Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее
Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем в данной статье.
ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.
Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.
Критерии отбора
Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.
Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
- Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
- Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
- Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
- Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
- У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
- Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
- Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
- В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
- Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
- Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
- Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
- Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.
После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.
Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.
При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.
Сроки выездной налоговой проверки
Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).
Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.
В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.
Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:
- Несвоевременная регистрация фирмы
- Несдача деклараций
- Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
- Недоимка по налогам
- Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
- Отсутствие первичных подтверждающих документов
- Грубые ошибки в первичке
Как действовать налогоплательщику
При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.
Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.
Все документы лучше передавать инспекторам по описи.
В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.
Нормативно-правовая база обмена электронными документами
Вопрос в ФНС о выемке электронных документов при выездных налоговых проверках
В целях соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, доверенный оператор электронного документооборота ФНС РФ ООО «ДИРЕКТУМ» (идентификатор 2IG, паспорт № 0034 от 19.02.2013) просит разъяснить вопросы, связанные с проведением выездных налоговых проверок при электронном документообороте счетами-фактурами и бухгалтерскими учетными документами с контрагентами.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации налогоплательщики вправе обмениваться счетами-фактурами и первичными бухгалтерскими документами в электронном виде.
Требования к проведению выездных налоговых проверок закреплены в статье 89 главы 14 части первой Налогового кодекса РФ.
Наши клиенты все чаще задают вопросы о порядке проведения выездных налоговых проверок при электронном документообороте счетами-фактурами с контрагентами. На совместных семинарах с налоговыми органами операторы электронного документооборота сходятся во мнении, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику достаточно представить компьютер и необходимые документы на съемном носителе информации, типа флеш-накопителя или внешнего жесткого диска.
В связи с этим просим Вас дать подробные разъяснения по следующим вопросам:
- Достаточно ли в рамках выездной налоговой проверки предоставить инспектору компьютер и требуемые документы на носителе типа флэш-карты?
- Каким образом технически будет проводиться выездная налоговая проверка в организации, использующей электронный документооборот?
- Требуется ли в рамках выездной налоговой проверки предоставлять инспектору техническую возможность для просмотра неформализованных документов и документов, созданных по форматам ФНС? Что может служить программой для просмотра документов в форматах ФНС и есть ли у налоговых органов специализированные программы для просмотра формализованных документов? Может ли служить просмотрщиком для формализованных документов веб-клиент доверенного оператора ЭДО ФНС?
Ответ ФНС РФ по вопросу о проведении выездных налоговых проверок в организации использующей ЭДО с контрагентами
Порядок проведения выездной налоговой проверки при обмене электронными документами с контрагентами не отличается от порядка при бумажном документообороте. На основании пп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговые органы при проведении проверок вправе производить выемку документов, в том числе электронных.
Документы, хранящиеся в электронном виде, возможно получить в результате выемки как путем копирования информации на съемный носитель, так и путем выемки предметов, содержащих данную информацию: жестких дисков, системных блоков, серверов и т.д. Право на определение данного предмета налоговый орган оставляет за собой.
Исходя из официального ответа ФНС, можно сделать вывод, что выездные налоговые проверки в компаниях, использующих электронный документооборот счетами-фактурами и другими первичными учетными документами с контрагентами, проходят точно так же, как в организациях, ведущих бумажный документооборот. Разница проявляется лишь в случае выемки – вместо оригиналов бумажных документов инспектор вправе осуществить выемку жесткого диска, системного блока или сервера.
Порядок проведения выездной налоговой проверки
33. Порядок проведения выездной налоговой проверки
Выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у этих лиц. Выездные налоговые проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При этом может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена данная проверка.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирует Налоговый кодекс.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено 89 статьей НК РФ. Однако, в исключительных случаях продолжительность выездной налоговой проверки может быть увеличена до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Сроком проведения проверки является время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
При реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
В ходе проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Должностные лица налоговых органов, проводящие выездную налоговую проверку имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Они имеют право производить осмотр территорий, помещений и объектов налогообложения. Осмотр проводится в присутствие понятых (не менее 2 человек), может производиться фото-видео съемка. О производстве осмотра составляется протокол. В случае воспрепятствования доступу должностных лиц на указанные территории составляется акт. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения против воли проживающих в них физических лиц иначе как на основании судебного решения не допускается.
Для получения необходимых для проверки документов, налогоплательщику предъявляется требование о предоставлении документов (заверенных копий) в течение 10 дней со дня получения требования. Отказ от предоставления требуемых документов приравнивается к налоговому правонарушению и влечет за собой ответственность. В этом случае в определенные сроки (в ночное время – нельзя) производится выемка необходимых документов на основании постановления должностного лица налогового органа. При выемке необходимо присутствие понятых и лиц, у которых эта выемка производится. По итогам выемки составляется протокол.
Также может быть назначена экспертиза, привлечены специалисты и переводчики при необходимости.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах.
Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение.
Что нужно знать о выездной налоговой проверке?
Формы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ, среди которых основной является выездная налоговая проверка. Целью ее является контроль за соблюдением налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.
Любая налоговая проверка — это всегда неприятный сюрприз для налогоплательщика.
Но, в отличие от камеральной проверки, которая проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа сразу же после представления в налоговый орган налоговой декларации или расчета, охватывает всего один налог и именно тот период, который указан в декларации (расчете), назначению выездной проверки предшествует длительный анализ налогоплательщика сотрудниками отдела предпроверочного анализа, составление досье налогоплательщика, обсуждение на комиссии по отбору налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, защита плана в вышестоящем налоговом органе, утверждение плана выездных проверок, а только затем вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки. Выездной налоговой проверкой могут быть проверены все налоги за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.
Как указал конституционный суд в определении от 08.04.2010 No 441-оо, камеральная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
Выездная же налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.
Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
ФНС России уже давно снизила количество выездных проверок, служба окончательно определилась, что повышать эффективность налогового администрирования нужно не числом выездных проверок, а их качеством, и прежде всего более эффективным отбором налогоплательщиков. Критерии отбора для проведения выездных налоговых проверок давно не являются секретом, ведь ФНС России официально обнародовала их еще в 2007 году.
Конечно, это позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценивать свои риски и принимать соответствующие меры, однако нельзя исключать возможность проведения проверки даже в том случае, если Вы полностью соответствуете всем 12 общедоступным критериям, ведь отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике. Поэтому всегда нужно быть готовым к приходу «гостей» из налоговой.
К сожалению, нормы налогового кодекса РФ не достаточно подробно и четко описывают процедуру проведения налоговых проверок.
Также он не содержит положений, предусматривающих утверждение ФНС России подзаконного нормативного акта, регламентирующего порядок проведения выездной проверки.
Но единообразный подход к ее проведению налоговикам все же необходим. Поэтому сотрудники налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля, к которым относятся истребование документов (информации) у налогоплательщика, его контрагентов и третьих лиц, проведение допроса свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, экспертиза, привлечение специалиста, переводчика, инвентаризация, пользуются соответствующими регламентами, инструкциями, письмами ФНС России и вышестоящих налоговых органов.
Налогоплательщики зачастую просто не обращают внимания на формальные нарушения процедур данных мероприятий, а ведь именно они ложатся в доказательственную базу нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Зачастую именно процедурные нарушения, допущенные должностными лицами налогового органа при проведении выездной проверки, помогают компаниям оспорить итоговое решение по такой проверке.
Факты нарушения налогоплательщиком налогового законодательства должны быть документально подтверждены налоговым органом, и достаточно часто встречаются ситуации, когда налогоплательщик по существу и не прав, но он пытается отменить решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе или суде, оспаривая само нарушение, а не процедуру проведенных мероприятий налогового контроля, которые легли в доказательственную базу.
На налоговые органы и их должностных лиц НК РФ возложена обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и действовать в строгом соответствии с кодексом и иными федеральными законами (пп. 1 п. 1 ст. 32, ст. 33 НК РФ). Поэтому суды занимают позицию налогоплательщиков и отменяют решения, основанные на незаконных доказательствах, ссылаясь на п. 3 ст. 64 а ПК РФ, согласно которому не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением закона.
Порядок проведения выездной налоговой проверки четко регламентирован, в связи с чем любое отступление от правил может поставить под сомнение законность ее результатов.
- Попробовать демо-версию
- Подобрать комплект
Начните работать со СБИС++
ПРЯМО СЕЙЧАС!
Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН
Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.
Проведение выездной налоговой проверки КГН
Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков воплощается налоговыми органами в целях проверки достоверности и правильности ведения налогового учета на отдельных предприятиях.
Проверки в отношении КГН проводятся также, как и стандартные проверки, но с учетом статьи 89.1 НК РФ.
Выездная проверка в отношении КГН проводится по налогу на прибыль.
Налоговые контролеры прибывают на территорию предприятия-налогоплательщика (ответственного члена консолидированной группы).
Решение о проведении проверки прочих участников осуществляется по согласованию с организациями, входящими в КГН.
Если компания, в отношении которой проводится проверка, не в состоянии предоставить помещение для проверки, то контроль осуществляется в помещении налоговых органах по месту регистрации КГН с предоставлением ответственной компанией полного пакета документов, необходимых для проведения качественной проверки:
- книги учета расходов и доходов;
- документы, подтверждающие движения по счетам;
- оборотно-сальдовые ведомости;
- годовую бухгалтерскую отчетность;
- налоговые декларации;
- прочие документы по запросу инспекцию.
Решение о назначении выездной налоговой проверки КГН
Организации, сроком работы до 3 лет не подвергаются проверке, поскольку в этот период налоговая не осуществляет строгий контроль за достоверностью предоставляемых сведений.
Инспекция выносит решение о проведении проверки по месту ответственного участника КГН. При этом по запросу участников КГН, налоговая проверка проводиться не может. Ее инициатором должны стать налоговые органы, которые поставили фирму на учет.
В решении о проверке указывается:
- наименования всех участников КГН: полные и сокращенные названия юридических лиц;
- периоды, за которые проводится налоговая проверка (месяц, квартал, полгода, 9 месяцев);
- сведения о проверяющих сотрудниках из налоговых органов: ФИО, должности.
Все лица, указанные в решении, могут проводить налоговую проверку участников КГН, но только если решение утверждено органами власти, утвержденными осуществлять налоговый контроль.
Права налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки КГН
Статья 89.1 НК РФ утверждает следующие права:
проверка может исполняться приоритетно по налогу на прибыль, поскольку он является предметом проверки (проверяется правильность сумм и порядка исчисления, а также достоверность представленной декларации – в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 89.1 НК РФ);
В отношении выездной проверки запрещены самостоятельные проверки налоговыми агентами, но согласно пункту 3 статьи 89.1 Налогового кодекса, можно утверждать, что такая проверка не препятствует самостоятельным проверкам в отношении других налогов, исключая налог на прибыль.
Изъятие документов является приоритетным правом налоговых органов.
Если полученные налоговой инспекцией данные свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений и, если имеются основания полагать, что сведения могут быть уничтожены, сокрыты, заменены. Изъятие осуществляется в соответствии со статьей 94 НК РФ.
Налогоплательщик должен помнить, что любое изменение реальных сведений по уплате налога на прибыль может привести к возникновению уголовной ответственности. Также могут быть применены санкции налогового законодательства в виде пеней и штрафов.
Сроки проведения выездной налоговой проверки КГН
Сроки проведения проверки составляют около двух месяцев, но могут быть продлены на то число месяцев, которое равно числу участников консолидированной группы (максимум до 1 года).
Результаты проверки фиксируются в проверочном акте, который передается на хранение ответственному участнику (копия остается у налоговых органов).
При получении и изучении акта проверки, участник консолидированной группы может оспорить проблемные моменты в течение 30 рабочих дней после вынесения решения по проверке. Это право закреплено пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса России.
Прочие участники КГН могут участвовать в изучении материалов о проверке.
Проверка может быть приостановлена согласно пункту 9 стати 89.1 Налогового Кодекса по решению руководителя из налоговых органов или его заместителя, вынесшего решение о проверке.
Повторная выездная налоговая проверка КГН
После завершения проверки может быть назначена повторная налоговая выездная проверка с целью проверить недостающие сведения. Эта проверка проводится независимо от того, когда была проведена предыдущая. Также не зависит процедура от налогового периода.
К повторной проверке не применяются правила статьи 89 НК РФ о том, что налоговые органы не имеют прав проводить более одной проверки в один учетные период в отношении одного и того же налога (в данном случае налога на прибыль).
Две проверки могут быть проведены в течение года в отношении одного налогоплательщика. При необходимости получения дополнительных сведений назначается повторная проверка.
Органы по надзору за уплатой налогов не вправе провести выездную проверку за тот период, за который проведен мониторинг и исполнена обязанность по уплате налогов в соответствии с Налоговым Кодексом.
Если налогоплательщик предоставлял уточненную декларацию по налогу на прибыль, то налоговые орган вправе провести внеочередную проверку.
Справка о проведении выездной налоговой группы КГН
Справка о том, что выездная налоговая проверка КГН была проведена, вручается ответственному участнику группы или его представителю. Порядок составления справки регулируется правилами пункта 15 статьи 89 НК РФ.
Статья гласит, что справка о проделанной работе должна быть составлена в обязательном порядке в заключительный день выездной проверки. В документе фиксируются предмет и сроки проведения проверочных действий.
Справка может быть передана лично в руки либо выслана участнику КГН по почте.
Это необходимо, если налогоплательщик уклоняется от ее получения в срок более, чем 30 дней.
Уклонение не наказывается, однако, если во время проверки были выявлены какие-либо недочеты, то налогоплательщик обязан их устранить. В случае, если требования не будут учтены, то налоговые органы назначат повторную проверку и будут взимать штрафы.
Таким образом, выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется для проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами.
Проверка назначается в плановом порядке либо при наличии сведений о том, что налогоплательщик укрывает часть налогов. Регулируются действия налоговых органов статьей 89.1 НК РФ.