Какие есть виды налоговых проверок?

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов.
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога.

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Только для ОСНО

    1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли. Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль. Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
    Новым ИП — год Эльбы в подарок

    Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

    Какие есть виды налоговых проверок?

    Очевидно, что в текущем году количество налоговых проверок по сравнению с прошлым «карантинным» годом существенно увеличилось. Только за январь – март 2021 г. подразделениями налогового аудита территориальных органов ГНСУ проведено более 5 тыс. фактических проверок субъектов хозяйствования. По материалам проверок применены штрафные (финансовые) санкции на 190,4 млн грн, из которых в марте – 104,6 млн грн.

    На то есть, по нашему мнению, несколько объяснений – как фактических, так и нормативных. Среди анонсированных представителями контролирующих органов фактических предпосылок для ужесточения налогового контроля выступает необходимость детенизации сферы экономики и «пустой» бюджет. В качестве же нормативного основания отметим принятие постановления Кабинета Министров Украины «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» от 03.02.2021 г. № 89 (далее – Постановление № 89), в соответствии с которым возобновлено проведение некоторых видов налоговых проверок: временно приостановленных документальных и фактических проверок, плановых проверок, внеплановых проверок соблюдения предельных сроков расчетов в сфере ВЭД и по основаниям, определенным пп. 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 пункта 78.1 статьи 78 НКУ (далее – НКУ).

    Напомним также, что в связи со вступлением в силу отдельных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» от 16.01.2020 г. № 466-IX с мая 2020 г. внесены изменения в порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов (дополнен перечень оснований для проведения проверок; изменен перечень информации, которую должно содержать налоговое уведомление-решение (далее – НУР); введен обновленный порядок рассмотрения возражений на акт проверки и т. д.). Кроме того, приказом ГНСУ от 25.02.2021 г. № 244 утверждены новые Методические рекомендации по оформлению материалов документальных проверок налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, и документированию выявленных нарушений.

    На наш взгляд, данные изменения носят преимущественно уточняющий и совершенствующий характер, что до определенной степени усиливает процессуальные возможности для налогоплательщика доказывать правомерность своих действий, однако существенным образом не изменяет порядка проведения налоговых проверок в целом.

    Со своей стороны предоставим видение особенностей юридической защиты бизнеса при налоговых проверках в 2021 году.

    Появились новые основания для недопуска проверяющих к налоговым проверкам, однако плательщику НДС необходимо учитывать дополнительные существенные риски.

    В данном аспекте прежде всего речь идет о принятом Постановлении № 89, которое выводит из-под моратория перечень налоговых проверок, однако по своей «правовой природе» имеет сомнительный характер, так как прямо противоречит предписаниям п. 52 2 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» ККУ. Как видим, налогоплательщики идут в суд и обжалуют приказы о проведении налоговых проверок по основаниям несоответствия Постановления № 89 нормам НКУ. И судебная практика сегодня имеет диаметрально противоположный характер.

    Так, в пользу налогоплательщиков по некоторым делам судами отменяются приказы о проведении налоговых проверок на основании того, что Постановление № 89 в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок противоречит нормам п. 52 2 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ (например, решения Волынского окружного административного суда от 11.05.2021 г. по делу № 140/2017/21, от 07.05.2021 г. по делу № 140/1846/21).

    В других случаях суд принимает сторону налогового органа, признавая правомерность проведения налоговых проверок, мотивируя это тем, что Постановление № 89 является действующим и не было отменено в установленном законодательством порядке (например, решения Одесского окружного административного суда от 29.04.2021 г. по делу № 420/2418/21, решение Луганского окружного административного суда от 19.04.2021 г по делу № 360/969/21).

    Эта неопределенность не лучшим образом влияет на состояние защиты бизнеса от необоснованного проведения налоговых проверок, но на что мы прежде всего хотели бы обратить внимание, так это на вероятность того, что после недопуска к налоговой проверке плательщик НДС может быть включен (независимо от того, был им обжалован в суде приказ о проведении налоговой проверки или нет) в перечень рисковых налогоплательщиков в соответствии с Порядком приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 г. № 1165. Это, в свою очередь, означает блокировку регистрации всех его налоговых накладных. В данном случае налогоплательщик будет вынужден обжаловать решение о его «рисковости» в административном и/или судебном порядке, а следовательно решение вопроса регистрации налоговых накладных и, соответственно, проблемы с контрагентами – плательщиками НДС могут длиться очень долго.

    В общем создается впечатление, что такие понятия, как «включение в перечень рисковых плательщиков НДС» и «налоговый шантаж», составляют определенный синонимический ряд, но это совсем другая история.

    Подытоживая, отметим, что для плательщика НДС недопуск к налоговой проверке, даже обоснованный, может иметь более тяжелые последствия в виде включения в перечень рисковых и в дальнейшем в приостановлении регистрации всех его налоговых накладных. О возможности фактического привлечения к ответственности должностных лиц налоговых органов за безосновательную «рисковость» сегодня, к сожалению, речь не идет, поскольку принятие таких решений базируется на деятельности соответствующей комиссии. А там, где есть коллегиальное принятие решения, говорить о персональной ответственности каждого члена комиссии очень трудно.

    «Основные тренды» в вопросах, проверяемых в ходе налоговых проверок, – о них нужно знать налогоплательщику и к ним необходимо быть готовым.

    Как показывает опыт юридической защиты бизнеса при сопровождении налоговых проверок, риск-ориентированный подход к отбору налогоплательщиков для плановых проверок находит свое практическое воплощение. Сперва проводится предварительный анализ, и уже в начале налоговой проверки у проверяющих есть перечень вопросов, которые вызывают сомнения и претензии по неуплате налогов. Среди наиболее распространенных можно отметить проведение таких хозяйственных операций:

    во-первых, с плательщиками НДС, включенными в перечень рисковых налогоплательщиков, или плательщиками, имеющими признаки «рисковости» (в частности те, которые фигурируют в уголовных производствах за уклонение от уплаты налогов). Как следствие, возникают споры относительно реальности хозяйственных операций, которые уже давно «на слуху» у налогоплательщиков. Общая тенденция к характеру рассмотрения таких споров судами не в пользу налогоплательщиков. Иметь надлежащим образом составленные первичные документы, подтверждающие реальность хозяйственных операций, – не повод для налогоплательщика быть уверенным в стопроцентном успехе по доказыванию реальности хозяйственных операций с контрагентами. Приведем по этому поводу позицию Верховного Суда, изложенную в постановлении от 25.03.2021 г. по делу № 826/5016/17, которая в целом описывает следующую тенденцию: «Судами не исследованы материальные, финансовые, трудовые ресурсы, технические и технологические возможности таких контрагентов для выполнения договорных обязательств, привлечение контрагентами с этой целью третьих лиц и, соответственно, понесение ими расходов, связанных с таким привлечением. При оценке налоговых последствий хозяйственных операций суд. должен исследовать фактические правоотношения участников поставок, проверить действительное движение активов в процессе выполнения операций и установить связь составленных первичных документов с реальными фактами хозяйственной деятельности»;

    во-вторых, с физическими лицами – предпринимателями. Для налоговой не секрет, что именно к этому способу оптимизации налогообложения прибегает существенная часть отечественного бизнеса, а следовательно эти вопросы находятся в зоне пристального внимания;

    в-третьих, с нерезидентами, в частности, относительно применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения при осуществлении выплат.

    Более того, новой актуальной темой для налоговиков стало доначисление налога на прибыль вследствие проведения дисконтирования долгосрочной задолженности. Отметим, что сегодня судебная практика в части вопроса дисконтирования преимущественно сложилась в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления Шестого апелляционного административного суда от 01.02.2021 г. по делу № 640/10524/20, от 16.02.2021 г. по делу № 640/15685/20, от 24.03.2021 г. по делу № 640/13251/19).

    Каким образом налогоплательщик имеет возможность получить информацию о конкретных сомнениях у проверяющих? При включении в план-график плановых проверок налогоплательщик может получить информацию о конкретных основаниях для его включения в такой план-график налоговых проверок. Наряду с этим налогоплательщик узнает о конкретных претензиях налоговых органов из полученных запросов, поступающих в начале проверки к налогоплательщику, а также из письменных запросов проверяющих при проведении конкретной налоговой проверки.

    Защита бизнеса по результатам налоговых проверок путем обращения в суд является наиболее эффективным способом, однако подачей возражений на акт проверки и административным обжалованием не следует пренебрегать.

    По данным ГНСУ, по состоянию на 01.04.2021 было подано всего с нарастающим итогом жалоб на 3192 НУР, 2335 НУР оставлено без изменений, отменено 1232 НУР полностью, а 187 НУР – частично. Представленные ГНСУ данные не позволяют проанализировать их на предмет суммы отмененных в административном порядке налоговых платежей, однако процент отмененных НУР по сравнению с прошлым периодом увеличился. Заметим, что обращение с жалобой в ГНСУ в порядке административного обжалования может быть не только «презумпцией» ожидать справедливого рассмотрения жалобы, но и дает налогоплательщику дополнительное время для подготовки и обоснования своей позиции при обращении в суд.

    Считаем, что 2021 год будет годом существенного увеличения количества налоговых проверок, налоговых доначислений и споров. И в данном аспекте кардинальных изменений к лучшему ждать не приходится. Если говорить об особенностях защиты бизнеса при проведении налоговых проверок, то будет усиливаться необходимость для налогоплательщика ввести собственную систему управления налоговыми рисками, что позволит выявить уязвимые места в вопросах налогообложения, а не «тушить пожар» в ходе налоговой проверки или по ее результатам.

    _____________________________________________
    © ТОВ «ІАЦ «ЛІГА», ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2021

    У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
    Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ «ЛІГА ЗАКОН» заборонено.

    Проведение налоговых проверок Версия для печати

    Налоговая проверка — проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налогового органа, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

    Виды и сроки проведения налоговых проверок

    Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

    1. Налоговая проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска.
    2. Внеплановая налоговая проверка.

    Сроки проведения налоговых проверок:

    Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания.

    Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

    1. Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку — до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы — до 60 рабочих дней;
    2. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
    • налоговым органом, назначившим налоговую проверку — до 75 рабочих дней;
    • вышестоящим органом налоговой службы — до 180 рабочих дней.

    Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

    Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

    В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

    Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

    Основание для проведения налоговой проверки

    Согласно 148 ст. Налогового кодекса основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

    • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
    • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
    • фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
    • идентификационный номер;
    • форма и вид проверки;
    • фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов;
    • срок проведения проверки;
    • проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

    На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

    • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
    • наличия контрольно-кассовых машин;
    • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
    • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
    • наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

    Начало проведения налоговой проверки

    Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

    При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

    В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

    1. Место и дата составления.
    2. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт.
    3. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.
    4. Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.
    5. Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

    Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки.

    Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

    Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

    Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

    Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

    • предписание не оформлено в установленном порядке;
    • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
    • данные лица не указаны в предписании;
    • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

    Завершение налоговой проверки

    По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:

    • места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
    • вида и формы проверки;
    • должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
    • наименования налогового органа;
    • фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
    • места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
    • фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
    • сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
    • проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
    • подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
    • результатов проверки.

    Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

    При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

    При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

    В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

    Виды налоговых проверок

    Информация подготовлена и предоставлена редакцией «Бератор». Впервые была опубликована в бераторе «К вам пришла проверка».

    Налоговые инспекции проводят:

    налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);

    неналоговые проверки (инспекторы проверяют не свя­занные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).

    Виды налоговых проверок

    Налоговые проверки бывают:

    • выездные (иногда их называют «документальные») -это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;

    • камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимате­лями) в налоговые инспекции (без выезда к налого­плательщикам).

    Выездные проверки

    Выездные проверки наиболее опасны — именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

    Выездные проверки бывают:

    • комплексные и выборочные (тематические);

    • плановые и внеплановые;

    Комплексные и выборочные проверки

    При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем нало­гам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам.

    Особый вид выборочной проверки — тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или пред­принимателя. Например, расчеты с поставщиками, экс­портные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

    Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фир­мы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написа­но: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и упла­ты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять рас­четы именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку.

    Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам со­блюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января

    2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную про­верку.

    Помните: налоговики могут проверить только те во­просы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к провер­ке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

    Контрольная проверка

    Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вы­шестоящие налоговики могут провести еще одну, при­чем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

    Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из на­логовой инспекции, то повторно могут прийти из регио­нального управления. Если же первоначальную провер­ку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.

    Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма на­лога оказалась меньше, чем ранее заявленная.

    Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По резуль­татам проверки составляют акт.

    Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача — проверить фирму, то при контрольной — налоговую инспекцию.

    Региональное управление приняло решение провести повторную вы­ездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оператив­ного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

    Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

    Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача кон­трольного мероприятия — это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2002г. №А05-1415/01 -104/13).

    Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правона­рушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.

    Плановые и внеплановые проверки

    Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С вне­плановыми проверками все иначе — налоговые инспекто­ры появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные доку­менты будут уничтожены.

    Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

    Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна прино­сить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрыва­ют налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации -ждите проверку.

    Насторожить налоговиков может и то, что данные от­четности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинако­вом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.

    ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы соста­вила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же меся­це фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).

    За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому на­логу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).

    В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сы­рье, которое было куплено в августе.

    За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.

    В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно за­платить в бюджет.

    Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.

    Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.

    Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность про­верки.

    Встречная проверка

    Встречная проверка — это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

    Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», ин­спекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В ста­тье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребо­вания документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компа­нии информацию, касающуюся ее деятельности.

    Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе за­просить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

    Чтобы организовать встречную проверку контраген­та проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контр­агента необходимые документы либо направляет инспек­торов для их проверки непосредственно на предприятие. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

    Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указан­ный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.

    За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение ка­лендарного года — 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

    После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу прово­дилась встречная проверка.

    Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера

    В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.

    Один из возможных результатов встречной провер­ки — отсутствие искомой фирмы, то есть вашего де­лового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплачен­ный в составе этих расходов.

    Однако, если дело доходит до судебного разбиратель­ства, судьи обычно встают на сторону предприятия — об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основ­ной довод судей — налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

    Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести про­тивоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к воз­мещению НДС, уплаченный поставщику по приобретен­ным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

    Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже — цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где сто­ят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это до­казательство того, что кто-то из партнеров нечист на ру­ку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.

    Если расхождения окажутся серьезными и приве­дут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики пере­дадут материалы в милицию. В такой ситуации милицио­неры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уго­ловного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

    Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас

    Если встречная проверка проводится на вашей фир­ме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку нало­говики могут не всегда.

    Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое вре­мя инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти доку­менты еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще од­ну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышесто­ящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодек­сом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким обра­зом, у вас есть шанс наказания избежать.

    Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала ка­кая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой свя­заны. Это могут быть, например, договор, счета-факту­ры, накладные, платежные поручения и т. п. Если нало­говики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

    Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участни­ков и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Прав­да, только в том случае, если у контролеров возник­нет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы долж­ны подать документы в течение пяти дней с момента по­лучения запроса.

    По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная провер­ка представляет собой проверку бухгалтерской и налого­вой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

    В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе вы­ездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).

    Виды неналоговых проверок

    В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:

    • ведут кассовые операции;

    • используют контрольно-кассовую технику.

    электронное издание
    100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

    Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
    наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
    Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

    Налоговая проверка

    Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

    В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

    Как осуществляется налоговая проверка

    Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

    Разновидности налоговых проверок

    Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

    Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

    По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

    Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

    Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

    Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

    Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

    Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

    Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

    Налоговые проверки в зависимости от места проведения

    В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

    Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

    Целью камеральной проверки является:

    контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

    выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

    взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

    возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

    а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

    При проведении камеральной проверки контролируется:

    состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

    правильность их оформления;

    правильность проведения расчетов по налогам;

    наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

    правильность расчета налогооблагаемой базы.

    Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

    О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

    Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

    Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

    В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

    Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

    по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

    по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

    по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

    а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

    Цель выездной налоговой проверки:

    осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

    взыскание недоимок по налогам и пени;

    привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

    предупреждение налоговых правонарушений.

    Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

    Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

    При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

    Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

    Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

    Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

    наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

    непредставление налогоплательщиком нужных документов;

    Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

    Камеральная проверка Выездная проверка
    Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
    Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
    Причина проверки Не требуется Не требуется
    Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
    Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
    Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
    Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

    Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

    Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

    К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

    Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

    При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

    В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

    На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

    Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

    По объему проверяемых документов проверки делятся на:

    Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

    Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

    Налоговые проверки в зависимости от способа организации

    По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

    Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

    Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

    Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

    Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

    На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

    Занижение размера выручки.

    Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Про РКО