...

Какие размеры налоговых ставок по НДС в 2015–2016 годах в России?

Законодательство Российской Федерации

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система России

Общие сведения

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как «аграрно ориентированное», то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Какие размеры налоговых ставок по НДС в 2015–2016 годах в России?

С 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года

Операции, подлежащие налогообложению

Реализация товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. пп. 1 — 17 п. 1 ст. 164 НК РФ

— отдельных товаров для детей;

— периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер);

— отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, которые оказываются при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории:

— Крыма или Севастополя;

— Калининградской области и (или) Дальневосточного федерального округа;

— вне территории Московской области и территории Москвы

В случаях, не указанных выше

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ч. 7 ст. 164 НК РФ, при представлении налогоплательщиком заявления в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен не применять налоговую ставку 0%. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев

Дополнительно см.:

— Какие ставки НДС применяются >>>

— Расчетные ставки НДС >>>

— Энциклопедия спорных ситуаций по НДС >>>

Архив (Налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года

Операции, подлежащие налогообложению

Реализация товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. пп. 1 — 14 п. 1 ст. 164 НК РФ

— отдельных товаров для детей;

— периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер);

— отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, которые оказываются при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории:

— Крыма или Севастополя;

— Калининградской области и (или) Дальневосточного федерального округа;

— вне территории Московской области и территории Москвы

В случаях, не указанных выше

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ч. 7 ст. 164 НК РФ, при представлении налогоплательщиком заявления в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен не применять налоговую ставку 0%. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев

Дополнительно см.:

— Какие ставки НДС применяются в 2019 г. и позднее >>>

— Расчетные ставки НДС >>>

— Энциклопедия спорных ситуаций по НДС >>>

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года

Операции, подлежащие налогообложению

Реализация товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. пп. 1 — 14 п. 1 ст. 164 НК РФ

— отдельных товаров для детей;

— периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер);

— отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением воздушных перевозок в/из Крыма или Севастополя)

В случаях, не указанных выше

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ч. 7 ст. 164 НК РФ, при представлении налогоплательщиком заявления в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен не применять налоговую ставку 0%. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев

Дополнительно см.:

— Ставки по НДС до 01.01.2019 г. >>>

С 1 января 2001 года по 31 декабря 2017 года

Операции, облагаемые по указанной налоговой ставке

Реализация товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. пп. 1 — 14 п. 1 ст. 164 НК РФ

— отдельных товаров для детей;

— периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер);

— отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением воздушных перевозок в/из Крыма или Севастополя).

В случаях, не указанных выше

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

С 1 июля 2015 года по 31 декабря 2016 года

Операции, облагаемые по указанной налоговой ставке

Реализация товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. пп. 1 — 14 п. 1 ст. 164 НК РФ

— отдельных товаров для детей;

— периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер);

— отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением воздушных перевозок в/из Крыма или Севастополя);

— услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (за исключением услуг, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В случаях, не указанных выше

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Внимание! Ставка НДС 0% применяется налогоплательщиком в отношении реализации построенного судна при переходе права собственности на такое судно от него к заказчику, при условии документального подтверждения такого права. Перечень документов предусмотрен п. 13 ст. 165 НК РФ (Подробнее см. Письмо ФНС России от 21.10.2015 N СД-4-3/18355).

Ставка НДС 0% применяется к услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, оказываемым до 1 января 2019 года (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 N 151-ФЗ).

Ставка НДС 0% применяется также при реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществленных в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2029 года включительно. При этом налоговую базу по НДС при реализации указаных услуг, следует определять как стоимость проездных документов, реализованных в периоде, соответствующем истекшему налоговому периоду. (Подробнее см. пп. а п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2015 N 83-ФЗ), Письмо ФНС России от 07.09.2015 N ГД-4-3/15648@).

Ставка НДС 10% при реализации услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (за исключением услуг, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ) применяется с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года. (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015 N 386-ФЗ, Письмо ОАО «РЖД» от 16.02.2016 N ИСХ-2141/ЦБС).

Ставка НДС 10% при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя) применяется по 31 декабря 2017 года включительно (Подробнее см. Федеральный закон от 06.04.2015 N 83-ФЗ).

Ставка НДС 10% применяется при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа до 1 января 2018 года (Подробнее см. Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

О кодах соответствия ОКП и ОКПД2 для целей п. 2 ст. 164 НК РФ см. Письмо ФНС России от 17.08.2017 N СА-4-3/16343@.

О разъяснении по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации продукции в виде сухих кормов для кошек и собак, которым присвоен код ОКП 92 9640, см. Письмо Минпромторга России от 09.02.2016 N 7149/08.

О ставке НДС при реализации гражданам Казахстана товаров для личного, семейного и домашнего использования, вывозимых в Казахстан, см. Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-07-13/1/38236.

С 7 апреля 2015 года по 30 июня 2015 года

Операции, облагаемые по указанной налоговой ставке

Как менялся НДС в России

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 года Владимир Путин пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 года Аркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

Налоговое и таможенное регулирование

Действующие налоговые льготы организациям рыбохозяйственной отрасли:

1. Ставка налога на прибыль в размере 0%, для градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций
П. 1.3. Ст. 284 НК РФ

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

2. Ставка сбора за пользование объектами ВБР в размере 15%
П. 7. Ст. 333.3 НК РФ

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи….

3. Ставка сбора за пользование объектами ВБР в размере 0%
П. 6. Ст. 333.3 НК РФ

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при: — рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов; — рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

4. Ставка НДС в размере 0% при реализации рыбной продукции на экспорт и освобождения от налогообложения НДС при ввозе на территорию Российской Федерации
П. 11 Ст. 150 НК РФ

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:

  • продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации;

5. Ставка НДС в размере 10% при реализации рыбы, рыбной и морской продукции на внутреннем рынке.
П. 2 Ст.164 НК РФ

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

  • рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
  • море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);

Ставки НДС в России по годам (таблица)

stavki_nds_v_rossii_po_godam_tablica.jpg

Похожие публикации

Налог на добавленную стоимость в России был введен в действие с 1 января 1992 года и регулировался одноименным законом (№ 1992-1 от 06.12.1991). В 2001 году вступила в силу 21 глава Налогового кодекса РФ, которая регулирует данный налог по настоящее время.

НДС относится к косвенным налогам, в качестве объекта налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами.

К плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу.

Это один из основных налогов, влияющих на формирование бюджета страны. По данным Федеральной налоговой службы четвертая часть раздела «Доходы» госбюджета составляют поступления по налогу на добавленную стоимость.

Основные ставки НДС по годам в России не имеют стабильного характера на всем протяжении существования данного налога. Кроме них, в отношении отдельных категорий товаров законодательство предусматривало и предусматривает пониженные и нулевые ставки.

Размер НДС в России по годам до НК РФ

С момента принятия закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составила 28% — забегая вперед, отметим, что это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране.

В первый год действия НДС в закон были внесены поправки, вводившие льготную ставку 15% для некоторых видов продовольственных товаров.

С 1 января 1993 года было принято решение о снижении основной ставки до 20%. Одновременно с этим в перечень товаров, облагаемых по сниженной ставке, были отнесены все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции, а также часть детских товаров, конкретный перечень которых устанавливался Правительством России. Для данной категории размер налога был снижен до 10%.

Ставки НДС в РФ по годам после принятия НК РФ

Вступление в силу Налогового кодекса РФ в 2001 году не изменило ставку налога, она также составляла в базовом значении 20% и в льготном – 10%.

В процессе реформирования налоговой системы в 2004 году основная ставка была снижена до 18%. Льготная ставка сохранилась на прежнем уровне, но в перечень товаров, подпадающих под её действие, добавилась печатная продукция и некоторые виды медицинских товаров. Кроме того, для некоторых категорий товаров действует нулевая ставка налогообложения. Например, она применяется при экспорте или реэкспорте товаров с территории Российской Федерации.

В 2019 году ставка НДС была увеличена и составила 20%, с сохранением пониженной ставки на прежне уровне.

Предложения об изменении ставки НДС

Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года. При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж. По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.

На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения. Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года. Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.

В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.

В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.

В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.

К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет. Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А. Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.

Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.