Как определить микропредприятие или малое предприятие?
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
С 01.01.2022 ч. 1.1 ст. 4 дополняется п. 2.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
Как определить микропредприятие или малое предприятие?
Дата публикации 30.03.2021
Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ. В этих целях учитываются:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
- объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);
- структура уставного или складочного капитала (для организаций).
Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны. Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ).
Размер доходов от предпринимательской деятельности определяется по правилам НК РФ и включает в себя (см. письмо Минфина России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870):
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);
- внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).
Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать следующим требованиям:
Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:
- организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
- организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 %.
На малые и микро- рассчитайсь: кто есть кто для НП(С)БУ 25
Критерии для классификации
Критерии для классификации предприятий по их величине — микро-, малые, средние и крупные — для целей составления финотчетности установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Итак, для того чтобы определиться со своей размерной группой, вам понадобятся три показателя:
(1) балансовая стоимость активов — данные стр. 1300 гр. 4 Баланса по формам № 1, № 1-м и № 1-мс;
(2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — показатель стр. 2000 гр. 3 Отчета о финансовых результатах по формам № 2, № 2-м и № 2-мс;
(3) среднее количество работников — показатель вступительной части Баланса по формам № 1, № 1-м и № 1-мс (рассчитывают по правилам Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286).
Размерные группы предприятий и соответствующие им критерии оценки см. в таблице.
Классификация предприятий по Закону о бухучете
Категория предприятия
Критерии оценки:
балансовая стоимость активов
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
среднее количество работников
Микро-
до 10501,5 тыс. грн.
(350 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)
до 21002,9 тыс. грн.
(700 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)
до
10 человек
Малое
до 120016,8 тыс. грн.
(4 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до 240033,6 тыс. грн.
(8 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до
50 человек
Среднее
до 600084 тыс. грн.
(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до 1200168 тыс. грн.
(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до
250 человек
Крупное
свыше 600084 тыс. грн.
(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
свыше 1200168 тыс. грн.
(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
свыше
250 человек
* Предприятия, созданные до 2018 года, в расчет принимают среднегодовой курс НБУ за 2017 год — 30,0042 грн./€.
Предприятия, созданные в 2018 году, применяют среднегодовой курс НБУ за 2018 год — 32,1429 грн./евро (http://www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).
Обратите внимание (!): перечисленные критерии и их величина во многом расходятся с критериями классификации предприятий из ст. 55 ХКУ. Но не волнуйтесь: разрываться между Законом о бухучете и ХКУ в этот раз не придется. В классификации предприятий для целей составления финотчетности первую скрипку играют все же Закон о бухучете и установленные в нем критерии.
Итак, какие критерии используют для оценки размера предприятий, мы с вами выяснили. Теперь осталось разобраться, как их применять. При этом сразу скажем, что средние и крупные предприятия сегодня остаются за скобками, а свое внимание мы сосредоточим именно на «малышах» — малых и микропредприятиях.
Как это работает?
Для того, чтобы отнести себя в нужную размерную группу, вы берете Баланс, Отчет о финансовых результатах, калькулятор и сравниваете данные своей отчетности с соответствующими показателями нашей таблички. При этом руководствуйтесь двумя важными правилами:
(1) Для того, чтобы отнести себя к той или иной группе, предприятие должно одновременно соответствовать как минимум двум критериям (в любой комбинации). Попадание одновременно в три критерия не обязательно.
Например, предприятие по показателям чистого дохода от реализации и балансовой стоимости активов вписывается в критерии, установленные для микропредприятия, а по численности — малое предприятие. В этом случае оно считается микропредприятием (так как попадает в эту группу по двум показателям из трех).
Гораздо интереснее случай, когда двойного попадания в одну и ту же категорию нет и предприятие по всем трем критериям относится к разным размерным группам. К примеру, по количеству наемных работников является микропредприятием, по сумме чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — малым, а по балансовой стоимости активов — средним. В таких ситуациях нужно всегда держаться «золотой середины», а значит, классифицировать предприятие как малое (в нашем случае). Поступать так специалисты Минфина рекомендовали в Информационном уведомлении от 12.11.2018 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2).
(2) Отправной точкой при определении статуса предприятия является 2017 год, а точнее — показатели финансовой отчетности на 31.12.2017 г. (см. письмо Минфина от 04.07.2019 г. № 35210-01-2/17297, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2, 2019, № 62, с. 6). Соответственно при расчете критериев балансовой стоимости активов и чистого дохода от реализации используется среднегодовой курс евро за 2017 год — 30,0042 грн./€.
Первоначальный статус, присвоенный по итогам 2017 года, закрепляется за предприятием по меньшей мере на два года — на 2018 год и на 2019 год. И только если в течение двух лет подряд предприятие не соответствует критериям соответствующей группы, тогда оно переходит в другую категорию (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).
при определении размерной группы для целей составления финотчетности за 2019 год анализируют показатели годовой финансовой отчетности за 2017 год
Если по данным финотчетности за 2017 год вы — малое предприятие, тогда за 2019 год вы отчитываетесь как малое и составляете Финансовую отчетность малого предприятия (по формам № 1-м и № 2-м), в том числе и за 9 месяцев 2019 года*. Причем независимо от того, каким критериям вы соответствовали в 2018 году и на какие объемы выйдете по результатам 2019 года.
* О сроках предоставления финотчетности за 2019 год см. с. 8.
Если же по результатам работы в 2017 году вы являлись микропредприятием, то за 2019 год вы отчитываетесь только один раз по итогам года путем составления Финансовой отчетности микропредприятия (по формам № 1-мс и № 2-мс).
Исключение — вновь созданные предприятия, которые для целей классификации применяют показатели на дату составления годовой финотчетности (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).
Что же это означает?
Предприятия, созданные в 2018 году, выбирают свою категорию по данным отчетности за 2018 год. При этом соответствие разграничительным критериям определяют с использованием среднегодового курса евро за 2018 год — 32,1429 грн./€.
Соответственно, предприятия, созданные в текущем (2019) году, смогут просчитать, каким размерным критериям они соответствуют, только по итогам отчетности за 2019 год. Получается, вновь созданные предприятия отчетность за 9 месяцев 2019 года не составляют, если даже по году они выйдут на «малые» критерии и будут отчитываться путем составления Финансовой отчетности малого предприятия (по формам 1-м и № 2-м).
Из микро- в малое и наоборот
Мы уже сказали, что покинуть «насиженную» группу предприятие может только в том случае, если в течение двух (!) лет подряд не соответствует критериям этой группы. При этом перебраться ему нужно в другую группу, критериям которой оно соответствует.
Получается, предприятие, признанное в 2017 году, например, малым, считается таковым, как минимум, в 2018 и 2019 году.
А значит, в этом году «перебежчиков» еще не будет (еще не прошло 2 года пребывания в определенной категории)
Вопросы перехода из группы в группу возникнут только в 2020 году, и у тех предприятий, которые и в 2018, и 2019 году стабильно отклонялись от малых (микро-) критериев.
Например, самая простая ситуация: малое по финотчетности за 2017 год предприятие по итогам 2018 и 2019 года стало соответствовать микро- критериям. В таком случае только с 2020 года оно перейдет в категорию микропредприятий и только с отчетности за 2020 год сможет подать Финотчетность микропредприятия по формам № 1-мс и № 2-мс (ср. 025069200).
Если же и по показателям финотчетности за 2018 год предприятие оставалось малым, то этот статус закрепится за ним и на 2019-й, и на 2020-й годы. Стать микро- оно сможет уже не раньше 2021 года, и то при условии, что по данным финотчетности оно и в 2019-м, и в 2020-м году будет соответствовать микро-критериям.
Если размеры предприятия изменяются так: 2017 год — малое, 2018 год — микро-, 2019 год — малое, то в 2020 году предприятие сохранит за собой статус малого. Все дело в том, что в этом случае не выполняется главное условие перехода в другую размерную группу, предусмотренное ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете: нет несоответствия критериям «малой» группы в течение 2 (!) лет подряд.
Ну и, наконец, самый интересный вариант: малое по итогам 2017 года предприятие стало средним (2018), а затем микро- (2019 год). Здесь уже налицо несоответствие «малым» критериям два года подряд. Значит, при составлении отчетности за 2020 год предприятие должно покинуть «малую» группу. Но к какой тогда группе примкнуть?
В подобной ситуации принадлежность предприятия определяют с оглядкой на показатели категории второго года несоответствия
То есть применительно к нашей ситуации в 2020 году предприятие будет считаться микропредприятием со всеми вытекающими последствиями в виде «мс»-отчетности.
Реестр субъектов малого предпринимательства
Рассмотрим подробно в статье следующие вопросы:
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства проверить по ИНН;
- Кто ведет ЕРСМСП ? ФНС на официальном сайте налоговой ИФНС, Налог ру;
- Список, сведения и выписка из реестра, форма декларации о принадлежности и соответствии;
- Что такое, критерии, виды, субъекты малого предпринимательства. Кто и какие организации относятся к ним. Как определить и проверить?
- Это ООО, ИП, АО согласно закона рф 209 ФЗ ст.4 численность 100 человек, выручка 800 млн.руб — это МСП;
- Имущественная поддержка, помощь, льготы, праовое положение и регулирование, ограничения, закупки согласно 44-ФЗ;
- Микропредприятие это субъект малого предпринимательства. Как туда попасть?
10 июля 2021 г. ФНС обновила реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В актуальную версию реестра попали более 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (2,25 млн юрлица и 3,36 млн ИП).
Проверяем относится ли ваша организация к субьектам малых предприятий или микропредприятию
В обзоре вы узнаете какие критерии малого предпринимательства. Численность малого предприятия и микропредприятия. Субъекты малого предпринимательства — кто относится к ним не зависимо от системы налогообложения 2022.
Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Что «малышом» может быть любое предприятие с небольшими доходами. Но это не так. Термин «субъекты малого предпринимательства» распространяется и на предпринимателей. Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относят коммерческие организации :
- хозяйственные общества и партнерства. (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
- производственные и потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- индивидуальных предпринимателей.
удовлетворяющие установленным критериям.
Как понять, относится ли ваша фирма к категории малых предприятий ?
Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ . «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. И соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства. Производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. У которых:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений). Благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. В их уставном капитале не превышает 25%.
Последним двум критериям должны удовлетворять и ИП — индивидуальные предприниматели. Чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.
Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр. Который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Впервые данные в реестр включили в 2016 году. Исключение – потребительские кооперативы (кроме сельскохозяйственных и вновь созданных). Информация о них попадет в реестр в 2017 году (письмо ФНС России от 25 августа 2016 № СА-4-14/15649).
Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) — это средние, малые и микропредприятия.
Критерии малого предприятия — среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51 % уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям — МСП. Доля организаций, не относящихся к МСП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Критерии микропредприятия — среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала — те же, что и для малых предприятий.
Критерии среднего предприятия — среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала — те же, что и для малых предприятий.
Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год. Доход считают по данным налогового учета без НДС.
Статус малого предприятия потеряете , если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд . (Часть 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года. (Письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480 (.docx 12Кб) ).
Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.
Никаких документов и сертификатов по отнесению к малому, среднему бизнесу или микропредприятиям — нет. Только показатели, согласно законодательства.
Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников
Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ.
По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности. (то есть приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий». Класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи». Раздела С «Обрабатывающие производства» в соответствии с ОКВЭД.
Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке. То нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях. На выручке и на средней численности работников.
Таким образом, предприятиями МСП могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, кто применяет УСНО («упрощенку»).
Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо .
Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.
Что такое МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ
Средняя численность работников за предшествующий календарный год до 15 (пятнадцати) человек.
Предельное значение выручки — 120 млн. руб.
Категорий субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае. Если предельные значения выше или ниже предельных значений, течение двух календарных лет, следующих один за другим .
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП или КФХ в течение того года, в котором они зарегистрированы. Могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства. Если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг). Или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации. Не превышают предельные значения.
Средняя численность работников микропредприятия , малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников. В том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам. Или по совместительству с учетом реально отработанного времени. Работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. Указанных микропредприятия , малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
ЛЬГОТЫ для малого бизнеса
Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.
Первая — если ваша компания — малое предприятие. То с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит. (абзац 10 п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите приказ лимита кассы. О том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.
Вторая — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета. (пункт 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут. Поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности. Если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей. (пункт 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже вести бухучет без двойной записи. Сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ. Которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету. Поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008. «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Если это нужно, малые предприятия могут сократить ряд похожих счетов в рабочем плане счетов. (пункт 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.
Какие льготы положены субъектам малого предпринимательства, микропредприятий?
Малые предприятия при выполнении определенных условий могут:
- применять упрощенные способы бухучета;
- вести кассовые операции в упрощенном порядке;
- платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
- участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
Сколько малых предприятий в России ?
На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.
Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются субъектами малого бизнеса. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний. Или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.
В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП. 95% из которых — это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).
Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется ФНС РФ.
Как организации попасть в реестр субъектов МСП
Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.
Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.
Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.
Что ДЕЛАТЬ, если ФНС ЗАБЫЛА внести в «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства»
В случае выявления налогоплательщиком отсутствия в отношении себя сведений в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства». В этом сдучае необходимо заполнить заявление. Формирование и направление заявления осуществляется через сайт ФНС России. В разделе «Иные функции ФНС — Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. «Вас нет в реестре или данные некорректны?».
При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика». А именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.
- БУХУЧЕТ МАЛОГО, МИКРО ПРЕДПРИЯТИЯ
В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упростить бухучет. Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи . - БУХГАЛТЕРСКИЙ Календарь со Сроками сдачи отчетности 2022 г, квартал
Когда, какие сведения и в какие сроки необходимо подавать в ИФНС, чтобы избежать штрафов. Календарь бухгалтера 2022. Сроки сдачи бухгалтерской отчетности за 2022 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев. - Порядок сдачи годовой отчетности в РОССТАТ: баланс, отчет о финансовых результатах
Новый порядок сдачи в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приказ разработан в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Малые предприятия в 2020 году — какие компании попадают в эту категорию
Малые предприятия — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Получить такой статус может организация, соответствующая утвержденным законодательством критериям. Компании из перечня МСП освобождены от проверок и имеют преимущества и льготы по бухгалтерскому и налоговому учету, участию в госзакупках. Кроме того, в условиях карантина по коронавирусу правительство подготовило меры поддержки субъектов МСП.
Разберемся, какие организации и ИП в 2020 подходят под определение малого бизнеса и какие льготы для них предусмотрены в связи с пандемией коронавируса.
Основные критерии малого бизнеса
Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:
- попадать в рамки лимита по размеру доходов (отличия микробизнеса и малого бизнеса очень значительны: максимальные доходы различаются почти в 7 раз);
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. К ним относятся фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 01.08.2016 оценка малого бизнеса для расчета максимального размера доходов за прошедший год включает не просто всю выручку по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому бизнесу: таблица критериев малого и среднего предпринимательства в 2020 год включает показатели дохода и численности сотрудников.
Как видно из таблицы, критерии микропредприятия 2020 — это доходы меньше 120 млн рублей в год и количество сотрудников — не более 15.
Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним перечень того, кто относится к малым предприятиям в 2020 году, критерием долей в капитале.
Таблица 2. Доли в капитале
Доля участия других лиц в капитале
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.
Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.
Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ №209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- участников проекта «Сколково»;
- компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
- компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Федеральная налоговая служба разъяснила критерии отнесения к малому предприятию 2020: они содержатся в письме от 18.08.2016 №14-2-04/0870@.
Государственные меры поддержки субъектов МСП в период карантина
До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.
Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.
Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.
С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).
Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.
Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.
Единый реестр малых и средних предприятий
Чтобы узнать, какие предприятия относятся к малому бизнесу, достаточно заглянуть в созданный с 01.08.2016 единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности:
- сведений о доходах (оборот малого бизнеса в год);
- среднесписочной численности сотрудников;
- данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
- информации от других государственных органов.
Чтобы попасть в реестр, руководителям компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП получите на специальной странице сайта ФНС. Там же можно найти информацию о том, какие предприятия относятся к микропредприятиям в 2020 году. Чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или Ф.И.О. ИП (что-то одно) в строку поиска.
В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.
Если данных о вашем бизнесе нет в реестре или они некорректны, еще раз проверьте, соответствует ли ваша компания критериям (как определить размер предприятия микро/малое/среднее, смотрите в таблицах), подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.
Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Льготы для МСП в 2020 году
Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:
- они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъектам малого бизнеса разрешено держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
- могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ №402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
- освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
- вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
- субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 №158);
- имеют преференции в системе госзакупок;
- микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.
О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.
Проверки
Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любому контролирующиему органу допускается проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ №246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ №246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.
Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:
- банки;
- страховщики;
- ЧОПы;
- недропользователи;
- фармацевтические компании;
- перевозчики;
- и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Подтверждать статус не нужно
Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).
Вклады теперь застрахованы
С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 №322-ФЗ.