Как считается налоговая нагрузка предприятия?

Как рассчитать налоговую нагрузку

Похожие публикации

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки. Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок. Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

Рассчитать совокупную налоговую нагрузку налогоплательщика можно по следующей формуле (приложение № 2 к приказу № ММ-3-06/333):

Совокупная налоговая нагрузка

Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности)

Выручка за календарный год (по данным отчета о финрезультатах)

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы, НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке», занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» — 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Совокупная налоговая нагрузка ООО «Актив» в 2016г.

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Кроме совокупной нагрузки, можно рассчитать и налоговую нагрузку по конкретному налогу. Например, по налогу на прибыль расчет налоговой нагрузки производится следующим образом:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Сумма налога на прибыль, начисленного за календарный год (по данным налоговой декларации)

Выручка и внереализационные доходы за календарный год (по данным налоговой декларации)

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Налоговая нагрузка = налоговая отдача

22.06.2009 – 28.06.2009, № 04 (04)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАЛИТРА
Налогообложение

Налоговая нагрузка = налоговая отдача

«Налоговая нагрузка» трансформировалась в «налоговую отдачу». И тот, и другой термин – законодательно не определены. В предлагаемой публикации «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» обращает внимание на то, чем может обернуться для предприятия игнорирование показателей налоговой отдачи.

Законодательные требования

Всем бухгалтерам известно, что Декларация по налогу на прибыль и Декларация по НДС составляются в соответствии с требованиями Порядка № 143 и Порядка № 166 соответственно. Заполняя строки этих Деклараций, предприятие использует данные налогового учета по налогу на прибыль и НДС, который ведется согласно требованиям Закона о прибыли и Закона о НДС .

Как вы считаете, что еще нужно учесть при ведении налогового учета и заполнении Деклараций? Правильно, всевозможные обобщающие разъяснения, налоговые рекомендации по некоторым спорным вопросам, а также пожелания и требования, изложенные в письмах налоговых органов.

Прописные истины, скажет кто-то. Действительно, это так. Но суть заключается в том, что даже при выполнении всех требований действующего законодательства предприятие может не получить положительных налоговых эмоций. Скажем, предприятие не перестанет быть объектом проверок и налогового давления и т. д.

Почему так происходит, «Б&З» расскажет дальше. Но сразу же отметим: речь пойдет не о тех Декларациях, в которых предприятием указаны отрицательный объект налогообложения по налогу на прибыль или же существенная сумма к бюджетному возмещению по НДС. Ведь и так понятно отношение к таким Декларациям налоговых органов.

Итак, ранее налоговая отдача называлась налоговой нагрузкой. Как видим, смягчилась формулировка, но содержание осталась прежним: предприятие должно учитывать дополнительные показатели «нагрузки», предложенные ГНАУ. Иначе непременно последуют нежелательные налоговые последствия, например в виде попадания в план-график проведения плановых выездных проверок.

Отметим, что план-график составляют по 5 подразделам: А, Б, В, Г и Д.

Для справки!

Эти подразделы включают соответственно:

А – налогоплательщиков, принадлежащих к составу наибольших национальных финансово-промышленных групп (ФПГ), а также субъектов хозяйствования, связанных с ними посредством осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

Б – налогоплательщиков, входящих в транснациональные корпорации и иностранные компании, или находящиеся под их контролем;

В – налогоплательщиков, принадлежащих к природным монополиям, а также крупные предприятия, находящиеся под контролем или в собственности государства;

Г – налогоплательщиков, используемых с целью минимизации налоговых платежей других субъектов хозяйствования, имеющих при больших объемах осуществленных операций низкий уровень уплаты налогов в бюджет и отражающих отсутствие собственных основных средств и незначительное количество наемных работников;

Д – налогоплательщиков, отбираемых автоматизированной системой по критериям, приведенным в разделе IV Рекомендаций № 201 . Именно о таких налогоплательщиках и пойдет речь далее.

Показатели налоговой отдачи

Из раздела IV Рекомендаций № 201 приведено два интересующих нас показателя налоговой отдачи: по налогу на прибыль и по НДС.

Налог на прибыль

Налоговая отдача по этому виду налога определяется налоговыми органами для конкретного предприятия на основании информации, указанной в Декларации по налогу на прибыль , по следующей формуле:

НН
П. н. н. = _______
x 100 % 1 , где:
ВД

П. н. н. (%) – показатель налоговой отдачи по налогу на прибыль для конкретного предприятия;

ВД (грн.) – сумма скорректированного валового дохода ( строка 3 Декларации по налогу на прибыль ).

____________
1 В Рекомендациях № 201 также приведены формулы расчета показателя налоговой отдачи для предпринимателей-физлиц, для банковских учреждений, предприятий страховой отрасли, для иных небанковских финансовых учреждений, а также дополнительные критерии отбора для включения в план-график проверок предприятий, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

При этом за I квартал сума начисленного налога на прибыль или сума валового дохода определяется по данным Декларации за 9 месяцев года, предшествующего году, на который проводится планирование проверок.

Для II, III, IV кварталов – по данным Декларации за год, предшествующий году, на который проводится планирование.

Налоговая отдача по НДС определяется налоговыми органами для конкретного предприятия на основании информации, указанной в Декларации по НДС . Показатель налоговой отдачи рассчитывается по нижеприведенной формуле:

НДС
П. н. н.
= ____________ x 100 %, где:
П

П. н. н. (%) – показатель налоговой отдачи по НДС для конкретного предприятия;

НДС (грн.) – сумма начисленного НДС (строка 20 Декларации по НДС );

П (грн.) – общий объем поставки (строка 5 Декларации по НДС ).

При этом сумма начисленного НДС и сумма общего объема поставки определяется в виде суммарного значения строки 20 и строки 5 Декларации по НДС соответственно за предыдущие 6 отчетных месяцев (или же II квартала для налогоплательщиков, подающих отчетность поквартально), предшествующих кварталу, на протяжении которого осуществляется составление плана-графика проверок.

Налоговые последствия

Величины, определенные по вышеприведенным формулам, налоговые органы применяют, в частности, для:

1) установления правильности начисления налогоплательщиком налога на прибыль и НДС;

2) выявления факта использования предприятием схем минимизации при расчете сумм налогов.

Итак, перечислим критерии отбора предприятий в так называемый подраздел Д плана-графика плановых налоговых проверок:

1) уровень роста налогов неадекватен уровню роста валовых доходов, или уровень уплаты налогов неадекватен уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли, или уровень налоговой отдачи меньше 1 %, если средний уровень этого показателя по отрасли превышает 1 %;

2) наличие сомнительных или значительных финансово-хозяйственных операций;

3) заявленные к возмещению суммы НДС за предыдущий год превышают 1,2 млн. гривен;

4) одноразовое декларирование сумм НДС к возмещению в значительных объемах (больше нежели 100 тыс. грн.);

5) декларирование отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль;

6) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;

7) сумма иных расходов превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;

8) объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 10 % суммы скорректированных валовых расходов;

9) сумма возмещенных из бюджета сумм НДС превышает уплату налога на прибыль;

10) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн. гривен;

11) осуществление экспортных операций товаров, не типичных для основного вида деятельности предприятия (нетипичный экспорт);

12) осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах;

13) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении предприятия от налогообложения и/или от своевременного погашения налогового долга;

14) наличие информации подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины;

15) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов налоговой службы касательно взаимоотношений с предприятиями: регистрация которых отменена в судебном порядке; относительно которых возбуждено уголовное дело; относительно которых заведено оперативно-розыскное дело;

16) адрес субъекта хозяйствования совпадает с адресом, который внесен в информационную базу как «адрес массовой регистрации» налогоплательщиков;

17) иные показатели, характеризующие деятельность предприятия или свидетельствующие о возможности занижения налоговых обязательств.

Очередность включения в подраздел Д плана-графика предприятий зависит от количества критериев риска (т. е. количества показателей), который они имеют (от большего количества к меньшему). При этом показатель налоговой отдачи является одним из основных критериев для внесения предприятия в план-график проведения плановых выездных проверок. Следует учесть, что это касается предприятий, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, которые должны уплачивать налоги и в налоговых органах учитываются как действующие плательщики (код признака «0»).

Анализируя Декларацию по налогу на прибыль и Декларацию по НДС , налоговые органы определяют уровень налоговой отдачи в динамике и в сравнении его со средним уровнем налоговой отдачи по отрасли, в которой ведет свою деятельность предприятие. Рассмотрим несколько примеров.

Предприятие легкой промышленности подало ГНИ в установленные сроки Декларацию по налогу на прибыль . В ней, в частности, указаны следующие данные:

1) скорректированный валовый доход ( строка 03 ) – 400 тыс. грн.;

2) скорректированные валовые расходы ( строка 05 ) – 378 тыс. грн.;

3) сумма амортизационных отчислений ( строка 07 ) – 15 тыс. грн.;

4) положительный объект налогообложения ( строка 08 ) – 7 тыс. грн. 2 ;

5) прибыль, подлежащая налогообложению по базовой ставке ( строка 11.1 ) – 7 тыс. грн.;

6) начисленная сумма налога по базовой ставке ( строка 12.1 ) – 1750 грн. 3 ;

7) налоговое обязательство отчетного периода ( строка 14 ) – 1750 грн.;

8) сумма налога к уплате ( строка 17 ) – 1750,0 грн.

____________
2 400 тыс. грн. – 378 тыс. грн. – 15 тыс. грн.

3 7 тыс. грн. x 25 % / 100 %.

По данным этой Декларации , налоговая отдача, рассчитанная по формуле 1, составляет » 0,44 % (1750 грн. : 400000 грн. x 100 %). Средний уровень налоговой отдачи по отрасли (легкая промышленность), к примеру, равняется 1,21 % 4 .

____________
4 В данном случае использованы данные приложения № 8 к Приказу № 631 .

Несмотря на то что объект налогообложения положительный (7 тыс. грн. ( стр. 08 Декларации ) > 0), показатель налоговой отдачи предприятия меньше 1 %, тогда как средний уровень этого показателя по отрасли больше 1 %. Поэтому предприятие имеет все шансы попасть под плановую выездную проверку.

Предприятие подало ГНИ в установленные сроки Налоговую декларацию по НДС за отчетный месяц. В ней, в частности, указаны следующие данные:

1) общий объем поставки – 400 тыс. грн. без НДС (строка 5 Декларации по НДС );

2) положительное значение разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита текущего отчетного налогового периода – 6 тыс. грн. (строка 20 Декларации по НДС );

3) сумма НДС, подлежащая к уплате в бюджет по итогам текущего отчетного периода (с учетом отрицательного значения предыдущего отчетного периода), – 6 тыс. грн. (строка 27 Декларации по НДС ).

По данным этой Декларации , налоговая отдача, рассчитанная по формуле 2, составляет 1,5 % (6000 грн.: 400000 грн. x 100 %). Учитывая, что показатель налоговой отдачи больше 1 %, у налоговых органов нет оснований сравнивать его со средним уровнем этого показателя по отрасли. Если еще за 5 отчетных месяцев будут такие же положительные данные по НДС, то маловероятно включение налогоплательщика в план проверок по такому критерию оценки, как показатель налоговой отдачи.

Правда, налоговые органы могут сделать вывод, что налог в суме 6 тыс. грн. с 80000 грн. налоговых обязательств (400000 грн. x 20 % / 100 %) неадекватен уровню уплаты НДС по соответствующей отрасли. Или же ими будет определен другой критерий риска из уже указанных нами выше критериев риска.

Тогда проверка может быть вполне реальна.

«Б&З» обращает внимание: в Рекомендациях № 201 определено, что не подлежат включению в план-график проверок предприятия, дата акта последней плановой проверки которых относится к текущему году. Кроме того, налоговым органам при планировании следует учитывать и требования пп. 15.1.1 Закона № 2181 относительно предельных сроков определения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Рекомендации

Как видим, уже сам факт наличия показателя налоговой отдачи, размер которого меньше чем 1 %, может привести к проведению налоговой проверки. «Б&З» может порекомендовать предприятию, имеющему низкий уровень налоговой отдачи, подавать вместе с Декларациями разъяснительные письма с вескими доказательствами, обосновывающими правоту расчета налога на прибыль или же НДС. На практике многие предприятия, имеющие низкий уровень налоговой отдачи, искусственно занижают валовые расходы (налоговый кредит) в декларации, и, естественно, платят в бюджет налог на прибыль или НДС больше, чем следовало бы.

