В России вводят «налог на богатых». Путин подписал закон — как он будет работать?
Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий отход от приниципа плоской шкалы налогообложения. С 13% до 15% повышается подоходный налог на доходы, которые превышают 5 млн рублей в год. Новые правила коснутся примерно 1% населения страны, полагают эксперты.
Введение новой ставки было инициативой Путина, ее стали называть «налогом на богатых». 23 июня этого года, выступая с очередным телеобращением к стране в связи с пандемией коронавируса, президент в числе прочего предложил с 2021 года повысить НДФЛ для россиян, чей годовой доход больше 5 млн рублей (или 416 тысяч рублей в месяц).
Ставка 15% будет только для той части дохода, которая превышает эту сумму.
Дополнительные доходы бюджета Путин тогда предложил тратить только на одну цель — на лечение детей с тяжелыми, в том числе редкими — орфанными — заболеваниями.
Законопроект, оформляющий путинскую инициативу, был внесен в Госдуму правительством в сентябре. В первом чтении депутаты приняли его 21 октября. Повышение до 15% в отношении доходов, превышающих 5 млн рублей (65 тысяч долларов) в год, он предусматривает с 1 января 2021 года.
- Путин предложил повысить подоходный налог для богатых. Деньги пойдут на помощь больным детям
«Справедливость здесь абсолютно ни при чем»
Путин объяснил необходимость отхода от концепции единого 13-процентного налога тем, что технологии сейчас позволяют точечно рассчитывать выплаты.
С момента вступления в силу второй части Налогового кодекса России в 2001 году в стране действует единая ставка НДФЛ в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
«То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд выглядит даже несправедливым, — рассуждал в июне Путин. — Однако если учесть, что после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась, причем увеличилась значительно, и государство получило возможность направлять эти дополнительные средства на решение социальных задач, то станет ясно, что справедливость здесь абсолютно ни при чем».
По словам Путина, с учетом «нового качества администрирования» и внедрения цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и «направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач».
Это было не первое повышение налогов, о котором Путин объявил в формате коронавирусного обращения к россиянам. В марте он сообщил о введении налога на доходы по вкладам и инвестициям на сумму свыше 1 млн рублей.
- В России появится «налог для богатых». Поможет ли он детям и экономике?
Что думают эксперты
Новые правила коснутся примерно 1% населения страны, говорил Би-би-си директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.
По его мнению, для тех, кто подпадет под новые налоги, это будет ощутимый рост налоговой нагрузки. «Надо понимать, что 5 млн — это более 400 тысяч рублей в месяц, и соответственно для них это окажется существенным снижением дохода. Скажем, при зарплате 10 млн [рублей в год] это означает снижение зарплаты на 100 тысяч рублей в год», — подсчитывал эксперт.
По данным Росстата на апрель 2019 года, в России зарплату выше 500 тысяч рублей в месяц получали около 0,1% работающих россиян. Еще около 0,7% получали зарплату от 250 тысяч рублей в месяц до 500 тысяч. Росстат не дает разбивку по тому, какая доля населения получает зарплату выше 400 тысяч.
Доходы многих чиновников превышают лимит в 5 млн рублей. Путин задекларировал доход за 2019 год в 9,7 млн рублей. Премьер-министр Михаил Мишустин в свой последний год работы на посту главы Федеральной налоговой службы заработал 18,2 млн рублей. Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев задекларировал 11 млн рублей.
Издание Frank RG писало, что «налог на богатых» придется платить примерно 30% руководящих работников банков.
Повышение НДФЛ не должно затронуть тех граждан, которые продали квартиру и таким образом получили повышенный доход. «В Налоговом кодексе есть специальная норма, которая позволяет исключать продажу недвижимости из налогообложения», — говорил Би-би-си партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
НДФЛ в размере 13% сохранится не только для доходов от продажи недвижимого имущества, но и в случае его дарения.
Глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров в среду заявил, что «есть целый ряд вопросов, которые рекомендуется посмотреть ко второму чтению». Комитет предлагал не повышать ставку для доходов от продажи всего имущества, а не только недвижимости. Также предлагалось сохранить НДФЛ в размере 13% при налогообложении страховых выплат.
Минфин при этом уточнил перечень доходов, подпадающих под обложение НДФЛ в 15%, исключив из него разовые или нерегулярные доходы. «Основной принцип законопроекта — применение повышенной ставки НДФЛ к периодическим и активным доходам свыше 5 млн рублей, связанным непосредственно с трудовой деятельностью людей», — цитирует сообщение министерства РБК.
По мнению Захарова, бизнес вряд ли будет массово уходить в тень от повышенного НДФЛ, так как подоходный налог все равно остается одним из самых низких в Европе.
При этом экономический эффект от новых налоговых правил будет не столь значительным, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Путин говорил, что его налоговая инициатива даст бюджету около 60 млрд рублей.
«Это не такая уж большая сумма в годовом выражении. Речь [в выступлении Путина] также шла о том, что 100 млн рублей регионам дополнительно дают на дорожное строительство. То есть эффект от повышения подоходного налога будет даже меньше той суммы, которая направляется на дороги», — говорила Би-би-си эксперт.
Минфин подсчитал, что дополнительные доходы бюджета должны составить 60 млрд рублей в 2021 году, а в 2022 году — уже 64 млрд рублей, в 2023-м — 68,5 млрд.
А вот опрошенные Би-би-си руководители благотворительных организаций, которые помогают детям с орфанными заболеваниями, положительно оценивали предложение Путина.
«Пока мы имеем ситуацию, что многие дети не получают помощь просто потому, что не хватило денег. Медицина в области орфанных заболеваний критически недофинансирована. Несмотря на ту работу, которую мы ведем в течение многих лет, мы просто не в состоянии покрыть все потребности. Появляются новые препараты, которые стоят огромных денег, и приходится принимать кошмарные решения: кому помочь, а кому нет», — говорила директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова.
«Поступившие в бюджет средства адресно пойдут именно на эти цели», — заявил в среду спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Как новый налог повлияет на майнинговые фермы?
Участники рынка рассказали, что отток иностранных инвестиций из Казахстана может составить 10 млрд тенге в год
Планируемое введение в Казахстане налога для майнинговых ферм 1 тенге за 1 кВт/ч приведет к оттоку иностранных инвесторов, часть майнеров могут перевести свои фермы в Узбекистан. Также некоторые игроки могут уйти в тень. В результате отток иностранных инвестиций из Казахстана может достигнуть 10 млрд тенге в год. Об этом на онлайн-конференции заявил президент ОЮЛ «Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане» Алан Дорджиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«С 2020 года в Казахстане была легализована отрасль майнинга. В 2021 году депутаты инициировали поправки в Налоговый кодекс по введению с 2022 года налога за цифровой майнинг в размере 1 тенге за 1 кВт/ч. Депутат Альберт Рау объяснил введение этой нормы тем, что она необходима для увеличения доходов в бюджет и повлечет сокращение бесконтрольного потребления электроэнергии. Также он объяснил введение нового налога необходимостью регулирования майнинга, стимулированием развитие отрасли. Мы общались с господином Рау, но он не владеет четкой технологией, как будет изыматься этот налог, он не работал в этой индустрии», — говорит Алан Дорджиев.
В первом чтении мажилисом норма о введении этого налога была исключена, но во втором чтении эту норму вернули. «Это произошло буквально за день до того, как законопроект отправили в сенат. С нами, как с участниками рынка, эта норма не обговаривалась, с нами не совещались», — подчеркивает Алан Дорджиев.
Он подчеркивает, что сейчас в Казахстане работает 17 майнинговых дата-центров. В них свои средства вложили порядка 30 иностранных инвесторов, работающих в Казахстане. По мнению Алана Дорджиева, если будет введен новый налог, то майнеры заплатят в бюджет 4,4 млрд тенге в год.
«Майнинговое оборудование изнашивается за 2,5-3 года. И учитывая это, чтобы не обновлять оборудование, нужно (ежегодно – Ред.) реинвестировать порядка 20-25 млрд тенге. В целом же в майнинг РК было инвестировано около 80 млрд тенге. По нашим оценкам, после введения этого налога часть инвесторов решат не инвестировать в майнинг и покинут РК, и Казахстан моментально потеряет около 10 млрд тенге инвестиций в год», — считает он.
В дальнейшем индустрия через два года может стать меньше в два раза. «Вместо предполагаемых 4,4 млрд тенге бюджет получит лишь 2 млрд тенге через два года, и потом эта цифра будет стремиться к нулю», — уточнил Алан Дорджиев.
По его словам, уже сейчас приток иностранных инвесторов в индустрию цифрового майнинга падает.
«Уточню, это единственная индустрия в Казахстане, которая не просила госфинансирования, средств у банков развития. Развитие майнинга произошло за счет прямых иностранных инвестиций. Сейчас инвесторы задают нам вопрос: если в Казахстане можно ввести налог за четыре недели, не согласовав с участниками рынка, пропустить его в парламент, почему они должны в дальнейшем инвестировать в нашу страну? К нам инвесторы обращаются с такими вопросами, но мы ответить на них не можем», — отмечает Алан Дорджиев.
По его словам, в настоящее время индустрия цифрового майнинга оплачивает в бюджет налогов на сумму более 10 млрд тенге. «Порядка 2 млрд тенге в год поступило от индустрии за счет уплаты КПН. Также из-за того, что майнеры приобретают в огромном объеме электроэнергию на сумму порядка 8 млрд тенге, на балансе электростанции оседает НДС», — отметил Алан Дорджиев.
В мире, подчеркивает он, майнеры не облагаются дополнительными налогами. «Это связано с тем, что майнинговые фермы предоставляют услуги. Такой практики, как введение налога на электроэнергию для отдельной индустрии, нет. Швеция вроде пыталась ввести какой-то налог, но потом отказалась от этого», — уточнил Алан Дорджиев.
Майнинг в Казахстане стал активно развиваться с 2017 года, когда стали строиться индустриальные дата-центры. «Все они были построены на средства иностранных инвесторов. В Казахстане такие дата-центры потребляют около 500 МВт электроэнергии в год. Члены нашей ассоциации потребляют около 70% от этого объема. Получается, что дата-центры, которые входят в нашу ассоциацию, приносят в Казахстан порядка 72 млрд тенге экспортной выручки. Это важно, потому что у нас отрицательный баланс по экспорту услуг из страны. Из 72 млрд тенге: 67 млрд тенге идет на оплату за электроэнергию станциям, оставшаяся сумма – на зарплату сотрудникам, затраты на строительство, закуп местной энергетической продукции», — отмечает Алан Дорджиев.
О сером рынке
Еще один из аргументов депутатов, почему планируется ввести новый налог – выведение всех подпольных майнеров из серого рынка.
«На самом деле все майнеры, которые работают в Казахстане и потребляют 500 МВт – все они работают легально. Все они предоставляют свои услуги за рубеж. Почему они не могут работать нелегально? Потому что за такой объем электричества платить нелегально или наличными не получится. Платить за электричество 67 млрд тенге в год подпольно не получится», — считает Алан Дорджиев.
По его словам, введение налога вряд ли приведет к выводу майнеров из тени. «Ведь когда происходит дополнительное регулирование какого-то рынка, часть игроков,наоборот, уходит в тень. То есть те, кто подпольно майнил на балконе, уйдет в тень», — уверен он.
Он считает, что альтернативой такому налогу может стать легализация рынка майнинга в Казахстане. «В правительстве думают, как с юридического лица или физического лица, которые зарабатывают сверхприбыли, попытаться больше собрать налогов. Единственный шанс это сделать — дать возможность людям продавать легально биткоины на местных биржах через банки, там будет удерживаться налог на прирост стоимости криптовалюты», — считает он.
Генеральный директор ТОО «BTC KZ» Галым Телеуов обращает внимание, что тарифы на электроэнергию постоянно меняются. И это негативно влияет на рынок. «В Казахстане предельные тарифы на электроэнергию, которые утверждаются на 5 лет и якобы не должны меняться пять лет, повышаются каждые полгода. Последнее повышение было в апреле 2021 года, тариф ГРЭС-1 увеличился на 25%, ГРЭС-2: на 6%. Мы как майнинговая компания никогда не знаем точную цену электроэнергии наперед – это затрудняет планирование бюджета для нас», — делится он.
Если введут налог, поясняет он, то его компании придется переложить на иностранных инвесторов. «Мы опасаемся, что наши клиенты больше не будут инвестировать средства в майнинговые фермы в Казахстане. Они начнут искать другие рынки с более стабильной юрисдикцией. С такой ситуацией уже столкнулся Кыргызстан, когда там появился слух о том, что увеличат налоги на майнинг, многие иностранные инвесторы сразу ушли оттуда. То майнинговое оборудование, которое продается в Казахстане на вторичном рынке, из Кыргызстана. Думаю, что нашей стране не стоит повторять эту ошибку», — отметил Галым Телеуов.
Отметим, дата-центры компании находятся в Павлодарской области, их мощность 87 МВт. Компания «BTC KZ» является субъектом оптового рынка электроэнергии. Она покупает электроэнергию со станции ГРЭС-1 и ГРЭС-2 через энергоснабжающие организации. За четыре месяца 2021 года ее объем потребления составил 233 млн кВт/ч. «Только станциям мы заплатили 1,6 млрд тенге», — уточнил Галым Телеуов.
Об окупаемости
Директор по развитию компании Enegix, владеющей дата-центрами, Ерболсын Сарсенов подчеркивает, что сейчас окупаемость его проекта находится под угрозой.
«В 2019 году мы построили самый крупный дата-центр в СНГ мощностью 180 МВт. Инвестиции в проект составили 25 млн долларов. При полной загруженности мы заплатим в бюджет КПН на сумму около 900 млн тенге, НДС на сумму 1 млрд тенге. Чтобы загрузить наш дата-центр, необходимы инвестиции в размере 100 млрд тенге. В результате налог упадет на плечи инвесторов, и стадия окупаемости проекта затянется. Изначально окупить проект предполагалось через 2-3 года, если будет введен новый налог, окупаемость может достичь 4 лет – это при полной загруженности проекта», — отметил Ерболсын Сарсенов.
По его словам, майнинговая отрасль сейчас находится в зародышевом состоянии. «Если мы ее поддержим, Казахстан в этой сфере может стать лидером и занять свою нишу. Он может войти в топ-3 стран по предоставлению услуг цифрового майнинга. Призываем не торопиться с введением дополнительных налогов», — отметил Ерболсын Сарсенов.
Все участники рынка подчеркивают, что в Казахстане наблюдается профицит электроэнергии. «Многие считают, что майнеры – это проблема для Казахстана, ведь они потребляют много электроэнергии. Но у нас в стране профицит электроэнергии. Мы не лишаем электричества жилые объекты», — отметил Ерболсын Сарсенов.
История подоходного налога в России
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год — 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.
ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.
История
После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.
В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей — 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.
Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки — ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.
В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе «северные надбавки».
В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году — до 10 млн рублей, в 1996 году — до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.
К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) — с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.
С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ — 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.
Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы
Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению «черных» зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.
14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите «Группы двадцати» в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века», хотя и позволила увеличить доходы бюджета.
Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.
30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога «оказалась очень удачной».
В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат — до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: «фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно».
20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.
Заседание президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. (стенограмма)
Дом Правительства, Москва
Вступительное слово Михаила Мишустина на заседании президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, коллеги!
Ситуация с заболеваемостью ковидом в целом по стране остаётся напряжённой. По итогам прошлой недели рост заболеваемости отмечен в 11 регионах.
Положение дел осложняется тем, что в мире выявлен и во многих странах уже зафиксирован новый штамм коронавируса. Пока нет полной ясности, как он повлияет на общую картину. Надо быть готовыми к любому сценарию.
По поручению Президента Правительство завершает подготовку обновлённого плана действий. Он направлен на предотвращение распространения нового штамма вируса, включает не только санитарно-эпидемиологические меры, но и комплексные решения для защиты здоровья граждан.
В рамках дополнительных мероприятий будем работать по нескольким направлениям. Прежде всего необходимо создать барьеры и снизить темпы проникновения ковида в нашу страну, а также повысить объёмы производства тест-систем для диагностики и раннего выявления этой инфекции.
Продолжим поддерживать готовность инфраструктуры здравоохранения по всей России.
Кроме того, с учётом международного опыта будут актуализированы временные методические рекомендации по лечению больных коронавирусом.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), сегодня обсудим мероприятия, которые должны быть включены в документ. Надо закончить эту работу и направить дополненный план мероприятий – с учётом сегодняшнего обсуждения – Президенту.
Необходимо постоянно контролировать, чтобы в субъектах Российской Федерации были запасы лекарств, кислорода, средств индивидуальной защиты. Должен сохраняться и резерв коек. Обращаю на это особое внимание глав регионов.
Сейчас крайне важно обеспечить устойчивость системы здравоохранения, чтобы больницы и поликлиники в каждом российском субъекте стабильно работали при любом развитии событий.
Правительство дополнительно направило 89 млрд рублей на поддержку системы обязательного медицинского страхования. Средства пойдут прежде всего на лечение пациентов с ковидом. Для людей такая помощь останется бесплатной и дальше будет предоставляться по полису ОМС – во всех регионах страны.
Ещё об одном решении. Подготовлено постановление Правительства, которое продлевает упрощённый порядок ввоза и регистрации медицинских изделий, нужных для борьбы с коронавирусом. Он был введён в прошлом апреле и теперь будет действовать ещё три года. Это позволит не допустить нехватки различных расходных материалов и тест-систем, средств индивидуальной защиты, аппаратов искусственной вентиляции лёгких. Всего – около 450 наименований медицинских изделий. Они необходимы, чтобы оказывать помощь заболевшим.
Михаил Альбертович (обращаясь к М.Мурашко), как сейчас справляются наши больницы, поликлиники? Президент поручил поддерживать повышенную готовность системы здравоохранения, предусмотреть дополнительные инфекционные койки и их оснащение необходимым оборудованием, а также обеспечить запас лекарств, кислорода. Как выполняются эти поручения главы государства? И ещё отдельно расскажите, как идёт вакцинация.
Как будут снижать «налоговое бремя» на бизнес и какие изменения ждут налоговую сферу
Президент анонсировал ряд изменений в налоговой сфере, чтобы «максимально снизить налоговое бремя на бизнес». Речь идёт о налоговых льготах и послаблениях для участников СЭЗ, экспортёров, общепита, туризма, производителей стройматериалов и других. Кроме того, планируется упростить возврат НДС, приостановить начисление некоторых штрафов и снизить их размеры.
Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с предпринимателями в пятницу рассказал о планах по совершенствованию налоговой сферы и максимальному снижению налогового бремени на бизнес в Узбекистане, передаёт корреспондент «Газеты.uz».
Что было сделано
По его словам, за последние три года виды налогов сократились с 16 до 9. Он напомнил, что до недавнего времени в пенсионные, школьные и дорожные фонды выплачивались 3,2-процентные сборы, что было «тяжелым бременем для бизнеса». Эти сборы вычитались из оборота независимо от прибыли предприятия, и их размер составлял не менее 20−25% от прибыли предприятия.
В связи с отменой этих сборов во внебюджетные фонды около 7000 предприятий освобождены от уплаты налогов в среднем на 6 трлн сумов в год.
Президент отметил, что ставки налогов на имущество, на доходы физических лиц и социального налога уменьшены вдвое. Например, налоговая нагрузка в транспортном секторе снизилась в 3 раза, в пищевой промышленности — в 2 раза, а в текстильной и электротехнической промышленности — на 20%.
«Особенно во время пандемии, несмотря на резкое увеличение наших затрат, налог на добавленную стоимость был снижен с 20% до 15%, социальный налог в наиболее пострадавших секторах был снижен с 12% до 1%, а налоги на имущество и землю были полностью отменены. Это, в свою очередь, позволило предпринимателям направить оставшиеся 2 трлн сумов в свой бизнес», — подчеркнул он.
Что планируется сделать
При этом предприниматели по-прежнему задают много справедливых вопросов о налоговых ставках и налоговом администрировании.
Во-первых, с момента вступления в силу нового Налогового кодекса в прошлом году 23 участника специальной экономической зоны обеспокоены сохранением прежних льгот. По этому поводу подали заявки более 70 предприятий, таких как совместное предприятие «АВП» из Сырдарьи и Steel Pipe Company из Ташкентской области, которые являются участниками СЭЗ.
«Хочу прояснить один момент: до принятия закона „О специальных экономических зонах“ в феврале 2020 года льготы, предоставляемые предпринимателям, зарегистрированным в экономических зонах, сохранятся. Это гарантируется законом. В частности, эти предприниматели были освобождены от налогов на имущество, землю и воду на срок до 10 лет, в зависимости от суммы инвестиций. Теперь к этим льготам добавится налог на прибыль, и в распоряжении бизнеса останется около 300 млрд сумов в год», — отметил президент.
Кроме того, для равной конкуренции на внутреннем рынке сырьё, импортируемое для производства экспортной продукции, освободят от импортных пошлин. Например, Jizzakh Toshtepa Textile, расположенная в Джизакской свободной экономической зоне, полностью экспортирует свою продукцию. За счёт этой льготы компания получит таможенную льготу в размере 2,2 млрд сумов на завезённое сырье и полуфабрикаты на 1 млн долларов.
«Но нужно четко понимать одну вещь. Мы проводим большие реформы, чтобы создать непрерывную цепочку налога на добавленную стоимость. Таким образом, будет введен порядок возврата участникам специальных экономических зон излишне [уплаченной или взысканной суммы] НДС в течение 7 дней», — сообщил глава государства.
Данная процедура позволит предпринимателям в короткие сроки возвратить НДС в среднем на 350 млрд сумов в год и увеличить оборотные средства.
Кроме того, при уплате НДС за ввозимые товары в рассрочку на 120 дней предпринимателям не будут начислять проценты и требовать у них залог.
Шавкат Мирзиёев выразил обеспокоенность увеличением количества и размера некоторых штрафов, налагаемых налоговыми органами. Если в 2020 году 336 предприятий были оштрафованы на 51 млрд сумов, то за первые шесть месяцев этого года более 3000 предпринимателей получили штрафы на сумму более 900 млрд сумов.
Президент поручил вице-премьеру Джамшиду Кучкарову, министру финансов Тимуру Ишметову, председателю Государственного налогового комитета Шерзоду Кудбиеву, министру юстиции Русланбеку Давлетов и другим в течение месяца внести предложение об отмене практики наложения финансовых штрафов по результатам камеральной проверки налоговых органов.
Поэтому необходимо принимать серьезные меры по упрощению налогового администрирования, совершенствованию надзорных функций налоговых органов.
С 1 января 2022 года налоговые органы запустят сервис по формированию отчётности бизнеса через свои электронные программы. Поскольку сейчас 228 тысяч малых предприятий не имеют бухгалтеров. В результате около 32 тысяч предпринимателей, подавших налоговые отчёты с недостатками, были оштрафованы.
«Полностью будет отменена процедура применения финансовых санкций за несвоевременную сдачу отчетности», — подчеркнул глава государства.
Шавкат Мирзиёев сообщил, что получил предложения от более 50 производителей строительных материалов по снижению себестоимости продукции.
В частности, сейчас налог за пользование недрами составляет 14% от себестоимости цемента, 10% — асфальта, 7% — песчано-гравийной смеси.
Поэтому ставка налога за пользование недрами будет снижена в 2 раза за добычу нерудных полезных ископаемых, таких как песок, гравий, известняк, гипс, доломит. Благодаря этому около 1500 предприятий оставят в своём распоряжении 500 млрд сумов в год.
Президент отметил важность развития сферы услуг, которая может в короткие сроки создать новые рабочие места.
«Пандемия продолжается, и мы все, конечно, можем видеть, насколько сложно сектору услуг, особенно для предприятий общественного питания и туризма. В связи с этим в прошлом году от предприятий общественного питания и туризма поступило более 300 обращений на продление льгот», — сообщил он.
В связи с этим до конца года освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество 13 тысяч предприятий общественного питания. За счёт этого у них останется дополнительно 30 млрд сумов. Сроки их задолженности в размере 35 млрд сумов по прочим налогам продлят до конца этого года, а погашение кредитов отсрочат.
Туристические компании и отели будут освобождены от туристических сборов сроком на 2 года. В распоряжении 2000 предпринимателей останется 150 млрд сумов, сказал президент.
Сегодня около 5000 предприятий имеют дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям. В связи с пандемией наложение штрафов на этих предпринимателей и взимание штрафов в размере 6 трлн сумов, которые наложены на сегодняшний день, будут приостановлены до конца этого года.
Согласно действующей процедуре, в дополнение к подаче отчёта по НДС предприниматели должны подать отдельное заявление в налоговые органы о возврате разницы по этому налогу. Это занимает лишнее время и создаёт волокиту для 14 тысяч предпринимателей.
Министру финансов Тимуру Ишметову и главе ГНК Шерзоду Кудбиеву поручено детально изучить этот вопрос и ввести процедуру возврата НДС без дополнительных документов со следующего года.
Кроме того, руководитель предприятия «Саг-Агро» Камол Абдуллаев и более 200 других предпринимателей обратились с просьбой «взять в зачёт» уплаченный НДС в налоговые и таможенные органы.
У «Саг-Агро» была переплату по налоговой базе в размере 700 млн сумов, из-за чего компания была вынуждена уплатить таможне 1,4 млрд сумов НДС.
«Поэтому следующего года электронные базы данных налоговых и таможенных органов будут связаны между собой при исчислении налога на добавленную стоимость. То есть существующие в налоговых органах излишние платежи по НДС также будут учитываться при уплате таможенных платежей. Эта льгота будет доступна для более чем 10 тысяч предпринимателей», — подчеркнул президент.
На этой встрече президент также анонсировал создание при Минфине компании по управлению валютным риском. Кредиты предпринимателей в иностранной валюте на 1 млрд долларов по соглашению с банками будут переведены в национальную валюту.
Кроме того, планируется отменить лицензирование микрофинансовых организаций и дать им право принимать платежи и другие послабления.