Справка 2-НДФЛ при увольнении
Похожие публикации
Увольнение сотрудника должно сопровождаться выдачей не только всех заработанных и полагающихся сумм, но и документов, содержащих необходимую для будущего работодателя информацию, как то:
- занимаемые прежде должности;
- стаж работы;
- размер заработной платы;
- объем выплат и сведения об удержании налогов.
Порядок увольнения сотрудника в российских компаниях регулируется ст. 84.1 ТК РФ. Ее нормами предусматривается обязанность работодателя передать работнику трудовую книжку и полностью рассчитаться по зарплате в день увольнения. А вот документы, связанные с рабочей деятельностью сотрудника в компании оформляют лишь по заявлению работника. К подобным документам относится и справка о доходах и удержанном с них налоге.
2-НДФЛ при увольнении
П. 3 ст. 230 НК РФ подтверждает, что 2-НДФЛ выдается предприятием – налоговым агентом по письменному запросу физлица. Оформляется она на бланке формы по КНД 1151078 и выдается работнику неограниченное количество раз, т. е. столько, сколько запросов будет им составлено.
Налоговое законодательство, возлагая на работодателя обязанности по представлению персоналу (в том числе увольняемым сотрудникам) справок 2-НДФЛ, не предусматривает ограничений в количестве поступающих от работника запросов. Поэтому справки 2-НДФЛ должны выдаваться налоговым агентом при поступлении от физлиц, работающих в настоящее время или уже уволившихся, запросов в трехдневный срок с момента подачи заявления (ст. 62 ТК РФ).
Срок для выдачи 2-НДФЛ работнику при увольнении
По трудовому законодательству увольняющемуся сотруднику все документы, связанные с его работой, должны быть выданы в день увольнения, а значит, при нарушении работодателем этого срока он может пожаловаться в инспекцию по труду.
Справка 2-НДФЛ при увольнении: за какой период выдается
Фискальными службами не указывается и период, за который возможно представление 2-НДФЛ увольняющимся (и не только увольняющимся) сотрудникам, следовательно, запросить сведения можно за любой интересующий период. Обычно уволенным работникам справка о доходах предоставляется за период с начала текущего года по день увольнения, так как для последующего трудоустройства требуется документ именно за этот период.
Если необходимо получить сведения по доходам за предыдущие периоды, то, как правило, проблем с заполнением справки в бухгалтерии также не возникает. Например, увольняющийся с 1-го июля 2018 работник вправе получить справки 2-НДФЛ за первое полугодие 2018, 2017, 2016, 2015 годы (при подаче запроса). Современные автоматизированные системы расчета зарплаты сегодня позволяют формировать справку 2-НДФЛ за любой указанный период, конечно, с учетом разумных сроков. Скорей всего получить справку шестилетней давности у работодателя не удастся, поскольку хранить подобные документы налоговые агенты обязаны на протяжении 4-х лет.
Работодатели, представляют в ИФНС сведения о доходах физлиц за истекший год, поэтому в крайнем случае, в случае невозможности получить сведения от работодателя, можно запросить их у налоговой и ПФР, обратившись в ИФНС и отделение фонда по месту жительства.
Итак, выдать 2-НДФЛ при увольнении по заявке работника могут за прошлые годы (например, для оформления имущественного вычета в ИФНС) или за несколько месяцев текущего года (к примеру, для расчета ипотечного кредита), т. е. за тот период, которой будет указан в запросе. Сделать это работодатель должен в день увольнения.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Порядок выдачи справки 2-НДФЛ работнику
(1).jpg)
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Можно ли сотруднику по его телефонной просьбе отправить по факсу справку о доходах по форме 2-НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация обязана по просьбе сотрудника выдать ему справку о доходах по форме 2-НДФЛ. По просьбе работника такая справка может быть направлена по факсу.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
В то же время необходимо учитывать, что вопросы выдачи работнику справки по форме 2-НДФЛ регулируются нормами налогового, а не трудового законодательства.
Порядок уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) регламентирован главой 23 Налогового кодекса РФ. В силу ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (в том числе вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ)), являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Пунктом 3 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налогового агента выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных ими доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. В силу указанной нормы отказ налогового агента в выдаче налогоплательщику справки о доходах по форме 2-НДФЛ неправомерен (письмо УФНС России по г. Москве от 24.02.2011 N 20-14/3/16873).
Следует, однако, отметить, что порядок обращения за указанной справкой, процедура ее выдачи и сроки выдачи ничем не регламентированы. Ответственность за невыдачу справки о доходах по форме 2-НДФЛ налоговым законодательством также не установлена.
Вместе с тем неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации являются административным правонарушением и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.39 КоАП РФ).
Таким образом, Ваша организация, выступающая налоговым агентом в связи с выплатой работнику заработной платы, обязана по его просьбе, как письменной, так и устной, выдать ему справку о доходах по форме 2-НДФЛ. Направление справки с помощью факсимильной связи по просьбе самого работника не запрещено. В то же время переданная таким образом справка не будет иметь силу подлинника, а будет носить скорее информационный характер. Если у Вас нет сомнений, что по телефону обратился именно тот работник, на имя которого выдается справка, то препятствий к ее выдаче мы не видим.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
14 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Справка 2‑НДФЛ в 2021 году
Справка 2-НДФЛ с 2021 года упразднена. Теперь она называется просто «Справка о доходах и суммах налога физического лица» и входит в состав 6-НДФЛ как ежегодное приложение. Бланк и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@. В приказе есть подробные рекомендации по заполнению справки.
Справка — это документ, в котором отражены сведения об источнике дохода физического лица, заработной плате, других доходах и удержанном налоге. Она практически полностью аналогична старой 2-НДФЛ, но есть небольшие отличия. Расскажем об изменениях в бланке, сроках и формах отчетности, произошедших в 2021 году.
Кто сдает 2-НДФЛ «Справку о доходах и суммах налога физического лица» в налоговую
Эта форма нужна для предоставления сведений о доходах работников и удержанных с них сумм НДФЛ в ИФНС. Дополнительно работодатель должен выдать справку по запросу работника. Справка 2-НДФЛ составляется на каждое физлицо, которое получало зарплату, доходы или иные выплаты от организации или предпринимателя. Ее сдают организации, которые выплачивают доходы физическим лицам. Работодатель в данном случае является налоговым агентом — удерживает и перечисляет НДФЛ в налоговую.
Из этого правила есть три исключения:
- Вы выплачивали физлицу только доходы, которые не облагаются НДФЛ. Например, вручили подарок стоимостью до 4 000 рублей и больше ничего не платили;
- Вы выплачивали доходы физлицам, не являясь при этом налоговым агентом. Например, покупали у граждан машину или гараж или оплачивали работы ИП, самозанятого, частнопрактикующего нотариуса и пр.
Нулевую справку к 6-НДФЛ подавать не нужно. Например, их не представляют организации, которые не вели деятельность и не выплачивали работникам вознаграждение или выплачивали только необлагаемые НДФЛ суммы. Это связано с тем, что справку сдают только налоговые агенты, а вышеперечисленные категории к ним не относятся.
Сроки и порядок сдачи справки в налоговую
В 2021 году компании должны подавать справку о доходах и суммах налога физического лица в налоговую инспекцию в составе 6-НДФЛ, но не каждый квартал, а один раз в год. То есть первая справка должна быть заполнена по итогам 2021 года и сдана в налоговую до 1 марта 2022 года.
Расчет 6-НДФЛ вместе со справкой нужно направить в отделение, где организация или ИП числится налогоплательщиком. Расчет 6-НДФЛ и справку те, у кого больше 10 сотрудников, сдают только в электронном виде. Организации и ИП, у которых 10 сотрудников и меньше, могут выбирать форму сдачи — бумажную или электронную.
Отдельные правила касаются организаций с несколькими обособленными подразделениями:
- Юрлица, головная организация которых находится в одном муниципальном образовании, а обособленные подразделения — в другом, получают право выбора одной инспекции в муниципальном образовании, в которую они будут сдавать отчетность по всем обособкам.
- Юрлица, у которых головное и обособленные подразделения находятся в одном муниципалитете, могут отчитываться в налоговую по месту учета головного подразделения.
Чтобы использовать это право, нужно сообщить о своем выборе до 1-го января всем налоговым инспекциям, в которых подразделения организация состоят на учете. В течение года изменить решение нельзя. Новое уведомление предоставляется в налоговую только если изменяется количество обособок или происходят другие изменения, влияющие на порядок сдачи отчетности.

Когда нужно выдать справку 2-НДФЛ сотруднику
Часто банки и другие организации используют справку 2-НДФЛ, чтобы узнать о доходах и платежеспособности человека. Она бывает нужна, например:
- при увольнении, чтобы передать следующему работодателю информацию о предоставленных стандартных вычетах;
- для получения стандартного, имущественного или социального вычета в ИФНС по окончании года;
- для подтверждения доходов в банке при получении кредита;
- при обращении в посольства для оформления визы;
- в других случаях: для расчета пенсии, при усыновлении ребенка или участии в различных судебных разбирательствах (особенно, в части решения трудовых споров), при расчете суммы выплат по алиментам и иных выплат.
Налоговый агент обязан выдать справку, если физлицо обратилось с соответствующим заявлением. Запрашивать справку могут не только трудоустроенные работники, но и бывшие сотрудники и иные физлица, получившие выплаты от налогового агента. Форма такой справки по доходам за 2021 год утверждена Приложением № 4 к Приказу ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@. А вот если сотрудник запросит сведения за 2020 год и более ранние периоды, справку нужно выдать по той форме, которая действовала тогда. Для 2019 и 2020 года она утверждена Приложением № 5 к приказу ФНС России от 02.10.2018 №ММВ-7-11/566@.
По сравнению с формой, которая подается в налоговую инспекцию и ранее выдавалась сотрудникам, справка для работников по доходам за 2021 года немного упрощена. Из нее исключены сведения о номере, признаке справки, уведомлениях на вычеты. Зато добавлен раздел со сведениями о налоговом агенте.
Если работник, в том числе бывший, обратился за справкой о доходах, оформить ее нужно в течение 3 рабочих дней, согласно статье 62 Трудового кодекса РФ. Справка должна быть подписана руководителем. Если работник увольняется, то выдать справку надо в последний день его работы. Для иных получателей дохода срок выдачи справки по заявлению составляет до 30 рабочих дней.
Как выглядит справка 2-НДФЛ
Справка 2-НДФЛ имеет машиноориентированную форму и предназначена для работодателей, которые отчитываются на бумаге. Новая форма должна ускорить процесс обработки данных, так как позволит автоматизировать сканирование, распознавание и оцифровку полученных справок.
Справка о доходах и суммах налога физического лица в 2021 году состоит из двух частей:
- «Справка о доходах и суммах налога физического лица» включает сведения о налоговом агенте и четыре раздела:
- Раздел 1. «Данные о физическом лице — получателе дохода». Заполните Ф.И.О., ИНН, статус налогоплательщика, код страны, паспортные данные.
- Раздел 2. «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода». Введите ставку налога, общую сумму облагаемого по ней дохода, выделите налоговую базу, укажите исчисленную и удержанную сумму налога.
- Раздел 3. «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты». Укажите код вычета и сумму, дополнительно впишите данные об уведомлении.
- Раздел 4. «Сумма дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом, и сумма неудержанного налога». Укажите сумму дохода, с которого не удержали налог, и саму неудержанную сумму.
2. Приложение к справке «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода». Укажите номер справки, отчетный год 2021, ставку налога и заполните данные по месяцам.
Если у сотрудника компании есть доходы, обложение которых осуществляется по иным ставкам, чем 13 %, они отображаются в отдельных разделах. Сумма налога с этих доходов также указывается отдельно.
Порядок заполнения 2-НДФЛ за 2021 год
Требования к заполнению. В Порядке заполнения недопустимо:
- вносить исправления с помощью корректора;
- печатать на двух сторонах и скреплять листы;
- использовать цветные чернила, кроме черного, фиолетового и синего цвета;
- проставлять в справке отрицательные числа.
Мы рекомендуем заполнять справку в следующей последовательности: Общая часть → Раздел 1 → Приложение по вычетам→ Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 4.
Общая часть — укажите ИНН и КПП налогового агента. ИП и специалисты частной практики указывают только ИНН. В поле «Номер справки» впишите ее уникальный номер в отчетном периоде. В поле «Номер корректировки» укажите 00 для первичной справки, 01 для первой корректирующей справки, 02 для второй и так далее. Для аннулирующей справки указывайте код 99.
Раздел 1 — внесите личные данные налогоплательщика: ИНН, ФИО, статус, дату рождения, гражданство, серию и номер паспорта.
Приложение к справке — заполняйте отдельно для каждой ставки НДФЛ. Укажите соответствующий номер справки и ставку налога. В 2021 году стандартная ставка налога для резидентов равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Построчно укажите доходы работника с кодами и вычеты, уменьшающие базу по налогу.
Раздел 3 — внесите информацию вычетах. Не забудьте указать код уведомления: «1» для имущественных вычетов, «2» — для социальных, «3» — уведомление на уменьшение налога на фиксированные авансовые платежи. Придерживайтесь правил:
- каждый вычет заносите в отдельную строку;
- суммы по одному коду вычета можно объединять;
- для одинаковых сумм вычетов с разными кодами заполняйте отдельные ячейки;
- если строк не хватает — заполните несколько листов, оформив шапку документа и раздел вычетов.
Раздел 2 — заполняется отдельно для каждой ставки НДФЛ. Внесите доходы, налоговую базу, сумму исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ.
- Общая сумма дохода — сумма дохода в чистом виде, без учета вычетов и удержаний;
- Налоговая база — показатель строки «общая сумма дохода» за исключением вычетов;
- НДФЛ начисленный — рассчитывается как Налоговая база × Ставка налога;
- Сумма фиксированных авансовых платежей — это тольео для иностранных работников, которые работают по патенту;
- НДФЛ удержанный — сумма, удержанная из доходов налогоплательщика;
- Налог перечисленный — сумма НДФЛ, уплаченная в бюджет за год;
- Излишне удержанный налог — переплата по НДФЛ или излишне удержанная сумма, которую налоговый агент не вернул налогоплательщику.
Раздел 4 — заполняется, если налог не был удержан. Укажите сумму дохода, с которого не смогли удержать налог, и саму неудержанную сумму. По каждой ставке НДФЛ заполняется отдельный раздел.
Новые контрольные соотношения по 2-НДФЛ в 2021 году
Так как 2-НДФЛ стала приложением к 6-НДФЛ, контрольные соотношения значительно поменялись. Во-первых, большинство из них стали внутридокументными, так как раньше в основном сравнивали показатели 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Новые соотношения даны в письме от 23.03.2021 № БС-4-11/3759@.
При нарушении контрольных соотношений работодатель получит от налоговой сообщения о выявленных несоответствиях с требованием представить пояснения или внести исправления в течение 5 дней.
Изменения по 2-НДФЛ в 2021 году
Новый перечень медицинских услуг и дорогостоящего лечения, по которому можно получить социальный налоговый вычет. С 1 января 2021 года в перечень добавлены услуги по медицинской эвакуации и паллиативной помощи, дополнен перечень дорогостоящих услуг по репродуктивным технологиям, добавлены услуги по ортопедическому лечению врожденных и приобретенных дефектов зубов и пр. (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458).
Объединение 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. Оно действует с отчетности за 2021 год ( пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Вместо формы 2-НДФЛ налоговые агенты будут прикладывать к расчету 6-НДФЛ справку о доходах и суммах налога физлица. В новом приложении не будет информации о налоговом агенте и отчетном годе. Раздел 3 дополнят несколькими полями для сведений об уведомлениях от инспекции, а вместо поля «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» появится целый новый раздел 4.
Прогрессивная ставка НДФЛ. С 1 января 2021 года введена прогрессивная ставка налога. Если доход налогоплательщика за год не превысил 5 млн рублей, то он облагается по старой ставке 13 %, если превысил — то 650 000 рублей + 15 % с суммы превышения. В 2021 и 2022 году работодатели будут смотреть на каждую налоговую базу, например, отдельно на зарплату и на дивиденды. При соблюдении лимита по каждой из налоговых баз ставка 15% к ней применяться не будет.
Новый порядок расчета НДФЛ с процентов по вкладам. С 1 января проценты по вкладам облагаются НДФЛ 13 %, если они превышают необлагаемый минимум (1 000 000 рублей × ставка ЦБ на 1 января соответствующего года). Налоговая база — превышение суммы дохода над необлагаемой суммой.

Штрафы за нарушения при сдаче Справки о доходах и суммах налога
Несдача справок в составе 6-НДФЛ — основание для привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставления сведений, необходимых для налогового контроля. Штраф за каждую не сданную вовремя справку составит 200 рублей с организации или ИП. Дополнительный административный штраф в сумме от 300 до 500 рублей может быть наложен на руководителя организации, главбуха или иное должностное лицо (ст. 15.6 КоАП РФ).
Если в справках обнаружат ошибки (например, неверный ИНН, сумму дохода, код и пр.), то организацию или ИП привлекут к налоговой ответственности и выпишут штраф на 500 рублей за каждую неверную справку. Штрафа можно избежать, если подать уточненную справку раньше, чем налоговая найдет ошибку.
Формируйте 6-НДФЛ и распечатывайте справки о доходах в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет. Легко ведите учет, начисляйте зарплату, сдавайте отчетность онлайн и пользуйтесь поддержкой наших экспертов. Первые 14 дней работы — бесплатно.
Порядок выдачи справки 2-НДФЛ работнику
В Налоговом и Трудовом кодексах Российской Федерации прописан порядок выдачи справки 2-НДФЛ работнику. Этот документ содержит информацию об уровне заработной платы сотрудника, вычетах и удержаниях. Справка может понадобиться в различных случаях: от оформления кредита до получения визы, при этом сотрудник не обязан сообщать причину оформления справки.
Заявление
2-НДФЛ выдается налоговым агентом (работодателем или государством) физическому лицу (сотруднику). При этом работодатель может и не быть юридическим лицом, но все равно обязан выдать работнику требуемую справку, которая будет иметь юридическое значение, равноценное справке, выданной юридическим лицом. Подробное описание налоговых агентов составлено в ст. 230 НК РФ.
Основание для выдачи – заявление сотрудника. Образец его не установлен, форма может быть произвольной, в некоторых случаях достаточно и устного заявления.
В письменном варианте сотрудник указывает верную информацию о себе и период, за который нужна справка, в годах.
Когда сотрудник может получить справку?
Для отчетности в ИФНС документы готовятся в течение отчетного календарного года на всех сотрудников, которые получали заработную плату, и сдаются в конце апреля года, следующего за отчетным. Сотрудник же (физическое лицо) может потребовать справку о доходах практически в любое время и неограниченное количество раз в течение работы в организации.
Работодатель (налоговый агент) не имеет права отказать в оформлении документа, если срок, за который требуется справка, не превышает четырех лет, поскольку информация в налоговом органе сохраняется за четыре года. Выдать работнику справку 2-НДФЛ за больший срок проблематично.
Сам документ готовится в течение трех дней после получения заявления, при необходимости справка может быть выдана в нескольких экземплярах, имеющих равную юридическую силу (ст. 62 ТК РФ). Справка по форме 2-НДФЛ также выдается сотруднику при увольнении, в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.
Особые случаи
Военнослужащие получают справку 2-НДФЛ в Едином расчетном центре Министерства обороны РФ, поскольку в этом случае работодатель – государство. Это возможно, поскольку контракт о военной службе технически заключается между военнослужащим и государством.
Если сотрудник в течение отчетного периода получал заработную плату в нескольких подразделениях одной и той же компании, то образец справки отличается, форма заполняется согласно рекомендациям, данным в письме Министерства финансов РФ № 03-02-08/28888.
Если сотрудник уже не работает
Порядок предоставления справки бывшему сотруднику следующий. Если предприятие не ликвидировано и с момента увольнения прошло меньше четырех лет, то сотрудник может обратиться с письменным заявлением в свободной форме. Если ликвидированного предприятия больше не существует в реестрах, то есть несколько способов все-таки оформить и выдать нужный документ.
В первом случае новый налоговый агент (работодатель) запрашивает информацию в местных отделениях ПФР и ИФНС. В запросе обязательно должны быть указаны причины, по которым справка необходима. Есть также возможность физическому лицу (сотруднику) самому просмотреть информацию об НДФЛ в «Личном кабинете» на официальном сайте ФНС России. Эта возможность реализована с 2014 года, функционал сайта постоянно совершенствуется и становится все более удобным для пользования. Решение вопросов онлайн позволяет в некоторых случаях экономить время.
Справка по форме 2-НДФЛ. Образец 2021
2-НДФЛ в том виде, в котором она использовалась до 2021 года, больше нет. Теперь она — часть расчета 6-НДФЛ. Её обновлённое название — «Справка о доходах и суммах налога физического лица». Приказ ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@.
Только без паники: смысл и назначение документа не изменились. Внешний вид новой справки практически ничем не отличается от прежней. В этой статье все нюансы оформления справки о доходах.

Справка 2-НДФЛ, как все её привыкли называть, содержит информацию о доходах физических лиц и уплате налогов. Её выдают по требованию физического лица. Основная ее функция — предоставление информации о заработке и размере удержанного налога граждан для уполномоченных органов. Выдают справку в течение 3 рабочих дней. Старая форма последний раз предоставляется за 2020 год.
Мы рекомендуем написать заявление для получения справки. Это обезопасит и работника, и работодателя: с даты подачи заявления будет считаться 3 дня на подготовку документа. При увольнении заявление о выдаче 2-НДФЛ в 2021 году можно писать в свободной форме. Здесь важны подпись заявителя и дата.
Важно! В налоговую инспекцию сведения из справки 2-НДФЛ нужно предоставлять как часть расчета 6-НДФЛ.
Когда не обязательна справка 2-НДФЛ
Можно облегчить свое существование, не заморачиваясь с предоставлением справки. Это возможно, если фирма не исчисляет и не удерживает НДФЛ с доходов физического лица в соответствии с нормами законодательства.
Этот вариант может быть при следующих условиях:
— Если организация выплачивает доходы налогоплательщикам, которые должны перечислять НДФЛ в бюджет самостоятельно.
— В случае выплаты в пользу физического лица вознаграждения, с которого налогоплательщик сам должен перечислить налог.
— Организация (или ИП) выплачивает доходы, не подлежащие налогообложению.
Порядок выдачи справки работнику в 2021 году
Справку о доходах выдают в следующих случаях:
1. При увольнении. Тогда справка выдается автоматически вместе с трудовой книжкой.
2. По запросу. Любой сотрудник может обратиться за справкой в случае необходимости (например, для получения кредита).
Сотрудник не обязан указывать цель получения справки.
Что не отображает «Справка о доходах и суммах налога физического лица»
1. Пособие по беременности, родам и уходу за ребенком до 1,5 лет.
2. Выплату 50 000 рублей при рождении ребенка.
3. Выплату при увольнении не более 3 месячных заработков.
Как заполнять 2-НДФЛ по новой форме в 2021 году
1. Указываем период, за который выдается документ о доходах и дату выдачи.
2. Вносим данные организации: ОКПО, ИНН, наименование и контакты.
3. Фиксируем данные получателя: ФИО, ИНН, код статуса налогоплательщика, номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
4. Указываем действующую налоговую ставку. Если выплаты сотруднику осуществлялись по разным налоговым ставкам, они все отображаются в справке.
5. Вносим код дохода налогоплательщика за каждый месяц. Доход отображается в том месяце, в котором он получен. Например, если зарплата начислена в декабре, а выплачена в январе, то в справку пишется дата получения.
6. Указываем код вычета с дохода: 126, 127, 128 — коды выплат на первого, второго и следующих детей; 311 — расходы на приобретение жилья; 312 — проценты, уплаченные по ипотеке; 324 — расходы на лечение.
7. Фиксируем суммы доходов и удержанных налогов: налоговая база, сумма удержанного налога, сумма перечисленного в бюджет НДФЛ.
Коды доходов для справки 2-НДФЛ 2021 году
Очень важно следить за правильностью указания кодов. Ошибки могут привести к штрафам.
Приложение №1 к Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@
2010 — доходы по гражданско-правовым договорам
2300 — выплаты по больничному
2012 — выплаты при оформлении ежегодного оплачиваемого отпуска
2013 — компенсация за неиспользованный отпуск
2014 — выходное пособие при увольнении
2301 — штрафы, которые выплачивает организация за несоблюдение прав потребителей
2610 — материальная выгода сотрудника от экономии на процентах по займам
2611 — сумма списанного безнадежного долга
2001 — вознаграждение директоров
1400 — доход физ лица от использования имущества
2400 — доход физ лица от сдачи от сдачи в аренду транспорта для перевозок, турбопроводов и средств связи
2520 — доходы в натуральной форме
2530 — оплата труда в натуральной форме
1010 — перечисление дивидендов
3020 — проценты по банковским вкладам
3023 — выплаты по облигациям российских организаций, номинированных в рублях
4800 — иные доходы работника
Вот так сухо, по-военному, разобрали справку 2-НДФЛ. Используйте в работе!

