Что является основными принципами социального партнерства?

Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Что является основными принципами социального партнерства?

  • Основные принципы социального партнерства по ТК РФ
  • Принципы, качественно характеризующие участников
  • Принципы, связанные с организацией работы партнеров
  • Принципы, значимые для выполнения принятых решений
  • Итоги

Основные принципы социального партнерства то, на чем строятся отношения сторон-партнеров. Подробнее об этом читайте в статье.

Основные принципы социального партнерства по ТК РФ

Стороны социального партнерства в зависимости от уровня, на котором оно имеет место, представляют:

  • коллектив или коллективы работников;
  • работодатель или группа работодателей;
  • государственные органы, которые в этом процессе задействованы не всегда, но в ряде случаев их участие является необходимым.

Об участии государства в работе 3-сторонней комиссии при разработке системы оплаты труда для ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Эти стороны образуют из лиц, представляющих их, рабочий орган (комиссию), который осуществляет разработку и принятие итогового документа по обсуждаемым в процессе работы вопросам. Исполнение выработанных и утвержденных решений становится обязательным для участников партнерства.

Взаимодействие сторон в соцпартнерстве осуществляется по особым правилам. Устанавливая эти правила, ст. 24 ТК РФ определяет, что основными принципами социального партнерства являются перечисленные в ней 12 показателей, в равной степени относящиеся ко всем участникам. Условно их можно разделить на 3 группы:

  • качественно характеризующие участников партнерства: равноправие, взаимное уважение, заинтересованность;
  • связанные с организацией текущей работы партнеров: полномочность представителей, свобода в выборе тем для обсуждения, законопослушность, реальность обязательств и добровольность их принятия на себя, содействие со стороны государства;
  • значимые для выполнения принятых совместных решений: обязательность их для исполнения, организация контроля за выполнением, ответственность за неисполнение.

Уже из самого названия процесса взаимодействия, предполагающего партнерские (т. е. основанные на равенстве прав) отношения, становится очевидным, что основным принципом социального партнерства является принцип равноправия его участников.

Принципы, качественно характеризующие участников

В группу принципов, качественно характеризующих стороны партнерства, следует отнести те, которые отражают их намерения в проведении совместной работы и готовность к ней. Сюда войдут:

  • наличие равных прав, часть из которых закреплена законодательно (например, возможность инициирования совместных переговоров, равная доля влияния на результат рассмотрения вопроса);
  • взаимное уважение и учет интересов другой стороны, главной целью которых является необходимость слышать и понимать пожелания друг друга при обсуждении, без чего не могут состояться продуктивные переговоры имеющих противоположные цели участников;
  • заинтересованность в результатах переговоров, что в большей мере относится к работодателю, на которого обязательства ложатся в существенно большей доле, чем на работников.

Принципы, связанные с организацией работы партнеров

В процессе взаимодействия сторон значимость приобретают такие принципы, как:

  • наличие законодательно обоснованных и документально подтвержденных полномочий у лиц, представляющих стороны;

Об одном из вариантов процедуры формирования органа, имеющего право представлять интересы коллектива работников во взаимоотношениях с работодателем, читайте в материале «Ст. 21 ТК РФ: вопросы и ответы».

  • свободный выбор тем вопросов для обсуждения, исключающий какое-либо давление со стороны других участников, органов государственной власти или управляющих структур работодателя;
  • строгое соблюдение норм трудового законодательства в процессе формирования и принятия решений, в частности недопущение ухудшения положения работников в сравнении с определенным правилами ТК РФ;
  • наличие доброй воли при принятии стороной на себя каких-либо обязательств, что также исключает возможность любого давления со стороны и предполагает решение спорных вопросов в результате их обсуждения;
  • реальность выполнения тех обязательств, которые берут на себя стороны, что обязывает работодателя, к которому этот принцип относится в большей степени, чем к работнику, взвешенно подходить к оценке своих возможностей и основывать их на достоверных данных;
  • участие государства в развитии и укреплении социального партнерства путем законодательного регулирования процедур этого взаимодействия, установления гарантий для представителей работников и ответственности для участников, не исполняющих принятые на себя обязательства.

Принципы, значимые для выполнения принятых решений

Эти принципы вступают в силу по итогам совместной работы в отношении решений, оформленных соответствующим документом (коллективным договором или коллективным соглашением):

  • обязательность исполнения обязательств, сформулированных в утвержденных документах, что придает им законодательную силу (ст. 40, 45 ТК РФ);
  • организация контроля за процессом исполнения с предоставлением сторонами друг другу информации, необходимой для осуществления такого контроля;
  • существование ответственности за неисполнение, что в действующем законодательстве предусмотрено ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28-5.31 КоАП РФ и относится главным образом к работодателю.

Итоги

Принципы взаимодействия при социальном партнерстве характеризуют те правила, которые должны выполняться сторонами партнерства для обеспечения их продуктивного взаимодействия в работе над поставленными задачами. Главным из них является принцип, устанавливающий в этом процессе равные права для сторон-участников.

Статья 24 ТК РФ. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Комментарии к ст. 24 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правовые основы взаимодействия социальных партнеров — работников и работодателей.

Положения статьи базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях.

2. Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре или соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников — как более слабой в экономическом и социальном отношении стороны — подлинно равных возможностей с работодателями Кодекс предусматривает ряд гарантий для них (ст. 39 ТК).

3. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей.

4. Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон.

Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

5. Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе консультаций и локального регулирования трудовых отношений, при использовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК); коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК).

В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя (см. коммент. к ст. 41).

6. Полномочность представителей сторон — необходимое условие нормального функционирования механизма социального партнерства в сфере труда. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (см. коммент. к ст. ст. 30, 31, 33, 34).

В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен проводить коллективные переговоры, заключать коллективный договор, согласовывать управленческие решения с представителями работников или участвовать в других формах социального партнерства.

Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза).

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол).

7. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходимы для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора или соглашения.

8. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно, и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться (Свобода объединения и коллективные переговоры. Международная конференция труда. 81-я сессия МОТ. Женева, 1994 (п. п. 235, 236)).

9. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к содержанию правовых актов.

10. Исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступить в коллективный спор и объявить забастовку, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК).

Одним из вспомогательных способов обеспечить выполнение условий договорных актов выступает контроль (см. коммент. к ст. 51).

Что является основными принципами социального партнерства?

О социальном партнерстве и соглашениях по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений

Трудовой кодекс Российской Федерации социальное партнерство рассматривает применительно к сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основные принципы социального партнерства

• равноправие сторон;
• уважение и учет интересов сторон;
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Законодательство о соглашениях

Трудовой кодекс Российской Федерации — основной правовой акт, который устанавливает правовые основы разработки, заключения, изменения, выполнения и контроля за выполнением соглашений.

Ключевая его цель — содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Понятие соглашения

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Виды соглашений

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы, работникам отрасли (отраслей).
Соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы, работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание соглашений:

Содержание соглашений определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Закон определяет, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определенные сторонами.

Представители сторон

Представители работников:

• соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представители работодателей:

• соответствующие объединения работодателей, иные представители работодателей (бюджетных организаций) — соответствующие федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Основные принципы заключения соглашений:

• соблюдение норм законодательства;
• полномочность представителей сторон;
• равноправие сторон;
• свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
• добровольность принятия обязательств;
• реальность обеспечения принимаемых обязательств;
• систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Кировский
  • Детские сады
  • МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад № 88» Кировского района г.Казани.
  • Наш профсоюз/Безнең профсоюз
  • Принципы социального партнерства

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — Детский сад №88» Кировского района г.Казани

Визитная карточка

Адрес: 420078, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Яна Юдина, 1
Телефон: +7(843)-294-39-47
E-Mail: Ds88.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад №88″ Кировского района г.Казани»
Руководитель: Соловьёва Алевтина Юрьевна
Год основания учреждения: 1983
У нас учатся: 323 воспитанника
У нас учат: 28 педагогов

Принципы социального партнерства

Принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК, являются:

Ø · соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства

Ø полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;

Ø · равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;

Ø · уважение и учет интересов сторон;

Ø · заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

Ø · свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);

Ø · добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);

Ø · реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать

Ø · декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);

Ø · систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

Ø · обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Целью, как коллективного договора, так и соглашений является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО