Подоходный налог в США и Европе
podohodnyy_nalog_v_ssha_i_evrope.jpg
Похожие публикации
Как говорится в известной поговорке: «хорошо там, где нас нет». Жители разных стран любят сравнивать свой уровень жизни с соседями. Одним из существенных факторов, влияющих на качество жизни, является налоговая система. Почти в каждой стране есть подоходный налог, которым облагаются физические лица. В России ставка этого налога для резидентов в общем случае составляет 13%. Рассмотрим, каков подоходный налог в других странах мира.
Подоходный налог в США
Система расчета налога в США достаточно сложная и многоуровневая. Платить налог обязаны все резиденты, независимо от страны получения дохода. После подачи декларации налогоплательщики обязаны направить платежи в бюджеты трех уровней: федеральный, штата и города. Причем в зависимости от штата и города ставки подоходного налога в Америке очень сильно варьируются, а где-то и вовсе отсутствуют. Также сумма налога будет зависеть от множества факторов – возраста, семейного положения, порядка подачи декларации (самостоятельно или совместно с супругом). Прогрессивные ставки федерального налога были утверждены правительством Билла Клинтона и находятся в диапазоне от 10% до 39,6%. «Местные» ставки штатов и городов изменяются от 0% до 13%.
Следует учесть, что в Америке подоходный налог является политическим инструментом в борьбе между республиканцами и демократами, поэтому каждый год «местные» налоги в разных штатах могут меняться. Однако даже при нулевой ставке предусмотрены различные варианты пополнения региональных бюджетов – от дополнительных акцизов до введения налогов только «для богатых».
Подоходный налог во Франции
Во Франции действует прогрессивная шкала подоходного налога. Здесь наблюдается одна из самых больших разниц в ставках между «налогом на бедных» и «налогом на богатых» — от 14 % до 45 %. Максимальная ставка действует при суммарном годовом доходе свыше 153 783 евро (178 600 долларов США), то есть выше 12 815 евро в месяц. При этом расчет производится исходя из общего семейного дохода с использованием специальных коэффициентов и различных налоговых вычетов (медицинских, социальных и т.п.). Необлагаемый минимум дохода составляет 9711 евро в год (или 11 300 долларов США).
Подоходный налог в Швеции
В Швеции один из самых высоких подоходных налогов в Европе, но, как ни странно, самые законопослушные налогоплательщики. Система двухуровневая, сборы поступают в федеральный и местный бюджеты. На муниципальном уровне средний размер ставки составляет 32,12 %, а национальная ставка зависит от суммарного дохода за год (применяется при годовом доходе выше 443 200 шведских крон, или 49 000 долларов США) и составляет от 0 до 25 %. Не облагается налогом доход в пределах 18 784 шведских крон в год (2 070 долларов США), то есть, примерно 172 доллара в месяц.
Подоходный налог в Норвегии
Подоходный налог в Норвегии обязаны уплачивать все – резиденты и нерезиденты. Базовая государственная ставка составляет 24%. Местная ставка зависит от возрастных, семейных факторов и суммы дохода, составляя от 9,5% до 13,7 % для разных групп населения (максимальная ставка применяется для доходов от 278 500 норвежских крон в год, эквивалентных 33 100 долларам США). Существует система льгот и вычетов. Не облагается налогом годовой доход в 23 300 норвежских крон для одиноких граждан и 46 000 в год – для имеющих иждивенцев (2800 и 5500 долларов США соответственно).
Подоходный налог в Канаде
Налог оплачивают резиденты с суммы всех полученных доходов (даже за пределами страны) и нерезиденты. Существует государственный и муниципальный подоходный налоги. Ставка является прогрессивной, на нее влияет не только сумма полученного дохода, но и семейное положение, возраст и место проживания, так как в каждой провинции установлен свой порядок взимания налога. Ставки составляют от 15% до 33% в федеральный бюджет, и от 5% до 13% – в муниципальные. Кроме этого, сумма платежа может быть увеличена за счет дополнительного подоходного налога и отчислений на медицинское страхование. При этом применяются различные льготы и вычеты. По максимальной ставке облагаются годовые доходы от 132 400 канадских долларов, а необлагаемая сумма составляет 7500 канадских долларов в год (100 100 и 5 700 долларов США соответственно).
