Транспортные расходы в бухгалтерском учете
Транспортные расходы в бухгалтерском учете
Похожие публикации
Учет транспортных расходов осуществляется и покупателями, и продавцами. Этот тип затрат включает в себя комплекс издержек по доставке материалов или основных средств в пункт назначения. Подходы к отражению расходов на транспортировку отражены в ПБУ 5/01. Каждое предприятие вправе выбрать один из предложенных вариантов бухгалтерского учета расходов на доставку, закрепив его отдельным пунктом учетной политики.
Транспортные расходы – это какие расходы?
Доставка товарных групп может оплачиваться несколькими способами:
- путем включения размера издержек в цену товаров;
- через возмещение покупателю затрат на самостоятельную доставку;
- выставлением покупателю отдельного счета за транспортировку груза;
- оплачивая услуги третьего лица – транспортной компании.
Что относится к транспортным расходам:
- Погрузка товаров с их последующей разгрузкой в месте назначения.
- Таможенное оформление в случае экспортных операций.
- Услуги страховых компаний.
- Услуга кратко- и долгосрочного хранения.
- Затраты непосредственно на доставку.
В случае самовывоза транспортные расходы могут быть увеличены на сумму зарплаты работника, осуществившего перевозку товара, и страховых взносов с нее, издержек на топливо и амортизацию транспортного средства.
Транспортные расходы в бухгалтерском учете покупателя
В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 стоимость доставки может включаться в полном объеме в цену товара, а по нормам п. 13 издержки разрешается учитывать на отдельном счете. В первом случае отражают транспортные расходы проводки с участием 41 счета:
- Д41 – К60 корреспонденция на сумму сделки без учета НДС;
- Д19 – К60 для выделения НДС по товарам;
- Д41 – К60 в сумме доставки без НДС;
- Д19 – К60 для отражения размера НДС по транспортным издержкам.
При отдельном отражении издержек по доставке счет 41 будет использоваться только для учета стоимости самих товаров. Встает вопрос – на какой счет отнести транспортные расходы? Для этого рекомендуется применять счет 44. Проводки будут выглядеть следующим образом:
- Д41 – К60 в части стоимости товара;
- Д19 – К60 для учета размера НДС товаров;
- Д44 – К60 для отнесения расходов на перевозку (за минусом НДС);
- Д19 – К60 для отражения в учете суммы НДС в стоимости транспортировки.
Учет транспортных расходов в торговых организациях
При включении стоимости доставки в цену реализуемых товаров используется субсчет 44.2, для операций по транспортировке покупных изделий применяется субсчет 44.1. Проводки в бухгалтерском учете будут такими:
- Д62 – К90.01 в сумме реализованного товара (включая транспортные расходы и НДС);
- Д90.03 – К68 для начисления сумм НДС по проданным товарам;
- Д90.02 – К41 – корреспонденция отражает списание себестоимости;
- Д90.02 – К44.2 – корреспонденция предназначена для списания транспортных издержек.
Если в качестве отдельной услуги выступают транспортные расходы, какой счет следует применять? В этом случае на 44 счете будут собираться все затраты, связанные с доставкой:
- Д44 – К70 в части начисленной зарплаты водителю;
- Д44 – К69 в части страховых взносов;
- Д44 – К10 в части расходов на топливо.
Расчет транспортных расходов на остаток товара
Аккумулирование издержек, связанных с доставкой товаров, на отдельном счете предполагает проведение ежемесячного распределения таких расходов. Методика определена нормами ст. 320 НК РФ. Распределение транспортных расходов осуществляется посредством формулы:
- ТРотч.п. – это размер транспортных издержек, которые подлежат учету в текущем месяце;
- ТРнач.м. – остаток издержек на доставку по состоянию на начало месячного периода;
- ТРмес. – транспортные расходы по доставке товара покупателю за месячный промежуток времени;
- СТмес. – общая стоимость товарных групп, проданных в рассматриваемом месяце;
- СТостатка – стоимостная оценка остатка товаров, относящихся к категории нереализованных.
Например, как рассчитать транспортные расходы и правильно их распределить при таких данных:
- Стоимость доставки товаров, реализованных в феврале, равна 62 377 руб.
- Остаток издержек на доставку на 1 февраля составил 5 673 руб.
- За февраль было реализовано товаров на общую сумму 724 524 руб.
- Остаток непроданных товаров в пределах 68 076 руб.
За февраль необходимо списать транспортных затрат в размере:
(5 673+62 377) – (5 673+62 377) / (724 524+68 076) х 68 076 = 62 205,22 руб.
На 1 марта переносится остаток издержек, связанных с доставкой, в сумме 5 844,78 руб. (5 673+62 377-62 205,22).
Транспортные расходы в смете
Составление сметной документации характерно для строительных организаций. Разработка смет транспортных расходов осуществляется в соответствии с нормами п. 4.59 Постановления Госстроя от 5 марта 2004 года под № 15/1. На сумму издержек влияют:
- тип используемого транспортного средства;
- тарифы отправок;
- расположение пунктов отравления и пункта конечного назначения;
- расстояние, которое предстоит преодолеть для доставки груза;
- прочие условия транспортировки и характеристики группы товаров.
Затраты необходимо исчислять по исходным данным стоимости доставки в расчете на 1 тонну брутто. Коэффициент на транспортные расходы в смете при отсутствии нормативных сведений по транспортировке оборудования принимается в размере 3-6% от стоимости перевозимых активов.
Узнаем как учитываются транспортные расходы в смете?
При купле-продаже и поставке продукции, оборудования, материалов, используется термин «франко». Он обозначает пункт, до которого доставляется товар и оплачиваются транспортные расходы.
Особенности терминологии
Понятие «франко-завод» указывает на то, что приобретатель получает товар на складе поставщика. То есть имеет место самовывоз.
Термины «франко-вагон», «франко-ж/д станция отправления» указывает на то, что в транспортные расходы в смете включены затраты на доставку продукции в пункт отправления. В них входят издержки и на погрузку в вагон.
Понятие «франко-пункт отправления (либо вдоль борта)» предполагает, что поставщик оплачивает расходы до порта и выгрузку на причал.
Соответственно, затраты на доставку в пункт назначения выражаются термином «франко-судно». В них может входить только перевозка груза или его транспортировка со страховкой продукции от риска порчи или гибели.
В смете транспортные расходы на материалы до приобъектного склада отражаются по одноименной статье («Материалы»). В нее также включаются затраты на доставку деталей и конструкций, которые будут использоваться непосредственно при строительстве.
Во многих случаях материалы завозятся непосредственно на стройплощадку. Такие транспортные расходы в смете определяются в соответствии с тарифами Сборника сметной стоимости для доставки строительных грузов.
Нюансы отражения информации
При обосновании в смете транспортных расходов и сметной прибыли заработок водителей спецтехники (тягачей, самосвалов и пр.) не учитывается. В ценах они уже учтены.
Процент транспортных расходов на материалы в смете отражаются в размере 120 %, а прибыль – 65 % от ФОТ (фонда оплаты труда). Соответствующее положение закреплено в 5-м пункте технической части (ч. 1 разд. 1) Сборника.
Доставка от склада до рабочей зоны
Эти транспортные расходы в смете учитываются в составе элементных расценок и норм на строительно-монтажные работы и в составе ресурсных нормативов.
Обычно нормами и расценками учтены издержки на разгрузку конструкций и материалов на стройплощадку. В этой связи дополнительно могут включаться в смету транспортные расходы на разгрузку и последующую погрузку материальных ценностей в ТС только на временном перегрузочном участке. Он должен быть обоснован в плане.
В состав затрат на оплату труда не включается заработок рабочих, осуществляющих доставку материалов на приобъектный склад. Они включены в смете в процент транспортных расходов на доставку материальных ценностей и отражаются в стоимости деталей, конструкций и материалов.
Издержки на перевозку строительного мусора и грунта при формировании сметных расчетов (локальных смет) относят в прямые затраты по «эксплуатации машин». Заработок водителей ТС, отраженный в тарифах на транспортировку грузов, в документации не выделяется.
Дополнительная оплата пробега
Она учитывается до участка производства работ от гаража автотранспортного предприятия до пункта первой разгрузки либо возвращение транспортных средств после завершения работ от места последней разгрузки до гаража, если оба этих пункта расположены за границами населенного пункта, в котором работает автотранспортное предприятие. Из суммы должна вычитаться стоимость 10 км, учтенных в провозной оплате доставки грузов.
При отправке автотранспорта для производства работ вне места постоянного их пребывания, дополнительно оплачивают:
- Пробег ТС от автотранспортного предприятия (гаража) до пункта назначения и обратно.
- Затраты по перевозке спецтехники и обслуживающего персонала водным или железнодорожным транспортом.
- Размер заработка водителям и прочим работникам, командируемым в пункт назначения, за время транспортировки машин водным или ж/д транспортом.
- Суточные водителям и другому персоналу за период нахождения в командировке.
- Затраты на наем жилых помещений. Они устанавливаются в размере, определенном в законодательстве.
- Фактические затраты на доставку топлива и ГСМ, если получить их на месте производства работ невозможно.
Повышение ставок на транспортировку грузов по грунтовой дороге в период бездорожья в сметной стоимости не учтено.
При расчете оплаты за доставку материальных ценностей неполная половина километра не учитывается, а полкилометра и больше считаются за 1 км.
Важный момент
Стоимость перевозки грузов самосвалами в карьерах отражается в смете при транспортировке объектов в карьеры, из них и внутри них, если обеспечивается выполнение погрузочно-разгрузочных операций в пределах временной нормы. Для самосвалов она составляет 0,2 мин/тонну груза. Нормативное время может обеспечиваться экскаваторами, оснащенными ковшами большой вместимости.
Если приведенные условия не выполняются, расчет осуществляется исходя из тарифов (сметных цен) на транспортировку грузов самосвалами, работающими за пределами карьеров.
Транспортно-заготовительные расходы в смете
Их определяют исходя из расчетов, основанных на условиях, сложившихся в конкретном регионе. По строительству объектов, финансируемых на средства федерального бюджета, расходы принимают по нормам СНиП в процентах от цены материалов:
- По конструкциям, изделиям, стройматериалам, кроме металлоконструкций, — 2 %.
- По оборудованию – 1,2 %.
- По металлоконструкциям – 0,75 %.
В сметной стоимости на материальные ресурсы учитывается:
- Цена реквизита, упаковки, тары, комплекта запчастей.
- Расходы на погрузку.
Непосредственная стоимость ресурсов определяется как средняя от двух поставщиков и складывается из:
- Сметной цены.
- Заготовительно-складских расходов (в процентах, приведенных выше).
- Затрат на доставку.
Транспортировка мусора
Издержки, связанные с вывозом материальных ценностей от разборки конструкций, отражаются в локальных сметах на капремонт/реконструкцию объектов.
Если в документации масса строительных отходов учитывается в соответствии с объемом разбираемых железобетонных элементов, то есть в плотном теле, расходы на его вывоз исчисляются исходя из веса конструкции с объемной массой в 2,5 тыс. кг/м 3 .
В состав накладных затрат входят издержки, связанные только с уборкой и очисткой (вывозом отходов) с территории строительной площадки и уличной полосы, прилегающей к ней.
Средства на оплату за транспортировку тяжеловесного груза необходимо отнести в стоимость конструкций, материалов, изделий. Тарифы за его провоз по дорогам федерального значения определяются Минтрансом по согласованию с Минфином.
При использовании оборачиваемых конструкций издержки на внутрипостроечные автотранспортные средства от одного рабочего участка до другого, включая погрузочные и разгрузочные мероприятия на ТС, необходимо учитывать дополнительно. При этом исходить следует из условий проекта.
Не учитываются и дополнительно не оплачиваются расходы, связанные с подвозкой элементов внутренних и наружных лесов с центрального складского помещения на объект или приобъектный склад, со стройплощадки на центральный склад или на приобъектный участок хранения, относящийся к другому строительному объекту. Эти издержки необходимо отражать непосредственно в локальных сметных расчетах.
Заключение
Формирование сметы – процесс довольно трудоемкий. Им должны заниматься высококвалифицированные специалисты. При составлении сметы должны приниматься во внимание конкретные условия местности, цены на материалы, сложившиеся в регионе. Отдельная строка должна быть посвящена непредвиденным расходам. При этом все издержки должны иметь обоснование.
Если осуществляется строительство объекта, финансируемое за счет бюджетных средств, при формировании сметы используются положения нормативных актов, в том числе СНиП и Методик расчета.
Сметный расчет, по условиям договора, подлежит согласованию с заказчиком.
Как учитываются транспортные расходы в смете?
- Смета как документальное обоснование расходов
- Транспортные расходы — что это?
- Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?
- В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?
- Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?
- Итоги
Смета как документальное обоснование расходов
Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.
О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».
Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.
Транспортные расходы — что это?
Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.
Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.
Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете поставщика и покупателя, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?
В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (действует с 2021 года вместо постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:
- о сторонах сделки;
- товаре;
- сопроводительных документах (приводится их перечень);
- автомобиле;
- месте и дате погрузки/разгрузки товара;
- сроках доставки;
- прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 2200.
Подробнее о новой форме транспортной накладной с 2021 года читайте здесь.
При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).
При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.
Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.
В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.
Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:
- вида транспортного средства;
- тарифа отправки;
- пунктов отправления и прибытия;
- расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
- прочих условий, влияющих на доставку.
Пример
ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.
Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.
При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.
В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?
Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:
- включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 11 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 6 ПБУ 5/01);
- признаются расходами на продажу (п. 21 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 13 ПБУ 5/01).
С 2021 года ПБУ 5/01 утратило силу. Вместо него следует применять нормы ФСБУ 5/2019. Что изменилось в порядке учета себестоимости и запасов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:
- по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
- взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
- топливу;
- амортизационным отчислениям автомобиля;
- прочим расходам.
В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:
- товарами, реализованными в течение месяца,
- остатком товара на конец месяца.
Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?
В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.
При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).
О том, какую накладную использовать в целях подтверждения расходов: транспортную или товарно-транспортную, читайте в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Итоги
Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.
Вопрос-ответ
На основании части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, согласно части 3.3 п.2 статьи 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик может направить проектную документацию на капитальный ремонт объектов капитального строительства для проведения государственной или негосударственной экспертизы по собственной инициативе. Форма проведения экспертизы и орган (организация) по проведению экспертизы определяются в соответствии с требованиями частей 3.4, 4.1, 4.2 и 4.8 статьи 49 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 5.1. части 1 статьи 6 и пункта 6 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ, подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 к полномочиям к ФАУ «Главгосэкспертиза России» относится проведение государственной экспертизы объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта в следующих случаях:
— строительство объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты;
— если объекты инфраструктуры воздушного транспорта являются особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. К таким объектам, согласно части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, относятся взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более (за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа), объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с указанным перечнем к особо опасным, технически сложным объектам;
— финансирование строительства или реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется с привлечением средств федерального бюджета (исключение составляют объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности);
— направление по выбору заявителя проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;
— строительство, реконструкция объектов инфраструктуры воздушного транспорта предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации).
Проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с частями 3.4 и 4.2 статьи 49 ГрК РФ относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен земельный участок, на котором планируется осуществлять строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.
Учет транспортных расходов в смете
В большинстве случаев транспортные расходы в смете отображаются строительными компаниями. Этот способ позволяет не только точно рассчитать понесенные затраты, но и зафиксировать их для дальнейшего учета. Предприятию нужно не только документально подтвердить все транспортные расходы, но и правильно произвести расчеты.
Отражение ТЗР в смете
Смета – это детальное описание всех планируемых расходов, связанных с определенными операциями. Например, транспортные расходы могут потребоваться для осуществления перевозок грузов, строительных материалов, дорогостоящего оборудования.
На практике разработка смет транспортных расходов используется чаще всего строительными компаниями. В остальных отраслях этот вид расходов в смету, обычно, не включают, в том числе и из-за отсутствия необходимости проводить такие серьезные расчеты до начала деятельности.
Как отразить транспортные расходы в смете?
Понятие транспортных расходов четко определено законодательством. На практике же перечень их у разных организаций может сильно отличаться. При этом для составления сметы все они должны руководствоваться определенными правилами.
Доставка – один из наиболее распространенных разновидностей транспортных расходов. Ее процедура регулируется Постановлением Правительства РФ № 272 от 15 апреля 2011 года. Обязательным условием для принятия соответствующих ТЗР к учету является наличие накладной. В документе обязательно отображаются следующие сведения:
- информация обо всех участниках сделки;
- характеристики груза;
- список сопровождающих документов;
- информация о ТС, с помощью которого осуществляется доставка;
- сведения о месте и времени начала и окончания поездки;
- сроки перевозки.
Для некоторых разновидностей груза наличие транспортной накладной – не единственное требование. Ряд из них требует обязательного составления сметы.
Смета и ТЗР в строительной сфере
Именно строительные компании чаще остальных учитывают транспортные расходы в сметах. Причем разработка последних должна осуществляться с учетом действующих норм, прописанных в пункте 4.59 Постановления Госстроя № 15/1 от 5 марта 2004 года. Размер издержек рассчитывается с учетом следующих данных:
- на транспортном средстве какого типа будет осуществляться транспортировка грузов;
- действующие тарифы для отправки товара;
- характеристики мест отправления и прибытия (их расположение, расстояние);
- иные условия (например, для грузов могут быть предусмотрены особые условия хранения при транспортировке).
Все это влияет на итоги калькуляции в смете. При чем затраты принято рассчитывать в расчете на 1 тонну брутто, исходя из данных о стоимости всей доставки. То есть, смета содержит информацию о транспортных издержках на 1 тонну груза.
Если нормативных сведений у компании нет или их недостаточно, то коэффициент на транспортные расходы в смете может быть принят в размере 3 – 6% от стоимости всей партии груза.
Проведение расчетов
Калькуляция транспортных расходов в смете производится на основании тарифных расценок. Они же в свою очередь рассчитываются для доставок грузов различного типа. Если имеющихся сведений не хватает для проведения калькуляции, то организации в праве использовать укрупненные показатели. Они имеют информацию о цене ТЗР на 1 тонну груза, которая может быть выражена в денежном или процентном выражении от стоимости. Причем показатели могут отличаться в зависимости от районов и видов строительства.
Уровень нормативной наценки зависит от типа груза. Например, если речь идет о затратах на адаптацию крупногабаритных грузов, то размер ТЗР в смете принято считать в виде 5% от стоимости. В этот показатель включаются затраты по доставке, посреднические услуги и прочие понесенные расходы.
Для расчета транспортных расходов строительные компании используются путейные схемы. Если они серьезно отличаются от установленной, то обязательно проводится калькуляция. Для этого используется форма 12 и 13 из приложения Р к Методическим указаниям РДС № 8.01.105-3. Подобные сведения отображаются в следующем виде:
- сначала прописываются изначальные сведения;
- после производится непосредственная калькуляция будущих транспортных расходов по определенным операциям.
При проведении расчетов строительные компании руководствуются СНиПом № 4.04-91. Обязательно учитываются и типы используемых цен. Например, передача груза может производиться на складе производителя, у посредника. Конечный уровень затрат может включать в себя множество составляющих. Сюда же включаются надбавки, если таковые имеются.
Иногда покупатель не может составить подробную калькуляцию. В этом случае в договоре между заказчиком и производителем груза заключается договор о том, чтобы отобразить транспортно-заготовительные расходы как процент в смете от суммы стоимости. Причем значение процента может устанавливаться на уровне регионального норматива или в соответствии с индивидуальными расчетами.