Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Земельный налог при изменении в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка

В письме от 23.07.2019 № 03-05-05-02/54653 Минфин России разъяснил, с какой даты нужно применять новую кадастровую стоимость земельного участка, внесенную в ЕГРН, для целей исчисления земельного налога.

Сразу скажем, что вопрос, на который давали ответ финансисты в комментируемом письме, касался старой редакции п. 1 ст. 391 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база по земельному налогу определялась как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Но сказанное ими в полной мере применимо и к действующему п. 1 ст. 391 НК РФ — в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, согласно которой налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В чем проблема

Специалисты финансового ведомства рассмотрели следующую ситуацию. С 1 января 2019 г. вступило в силу Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018, утвердившее результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в г. Москве. В соответствии с ним кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего компании, по состоянию на 1 января 2018 г. равна 83 млн руб. Эта кадастровая стоимость 9 января 2019 г. внесена в ЕГРН. Ранее кадастровая стоимость земельного участка была определена в 2016 г. и составляла 102 млн руб.

Компания в 2019 г. получила справку о кадастровой стоимости земельного участка. В ней указано, что на 1 января 2018 г. кадастровая стоимость составляет 102 млн руб. (дата внесения сведений — 31.12.2016, основание — акт от 31.12.2016). Кроме того, в справке приведена кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2018 г. — 83 млн руб. (дата внесения сведений в ЕГРН — 09.01.2019, основание для внесения — акт от 29.11.2018).

Поскольку по состоянию на 1 января 2018 г. указаны разные кадастровые стоимости земельного участка, компанию интересовало, какую кадастровую стоимость следует брать при исчислении земельного налога за 2018 г.?

Дата начала применения кадастровой стоимости

Сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, применяются для целей, предусмотренных законодательством, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»). А акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (п. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (постановление от 02.07.2013 № 17-П) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства и правовую позицию Конституционного суда, специалисты финансового ведомства указали, что дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. И для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения кадастровой стоимости, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные в 2018 г. и внесенные в ЕГРН на основании акта, вступившего в силу 1 января 2019 г., подлежат применению для целей исчисления земельного налога с 1 января 2019 г. вне зависимости от даты их фактического внесения в ЕГРН.

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 08.04.2019 № 03-05-06-02/24562, от 20.02.2019 № 03-05-06-02/10724, от 14.02.2019 № 03-05-04-01/9247 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 18.02.2019 № БС-4-21/2652@).

Из сказанного финансистами следует, что в рассматриваемой в письме ситуации компания должна исчислять земельный налог за 2018 г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 102 млн руб. А кадастровая стоимость в размере 83 млн руб. будет применяться при исчислении земельного налога за 2019 г.

Позиция финансистов соответствует законодательству

Одна из компаний пыталась оспорить в Верховном суде вышеуказанные разъяснения финансистов, приведенные в письме от 14.02.2019 № 03-05-04-01/9247, но безрезультатно. Решением от 11.06.2019 № АКПИ19-305 Верховный суд отказал в удовлетворении заявления о признании этого письма недействующим.

Верховный суд указал, что оспариваемое письмо содержит разъяснения относительно действующей на день его издания редакции п. 1 ст. 391 НК РФ, устанавливавшей, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Подобная формулировка без уяснения ее правильного смыслового содержания, основанного на системном толковании ее положений, могла вызывать неоднозначное понимание. Поэтому Минфин России и дал письменное разъяснение о ее применении, которое соответствует ее действительному смыслу. Именно такое толкование п. 1 ст. 391 НК РФ было позднее поддержано и федеральным законодателем, который с 15 апреля 2019 г. внес в редакцию данной нормы юридико-техническую правку, не изменяющую ее предыдущее смысловое содержание.

Изменения 2021 по земельному налогу

Как разобраться со всеми изменениями, вступающими в силу с 2021 года? Их множество, не стало исключением и законодательство о земле и земельном налоге. Рассмотрим, что меняется со следующего года для владельцев земельных участков, обязанных рассчитывать и платить этот налог.

Декларирование земельного налога

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Изменения кадастровой стоимости

Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ внесены изменения в статью 391 НК РФ.

Установлены два исключения, когда при расчете налога учитывается изменение кадастровой стоимости земельного участка.

  1. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной. В этом случае рыночная стоимость будет использоваться для расчета налога с даты начала применения измененной кадастровой стоимости.
  2. Текущее или ретроспективное применение измененной кадастровой стоимости, предусмотренное Законом о кадастровой оценке. Если, к примеру, индекс недвижимости снизился более чем на 30%, уменьшенную кадастровую стоимость нужно применять с начала года, на который рассчитан индекс.

Кроме того, с 2021 года больше не будет указания на то, какой орган – суд или комиссия при Росреестре – рассматривали документы на изменение кадастровой стоимости. К 2023 году во всех регионах этим будут заниматься бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой земли.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Процедура проведения кадастровой оценки земельных участков

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ о кадастровой оценке.

С 2021 года при определении кадастровой стоимости земельного участка будут учитываться сведения, которые в силу закона на нее влияют. Это так называемые ценообразующие факторы, такие, как, к примеру, местоположение участка, нахождение его в границах зоны с особыми условиями использования территории и другие.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

Кадастровый налог на землю — 2017

Кадастровый налог на землю — 2017

Похожие публикации

Все компании и бизнесмены, имеющие в собственности земельные участки, автоматически обязаны перечислять в бюджет земельный налог. Эта обязанность возникает после прохождения процедуры государственной регистрации.

Что представляет собой налог на земельный участок

Налог на землю можно отнести к категории местных налогов, которые устанавливаются на территории каждого муниципального образования страны. Он регламентирован не только положениями НК РФ, в частности главой 31 кодекса, но и Земельным кодексом, а также документами, утвержденными местными органами самоуправления.

Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости конкретного объекта. В качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющего налоговым периодом. Использование этого метода оценки объекта собственности позволяет максимально приблизить стоимость земли к рыночной.

В какие сроки нужно уплатить кадастровый налог на землю

Помимо того, что компания обязана произвести расчет земельного налога по кадастровой стоимости, ей следует своевременно перечислить налоговый платеж в местный бюджет. Налоговое законодательство определяет возможность компаний уплачивать земельный налог от кадастровой стоимости с использованием авансовых платежей (на основании документов местных органов власти), которые представляют собой 25% от суммы налога за год. Делать это следует ежеквартально. Каждый муниципалитет вправе установить свои сроки уплаты авансов по земельному налогу, найти сроки в своем районе можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС . Нередко для уплаты аванса дается месяц с момента окончания квартала.

Индивидуальные предприниматели уплачивают налог на основании полученных уведомлений ФНС по итогам налогового периода без перечислений авансовых платежей.

Юридическими лицами расчет земельного налога к уплате по итогам года в виде налоговой декларации должен быть предоставлен в налоговые органы не позднее 1 февраля, следующего за окончанием налогового периода. Период для перечисления налога в бюджет организациями устанавливается исходя из нормативных актов, принятых на территории муниципального образования, но не может быть ранее даты предоставления декларации в инспекцию.

Физическим лицам, являющимся плательщиками данного налога, нет нужды производить расчет земельного налога по кадастровой стоимости. Это сделают сами налоговики, получив информацию из Росреестра. Физлицам, включая ИП, необходимо не позднее 1 декабря, следующего за окончанием налогового периода уплатить налог (за 2015 год соответственно, это надо было сделать до 1 декабря 2016 гоа). Федеральным законом N347-ФЗ от 04.11.2014 индивидуальные предприниматели освобождены от сдачи деклараций по земельному налогу.

Как рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости

Расчет налога по кадастровой стоимости земли может быть произведен методом умножения налоговой базы (кадастровой стоимости земли) на налоговую ставку, установленную местными властями.

Законодательством в сфере налогового регулирования установлены два вида налоговых ставок, которые зависят от категории облагаемых налогом земельных участков:

Ставка в размере 0,3 % используется при исчислении налога на земли личных подсобных хозяйств, земли жилищного фонда с имеющейся инженерной инфраструктурой, а также для земель, используемых предприятиями оборонной сферы страны;

Ставка в размере 1,5 % используется для всех объектов собственности, не облагаемых по ставке 0,3 %.

Эти значения являются пороговыми, и превышать их местные органы власти не вправе.

Пример расчета земельного налога по кадастровой стоимости объекта

ООО «Импульс» 25 февраля 2016 года в целях расширения производства был приобретен земельный участок с кадастровой стоимостью на 01.01.2016 г. 835 000 рублей в деревне Фарафоновка Тверской области. В связи с тем, что объект недвижимости был зарегистрирован в конце февраля (февраль в расчете не учитывается), расчет налога будет произведен за 10 месяцев фактического владения участком. Ставка налога предусмотрена в размере 1,5 % (Решение совета депутатов Фарафоновского сельского поселения Тверской области №19 от 11.11.2011). Авансовые платежи по данному решению организации уплачивают не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, т.е. за 1 квартал 2017 года – до 30 апреля включительно (с учетом правил переноса – до 2 мая). Рассчитаем налог к перечислению в бюджет.

Земельный налог = 835 000 х 1,5 % х 10/12 = 10 438 рублей.

Если местными органами принято решение о перечислении организациями авансовых платежей по налогу, то расчет будет выглядеть следующим образом.

Авансовый платеж 1 кв. = 1/4 х 835 000 рублей х 1,5 % х 1/3 = 1044 рублей

Авансовый платеж 2 кв. = 1/4 х 835 000 рублей х 1,5 % = 3131 рублей

Авансовый платеж 3 кв. = 1/4 х 835 000 рублей х 1,5 % = 3131 рублей

Налог к уплате составит = 10 438 – 1044 – 3131 — 3131 = 3132 рубля

Следует отметить, что все округления расчетов должны быть сделаны до полных рублей.

Изменение кадастровой стоимости для расчета земельного налога

Нередко на практике возникают ситуации, при которых кадастровая стоимость объекта обложения налогом меняется. Изменения могут быть связаны как с отнесением земли к другой категории, так и по решению судебных инстанций. Как же бухгалтеру исчислить налог на землю при изменении кадастровой стоимости?

Если изменение стоимости произошло в течение налогового периода, то рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с учетом изменений организация может с 1 января следующего налогового периода.

Для тех ситуаций, когда внесение изменений в кадастровую стоимость земельного участка коснулось предыдущих периодов, то компания имеет полное право произвести перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости за прошлые годы и подать в инспекцию уточненные налоговые декларации.

Следовательно, исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости зависит от того, какой период затронули изменения.

Как узнать налог на землю по кадастровому номеру

Кадастровый номер представляет собой уникальный цифровой код, который присваивается каждому объекту недвижимости в процессе его регистрации. Наличие номера позволяет систематизировать сведения об объектах и обеспечивает возможность без лишних сложностей получить сведения в отношении каждого зарегистрированного земельного участка.

Каждая компания, располагающая информацией о коде, присвоенном участку, может рассчитать налог на землю по кадастровому номеру.

Для того чтобы рассчитать земельный налог по кадастровому номеру, необходимо воспользоваться сайтом инспекции ФНС. Указав основные параметры, программа рассчитает кадастровый налог на землю 2017.

Таким образом, отвечая на вопрос о том, как посчитать земельный налог от кадастровой стоимости, можно сказать, что у плательщика земельного налога, являющегося юридическим лицом, есть два способа получения этой информации. Первая заключается в самостоятельном расчете налога с применением формулы, указанной выше. Второй вариант позволяет компании воспользоваться калькулятором расчета, представленным на сайте инспекции ФНС, зная кадастровый номер объекта недвижимости.

Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

В соответствии с действующим законодательством организации — владельцы земельных участков обязаны исчислять и уплачивать земельный налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащего им участка. При этом в силу прямого указания закона кадастровая стоимость должна быть определена не на произвольную дату либо дату расчета налога, а на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Подобный порядок расчета является удобным, если стоимость земли и ее назначение не изменяются в течение года. Однако на практике нередки случаи, когда по тем или иным причинам кадастровая стоимость участка и (или) налоговая ставка пересматривается. Нужно ли при этом производить пересчет земельного налога? Ответ на этот вопрос зависит от целого ряда факторов.
Кадастровая стоимость земельного участка может изменяться в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, в результате установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, а также в результате исправления технических ошибок, допущенных при внесении сведений в государственный кадастр. При этом корректировка цены земельного участка может устанавливаться на 1 января отчетного года, то есть носить ретроспективный характер, либо на какую-либо другую дату в течение отчетного года. Изменение стоимости может происходить как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
При изменении кадастровой стоимости в сторону увеличения независимо от причин такого изменения Минфин России в письме от 05.09.2013 г. № 03-05-05-02/36540 рекомендует новую кадастровую стоимость применять в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Таким образом, если увеличение кадастровой стоимости не связано с изменением категории земель либо вида разрешенного использования (то есть налоговая ставка в течение налогового периода не изменялась), то производить пересчет земельного налога в текущем налоговом периоде не следует, поскольку подобное привело бы к ухудшению положения налогоплательщика.
Исключением является ситуация, при которой увеличение кадастровой стоимости произошло вследствие исправления допущенных при внесении сведений в государственный кадастр технических ошибок, что зафиксировано судебным решением. В этом случае, даже если кадастровая стоимость земельного участка изменена по состоянию на 1 января года (ретроспективно), земельный налог необходимо исчислять исходя из новой стоимости земельного участка, скорректировав налоговые обязательства. Такой позиции придерживаются арбитражные суды и ФНС России.

Пример 1. На основании судебного решения, вынесенного в 01.07.2013 г., исправлена техническая ошибка, допущенная органами кадастрового учета в отношении земельного участка, отнесенного к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве, принадлежащего ООО «Альфа», в связи с неверным применением удельного показателя кадастровой стоимости земли на единицу площади.
Кадастровая стоимость земельного участка увеличена с 10 000 000 руб. до 20 000 000 руб., при этом в силу прямого указания в тексте судебного решения изменения в кадастр внесены с 1 января 2013 г.
Порядок расчета: До вступления в силу судебного решения авансовые платежи по земельному налогу исчислялись ООО «Альфа» в размере 7 500 руб. за квартал (10 000 000 руб. х 0,3% х 0,25).
После вступления в силу решения суда налогоплательщику следует пересчитать налоговые обязательства из расчета 20 000 000 руб. х 0,3% х 0,25 и доплатить разницу в сумме 7500 рублей за 1 и 2 квартал 2013 г. в бюджет. Авансовые платежи за 3 квартал 2013 г. и за налоговый период 2013 г. ООО «Альфа» следует исчислять исходя из кадастровой стоимости в размере 20 000 000 руб. и рассчитывать в размере 15 000 руб. за квартал.

Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшилась, при расчете земельного налога с момента, когда оформлены подтверждающие документы, применение другой кадастровой стоимости возможно при условии, что она соответствует показателю, установленному на начало года местными органами власти. Подобная точка зрения высказана в постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7701/12, от 28.06.2011
№ 913/11, постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 .
Кроме того, если изменение категории земель либо вида разрешенного использования привело к изменению налоговой ставки, при расчете налога с момента такого изменения (независимо от того, увеличилась либо уменьшилась кадастровая стоимость земли или сама налоговая ставка) необходимо применять новую ставку.
В письме от 13.04.2013 № 03-05-04-02/7507 Минфин России рекомендует рассчитывать земельный налог или авансовый платеж по нему с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок оценивался по той или иной кадастровой стоимости, к их полному числу в налоговом или отчетном периоде. При этом к полному месяцу приравнивается месяц, в котором та или иная кадастровая стоимость (налоговая ставка) применялась более пятнадцати дней.
В отчетном периоде, когда произошли изменения, а также при исчислении налога за год в расчете участвуют разные кадастровые стоимости и различные коэффициенты; в оставшиеся после изменений отчетные периоды до окончания календарного года авансовые платежи по налогу рассчитываются исходя из новой стоимости и новой ставки.
Для расчета земельного налога с учетом поправочного коэффициента может быть применена следующая формула:

Н = Кс х Cт х Кф,
где Н — величина налога; Кс — кадастровая стоимость; Ст — ставка налога; Кф — коэффициент.
В числитель для расчета коэффициента подставляется количество полных месяцев, оставшихся до конца квартала (при расчете авансового платежа) или года (при вычислении налога) после изменения стоимости земли либо ставки налога, а в знаменатель — число 3 (для отчетного периода) или 12 (для налогового периода).

Пример 2. ООО «Омега» 12.06.2013 получило документы, на основании которых изменилась категория принадлежащего ей земельного участка №1, расположенного на территории города Москвы. До 12.06.2013 данный земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения и оценивался в 10 000 000 руб., после указанной даты участок был переведен в категорию прочих земель с кадастровой стоимостью 15 000 000 руб.
17.07.2013 изменилась категория принадлежащего ООО «Омега» земельного участка №2, расположенного на территории города Москвы – из категории земель, используемых для эксплуатации спортивных сооружений он был переведен в категорию прочих земель, кадастровая стоимость участка не изменилась и составляла 2 000 000 руб..
20.10.2013 ООО «Омега» перевело из категории прочих земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения земельный участок № 3, расположенный на территории города Москва. При этом кадастровая стоимость земельного участка уменьшилась с 10 000 000 руб. до 5 000 000 руб.

Порядок расчета: В отношении земельного участка № 1 произошло как увеличение кадастровой стоимости, так и увеличение налоговой ставки. Для расчета земельного налога при увеличении кадастровой стоимости участка в течение налогового периода применяется кадастровая стоимость, установленная на 1 января года, то есть в рассматриваемом случае – 10 000 000 руб..
Налоговая ставка определяется в зависимости от категории земель на дату расчета авансового платежа либо налога, таким образом при изменении категории земель необходимо применять новую налоговую ставку с учетом поправочного коэффициента.
В рассматриваемом случае изменения произошли 12.06.2013 г. (до есть до 15го числа месяца), поэтому число полных месяцев применения ставки 0, 3% (для земель сельскохозяйственного назначения) составит 5 месяцев, коэффициент для исчисления налога за год составит 0, 42 (5/12); за второй квартал – 0, 67 (2/3).
Новая ставка 1,5 % (для прочих земель) будет применяться 7 полных месяцев, коэффициент для расчета налога за год составит 0,58 (7/12), за второй квартал — 0,33 (1/3).
Следовательно, за первые 5 месяцев сумма налога в отношении земельного участка № 1 составит 12 600 руб. (10 000 000 руб. х 0,3% х 0,42), а за последующий период – 87 000 руб. (10 000 000 руб. х 1,5% х 0,58). Общая сумма налога за год составит 99 600 рублей. Для квартальных авансовых платежей расчет осуществляется следующим образом:
— за I квартал – 7 500 руб. (10 000 000 руб. х 0,3% х 0,25);
— за II квартал – 17 400 руб. (10 000 000 руб. х 0,3% х 0,67 х 0,25) + (10 000 000 руб. х 1,5% х 0,33 х 0,25);
— за III квартал – 37 500 руб. (10 000 000 руб. х 1,5% х 0,25).

В отношении земельного участка № 2 увеличилась только налоговая ставка.
При расчете поправочного коэффициента месяц изменения ставки относится к полному месяцу применения ставки 0,3%, так как изменение произошли после 15го числа.
Таким образом, в отношении ставки 0,3% коэффициенты составят: 0, 58 (7/12) за год и 0,33 (1/3) за третий квартал. В отношении ставки 1,5% коэффициенты составят: 0, 42 (5/12) за год и 0, 67 (2/3) за третий квартал .
За первые 7 месяцев сумма налога в отношении земельного участка № 2 составит 3 480 руб. (2 000 000 руб. х 0,3% х 0,58), а за последующий период – 12 600 руб. (2 000 000 руб. х 1,5% х 0,42).
Общая сумма налога за год составит 16 080 руб. Для квартальных авансовых платежей расчет осуществляется следующим образом:
— за I квартал – 1 500 руб. (2 000 000 руб. х 0,3% х 0,25);
— за II квартал – 5 520 руб. (2 000 000 руб. х 0,3% х 0,33 х 0,25) + (2 000 000 руб. х 1,5% х 0,67 х 0,25);
— за III квартал – 7 500 руб. (2 000 000 руб. х 1,5% х 0,25).

В отношении земельного участка № 3 произошло уменьшение кадастровой стоимости и налоговой ставки. Начиная с 20.10.2013 ООО «Омега» вправе применять при расчете налога как пониженную ставку, так и новую кадастровую стоимость.
Поправочный коэффициент в отношении ранее установленной кадастровой стоимости для расчета налога составят 0, 83 (10/12); в отношении новой кадастровой стоимости – 0, 17 (2/12).
За первые 10 месяцев сумма налога в отношении земельного участка № 3 составит 124 500 руб. (10 000 000 руб. х 1,5% х 0,83), а за последующий период – 2 550 руб. (5 000 000 руб. х 0,3% х 0,17).
Общая сумма налога за год составит 127 050 руб.
При этом авансовые платежи за I, II, III кварталы рассчитываются исходя из прежней стоимости и налоговой ставки – в размере 37 500 руб. (10 000 000 руб. х 1,5% х 0,25).

Библиографический список
1..Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.04.2014 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»[Электрон. ресурс].– Режим доступа: http://base.garant.ru/12137774/#ixzz2yNJJEokW3.
3. Письма Минфина России от 05.09.2013 № 03-05-05-02/36540; 16.07.2013 № 03-08-04-02/27809; 15.03. 2012 № 03-05-05-02/15; 13.03.2013 № 03-05-04-02/7507 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу № А56-54160/2008 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7701/12[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Письмо ФНС России от 25.01.2013 № БС-4-11/959 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Павлова А.А., специалист по налогообложению Департамента налогового и правового консалтинга,

Установлен новый порядок расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка и другие изменения в части налогообложения имущества

В часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, касающиеся налогообложения имущества (Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ).

Так, согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы, исчислении и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества расчет производится исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении определенных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, исчисление суммы налога на имущество определяется исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода. Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости имущества в течение налогового периода, она применяется лишь 1 января будущего года.

Также устанавливается новый порядок расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель. Данные изменения также учитываются при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка.

Изменения, внесенные названным законом, коснулись и физических лиц.

В настоящее время физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В соответствии с принятыми изменениями налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы. При этом документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, он предоставлять больше не обязаны.

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение 3 дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждены Федеральной налоговой службой России.

Изменения вступают в силу 1 января 2018 года и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО