...

Для расходов на перевозку необходима транспортная накладная

Как подтвердить расходы на перевозку основных средств

Для учета расходов на перевозку основного средства при налогообложении прибыли организации необходимо иметь документы, подтверждающие его транспортировку. Когда перевозчиком является юридическое лицо, в качестве документального подтверждения выступает транспортная накладная. Но есть ли необходимость в наличии этого документа, если в качестве перевозчика выступает физическое лицо?

В случаях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо, наличие транспортной накладной для грузополучателя обязательно. Без данного документа он не сможет учесть для целей налогообложения расходы на транспортировку. К такому выводу пришли специалисты финансового министерства в письме от 19.03.2010 № 03-03-06/1/153. Они утверждают, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме № 1-Т.

В качестве обоснования такой позиции были приведены положения, содержащиеся в пункте 6 Инструкции Министерства финансов СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». В этой норме указано, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Аналогичный вывод о необходимости наличия транспортной накладной был сделан Минфином России в письме от 03.06.2005 № 07-05-06/160, но в письме от 21.05.2010 № 03-03-06/1/346 говорится, что транспортная накладная является лишь одним из документов, которыми следует подтверждать расходы, связанные с приобретением, хотя в запросе речь шла о перевозке.

Для ответа на вопрос, которому посвящена данная статья, необходимо вначале определить, имеется ли транспортная накладная у самого перевозчика, являющегося сторонним физическим лицом.

Трактовка законодательства

Следует отметить, что документа, содержащего определение транспортной накладной, на сегодняшний день нет. Есть лишь документ, который содержит косвенное определение товарно-транспортной накладной. Это Указания по применению и заполнению форм, содержащиеся в Постановлении Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 (далее — Указания).

Из пункта 2 Указаний следует, что товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Также в Указаниях определено, что товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

  • товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
  • транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Несмотря на то, что в транспортном разделе товарно-транспортной накладной говорится лишь об организации — владельце автотранспорта, выполнившей перевозку грузов, сделать однозначный вывод о том, что перевозчик, являющийся сторонним физическим лицом, не должен иметь транспортную накладную.

Это невозможно сделать по нескольким основаниям, содержащихся в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила). Этот документ был утвержден недавно вступившим в силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272. Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

Согласно пункту 6 Правил транспортировка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению № 4 к Правилам.

Пунктом 9 Правил установлено, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика, а в случае если грузоотправитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, — также печатью грузоотправителя.

Вышеуказанные положения Правил, в отличие от Указаний, не содержат ограничений в отношении того, кем должен являться перевозчик – физическим или юридическим лицом. Отсюда следует, что транспортная накладная составляется грузоотправителем независимо от того, кто является перевозчиком – физическое или юридическое лицо и, следовательно, если перевозчиком является физическое лицо, то оно должно будет иметь транспортную накладную.

Форма транспортной накладной содержит сведения как о физическом, так и о юридическом лице. То есть предполагается, что им может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Если перевозчик является физическим лицом, то он должен подписать транспортную накладную. Для этого в форме транспортной накладной есть специальная графа. Если бы перевозчик являлся юридическим лицом, то ему необходимо было бы помимо подписи поставить печать организации.

Получается, что перевозчик, являющийся физическим лицом, должен иметь транспортную накладную.

Требования Налогового кодекса

Что касается налогового законодательства, то необходимо обратить внимание на следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли полученные доходы могут быть уменьшены на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ни положение пункта 1 статьи 252 НК РФ, ни какое-либо другое положение главы 25 НК РФ не ставит в зависимость учет расходов на перевозку основного средства в расходах для целей налогообложения от того, кем является перевозчик – юридическим или физическим лицом, а также от того, какими именно документами необходимо подтверждать факт перевозки.

В положении пункта 1 статьи 252 НК РФ говорит лишь о том, что любые расходы, в частности, расходы на перевозку основного средства, должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Одним из документов, которым организация-грузополучатель может подтвердить расходы на перевозку основного средства, является транспортная накладная.

Учитывая все вышесказанное, а также то, что по законодательству Российской Федерации транспортная накладная должна быть в наличии грузополучателя даже в том случае, когда перевозчиком является физическое лицо, для учета расходов для целей налогообложения ее наличие необходимо.

Подтверждение без накладной

Когда товарной накладной нет в наличии грузополучателя, расходы на перевозку основного средства физическим лицом можно учитывать для целей налогообложения. В такой ситуации факт перевозки подтверждается другими документами.

Единственный нюанс, на который следует обратить внимание, так это порядок их учета. В каждом конкретном случае такие расходы будут учитываться по-разному.

Например, организация приобретает основное средство, стоимость его доставки должна быть включена в первоначальную стоимость такого объекта. Это следует из положения пункта 1 статьи 257 НК РФ, в соответствии с которым первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

В этом случае расходы на перевозку организация-грузополучатель может учитывать путем начисления амортизации по основному средству.

Д. В. Осипов, главный специалист, эксперт

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Когда необходима транспортная накладная

В письме от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110 Минфин России рассказал, в каком случае у компании должна быть в наличии транспортная накладная для подтверждения затрат на перевозку груза в целях исчисления налога на прибыль.

Затраты, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, помимо экономической обоснованности и направленности на получение дохода, должны иметь документальное подтверждение. Документально подтвержденными считаются, в частности, затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Действующим законодательством предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни компании должны оформлять первичными документами, формы которых определяет руководитель организации (п. 1, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), для оформления перевозки груза применяется транспортная накладная, форма которой приведена в приложении № 4 к Правилам. Возникает вопрос: обязательно ли затраты на перевозку груза должна подтверждать транспортная накладная или можно для этих целей использовать первичный документ, самостоятельно разработанный компанией?

Есть договор — должна быть транспортная накладная

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства отметили, что, несмотря на необязательность использования унифицированных форм, компании обязаны применять формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов.

Форма транспортной накладной установлена Правилами, которые были утверждены в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ и п. 6 Правил транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. В связи с этим финансисты указали, что при наличии договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза осуществляется на основании транспортной накладной.

Отметим, что из разъяснений, которые финансисты давали раньше (письма Минфина России от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918), тоже следовало, что для подтверждения затрат на перевозку используется транспортная накладная, а не самостоятельно разработанный компанией документ. Однако из них не было понятно, во всех ли случаях перевозки накладная необходима.

Когда транспортная накладная не требуется

Из разъяснений, данных Минфином России в комментируемом письме, напрашивается вывод, что если налогоплательщик не вступает ни с кем в правоотношения по перевозке груза, транспортная накладная для подтверждения затрат на перевозку не нужна.

Например, если покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке ему никем не оказываются, и договор перевозки он ни с кем не заключает. Поэтому в такой ситуации транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487). Суды это подтверждают (постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12, Поволжского округа от 13.05.2010 по делу № А55-14780/2008, Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу № А53-2634/2009).

Не нужна транспортная накладная, и когда по условиям договора поставки доставку товара осуществляет поставщик, а покупатель стоимость доставки не оплачивает. В этом случае покупатель не является заказчиком перевозки, и для подтверждения произведенных расходов покупателю достаточно товарной накладной (письмо Минфина России от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413, постановления АС Северо-Кавказского округа от 01.06.2015 № Ф08-2612/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2012 по делу № А27-5321/2011, Северо-Кавказского округа от 12.05.2011 по делу № А53-16333/2010).

Но если доставка не входит в стоимость приобретаемого товара и его перевозка на склад покупателя силами продавца согласовывается отдельно, для подтверждения затрат на перевозку покупателю требуется транспортная накладная. В письмах от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487 Минфин России разъяснил, что в этом случае продавец и покупатель должны согласовать условия и стоимость перевозки, а также место и дату доставки груза. А это фактически означает заключение договора перевозки, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Разъяснения Минфина: расходы на перевозку груза подтвердит транспортная накладная

В подтверждение заключения договора перевозки груза согласно законодательству необходимо составление транспортной накладной по установленной форме. Таким образом, такая накладная необходима и для документального подтверждения расходов на перевозку грузов в целях налогообложения прибыли. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110.

Как указали финансисты, к налоговому учету принимаются обоснованные и документально подтвержденные расходы. При этом под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством. В частности, на основании статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом формы «первички» разрабатываются и утверждаются компаниями самостоятельно, кроме случаев, когда на основании других федеральных законов уполномоченными органами установлены обязательные к применению первичные документы и их формы.

Между тем на основании пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением правительства от 15.04.2011 № 272 таким обязательным к применению документом является транспортная накладная, составляемая грузоотправителем. Форма документа приведена в Приложении № 4 к Правилам перевозки грузов.

Напомним, одним из основных документов, подтверждающих факт заключения договора перевозки и доставки груза от продавца к покупателю, является транспортная накладная. Этот документ привлекает к себе немало внимания сотрудников налоговой службы.

ТТН (товарно-транспортная накладная) – это первичный сопроводительный документ, который необходимо выписывать, если грузоотправитель передает товар покупателю путем перевозки транспортным средством. ТТН нужна не только в тех случаях, когда присутствует третья сторона (автотранспортная организация). Накладную, сопровождающую груз во время его транспортировки, надо составлять, если функцию автоперевозки берет на себя грузоотправитель.

Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.

ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете — накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства. Накладная служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).

ТТН-изменения

Подтверждающая сила ТТН

Ранее разд. 1 Правил № 363 говорил нам о том, что ТТН — это единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для:

— списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ), учета на пути их перемещения;

— оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета;

— расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

Теперь ТТН — это один из документов, подтверждающих списание и оприходование ТМЦ. Тем не менее такая накладная остается единым документом для подтверждения транспортных расходов.

В свое время налоговики использовали старое определение, дабы признавать операции нереальными, если у сторон договора отсутствовала ТТН. Однако со временем их позиция изменилась. В этом фискалам помогла судебная практика.

В частности, теперь они утверждают, что

товарно-транспортная накладная подтверждает лишь расходы на перевозку товара

В то же время одной лишь ТТН недостаточно для списания и оприходования ТМЦ. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 77, с. 12.

Оформляем ТТН

Форма ТТН. В приложении 7 к Правилам № 363 приведен бланк общей ТТН (форма № 1-ТН). Так вот, он тоже подвергся изменениям. Кое-какие графы оттуда исчезли. Например, «Переадресування вантажу» или «відпуск за довіреністю вантажоодержувача…» (здесь указывались реквизиты доверенности). Нет также граф «Прийняв водій/експедитор» и «Здав водій/експедитор». Теперь достаточно лишь подписи водителя в шапке ТТН, что подтверждает прием груза.

Обратите внимание: если вам будут необходимы те или иные исчезнувшие графы, вы всегда можете их добавить самостоятельно (абзац шестой п. 11.1 Правил № 363). Или разработать удобную для вас форму ТТН. Главное — наличие всех обязательных реквизитов (абзац второй п. 11.1 Правил № 363).

Сколько экземпляров нужно? ТТН в бумажном виде теперь нужно выписывать минимум в трех экземплярах (ранее их было 4).

Важно! Для некоторых форм ТТН минимальное их количество не изменилось. Речь о формах: № 1-ТН (спирт), № 1-ТН (алкогольні напої), № 1-ТТН (нафтопродукт), № 1-ТН (вкд), ТТН-ліс, № 1-ТТН (хліб), № 1-ТН (МС).

Движение ТТН. Все три экземпляра ТТН подписывают заказчик (грузоотправитель) и водитель/экспедитор (когда принимает груз). Два из трех экземпляров остаются у водителя (экспедитора). При доставке груза оба экземпляра «водительских (экспедиторских)» ТТН подписывает грузополучатель, один из которых возвращает водителю (экспедитору). Водитель (экспедитор) передает этот экземпляр перевозчику.

Для наглядности новый алгоритм движения ТТН представим на рисунке.

Новая схема движения ТТН

Если появляются дополнительные участники (например, экспедитор), то можно выписать больше экземпляров ТТН. Если привлекаются арендованные машины с экипажем, то ТТН может попросить арендодатель для своего учета.

ТТН в электронном виде (е-ТТН)

Обратим внимание на такие особенности.

1. В электронном виде можно составить только общую ТТН. Если вы имеете дело с этиловым спиртом, алкогольными напитками, нефтью и нефтепродуктами, высокооктановыми кислородосодержащими добавками, хлебобулочными изделиями, молочным сырьем, то е-ТТН вам недоступна.

Но не забывайте, что ТТН на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков регистрируются в специальном реестре.

2. е-ТТН подписывают электронной подписью: (1) водитель и/или экспедитор, а также ответственные лица (2) грузоотправителя и (3) грузополучателя.

Здесь возникает один неприятный нюанс. Добавится еще одна электронная подпись — для водителя. А это, как понимаете, дополнительные хлопоты для работодателя.

3. Если вы решили работать с е-ТТН, то учтите: полностью отказаться от бумажной формы не удастся.

Во-первых, заказчик (грузоотправитель) при составлении е-ТТН должен распечатать ее для водителя (экспедитора перевозчика) в одном экземпляре. Далее водитель (экспедитор перевозчика) ставит свою подпись на бумажной копии такой накладной. Это необходимо для:

— подтверждения того, что водитель (экспедитор перевозчика) принял груз для перевозки;

— предъявления ТТН дорожной полиции.

Во-вторых, все еще действует п. 2.3 Положения № 88**. Поэтому по требованию контролирующих или судебных органов, а также контрагентов вы обязаны сделать бумажную копию электронных документов.

3. Сопроводительные документы к е-ТТН на груз прилагаются в электронном виде.

4. Можно выбрать любое ПО для обмена электронными документами. Так что ждем от разработчиков соответствующих обновлений. А вот регистрировать эти е-ТТН в каких-либо государственных реестрах не нужно. Никаких вам блокировок и проблем с работой шлюзов контролирующих органов ☺.

В целом, ТТН-новости позитивные. Однако слабые места тоже имеются. Ну а то, как это будет работать на практике, покажет время.

Транспортная накладная

Транспортная накладная (ТН) служит основанием для подтверждения расходов на перевозку товара и оформляется организацией (продавцом или покупателем) только в том случае, если поставка осуществляется силами стороннего перевозчика.

Транспортная накладная была утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 27225 июля 2011 года вместе с прочими Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, и вступила в силу 25 июля 2011. С 13 марта 2012 года в силу вступили изменения формы транспортной накладной (согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.11 № 1208).

Особенности оформления транспортной накладной

  • ТН оформляется только в том случае, если поставка осуществляется силами стороннего перевозчика или же если товар, минуя оптового перекупщика, идет транзитом от поставщика клиенту.
  • ТН оформляется в трех экземплярах: один остается у отправителя, второй у получателя, третий у перевозчика груза, причем у последнего количество накладных должно быть по числу транспортных средств, перевозящих груз (п. 10 новых Правил).
  • В ТН отсутствуют сведения о цене перевозимого груза. В бланке можно указать только так называемую «объявленная стоимость», но лишь в том случае, когда груз считается ценным.
  • Предусмотрена возможность занести в один бланк сведения сразу о нескольких партиях груза, доставляемых на одном транспортном средстве (п. 9 новых Правил).
  • На ТН должны стоять подписи грузоотправителя и перевозчика. Любые исправления, внесенные в текст транспортной накладной, также заверяются подписями.

Транспортная накладная оформляется в трех случаях:

1. Доставку товара организует поставщик силами сторонней организации-перевозчика.

В этом случае нужно оформить два комплекта документов: отдельно на доставку, и отдельно на куплю-продажу. Первичные документы по доставке с 25 июля 2011 года будут составляться в соответствии с новыми Правилами перевозок грузов. Это значит, что необходимо будет создать три экземпляра транспортной накладной по новой форме. Первый экземпляр останется у продавца в подтверждение его расходов на доставку. Второй экземпляр получит покупатель (в случае налоговой проверки документ поможет подтвердить реальность сделки). Третий экземпляр предназначен для перевозчика. Если груз перевозится в контейнерах, то в трех экземплярах придется составить еще и сопроводительную ведомость к ТН (согласно Приложению № 8 к новым Правилам). Что касается документов купли-продажи, то ими будут являться накладная ТОРГ-12 и договор, при составлении которого надо обратить внимание на момент перехода права собственности. Если его не обозначить, то по общему правилу он совпадет с передачей груза перевозчику (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Таким образом, оплачивая доставку из своих средств, поставщик финансирует транспортировку чужого имущества. Такие суммы можно учесть в расходах, только если перевозка включена в стоимость товара, либо если покупатель компенсировал ее продавцу (письмо Минфина России от 19.03.07 № 03-03-06/1/157).

2. Доставку организует покупатель силами сторонней организации-перевозчика.

В этом случае поставщик должен оформить лишь ТОРГ-12, т.к. согласно п. 1 ст. 458 ГК РФ его обязанности заключаются только в подготовке товара и извещении об этом покупателя. Грузоотправителем будет выступать покупатель: право собственности в таком случае к покупателю переходит в момент передачи груза продавцом перевозчику (п. 1 ст. 223 и п. 2 ст. 458 ГК РФ), если иное не указано в договоре. Таким образом, обязанность оформить ТН в трех экземплярах будет лежать на покупателе.

3. Товар идет транзитом от продавца покупателю, минуя оптового перекупщика.

Иногда по документам некоторая оптовая компания закупает у поставщика товар и продает своему покупателю. Фактически же организация-перевозчик доставляет груз напрямую от продавца конечным потребителям, минуя склад оптовика. В этом случае документами купли-продажи будут две ТОРГ-12, в первой из которых перевозчик будет выступать в роли покупателя, во второй — в роли продавца. Что касается документов на доставку, то перевозчик становится владельцем товара после подписания первой накладной ТОРГ-12. С этого момента груз принадлежит перевозчику, поэтому при оформлении транспортной накладной грузоотправителем станет перевозчик, а грузополучателем — конечный потребитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.