реклама благотворительных мероприятий;
2) размещение информационных вывесок при входе в помещение, в помещениях или витринах;
3) распространение объявлений или извещений об изменении места нахождения предприятия (организации), номеров телефонов, телефаксов, телетайпов и иной подобной информации;
4) размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные подобные сведения;
5) реклама реабилитационных или социальных мероприятий организаций инвалидов.
2. Представительный орган местного самоуправления вправе в решении о налоге установить дополнительные льготы.
Статья 581. Налоговая база
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из стоимости оплаченных им рекламных услуг или понесенных расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг).
Статья 582. Налоговые ставки
1. Максимальный размер налоговой ставки не может превышать пяти процентов.
2. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются в решении представительного органа местного самоуправления о налоге.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или видов рекламных услуг.
4. Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков.
Статья 583. Порядок исчисления и сроки уплаты налога