Одна организация не может заплатить налоги за другую

Уплатить налоги можно за третьих лиц

Управление ФНС России по Новгородской области напоминает, что за третье лицо можно заплатить любые налоги (кроме НДФЛ за налогового агента), а также пени и штрафы по ним. Оплатить задолженность можно как за текущий период, так и за прошлые периоды.

Уплата налогов за третье лицо была разрешена иным лицам Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который внес изменения в положения ст. 45 Налогового кодекса РФ.

Эта норма расширила права плательщиков, разрешив выполнять налоговые обязательства женам за мужей, детям за родителей и т.п. Юридические лица также могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств.

Также не важны и причины, по которым плательщик решил заплатить «не свои» налоги.

Уплатить за третье лицо можно и страховые взносы (кроме взносов на травматизм). Порядок их уплаты такой же, как и при перечислении налога.

По общему правилу уплатить налог за третье лицо можно в безналичной форме за счет собственных средств, которые находятся на счете.

Что касается возможности уплатить «не свои» налоги наличными, то это зависит от того, кто и за кого их платит:

  • если вы физлицо (в том числе индивидуальный предприниматель — ИП) и уплачиваете налог за другое физлицо или ИП, то никаких ограничений нет, вы вправе уплатить налог наличными;
  • если вы организация, то уплатить налог наличными нельзя независимо от того, за кого его платите — за физлицо, ИП или другую организацию;
  • если вы физлицо и уплачиваете налог за организацию, то уплатить его наличными нельзя, вы должны перечислить налог в безналичной форме.

Отметим, что если у вас есть излишне уплаченные или взысканные налоги, пени, штрафы, то зачесть их в счет оплаты налоговых обязательств третьего лица вы не сможете.

Единственное условие при оплате налогов за третьих лиц — правильное указание реквизитов в платежных документах.

Так, при оформлении расчетных документов на уплату за третьих лиц необходимо указывать непосредственно данные этих лиц с целью корректного учета налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

Также необходимо учитывать следующее: в поле «ИНН» указывается ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налогов исполняется. В случае отсутствия у плательщика — физического лица ИНН — указывается ноль («0»). При этом в поле «Код» необходимо указать Уникальный идентификатор начисления (индекс документа). В поле «Плательщик» указывается информация о плательщике, чья обязанность по уплате налога исполняется: фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица».

Образцы заполнения платежных документов:

Заполнить платежное поручение на уплату налогов за третье лицо можно на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата налогов, страховых взносов физических лиц» (http://service.nalog.ru/payment-pick.html?payer=fl). Сервис максимально автоматизирован и содержит информационные подсказки, позволяющие корректно заполнить платежку и своевременно уплатить налоги.

Внимание! Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога. Поэтому, если вы уплатите больше, чем нужно, за возвратом переплаты вправе обратиться только то лицо, чью обязанность вы исполнили.

Налоги за третье лицо. Как платить?

Закон разрешает компаниям оплачивать налоги за третьих лиц — такое право появилось у бизнеса еще в 2016 году. Казалось бы, времени прошло много, но у коммерсантов и бухгалтеров все еще возникают вопросы по таким операциям. Проблема в большом количестве законодательных ограничений. Так какие есть способы оплаты налогов за третье лицо?

30 ноября 2016 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые позволяют выплатить налоги за третье лицо. До введения новаций коммерсант мог исполнить обязанность по уплате налогов только самостоятельно, оплачивать фискальные обязательства других компаний законодательство не разрешало.

Изменение отлично подходит для групп компаний или, иначе говоря, холдингов, в которых одно предприятие может оплачивать налоги за других участников группы без лишних переводов денежных средств между организациями, сокращая также налоговые риски компаний, входящих в состав бизнес-объединения. Оплата налогов за третье лицо может потребоваться, если необходимо срочно погасить задолженность по налогам, но нет средств на расчетном счете самой организации, при этом учредитель готов оплатить задолженность своей компании.

Таким образом, налоговые платежи за третье лицо являются полезным для налогоплательщиков механизмом, позволяющим сэкономить время в нештатных ситуациях.

Учет в расходах

Несмотря на то, что с момента введения нормы прошло почти три года, до сих пор остаются неясности в порядке уплаты налогов за третье лицо, которые приходится разъяснять при помощи подзаконных актов. Одним из таких разъяснений стало письмо Минфина России от 14 октября 2019 года № 03-03-06/1/78573. Причиной появления документа ведомства стал вопрос налогоплательщика, адресованный финансистам: можно ли учесть в расходах суммы, потраченные на оплату налогов за третье лицо?

По мнению Министерства финансов, учесть в расходах по налогу на прибыль такие затраты нельзя! Дело в том, что такие траты не могут рассматриваться как расходы, произведенные для осуществления деятельности самого налогоплательщика. Мнение Минфина является обоснованным, ведь такие расходы предприятия не отвечают критерию направленности на получение прибыли, а потому не могут включаться в состав расходов по налогу на прибыль.

Безвозмездная передача

Заметим, что подобное мнение финансовое ведомство выражало уже не один раз. Ранее Минфин озвучил схожую позицию, но по иному вопросу. В письме от 28 июня 2017 года № 03-03-06/1/40668 финансисты рассматривают ситуацию, когда налоги уплачены за третье лицо безвозмездно при отсутствии встречной задолженности перед контрагентом. На практике не рекомендуется осуществлять уплату налогов за другое лицо, оформляя ее как безвозмездное перечисление, ведь кроме того, что суммы уплаченных налогов нельзя будет включить в расходы, у третьего лица возникнет внереализационный доход, с которого также необходимо уплатить налог.

Таким образом, безвозмездная оплата налогов за третье лицо не является оптимальным вариантом как для компании, которая готова помочь деловому партнеру, так и для предприятия, за которое другое юридическое лицо готово произвести погашение налоговых обязательств.

Оптимальный вариант

Однако уплата налогов за третье лицо может быть документально оформлена, и для всех сторон такой операции перевод будет выгоден еще и с налоговой точки зрения. Так, в ситуации, когда есть кредиторская задолженность к третьему лицу, возникшая из договоров поставки, купли-продажи или иных, компания может перевести сумму долга в счет погашения налогов. В таком случае третье лицо должно направить письмо налогоплательщику с просьбой выплатить сумму налогов в счет погашения задолженности перед кредитором. Подобная оплата будет учитываться в налоговом учете так же, как и иные расходы на производство и реализацию. У третьего лица такая оплата будет учитываться в составе доходов от реализации или производства.

Этот вариант является более предпочтительным, так как позволяет учесть суммы, затраченные на оплату налогов за третье лицо, в качестве расходов по налогу на прибыль. Если необходимость уплаты налогов за третье лицо возникает при желании помочь контрагенту в сложной ситуации, оплата в счет погашения задолженности является оптимальным с налоговой точки зрения вариантом.

Налоговый заем

Одним из вариантов оформления погашения налогов за третье лицо может стать выдача займа на сумму налогов. В тексте договора займа должно быть прямо предусмотрено, что заем выдается путем перечисления средств в оговоренном размере на счет соответствующей ФНС.

В таком случае у налогоплательщика не возникает никаких налоговых последствий до уплаты третьим лицом процентов по займу. Проценты, если они предусмотрены контрактом, будут считаться доходом налогоплательщика. У самого третьего лица налоговых последствий также не возникает до уплаты процентов, которые будут считаться его расходами. Подобный вариант оплаты подходит бизнесу из-за отсутствия налоговых последствий при оформлении отношений договором беспроцентного займа.

Возврат долгов

Есть и еще один вариант выплатить налоги за другую компанию с минимальными для бизнеса рисками. Этот алгоритм действий является зеркальным по отношению к третьему и предполагает уплату налогов за третье лицо в счет оплаты задолженности по договору займа, выданного третьим лицом. Налоговый учет в таком случае зависит от того, погашается тело займа или проценты по нему. При оплате налогов в счет суммы основного долга налоговых последствий не возникает исходя из пункта 12 статьи 270 Налогового кодекса. Если оплата идет в счет процентов, то ее можно включить в расходы, в то время как третье лицо должно отразить доходы на сумму оплаченных налогов.

Таким образом, беспроцентный заем позволяет выгодно оформить отношения по оплате налогов за третье лицо вне зависимости от того, кто является заимодавцем, а кто заемщиком.

Отражение в учете

Бухгалтерский учет различается в зависимости от того, как именно оформляются отношения:

  • если налог уплачивается в качестве безвозмездной помощи, в бухгалтерском учете необходимо отразить прочие расходы;
  • если перечисление налога засчитывается в счет оплаты за поставленные третьим лицом товары (выполненные работы, оказанные услуги) или в счет погашения займа (процентов по займу), то в учете отражается погашение кредиторской задолженности;
  • если налог уплачивается за третье лицо на условиях предоставления процентного займа, в учете отражается финансовое вложение;
  • если налог уплачивается в счет выдачи беспроцентного займа либо в счет перечисления аванса (предоплаты), в бухгалтерском учете отражается дебиторская задолженность.

Таким образом, организации необходимо оценить деловые отношения с третьим лицом, учесть наличие или отсутствие встречной задолженности с контрагентом и принять решение — каким именно способом будет документально оформлена уплата налогов за третье лицо.

Подводя итоги, можно сказать, что уплата налогов за другое лицо может потребоваться во множестве различных ситуаций и является полезной возможностью для налогоплательщика.

Читайте по теме

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Выбор читателей

Изменения трудового законодательства с 2022 года: важное для бухгалтера и директора

График отпусков на 2022 год с учетом изменений ТК РФ

С 2022 года больничные и декретные пособия автоматически. Что нужно делать бухгалтеру?

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоги организации оплачивает директор

Автор: Борисова К. О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С ноября 2016 года Налоговый кодекс допускает внесение налоговых платежей за налогоплательщика любыми лицами. То есть одна организация может заплатить за другую, равно как за ИП или физическое лицо. И наоборот: физическое лицо может погасить налоговую задолженность организации или ИП. Если лицо, совершающее платеж, и лицо, чья задолженность погашается, имеют одинаковый статус (организация платит за организацию, ИП за ИП, физлицо за физлицо), проблем в совершении платежа не возникает. Если статусы разные, в частности физическое лицо оплачивает налоги организации, то появляются технические сложности, которые препятствуют уплате налога. О сути проблемы и ее временном решении читайте в материале.

Зачем физлицу оплачивать долги организации?

Ситуации бывают разные, однако чаще всего необходимость внести налоговый платеж за организацию возникает при блокировке ее расчетных счетов. В этом случае учредитель или директор могут быть заинтересованы в погашении задолженности по налогам предприятия из личных средств путем перечисления нужной суммы с банковской карты. Еще одна причина, по которой может понадобиться уплатить налоги за организацию, – проблемы с банком. Так, если у банка отзывалась лицензия в тот момент, когда операции по счетам определенных юрлиц были приостановлены, данные юрлица фактически лишились возможности открытия новых расчетных счетов в других банках. Поэтому единственный шанс не усугублять ситуацию – оплатить налоги со счета иного лица (учредителя или директора).

Конкретная проблема

Клиент обратился с просьбой помочь сделать налоговый платеж за организацию с использованием платежной карты директора через онлайн-систему банка. Описание проблемы приводим ниже.

Есть ограничение на расчетном счете, поэтому за организацию налог платит директор через интернет-банк с личной карты. Выбираем через поиск номер ИФНС, КБК, куда и какой налог перечислять, ОКТМО, индекс документа – «0». Когда доходим до ИНН плательщика, нужно указать ИНН организации, за которую вносится сумма, система банка не пропускает данную комбинацию цифр, ведь ИНН юрлица состоит из 10 цифр, а ИНН физлица – из 12. Следующая преграда – поле «Статус плательщика». Необходимо выбрать статус «01» (налогоплательщик – юридическое лицо), а в справочнике, который предлагает банк физлицу, такого статуса просто нет. Получается, что налоговый кодекс разрешает директору производить уплату налогов за организацию, а в банковской платежной системе это реализовать невозможно.

Как видим, на данный момент существует техническая проблема в реализации прав физических лиц по внесению налоговых платежей за юридических лиц, несмотря на то что:

указанная возможность установлена п. 1 ст. 45 НК РФ, Письмом Минфина РФ от 07.04.2017 № 03-02-08/20918;

во исполнение положений ст. 45 НК РФ (в том числе) внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н;

ФНС выпустила разъяснения по заполнению налоговых «платежек» за третьих лиц – см. Информацию «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом» (размещена на сайте www.nalog.ru), Письмо от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@.

По правилам поля 60 («ИНН»), 102 («КПП») и 101 («Статус») платежного поручения должны быть заполнены реквизитами лица, за которое уплачивается налог. А в поле 24 («Назначение платежа») сначала указываются ИНН и КПП (для физических лиц – только ИНН) лица, осуществляющего платеж, затем через двойную дробь («//») – наименование (Ф. И. О.) плательщика, чья обязанность исполняется, затем через двойную дробь («//») – иная необходимая информация.

При этом шаблоны поручений банковских систем не дают возможности физическому лицу указать в поле «ИНН плательщика» реквизиты юридического лица (ввиду несоответствия по количеству цифр), а в поле «Статус плательщика» проставить код 01.

Временное решение проблемы

На практике описанную выше техническую загвоздку (до ее системного решения, которое остается за банком) можно обойти так.

Шаг 1. Оформляем платеж

Физическое лицо уплачивает налоги юридического лица от собственного имени (желательно для проверки работоспособности предлагаемого варианта сделать платеж на небольшую сумму). В назначении платежа указывается следующее: «Название, ИНН, КПП юридического лица, за которое совершен платеж» // «Название налога».

Если по такому платежному поручению налог не будет зачислен в счет погашения задолженности юридического лица и будет значиться как невыясненный, физическому лицу необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Шаг 2. Уточняем платеж

В заявлении можно уточнить реквизиты платежа, полагаясь при этом на разъяснения ФНС о налоговых платежах в пользу третьих лиц. В частности, акцентировать внимание, что платеж совершен во исполнение обязанности юридического лица по уплате соответствующей суммы налога, указать ИНН и КПП организации, ее статус – «01».

Технические сложности в уплате «чужих» налогов (физическим лицом за организацию) в очередной раз доказали неготовность кредитных организаций к реализации новых возможностей и требований, установленных налоговым законодательством. Так было с уплатой страховых взносов в I квартале 2017 года, так есть с налоговыми платежами за третьих лиц. Предложенная в нашей консультации схема уплаты налогов физическими лицами за юридических лиц временная, но работоспособная, поскольку она практиковалась и до внесения поправок в ст. 45 НК РФ (в связи с массовым отзывом у банков лицензий). Однако тогда лицу, осуществлявшему платеж, нужно было оформлять доверенность на совершение платежа. Сейчас этой необходимости нет.

Уплата налога третьим лицом

Согласно п. 38.2 НКУ уплата налога и сбора осуществляется плательщиком налога непосредственно, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, — налоговым агентом или представителем плательщика налога. И поскольку тривиальный вариант «непосредственной уплаты» вас не интересует, сразу же ставим на нем точку. Налоговых агентов также сразу отставим в сторону.

Здесь же отметим, что такая особенность уплаты в бюджет НДС, как списание его суммы казначейством с электронного счета конкретного плательщика в СЭА НДС, по-видимому, станет препятствием для уплаты этого налога третьим лицом (минуя банковский счет плательщика НДС). Ведь если некое третье лицо попытается пополнить электронный счет плательщика НДС в СЭА НДС, то по формальным признакам такую транзакцию никак не получится назвать «уплатой налога».

Да, а с так называемыми представителями плательщиков налогов (кроме, видимо, НДС) разберемся подробнее.

Если коротко, то представитель плательщика налогов — это лицо, которое «на основании закона или доверенности» осуществляет представительство законных интересов и ведение дел плательщика налогов, «связанных с уплатой налогов» (п. 19.2 НКУ).

Причем осуществляет на правах, аналогичных «плательщицким» (п. 19.3 НКУ).

Давайте присмотримся внимательнее к представителю плательщика налогов, действующему на основании доверенности последнего.

Смотрите. Согласно ч. 1 ст. 237 ГКУ представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет.

Вообще-то, ч. 3 ст. 237 ГКУ устанавливает, что представительство может возникать по самым разным основаниям, таким как: договор, закон, акт органа юрлица и т. д. В нашем случае в п. 19.2 НКУ упоминается лишь доверенность.

В соответствии с ч. 3 ст. 244 ГКУ доверенность — это письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства интересов первого перед третьими лицами. Говоря попросту, в нашем случае — это документ, подтверждающий налоговикам право представителя плательщика налогов совершать соответствующие действия от имени последнего. Право!

Но в процитированной выше ч. 1 ст. 237 ГКУ речь идет не только о праве, но и об обязанности представителя. Ведь абсолютно ясно, что одно юрлицо — налоговый представитель — не станет действовать в интересах другого лица — плательщика налогов — безвозмездно. Доверенность сама по себе обязать его делать соответствующие «телодвижения» не может. А что может? Ответ: тот самый договор, который упомянут как основание представительства в ч. 3 ст. 237 ГКУ.

И тогда получаем «складушечку»: ведь согласно ч. 1 ст. 244 ГКУ представительство, основанное на договоре, может осуществляться по доверенности.

Более того, из всего сказанного следует, что такой договор должен иметь все существенные признаки договора поручения (ст. 1000 ГКУ), по которому одна сторона (поверенный — представитель плательщика налогов) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя — плательщика налогов) определенные юридические действия.

И, в частности, такое юридическое действие, как уплата от имени другой стороны (и за ее счет!) этих самых налогов.

Сразу же делаем акцент на словах «за счет другой стороны». В данном случае: за счет плательщика налогов как доверителя по договору. Другими словами, представитель платит налоги не «за» плательщика налогов, а «от имени» и «за счет» последнего. И разница тут не синтаксическая, а экономическая: в бюджеты и/или фонды уплачиваются как бы не «собственные» деньги представителя, а «транзитные» — плательщика налогов. Даже если представитель сперва осуществляет перечисление за счет своих оборотных средств (в результате чего у него в учете возникает дебиторская задолженность плательщика), а уже потом плательщик налогов погашает такую дебиторку.

Тут же заметим, что в роли физлица, уплатившего налог предприятия, может выступить директор (ну или учредитель) этого самого предприятия. А в качестве отчета о выполнении поручения (ст. 1006 ГКУ) — предоставить соответствующий авансовый отчет с приложением квитанции банка как подтверждающего документа.

Разумеется, также на основании соответствующего договора поручения.

Деньги в бюджет особо «не нюхают»

Заметим, что с уплатой налогов третьим лицом налоговики прямо соглашаются в 135.04 ЗІР. Беда здесь в другом. И не только «здесь» — поскольку ошибочное утверждение налоговиков из этой старой консультации перекочевало в свежее письмо ГФСУ от 24.05.2017 г. 343/6/99-99-17-01-15/ІПК.

Смотрите: прямо признавая право представителя плательщика налогов уплатить за последнего его денежное обязательство или налоговый долг, налоговики ничтоже сумняшеся утверждают, что сумма уплаченного денежного обязательства или налогового долга плательщика считается его облагаемым доходом .

Но так будет только в том случае, если из договора сторон следует, что уплата налога представителем имеет безвозмездный характер. Ну или она осуществляется не за счет доверителя. Или по истечении срока исковой давности доверитель не возместит налоговому представителю причитавшиеся тому суммы. В остальных же случаях о возникновении дохода у доверителя (плательщика налогов) говорить не приходится.

Кстати, из приведенных в конце статьи проводок явно видно, что доходами здесь и «не пахнет».

Как заплатить и как отразить

Также ясно, что, как правило, все эти вопросы возникают именно тогда, когда у плательщика налогов либо тривиально нет денег на самостоятельную уплату своих налогов, либо из-за возникновения налогового долга он попал под процедуру налогового залога — с соответствующими трудностями перечисления средств со своего текущего счета.

Да, заменить должника в обязательстве путем оформления соответствующего договора в такой ситуации у третьего лица не получится, поскольку налоговики прямо будут тыкать пальцем в п. 87.7 НКУ. Зато в п. 87.3 НКУ как источник погашения именно налогового долга плательщика налогов подобное погашение (уплата) представителем последнего не запрещено.

И это соответствует духу п. 87.1 НКУ, разрешающего погашение налогового долга за счет не только собственных, но и заемных средств.

И пусть при наличии временного разрыва между моментом уплаты денежного обязательства (налогового долга) представителем плательщика налогов и моментом компенсации этих сумм представителю это смахивает на заем (ст. 1046 ГКУ)… Но тогда под аналогичное подозрение попадал бы любой посреднический договор, по которому компенсация расходов поверенного в интересах доверителя «опаздывает» по отношению к платежу, осуществленному поверенным в интересах доверителя за счет собственных оборотных средств. Главное — эта уплата налога (платеж налогового представителя) не безвозмездна. Ведь потом при случае плательщик налогов возместит такие суммы своему представителю. Кстати, и сами «представительские» услуги по соответствующему договору поручения между представителем и плательщиком налогов также не являются безвозмездными. Это важно…

В завершение заметим, что, оформляя платежное поручение на уплату налога в качестве представителя плательщика налогов, вам нужно ориентироваться на пример 2 заполнения поля «Призначення платежу», приведенный в п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 24.07.2015 г. № 666.

Не забудьте указать также реквизиты договора поручения.

Это предупредит возможные вопросы вашего обслуживающего банка.

Да, а что касается отражения в учете, то проводки см. в таблице.

Помощь друга: в чем сложность уплаты налога за третьих лиц

Граждане и компании, которым теперь разрешено платить налоги за третьих лиц, столкнулись с проблемой. В январе, когда подошли сроки уплаты НДС за четвертый квартал прошлого года, налога на прибыль и других, выяснилось, что банки не опасаются принимать налоговые платежи «за товарища». В кредитных организациях это объясняют тем, что закон есть, а нормативных разъяснений по нему Минфин пока не дал. Если платежи «не пройдут», банкам грозят претензии со стороны налогоплательщиков, которым начислят пени за несвоевременную уплату.

Заплати за другого

Заплатить налог за другого стало возможным, когда в конце ноября прошлого года Владимир Путин подписал 97-страничный пакет поправок в налоговое законодательство (№ 401-ФЗ от 30 ноября 2016 года). В числе прочих изменения вносились в п. 1 ст. 45 НК, где теперь значится, что за налогоплательщика с ФНС может расплатиться «иное лицо» – физическое или юридическое. Причем решение о такого рода «помощи другу» стоит принимать осознанно, поскольку еще одна поправка предусматривает, что «помощник» не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Михаил Мишустин, глава Федеральной налоговой службы, которая выступила инициатором поправок, говорил о том, что в ФНС поступало большое количество обращений от граждан, которые жаловались, что не могут вносить платежи за близких родственников: супругов, детей, пожилых родителей. Кроме того, Мишустин отмечал, что в последнее время служба старается сделать оплату налогов наиболее комфортной. С одной стороны, сейчас уплатить налоги можно даже с телефона, а с другой? неудобно, что можно сделать это «только за себя».

Налоговые юристы оценили новеллу исключительно с позитивной стороны: возможность платить за кого-то – действительно удобная вещь. «Теперь иное лицо может заплатить за налогоплательщика не только сборы, но также пени и штрафы, – уточняет Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики «Яковлев и партнеры». – Это актуально прежде всего, если на счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства. Например, когда есть существенные доначисления по результатам выездных или камеральных налоговых проверок».

Юрист той же компании Бронислав Садиков отметил, что у него и его коллег нередко возникает необходимость оперативной уплаты государственной пошлины от имени заявителя за совершение какого-либо юридического действия. «При этом раньше при подаче документов для совершения юридически значимого действия требовалось прикладывать доказательства того, что денежные средства, перечисленные в счет уплаты госпошлины, принадлежали именно заявителю, а не лицу, ее оплатившему (например, расходный кассовый ордер), – рассказывает о возникавших затруднениях юрист. – Представляется, что с введением возможности уплаты налога иным лицом приложение соответствующих документов более не потребуется», – предполагает Садиков.

«На мой взгляд, необходимость оплаты налога одного юридического лица другим юридическим лицом возникает не так часто. Подобная ситуация может возникнуть в группе компаний, когда по какой-то причине к моменту уплаты налога на расчетном счете компании не оказалось достаточного объема денежных средств, а при этом на счете «дружественной» компании есть «свободный» остаток денег», – комментирует Алексей Прохоров, старший юрист практики налогового и таможенного права юрфирмы «ЮСТ».

Банки в затруднении?

Однако нововведение создало трудности для банков, на которые во второй половине января легла повышенная нагрузка по приему налоговых платежей. Так, 25 января истекает срок уплаты НДС за четвертый квартал прошлого года (по информации ФНС – лидер поступлений в бюджет – порядка 2,4 трлн руб. за декабрь-ноябрь 2016 года), с 28 января начинается срок оплаты налога на прибыль, за ним – налогов на имущество, транспорт и так далее.

Однако у тех, кто решил воспользоваться нововведением, возникают сложности на этапе внесения платежа. Как рассказали «Коммерсанту» в ряде кредитных организаций, банки опасаются проводить налоговые платежи за третьих лиц, ссылаясь на отсутствие необходимой для этого нормативной базы. «Мы ожидаем, когда нормативные акты по оформлению платежных поручений (107н Минфина и 383-П ЦБ) будут приведены в соответствие с поправками к НК РФ, – рассказала изданию руководитель отдела развития электронного бизнеса «Райффайзенбанка» Наталья Масарская. – После этого мы предоставим клиентам возможность уплаты налогов за третьих лиц». В «Абсолют-банке» отметили, что не смогут предоставлять клиентам такую услугу без новой редакции приказа Минфина.

В пресс-службе ЦБ пояснили, что ему менять свои разъяснения не нужно: «Порядок указания информации для налоговых целей устанавливается в приказе 107н и относится к компетенции Минфина. Проект соответствующих изменений в 107н разрабатывается Минфином с участием Банка России. При этом изменения в 383-П не потребуются».

Вопрос в том, когда будут готовы инструкции Минфина, ведь если банк не хочет проводить «узаконенные» платежи, клиент вправе потребовать от него письменного отказа, а после взыскать с кредитной организации уплаты пеней за несвоевременное перечисление налога. Между тем проект изменений в приказ 107н все еще находится в разработке и проходит общественное обсуждение. В ФНС «Право.ru» рассказали, что в настоящее время «приказ Минфина по правилам заполнения расчетных документов находится в завершающей стадии согласования». Пресс-служба Минфина смогла сослаться лишь на слова главы департамента налоговой и таможенной политики Алексея Сазанова, который накануне заявил журналистам ТАСС: «Насколько я знаю – это позиция «Райффайзенбанка». Мы будем выяснять в ФНС. Пока мы не знаем, в чем проблема».

В «Сбербанке» невозможность администрирования платежей от третьих лиц подтвердили лишь косвенно, предложив пока использовать альтернативный способ уплаты налогов за третьих лиц. «Физическое лицо может внести средства на счет юридического лица по реквизитам и с тем назначением платежа, которое отвечает сути операции. Сделать это можно через устройства самообслуживания или через сеть офисов. Далее компания может использовать полученные средства, как и любые другие размещенные на ее счете, для уплаты налогов», – говорится в сообщении пресс-службы банка в ответ на запрос «Право.ru».

Проблем быть не должно, считают юристы

До 30 ноября прошлого года «иные лица» могли заплатить налоги «за товарища», несмотря на то, что законодательно такой возможности не существовало. Банки по желанию клиентов проводили такие платежи, указывая в графе «назначение платежа» платежных поручений наименование налогоплательщика, а также его ИНН и КПП. В отсутствие разъяснений Минфина ЦБ предлагает банкам, которые опасаются, что платежи не пройдут, пока что пользоваться этим способом.

Вместе с тем юристы налоговой практики считают, что банки зря отказывают клиентам. «Как видится, опасения относительно незачета налоговых платежей, перечисляемых иными лицами, беспочвенны», – говорит Илья Мокрышев, управляющий партнер компании TAXOLOGY. Он считает, что можно не ждать, пока Минфин отредактирует свой нормативный документ, ведь ФНС, предвидя проблемы такого рода, в декабре прошлого года разработала и выпустила Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ. В них содержатся основные рекомендации по заполнению налоговых платежей, соблюдение которых должно обеспечить правильную идентификацию налогоплательщика и назначения платежей от «иных лиц».

Так, согласно им, в поле «ИНН плательщика» указывается ИНН лица, за которого платят налог, такое же правило действует с полем «КПП плательщика». А вот в поле «Назначение платежа» третьи лица указывают уже свои ИНН, КПП (для физлиц только ИНН) и наименование (ФИО). «В целях выделения информации о плательщике надлежит использовать знак «//»», – добавляют в инструкции.

«В отличие от проекта изменений в приказ Минфина (№ 107нприм. ред.), в котором предусматривалось дополнение перечня статусов плательщика в связи с установлением возможности уплаты налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ третьими лицами, Правила (ИФНСприм. ред.) не предусматривают введение нового статуса для плательщиков, перечисляющих платежи за иных лиц. Поэтому в поле «101» указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется», – добавляет Мокрышев.

На инструкции от ФНС ссылается и Бронислав Садиков из «Яковлев и Партнеры», полагающий, что банки и плательщики, исполняющие обязанность по уплате налога за других лиц, в настоящее время могут руководствоваться данными правилами. «Вместе с тем они не являются нормативным правовым актом, и, по-видимому, следует ждать внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения», – говорит он, предполагая, отчего банки неохотно пользуются предложенным налоговой способом идентификации плательщиков и платежей.

Что делать, если отказали

Здесь мнения юристов разошлись. Екатерина Леоненкова из «Яковлев и Партнеры» считает, что банки не вправе создавать проблемы клиентам, если у тех есть законодательно закрепленная возможность уплатить налог за другое лицо. Согласно НК, обязанность по уплате налогов считается исполненной, когда в банк предъявлено поручение на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика (или иного лица) при наличии на нем необходимого остатка. «Соответственно банк обязан принять к исполнению данное поручение и исполнить его в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Нарушение банком данного срока влечет привлечение к ответственности в виде штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки», – напоминает юрист. Леоненкова считает, что если третье лицо не нарушило порядок направления в банк «платежки» с поручением перечислить за кого-то налоги, ответственность за его неисполнение ляжет на кредитную организацию. «При наличии возможности уплаты налога иным лицом (норма, прямого действия) – это прежде всего риски и проблемы банков», – поясняет она.

В случае, когда банк отказался принимать платежное поручение на уплату налога «за друга», Алексей Прохоров из «ЮСТ» советует ссылаться все на те же разъяснения ФНС, а если это не поможет – не рисковать, настаивая на внесении платежа. «На мой взгляд, в таком случае лучше отказаться от идеи осуществить уплату налога с расчетного счета компании, входящей в группу, и изыскать возможность исполнить обязанность самостоятельно. Ведь до внесения изменений в НК РФ компании, входящие в одну группу, как-то находили способ самостоятельно исполнять свои налоговые обязанности», – говорит юрист.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО