Выездная налоговая проверка при ликвидации ООО

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).

Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).

В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).

А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании (ст. 63 ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры — внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. решение ФНС от 14.07.2015 N 55-p).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, — до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Проверка налоговой при ликвидации компании

Читатель Виталий спрашивает:

Хочу закрыть ООО. Но знакомые говорят, что как только подам документы в налоговую, придет проверка. А там доплата налогов, штрафы, пени, вот это всё. И ликвидация затянется на годы. Это правда?

Отвечаем: проверка бывает не всегда

Ваши знакомые отчасти правы, но не во всём.

По закону ликвидация юридического лица занимает четыре месяца. Если кратко, процедура такая:

  • участники компании принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
  • составляют протокол собрания с решением о ликвидации и уведомление о ликвидации по форме Р15 001;
  • в течение трех дней после решения сообщают в регистрирующую налоговую о ликвидации, отдают протокол и уведомление;
  • через пять дней налоговая выдает лист о том, что сделала запись в реестр юридических лиц, и компания начинает процесс ликвидации;
  • компания публикует запись о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
  • сообщает о ликвидации партнерам, перед которыми есть долги;
  • за два месяца до ликвидации предупреждает сотрудников об увольнении и заявляет в службу занятости;
  • готовит и сдает в налоговую промежуточный ликвидационный баланс;
  • оплачивает задолженность перед сотрудниками, налоговой, партнерами;
  • сдает декларации, отчитывается в фонды по уволенным сотрудникам, сдает окончательный ликвидационный баланс;
  • участники делят между собой имущество;
  • подают в налоговую заявление о ликвидации.

Процедура долгая, но несложная: выполняй по шагам и всё. А если не хочется самому заполнять бумаги и ходить по инстанциям, можно нанять юриста.

Есть один нюанс. Когда компания подает заявление на ликвидацию, налоговая может решить, что нужна выездная проверка. Это право налоговой, но не обязательное условие. Нет гарантии, что налоговая обязательно придет с проверкой при ликвидации вашей компании.

Если налоговая решает провести проверку юридического лица, она приостанавливает ликвидацию. Налоговая хочет убедиться, что компания не пытается закрыться, чтобы скрыть долги по налогам.

Критерии для проверки

Налоговая проверяет не все компании, а выбирает их по критериям. Налоговая опубликовала документ с двенадцатью критериями, по которым компании могут себя проверить. Но на деле критериев больше. Расскажу о тех, с которыми чаще всего сталкиваемся в своей практике:

Простые и сложные разрывы в сделках по НДС в «Деле»

  • разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
  • возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;

налоговая нагрузка ниже, чем по отрасли. Налоговая нагрузка определяется так: сумму налогов разделить на сумму выручки и умножить на сто. Средняя налоговая нагрузка в 2017 году — 10,8%.

Для Санкт-Петербурга налоговая запустила калькулятор для расчета налоговой нагрузки на своем сайте.

Когда налоговая подозревает взаимозависимость в «Деле»

По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.

В реальности критериев у налоговой больше, но мы лишь можем о них догадываться. По этим критериям налоговая отбирает компании, а потом на проверке детально изучает, как компания работала, какие сделки заключала и где могла не доплатить налоги.

По нашим наблюдениям, налоговая в Москве чаще всего интересуется компаниями на общей системе налогообложения. Такие компании могут делать неоправданные вычеты по НДС и занижать налоги.

Это не значит, что налоговая не может обратить внимание на компанию на упрощенке. Риск небольшой, если компания вовремя платила налоги. Под подозрение попадают компании, которые несколько раз подходят к лимитам упрощенки или были замечены в дроблении бизнеса.

При ликвидации налоговая может устроить проверку, даже если уже проверяла компанию в последние три года.

Можно ли закрыть предприятие без налоговой проверки

Можно ли закрыть предприятие без налоговой проверки

Похожие публикации

Порядок проведения добровольной и принудительной ликвидации регулирует ст. 61 ГК РФ. Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы закрыть бизнес быстро и без лишних проблем. В связи с этим возникает вопрос: Всегда ли проводится налоговая проверка при ликвидации юридического лица? Можно ли и как закрыть предприятие без налоговой проверки? Для получения ответа обратимся к нормам российского законодательства и рассмотрим эту тему подробнее.

Причины проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица

Согласно п. 11 ст. 89 НК выездная проверка проводится налоговыми органами при реорганизации или же ликвидации налогоплательщика. При этом неважно, когда и по каким налогам осуществлялась прошлая проверка. Охватываемый период не может превышать трех предшествующих лет.

Процесс ликвидации предусматривает такие обязательные этапы как – подачу документов на закрытие, расчеты с контрагентами и государством в части налогов и сборов, составление форм промежуточного и ликвидационного баланса и пр. На основании представленных данных сотрудники ИФНС выносят решение проводить проверку на предмет получения более детальной информации о положении дел в компании или нет. Практика показала, что закрыть ООО без налоговой проверки можно, если:

  • По каким-либо причинам в организации не велись финансово-хозяйственные операции.
  • Не было движения по расчетным счетам/в кассе.
  • Не образовалось недоимки по налоговым платежам.
  • Не накопилось кредиторских и дебиторских долгов.
  • Сдается нулевая отчетность.
  • В компании один учредитель.

В этих ситуациях инспекторы обычно не проявляют повышенного интереса к закрытию фирмы, не выставляют претензий, что позволяет в короткие сроки официально ликвидировать бизнес. В остальных случаях нужно думать не о том, как закрыть фирму без проверки налоговой, а о том, что сделать, чтобы контрольные мероприятия прошли без существенных последствий для предприятия.

Как закрыть предприятие без налоговой проверки

Тем не менее, все-таки существуют способы завершить работу компании без проверок. Это так называемые альтернативные методы ликвидации – через смену руководителя или продажу фирмы, путем перевода общества в иной регион или с помощью слияния с другой организацией. Все эти варианты предполагают формальное закрытие деятельности, но не стоит забывать о субсидиарной ответственности должностных лиц в отношении обязательств, образовавшихся за предыдущие периоды.

Если же собственник компании не желает рисковать, используя «серые» способы ликвидации, нужно максимально подготовиться к возможной проверке. Навести порядок в отчетности, погасить долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, собрать всю недостающую первичную документацию.

Порядок проведения налоговой проверки ИП после закрытия

Относительно предпринимателей камеральная проверка при закрытии ИП может осуществляться непосредственно в момент ликвидации или через определенное время после. Под контроль попадают все уплачиваемые налоги в период действия ИП, отчетность по ним, а также расходная и доходная документация. Период проведения камеральной проверки после закрытия ИП ограничен в 3 года (срок исковой давности), в течение которых не только ИФНС может проводить контрольные мероприятия, но и сам бизнесмен вправе возвращать из бюджета переплату по налогам.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК ИП обязаны в четырехлетний срок обеспечить хранение следующих данных:

  • По бухучету.
  • По налоговому учету.
  • По сведениям в части начисленных и уплаченных налогов.
  • По документам, подтверждающим получение доходов и осуществление расходов.

Таким образом, даже после закрытия ИП налоговые сотрудники вправе назначить камеральную проверку по применяемым в периоде деятельности налогам. Продолжительность камералок составляет 3 мес. Согласно ст. 113 НК не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик после истечения 3 лет с момента совершения правонарушения, за исключением поименованных в ст. 120 (грубое нарушение учета доходов/расходов ИП) и в ст. 122 (неуплата полная/частичная налогов и сборов).

Как ликвидировать ООО без налоговой проверки

Налоговая проверка при ликвидации ООО может занимать до 3 месяцев, а при выявлении нарушений – гораздо больше. Это самый длительный этап закрытия организации. Кроме того, ревизии налоговых органов чреваты штрафами. Поэтому неудивительно, что многие собственники хотят их обойти. Законом предусмотрены ситуации, когда налоговой проверки при ликвидации фирмы можно избежать. В статье расскажем о них и разберемся, как подготовиться к ревизии ФНС.

Кейсы о ликвидации

Как проводится налоговая проверка

Ревизия бизнеса перед закрытием нужна, чтобы выявить возможные задолженности перед ФНС и нарушения в налоговой отчетности. Ведь после ликвидации предприятие юридически прекратит свое существование. Значит и ее бывших собственников гораздо сложнее будет привлечь к ответственности. Проверка ФНС может быть:

  • Камеральная. Это ревизия предоставленной учредителями документации непосредственно в ФНС. Рассматривается деятельность компании в период, указанный в отчете.
  • Выездная. Налоговые специалисты приезжают на территорию организации. Они рассматривают деятельность организации за последние 3 года.

При любой проверке Налоговая служба заранее извещает компанию о ее времени и месте. Дата ревизии назначается после получения Налоговой справки по форме Р15001 о начале ликвидации ООО и промежуточного ликвидационного баланса. По последнему документу сотрудники Налоговой службы оценивают финансовое положение фирмы и принимают решение о необходимости ревизии. После этого подготавливается соответствующее уведомление и направляется руководству ООО. После прибытия проверяющих на место, ревизия состоит из следующих шагов:

  1. Инвентаризация имущества организации. Сравниваются реальные данные по налогам с отраженными в отчетах.
  2. Проверка документации по дебиторским и кредитным задолженностям, а также банковским транзакциям организации.
  3. Осмотр недвижимости, которая находится в собственности фирмы.
  4. Оформление акта результатов проверки Налоговой службы.

Во время ревизии сотрудники ФНС могут проверить регистрацию кассовых аппаратов и порядок их использования. Если в каком-то из пунктов будут найдены нарушения законодательства или ошибки, ООО могут быть выписаны штрафы, а собственники могут понести уголовную ответственность. При этом процесс закрытия фирмы будет заморожен до устранения выявленных нарушений. Штрафы, назначенные в ходе ревизий, должны быть погашены в 10-дневный срок. Если директор или учредители ООО не согласны с результатами проверки, они могут подать возражение в ФНС.

Когда возрастает вероятность ревизии

Из практики ликвидации различных предприятий видно, что далеко не всегда ФНС организовывает выездные налоговые проверки при ликвидации. Чем рентабельнее компания и выше ее налоговая нагрузка, тем вероятнее, что ревизии не избежать. Однако есть и другие факторы, при которых следует подготовиться к визиту сотрудников Налоговой инспекции:

  • Наличие задолженностей перед бюджетом у ликвидируемого ООО.
  • Факты несвоевременной сдачи отчетностей.
  • Возмещение НДС.
  • Использование методов оптимизации налоговой нагрузки.
  • Большие обороты средств.
  • Большое число неплательщиков налогов среди контрагентов.
  • Факты непредоставления документов по требованию ФНС.

Также есть факторы, при которых выездной проверки не избежать:

  • Выявление нарушений в промежуточном ликвидационном балансе или ранее подаваемо бухгалтерской отчетности.
  • Оповещение ФНС о ликвидации ООО третьими лицами, которые не имеют отношения к фирме.
  • Когда у фирмы ранее были нарушения или просроченные задолженности.

Во всех перечисленных случаях лучше заранее подготовиться к ревизии надзорных органов.

В каких случаях можно закрыть ООО без налоговой проверки

Важным моментом является то, что ревизия бизнеса перед ликвидацией – право ФНС, но не обязанность. Поэтому существуют ситуации, в которых проверка просто не нужна. К ним относятся:

  • Ликвидация ООО с нулевым балансом.
  • Отсутствие нарушений и ошибок в отчетной документации ООО за последние 3 года ведения деятельности.
  • Отсутствие у предприятия кредитных и дебиторских задолженностей.
  • Бездействие организации на протяжении последних 3 лет. Это значит, что у предприятия не должно быть операций по расчетному счету, штата сотрудников и, соответственно, зарплатных начислений и выплат.
  • Наличие документов, подтверждающих своевременность налоговых выплат.
  • Ликвидация ООО без расчетного счета.
  • У фирмы один учредитель. В этом случае для ФНС все упрощается. Ведь, чтобы закрыть такой бизнес, не нужно делить доли организации и другие активы между учредителями.

Если что-то из перечисленного относится к вашему бизнесу, поздравляем, шансы на закрытие ликвидируемого ООО без проверки велики.

Альтернативные способы ликвидации бизнеса

Если проверка категорически не входит в планы владельцев ликвидируемого ООО, можно разорвать связь с ним другими способами. Это уже будет не ликвидация бизнеса, но учредители утратят права на него. К альтернативным способам закрытия ООО относятся:

  • Продажа фирмы.
  • Добровольное банкротство предприятия.
  • Переоформление региона ведения деятельности бизнеса.
  • Реорганизация бизнеса. Сюда относятся ее слияние с другими организациями или преобразования.
  • Передача прав на ликвидируемое ООО третьим лицам.
  • Прекращение деятельности через офшорные зоны.

Однако все эти методы несут юридические риски, если деятельность фирмы ранее велась с серьезными нарушениями. Поэтому предпочтительнее вести отчетность добросовестно. Ведь при любом из указанных вариантов ФНС может решить начать налоговую проверку. В этом случае нести ответственность за прошлые нарушения будет прошлое руководство.

Как дополнительно ускорить ликвидацию

При закрытии организации ликвидатор или комиссия взаимодействует с ФНС, главным образом при помощи трех документов:

  • Уведомления, составленного по форме Р 15001. Это документ, извещающий Налоговую службу о решении о ликвидации. Его необходимо направить сразу после проведения собрания учредителей.
  • Промежуточного и итогового балансов. Это документация, в которой содержится информация о финансовом состоянии фирмы на момент закрытия. Она, по сути, является причиной налоговой проверки.
  • Заявления по форме Р 16001. Оно нужно для завершения ликвидации.

Если все указанные бумаги составлены без ошибок и нарушений, процесс закрытия лишний раз не затянется.

Как подготовиться к ревизии перед ликвидацией ООО

Даже если проверка ФНС при ликвидации неизбежна, можно заранее предотвратить осложнения. Руководство многих компаний предпочитает сначала навести порядок в отчетности и других документов, прежде чем закрыть ООО. Чтобы сделать это придется провести ревизии. Они могут быть внутренними и внешними. К первым относится проверка документации сотрудниками самой фирмы, обычно этим занимается бухгалтерия. Для этого поднимаются архивы документов за последние 3 года, ведь именно их будут проверять представители ФНС.

Внешняя проверка налоговой деятельности предприятия проводится с помощью сторонних специалистов. Обычно у них более непредвзятый, свежий взгляд. Для этого ООО нанимает юридическую компанию, специалисты которой проводят проверку документации и, при необходимости, приводят ее в порядок. Это требует дополнительных затрат, но, как правило, они гораздо меньше возможных штрафов и ответственности.

Лучше всего провести внутреннюю, а затем и внешнюю проверки. Они с высокой долей вероятности дадут более полную картину и помогут устранить все проблемы для ускорения закрытия бизнеса.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Кому подходит эта статья: собственникам бизнеса, которые по тем или иным причинам решили закрыть юрлицо.

Одного решения собственника ликвидировать свое действующее предприятие недостаточно: государство не позволит «исчезнуть» компании, пока не убедится, что в бюджет поступили от нее все обязательные платежи и налоги. Причем компания должна рассчитаться с бюджетом не только как налогоплательщик, но и как налоговый агент.

Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (статья 89 НК РФ). Однако визита налоговиков, а, следовательно, и дополнительных доначислений, можно избежать. Как именно нужно готовиться к процедуре ликвидации ООО, чтобы инспекторы не сочли целесообразным приходить и перепроверять отчетность организации за последние три года, читайте в публикации.

Что такое ликвидация ООО и ее этапы

Законодательно процедуру ликвидации компании регулируют статьи 61, 62, 63, 64 и п. 1 ст. 92 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно последнему, для упразднения организации необходимо созвать общее собрание участников ООО, на котором примут единогласное решение о прекращении деятельности компании и назначат ликвидационную комиссию.

Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя. Сразу после ее формирования именно к членам комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества (п.4 ст.62 ГК РФ, п. 3 ст.57 ФЗ «Об обществах…»). Председателем комиссии необязательно быть собственнику – им может стать, например, бухгалтер.

Компания остается действующей, пока в ЕГРЮЛ не появится соответствующая запись. До этого времени – а в среднем процесс ликвидации ООО занимает не менее 2-4 месяцев, а иногда и год – компания должна по-прежнему вовремя предоставлять всю отчетность: налоговую, бухгалтерскую и по страховым взносам.

О прекращении деятельности необходимо сообщить в ИФНС и службу занятости, а вот уведомлять ПФР и ФСС необязательно – налоговики сделают это сами. Исключение составляют предприятия, которые производят выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве – в этом случае ФСС уведомляют об упразднении компании в течение десяти дней с момента назначения ликвидационной комиссии.

Поставить в известность налоговиков о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии необходимо в течение трех дней после принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. К нему нужно приложить решение общего собрания о ликвидации общества. Подпись заявителя заверяется нотариально. За нарушение трехдневного срока предусмотрен штраф пять тысяч рублей или предупреждение (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Сразу после информирования налоговиков ликвидационная комиссия должна опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о прекращении деятельности компании, а также проинформировать кредиторов о сроках и порядке заявления ими своих требований. Кроме этого письменное уведомление отправляется персонально каждому кредитору (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих претензий кредиторам выделяется не меньше двух месяцев.

Помимо этого, процесс ликвидации предусматривает поэтапное взаимодействие с многочисленными ведомствами, в том числе со Службой занятости, ПФР, Государственным архивом и т.д. Только одна процедура уведомления и расчета сотрудников предполагает использование Закона «О занятости населения» № 1032-1, Трудового кодекса РФ, многочисленных Положений, утвержденных Правительством, и писем Роструда.

В случае ликвидации юрлица эксперты 1С-WiseAdvice не только контролируют задолженность компании перед бюджетом, но и организуют беспрепятственное прохождение всех стадий ликвидации. Важно не просто подготовить безупречный ликвидационный баланс и провести ревизию долгов, но и соблюсти все формальные требования, неисполнение которых влечет дополнительные расходы клиента в виде штрафов.

Что проверяют после закрытия ООО

Условия, соблюдение которых позволит компании избежать визита инспекторов, к сожалению, в законодательстве четко не сформулированы. Принятие решения о необходимости налоговой проверки отдано на усмотрение ИФНС. Следовательно, без помощи экспертов, которые точно знают, какие данные будут сопоставлять налоговики, рассчитывая целесообразность ревизии, не обойтись. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально учитывают все возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности.

Там, где это возможно, наши эксперты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового. Одна из наших ключевых задач – уберечь Вашу компанию от лишнего внимания налоговых и других контролирующих органов. Мы называем это – обеспечить «режим невидимки». По сути наш подход является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными контролирующими органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки (в том числе, на проверку ликвидируемого ООО), а также для наложения санкций: выставления штрафов, блокировки расчетного счета и пр.

Процесс ликвидации включает несколько бухгалтерских процедур, от грамотной организации которых будет зависеть, «выпишут ли» вам инспекторы доначисления со штрафами и пенями или нет.

Сверка расчетов

При завершении деятельности ООО инспекция в обязательном порядке проводит с компанией сверку расчетов (п. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@). С 1 января 2017 года ФНС является также администратором страховых взносов, поэтому их тоже будут сопоставлять (п. 2.1. ст. 32 НК РФ). Результаты сверки оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. От того, насколько гладко пройдет этот этап, в том числе будет зависеть решение налоговиков организовать ли проверку.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении времени, отведенного кредиторам для предъявления своих требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В реестр непогашенных задолженностей включают и требование налоговиков выплатить недоимки и пени, если таковые, конечно, имеются. Но если налоговики решили провести выездную проверку компании, то ликвидационный баланс нельзя составить до ее окончания и вступления в силу решения о проверке.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/5914@ и от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@).

формирования промежуточного ликвидационного баланса – дать полное достоверное представление о финансовом положении компании и ее способности рассчитаться с кредиторами. Поэтому перед тем как приступить к подведению завершающих итогов экономической деятельности ООО, проводят инвентаризацию. Если окажется, что имеющихся средств и имущества недостаточно, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 4. ст. 63 ГК РФ). В случае, когда компания может удовлетворить требования кредиторов, председатель комиссии представляет в ИФНС уведомление по форме № P15001, прилагает к нему сам баланс.

Расчеты с кредиторами

Порядок очередности денежных выплат устанавливает статья 64 ГК РФ. До того, как произвести все выплаты в бюджет, компания должна рассчитаться с гражданами, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и с сотрудниками. На последнем месте – «другие кредиторы».

Отчетность для ПФР и ФСС

В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговый орган документов для государственной регистрации ликвидации, компания направляет в ПФР всю отчетность о работниках, их страховом стаже и т.п. Все сведения оформляются по предусмотренным формам.

В аналогичный срок в территориальный орган ФСС предоставляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Отчетность для ФНС

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

Регистрация ликвидации

Рассчитавшись со всеми кредиторами, комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждают учредители компании. Задача документа – перечислить имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и выплат в бюджет. Ликвидационный баланс входит в перечень обязательных документов, который компания должна предоставить в ИФНС для государственной регистрации ликвидации. Внести запись о прекращении деятельности предприятия в ЕГРЮЛ налоговики должны в течение пяти дней.

Особенности выездной проверки при ликвидации ООО

Сроки проведения выездной налоговой проверки при ликвидации и другие аспекты такой проверки идентичны «традиционной» выездной налоговой проверке.

Единственное отличие выездной налоговой проверки при ликвидации организации от обычной выездной ревизии заключается в том, что она не зависит от времени и предмета предыдущего визита инспекторов.

Проверка ликвидируемой компании – это право налоговиков, а не обязанность. Ее можно избежать, если сотрудники ФНС будут уверены в добросовестности компании и доверят ликвидационной комиссии самостоятельно отразить итоги хозяйственной и экономической деятельности предприятия в промежуточном балансе. Тратить время на «бесперспективную» для них проверку инспекторы не станут. Поэтому задача компании убедить налоговиков еще до начала ликвидации, что пополнить бюджет за ваш счет у них не получится.

Как закрыть предприятие без налоговой проверки

Чтобы исключить выездную налоговую проверку при ликвидации ООО, до начала этой процедуры необходимо предпринять ряд действий:

  1. Приняв решение прекратить свой бизнес, «снижать скорость» желательно постепенно, последовательно уменьшая обороты компании и сведя их в итоге к нулю.
  2. Решить заранее вопросы с дебиторской/кредиторской задолженностью, а не ждать, когда кредиторы напомнят о себе в процессе ликвидации и помешают официально завершить деятельность компании в намеченные сроки.
  3. Провести все взаиморасчеты с сотрудниками, убедиться, что все кадровые документы в наличии и правильно оформлены.
  4. Провести сверку со всеми государственными органами и убедиться, что у вашего предприятия нет долгов по налогам, пеням и штрафам, а вся необходимая отчетность – сдана.
  5. Привести всю бухгалтерскую документацию в порядок.
  6. После всех принятых мер мы рекомендуем предприятию сдавать в течение трех лет «нулевую» отчетность, т.к. срок налоговой проверки составляет именно три года. После этого вы можете смело подавать документы на ликвидацию предприятия. У контролирующих органов не будет желания проверять недействующее предприятие, так как доначислять «нулевому бизнесу» нечего.

Имейте в виду: налоговикам необходимо понять причину ликвидации компании – для этого они оценивают финансово-хозяйственную деятельность компании по предоставленной отчетности. Если будут выявлены существенные налоговые нарушения, сопоставимые с планом проверок, и инспектор установит платежеспособность компании или ее контролирующих лиц, проверка будет наверняка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО