...

Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?

Ответ недели: ответственность физ. лица за неуплату налогов

Какая мера ответственности существует за неуплату налогов?
Можно ли привлечь к уголовной ответственности физическое лицо, если сумма неуплаты налога составляет более 2-х млн.руб., где физическое лицо уклонялось от оплаты 2 года?

Сообщаю Вам следующее:

Гражданин привлекается к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном или особо крупном размере, а также если налоговая декларация не представлена либо в ней указаны ложные сведения. Крупным размером признается сумма налогов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 700 000 руб.

За неуплату налога в крупном или в особо крупном размере грозит штраф, либо принудительные работы, либо арест (за исключением неуплаты в особо крупном размере), либо лишение свободы.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Условия, при которых возможно привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов

Гражданина могут привлечь к ответственности за налоговые правонарушения, если он достиг возраста 16 лет. С этого же возраста возможно привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления (п. 2 ст. 107 НК РФ; ч. 1 ст. 20 УК РФ).

Привлечение гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно, если данное деяние совершено (ст. 198 УК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48):

  • определенным способом — путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подлежащих приложению к налоговой декларации и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений может служить способом уклонения от уплаты налогов, либо путем указания в налоговой декларации или таких документах заведомо ложных сведений;
  • в крупном или особо крупном размере.

Справка. Крупная и особо крупная сумма при уклонении физического лица от уплаты налогов

Крупным размером признается сумма налогов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 700 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма налогов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 500 000 руб. (п. 2 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности возможно, если действия (бездействие) гражданина однозначно направлены именно на уклонение от уплаты налогов, то есть такие действия (бездействие) позволяют, например, скрыть объект налогообложения, незаконно уменьшить налоговую базу и, соответственно, сумму исчисленного налога.

Если гражданин совершил такое правонарушение впервые и полностью уплатил сумму недоимки, а также пени и штрафы, то к уголовной ответственности его не привлекут (п. 3 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Возбуждение уголовного дела в связи с уклонением от уплаты налогов

Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела налоговая инспекция обязана направить в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий (п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 108 НК РФ):

  • вынесено и вступило в силу решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое он не исполнил в полном объеме (включая указанные в требовании суммы недоимки, пени и штрафы) в установленный срок;
  • со дня окончания срока, установленного для исполнения требования об уплате налога, прошло два месяца;
  • размер недоимки (крупный или особо крупный) позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

В течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств налоговая инспекция направляет материалы в следственные органы (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Наказание за уклонение от уплаты налогов

В случае уклонения гражданина от уплаты налогов в крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 198 УК РФ):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до года;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до года.

В случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 2 ст. 198 УК РФ):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от полутора до трех лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Следует иметь в виду, что если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но исчисленный на основании этой декларации налог не уплачен, то привлечение к уголовной ответственности недопустимо. В таком случае взыскиваются только пени (п. п. 2 — 4 ст. 75 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57; Письмо Минфина России от 18.10.2017 N 03-11-09/68364).

Возможные случаи неуплаты налогов, которые могут повлечь уголовную ответственность

Приведем примеры ситуаций, когда возможно привлечение гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

  • Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с налогооблагаемых доходов, полученных от физических лиц, не признаваемых налоговыми агентами (пп. 1 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

Пример. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога

В течение трех лет гражданин ежемесячно получает доход в размере 600 000 руб. от сдачи внаем принадлежащей ему на праве собственности недвижимости и при этом не декларирует полученные доходы и не уплачивает НДФЛ.

В случае обнаружения данного факта налоговые органы потребуют задекларировать указанные доходы и уплатить налог, а также пени и штрафы. За три года неуплаченный НДФЛ составит 2 808 000 руб. (600 000 руб. x 12 мес. x 3 года x 13%).

При таких обстоятельствах гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности.

  • Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов от продажи имущества, принадлежавшего гражданину на праве собственности менее трех лет, а также от продажи недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 01.01.2016 и находившегося во владении менее установленного минимального срока (п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1, пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228 НК РФ; ч. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
  • Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов, полученных от организации, признаваемой налоговым агентом (например, от работодателя), при выплате которых не был удержан налог, о чем налоговый агент не сообщил в налоговый орган. Фактически под этот случай подпадает заработная плата, выплаченная работнику «в конверте» (пп. 4 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

Документ 2

Какая ответственность предусмотрена за неуплату или несвоевременную уплату налогов

За неуплату налогов могут привлечь к налоговой, административной или уголовной ответственности.

Вид и размер ответственности зависят от нескольких условий. Например, в каком размере не уплачен налог, правильно ли он посчитан, кто его не уплатил — организация или ИП, в каком статусе они допустили нарушение — как налогоплательщики или как налоговые агенты.

К примеру, если налогоплательщик правильно рассчитал и задекларировал налог, но не уплатил вовремя, его не привлекут к ответственности. А если это сделал налоговый агент, его могут оштрафовать.

Оглавление:

Подробнее в материале:

Документ 3

Физические лица не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 198 УК РФ, истекло два года.

Ответ подготовил эксперт

Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

Гадисламова Ирина Мидхатовна

Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?

  • Объект и налоговая база НДФЛ
  • Предусмотрена ли ответственность физических лиц и ИП за неуплату НДФЛ
  • Когда налогоплательщик не привлекается к ответственности за неуплату НДФЛ
  • Какие санкции предусмотрены за несвоевременную уплату НДФЛ
  • Что будет за неуплату подоходного налога налоговым агентом
  • Срок давности взыскания штрафа, недоимки, пени
  • Итоги

Объект и налоговая база НДФЛ

В контексте НК РФ доход как объект налогообложения сформулирован следующим образом. Это экономическая выгода, если ее возможно идентифицировать и оценить в денежной форме (ст. 41).

Применительно к НДФЛ, согласно ст. 210 НК РФ, – это доходы в денежной и натуральной форме, материальная выгода, виды которой поименованы в ст. 212 НК РФ.

Необходимо отметить, что право распоряжения доходом приравнено к его получению. Для налоговых резидентов налоговая база включает также доходы, полученные за границей.

Подробнее о налоговой базе по НДФЛ читайте в статье «Порядок определения налоговой базы по НДФЛ».

Предусмотрена ли ответственность физических лиц и ИП за неуплату НДФЛ

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. Физическое лицо уплачивает причитающуюся сумму НЛФЛ по самостоятельно декларируемым доходам не позднее 15 июля года, следующего за данным налоговым периодом (п. 6 ст. 227, п. 4 ст. 228 НК РФ).

Неуплата НДФЛ означает возникновение недоимки по налогу, подлежащей уплате в бюджет. На сумму просроченной задолженности начисляются пени в качестве компенсации потерь казны за неисполнение в надлежащий срок обязанности налогоплательщика.

К индивидуальным предпринимателям и нотариусам (адвокатам), имеющим частную практику, за неуплату (или просрочку уплаты) авансовых платежей в течение налогового периода согласно п. 9 ст. 227 НК РФ также может быть предъявлено требование об уплате пени.

Часть доходов, являющихся объектом налогообложения по ст. 209 НК РФ, подлежит обложению НДФЛ налоговым агентом (ст. 226 НК РФ). Ненадлежащее исполнение налоговым агентом обязанности по уплате удержанного за счет дохода налогоплательщика налога к налогоплательщику отношения не имеет.

Когда налогоплательщик не привлекается к ответственности за неуплату НДФЛ

Для привлечения к ответственности помимо события правонарушения (неуплаты налога) необходима вина налогоплательщика (ст. 109 НК РФ). Например, вина налогоплательщика очевидна, если при наличии у него такой обязанности он не задекларировал полученный доход и, соответственно, не уплатил с него налог в бюджет. Это дает все основания оштрафовать его за неуплату налога.

Иная ситуация складывается в отношении доходов, удерживать налог с которых должен источник выплаты — налоговый агент. Вот за его действия (бездействие) налогоплательщик отвечать не должен. Так, если агент не удержал налог у налогоплательщика, он должен уведомить об этом самого налогоплательщика и налоговиков. Срок уведомления — не позднее 1 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК РФ). На основании данного сообщения налогового агента налоговики должны предъявить эту сумму НДФЛ к уплате налогоплательщику посредством направления ему налогового уведомления. Если агент свою уведомительскую функцию не исполнил, либо если налоговики по какой-то причине не направили уведомление, штрафовать налогоплательщика незаконно.

Установленное надлежащим образом обстоятельство, что налогоплательщик не знал о неудержании с него НДФЛ, является доказательством его безвинности. А это в силу п. 2 ст. 109 считается самостоятельным и достаточным доводом для невзыскания штрафа, установленного ст. 122 НК РФ. Об этом говорит и Минфин в письме от 10.06.2013 № 03-04-05/21472. Однако ведомство не делает однозначного заключения, а только указывает, что при образовавшейся в подобных обстоятельствах неуплате НДФЛ ответственность назначается с учетом наличия вины.

О том, какие доходы не надо облагать подоходным налогом, можно узнать из этой статьи.

Какие санкции предусмотрены за несвоевременную уплату НДФЛ

Неуплата НДФЛ физическим лицом вкупе с отсутствием декларирования налога в установленных законом случаях влечет за собой ответственность в виде штрафа, предусмотренную ст. 122 НК РФ.

Согласно ст. 229 НК РФ физические лица не позднее 30 апреля по окончании налогового периода обязаны подать налоговую декларацию:

  • по доходам от предпринимательской деятельности;
  • по вознаграждениям от продажи имущества и т.п. доходам;
  • лица, признаваемые налоговыми резидентами, — при получении доходов из зарубежных источников.

Неуплата НДФЛ, отягощенная неподачей декларации 3-НДФЛ, приводит к взысканию штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Неосведомленность физического лица о наличии и размере обязательства по уплате НДФЛ может оказаться весьма неприятным сюрпризом, так как налоговым органом будет предъявлена к единовременной уплате недоимка, пени и, возможно, штраф.

Что будет за неуплату подоходного налога налоговым агентом

Налоговые агенты ежемесячно начисляют налог по облагаемым НДФЛ доходам нарастающим итогом с начала года. Своевременное выявление обязанности по уплате НДФЛ и исполнение срока по его платежу важно с точки зрения размера убытков для экономических субъектов, являющихся налоговыми агентами.

Помимо взыскания недоимки и пени (п. 1 ст. 46 НК РФ), ст. 123 НК РФ дает налоговому органу основания налагать на налоговых агентов штраф не просто за неуплату налога, а даже за задержку уплаты, например на один день. При этом налоговые и судебные органы могут уменьшить размер штрафа на основании подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Штрафа не будет, согласно п. 2 ст. 123 НК РФ (новая редакция Налогового кодекса, действующая с 28 января 2019 года), если налоговый агент одновременно:

  • подал налоговый расчет 6-НДФЛ в инспекцию без опозданий;
  • отразил в расчете достоверные сведения и не занизил сумму налога;
  • самостоятельно перевел налог и пени в бюджет до того, как ИФНС обнаружила недоплату или назначила выездную налоговую проверку.

Подробнее о действующих с 2019 года правилах наложения штрафа читайте здесь.

Кроме того, штраф не может быть наложен, если налоговый агент не удержал налог в связи с тем, что доход был выплачен в натуральной форме. Однако здесь потребуется своевременное представление справки 2-НДФЛ с признаком «2».

Например, организация осуществляет розничную торговлю и выдает зарплату за счет денежных средств в кассе, полученных наличными от покупателей. НДФЛ уплачивается в течение 2–3 дней после выплаты дохода.

Пример размера штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ налоговым агентом

Ответственность за неуплату налогов

Как правило, каждого налогоплательщика интересуют вопросы о том:

  • За что несет ответственность руководитель/ главный бухгалтер?
  • Чем закреплена налоговая ответственность руководителя и главного бухгалтера?
  • Всегда ли руководитель несет ответственность?
  • За что могут привлечь к ответственности руководителя?
  • За что несет ответственность главный бухгалтер?
  • Кто несет ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации?
  • К какой ответственности можно привлечь «бывшего» директора?
  • Можно ли привлечь «бывшего» директора, если он «бросил» фирму?
  • За что отвечает новый директор?

Что такое «налоговая» ответственность?

Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений. Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.

Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:

  1. Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
  2. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
  3. Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).

Виды ответственности за неуплату налогов

Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)

Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения — было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность – должностным лицам

Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.

Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.

Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.

Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности?

Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий

  • должностное лицо — руководитель организации (генерального директора)
  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
  • лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).

Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности

Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.

Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).

Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:

  • НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
  • Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
  • Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
  • Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.

Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916

Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности

Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.

Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.

До вступления решения по итогам налоговой проверки в силу, налоговая инспекция не может направить материалы проверки в следственный орган, а также принять комплекс мер по принудительному взысканию налогов и сборов.

Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Что делать, если есть вероятность привлечения Вас и Вашей компании к ответственности?

Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.

Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!

Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.

В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.

Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.

После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.

Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.

Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью «лежит на плечах» налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Кому подходит эта статья: генеральным директорам и собственникам компаний, а также ИП.

Ответственность за неуплату налогов прописана сразу в трех кодексах – НК РФ, КоАП и УК РФ. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрены различные виды ответственности – от штрафа до лишения свободы. Кого и как наказывают за неуплату налогов, рассмотрим в нашей публикации.

Ответственность налогоплательщиков. Общие правила

К ответственности за налоговые правонарушения чаще всего привлекают по НК РФ. Он предусматривает ответственность юридических лиц, а также предпринимателей и иных физических лиц, обязанных платить налоги.

В НК РФ введены налоговые санкции даже за неумышленные нарушения. Вместе с тем перечислены ситуации, когда от штрафа освободят (см. таблицу 1). Также санкции могут уменьшить из-за смягчающих обстоятельств. Их перечень неограничен. Это и финансовые сложности, и отсутствие прежних нарушений, и создание новых рабочих мест. Даже одно смягчающее обстоятельство снижает штраф не менее чем вдвое. Возможно и более существенное уменьшение – особенно при нескольких смягчающих обстоятельствах. Так что лучше приводить побольше аргументов, включая незначительные.

Снизить штраф могут и налоговики, и судьи. Наиболее значимо обычно уменьшение в арбитраже.

Инспекция оштрафовала компанию за несвоевременную выдачу документов. Но опоздание составило всего несколько дней и не помешало налоговой проверке – все документы переданы до ее завершения.

Кроме того, ИФНС запросила копии сразу с несколько тысяч документов, и фирма просто не успела вовремя их подготовить. Так что задержка ненамеренная. Все это смягчающие обстоятельства. Они снижают штраф с 558 200 рублей до 10 000 рублей. Так решил Арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 08.02.18 № А13-12372/2016).

Есть обстоятельство, когда штраф увеличивают. Его удвоят при повторном нарушении, если выполнено сразу два условия. Во-первых, новое нарушение допущено в течение 12 месяцев после вступления в силу первого решения о привлечении к ответственности. Во-вторых, налоговые правонарушения должны быть аналогичны.

В апреле юридическое лицо привлечено к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль. В мае оно же оштрафовано за занижение налога. Данные налоговые санкции введены в разных статьях НК РФ. Они не аналогичны, и в мае штраф не удвоят.

Но в августе фирма оштрафована за несдачу отчетности по НДС. Это нарушение повторное к допущенному в апреле. Ведь штраф за непредставление любой декларации взимается по одной и той же статье НК РФ. Поэтому налоговые санкции, предъявленные в августе, будут удвоены. Прежние санкции не корректируют. Значит, первый штраф за несвоевременность сдачи декларации не возрастет.

Таблица 1. Основные ситуации, когда не штрафуют за налоговое правонарушение

Ситуация

Пояснение

Законодательно налогоплательщик не обязан доказывать свою непричастность к налоговому правонарушению. Его вину обязана доказать инспекция. На практике доказательств требуют и от налогоплательщика. В частности, желательно пояснять оправданность выбора контрагентов. Это поможет, если ваши поставщики или подрядчики не платили налоги. Тогда инспекция может обвинить в намеренном сотрудничестве с такими партнерами. И заявить об уходе от налогов.

Возражая, компании стоит пояснить: она не знала и не могла знать о налоговых правонарушениях партнера. Значит, не отвечает за них (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53). Сотрудничество с контрагентом вызвано только деловыми обстоятельствами. Например, предлагаемой им оптимальной ценой товара, лучшими условиями поставки, рассрочкой по оплате и т.д. Подобные доводы показывают незаконность налоговых доначислений и неприменимость налоговых санкций.

Основные налоговые санкции по Налоговому кодексу

Если налогоплательщик корректно показал налоги в декларации, но не перечислил их или внес с опозданием, то есть вероятность избежать штрафа, возьмут только пени. Для ИП и прочих физических лиц она всегда составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Та же ставка у юридических лиц – но только за 30 дней просрочки. Начиная с 31-го дня используют 1/150 ставки ЦБ РФ.

Налог, несвоевременно перечисленный юридическим лицом, – 100 000 руб., период просрочки – 1 год. Допустим, что весь год ставка ЦБ РФ не менялась и составляла 7,75 процента.

Годовые пени определим в три этапа. Сначала рассчитаем их за первые 30 дней. Это 775 руб. (100 000 руб. Х 1/300 Х 7,75% Х 30 дн.) Потом узнаем пени за оставшиеся 335 дней (365 — 30). Это 17 308 руб. (100 000 руб. Х 1/150 Х 7,75% Х 335 дн.)

И, наконец, исчислим итоговые пени за год – 18 083 руб. (775 + 17 308). Выходит, что среднегодовая ставка превысила 18% (18 083 руб. : 100 000 руб. Х 100%). Это больше годовой инфляции. Так что пени нельзя считать одной компенсацией бюджетных потерь. Они еще и способ наказания юридических лиц за несвоевременное перечисление налогов.

Впрочем, с этого года пени ограничат. И они не будут превышать недоимку по налогу. Правда, лимитируют только пени, начисленные на недоимку, возникшую после 27 декабря 2018 года.

Если налоги доначислены инспекцией, то к пеням добавится штраф. Он составит 20% от заниженного налога. Либо 40% – если установлено намеренное искажение налоговой отчетности. Или иное умышленное занижение налогов.

Рассчитывая налог на прибыль, компания уменьшила облагаемую базу на сумму дивидендов. Это запрещено пунктом 1 статьи 270 НК РФ. Но данная ошибка ненамеренная, связанная только с незнанием законодательства. Тут штраф стандартен.

Еще организация вычитает НДС по счету-фактуре контрагента. В нем перечислены работы, которые партнер не выполнял. И это известно налогоплательщику. Кроме того, в офисе налогоплательщика обнаружены печати контрагента. Тут инспекция заявит об умышленном занижении налогов. И может оштрафовать на 40% от доначисленного НДС.

Также придется заплатить пени. Их берут вне зависимости от вида налогового правонарушения.

Для работодателей актуальна статья 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Если не удержать НДФЛ, то придется заплатить пени и штраф. Последний составляет 20% от неудержанного налога. Такой же штраф взыскивают, если налог удержан, но не перечислен. Иногда штраф берут и за несвоевременное перечисление удержанного налога.

Если у компании недостаточно средств для погашения долгов по нескольким налогам, то постарайтесь перечислить хотя бы НДФЛ и другие удержанные налоги. Потом внесете те налоги, которые взяты с самой организацией. За их задержку не штрафуют.

Перечисление налогов не освободит от ответственности за другие налоговые правонарушения (см. таблицу 2). В частности, за несвоевременную сдачу декларации. Здесь минимальный штраф – 1000 рублей, максимальный – 30% от налога, подлежащего уплате по декларации. В большинстве же случаев санкции рассчитывают по формуле:

Сумма налога к уплате в декларации х 5% х Количество месяцев просрочки

Юридическое лицо в июне сдает две декларации. Первая – по налогу на прибыль за прошедший год. Ее следовало предоставить не позднее 28 марта. Но у компании убытки. Поэтому налог не начислен и штраф минимален (1000 руб.)

Второй отчет – декларация по НДС за первый квартал. Ее требовалось сдать до 25 апреля включительно. Значит, она задержана на три месяца. Штраф составит 15% (5% Х 3 мес.) от налога, подлежащего к уплате по декларации. Допустим, налог равен 100 000 руб. Тогда штраф – 15 000 руб.

Если 15-процентный штраф будет менее 1000 руб., то в бюджет надо заплатить 1000 руб.

Таблица 2. Отдельные налоговые санкции по НК РФ

Нарушение

Сумма штрафа и пояснение

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.

Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).

Ответственность по Уголовному кодексу

Уголовная ответственность наступает только за умышленный уход от налогов (п. 3 и 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64). К ней нельзя привлекать, если налоги занижены из-за неточностей в расчете, неверных трактовок законодательства, иных неумышленных ошибок. Нельзя говорить об уклонении от уплаты налогов, если они отражены в декларации, но не перечислены.

О неуплате налогов напрямую сказано в статьях 198 УК РФ — 199.2 УК РФ (см. таблицу 4). По данным Верховного суда, по указанным статьям в первом полугодии 2018 года осуждено 273 человека. Еще у 117 дела прекращены в связи с истечением срока давности.

Срок давности зависит от преступления. К примеру, он составляет два года – при уклонении от уплаты налогов с физического лица. Обычно тот же срок действует при уклонении от уплаты налогов организацией. Но если у юридического лица уклонение в особо крупном размере, то срок давности возрастет до десяти лет.

Но уголовное преследование начинают чаще. Просто его нередко прекращают. Одно из оснований для прекращения – возмещен ущерб от преступления. То есть погашена задолженность по налогам, перечислены пени и штраф. Последний взимают по НК РФ. И зачастую он составляет 40% от неуплаченных налогов (штраф за намеренное занижение).

Так что оценивать вероятность уголовного преследования лучше по данным МВД. Из них видно: за девять месяцев 2018 года выявлено 6271 налоговое преступление (статистика взята из краткой характеристики состояния преступности, опубликованной на сайте МВД РФ).

Конечно, сведения за полугодие и девять месяцев несопоставимы. Да и приговор выносится не сразу. Тем не менее, разночтения в показателях существенны. Поэтому нельзя ориентироваться на незначительное количество приговоров.

Кроме того, возможна ответственность по тем статьям УК РФ, где налоги прямо не упомянуты. В первую очередь, эта статья 159 «Мошенничество». К нему могут отнести возмещение НДС с помощью недостоверных документов. Тут минимальное наказание – штраф в размере 120 000 руб. Но не исключено и лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание по статье 159 УК РФ может быть и строже. В возмещении НДС зачастую участвуют несколько человек (руководитель и главный бухгалтер юридического лица, лица, обеспечивающие недостоверные счета-фактуры и т.д.). Их могут счесть организованной группой. Здесь максимальное наказание – лишение свободы (на срок до десяти лет) с одновременным штрафом (до 1 млн руб.).

Таблица 4. Вопросы и ответы по статьям 198 — 199.2 УК РФ

Вопрос

Ответ (информация по уголовной ответственности)

Вопросы по статье 198 УК РФ

Вопросы по статье 199 УК РФ

Вопросы по статье 199.1 УК РФ

Вопросы по статье 199.2 УК РФ

Ответственность ИП за налоговые нарушения

Чтобы избежать конфликтов с контролирующими органами, предприниматель должен вовремя сдавать отчетность и платить налоги.

В статье мы расскажем о нарушениях, связанных с уплатой налогов и налоговой отчетностью, и об ответственности, которая за это грозит.

Нарушение сроков сдачи налоговой отчетности

Минимальный штраф за декларацию — 1 000 рублей и блокировка счёта.

За каждый месяц просрочки грозит штраф 5% от неоплаченной суммы налога, но не больше 30% и не меньше 1000 рублей. Если налог уплачен, но декларация в срок не сдана, то штраф составит только 1000 рублей.

При задержке декларации больше, чем на 20 дней, налоговая может заблокировать все списания по счетам ИП, кроме обязательных (алименты, выдача зарплаты работникам и др.) Подробнее о блокировке счёта читайте в статье «Что делать, если налоговая заблокировала счёт в банке».

Блокировка со счета снимается на следующий день после подачи декларации.

Штраф за расчет 6-НДФЛ — 1 000 рублей за каждый месяц со дня, установленного для его представления.

Нарушение правил учёта доходов и расходов

Минимальный штраф — 10 000 рублей.

За нарушение правил учета доходов и расходов, например, за отсутствие первичных документов, налоговая штрафует на сумму:

  • 10 000 рублей за нарушения в течение одного налогового периода (квартала или года);
  • 30 000 рублей, если правила нарушались дольше — два и более налоговых периода;
  • 20% суммы неоплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей, если из-за этого налог был занижен.

Неуплата налогов

  • Пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки ЦБ от суммы недоимки.
  • На своё усмотрение налоговая может выставить еще и штраф от 20% до 40% от неуплаченной суммы налога.

Непредоставление документов по требованию

Налоговая может потребовать ИП предоставить сведения о его контрагенте. Например, первичные документы по сделкам. За невыполнение требования в названный срок предпринимателю грозит штраф.

Нарушение правил работы с кассовой техникой

По закону ИП должен использовать кассу, если принимает оплату от клиентов наличными или банковской картой. За нарушение правил предусмотрен штраф от 25% до 50% от непробитой по кассе суммы, но не меньше 10 000 рублей .

Просто купить кассу недостаточно: необходимо заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), который будет передавать все чеки в налоговую. В Контур.ОФД есть тест-драйв — 3 месяца бесплатной работы в сервисе.

Подробнее о работе с кассой мы рассказали в статье «Как использовать кассовую технику».

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Невыполнение обязанностей налогового агента

Штраф 20% неперечисленного налога.

В некоторых случаях ИП должен платить налог не за себя, а за другое лицо. Например, предприниматель с сотрудниками должен платить НДФЛ с их зарплаты, а ИП, арендующий государственное имущество, должен платить НДС с аренды.

За невыполнение обязанностей предусмотрен штраф 20% неперечисленного налога.

А за предоставление недостоверных сведений налогового агента могут оштрафовать на 500 рублей за каждый документ с искаженной информацией.

Статья актуальна на 02.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.