Подоходный налог в Испании
Налог в Испании резиденты уплачивают независимо от страны получения дохода. Его шкала является прогрессивной и зависит от несколько иных факторов, чем в других странах. Так, наряду с возрастом и семейным положением, весомую роль играет наличие ипотечных выплат. Ставка находится в диапазоне от 19% (при годовом доходе свыше 12 450 евро, или 14 400 долларов США) до 45 % (если годовой доход превысил 60 000 евро, или 69 700 долларов США).
Подоходный налог в Великобритании
До вступления в Евросоюз в Великобритании была своя особая налоговая система, которая предусматривала расчет подоходного налога с каждого вида дохода. После вступления в ЕС Великобритания переняла опыт стран Европы и ввела прогрессивную шкалу, причем не все виды доходов подлежат налогообложению. Например, в Великобритании не платят подоходный налог с выигрыша в лотерею.
Еще одно отличие от стран континентальной Европы – налоговый период. Если п одоходный налог в европейских странах рассчитывается за календарный год, то в Великобритании налоговый период начинается 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Ставка, в зависимости от дохода, составляет 20% (на годовой доход свыше 11 850 фунтов стерлингов – 15 400 долларов США), 40% (когда доход превышает 46 350 фунтов стерлингов в год, что равно 60 200 долларам США) или 45 % (на доходы свыше 150 000 фунтов стерлингов, или 195 000 долларов США). Личная льгота – 11 850 фунтов стерлингов – снижается после того как годовой доход превысит 100 000 фунтов стерлингов (129 900 долларов США).
Корпоративный подоходный налог в Казахстане
Для сравнения рассмотрим систему налогообложения в Казахстане – она несколько отличается от европейской. Там подоходным налогом облагаются как физические, так и юридические лица.
Индивидуальный подоходный налог взимается с заработной платы, стипендий, а также выигрышей в лотерею и других «разовых» доходов. Его ставка для резидентов составляет от 5% до 10 %.
Также есть корпоративный подоходный налог, который в бюджет платят юридические лица с доходов от реализации продукции, товаров, услуг и прочих поступлений. Ставка этого платежа колеблется от 10% до 20 %.
Сравнение подоходного налога в разных странах
Сводная информация о подоходном налоге в США, Канаде и ряде стран Европы представлена в таблице (для сравнения суммы дохода приведены в долларах США):
Необлагаемый минимум в год ( $)
Годовой доход, с которого применяется максимальная ставка ( $)
Налоги Америки
Налоговая система США
Налоговая система США считается одной из наиболее развитых систем налогообложения. США — страна, ориентирующаяся на либеральную модель экономики и являющаяся федеративным государством. Здесь используется трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги.
Органом, занимающимся администрированием налогов в Соединенных Штатах, является Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), являющаяся самым крупным структурным подразделением Министерства финансов США. Их сайт — https://www.irs.gov/. В подаче налогов есть столько тонкостей (рядовой обыватель с ними сталкивается редко, но случается), что просто сайтом не ограничиться: есть специальная профессия “налоговый консультант”, которые разбираются во всех пунктах и тонкостях тысяч и тысяч правил и специальных случаев.
Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с корпораций, 2 поимущественных и т.д.
Главой налоговой службы США на сегодняшний момент является Джон Коскинен.
Глава IRS Джон Коскинен
Основную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектами которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица.
Подсчет выполняется в 3 этапа:
- Подсчитывается валовой доход, который может состоять из; заработной платы, аннуитета, пенсии, алиментов, доходов по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского дохода, социального пособия и пособия по безработице, стипендии, доходов от трастовых операций и недвижимости и т. д.
- Валовой доход корректируется за счет вычетов из него разрешенных затрат и льгот. К ним относятся торговые или производственные затраты, убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые взносы и т. д.
- Из суммы скорректированного валового дохода исключаются классифицированные, или стандартные, вычеты. Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика; стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старше 65 лет и инвалидов; расходы по переезду на новое место жительства, связанному с повышением квалификации; командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% с откорректированного валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.
Еще один важнейший налог в системе подоходного обложения — налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 1980-1990х гг. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются, прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% — штатами и местными органами власти.
Объект обложения определяется в 3 этапа:
- Определяется валовой доход компании, состоящий из валовой выручки от реализации и всех внереализационных доходов и расходов.
- Из валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т. д. В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, имеют достаточно либеральный характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.
- После вычета из валового дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных налогов из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительный этап связан с решением проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.
Налоговые льготы
Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю.
После «фермерских» льгот большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%. Фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. — 34%. Кроме того, на доходы в пределах от $ 100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%.
Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное страхование (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (12%) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.
Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% — это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 48%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу.
Личный подоходный налог
Самый крупный источник доходов федерального бюджета. Взимается он с личного дохода населения, включая доход от индивидуального бизнеса. Подоходный налог предполагает наличие необлагаемого минимума и определенных скидок, а также разнообразных личных расходов (например, транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах и др.). Ставки налога прогрессивные, после реформы Клинтона они составляют для семейных пар: при доходе до 36,9 тыс. долл. — 15 %; 36,9 — 89,2 тыс. долл. — 28 %; 89,2 — 140 тыс. долл. — 31 %; 140 — 250 тыс. долл. — 36 %; свыше 250 тыс. долл. — 39,6 %.
Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию. Практически во всех штатах взимается налог на имущество, который уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.
Как подаётся декларация?
Подаётся она в начале каждого года: начиная с 1 января и крайний срок — 15 апреля.
Всего лишь нужно выбрать налоговую форму (их существует несколько, в зависимости от вашей ситуации), посчитать немного на калькуляторе, заполнить эту форму, приложить какие-то документы, если необходимо — и отослать в IRS.
Можно распечатать нужную форму, заполнить её от руки и отослать по почте, а можно подавать её в электронном виде на сайте IRS, а можно воспользоваться теми же многочисленными сервисами, за небольшую плату ($10-40)
Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.
Налог на прибыль корпораций
Это налог на доходы акционерных обществ. Широкое распространение налог получил после Второй мировой войны. Обложению подлежит чистая прибыль, то есть валовая прибыль, уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог является прогрессивным. Этот налог взимается ступенчато, что имеет большое значение для малых и средних предприятий с невысокими валовыми доходами. Фирма платит 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за последующие 25 тыс. долл., 34 % за следующие 25 тыс. долл., 39 % за следующие 235 тыс. долл., и при превышении дохода 335 тыс. долл. фирма будет платить 34%.
Налоговые системы развитых стран используют налоги в качестве средства поддержания и стимулирования бизнеса. С этой целью существуют определенные льготы для предпринимателей. Важнейшими льготами являются: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и скидка на «истощение недр».
Система налоговых кредитов
Система налоговых кредитов является одной из наиболее распространенных льгот бизнесу. Этим термином принято обозначать вычеты, которые производятся непосредственно из начисленной суммы налога, в отличие от вычетов и исключений, разрешенных при определении налоговой базы. Различают три части инвестиционного кредита: регулярный налоговый кредит (стимулирует частные вложения), инвестиционный налоговый кредит на восстановление старых зданий и энергетический налоговый кредит. Опыт показал, что его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, что замедляет экономический рост.
Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается лестным налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.
Косвенные налоги
Занимают в США значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. Акцизы вводятся на определенные товары. На федеральном уровне — на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не практикуется, хотя в европейских государствах он является основным источником доходов государства.
Ставка шагает за доходом
Одна из самых сложных систем в Германии. Здесь учитывается не только размер заработка, но и наличие нескольких мест работы, семейное положение, наличие детей. В зависимости от этих условий человеку присваивается один из шести «налоговых классов». При доходах менее 9 тысяч евро в год ставка составляет 0 процентов, от 9 до 14 тысяч евро — 14-24 процента, от 14 до 55 тысяч евро — 24-42 процента (большинство немцев платят налоги именно в этом диапазоне), от 55 до 260 тысяч евро — 42 процента. А для самых состоятельных немцев, чей уровень дохода превышает 260 тысяч евро, придется отдать уже 45 процентов заработанного. Для пар сумма увеличивается в два раза. И это только НДФЛ. А ведь жителям Германии еще платить «налог солидарности» в размере до 5,5 процента от уже уплаченного в бюджет налога, а также другие взносы (страховые, медицинские, пенсионные).
В Финляндии подоходный налог оплачивается всеми, получающими какой угодно доход, тут речь идет не только о зарплате, но и пенсиях, социальных пособиях (по безработице, например), стипендиях. При этом в НДФЛ включены еще два налога: церковный и на медстрахование. При зарплате до 16 тысяч евро в год финны не платят вообще никакого налога. При доходах до 24 тысяч евро ставка составит 6 процентов, от 24 до 39,6 тысячи — 17 процентов, от 39,6 до 71,3 тысячи — 21,4 процента, от 71,3 до 100 тысяч — 29,7 процента, а если более 100 тысяч — 31,7 процента. Отдельно придется заплатить НДФЛ, устанавливаемый муниципалитетами (он варьируется от 17 до 22,5 процента). Зато отчисления в различные социальные фонды платит уже работодатель.
А вот в Болгарии одна из самых низких налоговых ставок для физических лиц в Европе — всего 10 процентов.
В США ставки налогов федерального уровня колеблются от 10 до 39,6 процента и рассчитываются от уровня дохода, семейного положения. Необлагаемым минимумом считается сумма в 9075 долларов. Максимальная ставка применяется при доходах от 406 751 доллар. При этом в каждом штате может вводиться собственный налог в размере от 0 до 13 процентов, да к тому же ежегодно меняться в этих пределах.
В Китае после недавней реформы действует прогрессивная ставка НДФЛ в размере от 3 до 45 процентов. При доходах до 36 тысяч юаней — 3 процента, от 36 до 144 тысяч — 10 процентов, от 144 до 300 тысяч — 20 процентов, от 300 до 420 тысяч — 25 процентов, от 420 до 660 тысяч — 30 процентов, от 600 до 960 тысяч — 35 процентов, свыше 960 тысяч — 45 процентов). Налогом облагается сумма, оставшаяся после вычета 5 тысяч юаней в месяц или 60 тысяч за год. Это касается как местных жителей, так и нерезидентов.
Все налоги мира-3
Все налоги мира-3
Составитель: Ольга Шкуренко
Художник: Вера Жегалина
Обложение по бразильской системе
За последний год средние мировые налоговые ставки не претерпели значительных изменений. Страной с самой забюрократизированной системой остается Бразилия, где компании тратят на уплату налогов рекордные 2 600 часов в год.
Как отмечают эксперты KPMG, в минувшем году власти большинства стран, пытаясь в условиях замедления роста мировой экономики увеличить поступление средств в бюджет, избегали прямого повышения ставок. Чаще использовали другие методы — расширяли налоговую базу, ограничивали число налоговых вычетов и других льгот. Средняя мировая ставка подоходного налога за год выросла лишь на 0,41% — до 31,53%. Повышение ставок было зафиксировано в семи странах, понижение в восьми. Лидерство по налогообложению личных доходов продолжает удерживать карибский остров Аруба. Наиболее значительно сокращение продемонстрировала Испания, вылетевшая из топ-5 стран с самыми высокими налогами. В 2015 году в результате налоговой реформы максимальная ставка подоходного налога (для граждан с высокими доходами) была снижена с 52% до 47%. Правда, одновременно была значительно опущена нижняя планка доходов, с которой начинает применяться максимальная ставка — с €300 тыс. до €60 тыс.
НДС ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном уровне 15% – 20%. Установишь выше — и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже — и поступления в бюджет будут недостаточны.
Изменение среднемировой ставки корпоративного налога с 23,64% в 2014 году до 23,68% в 2015 году также весьма условно. Лидируют по-прежнему ОАЭ со ставкой в 55%. Примечательно, что она применяется лишь к нефтегазодобывающим компаниям. Среди 15 стран, которые изменяли ставки корпоративного налога, большинство (11) их снижали. Изменение косвенных налогов (НДС и аналогичных) на федеральном уровне в 2015 году зафиксировано лишь в четырех странах. Средняя мировая ставка остается на уровне 15,79%. Тим Гиллис из KPMG заявляет о глобальной экспансии НДС — его ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном, по мнению эксперта, уровне 15% – 20%. Установишь выше — и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже — и поступления в бюджет будут недостаточны. Самым ярким исключением из этой общемировой тенденции остаются США, в которых НДС до сих пор не применяется. Вместо него в большинстве штатов взимается налог с продаж.
По подсчетам PWC средняя по миру налоговая нагрузка на бизнес (совокупность всех уплачиваемых налогов) достигает 40,8% его прибыли. В среднем компании делают 25,6 платежей в год, тратя на это 261 час. Все три индикатора за год немного снизились. Если брать отдельные экономики, то изменение общей нагрузки было разнонаправленным — в 46 странах оно возросло, а в 41 снизились. В региональном разрезе по-прежнему легче всего платить налоги компаниям на Ближнем Востоке, сложнее — в Южной Америке.
Идеальные реформы
Государства активно реформируют налоговые системы, пытаясь найти золотую середину между наполнением бюджета и развитием частного предпринимательства.
Налоговые поступления обеспечивают значительную часть государственных доходов. К примеру, в странах ОЭСР доля налогов в ВВП превышает 30%. При этом, как отмечают эксперты Heritage Foundation (HF), слишком высокое налоговое бремя негативно сказывается на деловой активности и вынуждает налогоплательщиков искать способы уклонения от уплаты налогов. Фискальная свобода — один из критериев общего уровня экономической свободы, ситуацию с которой в разных странах мира выясняет HF. По данным фонда, лучше всего обстоят дела на Ближнем Востоке (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия), хуже — в странах Северной Европы (Дания, Бельгия, Швеция), где налоговая нагрузка довольно высока. Наиболее значительное снижение фискальной свободы за последние годы зафиксировано в Зимбабве (см. таблицу).
По данным PWC, за десять лет наблюдений (с 2004 по 2014 год) около 400 различных налоговых реформ было проведено в 149 из 189 изучаемых компанией юрисдикций. Из них 40 — в 2014 году. В результате среднемировая налоговая нагрузка на бизнес за этот период сократилась на 11,4 процентного пункта, среднее количество платежей — на 8,2, а время на уплату налогов — на 61 час. Самыми реформируемыми регионами стали Восточная Европа и Центральная Азия. Самое значительное снижение налогового бремени в 2004–2014 годах (на 22,5 п. п.) зафиксировано в странах Африки, хотя этот пресс в регионе по-прежнему тяжел, и требуются дальнейшие улучшения.
Реформирование налоговых систем идет по двум основным путям — снижения налоговой нагрузки и упрощения уплаты налогов. Во втором случае значительная часть изменений в последние годы связана с переходом на электронный документооборот. Так, 84 страны уже полностью перешли на подачу деклараций и уплату налогов онлайн, что ускоряет процесс, повышает его прозрачность и снижает вероятность ошибок.
Государства нередко забывают и о других мерах, которые могут увеличить поступления в бюджет без повышения ставок и ввода новых налогов. Речь идет об улучшении собираемости уже существующих налогов и снижении расходов на администрирование самого процесса. К слову, по данным на 2013 год, отношение налоговой задолженности к общему объему собранных налогов в странах ОЭСР оценивается в среднем в 24,2%. В двух странах (Италия и Греция) задолженность по налогам превышает собранные суммы. Что же касается администрирования, в странах ОЭСР расходы на сбор налогов составляют от 0,4% до 1,7% всех налоговых поступлений за год.
Где капиталам жить хорошо
В мире насчитывается около полусотни офшорных юрисдикций. При этом не все деньги прячутся на карибских островах — ведущие мировые экономики часто выглядят привлекательнее.
Офшорами обычно называют территории, привлекающие зарубежные капиталы льготным налоговым режимом и секретностью финансовых операций. Общепринятого свода таких налоговых гаваней нет. В первоначальном списке ОЭСР к ним было отнесено 47 юрисдикций. В перечне офшорных зон, утвержденном в 2007 году Минфином РФ, было 42 позиции (позже исключили Мальту и Кипр). Еврокомиссия в 2015 году обнародовала черный список, в котором значилось 30 территорий. В том же году исследовательская служба Конгресса США опубликовала сводный список из 50 юрисдикций, составленный на основе данных властей и исследовательских организаций из разных стран. При этом большинство позиций во всех этих перечнях пересекается. Центрами притяжения, в которых концентрируются офшорные капиталы, можно назвать Карибский бассейн и Европу.
Многие из этих офшорных юрисдикций попали и в составленный организацией Tax Justice Network (TJN) индекс финансовой секретности. Ее эксперты отмечают, что в мире сформировалась целая отрасль, объединяющая крупнейшие банки, юридические и аудиторские компании, которые помогают крупным капиталам скрываться от налогов. Определяя долю разных стран на этом глобальном рынке, TJN приходит к выводу, что представление об офшорах как далеких островах с пальмами не всегда соответствуют действительности. В топ-15 стран по уровню финансовой секретности попали такие крупные развитые экономики, как США, Германия, Великобритания. Последняя заняла 15-е место, но была бы первой, если бы ее заморские территории не учитывались отдельно.
Все более пристальное внимание экспертов привлекают США. В индексе финансовой секретности страна заняла третье место, обогнав даже Кайманы — знаменитый офшорный центр. В последние годы Штаты активно борются со своими уклонистами, заставив помогающие им швейцарские банки платить миллионные штрафы и требуя от зарубежных финансовых организаций отчитываться по американскому налоговому закону FATCA. В то же время США не спешат присоединяться к новым жестким стандартам автоматического обмена налоговой информацией CRS, разработанным ОЭСР. Благодаря такой позиции США стали гораздо более надежным местом для сокрытия от налогов легально заработанных капиталов, чем та же Швейцария. Как отмечал недавно Bloomberg, все, от лондонских юристов до швейцарских трастов, принялись переводить деньги своих богатых клиентов с Багамских и Виргинских островов в Неваду, Вайоминг, Южную Дакоту. Управляющий директор Rothschild & Co. Эндрю Пенни недавно заявил, что США «фактически стали крупнейшим налоговым раем в мире».
Корпорации с оптимизацией
Крупный бизнес охотно «оптимизирует» налоговую нагрузку с помощью офшоров. В числе уклонистов — всемирно известные компании.
Как показало исследование организаций Citizens for Tax Justice и U.S. PIRG, 358 крупнейших американских компаний из списка Fortune 500 на конец 2014 года зарегистрировали в совокупности более 7,6 тыс. «дочек» в офшорных юрисдикциях. Они держат в них более $2,1 трлн накопленной прибыли, избегая уплаты налогов в США. При этом 65% офшорных капиталов ($1,4 трлн) приходится на 30 компаний из этого списка. Эксперты подсчитали, что средняя ставка корпоративных налогов, уплачиваемых американскими корпорациями за рубежом, составляет 6%. Выводя деньги из США, они фактически задолжали государству около $620 млрд.
Крупнейшим нарушителем называют, в частности, Apple — корпорация держит в офшорах рекордные $181,1 млрд. Если бы эти прибыли были зарегистрированы в США, Apple выплатила бы с них $59,2 млрд налогов. American Express вывела в офшоры $9,7 млрд, с которых в США могла бы отдать $3 млрд. За рубежом же она платила налоги по средней ставке 4%. Nike с $8,3 млрд осевших в офшорах прибылей уплатила бы налоги в сумме $2,7 млрд, а средняя ставка за рубежом составила лишь 2,5%. Один из излюбленных способов оптимизации у производителя спорттоваров — передача прав на свои товарные марки «дочкам» на Бермудах, которым головная контора потом выплачивает роялти. В созвездии компаний, имеющих большое количество «дочек» в офшорах (более 100), сияют такие гиганты, как PepsiCo, Pfizer, Morgan Stanley. Эксперты призывают бороться с уклонением, ужесточая законодательство, в частности, заставить корпорации платить налоги с зарубежных доходов в США.
В Европе этой проблемой активно занялись в 2014 году после скандала Lux Leaks, когда журналисты выяснили, что международные корпорации массово использовали схемы по уходу от налогов в Люксембурге. По оценкам Европарламента, действия компаний-уклонистов обходятся странам ЕС в €70 млрд в год. Сейчас в Евросоюзе обсуждается ряд профильных законодательных мер. Так, крупные компании могут обязать обнародовать данные о доходах и налогах. Еврокомиссия в последнее время инициировала ряд налоговых расследований. И установила, в частности, что Люксембург предоставил необоснованные налоговые преференции автогиганту Fiat, а Нидерланды — кофейной сети Starbucks. Каждую компанию обязали доплатить по €20–30 млн. Также выяснилось, что 35 корпораций использовали незаконные налоговые схемы в Бельгии, недоплатив в казну своих государств €700 млн. Идут расследования в отношении Apple, Amazon, McDonald’s. Под прицел властей ЕС может попасть и Google. Интернет-гигант уже согласился добровольно доплатить £130 млн по требованию британских налоговых органов; претензии компании предъявляют также Италия и Франция.
Налоги в США
Система налогов в США достаточно сложна и запутана, поскольку в данном государстве присутствует сразу несколько уровней налогообложения, а именно:
- федеральный;
- налоги штатов;
- местный.
Каждый из вышеперечисленных уровней подчинен определенным нормативно-правовым актам соответствующего властного субъекта — федерального правительства Соединенных Штатов, органов власти того или иного штата, местных властей. При этом ситуацию усложняет также то обстоятельство, что некоторые налоги в определенной части взимаются в федеральный бюджет, но при этом определенные отчисления по этому же налогу идут и в бюджет штата.
Очень важный нюанс: власти каждого штата самостоятельно определяют ставки и условия обложения, а также наличие, размеры и порядок применения тех или иных льгот, поэтому некоторые территориальные единицы можно назвать более благоприятными для определенных видов хозяйственной деятельности, а некоторые — менее.
На практике федеральные сборы можно отнести к числу основных, а местные — к числу вспомогательных. Тем не менее, требование по обязательной уплате соответствующих сборов распространяется на все виды налогов, независимо от того, в какой именно бюджет они должны перечисляться.
В целом фискальная система достаточно самобытна, она во многом соответствует общепринятым в западных странах принципам обложения, но одновременно с этим сохраняет много особенностей и индивидуальных нюансов.
Налоги в США — это чрезвычайно важный и значительный источник пополнения бюджетов всех уровней, поэтому и власти, и само общество очень внимательно и ревностно относятся к вопросам обложения, а любые попытки уклонения от уплаты порицаются не только на правовом, но и на бытовом, обывательском уровне.
Налог на доходы юридических лиц
Корпоративный налог в Соединенных Штатах Америки (так называемый IncomeTax) относится к числу основных, базовых, которые должен уплачивать каждый субъект предпринимательской деятельности. В отличие от многих других государств, страна не предусматривает возможности создания компаний. Налог на прибыль в США должны платить все предприятия и организации без исключения. Размер напрямую зависит от результатов коммерческой деятельности плательщика: чем большую прибыль получило юридическое лицо за отчетный период, тем в большем размере оно должно будет уплатить подоходный налог.
Базой обложения служит чистая прибыль предприятия, которая рассчитывается как разница между всеми аккумулированными поступлениями и суммой расходов юрлица в течение отчетного периода. Обязанность по уплате корпоративного сбора касается не только компаний-резидентов, но и иностранных предприятий — в том случае, если они ведут предпринимательскую деятельность на территории Соединенных Штатов.
Федеральный налог на прибыль в США устанавливается по прогрессивной шкале, которая варьируется от 15 до 35% в зависимости от размера прибыли корпорации. Система исчисления достаточно сложна, поскольку фискальное законодательство предусматривает определенную градацию: доход, который достигает определенной границы, облагается налогом на прибыль по меньшей ставке, часть, превышающая эту границу — уже по ставке на порядок выше.
Помимо федерального сбора, каждый штат самостоятельно устанавливает собственные корпоративные платежи, поэтому на старте бизнеса в США чрезвычайно важно правильно выбрать место регистрации корпорации, чтобы оптимизировать отчисления в бюджет. В частности, одним из самых благоприятных для бизнеса штатом (в фискальном плане) считается Делавер, однако и многие другие имеют свои особенности и преимущества в данном вопросе.
Корпоративные налоги в США охватывают не только полученную компанией прибыль, но и прибыль распределенную. Другими словами, акционеры компании, которые получают дивиденды, также обязаны уплатить с них соответствующие отчисления в бюджет.
Налог на доходы физических лиц
Подоходный налог в США общеобязателен для любых физических лиц, занимающихся какой-либо оплачиваемой деятельностью на территории данного государства независимо от того, являются ли эти лица гражданами Америки. Более того, поскольку в стране на законных основаниях трудятся миллионы мигрантов, на них точно так же распространяется обязанность по уплате подоходного налога — несмотря на то, что таких субъектов нельзя отнести к числу резидентов.
Важной особенностью уплаты данного вида отчислений считается то, что одинокие плательщики вносят его за себя отдельно, тогда как для женатых граждан доступна возможность уплаты подоходного налога от всей семьи. Последний вариант зачастую оказывается особенно выгодным для тех ячеек общества, в которых наблюдается значительный разрыв между уровнем доходов супругов — в этом случае совместный расчет и уплата позволяют оптимизировать траты.
Подоходный налог в США относится к числу прогрессивных, по аналогии с корпоративным. Ставка федерального взноса для физических лиц колеблется в диапазоне от 10% до 35%. При этом некоторые штаты дополнительно устанавливают свой платеж.
Для налога на доходы граждан также разработана специальная шкала, которая позволяет определить, какую ставку нужно платить с каждой части дохода, которая превышает ту или иную граничную величину. Система расчета достаточно сложная, требует наличия специальных знаний и навыков.
Большинство налогоплательщиков предпочитают придерживаться определенных границ своего дохода, не превышая их, поскольку небольшое превышение будет скорее минусом, чем плюсом — оно повлечет за собой необходимость уплаты подоходного налога по более высокой ставке. В конечном итоге средств в их распоряжении останется меньше.
Многие расходы граждан учитываются при выплате подоходного налога, что позволяет значительно уменьшить базу, принимаемую в расчет. Это касается, прежде всего, таких выплат как алименты, расходы по ипотечному кредитованию, средства, потраченные на лечение и образование и так далее. Кроме того, не включаются в состав облагаемого дохода суммы денежных средств, использованные в благотворительных целях.
Работающие лица должны уплачивать не только подоходный налог в США, но и другие общеобязательные платежи: социальный и медицинский сбор Medicare. Обязанность по уплате вышеуказанных налогов распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью самостоятельно.
Налог на недвижимое имущество
Налог на недвижимость в США на федеральном уровне не урегулирован, а передан на усмотрение местных властей. Поэтому в этом вопросе наблюдается огромное многообразие, ведь и ставки, и порядок уплаты, и льготы для некоторых категорий недвижимого имущества варьируются в зависимости от каждого конкретного округа или региона.
При исчислении и уплате взноса на недвижимость, помимо непосредственно балансовой стоимости такого имущества, могут учитываться многие другие факторы, в частности: тип объекта (жилой или коммерческий), время ее приобретения, количество единиц у одного владельца и так далее.
Специалисты «Прифинанс» досконально знают систему налогов в США и готовы помочь определить наиболее выгодные штаты для ведения того или иного бизнеса, а также оптимизировать выплаты в каждой конкретной ситуации.