Когда в трудовой инспекции назначают внеплановую проверку?

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

osnovaniya_dlya_vneplanovoy_proverki_trudovoy_inspekcii.jpg

Похожие публикации

Внеплановая проверка охраны труда – неприятный сюрприз для работодателя. Обычно поводом для нее становится жалоба работника – закон не ограничивает в ее подаче ни работающий персонал, ни уволенных сотрудников. Претензии к работодателю они вправе изложить в заявлении и направить его в надзорный орган. Однако жалоба сотрудника – не единственное основание для проведения внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства. Она может начаться и по другим причинам.

Законодательные основы проведения внеплановых проверок инспекторами труда

Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2019 год назначаются с учетом требований, содержащихся в следующих нормативных актах:

Трудовой кодекс Российской Федерации – ст. 360 (изложены правила проведения разных видов проверок, предметом которых является соблюдение законодательства о труде);

Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госнадзора – ст. 10 (здесь представлены общие правила организации внеплановых проверок по разным предметам и основаниям);

Административный регламент исполнения Рострудом надзорной функции за соблюдением трудового законодательства, утв. Приказом Минтруда РФ № 354н от 30.10.2012 – в разделе III описаны процедуры проведения и организации плановых и внеплановых проверок, а также меры, обеспечивающие устранение выявленных нарушений.

Еще одним регулирующим документом является Положение о госнадзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. Постановлением Правительства № 875 от 01.09.2012. В частности, в п. 4 Положения, перечислено, что может стать предметом проверки трудовыми инспекторами, а в п.13 указаны правомочия контролеров во время проведения надзорных мероприятий.

Внеплановая проверка трудовой инспекции: документарная и выездная

Внеплановая проверка, организуемая государственной инспекцией труда (сокращенно — ГИТ), бывает двух видов:

Документарная проверка проводится на территории ГИТ. Инспекторы запрашивают в организации или ИП необходимые документы, касающиеся трудовых отношений. В частности, это могут быть:

Запрошенную документацию проверяют на соответствие трудовому законодательству, правильность оформления, отсутствие ошибок и недостоверных сведений.

Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции проводится на территории работодателя. Она необходима, когда по документам невозможно оценить, выполняет ли проверяемое лицо требования, установленные трудовым законодательством. Например, при выезде уточняется количество реально работающих сотрудников, как оборудованы рабочие места, и другая информация. Также выездная проверка требуется, если есть основания усомниться в достоверности и полноте представленной инспекторам документации.

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

Поводом для внеплановых проверок ГИТ могут стать (ст. 360 Трудового кодекса):

окончание срока, в течение которого работодатель должен был устранить ранее выявленное нарушение;

обращение работника (с изложением фактов нарушения его прав работодателем);

письменный запрос сотрудника проверить условия и охрану труда на предприятии, где он работает;

поступление сведений о допущенных нарушениях из различных источников, например, от чиновников других ведомств или из средств массовой информации (в сфере невыплаты зарплаты, уклонения от заключения трудового договора, несоблюдения требований по охране труда и т.д.);

наличие приказа / распоряжения руководителя ГИТ (или его заместителя) о проведении проверки в отношении определенных работодателей, согласно поручениям Президента, Правительства РФ, по требованию прокурора.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника проводится чаще, чем по другим основаниям. В заявлении он обязан достоверно указать свои персональные данные, так как анонимные обращения ГИТ не рассматривает. Но вправе попросить скрыть их от работодателя во время проверки (п. 2 ст. 358 Трудового кодекса). Отзыв жалобы не является поводом прекратить проверку или отменить ее результаты.

Работникам надзорного органа следует четко знать, когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях она назначается. Так, если для проведения выездной проверки не имелось вышеперечисленных оснований, это является грубым нарушением со стороны инспекторов (ст. 20 закона № 294-ФЗ). Результаты, документально зафиксированные в ходе таких выездных мероприятий, признаются недействительными и подлежат отмене по заявлению проверяемого работодателя — они не служат доказательством выявленных нарушений трудового законодательства.

ГИТ должен уведомить работодателя о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за сутки, за исключением случаев, когда основанием внезапных выездных мероприятий является обращение работника по поводу нарушения его трудовых прав, заявления о нарушениях, влекущих угрозу причинения вреда жизни, здоровью работников, приведших к невыплате в срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее МРОТ (ст. 360 ТК РФ).

Что проверяет трудовая инспекция при внеплановой проверке

Трудовые инспекторы вправе проверить:

полностью и своевременно ли выплачивается зарплата;

соблюдаются ли требования по охране труда;

доступны ли рабочие места для сотрудников с инвалидностью;

устранены ли работодателем ранее выявленные нарушения;

исполняется ли трудовое законодательство в других сферах.

Если во время внеплановых проверок ГИТ обнаружатся нарушения, их вносят в соответствующий акт. Также они фиксируются в протоколе об административном правонарушении, на основании которого работодатели или должностные лица привлекаются к ответственности (например, по ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Повторная проверка трудовой инспекции по одному нарушению

Может ли трудовая инспекция дважды проверять по одному нарушению (жалоба одного и того же уволенного работника) . Первая проверка прошла успешно для нас. Был назначен только небольшой штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Увольнение работника признано законным. Аттестацию мы провели. Но уволенный работник через полгода опять подал жалобу. Назначен новый инспектор, но документы запрашивает те же, что были в первой проверке?

Вопрос относится к городу Псков

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Прямого запрета 294-фз не содержит. Если процедура проведения проверки нарушена — обратитесь с жалобой в прокуратуру или в суд. Если будет вынесено предписание или составлен акт по тому же нарушению — его можно оспорить в суде, основания есть. Но если Вы все исправили, Вам не о чем переживать. Впрочем, можете все же попробовать обратится в прокуратуру.

Для вас, законной будет проверка только в том случае, если ее проведение вызвано истечением срока исполнения ранее выданного предписания. В Вашем же случае, с учетом ранее установленных результатов, такое основание применить нельзя.

Обжалуйте принятое решение о проведении повторной проверки и признавайте его незаконным.

Видимо, работник не согласился с выводами проверяющего инспектора и обжаловал его действия. Поэтому назначили повторную проверку уже другим инспектором.

Проведение повторной проверки по одним и тем же обстоятельствам не допускается. Вам необходимо подать жалобу на эту проверку в прокуратуру.

Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»(п.10):Основанием для проведения внеплановой проверки является:

б) поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации ;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Ст. 11 Фз » О порядке рассмотрения обращения граждан РФ»:В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:к принципам относится:

недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Таким образом, если в жалобе содержалось аналогичное требование, то ГИТ должна была дать соответствующий ответ с отказом проведения проверки заявителю.

ПО данному факту обратитесь в прокуратуру,т.к. за нарушения предусмотрена ответственность( и не только административная)

Внеплановые проверки ГИТ: поводы и основания

Виды внеплановой проверки

Внеплановые проверки инспектора ГИТ бывают разные. И зависят от того, по какой причине и с какой целью их проводят (таблица).

Внеплановые проверки

Виды проверок Процедура
Документарные Инспектор запрашивает необходимые документы. Проверяющий не имеет права требовать у работодателя документы, которые он может получить сам от иных органов государственного или муниципального контроля
Выездные Назначается, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации. Инспекторы проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров
Комплексные Инспектор проверяет, как работодатель соблюдает законодательные требования в целом: вопросы охраны труда, правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты
Целевые Целевые проверки проходят по жалобам сотрудников. Это наиболее частые проверки
Тематические Если работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству, инспекция проводит тематическую проверку. Ее тему напрямую связывают с заявлением сотрудника и адаптируют под разделы Трудового кодекса

По какому поводу может прийти инспектор?

Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать любое выявленное нарушение работодателем норм трудового права. Инспекторы получают информацию от органов государственной власти или из СМИ. Но чаще всего проверки происходят по заявлениям работников о нарушении их трудовых прав.

Инспектор по труду обязательно придет проверить, исполнил ли работодатель ранее выданные предписания.

Внеплановая проверка не обойдет стороной работодателя, если на предприятии произошел несчастный случай. По закону врачи обязаны известить ГИТ о травмах на производстве.

Если в органы государственного контроля поступила информация о возникновении угрозы несчастного случая, который может причинить вред жизни и здоровью граждан, внеплановая проверка будет проведена после согласования с прокуратурой.

Инспектор придет на предприятие с внеплановой проверкой, если в ГИТ поступила жалоба от работника о нарушении его прав в области охраны труда.

Если жалоба работника указывает, что на предприятии происходят массовые нарушения трудового законодательства, то инспектор имеет право назначить комплексную проверку.

Обратите внимание

Пример. В инспекцию ГИТ поступило заявление от сотрудника предприятия. В нем он сообщает, что уже неделю работодатель не обеспечивает их строительную бригаду средствами индивидуальной защиты. И сотрудникам приходится выполнять свои обязанности с риском для жизни. Заявление сотрудника стало поводом провести внеплановую комплексную проверку.

Пример. Сотрудник обратился к инспектору ГИТ с жалобой на своего работодателя. В помещении бухгалтерии, где он работает, неисправен кондиционер, поэтому постоянно очень душно. Сотрудник неоднократно сообщал об этой ситуации своему начальнику, но тот никак не реагировал. В своем заявлении в ГИТ, работник просит во время проверки не сообщать руководителю о своей жалобе. По заявлению сотрудника инспекторы ГИТ провели внеплановую проверку. И составили предписание работодателю устранить нарушение, указанное в заявлении.

Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?

По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации. Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее.
Какие решения инспектора по труду можно обжаловать

Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень. В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом. Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.

Какие документы оформляет инспектор ГИТ после проверки?

Важно: По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены

Акт проверки. Инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один остается в ГИТ, второй с копиями приложений вручают руководителю или иным полномочным представителям организации под расписку. Либо проверяющий может направить документ почтой с уведомлением о вручении.

Предписание об устранение нарушений. Инспектор составляет предписание на основании акта проверки. Это распорядительный документ, который обязывает работодателя принять конкретные меры и устранить нарушения.

На что стоит обратить внимание?

Проверяющий не имеет право выносить предписание по вопросам, которые не относятся к его компетенции, например по трудовым спорам.

Нередко ошибки инспектора связаны с неправильным применением правовых норм. Например, он не может выдать предписание провести спецоценку незамедлительно, когда по закону работодатель может проводить ее до 2018 года.

Инспектор оформляет предписание в двух экземплярах. Один под расписку отдает работодателю, второй остается в ГИТ. Закон разрешает направить документ руководителю предприятия по почте с уведомлением о вручении.

Что делать, если срок устранения нарушений, который определил инспектор, слишком маленький

Инспектор определят сроки, ориентируясь на характер нарушений. Если в установленный срок выполнить требование невозможно, работодатель вправе обратиться с просьбой о его продлении, аргументируя свою позицию. В любом случае, предписание нужно выполнить в установленный срок. Иначе будет назначен штраф (до 50 000 рублей для должностных лиц и до 200 000 рублей для компаний). На практике инспекторы устанавливают достаточные сроки либо продлевают их в соответствии с процедурой.

Протокол об административном правонарушении. Если инспектор обнаружил достаточно оснований, он имеет право возбудить дело об административном правонарушении. Инспектор оформляет протокол об административном правонарушении немедленно как только выявлено правонарушение или в течение двух суток, если необходимо выяснить все обстоятельства (ч. 1 и 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Инспектор вправе оформить предписание и протокол в один день.

Инспектор может составить протокол в отсутствие работодателя, если его заранее поставили в известность. В этом случае ему в течение 3 дней со дня составления должны направить копию протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ)

В протоколе инспектор указывает:

  • дату и место составления протокола;
  • лицо, составившее протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;
  • место, время совершения и событие правонарушения, объяснения лица;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Внимательный руководитель обязательно проверит, все ли реквизиты и сведения занесены в протокол. Их отсутствие (в зависимости от их значимости для конкретного дела) может стать существенным недостатком составления документа.

Что делать, если работодатель не согласен с протоколом

Закон не предусматривает возможность обжаловать и отменить протокол об административном правонарушении. Однако неправильное его составление может помочь работодателю отменить постановления о назначении административного наказания.

Если руководитель компании не согласен с нарушениями, которые указаны в протоколе, он вправе дать объяснения и замечания. В дальнейшем их можно использовать при обжаловании постановления о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания. На основании составленного протокола и других материалов дела государственные инспекторы труда рассматривают дело. По результатам они могут вынести постановление о назначении административного наказания. На этом этапе нужно обращать внимание на следующие нарушения инспектора:

  • инспектор может выписать постановление не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение;
  • за повторное совершение правонарушения привлечь к ответственности имеет право только судья (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Инспектор может вручить постановление лично или прислать документ по почте.

Какие документы и как обжаловать

Если руководитель не согласен с решениями инспектора, он может подать жалобу. Это можно сделать двумя способами:

  1. В административном порядке. Руководитель пишет жалобу вышестоящему должностному лицу инспектора, который проводил проверку, или главному государственному инспектору труда Российской Федерации (ст. 361 ТК РФ).
  2. В судебном порядке. При этом досудебный порядок обжалования не обязателен, госпошлину платить не надо (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Первый способ не всегда эффективен. Второй — дает шанс на справедливое решение.

Сроки обжалования решений инспектора по труду

Документ Сроки обжалования
Акт проверки На практике обжалование неэффективно
Предписание об устранении правонарушений В административном порядке — в течение 15 дней с момента получения предписания (п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Срок начинает течь на следующий день после получения предписания. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то его переносят на ближайший рабочий день. В суд — в течение 10 дней с момента получения (ч. 2 ст. 357 ТК РФ), но есть позиция, что применяется общий трехгодичный срок давности обращения в суд
Протокол об административном правонарушении Не обжалуют
Постановление о назначении административного наказания В течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если постановление пришло к работодателю по почте, то доказательством даты его доставки будет оттиск почтового штемпеля на конверте

Протокол не является распорядительным документом. Поэтому руководитель организации обжаловать его не может. В отличие от предписания и постановления.

Жалоба на предписание об устранении нарушений, которую направляют в административном порядке, должна содержать:

  • сведения об инспекторе;
  • сведения о работодателе;
  • сведения о предписании;
  • доводы, обосновывающие жалобу.

Можно представить документы, которые подтвердят ваши доводы. Подавать жалобу нужно руководителю инспектора, который выдал предписание.

При судебном порядке обжалования подавать иск следует в районный суд по месту нахождения органа, в котором инспектор исполняет свои обязанности. Иск составляют по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.

Пример 1. По итогам плановой проверки инспектор по труду вынес предписание, в котором обязал руководителя компании провести спецоценку до 1 октября 2016 года. Работодатель обратился в суд, который данное предписание отменил. Решение инспектора суд признал незаконным, так как в отношении рабочих мест, указанных в документе, спецоценку можно проводить поэтапно и завершить не позднее 31 декабря 2018 года.

Пример 2. Компания создала на предприятии аттестационную комиссию по проверке знаний по охране труда, утвердила программу обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов. Свои действия руководитель оформил приказами. Во время проверки инспектор высказал мнение, что руководители и специалисты не могли проходить обучение на базе своей организации. И вынес предписание организовать обучение для руководителей и специалистов в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Руководитель компании обжаловал документ. Суд предписание отменил. И допустил проводить обучение непосредственно в самой организации.

Пример 3.В постановлении инспектор назначил руководителю компании штраф за то, что к работе допустили сотрудника, не прошедшего медицинский осмотр (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Суд отменил постановление инспектора, так как протокол об административном правонарушении в отношении компании инспектор составил в отсутствие руководителя или ее представителя. Данных о том, что руководитель компании предупрежден о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела нет. Уведомление по месту нахождения компании не направляли.

Пример 4. Компания 7 ноября 2014 года приняла на работу сотрудника по трудовому договору на должность руководителя филиала. В марте 2016 года инспектор по труду во время проверки вынес постановление о привлечении к ответственности руководителя предприятия за то, что сотрудник не прошел обязательное для руководителей обучение по охране труда при поступлении на работу (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Суд, в который обратился руководитель компании, отменил постановление в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.

Руководитель компании должен учесть, что подавать заявление одновременно и в суд, и в ГИТ не запрещено. Но такое действие не имеет смысла, так как по закону жалобу, которая поступила одновременно и в суд, и вышестоящему должностному лицу, рассматривает суд.
По материалам журнала «Справочник специалиста по охране труда».

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Что нужно знать бухгалтеру про проверки ГИТ в 2021 году

Если у вас есть наёмные сотрудники, рано или поздно к вам придёт государственная инспекция труда (ГИТ) с плановой или внеплановой проверкой. Когда, кого, и как часто проверяют — ответы в нашей статье.

Кому грозит проверка ГИТ

Инспекция труда проверяет работодателя, если:

  • имеется большая угроза нарушений или их последствия масштабны. Таких работодателей ГИТ регулярно контролирует и проводит плановые проверки;
  • стало известно о нарушении трудовых прав: поступило обращение от граждан, произошел несчастный случай на рабочем месте или Роструду стало известно о нарушениях из общедоступных источников. В таких случаях назначают внеплановое расследование.

Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, которая присвоена компании:

  • в категории умеренного риска проверки проходят 1 раз в 6 лет;
  • в категории среднего риска — 1 раз в 5 лет;
  • в категории значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • в категории высокого риска — 1 раз в 2 года.

Из этих списков вы можете узнать, присвоен ли вам статус высокого или значительного риска. Если в этих перечнях вас нет, значит, у вас более низкий класс риска. Чтобы узнать какой именно, можно направить запрос в произвольной форме в территориальную инспекцию труда.

Работодателей с низкой категорией риска в плановом порядке не проверяют, а инспектируют только если возник повод для внеплановой проверки. Узнайте, ожидается ли в этом году плановая проверка на сайте ФГИС «Единый реестр проверок» и на сайте своей территориальной инспекции труда, например, города Москвы. Если нашли себя в списках, почитайте нашу статью о том, как проходят проверки ГИТ и как к ним подготовиться.

До 31 декабря 2021 года не проводятся плановые проверки предприятий из реестра МСП.

Как присваивают категорию риска

Категория рассчитывается по формуле и зависит от нескольких факторов:

  • опасности производства, отрасли, ОКВЭД. Например, работа промышленного альпиниста опаснее работы менеджера в рекламном агентстве и у первой компании категория риска будет выше;
  • численности сотрудников: чем их больше — тем выше риск;
  • добросовестного поведения организации: есть ли задолженность по зарплате, несчастные случаи, штрафы за нарушение трудового законодательства.

Каждый раз, когда у работодателя обнаруживают нарушение, ему присваивают определённую категорию риска в соответствии с классификацией, где каждое нарушение имеет свой вес в баллах.

Например, уклонение от заключения трудовых договоров или невыплата зарплаты — это максимальные 10 баллов. Если работодателя поймали на таких нарушениях, он сразу попадает в категорию высокого риска с плановыми проверками каждые два года. А вот нарушение правил заполнения трудовых книжек — это всего один балл и низкий риск. Неутверждение графика отпусков — тоже низкий риск, но уже два балла.

Несколько незначительных нарушений в сумме могут дать много баллов — и вы попадете в группу высокого риска.

Если вы входите в группу, где не проводят плановые проверки, можно годами жить спокойно, главное не допускать, чтобы кто-то из бывших сотрудников или третьих лиц на вас пожаловался, или Роструд каким-то другим способом заинтересовался вами. Иначе придёт внеплановая проверка, и если найдут нарушения — повысят группу риска, и тогда проверки станут регулярными.

Сотрудник дал интервью газете о задержке зарплаты на полгода. Роструд самостоятельно сделает соответствоующий вывод и назначит внеплановую проверку. Если информация подтвердится, по результатам проверки могут поменять категорию риска.

В 2021 году нужно было провести внеочередную проверку знаний по охране труда в связи с вступлением в силу новых правил. Всем работодателям на основании ОКВЭД разослали предупреждение. Они должны отчитаться, что обучили сотрудников. Если сделать это с опозданием, будет внеплановая проверка и как итог — изменение категории риска.

Можно ли понизить категорию риска и сократить проверки

Да, можно. Для этого нужно направить заявление в свободной форме в ГИТ или через личный кабинет на портале Роструда.

Категорию снизят, если за 3 предыдущих года не было:

  • административных наказаний работодателя;
  • задолженности по зарплате;
  • производственного травматизма и смертельных несчастных случаев.

Категорию автоматически сменят без заявления в следующих случаях.

  1. На более высокую — если произошёл несчастный случай со смертью или изменились параметры деятельности организации. Например, увеличилась численность и теперь масштабы распространения последствий несчастных случаев стали шире.
  2. На более низкую — если в организации прошла проверка и не было выявлено нарушений.

Мораторий на плановые проверки в 2021 году

До 31 декабря 2021 г. не проводятся плановые проверки предприятий из реестра МСП. На внеплановые проверки мораторий не распространяется. Если вы относитесь к МСП, но вас нет в реестре, подайте заявление на сайте налоговой инспекции.

Временный мораторий распространяется не на все малые предприятия. В обычном порядке продолжат проверять следующие организации.

  1. Деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска.
  2. Социальной сферы, образования, здравоохранения, производства и обращения драгоценных камней.
  3. Где в течение трёх последних лет были выявлены грубые нарушения.

Что изменилось в проверках ГИТ в 2021 году

С 1 июля 2021 года действуют новые регламенты контроля. Изменения направлены на сокращение традиционных проверок и усиление предупредительных мероприятий.

  1. Максимальный срок проведения проверки сокращен с 20 рабочих дней до 10.
  2. Вместо плановой проверки может быть проведён инспекционный визит без предварительного уведомления. Продолжительность визита не более 1 рабочего дня и включает в себя осмотр, опрос, истребование документов.
  3. Появилась возможность освобождения от плановых проверок при условии заключения договора страхования рисков причинения вреда.
  4. По соглашению с ГИТ возможна замена плановых проверок мониторингом с обменом информацией в режиме реального времени.
  5. Контрольно-надзорные мероприятия будут отражаться онлайн в информационной системе.
  6. Документы можно предоставлять на проверку в электронном виде в личном кабинете на портале Роструда через сервис «Электронная проверка».
  7. При наличии признаков нарушений, не грозящих чрезвычайными ситуациями, вместо внеплановой проверки чаще будут направлять работодателям предостережение, об исполнении которого необходимо отчитаться в ГИТ в установленный срок.

Как избежать проверок ГИТ

Плановых проверок можно избежать, снизив категорию риска или воспользовавшись новыми возможностями из предыдущего раздела с 1 июля 2021 года.

Чтобы не нарваться на внеплановые проверки, придерживайтесь правил:

  • вовремя устраняйте и отчитывайтесь в ГИТ об исполнении предписаний. Опоздание с ответом — повод для внеплановой проверки;
  • ведите кадровый документооборот в полном объеме. Наиболее распространенный повод для внеплановой проверки — заявление сотрудников и иных лиц. Если у вас будут все необходимые документы, вы сможете решить вопрос на стадии предостережения или проведения ограниченной тематической проверки;
  • избегайте несчастных случаев на производстве. В любом подобном случае назначается расследование, а информация в инспекцию поступает из медицинских учреждений;
  • проводите спецоценку условий труда когда это нужно и публикуйте результаты на сайте компании. Если ГИТ проверит и не найдёт эту публикацию — может оштрафовать и назначить внеплановую проверку.

Роструд вправе самостоятельно инициировать внеплановую проверку, если на основании общедоступной информации сделает вывод об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан. При этом под угрозой причинения вреда жизни и здоровью понимаются не только чрезвычайные ситуации, но и:

  • невыплата заработной платы;
  • непредоставление отпусков;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
  • необеспечение средствами индивидуальной защиты;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку, медосмотр, психиатрическое освидетельствование если они обязательны;
  • ненадлежащее функционирование или отсутствие системы управления охраной труда;
  • отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • нарушение порядка предоставления гарантий и компенсаций работникам.

Избегайте этих нарушений и не обижайте сотрудников, чтобы их жалобы не привели к проверке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector