Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам
Заявление о зачете излишне уплаченного налога — это документ, с помощью которого налогоплательщик обращается к ФНС с просьбой зачесть налоговую переплату. Форма утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
С 23 октября 2021 года ФНС меняет документы, которые юридические и физические лица используют для зачета и возврата переплаты по налогам, — заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и обращение о зачете переплаты.
Когда понадобятся новые формы
Если на основании статьи 78 НК РФ налогоплательщики, у которых образовалась переплата, хотят распорядиться излишне уплаченными суммами:
- зачесть их как будущие платежи;
- погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
- сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
- потребовать возврата средств, —
им понадобится новая форма заявления на возврат переплаты по налогу 2021 г. или заявление о ее зачете в счет других платежей. Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ), НДС, авансовые платежи.
Как заполнить
Если налогоплательщик решил перераспределить собственные средства, то ему необходимо написать соответствующее обращение в налоговую службу. Бланк заявления о зачете переплаты по налогам представлен в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, приложение № 9. Скачать его можете внизу страницы.
Допустим, ООО «PPT.ru» подало декларацию по НДС, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 25 000 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, пишет письмо о зачете переплаты в счет другого счета — на предстоящие платежи по налогу на прибыль в федеральный бюджет. Рассмотрим пошагово, как заполняется такой документ.
Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, и свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшихся двух ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители действуют аналогично: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.
Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.
Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда отправляется обращение. Это инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль просит ответственный участник этой группы.
Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя — например, общество с ограниченной ответственностью «PPT.ru». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна. При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется. Кроме того, следует указать статус заявителя, в качестве кого он обращается, в соответствии с указаниями:
- налогоплательщик — код «1»;
- плательщик сбора — код «2»;
- плательщик страховых взносов — код «3»;
- налоговый агент — код «4».
Шаг 5. Указываем статью НК РФ , на основании которой производится зачет. Она зависит от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, то необходимо поставить прочерки. Вот какие есть варианты заполнения этого поля:
- статья 78 НК РФ — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
- статья 79 НК РФ — для возврата излишне взысканных сумм;
- статья 176 НК РФ — для возмещения НДС;
- статья 203 НК РФ — для возврата переплаты по акцизу;
- статья 333.40 НК РФ — для возврата или зачета государственной пошлины.
Шаг 6. Записываем, по чему образовалась переплата — налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам.
Шаг 7. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, то позвоните в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнайте нужный код по наименованию муниципального образования.
Шаг 8. В случае обращения за возвратом госпошлины заполняют поля «Дата п/п» и «Номер п/п», где сокращение п/п – платежное поручение. Поскольку в нашем примере речь идет о зачете переплаченного налога, эти два поля заполняются только прочерками.
Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя Приказ Минфина России № 85н от 06.06.2019 . Узнайте код с помощью сайта ФНС либо посмотрите его на ранее заполненном платежном поручении.
Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.
Шаг 11. На первом листе остается заполнить, на каком количестве листов подается заявление и сколько приложено листов подтверждающих документов, и указать данные о самом заявителе. Мы рекомендуем оставить эти два небольших раздела на потом.
Продолжим заполнение образца заявления на зачет переплаты по налогу в 2021 году на втором листе. В самом первом поле, где требуется указать фамилию, имя и отчество, ставим прочерки. Ниже указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.
Шаг 12. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.
Шаг 13. Вновь записываем код ОКТМО. Обычно он дублируется.
Шаг 14. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают.
Шаг 15. Вписываем код ИФНС, которая принимает поступления. Как видно из образца письма в налоговую о зачете с одного КБК на другой, он дублируется.
Шаг 16. Поскольку больше никаких переплат нет, в следующих строках проставлены только пробелы.
Организации и ИП не заполняют и третий лист. Он предназначен для физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, которые не указали ИНН.
Шаг 17. Возвращаемся к первому листу и вписываем количество страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.
Шаг 18. Последняя часть заявления не должна вызывать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, и указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.
Как вернуть деньги
Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, то ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, предложенной в приложении № 8, — для возврата лишней суммы.
Правила заполнения этого документа в основном такие же. Детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «PPT.ru» переплатило НДС на сумму 10 000 рублей и теперь хочет вернуть ее. Вот как выглядит обращение руководителя ООО.
Когда и как подавать обращение
Согласно статье 78 НК РФ обращаться за зачетом и возвратом допускается в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы есть возможность тремя способами:
- лично;
- по почте ценным письмом с описью;
- подготовить обращение о зачете или заполнить заявление на возврат излишне уплаченного налога онлайн — через личный кабинет.
Получив такое обращение, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О решении служба уведомляет плательщика в течение 10 дней со дня получения обращения. Обычно, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться, но от необходимости подать заявление предприниматель не освобождается.
Заявление о зачете налога
1150057
Кто должен подавать заявление
Налогоплательщики в случаях зачета излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно только по налогам одного вида (федеральные, региональные, местные).
Срок подачи заявления
Заявление подается в течение 3 лет со дня излишней уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Какие разделы заполнять
Форма заявления включает в себя титульный лист и сведения о физическом лице, не являющемся ИП. Титульный лист заполняется в обязательном порядке.
Проверка заявления
Когда все необходимые реквизиты заявления будут заполнены, необходимо провести его проверку. Как проверить заявление см. здесь.
- Титульный лист
- Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем
Титульный лист
В титульном листе заявления налогоплательщиком заполняются все необходимые реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».
Строки «ИНН» и «КПП» заполняются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС». Порядковый номер страницы также заполняется автоматически.
В поле «Номер заявления» указывается порядковый номер заявления от заявителя в текущем году.
В поле «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который подается заявление. Этот код указан в документах о постановке на учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика). По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.
В поле «Полное наименование организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) / фамилия, имя, отчество физического лица» отражается наименование организации, соответствующее тому, которое указано в учредительных документах либо ФИО физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
В поле «На основании статьи» выбирается номер статьи НК РФ, в соответствии с которой производится зачет.
В поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указывается код налогового (расчетного) периода в соответствии с установленными требованиями:
- для заполнения первых 2-х знаков данного показателя выбирается соответствующий код: «МС» — месячный, «КВ» — квартальный, «ПЛ» — полугодовой, «ГД» — годовой, «Дата» — конкретная дата уплаты налога;
- в 4-м и 5-м знаках показателя указывается: номер месяца (от 01 до 12) – для «МС», номер квартала (от 01 до 04) – для «КВ», номер полугодия (от 01 до 02) – для «ПЛ», для «ГД» — «00»;
- в 7-10 знаках указывается год.
В поле «Код по ОКТМО» выбирается код по месту уплаты налога или сбора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС России «Узнай ОКТМО» или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).
В поле «Код бюджетной классификации» выбирается КБК налога или сбора, по которому числится переплата.
Каждому налогу соответствует один или несколько кодов бюджетной классификации (КБК) в зависимости от признака платежа. Так, например, при выборе кода платежа «01» из соответствующего справочника выбирается КБК налога, переплату по которому заявитель просит зачесть. Если в отношении данного налога необходимо зачесть излишне взысканные пени, то при изменении кода платежа с «01» на «04» автоматически изменяется КБК, в частности, значение 14-17 разрядов. По структуре КБК представляет собой 20-значный код, в котором разряды с 1 по 20 означают следующее:
- разряды 1-3 – код ведомства, контролирующего уплату налога или сбора (например, «182» — ФНС);
- разряд 4 – код группы доходов (например, «1» — налоговые и неналоговые доходы, «2» — безвозмездные поступления);
- разряды 5-6 – код подгруппы доходов (например, «01» — налог на прибыль, «02» — страховые взносы и т.д.);
- разряды 7-11 – код статьи и подстатьи доходов;
- разряды 12-13 – код элемента доходов (например, «01» — федеральный бюджет, «06» — бюджет ПФР и т.д.);
- разряды 14-17 – код группы подвида доходов бюджетов (например, «1000» — группа доходов по налогу на прибыль, «2100» — группа доходов по пеням по налогу на прибыль, «3000» — группа доходов по штрафам по налогу на прибыль и т.д.);
- разряды 18-20 – код аналитической группы подвида доходов бюджетов (например, «110» — налоговые доходы, «120» — доходы от собственности и т.д.).
В поле «Код налогового органа, в котором числится излишне уплаченная (подлежащая возмещению) сумма» выбирается код налогового органа, в котором числится переплата.
В соответствующем поле указывается код вида зачета:
- «1» — для погашения недоимки;
- «2» — для зачета в счет будущих платежей.
Поля «Налоговый (расчетный) период (код)», «Код по ОКТМО», «Код бюджетной классификации» заполняются аналогично только в отношении налога или сбора, в счет которого происходит зачет переплаты.
Поле «Код налогового органа, в котором числится недоимка (задолженность)» заполняется в случае зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, т.е. когда выбран код вида зачета «1».
В поле «Заявление составлено на ____ страницах» автоматически указывается количество страниц, на которых составлено заявление.
В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:
- 1 — если заявление представлено налогоплательщиком,
- 2 — если заявление подано представителем налогоплательщика.
При этом указывается ФИО руководителя организации либо представителя, а также наименование и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.
В поле «Телефон» отражается номер телефона налогоплательщика либо его представителя.
Также на титульном листе автоматически указывается дата.
Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем
Этот раздел предназначен для заполнения физическим лицом, не являющимся ИП и не указавшим свой ИНН. В сведениях отражаются персональные данные лица: дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и адрес места жительства.
Инструкция: составляем заявление на зачет переплаты по налогам
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога — это форма, которую плательщики подают в территориальную инспекцию для учета лишних платежей. Если у компании образовалась переплата, ее можно использовать для погашения долга или в счет будущих взносов.
Излишне уплаченные денежные средства по различным налогам и сборам (НДС, прибыль, страховые взносы) возвращают или учитывают в качестве будущих платежей, предоставив в территориальную ИФНС заявление на бумаге или в специализированной программе (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Если ошибка обнаружилась в конце года при составлении годового баланса бюджетного учреждения, бухгалтеру не стоит расстраиваться, ситуация поправима.
Что делать с переплатой
В процедуре зачета или возврата налога существуют два варианта развития событий:
- Когда переплату оставляют. При наличии актуальных пеней и штрафов или недоимки по этой группе налогов санкционируют сверку с налоговым органом на текущую дату (п. 5 ст. 78 НК РФ). По результату производят взаимозачет. Дополнительного обращения к налоговикам не требуется, достаточно предоставить письмо с просьбой о проведении сверки. Если после взаимозачета осталась переплата, подают заявление на возврат. Если специалист ИФНС обнаружит образовавшийся излишек и у предприятия начислены недоимки или штрафы, инспектор вправе самостоятельно принять решение о взаимозачете (п. 5 ст. 78 НК РФ).
- Если неоплаченных пеней, недоимок и штрафных санкций у предприятия не имеется, то оформляют заявление о зачете, которое подается в ИФНС в счет будущих налоговых платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Территориальные ИФНС отводят до 10 дней включительно на принятие решения, и еще 5 — на оповещение о принятом решении (пересчет или отказ). Денежные средства от ИФНС придут на расчетный счет в течение 30 дней со дня регистрации заявительных документов. Если для осуществления взаимозачета налоговикам потребуется камеральная проверка, рассмотрение поданной документации занимает до трех месяцев.
Куда предоставлять документы на зачет переплаты
Все обращения направляются в территориальные отделения ФНС России лично заявителем — руководителем или его непосредственным представителем, действующим по доверенности. Подать заявление в свободной форме на возврат переплаты налога в ИФНС от ИП нельзя, все заявки принимаются на специальных бланках.
Заявку подают в инспекцию лично или через специализированные бухгалтерские программы. Налогоплательщик формирует обращение в рабочей системе, подписывает усиленной ЭП и отправляет по телекоммуникационным каналам связи.
Если у организации или ИП есть личный кабинет на официальном сайте ФНС, им доступна опция заполнить онлайн форму по КНД 1150058 2021 года через портал налоговой службы. Деньги отправят на расчетный счет, который зарегистрирован в реестре ЕГРЮЛ.
Елена Лефтерова, «Аутсорс-Бюро Лефтеровой»:
Выгоднее, конечно, вернуть переплату. Оборотные средства никогда не помешают. Но сделать это можно, если у компании нет никаких задолженностей по другим платежам в бюджет. Рекомендаций всего две:
- при подаче заявления сразу начинается камеральная проверка по тому налогу, по которому просите возврат, поэтому вы должны быть уверены, что в отчетности все в порядке;
- перед подачей заявления на возврат возьмите выписку по расчетам с бюджетом, убедитесь в отсутствии задолженностей.
На сегодня сложностей по возврату переплаты не возникает. При камеральной проверке остальные аспекты вашей деятельности, кроме указанных выше, налоговая не трогает.
Какие требования к заполнению
Унифицированная форма заявления на зачет переплаты по налогам в формате word или exel утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017. Используйте:
- для возвращения денежных средств — форму КНД 1150058;
- для зачета переплаченных сумм — форму КНД 1150057.
Новые бланки не существенно отличаются от старых, но есть одно ключевое изменение. Ни в КНД 1150057, ни в КНД 1150058 больше не указывают расчетный период. Кроме того, налоговики изменили штрихкоды и включили в титульный лист поля для указания номера и даты платежного поручения, если налогоплательщик возвращает госпошлину.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как зачесть переплату по налогу. Используйте эти инструкции бесплатно.
И еще одно важное изменение. Теперь взаимозачеты между взносами производят независимо от их уровня. То есть учесть средства федерального бюджета разрешают в счет платежей регионального или местного бюджета, и наоборот. Изменились и формы решений налоговиков. Бланки КНД 1165165, 1165166, 1165167, 1165168 доступны для скачивания всем пользователям.
Как заполнить заявку на зачет
Форма 1150057 заполняется рукописно печатными буквами или в электронном виде. Пустые клетки либо не заполняются, либо оформляются прочерками. Пошаговая инструкция по заполнению КНД 1150057 в 2021 году:
Шаг 1. Заполняем ИНН и КПП. Затем присваиваем порядковый номер документу (учет ведется с начала текущего года) и указываем код территориальной ИФНС, в которую предоставляется обращение. Прописываем наименование налогоплательщика.

Шаг 2. Определяем статус налогоплательщика, регламентирующую статью НК РФ (ст. 78) и тип платежа, который подлежит взаимозачету.

Шаг 3. Указываем коды: ОКТМО, КБК и налогового органа. Если делаете зачет по переплаченной госпошлине, укажите дату и номер платежного поручения.

Шаг 4. Вносим количество листов заявки и количество листов подтверждающих документов. Подписываем титульный лист у руководителя. Ставим дату заполнения и фиксируем телефон для связи с ответственным исполнителем.

Шаг 5. Указываем тип, сумму, КБК операции. Прописываем ОКТМО и код налоговой инспекции, в которой зачитывается излишний платеж.

Можно ли вернуть налоговую переплату
Вернуть излишнюю сумму платежей в налоговую можно, вот только налоговики не стремятся содействовать плательщикам в возврате. Перед обращением в ИФНС необходимо проверить, есть ли у организации штрафные санкции, пени или недоимки, заказав акт сверки в территориальной инспекции.
Если неустоек не обнаружено, подавайте заявление КНД 1150058. Инспекция возвращает денежные средства в течение одного месяца с официальной даты обращения.


Бюджетники отражают возврат в бухгалтерском учете проводкой: Дт 0 201 11 510 Кт 0 303 00 730 («Расчеты по платежам в бюджеты» (030301730, 030302730, 030305730-030313730)).
Одновременно поступление следует отразить на забалансовом счете 18 (КОСГУ 290).
Проводка для НКО — Дт 51 Кт 68.
Как подать заявление
Регистр подают по форме и в порядке, утвержденным действующей редакцией Приказа ФНС России № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017.
Бухгалтер выбирает один из трех существующих способов подачи заявления о зачете или возврате налога:
- лично или через представителя — с обязательным оформлением доверенности;
- почтовым отправлением, вложив в письмо опись предоставляемого пакета документов;
- по электронным каналам связи, подписав файл усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью.
Заявление составляется в двух экземплярах — один подается в ИФНС, другой остается у налогоплательщика. Заявку подписывает руководитель, его представитель или другое уполномоченное лицо, указывается дата составления. Заявление заверяется печатью в том случае, если учреждение ее использует.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Бланк и образец заявления о зачете излишне уплаченного налога
blank_i_obrazec_zayavleniya_o_zachete_izlishne_uplachennogo_naloga.jpg

Похожие публикации
При расчетах с бюджетом у многих налогоплательщиков периодически возникает переплата, перенаправить которую на другие обязательные платежи поможет заявление о зачете переплаты по налогам. Расскажем о его актуальном бланке и приведем образец заполнения.
Форма по КНД 1150057: обновленный бланк заявления о зачете
Документ введен приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 9) и изменен в 2018 году.
Форма достаточно проста, редактировалась один раз Приказом ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@ и ее актуальность сохраняется с 9 января 2019 года по настоящий момент.
Итак, в конце 2018 года заявление о зачете переплаты (форма по КНД 1150057) претерпело изменения по следующим пунктам:
- скорректированы штрих-коды;
- введен статус заявителя: плательщик налогов, взносов, сборов или налоговый агент;
- данные о сумме переплаты удалены;
- добавлен идентификатор, показывающий, по какому виду платежа образовалась переплата: по налогу, сбору, взносам, пени или штрафу;
- теперь бланк содержит 3 листа — на отдельную страницу перенесены строки о зачете, с возможностью разделения излишне уплаченной суммы на несколько других платежей в счет очередной уплаты налогов или погашения недоимки;
- введено уточнение: подписать документ вправе руководитель либо представитель заявителя;
- упразднена необходимость указания адреса проживания (фактического нахождения) физического лица, не имеющего статуса ИП.
Форма по КНД 1150057
Также приказом ФНС от 18.03.2019 № ММВ-7-8/137@ были обновлены форматы заявления для представления его в электронной форме (скачать бланк заявления о зачете переплаты по платежам в бюджет вы можете ниже).
Заявление на зачет переплаты по налогу: образец 2020 года
Приведем пример заполнения документа.
В ООО «Стратосфера» по итогам 1 квартала 2020 года сумма вычетов по НДС превысила сумму НДС к уплате. Иными словами, входящий НДС оказался больше исходящего. В соответствии со ст. 176 НК РФ организация получила право зачесть сложившуюся переплату 38 700 руб. в счет таких платежей:
- 12 000 руб. – в пользу предстоящего аванса по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет по итогам полугодия 2020 года;
- 26 700 руб. – в счет уплаты НДС за 2 квартал 2020 года.
При формировании заявления на зачет переплаты учитываем обозначения отчетных и налоговых периодов:
- 1 квартал 2020 – КВ.01.2020;
- 2 квартал 2020 – КВ.02.2020;
- полугодие 2020 – ПЛ.01.2020.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога образца 2020 (скачать бланк можно ниже) для ООО «Стратосфера» выглядит так:
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога
При переплате налоговых платежей (вольной или невольной), налогоплательщик имеет право обратиться в налоговые органы с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога.
По каким причинам происходят переплаты
Обстоятельства, в связи с которыми организации оплачивают налог сверх положенного, могут быть разными. Они могут быть вызваны банальными техническими ошибками специалистов отдела бухгалтерии, переплатами по авансовым платежам, неправильно рассчитанной налогооблагаемой базой и т.д. У предприятий в таких случаях есть два пути: либо запросить возврат денежных средств, либо написать заявление об их зачете.
Переплату может обнаружить как сам налогоплательщик, так и работники налоговой инспекции.
Зачет является наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы чрезмерных налоговых перечислений.
Налоги, возможные для перезачета
Не все виды налоговых платежей могут корректироваться в случае переплаты по ним, и наоборот, не на все виды платежей можно эту переплату перенаправить. В таблице представлены виды разрешенных к корректировке переплат с соответствующими им возможностями направления средств.
Как видим, перезачет средств может происходить только между налогами одинакового уровня.
Нюанс перенаправления по НДФЛ
Подоходный налог рассчитывается налоговым агентом. В отношении него действуют различные ставки, это прямой платеж, поэтому есть определенные тонкости, касающиеся возврата или зачета по его переплате. Ее не может осуществить владелец этих средств – работник, а только его работодатель как налоговый агент, но по выражению воли сотрудника – письменному заявлению. Если переплата выявлена в отношении уже уволенного работника, это не освобождает от обязанности ее вернуть, если бывший сотрудник того пожелает.
Если декларацию-НДФЛ сдавал в ИНФС сам налогоплательщик, например, ИП, перезачет или возврат по выявленной переплате будет сделан инспекцией. При этом сроки считаются не от подачи заявления, а от времени проверки его декларации.
Контроль переплаты
Налогоплательщик, в первую очередь, заинтересован в правильности уплаты налогов и отсутствии переплат. Поэтому целесообразно следить за количеством уплаченных в бюджет средств и в случае обнаружения переплаты принимать меры.
Если факт переплаты будет установлен не самим плательщиком, а налоговиками входе проверки, они должны поставить его в известность об этом в течение 10 дней (рабочих, а не календарных).
ВАЖНО! Если у плательщика имеется недоимка по налогу того же уровня, что и излишне уплаченный, либо пеня или штраф по налогу соответствующего уровня, возврат переплаты невозможен, осуществляется исключительно перезачет.
Суть заявления
Заявление по своей сути является официальным обращением организации или ИП в государственную налоговую службу за предоставлением права на реализацию законных интересов налогоплательщика. Налоговики обязаны рассмотреть данное обращение и принять по нему правильное решение.
Следует отметить, что если данного заявления не будет, сотрудники налоговой имеют полное право самостоятельно распределить излишне уплаченную сумму налога.
Как правило, деньги уходят на погашение различного рода штрафов и пени. Именно поэтому налогоплательщикам не рекомендуется тянуть с подачей заявления, чтобы потом не пришлось долго и тягостно разбираться в том, куда ушли деньги и нельзя ли их перенаправить или вернуть.
Когда и куда надо написать заявление
Заявление о зачете «лишних» налоговых отчислений можно отправить налоговикам в любой день после отправки денежных средств, но не позже чем через три года после этого. Документ подается в территориальную налоговую инспекцию, в которой зарегистрировано юридическое лицо или ИП.
Период, в который деньги будут зачтены
В течение десяти дней после получения заявления специалисты налоговой принимают решение, которое оформляется в письменном виде и доводится до сведения налогоплательщика.
Если оно будет положительным, то в установленные законом сроки (обычно не более одного месяца, но если речь идет об уточненной декларации – то не менее трех) деньги будут зачтены. Они уйдут либо в счет погашения пени, недоимок и штрафов, либо в счет каких-то других обязательных платежей – по выбору налогоплательщика.
Датой зачета будет считаться дата принятия налоговиками данного решения.
А если не перезачли?
Налоговики обязаны дать ответ по полученному заявлению на перенаправление средств по излишне уплаченному налогу. Ответ этот должен поступить в письменной форме в течение 5 дней – отказ либо согласие. Если налогоплательщик не согласен с мотивацией отказа, ему придется обратиться в арбитражный суд.
Если положительный вариант задержался с исполнением больше чем на месяц, организации полагаются проценты в качестве «неустойки». Каждый день просрочки возврата дополнительно оплачивается по ставке рефинансирования Центробанка, которая была актуальна на момент подачи заявления. Ставка делится на не реальное количество дней в расчетном году, а на условно принятое число 360.
Налоговики обязаны уплатить проценты за весь период просрочки, даже если средства по переплате в дальнейшем были перезачтены законным порядком или возвращены.
Что приложить к заявлению
Одного заявление на зачет излишне уплаченных сумм налога для проведения необходимой операции будет недостаточно. К нему требуется приложить
- платежки, в которых зафиксирован факт излишней оплаты,
- акт сверки с налоговой или справку из ИФНС о состоянии расчетов,
- уточненную декларацию.
Особенности заявления, общие моменты
Заявление имеет стандартную унифицированную форму, обязательную к применению. При его заполнении следует придерживаться определенных норм, которые установлены для всех подобного рода документов, подаваемых в государственные органы.
Начнем с того, что вносить в бланк сведения допускается как в компьютере, так и от руки. Во втором случае нужно следить за тем, чтобы не было помарок, ошибок и исправлений. Если же без них обойтись не удалось, лучше не корректировать бланк, а заполнить новый.
Заявление обязательно должно быть подписано заявителем или его законным представителем. Печать на документе ставить надо только в том случае, если правило по применению штемпельных изделий для заверения исходящей документации указано в учетных документах фирмы.
Заявление рекомендуется писать в двух экземплярах, одинаковых по тексту и равнозначных по праву, один из которых следует передать специалисту налогового органа, второй, после проставления в нем отметки о принятии, оставить у себя. В дальнейшем такой подход позволит избежать возможных разногласий с налоговой службой.
Образец заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога
В начале документа указывается:
- адресат, т.е. название и номер налоговой инспекции, в которую он будет передан;
- наименование и реквизиты заявителя – ИНН, ОГРН, адрес и т.п. сведения.
Далее, в основную часть вносится:
- просьба о зачете налога;
- вид налога, по которому произошла переплата;
- вид платежа, в зачет которого ее требуется перечислить;
- сумма (цифрами и прописью);
- код бюджетной классификации (КБК);
- код ОКТМО.
В завершении документ датируется и заявитель ставит в нем свою подпись.

Как отправить заявление
Переправить заявление в налоговые органы можно несколькими путями:
- Самый простой и надежный – доехать до местной налоговой и отдать заявление инспектору лично, из рук в руки.
- Можно передать заявление с представителем, на которого будет написана заверенная должным образом доверенность.
- Отправить заявление через почту России с описью вложения заказным письмом с уведомлением о вручении.
- В последние годы, в связи с бурным развитием электронного документооборота, стала получать распространение отправка документации в государственные службы через Интернет. Заявление о зачете сумм излишне отправленного налога также можно отослать таким образом, но только при условии, что у предприятия есть зарегистрированная официально электронная цифровая подпись.
