Транспортный налог заменят экологическим?

Транспортный налог заменят на экологический

Платить за выбросы

Инициативу озвучили на прошедшем в Госдуме круглом столе, посвященном законодательному стимулированию экологически чистого транспорта. Об общих принципах ухода от транспортного налога, зависящего от мощности двигателя, и перехода на экологический, который действует в Европе, Минпромторг уже договорился с Минфином, подтвердил замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов .

И сейчас никто не мешает региональным властям вводить коэффициенты в транспортный налог в зависимости от экологического класса автомобиля. Но применяются такие коэффициенты только в двух областях — Калининградской и Свердловской. Местные власти могут вводить коэффициенты и в зависимости от возраста автомобиля. Эта мера более популярная, но распространяют ее, как правило, на коммерческий транспорт. Применять такие коэффициенты местные власти не спешат по понятной причине: этот налог существенно пополняет региональный бюджет. Поэтому вводить поправочные коэффициенты на экологию придется на федеральном уровне.

Проблема России — старый автопарк. Сегодня около 47% машин в России старше 10 лет. И по экологическим классам половина парка относится к категориям «Евро-1» и ниже. Это на самом деле создает серьезную экологическую угрозу, прежде всего для городов-миллионников, где около 60% выбросов в атмосферу приходится на транспорт. Для контроля над экологической ситуацией в мегаполисах Минпромторг предлагает вводить ограничения на сроки эксплуатации авто.

Скидки для гибридов

Среди прочего предлагается увеличить транспортный налог на автомобили, ценой более 5 млн рублей. Однако, как правило, такие автомобили соответствуют более высоким экологическим классам. В результате снижение налога по коэффициенту экологичности, может съесть предложенное увеличение. Над этим правительству еще предстоит подумать.

Депутаты предлагают пойти дальше. Сделать скидку на транспортный налог для гибридных автомобилей — 50%, а для электромобилей — 100%. По словам первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслава Лысакова , такие предложения поступили от правительства Москвы. И эти предложения вполне логичны. Сейчас при расчете транспортного налога считается совокупная мощность гибрида: двигатель внутреннего сгорания плюс электромоторы. Имело бы смысл, по мнению депутата, исключить мощность электромотора. Это как раз и будет порядка 50%.

Помимо транспортного налога необходимо применять и другие меры стимулирования автовладельцев к приобретению экологически дружелюбных авто. Например, снижение таможенных пошлин на них. На сегодняшний день 48% цены на электромобиль составляют сборы в казну. Это таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, утилизационный сбор. Если учесть, что стоимость гибрида и так в среднем на 50% выше стоимости аналога, то такой автомобиль становится просто золотым. Поэтому есть предложение: на гибриды таможенные пошлины снизить вполовину, а с электромобилей не брать ее вовсе. Да что там: предлагается разрешить электромобилям двигаться по выделенным полосам и бесплатно парковаться!

Плюсы и минусы нового налога

Пока же все платят одинаково вне зависимости от того, как часто пользуются автомобилем. Но с введением экологического налога те, кто ездит редко (например, на дачу и обратно), будут платить меньше. Это плюс. Произойдет вынужденное обновление парка на автомобили с лучшей топливной экономичностью и меньшими выбросами СО2. Автопрому придется подстраиваться под новые нормы. Значит, появится стимул для инноваций. Это тоже плюс.

Впрочем, по мнению экспертов, есть и минусы: уровень жизни в нашей стране далек от европейского, на который этот налог рассчитан.

Например, в Германии существует дифференцированная ставка налога в зависимости от величины удельного выброса СО2. Для электромобилей и гибридов ставка нулевая. В Лондоне для электромобилей — бесплатная парковка в центре и бесплатный въезд в город. В США налоговые льготы при покупке гибридов составляют от 400 до 3400 долларов, при покупке электромобилей — 7500 долларов.

В России же есть риск, что бремя новых экотребований ляжет на необеспеченные слои населения, которые не могут обновить свои машины, в то время как состоятельные автомобилисты окажутся практически освобожденными от налога. И еще: придется менять автомобильный парк госслужб и госучреждений (больниц, полиции и т.д.), на что потребуется немало бюджетных средств.

По материалам источников: rg.ru, russian-greens.ru, izvestia.ru, gazeta.ru

Платить придется не за сам факт владения авто, а за выбросы СО2 во время езды. Транспортный налог предложено исчислять с учетом экологического класса автомобиля и года выпуска. Соответствующий проект подготовило Министерство промышленности и торговли РФ и направило в его Минфин.

Транспортный налог отменят. И заменят новым

Министерство транспорта России до конца года предоставит в Правительство России обоснование целесообразности замены транспортного налога так называемым экологическим сбором, сумма которого будет зависеть от того, какому экологическому классу соответствует транспортное средство.

В Минтрансе говорят, что такая замена вписывается в рамки Транспортной стратегии России до 2030 года и должна простимулировать граждан использовать более современные транспортные средства, экономичные и экологичные.

При этом, если сегодня транспортный налог разнится от региона к региону (например, его ставки различаются в несколько раз в Москве и Республике Крым), то ставка экологического сбора будет единой на всей территории России. О том, что такое предложение действительно готовится, газете «Известия» сообщили источники в Минтрансе и подтвердили в аппарате вице-премьера Правительства России Аркадия Дворковича.

Сегодня в России для новых выпускаемых и ввозимых автомобилей действует экологический стандарт Евро-5, тогда как страны ЕС перешли на экологический стандарт Евро-6. До этого в России был введен стандарт Евро-4, который в Европе стал обязательным в 2005 году, а у нас был введен с отсрочкой из-за неготовности автозаводов. По данным агентства «Автостат», 40% из зарегистрированных в России 49,1 млн легковых автомобилей соответствуют экологическим требованиям Евро-4 и выше. Однако в сегменте коммерческой техники этот показатель значительно ниже: более 2/3 грузовиков и около 60% автобусов находятся в возрасте старше 12 лет. Поэтому замена транспортного налога экологическим может серьезно помочь пополнению региональных бюджетов: если в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и других, большинство автомобилей современные и экологичные, то в региональных парках высок процент старых машин.

В Минтрансе заявили, что действительно обсуждают такую идею, но пока не вносили никаких конкретных предложений в Правительство России. Тем более что такой вопрос является частью не только экологической, но и налоговой политики государства.

«Позиция Минтранса пока не сформирована, и мы пока не предлагали, соответственно, правительству и заинтересованным ведомствам или субъектам рассмотреть этот вопрос», — заявил глава Министерства транспорта России Максим Соколов агентству РИА Новости.

Идея привязки налога к экологическому классу не нова. Еще в 2013 году Минфин предлагал ввести соответствующий коэффициент к транспортному налогу, заменив им привязку к мощности двигателя. Несмотря на то, что тогда предложение поддержали в Минпромторге, оно так и не было принято.

  • Летом этого года глава Совфеда Валентина Матвиенко предложила вообще отказаться от транспортного налога и заменить его повышенными акцизами на топливо.
  • Дмитрию Медведеву также не раз задавали вопрос об отмене транспортного налога. Он всякий раз отвечал, что пострадают от этого регионы, так как у них иссякнет источник поступления денежных средств на дороги. Почему эти же деньги нельзя будет «выцепить» из акциза на бензин, премьер не пояснил.
  • Идею отменить транспортный налог за счет повышения акцизов на бензин еще в 2013 году выдвинул Владимир Путин. Проблему тогда он видел лишь в том, что в регионах различный уровень акцизов.

«Платишь, когда едешь». Транспортный налог хотят отменить

Владельцев автомобилей в очередной раз пытаются освободить от уплаты транспортного налога. Сделать это предложил председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Несколько дней назад соответствующий документ был внесен на рассмотрение Госдумы.

Партия уже неоднократно пыталась продвинуть законопроект об отмене транспортного налога, но каждый раз его отклоняют. Autonews.ru выяснил, что изменилось в документе и как его создатели оценивают перспективы отмены главного автомобильного налога страны на этот раз.

Главный повод, который социалисты указывают в документе, поступившем в Госдуму, это несправедливость и неэффективность транспортного налога. Об этом в беседе с Autonews.ru рассказал сам Сергей Миронов.

«Справедливо и эффективно — это, когда пользователь платит, когда едет. Этот механизм уже реализован в акцизах на нефтепродукты: пользуешься автомобилем, заправляешься бензином или дизтопливом — платишь в казну. Все. Одновременное существование транспортного налога и топливных акцизов — очевидный нонсенс. Почему люди должны платить дважды?» — объяснил Миронов.

По его словам, эту идею поддерживают не только справедливороссы. Еще в ноябре 2012 года идею отмены налога поддержал президент страны на встрече с лидерами думских фракций. В пользу такого решения также высказывалось руководство Министерства транспорта, Федерация автовладельцев России. Несколько лет назад было собрано большое количество подписей граждан за отмену транспортного налога на сайте российских общественных инициатив.

«Напомню, изначально ведь так и планировалось: что акцизы заменят транспортный налог, но потом чиновники через депутатов «Единой России» стали блокировать решение этого вопроса, и поэтому налог существует и по сей день», — говорит депутат.

Учитывая, что предыдущие разы предложения партии по отмене налога отклонялись, и в этот раз депутаты не питают больших надежд, но заявляют, что твердо уверены в своей позиции и будут продолжать попытки отменить налог.

«Мы реалисты и понимаем, что шансов немного, учитывая отрицательный отзыв правительства. Но может, хоть в преддверии выборов они пойдут на уступки. Поэтому мы посчитали нужным снова выйти с этой инициативой именно сейчас, когда населению приходится очень тяжело, когда любая копейка на счету и любая экономия очень кстати. А главное — мы чувствуем поддержку избирателей, чувствуем свою правоту. Все доводы наших оппонентов не выдерживают критики», — говорит Сергей Миронов.

На вопрос корреспондента Autonews.ru об отрицательном отзыве правительства депутат пояснил суть возражений кабмина. В отзыве указано, что транспортный налог наряду с акцизами является источником формирования региональных дорожных фондов, и его отмена приведет к необходимости возмещения потерь за счет повышения ставок акцизов, а это уже спровоцирует рост цен на все товары.

«Это известная позиция Минфина, и иначе чем демагогией ее не назовешь. Акцизы составляют уже 30% в стоимости бензина, и собираются автоматически, в отличие от транспортного налога, собираемость которого не превышает 50%. Вклад транспортного налога и акцизов в формирование дорожных фондов несопоставим, и увязывать одно с другим, мягко говоря, некорректно», — считает Миронов.

Что же касается акцизных ставок, то, по его словам, правительство и так каждый год их повышает. «Интересно, когда они в 2019 году подняли акцизы сразу в полтора раза, то помнили о росте цен на товары? Чего же сейчас чиновники так переживают?» — говорит законотворец.

Большая часть автомобильных экспертов считает, что и в этот раз инициатива «Справедливой России» будет отклонена и отменить транспортный налог не получится. Тем более, что никаких новых идей законопроект не предлагает. Как заметил сам Сергей Миронов, «принципиальных отличий с прошлыми предложениями в новом документе нет».

Однако определенные сдвиги в вопросе транспортного налога все-таки возможны. Еще в январе Министерство экономического развития России заявило, что прорабатывает возможность снижения или полной отмены транспортного налога для владельцев экологичных машин, в том числе работающих на газомоторном топливе.

В Минэкономразвития считают, что это поспособствует улучшению экологической обстановки в стране за счет снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и парниковых газов. Некоторые регионы уже ввели подобные льготы, однако теперь данную практику хотят закрепить на федеральном уровне.

Сегодня в России размер транспортного налога привязан к мощности двигателя и ставке, которую каждый из регионов устанавливает самостоятельно. К примеру, в Москве для машин с моторами отдачей до 100 л. с. ставка составляет 12 руб. за одну лошадиную силу, от 100 до 125 л. с. — 25 руб., от 125 до 150 л. с. — 35 руб. и так далее вплоть до 150 руб. за мотор мощностью более 250 лошадиных сил.

Более высокий транспортный налог платят владельцы автомобилей стоимостью более 3 млн рублей. Для них рассчитанная стандартным способом пошлина умножается на «роскошный» коэффициент. Учитывая постоянный рост цен на автомобильном рынке, список машин, которые попадают под налог на роскошь, расширяется с каждым годом. Сегодня роскошными считаются даже некоторые модели масс-маркета (например, Hyundai Santa Fe, Kia Carnival, Mitsubishi Pajero Sport и Mazda CX-9).

ЕВРОзона для авто

Напомним, что с 22 апреля этого года Федеральная таможенная службы (ФТС) запретила ввоз в Россию подержанных иномарок, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-2». Именно с этого дня в России вступил в действие первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». В регламенте, в частности, говорится, что владельцы ввозимых в Россию подержанных иномарок должны подтверждать их «на чистоту» специальным экологическим сертификатом. Однако на деле протестировать каждое авто на экологическую пригодность оказалось непросто. Ситуация накалилась.

На таможенных границах, особенно в Калининграде и на Дальнем Востоке «зависли» тысячи нерастаможенных иномарок. Для того чтобы распутать ситуацию, в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) разработали временные, до 1 сентября 2006 года, таблицы соответствия автомобилей экологическим классам «Евро-2», «Евро-3» и «Евро-4». Этой таблицей таможенники ныне руководствуются, разрешая судьбу тех или иных иномарок. Правда, несмотря на существование таблицы, вопросов у покупателей подержанных иномарок меньше не стало. Этих вопросов прибавилось, когда люди прослышали про экологический налог. С просьбой прокомментировать ситуацию «РГ» обратилась в Ростехрегулирование.

Григорий Элькин,
руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

— Введение новых налогов вне полномочий нашего агентства. Однако со временем, на мой взгляд, должен быть введен дорожный налог, дифференцированный в соответствии с экологическим классом автомобиля. Во многих развитых странах он давно существует. И если вы ездите на экологически «грязной» машине, то платите большие деньги.

Одна из целей технического регламента состоит в том, чтобы в документах на автомобиль постепенно появился экологический класс. У нас же такой графы в паспорте транспортного средства ни на «мерседес» 2006 года выпуска, ни на «жигули» выпуска 1997 года нет. Тем временем сегодня в крупных городах России уже свыше 70 процентов вредных выбросов в атмосферу производят автомобили. Однако введение европейских норм выбросов в России проводится с отставанием на 6-8 лет от государств, являющихся мировыми лидерами автомобилестроения. Как известно, в мире уже действуют нормы «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5».

Впрочем, как известно, первый шаг мы все-таки сделали. В России введен первый технический регламент, требования которого как раз и соответствуют международному экологическому стандарту «Евро-2». И сегодня все отечественные производители выпускают автомобили соответствующие техническому регламенту (исключение составляет лишь «Ока»). Хочу отметить, что технический регламент распространяется только на автотранспортные средства, впервые вводимые в обращение на территории России. На автомобили, эксплуатирующиеся в стране до 22 апреля 2006 года, он не распространяется.

Действительно, в первые две недели введения техрегламента в Калининградской области сложилась особенно напряженная обстановка с таможенным оформлением подержанных автомобилей, для которых требуется подтверждение соответствия и определение экологического класса. До 1 июля в область должно быть ввезено дополнительно по льготному режиму более 8 тысяч подержанных автомобилей. Определенные проблемы возникли и в Дальневосточных регионах. Для снятия напряжения было принято решение о временной, до 1 сентября 2006 года, упрощенной процедуре подтверждения соответствия автомобильной техники требованиям «Евро-2».

Что это значит? Определение экологического класса и внесение в паспорт транспортного средства сведений о нем проводятся на основе таблицы, разработанной Ростехрегулированием совместно с ФГУП «НАМИ». В ней приведена информация о соответствии экологическим классам выбросов автомобильной техники в зависимости от года выпуска и страны происхождения. Временный порядок не требует от частных автовладельцев дополнительных бумаг и затрат.

В тех случаях, когда автомобиль «не попадает» в таблицу, автовладелец имеет право обратиться за выдачей сертификата. В самых сложных случаях проверка занимает не больше суток. То есть «проблемную» машину ставят на подъемник, эксперты анализируют, есть ли у нее соответствующие системы нейтрализации выхлопных газов, катализаторы. После владельцу выдается либо сам сертификат, либо мотивированный отказ в выдаче сертификата. Введение временного порядка позволило разрядить обстановку. К концу мая импорт автомобилей вошел в нормальное русло.

Понятно, что всех сейчас волнует вопрос: «А что будет после 1 сентября, когда закончится срок действия временной упрощенной процедуры подтверждения соответствия требованиям технического регламента?» Мы сейчас над этим работаем и в ближайшее время подготовим предложения. Наша позиция — ввоз подержанных иномарок для личного пользования физических лиц должен быть максимально упрощен.

Для эффективного применения технического регламента в Ростехрегулировании создан оперативный штаб, в который вошли также сотрудники минпромэнерго, Федеральной таможенной службы, Госавтоинспекции. К началу действия технического регламента на территории России было аккредитовано 37 органов по сертификации. В начале мая открыты еще 50 центров выдачи сертификатов. На наиболее загруженных таможенных постах (в первую очередь в Калининградской области) были выделены помещения и открыты точки приема заявок на выдачу сертификатов. В работу по мониторингу ситуации вместе с таможней включились центры стандартизации и метрологии, подведомственные Ростехрегулированию. К сожалению, представители наиболее «острых» регионов, где больше всего растаможивается подержанных иномарок, не проявили должной инициативы, и это во многом стало причиной узких мест в первые недели действия регламента.

Кстати, хочу напомнить, что помимо техрегламента с 1992 года введены Правила сертификации автомототранспортных средств, распространяющиеся на новые автомобили. В них включены требования к безопасности конструкции, в том числе и экологические показатели. С 1998 года действует новая, усовершенствованная редакция правил сертификации. Если автомобиль соответствует всем установленным требованиям, на него оформляется «Одобрение типа транспортного средства», которое служит основанием для регистрации в Госавтоинспекции. Повышение требований обязательной сертификации помогло привести показатели отечественной автомобильной техники в соответствие с международным уровнем. Если бы эта работа не проводилась, то, условно говоря, только в 2005 году с производства могли бы быть сняты 385 тысяч легковых и грузовых автомобилей.

Без вредных выбросов. Транспортный налог заменят экологическим

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look

Для автомобилистов может быть введен новый налог, который будет рассчитываться исходя из количества выбросов угарного газа (CO2) автомобиля. Этот налог должен будет заменить существующий сегодня транспортный налог. В Минпромторге уже договорились с Минфином об общих принципах перехода с одного налога на другой. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

В России может быть введен новый налог для автомобилистов. Он будет рассчитываться исходя из количества выбросов CO2 автомобиля. Предполагается, что новый налог заменит действующий в настоящее время транспортный налог. В Минпромторге договорились с Минфином об общих принципах перехода с одного налога на другой. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. О сроках введения данного налога замминистра не сообщил.

По мнению Алексея Рахманова, сейчас в России достаточно много старых автомобилей. В министерстве подсчитали, что в стране 47% всех машин старше 10 лет, а средний возраст автомобилей составляет около 8 лет. В 2012 году в Россию было ввезено около 40 тысяч старых иномарок. Больше всего старых машин – во Владивостоке.

Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким: 82 процента авто старше 10 лет

Половина автомобилей в России относится к категории «Евро-1» и ниже. Введение нового налога, считают в министерстве промышленности и торговли, помогло бы в решении экологических проблем, прежде всего, больших городов.

Это на самом деле создает серьезную экологическую угрозу, прежде всего для «миллионников», ведь около 60 процентов выбросов в атмосферу в городах приходится на транспорт

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Введение нового экологического налога может вызвать появление мошеннических схем. Уже сейчас мошенники получают сертификаты четвертого экокласса на ввозимые автомобили. Минпромторг разбирается с этими случаями.

Некоторые эксперты считают, что ожидать перехода к экологическому налогу в ближайшее время не стоит.

Для перехода на экологический налог потребуется как минимум 5-7 лет. И ряд условий для обновления автопарка. Германия, например, делала скидки тем, кто менял старые машины на новые и экологичные. Так что пока неизвестно, проиграют автомобилисты или выиграют. Механизм замены пока не понятен, но новый налог не будет вводиться с целью уменьшения другого, поэтому для расчета размера ставок налоговое бремя наверняка будет увеличено

При разработке закона следовало бы предусмотреть переходный период для тех, кто не в состоянии будет перейти на эксплуатацию более «здорового» топлива. Должны быть установлены различия для тех, кто использует свой автомобиль только для личных нужд и ездит относительно немного, и для тех, кто возит грузы или пассажиров, наматывая по 100 тысяч километров за год

По прогнозам, к 2016 году российский авторынок станет крупнейшим в Европе, а к 2020-му году количество машин на российских дорогах увеличится до 60 миллионов.

Напомним, с 1 января 2014 года вступит в силу еще один налог на дорогие автомобили стоимостью более 3 миллионов рублей.

Видео

В Химках в отделе ГИБДД прошла акция «Транспортный налог — 2013».

Видео: Химкинское ТВ на Youtube

Сначала топливо начните производить соответствующее стандарту минимум Евро 3. От того что в машину с эко классом Евро 4 залит продукт перегонки нефти с Евро 1 ситуация особо не поменяется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО