Тема 4. Организационно-правовые формы юридических лиц
4.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отличие от коммерческих юридических лиц — собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:
— управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;
— обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);
— наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;
— являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
— федеральное государственное предприятие;
— государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
— федеральное казенное предприятие;
— казенное предприятие субъекта РФ;
— муниципальное казенное предприятие.
Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:
— наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;
— право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;
— не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;
— в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;
— государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;
— в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 минимальных размеров оплаты труда).
Государственные унитарные предприятия как форма управления государственной собственностью Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бандурина Н. В.
В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты федеральных государственных унитарных предприятий , их видовые характеристики. Автором исследуются некоторые вопросы создания унитарных предприятий , выделения им имущества на праве хозяйственного ведения , и возможности его использования, а также особенности его фирменного наименования и государственной регистрации.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бандурина Н. В.
The state unitary enterprises as the form of government state ownership
In the present article legal aspects of the federal state unitary enterprises, their specific characteristics are considered. The author investigates some questions of creation of the unitary enterprises, allocation of property by it on the right of economic conducting , and possibility of its use, and also feature of its company name and the state registration.
Текст научной работы на тему «Государственные унитарные предприятия как форма управления государственной собственностью»
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ унитарные предприятия КАК ФОРМА управления ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты федеральных государственных унитарных предприятий, их видовые характеристики.
Автором исследуются некоторые вопросы создания унитарных предприятий, выделения им имущества на праве хозяйственного ведения, и возможности его использования, а также особенности его фирменного наименования и государственной регистрации. Ключевые слова: унитарное предприятие, федеральное имущество, государство, экономические отношения, хозяйственное ведение, собственность, фирменное наименование.
В условиях развития новых экономических отношений, постепенного укрепления государственного сектора в рыночных отношениях повышается роль и значение государственных предприятий, наделенных полномочиями по управлению государственной собственностью.
Государственные унитарные предприятия различаются по своим видам и юридическим характеристикам. Так, согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Кроме того, имущество может быть закреплено за унитарным предприятием либо на праве хозяйственного ведения, либо — оперативного управления.
Унитарные предприятия всегда создаются собственником-государством (субъектом РФ); Во-вторых, устав является единственным учредительным документом государственных унитарных предприятий. Кроме того, государственное унитарное предприятие в соответствии с федеральным законодательством является коммерческой организацией, имеющей специальную (целевую), а не общую правоспособность, как иные коммерческие организации.
Особенностью создания государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является то, что оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа РФ на базе государственной собственности. Собственник имущества в лице соответствующего органа определяет предмет и цель деятельности государственного унитарного предприятия и утверждает его устав, решает вопросы о реорганизации или ликвидации предприятия, назначает руководителя, контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за предприятием имущества.
Рассматривая исторический аспект, следует указать, что до принятия ГК РФ государственные федеральные предприятия создавались по решению Госкомимущества РФ. Такой порядок был установлен в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1, в котором указывалось, что правом распоряжения государственным имуществом обладают исключительно Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению имуществом (в отношении имущества, принадлежащего субъектам Федерации).
Как указано в законе, в настоящее время от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»2.
Как определено в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 № 7393, решения по вопросам, связанным с созданием и обеспечением деятельности федерального государственного унитарного предприятия, принимаются федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных ему предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении имущество, с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которая в письменной форме представляется в федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 рабочих дней со дня получения от них соответствующих предложений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомляется о принятых по вопросам, в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.
Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, переданного государственному унитарному предприятию, имеет право принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия, определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия.
Безусловно, государственные унитарные предприятия обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Однако она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмотренными в уставе предприятия. В этих пределах государственное унитарное предприятие самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Государственные органы не должны вмешиваться в компетенцию унитарных предприятий.
Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, строит свои отношения с государственными органами, иными предприятиями и организациями на договорных началах.
Оно самостоятельно определяет направления использования, прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением прибыли, подлежащей перечислению собственнику в установленном порядке, открывает расчетные и другие счета.
Как любое юридическое лицо, ведущее внутреннее делопроизводство, унитарные предприятия, независимо от того, основаны они на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны иметь круглую печать, оттиском которой удостоверяются подписи уполномоченных лиц унитарных предприятий, а соответствующие локальные акты приобретают юридическую силу4.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В качестве примера можно привести Федеральное Государственное Унитарное Предприятие — Российский научный центр «Прикладная химия», Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина», Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства» Ступинского района и т.д.
За унитарным предприятием закрепляется определенное имущество на праве хозяйственного ведения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определенных законодательно границах.
Ст. 11 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:
• имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
• доходов унитарного предприятия от его деятельности;
• иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Государственные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия. Последние образуются также в качестве унитарных предприятий и действуют на праве ограниченного хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним головным предприятием имуществом. Таким образом, государственное унитарное предприятие получает имущество в хозяйственное ведение от собственника, а затем само передает его в хозяйственное ведение дочерним предприятиям. При этом требуется согласие собственника — государства, субъекта Федерации.
Дочернее предприятие действует также на основе устава, утверждаемого государственным унитарным предприятием-учредителем. Руководитель дочернего предприятия назначается создавшим его государственным предприятием.
Кроме того, на основании ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований указанного федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Собственник имущества, на базе которого создано государственное предприятие, не отвечает по обязательствам последнего. Это касается и отношений между государственными унитарными предприятиями и образованными ими дочерними предприятиями.
ГК РФ определяет государственное предприятие на праве хозяйственного ведения в качестве полноправного участника коммерческой деятельности, обладающего достаточными правомочиями во взаимоотношениях с кре-
диторами. Для обеспечения прав кредиторов введено правило обеспечения уставного капитала чистыми активами, аналогичное хозяйственным обществам.
При разрешении споров по поводу имущества необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Реорганизация и ликвидация государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Ликвидация производится по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти и судебных органов (в случае банкротства). Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого государственного унитарного предприятия используется по решению собственника.
Государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом государственное унитарное предприятие распоряжается самостоятельно. Собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия.
Таким образом, в рамках, установленных ГК РФ, должно быть разработано нормативное регулирование деятельности государственных унитарных предприятий, которые являются активными субъектами рыночных отношений. Необходимо обеспечить этим предприятиям широкую самостоятельность и практически те же права, что и иные коммерческие организации. Только в таких условиях можно надеяться на конкурентоспособность унитарных предприятий как полноценных управляющих федеральной собственностью.
1 Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Российская газета, № 8, 11.01.1992
2 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078
3 Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // СЗ РФ, 13.12.2004, № 50, ст. 5074.
4 См.: Ласкииа Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. — С. 7.
Государственное унитарное предприятие является субъектом какой компетенции?
В государственной собственности Красноярского края находятся краевые государственные учреждения, унитарные предприятия и хозяйственные общества.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Имущество закрепляется собственником за учреждениями на праве оперативного управления. Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Государственное унитарное предприятие является субъектом какой компетенции?
Е.Ф.Мосин
Адвокат Санкт-Петербургской
городской коллегии адвокатов,
доцент кафедры права
предпринимательской
деятельности СПбГУП
Телефон (812) 177-0635
E-mail: mosin@mail.rcom.ru
Интернет: www.rcom.ru/mosin
Правовой режим имущества
государственных и муниципальных унитарных предприятий
Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 (в ред. от 29.11.2000; далее — Концепция), в стране «назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики» (ст.1 Концепции).
Еще в 1999 году Концепция (ст.2) признала, что «предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств». В числе недостатков были названы такие, как, например, несвязанность руководителей унитарных предприятий «необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом)»; то, что «трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия»; что «порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован».
Было отмечено также, что «нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна».
Одним из результатов реализации целей и задач, поставленных Концепцией, явилось то, что 3 декабря 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее — Закон), определяющий в соответствии с ГК РФ правовые положения государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее также — унитарное предприятие или предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий (ст.1 Закона).
Согласно п.1 ст.2 этого Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Унитарное предприятие владеет закрепленным за ним имуществом на ограниченном вещном праве: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления; право же собственности на имущество принадлежит не предприятию, а его учредителю.
Самому унитарному предприятию его имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе и между работниками унитарного предприятия (п.1 ст.2 Закона).
В соответствии со ст.299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия.
Соответственно, как отметил еще в 1995 году д.ю.н., профессор, декан юридического факультета Московского государственного университета Е.Суханов [Е.Суханов. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ // Экономика и жизнь. 1995. N 29] предприятие «ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления «права собственности трудовых коллективов», «права собственности работников» или их «коллективной собственности» на какую бы то ни было часть имущества предприятия …, включая и фонды участия в прибылях или фонды экономического стимулирования. Все это имущество полностью остается объектом права собственности учредителя».
Закон (п.2 ст.2) допускает два вида унитарных предприятий. Первый — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; к ним относятся федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие. Второй — унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления; к ним относятся федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации (далее — субъект РФ) или муниципальному образованию (п.1 ст.2 Закона). При этом Закон (п.4 ст.2) запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества разных собственников (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований).
Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют от имени Российской Федерации или субъекта РФ органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, причем также только в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.2 Закона).
Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия (п.3 ст.9 Закона).
Закон (п.5 ст.20) накладывает ограничения на передачу правомочий собственника: правомочия собственника имущества предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы субъекту РФ или муниципальному образованию; правомочия собственника имущества предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта РФ, не могут быть переданы субъектом РФ Российской Федерации, другому субъекту РФ или муниципальному образованию; правомочия собственника имущества предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту РФ или другому муниципальному образованию.
Глава 8. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Статья 73. Понятие государственного унитарного предприятия
1. Государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления.
2. Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.
3. Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления.
4. Наименование государственного унитарного предприятия должно содержать слова «государственное предприятие».
5. Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа власти, в сферу управления которого оно входит.
6. Органами управления государственного унитарного предприятия являются:
руководитель предприятия, который назначается (избирается) субъектом управления объектами государственной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием, или наблюдательным советом такого предприятия (в случае его создания) и является подотчетным органу, который его назначил (избрал);
наблюдательный совет предприятия (в случае его создания), который в пределах компетенции, определенной уставом предприятия и законом, контролирует и регулирует деятельность руководителя предприятия.
Наблюдательный совет государственного унитарного предприятия образуется по решению субъекта управления объектами государственной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием. Порядок образования, организации деятельности и ликвидации наблюдательного совета государственного унитарного предприятия (кроме предприятий оборонно-промышленного комплекса) и его комитетов определяется Кабинетом Министров Украины и пересматривается не реже одного раза в пять лет. Порядок образования, организации деятельности и ликвидации наблюдательного совета государственного унитарного предприятия оборонно-промышленного комплекса определяется в соответствии с Законом Украины «Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе».
Особенности управления государственным унитарным предприятием определяются Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности».
Особенности управления государственным унитарным предприятием оборонно-промышленного комплекса определяются Законом Украины «Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе».
7. Законом могут быть определены особенности статуса руководителя государственного унитарного предприятия, в том числе установлена повышенная ответственность руководителя за результаты работы предприятия.
8. Годовая финансовая отчетность государственного унитарного предприятия может подлежать обязательной проверке независимым аудитором. Критерии отбора независимого аудитора и критерии отнесения государственных унитарных предприятий к таким, финансовая отчетность которых подлежит обязательной проверке независимым аудитором, определяются Кабинетом Министров Украины в зависимости от балансовой стоимости активов государственных унитарных предприятий.
Государственное унитарное предприятие обнародует информацию о своей деятельности, кроме случаев, установленных законом, путем размещения ее на собственной веб-странице (веб-сайте) или на официальном веб-сайте субъекта управления объектами государственной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием, в сроки и в порядке, определенные Кабинетом Министров Украины. Доступ к таким веб-страницам и веб-сайтам является круглосуточным и бесплатным.
Обязательному обнародованию подлежит следующая информация:
цели деятельности государственного унитарного предприятия и состояние их достижения;
квартальная, годовая финансовая отчетность государственного унитарного предприятия за последние три года, включая (при наличии) расходы на выполнение некоммерческих целей государственной политики и источники их финансирования;
аудиторские заключения относительно годовой финансовой отчетности государственного унитарного предприятия за последние три года, если аудит проводился в соответствии с требованием закона или по решению наблюдательного совета государственного унитарного предприятия (в случае его создания) или субъекта управления объектами государственной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием;
устав государственного унитарного предприятия в действующей редакции, а также в редакциях, которые действовали ранее;
биографическая справка (включая профессиональную характеристику) руководителя государственного унитарного предприятия (с учетом требований законодательства о защите персональных данных);
биографические справки (включая профессиональные характеристики) членов наблюдательного совета (в случае его создания) государственного унитарного предприятия (с учетом требований законодательства о защите персональных данных), принципы их подбора, их членство в наблюдательных советах других субъектов хозяйствования, а также указывается, кто из членов наблюдательного совета государственного унитарного предприятия является независимым;
годовые отчеты наблюдательного совета и руководителя государственного унитарного предприятия;
структура, принципы формирования и размер вознаграждения руководителя и членов наблюдательного совета государственного унитарного предприятия, включая компенсационные пакеты и дополнительные блага, которые они получают (или на получение которых имеют право) во время исполнении должностных обязанностей, а также в связи с увольнением (термин «дополнительное благо» употребляется в значении, определенном в Налоговом кодексе Украины);
решения субъекта управления объектами государственной собственности относительно государственного унитарного предприятия;
описание существенных предполагаемых факторов риска, которые могут повлиять на операции и результаты деятельности государственного унитарного предприятия, и меры относительно управления такими рисками;
сведения о договорах, участником которых является государственное унитарное предприятие, информация о которых подлежит обнародованию в соответствии с Законом Украины «Об открытости использования публичных средств»;
информация об операциях и обязательствах государственного унитарного предприятия с государственным и/или местным бюджетом, государственными и/или местными учреждениями, предприятиями и организациями, включая договорные обязательства государственного унитарного предприятия (финансовые и нефинансовые), которые возникают в результате государственно-частного партнерства.
Государственное унитарное предприятие обнародует годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением относительно нее, если аудит проводился в соответствии с требованием закона или по решению наблюдательного совета государственного унитарного предприятия (в случае его создания) или субъекта управления объектами государственной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Ответственность за обнародование и достоверность информации, определенной настоящей статьей, несет руководитель государственного унитарного предприятия в соответствии с законами Украины и условиями заключенного с ним контракта.
9 . Государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие предприятия или казенные предприятия.