Оценка и управление налоговыми рисками организации
- Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?
- Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?
- Налоговые риски по НДС в 2018 году
- Риски предприятия по налогу на прибыль
- Управление налоговыми рисками
- Итоги
Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.
Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?
Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:
- неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
- недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
- технические ошибки.
То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.
В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:
- наличие:
- низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
- убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
- высокой доли вычетов по НДС;
- несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
- низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
- близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
- высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
- необоснованного количества посредников в сделке;
- действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
- частой смены мест постановки на налоговый учет;
- низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
- отсутствие:
- личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
- документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
- данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
- обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
- взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
- попыток взыскания образовавшихся долгов;
- процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.
Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.
Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?
Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.
Таким образом, заключая договор, надо:
- собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
- саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
- подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
- запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.
Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.
Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.
Налоговые риски по НДС в 2018 году
В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:
- директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
- как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.
Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.
Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Риски предприятия по налогу на прибыль
Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).
В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:
- наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
- обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
- соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
- соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
- обоснованность убытков предшествующих лет.
На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».
О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».
Управление налоговыми рисками
Процесс управления налоговыми рисками предполагает:
- организацию работы только с проверенными контрагентами;
- следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
- соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
- систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.
Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.
Итоги
Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.
Налоговые риски
Налоговые риски являются обязательной составляющей любого бизнеса.
В современном мире бизнес немыслим без риска, так как успех в нем зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности и принятых решений, но и от учета вероятности критических ситуаций. Возложенная государством на граждан и организации обязанность по уплате налогов сама по себе является фактором риска, поскольку наличие такой обязанности само по себе предполагает повышенное внимание к налогоплательщику со стороны налоговых и правоохранительных органов.
Малому и среднему бизнесу столкновение с подводными камнями налоговых рисков дается особенно болезненно. И еще более неприятно узнавать потом, задним числом, что столкновения могло и не быть. Поэтому принимая решение заключить сделку, каждая компания должна проанализировать условия этой сделки, а также те юридические последствия, которые порождает данная сделка, с точки зрения рисков, связанных с налогами.
Online заказ услуги
Налоговые риски — это вероятность наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий. Реализованный риск влечет за собой увеличение налоговой нагрузки и прямые финансовые потери в виде различных налоговых санкций к организации (штраф, пеня), которые (в зависимости от характера нарушения) могут применяться не только к организации, но и должностным лицам юридического лица. Несмотря на то, что налоговый кодекс были принят относительно (по историческим меркам) недавно налоговыми и правоохранительными органами к настоящему времена разработаны специальные методики, позволяющие налоговикам практически безошибочно определять компании, находящиеся в зоне рисков по налогам.
Перечень налоговых рисков предприятия
К налоговым рискам предприятия могут относиться следующие:
1) налоговая нагрузка, существенно отличающаяся от средней по соответствующей отрасли;
2) отсутствие персонала и имущества при относительно высокой выручке; 3) наличие среди контрагентов налогоплательщика большого количества организаций-посредников;
4) заниженный (в сравнении со средними показателями по отрасли) фонд заработной платы и т.п.
Указанные факторы, зачастую провоцируют налоговые проверки, выезды трудовой инспекции, приглашение на налоговые комиссии, приостановку операций на банковских счетах, а иногда и вынужденную приостановку деятельности организации в целом. Управленческий учет направлен прежде всего на оценку и снижение факторов, привлекающих повышенное внимание контролирующих органов. Поэтому рискованные операции нужно анализировать с учетом тенденций развития налогового законодательства. Именно в этом Вам смогут помочь специалисты по налогам ГК Юринформ.
Наши налоговые юристы помогут определить размер налоговых обязательств, как по предполагаемой, так и по уже совершенной сделке, характер претензий, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, а также порекомендовать возможные варианты выхода из ситуации в целях минимизации налоговых рисков.
Наши налоговые специалисты также помогут понять причины возникновения налоговых рисков в конкретных ситуациях, их уровень и в определенной степени спрогнозировать вероятность налогового риска.
Для успешной деятельности и функционирования предприятия необходим профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования и контроля, поэтому налоговые юристы ГК Юринформ помогут в создании такой системы с учетом всех пожеланий клиента, а так же особенностей его деятельности.
Мы будем рады видеть Вас и Вашу компанию в ряду наших клиентов. Юристы ЮРИНФОРМ подберут Вам оптимальный для Вашего бизнеса вариант юридического обслуживания и расчета налоговых рисков.
(495)730 5561; (985)921-55-61(Viber, WhatsApp, Telegram); (985)765-11-32(Александр); (916)381-48-71(Николай); (916)798-09-31(Илья)
(495)730 5561; (985)921-55-61(Viber, WhatsApp, Telegram); (985)765-11-32(Александр); (916)381-48-71(Николай); (916)798-09-31(Илья)
Адрес: 115419, Москва, 2-й Рощинский проезд, д.8, строение 5, подъезд 1, этаж 2, офис а2. Проезд: м. «Шаболовская», трамвай 26, остановка «3-й Верхний Михайловский проезд»
График работы с 10.00-18.00
Вых.: суббота, воскресенье
Дежурный юрист: +7(495)921-55-61; +7(985)921-55-61 (Viber, WhatsApp, Telegram); e-mail: 7305561@mail.ru
Раб. дни 8.00-10.00, 18.00-21.00
Оценка и управление налоговыми рисками организации
4. Критерии самостоятельной оценки рисков
Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Налоговая политика
На сегодняшний день Группа «ЛУКОЙЛ» входит в тройку лидеров по уплате налоговых платежей в России. Организации Группы уплачивают налоги в более 60 регионах России, оказывая существенное влияние на формирование доходов отдельных регионов Российской Федерации. Зарубежные организации Группы «ЛУКОЙЛ» ведут деятельность в более 45 юрисдикциях, крупнейшими налогоплательщиками из которых являются организации Группы в Румынии, Болгарии, Италии, Бельгии.
Налоговая политика
ЛУКОЙЛ неукоснительно соблюдает нормы применимого законодательства Российской Федерации в области налогообложения, международных договоров, законодательства зарубежных юрисдикций присутствия организаций Группы, а также руководствуется положениями межнациональных законодательных актов и директив. Организации Группы не осуществляют сделок, целью которых является налоговая экономия, а также не используют агрессивные практики налогового планирования.
Система управления и контроля за реализацией налоговых правоотношений в Группе «ЛУКОЙЛ» интегрирована с общей системой стратегического и корпоративного управления, планирования и контроля и направлена на минимизацию налоговых рисков, обеспечение полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств. Все основные процессы по мониторингу и выполнению налоговых обязательств автоматизированы, их эффективность регулярно оценивается.
Основной деятельностью Группы «ЛУКОЙЛ» при реализации налоговых правоотношений является прозрачность.
Компания ежегодно публикует консолидированный отчет по платежам в пользу государственных органов в соответствии с п. 4.3А Руководства по раскрытию информации и Правил информационной прозрачности Управления по финансовому надзору Великобритании в отношении деятельности по добыче.
Поддержание и укрепление репутации Группы «ЛУКОЙЛ» как добросовестного налогоплательщика подтверждается переходом российских организаций Группы с 2019 г. на новую форму налогового администрирования в режиме налогового мониторинга, который подразумевает допуск налоговых органов к данным учетных систем и документам Группы в режиме реального времени.
Строгое и неукоснительное соблюдение норм применимого законодательства в области налогообложения.
Осуществление Стратегического управления налоговой функцией Группы «ЛУКОЙЛ» Налоговым блоком – центром, обеспечивающим оптимальное и эффективное функционирование системы.
Принятие налоговых решений на основе комплексного анализа всей доступной и актуальной информации, передовых международных практик;
Учет интересов долгосрочного устойчивого развития Группы «ЛУКОЙЛ».
Использование потенциала налоговых льгот и преференций в регионах присутствия;
Недопущение двойного налогообложения;
Принятие налоговых решений, не приводящих к необоснованному увеличению налоговых обязательств;
Обеспечение руководящих работников достоверной налоговой информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Прогнозирование налоговых обязательств и платежей организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на постоянной основе с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на налоговую нагрузку.
Следование единым правилам и общим методологическим подходам, установленным локальными нормативными актами ПАО «ЛУКОЙЛ» и требованиями действующего налогового законодательства.
Организации Группы не осуществляют сделок, самостоятельной целью которых является налоговая экономия, а также не используют агрессивные практики налогового планирования.
При взаимодействии с уполномоченными государственными органами обеспечивается раскрытие информации, предусмотренной применимым законодательством;
Группа стремится к выстраиванию открытого диалога с государственными органами с целью формирования благоприятной среды для развития бизнеса и социальной сферы в регионах присутствия.
Управление налоговыми рисками
В целях управления рисками, в том числе налоговыми, в Группе «ЛУКОЙЛ» утверждены и применяются Политика ПАО «ЛУКОЙЛ» по управлению рисками и внутреннему контролю, Положение по управлению рисками и Регламент управления налоговыми рисками. Документами установлены единые требования к предупреждению и выявлению рисков, в том числе налоговых, оценке их вероятности и величины последствий, способу реагирования и мониторингу таких рисков организациями Группы.
Для эффективного управления налоговыми рисками осуществляется постоянный мониторинг информационных источников на предмет выявления планируемых изменений применимого законодательства, принимается участие в рабочих группах по выработке предложений по внесению изменений в действующее налоговое законодательство РФ и стран присутствия Группы «ЛУКОЙЛ».
Принципы ОЭСР
Глобальным мировым трендом в области налогового администрирования является ужесточение мер налогового контроля за деятельностью международных холдингов посредством разработанного ОЭСР комплекса мероприятий (План BEPS), направленных на усиление контроля за распределением налоговой базы международных холдингов, в том числе усиление налогового контроля за трансфертным ценообразованием.
В целях обеспечения прозрачности и полноты формирования налоговой базы в разрезе юрисдикций присутствия организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на ежегодной основе формируются предусмотренные BEPS 13 Страновой отчет, Мастер-файл и Национальная документация.
В Группе «ЛУКОЙЛ» созданы все необходимые условия для исполнения требований законодательства о трансфертном ценообразовании. Внедрены механизмы контроля, позволяющие комплексно оценивать применение рыночных принципов ценообразования в основных цепочках поставок и внутригрупповом финансировании.
Минимизация налоговых рисков, 11-12 октября 2018, Москва
Спонсоры | |
В последние годы контроль государства за уплатой налогов существенно усилился. Увеличиваются суммы доначислений по результатам проверок. Растет вовлеченность правоохранительных органов. В такой обстановке для максимально эффективного и комфортного ведения бизнеса важно успеть подготовиться и перестроить многие внутренние процессы. Для этого в первую очередь важно корректно оценивать существующие риски и собственные возможности.
В деятельности предприятия управление налоговыми рисками, предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.
11-12 октября 2018 года компания Диалог Менеджмент Партнерс провела 2-ю ежегодную практическую конференцию «Минимизация налоговых рисков: статус 2018» .
Мероприятие предназначено для представителей департаментов:
- Налогообложения/международного налогообложения
- Налогового планирования/ налогового администрирования
- Бухгалтерского учета
- Финансовой службы
- Трансфертного ценообразования
- Юридического департамента
- Налогообложения сделок M&A
Среди рассматриваемых на конференции тем:
- Особенности подготовки глобальной и национальной документации по ТЦО в Mechel
- Практика управления налоговыми рисками в компании Т Плюс
- Практика применения методических рекомендаций ФНС России по выявлению умысла
- Налоговые проверки и способы защиты прав налогоплательщика в Norilsk Nickel
- Практические аспекты планирования и оптимизации налоговых платежей в Euroset
- Оценка благонадежности контрагентов как элемент должной осмотрительности налогоплательщика Airline UTair
- Кадастровая стоимость имущества для целей налогообложения
- Практические вопросы применения ст. 54.1 НК РФВыявление операций, несущих существенные налоговые риски на примере Северсталь
- Построение системы по надлежащему оформлению первичных документов в налоговом учёте в Selgros
- Взаимодействие с налоговыми органами вне налоговых проверок
- Реорганизация бизнеса с минимальными налоговыми рисками в SMINEX
- Организации проведения внутреннего налогового аудита в ЧТПЗ
- Построение эффективной налоговой структуры и налогового планирования в Nordgold
- Оценка эффективности функционирования системы по управления налоговыми рисками в Raiffeisen Bank
- Налоговые аспекты применения технологии блокчейн на примере платформы Ethereum в Polymetal
Также Вы можете ознакомиться с нашими прошедшими конференциями:
Медиа партнеры