Кто является плательщиками земельного налога?

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

• отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

• занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

• приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

Прочие земельные участки

Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

Земельный налог

1. Ставки земельного налога.

Для исчисления земельного налога федеральным законодательством определены две предельные величины налоговых ставок в размере:

* 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
* 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Однако конкретные налоговые ставки по каждому муниципальному образованию устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С ними можно ознакомиться в финансовых, налоговых органах. А также в администрациях СМС.

2. Кто имеет льготы по земельному налогу?

Федеральным законодательством не предусматривается освобождение граждан от уплаты всей суммы налога, этот вопрос передан на усмотрение Советов местного самоуправления. Предусмотрено частичное освобождение ряда категорий физических лиц. Таким образом, в случае, если муниципальным образованием не принято решение по льготированию жителей своей территории по земельному налогу, то минимальный размер льготы гарантирован Налоговым кодексом.
Льготы, в виде уменьшения налоговой базы на 10 тысяч рублей предусмотрены:

* Героям Советского союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордера Славы;
* ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий;
* физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
* инвалидам, имеющим вторую и третью степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют первую и вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
* инвалидам с детства;
* физических лиц, принимавших участие в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
* физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 2003-1 органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками, а также уменьшать размеры ставок по налогу.

3. Что делать, если не получено налоговое уведомление и квитанция на уплату земельного налога?

В случае неполучения физическим лицом налогового уведомления об уплате земельного налога, либо ошибочно полученных налоговых уведомлений, гражданам следует обращаться в налоговые инспекции по своему месту жительства.

4. Что делать, если из налоговой инспекции пришло уведомление об уплате земельного налога, а земельный участок продан?

Написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и приложить документы о продаже.

5. Должен ли инвалид – член садового товарищества платить земельный налог?

Если решением органа местного самоуправления соответствующим решением установлены льготы для всех категорий инвалидов, то следует руководствоваться этим решением. Если дополнительных льгот не установлено, то следует руководствоваться федеральным законодательством (см. выше).

Например, Решением Казанской городской думы от 26.09.2007 года № 4-21 «О внесении изменений в решение Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 г № 2-3 «О земельном налоге» с 2007 года от уплаты земельного налога освобождены физические лица – члены садоводческих и дачных объединений граждан, относящихся к льготным категориям налогоплательщиков, в частности и инвалиды, имеющих II и III степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Кроме того, предоставлена льгота садоводческим товариществам на сумму налога, приходящуюся на инвалидов – члены садоводческих и дачных объединений, не имеющих правоустанавливающих документов на садовые участки. Таким образом, на эту сумму уменьшаются их членские взносы.

6. Сроки уплаты земельного налога?

Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании. В основном в Республике Татарстан установлены сроки уплаты авансовых платежей не позднее 15 сентября и 15 ноября. Однако, например, в г. Бугульме установлен только один срок уплаты авансового платежа – 15 ноября, в г. Мензелинске утверждены сроки уплаты авансового платеже – не позднее 15 сентября и не позднее 20 ноября.

По итогам года после 1 января уплачивается оставшаяся часть годовой суммы земельного налога. В основном срок уплаты налога по году либо 15 января (Аксубаевский, Черемшанский, Алькеевский, Нурлатский и т.д.), либо 15 февраля (г. Казань, Лаишевский, Атнинский, Арский, Верхнеуслонский, Елабужский, Менделеевский, Мамадышский, Агрызский, и др.), в некоторых муниципальных образованиях установлены и иные сроки – не позднее 1 февраля (Высокогорский, Пестречинский, Апастовский, Кайбицкий и др.).

Сроки уплаты налога указаны в налоговых уведомлениях и квитанциях, кроме того, для уточнения сроков уплаты можно обратиться в налоговые, финансовые органы по месту жительства.

7. Как исчисляется земельный налог?

Налог исчисляется как произведение кадастровой стоимости на ставку налога, утвержденную в муниципальном образовании. Кадастровая стоимость определяется специализированным государственным органом – Роснедвижимостью, которая имеет в каждом муниципальном районе свои территориальные подразделения. По вопросу правильности определения кадастровой стоимости следует обращаться в территориальные органы Роснедвижимости.

8. Почему пенсионеры должны платить земельный налог?

В статье 395 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определены категории налогоплательщиков, имеющие льготы по уплате земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данной статье не предусмотрена.

Однако положения главы 31 НК РФ не исключают возможности предоставления пенсионерам льгот по уплате земельного налога.

Положениями пункта 2 статьи 387 НК РФ определено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы (в том числе пенсионерам), основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

9. Какие документы необходимы для подтверждения права на льготу по уплате земельного налога?

Льготы по налогу предоставляются гражданам на основании заявлений и копий документов, подтверждающих право на предоставление льготы.
Так, например, право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий подтверждаются следующими документами:

* удостоверением ветерана Великой Отечественной войны;
* удостоверением участника войны;
* удостоверением инвалида войны;
* удостоверением прав на льготы;
* свидетельством ветерана боевых действий о праве на льготы.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, льготы предоставляются на основании соответствующих удостоверений и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) по инвалидности.

Документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок, установленный в каждом муниципальном образовании. При непредставлении вышеназванных документов льгота налоговыми органами предоставлена быть не может.

10. В какой орган государственной власти необходимо обратиться физическому лицу для установления льгот по земельному налогу?

Если плательщик считает, что какой – то категории граждан следует предоставить льготу по налогу, ему следует обращаться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения земельного участка с предложением о внесении изменений в Решение СМС по земельному налогу.

11. Уплачивается ли земельный налог за земли, занятые многоквартирными домами?

Да, подлежит. Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также имеется соответствующий документ на право собственности, то собственники помещений в этом доме признаются плательщиками земельного налога в доле, пропорциональной общей площади помещений в этом доме, принадлежащих им на праве собственности.

Следует отметить, что если часть помещений (нежилых) принадлежат организации или предпринимателю, то расчет суммы земельного налога и уплата его в бюджет является обязанностью данной организации или предпринимателя. Сумма налога рассчитывается пропорционально доле занимаемой общей площади в общей площади дома (по данным органов технической инвентаризации.

© 2010 — 2021 Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. Справочно-информационный портал государственных и муниципальных услуг работает в тестовом режиме. Информация на Портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.

Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию.Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на Портале.

К сведению плательщиков земельного налога

Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен главой 31 Налогового Кодекса РФ.

Земельный налог является местным налогом. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА
Плательщиками налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками (земельными долями), на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Объектом налогообложения признаются земельные участки (земельные доли), расположенные в пределах муниципального образования.

НАЛОГОВАЯ БАЗА
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ , по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

СТАВКИ НАЛОГА
В соответствии с положением пункта 1 статьи 394 НК РФ применение пониженной налоговой ставки в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, для исчисления земельного налога

в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, осуществляется при условии их использования для сельскохозяйственного производства.

В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по повышенной налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Таким образом, при нецелевом использовании земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, налоговая ставка может увеличиться в 5 раз.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369.

Кто является плательщиками земельного налога?

Согласно статьям 269, 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

Пунктом 286.5 ст. 286 этого Кодекса установлено, что начисление физическим лицам сумм земельного налога проводится контролирующими органами, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 ст. 287 Налогового кодекса).

Вместе с тем согласно пп. 281.1.4 п. 281.1 ст. 281 этого Кодекса от уплаты земельного налога освобождаются ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551.

Ветеранами войны являются лица, принимавшие участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К ветеранам войны относятся участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны (ст. 4 Закона № 3551).

Законом № 1233, вступившим в силу 22.05.2014 г., расширен круг лиц, относящихся к участникам боевых действий.

Так, участниками боевых действий согласно п. 19 ст. 6 Закона № 3551 признаются военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, защищавшие независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавшие непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции, а также работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции в районах ее проведения в порядке, установленном законодательством.

То есть лица, которые в соответствии с нормами Закона № 3551 признаны участниками боевых действий, освобождаются от уплаты земельного налога. При этом освобождение от уплаты земельного налога, предусмотренное для такой категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, установленных п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Кроме того, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по уплате земельного налога, уплачиваемого на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет денежных средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты (п. 284.1 ст. 284 Налогового кодекса).

Что касается арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, то ее размер устанавливается в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. При этом нормами Налогового кодекса не предусмотрено уменьшение размера арендной платы.

Вместе с тем согласно ст. 32 этого Кодекса срок уплаты налога может быть изменен путем перенесения установленного налоговым законодательством срока уплаты налога или его части на более поздний срок. Общие принципы рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщиков предусмотрены ст. 100 Налогового кодекса.

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и подтверждающих эти обстоятельства документов приведен в постановлении № 1235.

Налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), может быть списан как безнадежный согласно ст. 101 Налогового кодекса. Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков утвержден приказом № 577.

Кто является плательщиками земельного налога?

  • Правовая база земельного налога
  • Кто платит земельный налог?
  • Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы
  • Условия уменьшения налоговой базы для физлиц
  • Итоги

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО