Налоговая нагрузка по НДС 2021
Налоговая инспекция не может проводить сплошные проверки всех организаций, у нее просто нет таких ресурсов. Поэтому проверяют тех, у кого больше вероятность найти нарушения, доначислить налоги и оштрафовать. Для этого на основе предпроверочного анализа налоговики каждый год составляют план выездных проверок.
Один из критериев анализа – налоговая нагрузка. Если она отличается от средней по отрасли, компания становится кандидатом на проверку. Этот критерий прописан в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
Оценивать могут как налоговую нагрузку в целом, так и по отдельным налогам. «Плохой», по мнению чиновников, показатель налоговой нагрузки – это повод назначить выездную проверку, «копнуть» глубже при камеральной проверке, запросить пояснения, вызвать руководителя для беседы и т.д.
Расскажем, как считают нагрузку по НДС и как избежать проблем, если показатель отличается от безопасного.
Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС
Методика анализа и формула расчета налоговой нагрузки на добавленную стоимость была прописана в приложении 4 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», но сейчас это письмо не действует.
В приложении 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) организации. Но этот приказ не предусматривает расчет нагрузки отдельно по налогам.
Подсчитать свою нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно на сайте ФНС с помощью сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» . Он подходит только для компаний на общей системе налогообложения. Нужно указать интересующий год, вид экономической деятельности и субъект РФ, и система покажет среднеотраслевые показатели по НДС, налогу на прибыль и совокупной налоговой нагрузке. Введя свои показатели, вы сможете сравнить свою нагрузку со среднеотраслевой.
Отраслевые показатели по годам также есть в Приложении 3 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, но по совокупной налоговой нагрузке, а не отдельно по налогам.
1C-WiseAdvice применяет риск-ориентированный подход. Мы постоянно следим за тем, чтобы налоговая нагрузка не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это снижает риск выездной налоговой проверки практически до нуля.
Налоговые органы куда больше интересует не процент налоговой нагрузки по НДС, а такой показатель, как удельный вес вычетов. Его считают по формуле:
Сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС х 100%
Согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, если доля вычетов за 12 месяцев больше 89%, налогоплательщик попадает в группу риска и становится кандидатом на выездную проверку.
По данным четырех квартальных деклараций компании сумма исчисленного НДС – 3 млн руб., а сумма вычетов – 2,9 млн руб.
Удельный вес вычетов:
2,9 / 3 х 100 = 96,67%
Это очень большая доля, она превышает безопасный порог, и компании нужно приготовиться к вопросам и проверкам.
Безопасная доля вычетов в 89% – это общероссийский критерий. В регионах России показатель безопасной доли может отличаться.
ФНС на своем сайте регулярно публикует данные отчета 1-НДС по регионам. Для того, чтобы вычислить среднюю долю вычетов по региону, нужно взять показатель строки 210 (сумма вычетов по НДС), разделить на показатель строки 110 (налог к начислению) и умножить на 100.
#Совет от 1C-WiseAdvice
Перед тем, как сдать очередную декларацию по НДС, посчитайте долю вычетов в этой декларации и сравните ее с долей по вашему региону из отчета 1-НДС. Если ваша доля вычетов превышает средний уровень, подумайте, как вы это объясните налоговым инспекторам. Если не хотите привлекать внимания, перенесите часть вычетов на более поздний период.
Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС
Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.
Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.
Причины низкой налоговой нагрузки по НДС могут быть такими:
- В конце квартала организация закупила большую партию товара, а продажи этого товара ожидаются в следующем квартале и позже.
- Фирма закупила дорогостоящее оборудование и вычет с его стоимости перекрыл «исходящий» НДС.
- Продажи упали в связи с сезонностью бизнеса, но расходы на ведение бизнеса остались прежними.
- Поставщики подняли цены на сырье, а в связи со спадом продаж отпускные цены на продукцию пришлось снизить.
- Компания только начинает свою деятельность, сбыт продукции еще не налажен, а расходов по покупке оборудования, сырья и т.д. – много.
Объяснение низкой налоговой нагрузки по НДС может выглядеть так:
На ваш запрос № 2147 от 04.11.2019 г. о пояснениях по поводу высокой доли вычетов по НДС в декларации за III квартал 2019 года ООО «Успех» сообщает следующее.
В июле 2019 года компания закупила новое оборудование на сумму 1 560 000 руб., в т.ч. НДС 260 000 руб. Вычет по этому оборудованию заявлен в декларации за соответствующий период. В то же время, в связи с периодом летних отпусков продажи в III квартале 2019 года упали по сравнению с предыдущим кварталом на 43%.
Все это привело к тому, что удельный вес вычетов по НДС составил 93%. В IV квартале 2019 года мы ожидаем увеличение продаж в среднем на 50%, что вкупе с отсутствием крупных покупок приведет к уменьшению доли вычетов и увеличению НДС к уплате.
- договор с поставщиком оборудования №____ от ____________;
- копия приказа о вводе оборудования в эксплуатацию №_____ от _____________;
- копии счетов-фактур от поставщиков; отчет об объемах реализации за III квартал 2019 года.
В части налоговой нагрузки бизнесмены находятся меж двух огней. С одной стороны, естественное желание оптимизировать платежи и иметь минимальную налоговую нагрузку. С другой, как только компании удается сэкономить побольше, даже законными способами, она тут же попадает под пристальное внимание налоговиков. Получается, что выбиваться из средних показателей рискованно и нужно быть «как все».
Кроме того, специалисты 1C-WiseAdvice знают, как эффективно и безопасно снизить налоговую нагрузку. Наши налоговые юристы имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика и предложить решение, которое не привлечет внимания фискалов.
Мы проработаем методы оптимизации с учетом специфики вашего бизнеса и предложим безопасные варианты. А если у налоговиков все-таки появятся вопросы, мы знаем, как грамотно отбиться от подозрений.
Налоговая нагрузка по НДС
Суть проблемы
Проверка ФНС — это настоящая головная боль для любого экономического субъекта. В особенности если проверка выездная, и темой контрольных мероприятий является налог на добавленную стоимость.
Стоит отметить, что инспекция инициирует внеплановые проверки довольно редко. Для этого нужны веские основания, например существенные нарушения НК РФ и умышленное уклонение от уплаты налогов. В остальных случаях выездные контроли ФНС проходят в штатном режиме, по утвержденному списку налогоплательщиков. Кто и в каких случаях попадает в эти самые «черные» списки?
Чиновники предусмотрели специальный расчетный показатель — налоговая нагрузка по НДС в 2020 году. Это значение, которое определяет соотношение фискальных обязательств к объемам применяемых вычетов. Так, если компания заявляет солидные вычеты по НДС, тем самым существенно занижая фискальные платежи в бюджет, это вызовет большой интерес налоговиков. То есть у инспекторов возникнет подозрение, что компания ведет нечестную игру. Следовательно, именно такой субъект будет проверен лично на выездной проверке.
Этот расчетный показатель называется «налоговая нагрузка по НДС», формула подсчета представлена ниже.
Как считать
Итак, чтобы определить, какую фискальную нагрузку по налогу на добавленную стоимость несет конкретный экономический субъект, необходимо провести несложный арифметический расчет. Сумму налоговых вычетов по НДС за 12 месяцев разделите на сумму начисленного налога за этот же период, а затем полученный результат переведите в проценты. То есть умножьте на 100 %.
Налоговая нагрузка по НДС — формула расчета:
Отметим, что отчетный период для налога на добавленную стоимость — квартал. Следовательно, налоговики для исчисления показателя будут учитывать данные представленных деклараций за последние четыре квартала. Используйте для подсчетов аналогичные сведения.
Пример расчета
Определим, как сделать расчет налоговой нагрузки по НДС (пример).
Согласно налоговым декларациям ООО «Весна», предоставленным в ФНС за 4 квартал 2017 года и 1-3 кварталы 2020 г., общие данные за 12 месяцев составили:
- сумма начисленного налога — 26 213 000 рублей;
- сумма вычетов — 21 978 000 рублей.
Исчисляем налоговую нагрузку: 21 978 000 / 26 213 000 × 100 % = 83,84 %.
Нормативные значения
Какой результат считать нормой, или когда ждать встречи с представителями инспекции? Результаты расчетов предусматривают два уровня фискальной нагрузки:
- Значение меньше 89 %. Тогда уровень фискального обременения по налогу на добавленную стоимость считается нормальным. То есть такая компания не заинтересует налоговиков. Этот результат еще называют «безопасной долей вычетов».
- Значение равно или более 89 % — это низкая налоговая нагрузка. При таких обстоятельствах внимания со стороны ФНС не избежать. Налоговики в обязательном порядке потребуют разъяснений.
Анализируя расчет, представленный в примере, можно смело сказать, что ООО «Весна» имеет стандартный уровень налоговой нагрузки. То есть показатель 83 % ниже заявленных 89 %.
Чтобы избежать проблем с контролерами, советуем систематически проводить расчеты и сверять полученные результаты с нормативными показателями. Такой подход позволит заранее подготовиться в общению с инспекцией.
Как действовать
Итак, предположим, что у вашей компании выявлен высокий уровень фискальных вычетов по НДС. В таком случае действуйте по порядку:
- Подготовьте пояснения. Высокий уровень вычетов по НДС — это не преступление. Вас ни в чем не обвиняют, а просто хотят проверить, правильно ли вы применяете нормы действующего законодательства. Паниковать не стоит. Подготовьте подробные и детальные разъяснения сложившихся обстоятельств.
- Если пояснений налоговикам недостаточно и вас приглашают в инспекцию для беседы, то уклоняться от встречи не стоит. Явитесь с паспортом в назначенный час. При необходимости захватите с собой учредительные документы. Отвечайте на все вопросы. Беседа с представителем ФНС — это определенный вид проверки, который позволяет выяснить, не является ли фирма однодневкой.
- Если и личная встреча не убедила, и ФНС инициировала выездной контроль, то отчаиваться не стоит. Инспекторы проверят документацию (договора, счета-фактуры, книги покупок и продаж). Содействуйте контролерам, чинить препятствий не стоит.
Напомним, что высокий уровень вычетов по НДС — не преступление. ФНС вправе доначислить налог только на основании выявленных правонарушений по результатам выездной проверки.
Налоговая нагрузка = налоговая отдача
22.06.2009 – 28.06.2009, № 04 (04)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАЛИТРА
Налогообложение
Налоговая нагрузка = налоговая отдача
«Налоговая нагрузка» трансформировалась в «налоговую отдачу». И тот, и другой термин – законодательно не определены. В предлагаемой публикации «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» обращает внимание на то, чем может обернуться для предприятия игнорирование показателей налоговой отдачи.
Законодательные требования
Всем бухгалтерам известно, что Декларация по налогу на прибыль и Декларация по НДС составляются в соответствии с требованиями Порядка № 143 и Порядка № 166 соответственно. Заполняя строки этих Деклараций, предприятие использует данные налогового учета по налогу на прибыль и НДС, который ведется согласно требованиям Закона о прибыли и Закона о НДС .
Как вы считаете, что еще нужно учесть при ведении налогового учета и заполнении Деклараций? Правильно, всевозможные обобщающие разъяснения, налоговые рекомендации по некоторым спорным вопросам, а также пожелания и требования, изложенные в письмах налоговых органов.
Прописные истины, скажет кто-то. Действительно, это так. Но суть заключается в том, что даже при выполнении всех требований действующего законодательства предприятие может не получить положительных налоговых эмоций. Скажем, предприятие не перестанет быть объектом проверок и налогового давления и т. д.
Почему так происходит, «Б&З» расскажет дальше. Но сразу же отметим: речь пойдет не о тех Декларациях, в которых предприятием указаны отрицательный объект налогообложения по налогу на прибыль или же существенная сумма к бюджетному возмещению по НДС. Ведь и так понятно отношение к таким Декларациям налоговых органов.
Итак, ранее налоговая отдача называлась налоговой нагрузкой. Как видим, смягчилась формулировка, но содержание осталась прежним: предприятие должно учитывать дополнительные показатели «нагрузки», предложенные ГНАУ. Иначе непременно последуют нежелательные налоговые последствия, например в виде попадания в план-график проведения плановых выездных проверок.
Отметим, что план-график составляют по 5 подразделам: А, Б, В, Г и Д.
Для справки!
Эти подразделы включают соответственно:
А – налогоплательщиков, принадлежащих к составу наибольших национальных финансово-промышленных групп (ФПГ), а также субъектов хозяйствования, связанных с ними посредством осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
Б – налогоплательщиков, входящих в транснациональные корпорации и иностранные компании, или находящиеся под их контролем;
В – налогоплательщиков, принадлежащих к природным монополиям, а также крупные предприятия, находящиеся под контролем или в собственности государства;
Г – налогоплательщиков, используемых с целью минимизации налоговых платежей других субъектов хозяйствования, имеющих при больших объемах осуществленных операций низкий уровень уплаты налогов в бюджет и отражающих отсутствие собственных основных средств и незначительное количество наемных работников;
Д – налогоплательщиков, отбираемых автоматизированной системой по критериям, приведенным в разделе IV Рекомендаций № 201 . Именно о таких налогоплательщиках и пойдет речь далее.
Показатели налоговой отдачи
Из раздела IV Рекомендаций № 201 приведено два интересующих нас показателя налоговой отдачи: по налогу на прибыль и по НДС.
Налог на прибыль
Налоговая отдача по этому виду налога определяется налоговыми органами для конкретного предприятия на основании информации, указанной в Декларации по налогу на прибыль , по следующей формуле:
НН
П. н. н. = _______ x 100 % 1 , где:
ВД
П. н. н. (%) – показатель налоговой отдачи по налогу на прибыль для конкретного предприятия;
ВД (грн.) – сумма скорректированного валового дохода ( строка 3 Декларации по налогу на прибыль ).
____________
1 В Рекомендациях № 201 также приведены формулы расчета показателя налоговой отдачи для предпринимателей-физлиц, для банковских учреждений, предприятий страховой отрасли, для иных небанковских финансовых учреждений, а также дополнительные критерии отбора для включения в план-график проверок предприятий, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.
При этом за I квартал сума начисленного налога на прибыль или сума валового дохода определяется по данным Декларации за 9 месяцев года, предшествующего году, на который проводится планирование проверок.
Для II, III, IV кварталов – по данным Декларации за год, предшествующий году, на который проводится планирование.
Налоговая отдача по НДС определяется налоговыми органами для конкретного предприятия на основании информации, указанной в Декларации по НДС . Показатель налоговой отдачи рассчитывается по нижеприведенной формуле:
НДС
П. н. н. = ____________ x 100 %, где:
П
П. н. н. (%) – показатель налоговой отдачи по НДС для конкретного предприятия;
НДС (грн.) – сумма начисленного НДС (строка 20 Декларации по НДС );
П (грн.) – общий объем поставки (строка 5 Декларации по НДС ).
При этом сумма начисленного НДС и сумма общего объема поставки определяется в виде суммарного значения строки 20 и строки 5 Декларации по НДС соответственно за предыдущие 6 отчетных месяцев (или же II квартала для налогоплательщиков, подающих отчетность поквартально), предшествующих кварталу, на протяжении которого осуществляется составление плана-графика проверок.
Налоговые последствия
Величины, определенные по вышеприведенным формулам, налоговые органы применяют, в частности, для:
1) установления правильности начисления налогоплательщиком налога на прибыль и НДС;
2) выявления факта использования предприятием схем минимизации при расчете сумм налогов.
Итак, перечислим критерии отбора предприятий в так называемый подраздел Д плана-графика плановых налоговых проверок:
1) уровень роста налогов неадекватен уровню роста валовых доходов, или уровень уплаты налогов неадекватен уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли, или уровень налоговой отдачи меньше 1 %, если средний уровень этого показателя по отрасли превышает 1 %;
2) наличие сомнительных или значительных финансово-хозяйственных операций;
3) заявленные к возмещению суммы НДС за предыдущий год превышают 1,2 млн. гривен;
4) одноразовое декларирование сумм НДС к возмещению в значительных объемах (больше нежели 100 тыс. грн.);
5) декларирование отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль;
6) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;
7) сумма иных расходов превышает 10 % суммы скорректированных валовых расходов;
объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 10 % суммы скорректированных валовых расходов;
9) сумма возмещенных из бюджета сумм НДС превышает уплату налога на прибыль;
10) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн. гривен;
11) осуществление экспортных операций товаров, не типичных для основного вида деятельности предприятия (нетипичный экспорт);
12) осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
13) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении предприятия от налогообложения и/или от своевременного погашения налогового долга;
14) наличие информации подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины;
15) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов налоговой службы касательно взаимоотношений с предприятиями: регистрация которых отменена в судебном порядке; относительно которых возбуждено уголовное дело; относительно которых заведено оперативно-розыскное дело;
16) адрес субъекта хозяйствования совпадает с адресом, который внесен в информационную базу как «адрес массовой регистрации» налогоплательщиков;
17) иные показатели, характеризующие деятельность предприятия или свидетельствующие о возможности занижения налоговых обязательств.
Очередность включения в подраздел Д плана-графика предприятий зависит от количества критериев риска (т. е. количества показателей), который они имеют (от большего количества к меньшему). При этом показатель налоговой отдачи является одним из основных критериев для внесения предприятия в план-график проведения плановых выездных проверок. Следует учесть, что это касается предприятий, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, которые должны уплачивать налоги и в налоговых органах учитываются как действующие плательщики (код признака «0»).
Анализируя Декларацию по налогу на прибыль и Декларацию по НДС , налоговые органы определяют уровень налоговой отдачи в динамике и в сравнении его со средним уровнем налоговой отдачи по отрасли, в которой ведет свою деятельность предприятие. Рассмотрим несколько примеров.
Предприятие легкой промышленности подало ГНИ в установленные сроки Декларацию по налогу на прибыль . В ней, в частности, указаны следующие данные:
1) скорректированный валовый доход ( строка 03 ) – 400 тыс. грн.;
2) скорректированные валовые расходы ( строка 05 ) – 378 тыс. грн.;
3) сумма амортизационных отчислений ( строка 07 ) – 15 тыс. грн.;
4) положительный объект налогообложения ( строка 08 ) – 7 тыс. грн. 2 ;
5) прибыль, подлежащая налогообложению по базовой ставке ( строка 11.1 ) – 7 тыс. грн.;
6) начисленная сумма налога по базовой ставке ( строка 12.1 ) – 1750 грн. 3 ;
7) налоговое обязательство отчетного периода ( строка 14 ) – 1750 грн.;
сумма налога к уплате ( строка 17 ) – 1750,0 грн.
____________
2 400 тыс. грн. – 378 тыс. грн. – 15 тыс. грн.
3 7 тыс. грн. x 25 % / 100 %.
По данным этой Декларации , налоговая отдача, рассчитанная по формуле 1, составляет » 0,44 % (1750 грн. : 400000 грн. x 100 %). Средний уровень налоговой отдачи по отрасли (легкая промышленность), к примеру, равняется 1,21 % 4 .
____________
4 В данном случае использованы данные приложения № 8 к Приказу № 631 .
Несмотря на то что объект налогообложения положительный (7 тыс. грн. ( стр. 08 Декларации ) > 0), показатель налоговой отдачи предприятия меньше 1 %, тогда как средний уровень этого показателя по отрасли больше 1 %. Поэтому предприятие имеет все шансы попасть под плановую выездную проверку.
Предприятие подало ГНИ в установленные сроки Налоговую декларацию по НДС за отчетный месяц. В ней, в частности, указаны следующие данные:
1) общий объем поставки – 400 тыс. грн. без НДС (строка 5 Декларации по НДС );
2) положительное значение разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита текущего отчетного налогового периода – 6 тыс. грн. (строка 20 Декларации по НДС );
3) сумма НДС, подлежащая к уплате в бюджет по итогам текущего отчетного периода (с учетом отрицательного значения предыдущего отчетного периода), – 6 тыс. грн. (строка 27 Декларации по НДС ).
По данным этой Декларации , налоговая отдача, рассчитанная по формуле 2, составляет 1,5 % (6000 грн.: 400000 грн. x 100 %). Учитывая, что показатель налоговой отдачи больше 1 %, у налоговых органов нет оснований сравнивать его со средним уровнем этого показателя по отрасли. Если еще за 5 отчетных месяцев будут такие же положительные данные по НДС, то маловероятно включение налогоплательщика в план проверок по такому критерию оценки, как показатель налоговой отдачи.
Правда, налоговые органы могут сделать вывод, что налог в суме 6 тыс. грн. с 80000 грн. налоговых обязательств (400000 грн. x 20 % / 100 %) неадекватен уровню уплаты НДС по соответствующей отрасли. Или же ими будет определен другой критерий риска из уже указанных нами выше критериев риска.
Тогда проверка может быть вполне реальна.
«Б&З» обращает внимание: в Рекомендациях № 201 определено, что не подлежат включению в план-график проверок предприятия, дата акта последней плановой проверки которых относится к текущему году. Кроме того, налоговым органам при планировании следует учитывать и требования пп. 15.1.1 Закона № 2181 относительно предельных сроков определения налоговых обязательств налогоплательщиков.
Рекомендации
Как видим, уже сам факт наличия показателя налоговой отдачи, размер которого меньше чем 1 %, может привести к проведению налоговой проверки. «Б&З» может порекомендовать предприятию, имеющему низкий уровень налоговой отдачи, подавать вместе с Декларациями разъяснительные письма с вескими доказательствами, обосновывающими правоту расчета налога на прибыль или же НДС. На практике многие предприятия, имеющие низкий уровень налоговой отдачи, искусственно занижают валовые расходы (налоговый кредит) в декларации, и, естественно, платят в бюджет налог на прибыль или НДС больше, чем следовало бы.
Такие действия помогают избежать добросовестному плательщику налога на прибыль и НДС пристального внимания со стороны налоговых органов.
автор: Евгений Губа, консультант
по налогообложению
и бухгалтерскому учету
Правовой глоссарий:
4. Порядок № 143 – Порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143 .
5. Порядок № 166 – Порядок заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 .
6. Рекомендации № 201 – Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201 .
Расчет налоговой нагрузки по НДС: пример
Расчет налоговой нагрузки по НДС пример
Похожие публикации
Компании на общей системе налогообложения помимо налога на прибыль вынуждены также ежеквартально рассчитываться и по НДС.
Для расчета этих двух налогов важна сумма реализации, а также стоимость входящих товаров и услуг. Базы для расчета НДС и налога на прибыль не идентичны. Во-первых, есть довольно много статей затрат и поступлений, которые могут по-разному отражаться в расчете этих двух платежей. Так, зарплата сотрудников является расходом по налогу на прибыль, но не учитывается для целей расчета НДС. Аналогично и полученные проценты по депозиту — не отражаются в декларации по налогу на добавленную стоимость, но налог на прибыль с них уплачивается. Во-вторых, важен момент включения той или иной операции в две отдельные налоговые базы. Он может сильно разниться. Так, при получении аванса в счет предстоящих поставок товаров или услуг плательщик НДС обязан выписать счет-фактуру и уплатить данный налог в бюджет. В то же время, если он применяет метод начисления по налогу на прибыль, обязанность рассчитаться по данному платежу у него возникнет лишь по факту отгрузки товара или оказания услуги, то есть по дате накладной или акта. Таким образом, если предоплата прошла в одном квартале, а фактическая реализация в другом, то одна и та же сделка будет отражена в различных расчетных кварталах по прибыли и по НДС. Выше изложенное опять же подводит нас к мысли о том, что планирование операций в течение квартала поможет снизить сумму налогов к перечислению, причем абсолютно законными способами.
Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС
Отдельно взятую налоговую нагрузку по НДС можно снизить дополнительно, если компания на общей системе налогообложения будет стараться приобретать товары или услуги у таких же плательщиков на ОСН. Фирмы и ИП на упрощенке не уплачивают НДС и не выставляют его в стоимости своей реализации. Следовательно, их покупатели лишаются возможности вычета по данному налогу. Впрочем, в этом случае всю выставленную, согласно документам, стоимость они учтут в качестве расходов по налогу на прибыль.
Кроме того, говоря о снижении налоговой нагрузки по НДС и по налогу на прибыль нельзя не упомянуть о некоторой разнице в подходе к расчету этих платежей. Если расходы по прибыли превысили сумму доходов, то у компании образовывается убыток, и сумма налога к уплате по итогам расчетного периода признается равной нулю. Если же суммы вычетов по НДС оказываются выше налога на добавленную стоимость с реализации, то возникает ситуация, в которой НДС нужно возвращать из бюджета. Однако само по себе предъявление НДС к возврату всегда означает дополнительную проверку деятельности компании, в ходе которой контролеры наверняка найдут изъяны в налоговой базе, и часть вычетов просто снимут. Что ж, возвращать деньги из бюджета контролеры традиционно не любят.
Налоговая нагрузка по НДС: формула расчета
ООО «Астра» (на общей системе налогообложения, метод начисления по налогу на прибыль) во 1 квартале 2017 года осуществила следующие хозяйственные операции:
- 22 января был отгружен покупателю товар общей стоимостью 112 000,00рублей, в том числе НДС –17084,75 рублей. Оплата за эту партию товара была получена в декабре 2016 года, с оформлением счета-фактуры на аванс и уплатой налога.
- 4 февраля была получена предоплата – 50% в счет предстоящей поставки продукции. Сумма предоплаты составила 40 000,00рублей, выставлен счет-фактура на аванс. Отгрузка продукции на общую сумму 80 000,00рублей в том числе НДС12203,39в адрес покупателя состоялась 24 февраля, остаток оплаты покупатель перечислил в марте.
- 9 марта оказаны услуги стоимостью 100 000,00рублей в том числе НДС15 254,20 рублей, акт подписан с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата по оказанным услугам была произведена в апреле.
- В течение 1 квартала ООО «Альфа» пробрело товаров и услуг с выделенным НДС на сумму 65800 рублей, в том числе НДС 10037,29 рублей, а также на сумму 42560 рублей без выделения УСН.
- Заработная плата персонала с учетом уплачиваемых взносов составила 64560,00 рублей.
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль доходы составят:
(112 000,00 — 17084,75) + (80 000,00 — 12203,39) +(100 000,00 — 15 254,20) = 247457,70 рублей.
(65800 -10037,29) + 42560,00 + 64560,00 = 162 882,71 рублей.
Таким образом налог на прибыль составит:
(247457,70-162 882,71) х 20% = 16 914,98 рублей.
Налоговая база по НДС исходя из налога, выделенного в авансовых счетах-фактурах и в реализации составит:
40 000,00 х 18/118 +12203,39 +15 254,24 = 33 559,32 рублей.
Сумма НДС к вычету:
17084,75 + 40 000,00 х 18/118 + 10037,29 = 33223,73 рублей.
Итого НДС к уплате:
33 559,32 — 33223,73 = 335,59 рублей.
Совокупный показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС за рассматриваемый квартал составит:
(16 914,98 + 335,59) / 247457,70 х 100% = 6,97%.
В рассмотренном примере нагрузка по налогу на прибыль сама по себе довольно высока – 6,84% от выручки. НДС же минимален. Однако данная ситуация сложилась из-за необходимости включить налоговую базу по НДС полученный в предыдущем квартале аванс, в текущем же периоде после реализации товара, оплаченного авансом, ранее начисленный НДС принимается к вычету. В то же время размер налоговой нагрузки рассмотрен по итогам квартала. Цифры по году в целом могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. К тому же рассчитанный показатель может быть выше за счет других налогов, которые также уплачивает компания.
Формула расчета налоговой нагрузки по НДС такова. Под проверку попадут те налогоплательщики, у которых по итогам нескольких кварталов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.
По данным выше приведенного примера расчет налоговой нагрузки по НДС будет произведен следующим образом:
- 33223,73 / 33 559,32 х 100% = 99%
Таким образом, если ситуация с низкой налоговой нагрузкой по НДС будет повторяться из квартала в квартал, к деятельности компании почти наверняка возникнут вопросы.
Коэффициент налоговой нагрузки
Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в статье.
Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается
Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых». В первую очередь у таких налогоплательщиков запрашивают пояснения, а если они не прояснят ситуацию устраивают выездную проверку.
Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. ЦБ установил, что безопасным минимумом налоговой нагрузки является 0,9 % от дебетового оборота по счету. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.
Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %
Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:
- для государства или регионов;
- по типам отраслей;
- по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
- по конкретным хозсубъектам;
- на одного человека.
В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.
Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель
Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.
Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС
Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.
Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %
Показатель менее 2–3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.
Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %
Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89 %. Еще один способ, которым пользуется налоговая, — безопасную долю вычетов считают по данным декларации за квартал и сравнивают со средней долей вычетов в регионе.
Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку × 100 %
Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1 %, для остальных — от 3 %.
На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2016–2019 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.
Что изменилось в 2021 году
Показатели налоговой нагрузки за 2019 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2021, установлены в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.
В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.
Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.