Такие действия помогают избежать добросовестному плательщику налога на прибыль и НДС пристального внимания со стороны налоговых органов.

автор: Евгений Губа, консультант
по налогообложению
и бухгалтерскому учету

Правовой глоссарий:

4. Порядок № 143 – Порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143 .

5. Порядок № 166 – Порядок заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 .

6. Рекомендации № 201 – Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201 .

Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

выручку нужно брать без НДС и акцизов;

в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации , которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Пояснения для обоснования низкой налоговой нагрузки

Компания, у которой низкие показатели налоговой нагрузки находится под риском налоговой проверки.

Низкая налоговая нагрузка предприятия — это один из основных критериев риска, который грозит налоговой проверкой.

Ежегодно ФНС обновляет данные о налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям. Как правило, при каждом новом обновлении эти цифры растут. Выросли они и за 2020 год, несмотря на «ковидные» ограничения, которые «ударили» по бизнесу.

Данные, который нужны для оценки нагрузки в 2021 году, то есть показатели 2020 года, уже размещены на сайте налоговой.

Как рассчитывается налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка – это отношение суммы налогов, уплаченных компанией, к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Рассчитать свою налоговую нагрузку может люба компания на сайте ФНС, с помощь Налогового калькулятора.

Формула расчета налоговой нагрузки

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле: Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы × 100.

Показатели оценки налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка компании не должна быть менее определенного процента. Точный показатель зависит от конкретного вида деятельности.

Для оценки уровней риска налоговики используют систему «светофор». Зеленый уровень – рисков нет. Два других цвета – желтый и красный – средний и высокий уровень риска соответственно.

Допустимое отклонение (желтый уровень)

Опасное отклонение (красный уровень)

Совокупная налоговая нагрузка, включая страховые взносы администрируемые налоговой

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Низкую налоговую нагрузку легко объяснить новой компании. Если компания только начала работать, ее налоговая нагрузка по естественным причинам будет ниже среднеотраслевой.

Компаниям с историей объяснить низкую налоговую нагрузку намного сложнее. Хотя, в пояснениях за 2020 год можно ссылается на «ковидные» ограничения ведения бизнеса.

Причинами снижения сумму, уплаченных налогов, может быть увеличение расходов, падение выручки, списание сомнительных долгов, простои или форс-мажорные обстоятельства.

Пояснения составляются в свободной форме.

Высокую долю вычетов по НДС для предприятий торговли можно обосновать увеличением складских запасов и падением спроса на продукцию. Производственные компании могут ссылаться на рост закупочных цен на сырье, ГСМ и т.п. Компании сферы услуг – на рост административных расходов.

Какие причины снижения налоговой нагрузки можно указать

Обосновать снижение налогооблагаемой базы можно такими причинами:

  1. Из-за вспышки коронавируса был объявлен простой.
  2. Компания развивает сеть продаж, вводит новые производства.
  3. Выросла конкуренция на рынке.
  4. Фирма запустила новый вид деятельности.
  5. Поставщики повысили закупочные цены. Выросли цены на ГСМ и техобслуживание.
  6. Упал спрос на продукцию компании.
  7. Проводится реорганизация.
  8. Повысили заработную плату, увеличили штат.
  9. Сохранили минимальную торговую наценку с целью удержания старых и привлечение новых клиентов.
  10. Направили инвестиции на развитие деятельности.
  11. Выросли арендные платежи.
  12. Были непредвиденные расходы на ремонт оборудования, помещения.
  13. Выросли административные расходы.

Аргументов, объясняющих снижение налогов, очень много. Можно сослался на размещенные в сети открытые данные Ростата, если они выгодно для вас показывают падение доходов по отрасли.

К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Но, если они есть, лучше отправить их в налоговую вместе с пояснениями.

Документы могут быть самые разные: статданные из официальных источников, НА властей, выписки из бухгалтерских регистров, копии организационно-распорядительных документов организации и т.д.)

Налоговое планирование: вводная информация и онлайн-калькулятор налоговой нагрузки. Расчет налоговой нагрузки организации.

Управление любым бизнесом требует от владельца использования различных инструментов, одним из которых является планирование налоговой нагрузки. Оно помогает ответить на вопрос, когда нужно совершать те или иные финансовые операции, а когда стоит от них воздержаться.

У нас есть подробный материал на эту тему — «Организация и планирование налоговой деятельности компаний на ОСНО: что это, зачем нужно и как осуществляется», который будет полезен плательщикам НДС. В этой статье расскажем, что будет, если не придерживаться прогнозируемых значений, и дадим вам удобный инструмент для расчета налоговой нагрузки предприятия.

Что такое налоговое планирование?

По сути, налоговое планирование — это расчет налоговой нагрузки организации текущего налогового бремени и формирование предполагаемой налогооблагаемой базы, в которой учитываются предстоящие хозяйственные операции за определенный период. Совершая какие-либо хозяйственные операции, не всегда удается с точностью предсказать сумму налогов, на это нужно много времени.

В основе планирования налоговой нагрузки лежит движение средств по основным бухгалтерским счетам: расчет с контрагентами (покупателями и поставщиками) и затратная часть (фонд оплаты труда, хозрасходы и пр.). Эта информация обрабатывается, и на ее основе рассчитываются текущие суммы налогов. После этого предполагается, что незакрытые сделки будут скоро закрыты, и прогнозируется конечный результат.

В Фингуру планирование налоговой нагрузки осуществляется поквартально и проходит в два этапа:

  1. В середине квартала бухгалтеры собирают данные по совершенным операциям и дополняют предполагаемыми операциями, которые планируется совершить до конца квартала.
  2. Процедура повторяется в середине третьего квартального месяца. Вновь собираются текущие данные и сопоставляются с ранее спрогнозированными величинами. К этим данным делается новый прогноз (опять же до конца квартала).

Последний вариант и будет для предпринимателя руководством к действию, отступать от которого крайне нежелательно.

Проведем аудит текущей ситуации в бухгалтерии и окажем услугу налогового планирования, чтобы сумма налога больше не стала для вас сюрпризом.

Почему важно придерживаться прогнозируемых значений?

Если текущие суммы будут отличаться от запланированных, выделенных на уплату налогов денег не хватит, что может привести к неприятным последствиям для бизнеса. Совершение хозяйственных действий без предварительного плана часто провоцирует налоговые разрывы (то налога нет, то он огромный), которые заставляют извлекать из оборота значительные средства.

Если владелец располагает результатами расчета налоговой нагрузки организации, ему проще принимать правильные решения.

В Фингуру разработан специальный алгоритм, позволяющий оперативно оценить предполагаемую сумму налога. Бухгалтеры могут не только понять, какой налог необходимо будет оплатить клиенту, исходя из уже произведенных операций, но и спрогнозировать его размер на конец квартала. Все это помогает скорректировать его размер и эффективно управлять движением денег, товаров и услуг.

С нами вы можете сосредоточиться на бизнесе и не переживать о финансах.

Онлайн-калькулятор расчета налоговой нагрузки

Вы также можете произвести онлайн-расчет налоговой нагрузки, воспользовавшись нашим калькулятором. С его помощью легко получить прогнозные значения налога на прибыль и НДС к уплате за текущий квартал.

Для этого нужно указать налоговую ставку и заполнить данные по остатку средств на расчетном счете, планируемые сумму выручки за квартал, сумму покупок с НДС и без него, средний фонд оплаты труда, планируемые суммы НДС и налога на прибыль к уплате в текущем квартале, а также прочие возможные расходы. После заполнения всех полей калькулятор расчета налоговой нагрузки предприятия выдаст прогнозные приблизительные суммы налогов к уплате за квартал.

Онлайн-калькулятор для расчета налоговой нагрузки

Это упрощенная модель расчета налоговой нагрузки, которая позволяет рассчитать примерную сумму предполагаемых налоговых отчислений. На результат налогообложения очень сильно влияют много разных факторов. Для более детального и точного налогового планирования можно обратиться к нашим специалистам.

Используя онлайн калькулятор налоговой нагрузки, вы получите лишь примерную сумму предполагаемых налоговых отчислений, так как на результат влияет множество факторов. С более точным налоговым планированием помогут специалисты Фингуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО