Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Цель встречной проверки

Целями встречной проверки, осуществляемой налоговой инспекцией, являются:

проверка фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком по сделкам, которые заинтересовали налоговые органы;

проверка фактического осуществления операций, отраженных в учете налогоплательщика;

осуществление сверки данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между проверяемой организацией и контрагентом организации.

В случае выявления расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные исследуются налоговыми инспекторами на предмет того, повлияли ли эти отклонения на правильность формирования налоговой базы или нет.

Если будет выявлено, что произошло уменьшение налоговой базы, то полученные данные фиксируются в акте проверки.

При этом полученные документы по проверке подшиваются к акту проверки и впоследствии служат доказательством вины проверяемой организации в совершении нарушения налогового законодательства.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

совершение налогового правонарушения впервые;

незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).

К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом . При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза

С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Встречная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка

Похожие публикации

Одним из популярных среди инспекторов и, что уж говорить, нелюбимых среди представителей бизнеса, методов налогового контроля является налоговая проверка. Статья 87 Налогового кодекса выделяет камеральные и выездные проверки. Первые проводятся по факту подачи фактически любого отчета – контролеры просто изучают содержащиеся в нем данные, и иногда могут запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные цифры. Второй вид проверки проводится непосредственно в самой компании, где изучаются все бухгалтерские документы, относящиеся к проверяемой ситуации. Несколько лет назад в этой же статье кодекса выделялся еще один вид ревизий – встречная налоговая проверка. Это термин, который на данный момент из главного налогового документа страны исключен, однако сами мероприятия подобного типа вполне проводятся, как в рамках выездной, так и при камеральной проверке.

Использование метода встречной проверки

Встречная налоговая проверка – это процедура, в рамках которой камеральной или выездной проверке подвергается не сам налогоплательщик, а его контрагент.

Вопросы у контролеров может вызвать конкретная сделка или же группа сделок проверяемого налогоплательщика. Бывает и так, что в учете в целях занижения налоговой базы показываются несуществующие сделки или же сделки с вообще несуществующими контрагентами. Так или иначе в подобных ситуациях инспекторы могут запросить у связанных в рамках этих сделок лиц их копии документов, которые были отражены в учете проверяемого плательщика налогов и сборов. Сам факт существования таких контрагентов, а также соответствие документов по сделкам у одной и другой стороны будет говорить о правильности отражения данных в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого лица.

Порядок поведения встречной проверки, какие документы предоставляют в рамках этого мероприятия, прочие особенности проведения процедуры расписаны в статье 93.1. Официально в ней речь идет о порядке истребования документов у налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и налогового агента или информации о конкретных сделках. То есть сам термин «встречная проверка» — это определение, которое в данной статье не используется, однако суть его вполне раскрывается.

Встречная проверка документов

Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию. Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.

При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы. В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать. Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.

Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.

Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.

Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика — при наличии соответствующей электронной подписи.

Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки. Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме. В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.

Сроки запроса документов по встречной проверке

Поскольку запрос документов в рамках проведения проверки у контрагента фактически не является налоговой проверкой лица, у которого запрашивают встречные документы, то в данном вопросе существует некая законодательная коллизия. Ограничение срока трех предшествующих проверке календарных лет на данные ситуации не распространяется, а отдельных сроков для запроса информации для данных случаев не предусмотрено. Так что запросить могут и более ранние документы в рамках общих сроков хранения таких бумаг.

Напомним, для первичных документов, а также счетов-фактур, которые, как правило, инспекторы требуют в рамках проведения встречных проверок в целях подтверждения сделок, установлен четырехлетний срок хранения по окончании налогового периода, в котором данных документ был отражен в учете. Таким образом, если вы получили запрос на документ, который уже был уничтожен в виду истечения срока хранения, то об этом следует сообщить инспекторам в ответном письме. К нему целесообразно будет приложить подтверждение, в частности акт об уничтожении документов.

Ответственность лица, участвующего во встречной проверке

Интересно, что отказ от сотрудничества в подобной ситуации и непредставление истребуемых документов либо же нарушение 5-дневного срока признается налоговым правонарушением, несмотря на тот факт, что налогоплательщик в данном случае сам проверке не подвергается. Размеры штрафов, предусмотренных в подобном случае, составляют 10 000 рублей при непредставлении документов в положенный срок (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ), 5000 рублей – при представлении документов, содержащих недостоверные сведения (п. 6 ст 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ), и 20 000 рублей – при повторном в течение календарного года несообщении требуемых сведений (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Особенности проведения встречной налоговой проверки

  • Что понимается под термином «встречная проверка»
  • Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения
  • В каких случаях проводится встречная налоговая проверка
  • Какие документы вправе истребовать налоговые органы
  • Процедура запроса
  • Итоги

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте правильно ли вы подготовили документы к проверке. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Почему документы в рамках встречки следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Пп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках встречки, читайте в материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), рассказываем здесь.

Можно ли отказать налоговикам, если они прислали не полный пакет документов в запросе на встречку, узнайте в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки – специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Налоговая проверка и ее особенности

При проведении выездной/камеральной проверки либо после их завершения у инспекторов ФНС может возникнуть необходимость в получении дополнительных сведений о деятельности плательщика, которые относятся к его партнерам/клиентам и другим контрагентам. С этой целью назначается встречная проверка.

Непосредственное понятие «встречной» проверки исключено из закона с 2007 года, однако на практике название все еще в обиходе и применяется для обозначения процедуры запроса у компаний документов и материалов, имеющих отношение к определенным сделкам, что позволяет подтвердить достоверность информации и данных, предоставленных инспекции проверяемым субъектом.

Особенности контроля

Встречная проверка выступает составной частью камеральной/выездной либо повторной ревизии и не может быть отдельным самостоятельным мероприятием. Суть проводимых операций – получить материалы о работе проверяемой компании у ее контрагентов и сверить полученную информацию с той, что имеется у фирмы.

В качестве основания для проведения контрольных мероприятий выступают:

  • Наличие подозрения у проверяющих на проведение предприятием сделок фиктивного характера с целью уйти от уплаты налогов либо незаконно уменьшить налоговую базу.
  • Необходимость определить подлинность бумаг и данных, указанных в учете по отдельным операциям, а также подтвердить факт реального существования контрагентов, выступающих второй стороной в «подозрительных» сделках.
  • Наличие сомнений относительно правильности представленных сведений и информации при совершении нетипичных операций.

ФНС разрешено запрашивать любые документы по встречной налоговой проверке, но только те, что прямо относятся к проверяемой фирме. Такими бумагами являются договоры на поставку, ТТН, акты, счета. Ревизорам предоставляются копии бумаг, заверенные печатью компании и подписью руководителя. Помимо копий, инспектора могут запросить подлинники бумаг для ознакомления.

Любую компанию, столкнувшуюся с данной процедурой, интересует, сколько длится встречная налоговая проверка? Представление требуемых документов осуществляется фирмой в течение 5 дней после получения официального запроса. Эти сроки должны соблюдаться обязательно, в противном случае фирме грозит штраф.

Результаты встречной проверки оформляются промежуточным актом, в котором указываются найденные расхождения и прочие замечания относительно бухучета. Готовые акты направляются в ОВД для проведения дальнейших расследований в случае обнаружения серьезных нарушений и несоответствий. Плательщик, в отношении которого проводилась встречная проверка, привлекается к ответственности. При отсутствии нарушений камеральная/выездная проверка заканчивается с фиксацией ее результатов.

Если встречная проверка прошла успешно, ваша компания не получает от инспекции никаких документов о ее прохождении. Но если не были представлены документы либо материалы подготовили с опозданием, предприятию грозят штрафы. Отказ в предоставлении запрошенных ФНС сведений становится причиной к проведению полноценной выездной проверки.

Чтобы без проблем пройти встречную проверку, воспользуйтесь услугами по юридическому сопровождению компании «АБН-Консалт». Наши специалисты проконсультируют вас по любым вопросам в сфере налогового/бухгалтерского учета профессионально и грамотно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО