...

Основные принципы и методы налогового планирования

Угадай-ка. Налоговое планирование и прогнозирование

Налоги, налоги… Каждый предприниматель тяжело вздыхает при этом слове. Да и как не вздыхать, если налоговые выплаты представляют собой одну из самых больших статей расходов. Естественно, что владельцы фирм, управленцы компаний и корпораций и индивидуальные предприниматели уделяют самое пристальное внимание налоговому планированию и прогнозированию, от которого во многом зависит доходность бизнеса. Тем более что взаимоотношения с нашими налоговиками нередко напоминают детскую игру «Угадай-ка» с совсем недетскими результатами.

Поскольку налоговые выплаты по своему характеру напоминают накладные расходы, — производственные и административные издержки, транспортировка, складирование, фонд зарплаты и т. д. – увеличивающих объем неизбежных издержек и снижающих рентабельность, то оптимизация налоговых платежей непосредственно влияет на увеличение доходной части бизнеса.

Принципы налогового планирования

В основе налогового планирования лежат следующие принципы:

  1. Принцип законности. Планирование налоговых выплат должно исключать любые поползновения к уклонению от налогов, тем более что согласно первой части Налогового кодекса ответственность перед налоговыми органами является самостоятельным видом правовой ответственности со всеми вытекающими административными и уголовными последствиями.
  2. Принцип оперативности. План налоговых выплат должен быть достаточно гибким, чтобы своевременно реагировать на актуальные изменения в налоговом законодательстве, появление новых статей налогообложения, увеличение/снижение ставок по налогам и пошлинам, отмену льгот или принятие новых и т. д.
  3. Принцип оптимальности. Применение схем оптимизации налоговых выплат должно соответствовать целенаправленности бизнеса во избежание перекоса в соотношении налоги-прибыль в ту или иную сторону. Соблюдение этого принципа позволяет реально оценивать рентабельность внедрения новых технологий, реорганизации производства, переключения на выпуск новой продукции (товаров, услуг) и т. д.

Инструменты налогового планирования

Процесс глобализации экономики решающим образом повлиял на унификацию инструментов налогового планирования во всем мире, включая и Россию. Согласно нашему законодательству наиболее распространенными инструментами являются:

  • установленные государством льготы, прямо прописанные в налоговом законодательстве;
  • построение договорных отношений, с учетом оптимизации вытекающих из таких соглашений налоговых выплат;
  • установление цены сделок;
  • разграничение ставок налогов в соответствии с их видами;
  • перенесение деятельности на территории со специальным налоговым режимом, в которых действует автономная схема сниженного налогообложения;
  • реализация возможностей, заключенных в международном праве или межгосударственных соглашениях (избежание двойного налогообложения, регистрация бизнеса в национальных и международных офшорных зонах, реализация взаиморасчетов в избранной валюте и т. п.);
  • избрание наиболее подходящей для конкретного бизнеса юридической формы (ООО, ЗАО, ОАО, ИП);
  • методика бухучета по налогообложению, напр., метод перерасчета стоимости основных средств, создание резервных финансовых фондов для покрытия будущих инвестиций, издержек, взносов и т. п.

Виды и формы налогового планирования

Под налоговым планированием организации подразумеваются следующие виды и формы:

  • планирование внутри отдельного хозяйствующего субъекта (компании, фирмы, организации, предприятия и т. д.);
  • планирование внутри системной группы (корпорации, холдинги, объединения и т. п.);
  • планирование для частного бизнеса (индивидуальный, семейный, личный).

Но во всех трех видах планирования всегда преследуется одна стратегическая цель – обеспечение наиболее благоприятных условий функционирования бизнеса и достижение максимальных доходов.

Исходя из этого налоговое планирование имеет два основных вида:

  1. Корпоративное.
  2. Частное (индивидуальное) предпринимательство.

Форм же, в которых осуществляется налоговое планирование, существует три:

  • отслеживание состояния налоговых дел бизнес-единицы бухгалтерией или финансово-экономическим отделением;
  • осуществление налогового планирования и текущего контроля за обязательствами перед налоговыми органами специальным подразделением;
  • привлечение к налоговому планированию, контролю за текущими обязательствами, оформлению налоговой документации для ее представления соответствующим инстанциям сторонних специалистов.

К третьему способу чаще всего прибегают малые и средние фирмы, для которых гораздо проще и дешевле нанять специализированную фирму с опытным и высококвалифицированным персоналом, способным существенно минимизировать расходы по налогам строго в рамках законодательства.

Оптимизация налоговых обязательств:

  • предварительный анализ и аудит налоговой документации;
  • реорганизация налогового учета или введение более действенных схем бухучета;
  • перемещение (вывод) всего бизнеса или его части в зоны льготных налоговых спецрежимов;
  • активный учет как можно большего числа объективных факторов, оказывающих влияние на суммы налоговых расходов (текущая инфляция, потери от колебаний уровня ставки ЦБ и валютных курсов, взаимозачеты с бизнес-партнерами, учет дифференцирования региональных налоговых ставок, применение оптимизирующих методик финансовых расчетов и т. п.).

Но следует помнить, что на практике существует множество методик оптимизации налоговой составляющей в бизнесе. Многое, если не все, зависит от квалификации, уровня знаний и опыта сотрудников (собственных или сторонних), занимающихся этим важнейшим направлением и способных превратить госигру «Угадай-ка» в рациональный и прогнозируемый процесс.

Налоговое планирование

инструменты налогового планирования

Налоговое планирование (англ. Tax Planning) — это комплекс законных действий налогоплательщика, направленных на максимально достижимое уменьшение суммы налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, выплачиваемых государству.

Юридической основой налогового планирования является гражданско-правовой принцип: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Виды налогового планирования

В зависимости от субъекта:

  1. Индивидуальное налоговое планирование (англ. Personal Tax Planning) — минимизация обязательных платежей физического лица для простой экономии денег.
  2. Корпоративное налоговое планирование (англ. Corporate Tax Planning) — составная часть общего финансового планирования компании. Главной его целью является оптимизация налоговых платежей таким образом, чтобы добиться привлекательных экономических показателей. Сэкономленные на налогах средства направляются на модернизацию и повышение эффективности работы, что особенно важно для успешной борьбы с конкурентами.

В зависимости от уровня:

  1. Местное налоговое планирование (англ. Local Tax Planning) — осуществляется в пределах одного государства, то есть в рамках одного правового поля, без привлечения инструментов международного планирования.
  2. Международное налоговое планирование (англ. International Tax Planning) — минимизация налогов путем активного применения иностранных компаний, фондов и других структур. При этом используются налоговые льготы, предусмотренные зарубежным законодательством и/или положениями договоров об устранении двойного налогообложения, методы трансфертного ценообразования, а также ряд других полезных инструментов.

Основные этапы налогового планирования

  1. Налоговый анализ существующего положения. Определение статуса налогоплательщика согласно действующему законодательству, а также составление перечня налогов и иных обязательных платежей, которые он должен выплачивать.
  2. Постановка задачи и выявление возможностей. Анализ местного и зарубежного законодательства и международных договоров с целью определения возможности применения специальных налоговых режимов либо зон и территорий с льготными ставками налогообложения.
  3. Расчет рисков. Определение вероятности потерь, которые могут возникнуть в результате применения схем налогового планирования. Это могут быть как прямые финансовые потери от повышенного внимания со стороны государственных органов, так и имиджевые потери.
  4. Разработка индивидуальной схемы. На основании проведенного анализа законодательства и учета рисков выстраивается оптимальная схема, максимально подогнанная к конкретной ситуации.
  5. Внедрение в жизнь. Осуществление действий, непосредственно реализующих положения разработанной схемы. Такими действиями могут быть реструктуризация собственности; учреждение компаний, фондов, трастов и их включение в общую схему бизнеса; перезаключение договоров и прочее.

Инструменты международного налогового планирования

  • Оффшорные компании
  • Составные агентские схемы
  • Частные фонды
  • Трасты
  • Аннуитет
  • Кредиты Back-to-Back

Мы также открываем для компаний банковские счета и восстанавливаем компании, которые не поддерживались и утратили дееспособность (англ. Not in Good Standing).

Методы налогового планирования

Практически все юридические лица время от времени испытывают трудности или проблемы с налогообложением. Причиной иногда является недостаток опыта, иногда — частые смены законодательства.

Для выявления ошибок и проблем обычно заказывают индивидуальный налоговый аудит, по итогу которого можно сделать вывод о состоянии компании и спрогнозировать дальнейшую тенденцию, оценить риски. Для того, чтобы избежать дальнейших ошибок и сократить траты на оплату налогов, необходимо пользоваться налоговым планированием.

Что такое налоговое планирование

Налоговое планирование, при грамотном подходе, позволит снизить расходов на налоги. Методы налогового планирования подразумевают создание стратегии оптимизации налогообложения отдельно взятой компании.

Комплекс работ по планированию позволяет контролировать расходы и доходы фирмы и прогнозировать дальнейшее ее продвижение и состояние. Планирование — очень важная часть финансового управления организацией, так как с налоговой системой так или иначе связаны аспекты хозяйственной, производственной и финансовой деятельности компании.

Предметом налогового планирования является любой экономический процесс, который будет протекать в компании в период, на который составляется план. При чем составлять план нужно заранее, например, для месячного планирования план должен быть составлен до 20 числа предыдущего месяца.

Методы налогового планирования

Все методы налогового планирования можно разделить на 2 вида: внешние и внутренние.

  1. Метод замены налогового субъекта. В этом случае в основе оптимизации системы налогообложения лежит смена организационно-правовой формы ведения бизнеса на ту, которая меньше облагается налогами. Например, можно оформить филиал компании как «инвалидный», то есть трудоустроить туда достаточное число инвалидов, что позволит снизить сумму налога.
  2. Метод замены вида деятельности. Суть в том, что компании предлагается перейти на другой, схожий вид деятельности, который меньше облагается налогом. Так, торговая организация может быть превращена в торгового агента, что существенно уменьшит сумму налога.
  3. Метод замены налоговой юрисдикции. Этот метод подразумевает вывод части акций в офшор. Суть в том, что снизить налоги можно путем регистрации фирмы на территории, которая может облагаться налогами по льготам. Осуществляется создание организации с минимальными налогами во внешних зонах.

Также выделяют методы внутреннего планирования. Методы внешнего планирования более сложные, затратные, и не всегда могут быть реализованы. Но государство предоставляет много возможностей снизить суммы на оплату налогов путем внутренних изменений.

Внутренние методы налогового планирования также делятся на 2 вида: общие и специальные.

  1. Выбор учетной политики. Ее выбирают раз в год, и это важная составляющая планирования. Учетная политика определяет дальнейший бухгалтерский учет и, во многом, деятельность всей фирмы.
  2. Переоценка основных средств. Позволяет экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество.
  3. Применение ускоренной амортизации — в России для реализации метода возможности ограничены.
  4. Выбор контрактных схем. Суть метода в использовании нескольких договоров и четких формулировок, вместо обычных размытых. Контрактная схема позволяет снизить сумму налога при заключении конкретной сделки.
  5. Применение льгот. Льготы для государства – способ стимулировать определенные направления деятельности и экономики, которые наиболее важны для государства в данный момент. В налоговом законодательстве в качестве льгот предлагается понижение налоговых ставок, налоговые кредиты, отсрочки платежей по налогам, освобождение от уплаты налогов определенных категорий граждан. Льгот множество, поэтому любая компания может воспользоваться какими-то из них.

Отдельно следует выделить специальные методы налогового планирования. Они имеют более узкую сферу применения, но найти подходящий метод можно для любого предприятия. Самыми распространенными являются:

  1. Метод заметы отношений, который позволяет решать хозяйственные проблемы. Владелец компании может выбрать любую форму отношений, в рамках законодательства.
  2. Метод разделения отклонений. Можно заменять не все хозяйственные отношения, а определенную их часть.
  3. Снижение размера объекта. Подразумевает также замену объекта другим, который меньше облагается налогом. Имеется в виду и сам объект, и определенная операция или имущество компании.
  4. Отсрочка налогового платежа. Предприятие может перенести платеж в налоговую на следующий календарный период.

Если использовать сразу несколько методов планирования, например, метод замены и отсрочки, появляется возможность существенно сэкономить на оплате налогов.

Для того чтобы получить профессиональную консультацию специалистов консалтинговой компании, обращайтесь по телефонам: +7 (843) 200-08-89, +7 (843) 200-08-90.

Основные принципы и методы налогового планирования

1.1 рТЙОГЙРЩ ОБМПЗПЧПЗП РМБОЙТПЧБОЙС

лБЛ МАВПК ДТХЗПК ЧЙД ДЕСФЕМШОПУФЙ ОБМПЗПЧПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОБ ПУОПЧЕ ПРТЕДЕМЕООЩИ РТЙОГЙРПЧ. ьФЙ РТЙОГЙРЩ ХУФБОБЧМЙЧБАФ УЧПЕЗП ТПДБ ТБНПЮОЩЕ ПЗТБОЙЮЕОЙС, Ч РТЕДЕМБИ ЛПФПТЩИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС УБН РТПГЕУУ.

рТЙОГЙРБНЙ ОБМПЗПЧПЗП РМБОЙТПЧБОЙС НПЦОП ОБЪЧБФШ:

  • ЪБЛПООПУФШ;
  • ЛПНРМЕЛУОПУФШ;
  • ПРФЙНБМШОПУФШ;
  • ТБГЙПОБМШОПУФШ;
  • ЗЙВЛПУФШ.

ъБЛПООПУФШ РТЕДРПМБЗБЕФ, ЮФП ЧУЕ ДЕКУФЧЙС Ч РМБОЕ ПРФЙНЙЪБГЙЙ ОБМПЗПЧ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ФТЕВПЧБОЙСН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. йНЕООП ЬФПФ РТЙОГЙР ПФМЙЮБЕФ ОБМПЗПЧПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ ПФ ХЛМПОЕОЙС ПФ ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ, ЮФП ТБУУНБФТЙЧБМПУШ Ч ФЕНЕ 1. оБТХЫЕОЙЕ ЪБЛПОБ ЧЕДЕФ Ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ Л ХРМБФЕ ЫФТБЖПЧ ЙМЙ РЕОЙ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ УЧЕУФЙ Л ОХМА ЧУЕ ХУЙМЙС РП ЬЛПОПНЙЙ ОБ ОБМПЗБИ. ьФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП РТЕЦДЕ ЮЕН РТЙНЕОСФШ ТБЪТБВПФБООХА УИЕНХ ПРФЙНЙЪБГЙЙ ОХЦОП ХВЕДЙФШУС Ч ЕЕ БВУПМАФОПК ЪБЛПООПУФЙ. оБ РТБЛФЙЛЕ ВЩЧБАФ УМХЮБЙ, ЮФП РТЕДРТЙСФЙЕ ТЕЫБЕФУС ОБ РТЙНЕОЕОЙЕ ОЕ УПЧУЕН ЮЙУФПЗП У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЪБЛПОБ УРПУПВБ НЙОЙНЙЪБГЙЙ. ч ЬФПН УМХЮБЕ АТЙДЙЮЕУЛБС УМХЦВБ ДПМЦОБ РБТБММЕМШОП У ТБЪТБВПФЛПК НЕФПДЙЛЙ ПРФЙНЙЪБГЙЙ ТБЪТБВПФБФШ УРПУПВ ЪБЭЙФЩ ЬФПК НЕФПДЙЛЙ Ч УХДЕ. фБЛБС РТЕЧЕОФЙЧОБС ТБЪТБВПФЛБ ЪБЭЙФОПК УФТБФЕЗЙЙ НПЦЕФ ДБЦЕ РПЪЧПМЙФШ ОЕ ДПЧПДЙФШ ДЕМП ДП УХДБ, Б ТЕЫЙФШ ЧУЕ ЕЭЕ ОБ УФБДЙЙ ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ Ч НПНЕОФ УПЗМБУПЧБОЙС БЛФБ ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ.

лПНРМЕЛУОПУФШ, У ПДОПК УФПТПОЩ, ПЪОБЮБЕФ ФП, ЮФП ОБМПЗПЧПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ ДПМЦОП ДПРПМОСФШ ТЕЪХМШФБФЩ ЖЙОБОУПЧПЗП Й РТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП РМБОЙТПЧБОЙС. рТЙУФХРБФШ Л РМБОЙТПЧБОЙА ОБМПЗПЧ УМЕДХЕФ РПУМЕ ПРТЕДЕМЕОЙС ГЕМЕК РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ЖЙОБОУПЧПК УФТБФЕЗЙЙ РТЕДРТЙСФЙС, ДТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ ЬФЙ ЧЙДЩ РМБОЙТПЧБОЙС УПУФБЧМСАФ ЕДЙОЩК ЛПНРМЕЛУ РМБОПЧПК ТБВПФЩ. у ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЛПНРМЕЛУОПУФШ ПЪОБЮБЕФ ФП, ЮФП ДМС ОБЙМХЮЫЕЗП ЬЖЖЕЛФБ ОХЦОП ПРФЙНЙЪЙТПЧБФШ ЧУЕ ОБМПЗППВМБЗБЕНЩЕ ВБЪЩ Й ПВЯЕЛФЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС. ъБЮБУФХА ЬФП ОЕ ЧУЕЗДБ ЧПЪНПЦОП ЧУМЕДУФЧЙЕ ДЕКУФЧЙС РТЙОГЙРБ РЕТЕЛТЕУФОПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, Ф.Е. ЛПЗДБ ХНЕОШЫЕОЙЕ ПДОПЗП ОБМПЗБ ЧЕДЕФ Л ХЧЕМЙЮЕОЙА ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ РП ДТХЗПНХ ОБМПЗБ. ч ФБЛПН УМХЮБЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС УПУФБЧЙФШ ОЕУЛПМШЛП ЧБТЙБОФПЧ ПРФЙНЙЪБГЙЙ ОБМПЗППВМБЗБЕНЩИ ВБЪ, РТЕДРПМБЗБАЭЙИ РЕТЕЛТЕУФОПЕ ОБМПЗППВМПЦЕОЙЕ, Й ЧЩВТБФШ ЙЪ ОЙИ ПРФЙНБМШОЩК ЧБТЙБОФ.

пРФЙНБМШОПУФШ ПЪОБЮБЕФ, ЮФП УФТЕНМЕОЙЕ ХНЕОШЫЙФШ ОБМПЗЙ ОЕ ДПМЦОП ЧУФХРБФШ Ч РТПФЙЧПТЕЮЙЕ У ДТХЗЙНЙ ГЕМСНЙ ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ. еУМЙ ПТЗБОЙЪБГЙС ОБНЕТЕОБ ПУХЭЕУФЧМСФШ ЛБЛПК-МЙВП ЧЙД ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ПО НПЦЕФ РТЙОЕУФЙ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙК ЬЖЖЕЛФ РПУМЕ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, ЛПФПТЩК ХУФТБЙЧБЕФ ЛПНРБОЙА, ОП РТЙ ЬФПН РТЙИПДЙФУС РМБФЙФШ ЧЩУПЛЙЕ ОБМПЗЙ, УМЕДХЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЙИ ЛБЛ ДБООПУФШ, ОП ОЕ ПФЛБЪЩЧБФШУС ПФ ЬФПЗП ЧЙДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ. дБООЩК РТЙОГЙР МЕЦЙФ Ч ПУОПЧЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС, ЮФП НЙОЙНЙЪБГЙС ОЕ УБНПГЕМШ Й ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОЕ ТБДЙ УОЙЦЕОЙС ОБМПЗПЧ ЛБЛ ФБЛПЧЩИ, Б ТБДЙ РПЧЩЫЕОЙС ТЕОФБВЕМШОПУФЙ Й ЖЙОБОУПЧПК ХУФПКЮЙЧПУФЙ. еУМЙ ЖЙОБОУПЧЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ РПУМЕ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ХУФТБЙЧБАФ РТЕДРТЙСФЙЕ, ФП ЧПЪНПЦОП Й ОЕ УМЕДХЕФ РТЕДРТЙОЙНБФШ УЧЕТИХУЙМЙК РП УОЙЦЕОЙА ОБМПЗПЧ.

тБГЙПОБМШОПУФШ РТЕДРПМБЗБЕФ УПРПУФБЧМЕОЙЕ УХНН ЬЛПОПНЙЙ ОБ ОБМПЗБИ У ФЕНЙ ЪБФТБФБНЙ, ЛПФПТЩЕ РТЕДУФПЙФ РТПЙЪЧЕУФЙ Ч УЧСЪЙ У ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕН ОБМПЗПЧПЗП РМБОЙТПЧБОЙС. оЕ УЕЛТЕФ, ЮФП ТБЪТБВПФБФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОХА Й ЪБЛПООХА УИЕНХ НЙОЙНЙЪБГЙЙ ОБМПЗПЧ УМПЦОП. рТЙИПДЙФУС ПВТБЭБФШУС Л УРЕГЙБМШОЩН ЛПОУХМШФБОФБН. еУМЙ ЗПОПТБТ ЛПОУХМШФБОФХ РТЕЧЩУЙФ ОБМПЗПЧХА ЬЛПОПНЙА, ФП ОЕФ УНЩУМБ ЧОЕДТСФШ УИЕНХ. дТХЗЙНЙ ТБУИПДБНЙ РП ПВУМХЦЙЧБОЙА УИЕН НЙОЙНЙЪБГЙЙ НПЗХФ ВЩФШ УХННЩ ОБ УПЪДБОЙЕ ОПЧЩИ УФТХЛФХТОЩИ РПДтБЪДЕМЕОЙК ЙМЙ БЖЖЙМЙТПЧБООЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК, ЪБФТБФЩ ОБ ТЕЗЙУФТБГЙА ПЖЖЫПТОПК ДПЮЕТОЕК ЛПНРБОЙЙ, УПДЕТЦБОЙЕ ДПРПМОЙФЕМШОПЗП РЕТУПОБМБ ТБВПФОЙЛПЧ, ТБУИПДЩ ОБ ВБОЛПЧУЛПЕ ПВУМХЦЙЧБОЙЕ, РТПГЕОФЩ ЪБ ЛТЕДЙФ Й РТПЮЕЕ.

зЙВЛПУФШ РТЕДРПМБЗБЕФ, ЮФП ОБМПЗПЧЩЕ РМБОЩ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ОЕЙЪНЕОЕООЩНЙ. пОЙ ДПМЦОЩ ПРЕТБФЙЧОП ЛПТТЕЛФЙТПЧБФШУС, ПУПВЕООП РПУМЕ ПЮЕТЕДОЩИ ЙЪНЕОЕОЙК Ч ОБМПЗПЧПН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧЕ. тБЪМЙЮОЩЕ УРПУПВЩ ЙЪВЕЦБОЙС ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ПФУМЕЦЙЧБАФУС ОБМПЗПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ Й ДМС ЙИ РТЕДПФЧТБЭЕОЙС ЧОПУСФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП, Ф.Л. МАВЩЕ УРПУПВЩ ЙЪВЕЦБОЙС ОБМПЗПЧ ОБОПУСФ ЖЙОБОУПЧЩК ХЭЕТВ ЗПУХДБТУФЧХ. чОЕУЕОЙЕ ПРЕТБФЙЧОЩИ ЙУРТБЧМЕОЙК Ч ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП ОБРТБЧМЕОП ОБ ЪБЭЙФХ ЗПУХДБТУФЧПН УЧПЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ЙОФЕТЕУПЧ. рПЬФПНХ РТЕДРТЙСФЙЕ ОЕ ДПМЦОП ЪБГЙЛМЙЧБФШУС ОБ ПДОПФЙРОЩИ НЕФПДБИ Й РТЙЕНБИ ПРФЙНЙЪБГЙЙ, Ф.Л. ПОЙ НПЗХФ Ч УЛПТПН ЧТЕНЕОЙ ВЩФШ ХУФТБОЕОЩ ЪБЛПОПДБФЕМШОП.

Налоговое планирование понятие и принципы

Главная > Реферат >Финансы

Принципы налогового планирования

Основные подходы к минимизации налоговых платежей

Список использованной литературы

Принципы налогового планирования.

Налоговое планирование – это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Вставая на путь уменьшения налоговых платежей, каждый налогоплательщик неизбежно сталкивается с достаточно серьезным и жестким противодействием государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.

Справедливости ради стоит отметить, специальные методы налогового контроля за деятельностью налогоплательщика весьма трудоемки и дорогостоящи и поэтому в настоящее время пока еще не приобрели всеобщего характера. Однако возможность того, что активная деятельность налогоплательщика по оптимизации налогового бремени привлечет «особое» внимание фискальных органов, существует. Также необходимо учитывать опасность наивного заблуждения (пусть даже возникшего в результате многолетней практики налогоплательщика) по поводу того, что с налоговыми органами можно «договориться». Это относится как к незаконным методам ведения переговоров с должностными лицами (подарки, товары со скидкой, откровенный подкуп и т. п.), которые преследуются уголовным законодательством, так и абсолютно правомерными попытками налогоплательщиков согласовать свои позиции по вопросам налогообложения с налоговыми органами. Например, получая устные консультации от налоговых органов, вы рискуете получить при проверке штрафные санкции из-за некорректной консультации и в лучшем случае моральное удовлетворение по поводу заявления руководителя налоговой инспекции о том, что сотруднику, давшему ответ, объявлен выговор.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, следует осуществлять налоговое планирование:

1. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.

2. Принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.

3. Принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

5. Принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

6. Принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

Принцип разумности и экономической обоснованности: любая схема должна быть продумана до мелочей. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства.

Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной. Выбрав метод снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.

Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Основные подходы к минимизации налоговых платежей.

Налоговая минимизация (уменьшение налогов) в общем смысле слова – это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Учитывая направленность действий налогоплательщика при уменьшении налогов (налоговой минимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

— это активные, волевые и осознанные действия;

— эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.

То есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект рассматриваемых отношений должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступление определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей – основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).

В этой связи необходимо отметить, что сами по себе неумышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников) повлекшие за собой снижение налоговых выплат не могут рассматриваться в качестве уклонения (избегания) от налогов, хотя по действующему налоговому законодательству налогоплательщик в этом случае не освобождается от финансовых санкций, предусмотренных законодательством.

Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

Однако принципиально все способы можно подразделить на две самостоятельные категории: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе – правомерное уменьшение налогов.

Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов.

В эту категорию входят способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин «уклонение от уплаты налогов».

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения не бывает.

Эти действия могут быть направлены, как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет суммы налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога или налогов.

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Так как уход от уплаты налогов достигается противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены различные виды ответственности, а именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.

При рассмотрении множества способов данной категории необходимо отметить, что они, находясь в единой категории, тем не менее, неоднородны. Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.

Некриминальное уклонение от уплаты налогов – это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.

Исходя из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными способами, можно выделить:

— таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).

Некриминальные способы уклонения применяются в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через таможенную

границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.