Источник происхождения денежных средств у физического лица

Источник происхождения денежных средств у физического лица

Содержание

Наличные денежные средства — это денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах ЕАЭС или государствах (группе государств), не являющихся членами ЕАЭС, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки (пп.23 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС)

Денежные инструменты — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата (пп.8 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС)

Дорожные чеки – это ценная бумага с указанием номинала и местами для двух подписей владельца (первая подпись ставится при покупке чека, а вторая при обмене чека на наличные). Чеки выпускаются номиналом в 20, 50, 100, 500 и 1000 долларов США и 50, 100 и 500 Евро. Российские банки работают с дорожными чеками American Express и Thomas Cook.

Для приобретения дорожных чеков, необходимо обратиться с паспортом в банк. Комиссионные при покупке чеков банками не взимаются. При обмене чека на доллары США или Евро комиссия также не взимается. Каждый чек имеет номер и серию. При утрате или повреждении чек подлежит замене в течение 24 часов.

Физические лица могут перемещать через через таможенную границу ЕАЭС (ввозить или вывозить) наличные денежные средства и (или) денежные инструменты без ограничения суммы.

Никаких ограничений по гражданству физических лиц, стране их проживания, стране ввоза или вывоза денежных средств, виду валюты или денежных инструментов законодательством о таможенном регулировании не установлено.

Любое физическое лицо имеет право перемещать через таможенную границу любую сумму наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Взимание таможенных или иных платежей, налогов при ввозе наличных денежных средств на таможенную территорию ЕАЭС таможенным законодательством не предусмотрено.

Если сумма не превышает 10 тысяч долларов США, такие денежные средства или инструменты перемещаются через таможенную границу без декларирования.

В случае единовременного ввоза или единовременного вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков через таможенную границу ЕАЭС на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США (на одно физическое лицо), вся сумма ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков подлежит декларированию в письменной форме (п.7 ст.260 ТК ЕАЭС).

Физическое лицо вправе декларировать и меньшую сумму по своему желанию.

Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков подлежат таможенному декларированию независимо от перемещаемой суммы.

Декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами для личного пользования, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации (ПТД) с обязательным заполнением Приложения к ПТД (Сведения о наличных денежных средствах).

ПТД заполняется при перемещении:

  • наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США;
  • иных денежных инструментов в документарной форме (вексели, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).

Пересчет суммы наличных денежных средств в доллары США осуществляется по курсу на дату регистрации ПТД таможенным органом.

При расчете общей суммы перемещаемых наличных денежных средств учитывается как иностранная валюта, так и валюта Российской Федерации.

Форма и порядок заполнения ПТД установлены Решением Коллегии ЕЭК от 23.07.2019 N 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования».

Внимание! Бланк ПТД в виде документа на бумажном носителе распечатывается на одном листе A4 с двух сторон!

ПТД заполняется разборчиво от руки или с использованием печатающих устройств на русском или английском языках либо на государственном языке государства ЕАЭС, а с разрешения таможенного органа — на другом иностранном языке, которым владеют сотрудники таможенного органа, в который будет подана ПТД. Собственноручная подпись декларанта обязательна.

ПТД на бумажном носителе заполняется в двух экземплярах: один из них предназначен для таможни, а второй — для физического лица и является документом, подтверждающим законность ввоза или ввоза наличной валюты и (или) денежных инструментов физическим лицом.

Представление электронного вида ПТД не требуется.

При заполнении Приложения к ПТД указываются сведения обо всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.

Сумма наличных денежных средств указывается в номиналах банкнот.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в ПТД указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в рублях или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент.

Если номинальная стоимость отсутствует и невозможно определить эту сумму в валюте, в ПТД указывается количество перемещаемых через таможенную границу денежных инструментов.

При таможенном контроле таможенный орган вправе запросить предъявление декларируемой валюты, а также документы, подтверждающие заявленные в ПТД сведения.

В случае перемещения физическими лицами, не достигшими 16-летнего возраста, наличных денежных средств через таможенную границу ЕАЭС в сумме, подлежащей декларированию, их декларирование осуществляют сопровождающие лица: один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иное сопровождающее лицо либо представитель перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних — руководитель группы либо представитель перевозчика.

Если сумма перевозимой валюты меньше 100 тысяч долларов США, представление документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и инструментов при перемещении их через таможенную границу, законодательством не предусмотрено.

Если сумма наличных денежных средств или денежных инструментов превышает сумму, эквивалентную 100 тысяч долларов США по курсу на день подачи ПТД, то вместе с ПТД должны быть представлены документы, подтверждающие происхождение денежных средств и (или) денежных инструментов (п. 1 Решения Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 N 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»).

Это Решение Коллегии ЕЭК направлено на выявление и остановку физического трансграничного перемещения наличных денег и оборотных инструментов на предъявителя, которые могут быть использованы для финансирования терроризма или легализации доходов, полученных преступных путем.

Источник происхождения денежных средств и сведения о предполагаемом использовании перемещаемой валюты в обязательном порядке указываются в Приложении к ПТД.

Представляемые документы должны подтверждать заявленные в ПТД сведения о происхождении денежных средств и инструментов. В качестве таких документов могут быть использованы документы, оформляемые кредитными организациями при обене валюты, снятии денежных средств со счета, получении кредита, а также документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследования, дарения и других).

В случае непредставления соответствующих документов перемещение через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не допускается.

За несоблюдение требования обязательного письменного таможенного декларирования наличных денежных средств и инструмнтов в сумме свыше 10 тыс. долл. США предусмотрена административная ответственость по ст 16.4 КоАП РФ, а также уголовная ответственность по ст. 200.1 УК РФ.

Административная ответственность по ст.16.4 КоАП РФ наступает в случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в сумме более 10 тысяч долларов, но не более 20 тысяч долларов США (свыше этой суммы наступает уголовная ответственность за контрабанду).

За такое администраивное нарушение предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй додвукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискация предмета административного правонарушения.

Уголовная ответственность по ст 200.1 УК РФ наступает в случае контрабанды, о есть незаконного перемещения через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенного в крупном размере,а именно в сумме свыше 20 тысяч долларов США (двукратного размера денежной суммы, разрешенной к перемещению через границу без декларирования).

Такое деяние наказвается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

Незаконное перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в особо крупном размере, а именно в сумме свыше 50 тысяч долларов США (пятикратного размера денежной суммы, разрешенной к перемещению через границу без декларирования) наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.

При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы вычитается та часть, которая разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована!

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В рамках единой таможенной территории государств ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В целях сближения законодательства государств ЕАЭС, регулирующего валютные правоотношения, и принятия мер либерализации обеспечивается свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и денежных инструментов в пределах таможенной территории ЕАЭС.

В связи с этим декларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов при перемещении между странами-участницами ЕАЭС не производится.

Однако обязанность по декларированию распространяется на физических лиц, перемещающих наличные денежные средства и (или) дорожные чеки между государствами – членами ЕАЭС через третьи государства в случаях, если имело место пересечение таможенной границы ЕАЭС, в том числе при следовании физических лиц транзитом через трансферные зоны международных аэропортов третьих государств.

Как можно доказать источник происхождения денежных средств?

Дед накопил 1 млн.руб. и подарил мне. Хочу положить деньги в банк на вклад ( чтобы в дальнейшем купить квартиру), но опасаюсь, что не смогу доказать законность получения денежных средств. Как быть?

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017) «О банках и банковской деятельности», статья 36 и 37, Гражданским Кодексом РФ: глава 44 не предусматривают обязательной проверки источника происхождения денежных средств гражданина при заключении договора банковского вклада. Законодательством не установлено право банка на такую проверку и также на отказ в заключении договора при наличии сомнений в источнике происхождения суммы

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам — фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» — это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

— также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.

— еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

— также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.

Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

Источник происхождения денежных средств у физического лица

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 августа 2020 года N 1329

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2020 года N 1329

Правила подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями (участниками) организатора азартных игр — физическими или юридическими лицами в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе (далее — организатор азартных игр), в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» об оплате уставного капитала организатора азартных игр только денежными средствами, а также контроля использования заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр.

2. Настоящие Правила не распространяются на случаи внесения в оплату уставного капитала организатора азартных игр, которым выступает созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации акционерное общество, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии, имущества, не являющегося денежными средствами.

3. Подтверждение источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями (участниками) организатора азартных игр — физическими или юридическими лицами в оплату уставного капитала организатора азартных игр (далее соответственно — денежные средства, вносимые физическими лицами, денежные средства, вносимые юридическими лицами), а также контроль за отсутствием фактов использования заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр осуществляются Федеральной налоговой службой в соответствии с настоящими Правилами при рассмотрении заявления и документов, представленных каждым из учредителей (участников) организатора азартных игр для получения лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в течение 45 дней со дня поступления указанных заявления и документов.

4. Сведения об источниках происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом (далее — сведения), подписываются физическим лицом и представляются этим лицом в Федеральную налоговую службу (на бумажном носителе) по форме согласно приложению с приложением копий документов, подтверждающих указанные в сведениях источники происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом, и заверенных этим лицом либо организацией, выдавшей документ.

5. В целях подтверждения оплаты уставного капитала организатора азартных игр только собственными денежными средствами, вносимыми физическим лицом, организатор азартных игр представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

а) копия (копии) платежного документа (платежных документов) о перечислении денежных средств, вносимых физическим лицом, на расчетный счет (счета) организатора азартных игр в оплату уставного капитала организатора азартных игр;

б) выписки банка по счету (счетам) организатора азартных игр, подтверждающие зачисление денежных средств, перечисленных физическим лицом, в оплату уставного капитала организатора азартных игр.

6. Условие об отсутствии фактов использования физическим лицом заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр считается выполненным в случае, если в соответствии с представленными в Федеральную налоговую службу сведениями и прилагаемыми копиями документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, сумма денежных средств, внесенных физическим лицом, не превышает величину дохода этого физического лица за указанный в сведениях период, уменьшенную на величину его расходов и обязательств, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, за тот же период.

7. В качестве дохода физического лица, который может рассматриваться как источник денежных средств, вносимых физическим лицом, признаются денежные средства, полученные физическим лицом от источников денежных средств в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также средства, полученные физическим лицом на иных законных основаниях, информация о которых включена в сведения.

8. В качестве дохода физического лица не могут рассматриваться денежные средства, вносимые этим лицом для приобретения акций (долей) в уставном капитале организатора азартных игр, если право распоряжения указанным доходом ограничено (обременено) в соответствии с федеральным законом или договором, заключенным этим физическим лицом.

9. При подтверждении источников происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом, величина дохода физического лица подлежит уменьшению:

а) на сумму уплаченных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с начала периода, за который представляются сведения, до окончания этого периода (на сумму уплаченных налогов в соответствии с законодательством иностранных государств — для физических лиц, которые в период, за который представляются документы, не являлись налоговыми резидентами Российской Федерации);

б) на сумму, подлежащую взысканию на основании исполнительных документов с начала периода, за который представляются сведения, до окончания этого периода;

в) на величину вложений физического лица в акции (доли) юридических лиц, в том числе юридических лиц, которые на дату направления документов в Федеральную налоговую службу находятся в процессе ликвидации, под внешним управлением либо признаны несостоятельными (банкротами) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

г) на величину расходов, произведенных физическим лицом с начала периода, за который представляются сведения, до окончания этого периода, на основании данных налоговой декларации (налоговых деклараций) по налогу на доходы физических лиц;

д) на сумму обязательств по займам и кредитам по состоянию на конец периода, за который представляются сведения.

10. Документы для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом, представляемые нерезидентом, должны быть составлены на государственном (официальном) языке страны места нахождения (регистрации) нерезидента либо на языке, принятом в стране места нахождения (регистрации) нерезидента в деловом обороте, легализованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и страна места нахождения (регистрации) нерезидента, с приложением заверенного в установленном порядке перевода указанных документов на русский язык.

11. Сведения представляются за неразрывный период, определяемый физическим лицом самостоятельно.

Определяемый физическим лицом период должен включать год, предшествовавший периоду подачи документов.

12. Физическое лицо может не включать в сведения данные обо всех имеющихся доходах. В этом случае физическое лицо самостоятельно определяет объем и перечень доходов, данные о которых заявляются.

13. В целях подтверждения оплаты уставного капитала организатора азартных игр только собственными денежными средствами, вносимыми юридическим лицом, организатор азартных игр представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

а) копия (копии) платежного документа (платежных документов) о перечислении денежных средств, вносимых юридическим лицом, на расчетный счет (счета) организатора азартных игр в оплату уставного капитала организатора азартных игр;

б) выписки банка по счету (счетам) организатора азартных игр, подтверждающие зачисление денежных средств, перечисленных юридическим лицом, в оплату уставного капитала организатора азартных игр.

14. Условие об отсутствии фактов использования юридическим лицом заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр считается выполненным в случае, если в соответствии с представленными в Федеральную налоговую службу документами сумма денежных средств, внесенных юридическим лицом, не превышает величину стоимости чистых активов этого лица на последнюю отчетную дату.

15. Для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых юридическим лицом, это лицо представляет в Федеральную налоговую службу (на бумажном носителе) расчет стоимости чистых активов (собственных средств) юридического лица на последнюю отчетную дату.

Расчет стоимости чистых активов (собственных средств) подписывается руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом и скрепляется печатью юридического лица (при наличии печати).

16. Стоимость чистых активов (собственных средств) юридического лица — резидента Российской Федерации (за исключением кредитных организаций, акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов) рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок оценки стоимости чистых активов (собственных средств).

Собственные средства (капитал) кредитной организации рассчитываются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Стоимость чистых активов акционерного инвестиционного фонда (чистых активов паевого инвестиционного фонда) рассчитывается в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Собственные средства страховой организации рассчитываются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Собственные средства негосударственного пенсионного фонда рассчитываются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

17. Под чистыми активами (собственными средствами) нерезидента в настоящих Правилах понимается показатель чистых активов (собственных средств), рассчитанный в соответствии с методикой, установленной уполномоченным органом страны места регистрации (ведения бизнеса) нерезидента, или показатель, экономическое содержание которого соответствует применяемому в Российской Федерации понятию стоимости чистых активов, определяемый как разница между суммой активов и суммой обязательств юридического лица.

Федеральная налоговая служба имеет право запрашивать у организатора азартных игр, представившего документы для определения источников происхождения денежных средств, вносимых юридическим лицом, установленную уполномоченным органом страны места регистрации (ведения бизнеса) нерезидента методику, на основании которой им проводился расчет чистых активов (собственных средств).

Приложение
к Правилам подтверждения
источников происхождения денежных
средств, вносимых в оплату уставного
капитала организатора азартных игр
в букмекерской конторе или тотализаторе

СВЕДЕНИЯ
об источниках происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом в оплату уставного капитала организатора азартных игр, представляемые в Федеральную налоговую службу

(фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица — указать полностью) (полное фирменное

наименование организатора азартных игр, акции (доли) которого приобретаются)

(основной государственный регистрационный номер организатора азартных игр)

Стоимость приобретенных акций (долей) в уставном капитале организатора азартных игр ________________ рублей.

Номинальная стоимость приобретенных акций организатора азартных игр __________________ рублей.

Доля в уставном капитале организатора азартных игр приобретенных акций (долей) организатора азартных игр с учетом ранее приобретенных акций (долей) __________________ процентов.

Обмен валюты

ПАО «АК БАРС» БАНК предоставляет полный спектр валютно-обменных операций:

  • Покупка и продажа иностранной валюты;
  • Покупка поврежденных денежных знаков иностранных государств;
  • Размен денежных знаков иностранных государств;
  • Прием на инкассо денежных знаков иностранных государств;

Основные валюты для обмена

Забронируйте курс и сумму

Тарифы

Комплаенс

Информируем вас о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при обслуживании клиентов банк вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств.

Банк оставляет за собой право запросить информацию об источнике происхождения денежных средств при совершении операции с наличной иностранной валютой вне зависимости от суммы. В случае непредставления вышеуказанной информации банк будет вынужден отказать в проведении операции.

Документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств:

  • Справка о доходах по форме 2-НДФЛ (за последние 12 месяцев)
  • Выписка с банковского счета, подтверждающая наличие накоплений на сумму равную или превышающую сумму валютно-обменной операции, содержащая информацию о зачислении/внесении денежных средств на счет, нахождении денежных средств на счете в течение не менее 60 календарных дней и получении их в наличной форме, с отметкой кредитной организации, которой были выданы денежные средства
  • Договор банковского вклада и расходно-кассовый ордер или выписка по счету банковского вклада, подтверждающая размещение денежных средств на счете не менее 60 календарных дней, с отметкой кредитной организации, которой были выданы денежные средства
  • Решение учредителей (участников) юридического лица о выплате дивидендов; выписка со счета, подтверждающая снятие дивидендов в наличной форме с отметкой кредитной организации или расходный кассовый ордер подтверждающий получение наличных денежных средств в кассе организации; выписка со счета или платежный документ, подтверждающий уплату налога на дивиденды, с отметкой кредитной организации (дата уплаты налога — не позднее рабочего дня, следующего за днем выплаты дохода, для резидентов РФ −13%, для нерезидентов РФ −15%)
  • Договор о продаже недвижимого имущества с отметкой о регистрации перехода права собственности или приложением выписки из ЕГРН — Росреестр (вместо отметки о регистрации), где клиент выступает в качестве продавца. Если сумма по договору купли-продажи более 10 млн рублей, представление выписки из ЕГРН обязательно
  • Договор купли-продажи транспортного средства, где клиент выступает в качестве продавца с приложением копии паспорта технического средства с отметкой о переходе права владения транспортным средством на иное лицо или справки о снятии транспортного средства с учета
  • Налоговая декларация о доходах от предпринимательской деятельности за последний отчетный год по форме 3-НДФЛ и выписка со счета индивидуального предпринимателя за последние 3 (три) месяца

«Банк вряд ли будет ставить препоны, если нет подозрения в странных транзакциях»

Сообщения о нежелании банков обналичить крупные суммы эксперты объяснили борьбой с отмыванием денег

В феврале в России участились сообщения об отказе банков в выдаче клиентам крупных сумм от 600 тыс. рублей без подтверждения происхождения денег. Однако опрошенные «Реальным временем» эксперты опровергают информацию, что явление носит массовый характер, скорее наоборот — речь идет о редких и действительно обоснованных отказах в связи с новыми поправками в закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Мало того, по их словам, сегодня банки вовсе не желают держать сбережения вкладчиков на депозитах — это невыгодно, и каждый случай отказа — для кредитного учреждения удар по репутации. В каких ситуациях банки на самом деле имеют право отказать клиентам — подробнее в нашем материале.

Банк сомневается и проверяет

В соцсетях в последнее время активно муссируются слухи, что банки целенаправленно и системно отказывают в снятии больших сумм денег. А как известно, сами такие слухи могут при определенных условиях вызвать массовую панику.

— Теперь, если у вас есть вклад свыше 600 тысяч рублей и вы хотите его снять, вам нужно будет подтвердить происхождение этих денежных средств, — уверяют один за другим популярные блогеры.

«Реальное время» обратилось к экспертам банковской сферы с вопросом: насколько соответствуют реальности подобные сообщения, и в каких случаях банк действительно может отказать клиенту в выдаче средств?

Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам, экс-управляющий директора Национального рейтингового агентства (НРА), отмечает, что подобные слухи возникают не первый и не последний раз. Правда, почти в каждом из проблемных кейсов, которые вызывают такие слухи, всякий раз оказываются определенные «но»:

— Оказывается, например, что человек попытался снять одномоментно очень большую сумму. Не 600 тысяч рублей, а, скажем, 10 миллионов рублей. Банк в таких случаях просто попросил показать документы об их происхождении. Иногда это были кейсы, когда человеку приходили определенные средства в течение двух дней, и он попытался их снять. Но что банки системно запрашивают всех клиентов о происхождении их денег — я такого не слышал.

Но имеет ли право банк право запрашивать такую информацию? По словам Самиева, имеет — согласно федеральному закону 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако и клиенту вовсе не обязательно на запрос банка подавать какие-то официальные документы о происхождении денег, говорит эксперт: достаточно просто привести обоснование, что это за доходы, и в свободной форме пояснить — «мол, заработная плата, внесенная на счет, или доходы от продажи квартиры».

Кроме того, всего месяц назад банкам России запретили отказывать в обслуживании без объяснения причин. Кредитно-финансовая организация не вправе отказать в открытии счета клиенту лишь на том основании, что тот есть в «черных» списках лиц, столкнувшихся с отказом в другом банке: сначала банк должен запросить дополнительные документы, подтверждающие чистоту происхождения средств, и только не получив их, сможет отказать клиенту в обслуживании. Новый закон направлен на исключение возможности злоупотреблений со стороны банков при подозрениях, что клиент вовлечен в отмывание преступных доходов.

Эксперт отмечает, снятие со счетов крупной суммы имеет место в двух случаях. Самый популярный случай: если предполагается какая-то крупная покупка, и она будет осуществляться по наличному расчету. Фото: Максим Платонов

Сделки по квартирам и авто требуют наличности — отсюда вопросы банков

— Другое дело, что потом банк может начать сомневаться в информации и требовать официальной документации. Но думаю, что и банк вряд ли будет официально ставить такие препоны, если у него нет подозрения в странных транзакциях, — считает Павел Самиев.

Эксперт отмечает, что снятие со счетов крупной суммы имеет место в двух случаях. Самый популярный случай: если предполагается какая-то крупная покупка, и она будет осуществляться по наличному расчету. При этом, по словам Самиева, до сих пор при множестве сделок с недвижимостью так и происходит — необходима бывает именно наличность. Автосалоны также при оплате картами требуют дополнительные комиссии: то есть и при покупке автомобиля приходится снимать наличные средства и немалые. Второй случай — экстремальный: если начинается банковская паника, когда клиенты начинают массово снимать вклады.

— Но сейчас нет такой ситуации. Переток вкладов определенный происходит в недвижимость, в фондовые бумаги — но происходит это как раз спокойным образом, без снятия крупных сумм денег. С банковского счета на брокерский счет, безналичным путем.

Банкам сегодня не очень-то и нужны депозиты

По мнению аналитика, случаи с отказом банка без каких-либо вопросов обналичить деньги связаны большей частью с борьбой с отмыванием нелегальных средств. Не исключено, что Центробанк усилил давление на российские банки.

Владислав Кочетков, президент-председатель правления АО «Инвестиционный холдинг «ФИНАМ», подтвердил «Реальному времени», что в последние годы в России действительно активизировалась борьба с отмыванием денег, с нелегальными средствами, с обналичиванием средств непонятного происхождения. Поэтому и неудивительно, что могут иметь место случаи, что деньги заводились на счет клиента в то время, когда такой борьбы (в подобных масштабах) не было, и об источниках происхождения тот банк, который открывал счет, не спрашивал, даже возможно, что такова была политика этого банка.

— Насколько я знаю, такие случаи есть, слышал в том числе от наших клиентов. И все-таки такая банковская практика не системная, это происходит в крайних случаях, — уверяет Кочетков. — Сегодня при «вводе больших денег» банк не то что имеет право, а даже обязан направить запрос об их происхождении. Но если в свое время он это упустил, он может потребовать у вас сообщить источник их происхождения при снятии средств.

Однако, отмечает аналитик, с точки зрения современного экономического положения вещей банкам точно невыгодна политика массовых отказов в снятии крупных сумм. По той простой причине, что российские банки находятся сейчас в ситуации «избытка ликвидности, им эти депозиты не особо-то и нужны». Некоторые банки, напротив, даже проводят политику сокращения своей депозитной базы, низкие ставки по депозитам — этому прямое подтверждение.

— Это точно не попытка оставить деньги в банке любой ценой. Это именно выполнение указания Центробанка и Росфинмониторинга в части противодействия легализации.

Вопросы возникают при переводах от фирм-однодневок

Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий, прежде чем ответить на запрос «Реального времени», переговорил с юристом, зампредседателя одного из российских банков, и уверяет, что никакой массовой кампании по нежеланию возврата клиентам крупных сумм денег на сегодня нет. Особенно по подозрению в отмывании денег, отмечает эксперт:

— Бывают разовые случаи, когда у банка есть подозрения. Просто пришли деньги клиенту, довольно большая сумма, например, связанная с предпринимательской деятельностью клиента, но деньги пришли клиенту как физическому лицу — несколько миллионов, а то и десятков миллионов рублей. И клиент, физическое лицо, хочет сразу их обналичить, забрать эти деньги. При этом фирма, которая перевела эти деньги ему, выглядит явно однодневкой для банка, оборот совершенно несопоставим с масштабами фирмы — и понятно, что речь идет об «обналичивании». В этом случае банк вполне закономерно заблокирует эту операцию.

Максим Осадчий обращает внимание на то, что банкам совершенно невыгодна подобная ситуация (особенно в массовых масштабах): каждый подобный случай — «большой удар по репутации».

— У банков основной актив не деньги, а репутация. Невозврат денег клиенту, даже на основании закона ФЗ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — очень и очень серьезная ситуация. [Если такие случаи частые] — от банка просто отвернутся клиенты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО