...

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда

  • Госрегулирование охраны труда
  • Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей
  • Государственные нормативные требования по охране труда женщин
  • Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями
  • Нормативные требования к условиям труда подростков
  • Итоги

Госрегулирование охраны труда

Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.

Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательстве самыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.

ВАЖНО! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.

Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.

В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.

Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.

ВАЖНО! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).

Ознакомьтесь с перечнями ключевых обязанностей работодателя в сфере охраны труда в специальном материале.

Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей

Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.

В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.

Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:

  • постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
  • постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
  • другими аналогичными нормативными актами.

На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

С 1 марта 2022 года вступает в силу большое количество изменений в положениях ТК РФ, регулирующих сферу охраны труда. Узнать больше о соответствующих нововведениях вы можете в специальном материале, подготовленном специалистами «КонсультантПлюс». Получить доступ к нему можно посредством бесплатного пробного доступа к данной платформе.

В свою очередь, об актуальных положениях законодательства, регулирующих охрану труда в 2021 году, вы можете узнать здесь.

О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

ВАЖНО! Приказом от 18.07.2019 № 512н (вступил в силу с 01.01.2021) Минтрудсоцзащиты России утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.

К примеру, нельзя использовать труд женщин на горных, подземных, сварочных работах, на химпроизводствах. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Особенности применения приказа № 512н разъяснил в специальном письме Минтруд. Ознакомиться с ним вы можете в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ к ней.

Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще двух раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил СП 2.2.3670-20 (применимых в данном случае, прежде всего, в части положений по разделу VII документа).

Приказом Минтрудсоцзащиты России от 13.05.2021 № 313н в положения приказа № 512н внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2022 года. В соответствии с ними в отношении некоторых должностей снимается запрет на привлечение женского труда (например, по должности авиационного механика по планеру и двигателям, инженера по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов).

Полный перечень особенностей условий труда женщин приведен в путеводителе по кадровым вопросам «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и ознакомьтесь с актуальным материалом.

Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями

Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.

Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.

К примеру, положения закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:

  • создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
  • организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).

Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.

ВАЖНО! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.

Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне: в соответствии с п. 3.3 СП 2.2.3670-20, в отношении рабочих мест инвалидов работодатель обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.

Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

ВАЖНО! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в обеспечении исполнения различных специальных нормативных актов (к примеру, Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков, которые утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).

Вопросы гигиены условий труда подростков регулируются санитарными правилами СП 2.4.3648-20. Применяются они в данном случае, прежде всего, в части положений по пп. 2.10.4, 3.9.5, 3.14 документа.

Обязанности по охране труда выполняют не только работодатели, но и работники предприятий. Подробнее об этом — в данном материале.

Выполнение работодателем обязанностей в сфере охраны труда требует наличия у предприятия значительных финансовых ресурсов. О том, какими могут быть их источники, читайте здесь.

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, смотрите в статьях на нашем сайте:

Итоги

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.

Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.

Обеспечение соответствия требованиям по охране труда — совокупность большого количества процедур, которые должен выполнить работодатель. Ключ к успеху в решении данной сложной задачи — избежание ошибок на первых этапах организации таких процедур.

Узнайте, с чего начать охрану труда на предприятии, здесь.

Государственные нормативные требования охраны труда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Охрана труда ›
  • Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты бе­зопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее – постановление № 1160).

Сразу же хотелось бы отметить, что вам необходимо обратить внимание на изменения, внесенные в данный документ постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года № 257 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

В силу положений постановления № 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (все вместе далее также – акты, содержащие требования охраны труда).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

– организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти – в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, – с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном постановлением № 1160, для их разработки и утверждения:

– при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

– по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

– на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

– по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (статья 20 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.

Правила по охране труда обязательны как для работников, так и для работодателя.

Работодатель должен знать, что для всех категорий работников должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые составляются с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель должен разрабатывать инструкции по охране труда на основании межотраслевых либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в случае их отсутствия – на основании технической и ремонтной документации к используемому оборудованию, разработанных организацией изготовителем, учитывая конкретные условия производства.

В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха работников.

В инструкции по охране труда следует изложить требования по обеспечению безопасных условий труда конкретно к профессии работника либо к виду осуществляемой им деятельности.

Для работников, непосредственно занятых на взрывных работах, работах с грузоподъемными машинами, с обслуживанием электрических установок и установок, работающих под давлением, инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются на основании межотраслевых, отраслевых инструкций по охране труда, утверждаемых федеральными надзорами Российской Федерации.

Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 г. Москва «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

Изменения и поправки

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ«, 10.01.2011, N 2, ст. 342.

Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее — акты, содержащие требования охраны труда).

3. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

4. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

5. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

6. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения:

а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

г) на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда

Требования по охране труда регламентированы главой 34 ТК РФ.

Государственные требования по охране труда установлены статьей 211 ТК РФ. В соответствии с этой статьей государственными требованиями по охране труда, отраженными в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.

Требования по охране труда распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Они обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда. Требования по охране труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее — Постановление Правительства №399) установлено, что:

«в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда».

Государственные нормативы по охране труда разрабатываются и принимаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства №399 в следующем порядке:

«а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации».

Постановлением Правительства №399 также утвержден «Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»:

Минтруд Российской Федерации разрабатывает межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают отраслевые правила по охране труда (ПО Т Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О);

Госгортехнадзор Российской Федерации, Госатомнадзор Российской Федерации (ныне Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) разрабатывают правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

Госстандарт Российской Федерации, Госстрой Российской Федерации разрабатывают государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);

Госстрой Российской Федерации разрабатывает строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

Минздрав Российской Федерации разрабатывает государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления Правительства №399 государственные нормативные требовании по охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда или решение об их досрочной отмене принимается не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

при внедрении новой техники и технологий;

по результатам анализа производственного травматизма;

по результатам анализа профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

Пересмотр государственных нормативов по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для их разработки.

Органы власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов власти, принимают свои правовые акты, регулирующие вопросы в сфере охраны труда.

Более широкий спектр трудовых прав и гарантий по сравнению с федеральным законодательством обеспечивается за счет бюджетных средств субъекта федерации.

Правила по охране труда обязательны как для работодателя, так и для работников.

Бывают случаи, когда в нормативных актах, принятых на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве определенных работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда. Тогда работодателю, с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников, следует принять необходимые меры, в целях создания безопасных условий труда для своих работников, принимая во внимание конкретные обстоятельства.

Нельзя передавать в серийное производство образцы нового оборудования без соблюдения указанных правил.

Работодатель должен разрабатывать инструкции по охране труда на основании межотраслевых либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в случае их отсутствия на основании технической и ремонтной документации к используемому оборудованию, разработанных организацией изготовителем, учитывая конкретные условия производства.

В инструкции по охране труда следует изложить требования по обеспечению безопасных условий труда конкретно к профессии работника либо к виду осуществляемой им деятельности.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются и утверждаются работодателем в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, указанных в межотраслевых или отраслевых инструкциях по охране труда, и должны быть согласованы с представительным органом работников.

Для работников, непосредственно занятых на взрывных работах, на работах с грузоподъемными машинами, с обслуживанием электрических установок и установок, работающих под давлением, инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются на основании межотраслевых, отраслевых инструкций по охране труда, утверждаемых федеральными надзорами Российской Федерации.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда проводятся работодателем один раз в 5 лет.

Исключение составляют случаи, рассмотренные выше – о пересмотре государственных нормативных требований по охране труда независимо от установленного срока их действия. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасными условиями труда своих работников, а работники согласно статье 214 ТК РФ обязаны соблюдать требования охраны труда.

Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.