Комментарий к ст. 105.14 НК РФ

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Контролируемые сделки взаимозависимых и приравненных к ним лиц— 2021

22.04.2021

Под категорию контролируемых сделок попадают все соглашения между взаимозависимыми юрлицами, а также между приравненных к ним (ст.105.14 НК РФ). Кроме того, сделка должна соответствовать определенным критериям.

Таблица критериев контролируемых сделок в 2021 году в соответствии со ст.105.14 НК РФ

Какая сделка может рассматриваться как контролируемая

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Любые взаимозависимые или приравненные к взаимозависимым лица, являющиеся резидентами РФ

Любая сделка между лицами, признанными взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

•стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль, за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2–4 статьи 284 НК;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

• хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

• хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хоз. субъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

Сделка становится контролируемой, если:

• хотя бы одна из ее сторон вправе не платить налог на прибыль (например, применяет УСН) или является резидентом технопарка «Сколково», применяя нулевую ставку по соответствующему налогу, а иная сторона по сделке платит налог на прибыль или не участвует в проекте «Сколково»;

подп. 4, 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

Сделка становится контролируемой, если:

• хотя бы одна из ее сторон — участник регионального инвестпроекта в соответствии с критериями, указанными в п. 1 ст. 25.9 НК РФ или применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль в соответствии со ст.286.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 1 ст. 25.9 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если:

• одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ, а другая нет;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
ст. 275.2 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если:

• одна из ее сторон является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

• если сумма дохода по таким сделкам превышает 1 миллиард рублей за календарный год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если:

• ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
• нефть и нефтепродукты;
• сталь и иные черные металлы;
• алюминий и иные цветные металлы;
• минеральные удобрения;
• золото и иные драгметаллы;
• алмазы и другие драгоценные камни;

п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

• предмет сделки – товар, код которого входит в перечень, утвержденный приказом Минпромторга от 28.04.2018 № 1714

п. 6 ст. 105.14 НК РФ;
Приказ Минпромторга от 28.04.2018 № 1714

• обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год.

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, приравненные к взаимозависимым

Сделка при участии посредников между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

• Сделка признается контролируемой, если посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту

п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

• обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год.

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (предмет сделки — товары мировой биржевой торговли)

Сделка признается контролируемой, если:

• ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
• нефть и нефтепродукты;
• сталь и иные черные металлы;
• алюминий и иные цветные металлы;
• минеральные удобрения;
• золото и иные драгметаллы;
• алмазы и другие драгоценные камни;

п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

•предмет сделки – товар, код которого входит в перечень, утвержденный приказом Минпромторга от 28.04.2018 № 1714

п. 6 ст. 105.14 НК РФ;
Приказ Минпромторга от 28.04.2018 № 1714

•независимо от суммы, если одна из сторон сделки является нерезидентом

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделка признается контролируемой, если:

• сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

• обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год.

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Сделка признается контролируемой в любом случае вне зависимости от суммы, если ее участники признаются взаимозависимыми лицами или приравненными к взаимозависимым и одна из сторон сделки не является налоговым резидентом РФ

ст. 105.1 НК РФ;
п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070
Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

• обороты по таким сделкам с одним лицом (лицами) превышают 60 млн. руб. в год.

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Налоговый кодекс допускает, что не все сделки, соответствующие критериям в таблице признаются контролируемыми. Нельзя признать таковыми при следующих обстоятельствах (п. 4 ст. 105.14 НК РФ) :

— если стороны договора входят в одну консолидируемую группу. Исключение – это сделки с полезными ископаемыми, облагаемые по ставке в процентах. Либо договора, доходы по которым учитываются в базе по налогу на дополнительный доход от добычи углеводорода (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ ) ;

— стороны зарегистрированы в одном российском субъекте, и в других регионах не имеют ни филиалов, ни налоговых отчислений. При этом все участники не несут убытков (подп.2-3 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, П исьмо Минфина РФ от 06.08.2013 № 03-01-18/31694 ) ;

— договор связан с банковским кредитом или депозитом на срок не более недели (подп. 4 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) ;

— предмет соглашения – военно-техническое сотрудничество РФ с другой страной (подп. 5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) ;

— есть поручительства и гарантии по сделке (кроме банков) (подп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) ;

— все стороны соглашения – резиденты РФ, а предметом выступают беспроцентные займы (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) ;

— компании грозит банкротство, и банк уступает права-требования (подп. 8 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) .

Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

— в качестве года принимается один календарный год;

— доход рассчитывайте по всем договорам отдельно по каждому контрагенту и виду сделок без учета НДС;

— в совокупном годовом доходе учитываются доходы от сделки, которые признаются по правилам главы 25 НК. Доходы, полученные вне сделки, например дивиденды, доходы от переоценки ценных бумаг, возмещение убытков, договорные санкции и нереализованные курсовые разницы, в расчет не включайте. Также не учитывайте доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 НК;

— в расчет включают доходы, которые получили обе стороны сделки за весь календарный год. Например, если по одному договору вы продали товар взаимозависимому контрагенту, а по другому – этот же контрагент оказал вашей компании услуги, суммируйте доходы по двум контрактам. Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 248 НК и писем Минфина от 03.11.2017 № 03-12-11/1/72800, от 21.03.2017 № 03-12-11/1/16105, от 11.12.2015 № 03-01-18/72842, от 03.12.2014 № 03-01-18/62029, от 29.04.2014 № 03-01-РЗ/20100, от 13.01.2014 № 03-01-18/349, от 09.07.2013 № 03-01-18/26448, от 17.07.2013 № 03-01-18/28094, от 17.10.2012 № 03-01-18/8-143, от 01.10.2012 № 03-01-18/7-133, от 11.05.2012 № 03-01-18/3-59, пункта 7 письма ФНС от 01.11.2013 № ОА-4-13/19652.

Сделки с взаимозависимыми лицами из стран, входящих в ЕАЭС, признаются контролируемыми на общих основаниях, независимо от объема доходов (письмо Минфина от 04.09.2015 № 03-01-11/51070).

Если иностранная организация зарегистрирована в офшорной зоне, но действует через постоянное представительство в России, сделки с ней приравниваются к контролируемым. Считается, что иностранная организация и ее постоянное представительство – это одно лицо. Поэтому, чтобы определить годовой доход, их доходы нужно суммировать. Об этом сказано в письме Минфина от 17.02.2017 № 03-12-11/1/9340.

Начиная с 2021 года, изменился срок представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях (КИК) для физических лиц – теперь необходимо представить уведомления не позднее 30 апреля. Изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ.

Для юридических лиц срок представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях остался прежним – не позднее 20 марта.

Уведомление о КИК необходимо представить независимо от финансового результата деятельности такой иностранной компании.

Изменилась и мера ответственности за несвоевременное представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК. Нарушение сроков влечет взыскание штрафа в размере 500 тысяч рублей по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо представлены недостоверные сведения (пункт 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации). Ранее сумма штрафа составляла 100 тысяч рублей.

Налогоплательщик-контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании, представляя следующие документы (пункт 5 статьи 25.15 Налогового кодекса РФ):

1) финансовую отчетность КИК, составленную в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за финансовый год;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

— организациями – вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (не позднее 29 марта);

— физическими лицами – вместе с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях (то есть не позднее 30 апреля).

Теперь налоговые органы имеют право истребовать документы, необходимые для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения, или документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК. Указанные документы должны быть представлены контролирующим лицом в течение месяца (статья 25.14-1 Налогового кодекса РФ).

За непредставление налоговому органу документов в установленный срок либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрен штраф в размере одного миллиона рублей (пункт 1.1-1 статьи 126 Налогового кодекса РФ). Указанная ответственность применяется исключительно к подтверждающим документам, представляемым в отношении налоговых периодов начиная с 2020 года.

Проект поправок в НК РФ – соглашения о ценообразовании, а также иные вопросы

27 марта 2020 года Минфин России разместил уточненную редакцию законопроекта «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании» (далее – Законопроект).

Данный Законопроект направлен на совершенствование процесса заключения соглашения о ценообразовании (далее – СОЦ), уточнение условий признания сделок контролируемыми, а также внесение некоторых других точечных изменений в действующие положения НК РФ.

Изменения в порядке заключения СОЦ

Среди основных позитивных изменений, предусмотренных Законопроектом, можно выделить следующие:

  1. Предоставление возможности налогоплательщикам, совершившим внешнеторговую сделку и обратившимся за СОЦ с участием зарубежных налоговых органов, закрепить в рамках СОЦ метод контроля цен, предусмотренный законодательством иностранного государства. Данная возможность предоставляется при условии сопоставимости результатов, полученных от применения данного метода с результатами, полученными от применения метода, предусмотренного ст. 105.7 НК РФ.
  2. Предоставление возможности заключения одностороннего СОЦ в случае, если по результатам процесса рассмотрения проекта СОЦ между налоговыми органами РФ и иностранного государства не будет достигнуто взаимное согласие.
  3. Введение ограничения на проведение проверки по сделкам, в отношении которых налогоплательщик обратился с заявлением о заключении СОЦ в случае, если не принято решение о заключении либо об отказе.
  4. Изменение порядка определения срока процедуры: срок рассмотрения заявления на заключение СОЦ, а также прочих документов предлагается исчислять с даты подачи заявления (в настоящий момент срок определяется с даты подачи заявления и всех сопутствующих документов). Данная поправка позволит минимизировать риск затягивания процесса заключения СОЦ.
  5. Исключение необходимости представлять документы, которые уже находятся в распоряжении налоговых органов (в рамках процедуры рассмотрения заявления на СОЦ).
  6. Предоставление возможности распространения срока действия СОЦ, заключенного в результате повторного обращения налогоплательщика, на период с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился с заявлением о заключении СОЦ первично, и до дня вступления в силу указанного СОЦ в случае, если по результатам рассмотрения первичного обращения было принято решение об отказе по причине недостижения взаимного соглашения с налоговым органом иностранного контрагента.

В то же время важно обратить внимание на следующие ключевые изменения, обуславливающие для налогоплательщиков необходимость проведения значительной предварительной подготовки, а также учета всех возможных последствий при принятии решения о подаче заявления:

1. Существенное расширение списка причин для отказа в заключении СОЦ – выделены следующие дополнительные основания:

— недостижение взаимного соглашения с налоговым органом иностранного контрагента;

— непредставление дополнительных сведений в установленном порядке и в срок;

— несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта СОЦ;

— несогласие налогоплательщика с решением о заключении СОЦ, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания СОЦ, в т.ч. в форме неявки для подписания.

2. Введение особого порядка в отношении проверок по контролируемым сделкам: в отношении тех сделок, по которым было подано заявление о заключении СОЦ и был получен отказ в заключении, срок назначения проверки исчисляется с даты принятия решения об отказе (2 года с момента такого решения). Более того, увеличивается период, за который могут быть проверены контролируемые сделки, с 3 до 5 лет.

3. Существенное увеличение сроков рассмотрения СОЦ в отношении внешнеторговой сделки с участием зарубежных налоговых органов: 24 месяца со дня получения заявления. При этом срок рассмотрения может быть продлен до 27 месяцев, а также приостановлен на период представления документов от налоговых органов иностранного государства в рамках проведения взаимосогласительной процедуры, предусмотренной соглашением об избежании двойного налогообложения.

4. Ограничение срока предоставления налогоплательщиком документов по дополнительному запросу в рамках СОЦ 10 рабочими днями с даты получения запроса, а срока предоставления доработанного проекта СОЦ и документов по контролируемой сделке – 30 рабочими днями с даты получения налогоплательщиком соответствующего решения.

5. Предусмотрена обязанность налогоплательщика уведомить налоговый орган в письменной форме о подаче заявления о заключении СОЦ иностранным контрагентом не позднее 6 месяцев с даты представления налогоплательщиком данного заявления.

Прочие поправки

В рамках Законопроекта предлагается уточнить также ряд положений, касающихся определения контролируемых сделок. Данные изменения призваны:

  1. Обеспечить корректное применение статьи 105.14 НК РФ в отношении внешнеторговых сделок, предметом которых являются черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, путем устранения расхождения между условиями признания сделок контролируемыми, установленными пп. 2 п. 1 и п. 5 ст. 105.14 НК РФ. В результате, внешнеторговые сделки с указанными группами товаров по сделкам с независимыми лицами могут стать контролируемыми при включении соответствующих кодов ТНВЭД в приказ Минпромторга России от 28 апреля 2018 года № 1714.
  2. Закрепить на законодательном уровне правило, ранее отраженное в разъяснениях Минфина России касательно расчета порогов. Для лиц, получающих доходы по сделкам и не исчисляющих налог на прибыль организаций в соответствии с положениями НК РФ, предполагается определение расчетной величины суммы доходов по сделкам для признания их контролируемыми с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.

Ожидается, что Законопроект будет принят в 2020 году и вступит в силу с 1 января 2021 года. Его положения будут применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым будут признаваться в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2021 года. Подробнее ознакомиться с Законопроектом можно, пройдя по ссылке.

Специалисты КПМГ будут рады подробно ответить на интересующие вас вопросы в связи с данным Законопроектом и оказать содействие в получении СОЦ, а также по иным вопросам, связанным с применением законодательства по ТЦО.

Коды товаров ТН ВЭД, сделки по которым признаются контролируемыми

Комментарий к Приказу Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации»

Приказ Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 вступил в силу 30 декабря 2012 г. Этим документом утвержден Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми по статье 105.14 Налогового кодекса РФ.

О контролируемых сделках

Сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным, являются контролируемыми сделками. Среди них значатся:

— сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе сделки по реализации товаров (работ, услуг), совершаемые с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);

— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);

— сделки, одной стороной которых является лицо, зарегистрированное в офшорной зоне (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Справка: офшорными зонами являются государства и территории, предоставляющие льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств и территорий утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

О сделках в области внешней торговли товарами МБТ

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

— нефть и товары, выработанные из нефти;

— драгоценные металлы и драгоценные камни (п. 5 ст. 105.14 НК РФ).

Коды перечисленных товаров, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются Минпромторгом России. Это указано в п. 6 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ. Согласно этому положению Министерство промышленности и торговли утвердило опубликованным Приказом необходимый Перечень кодов.
Отметим, что есть еще одно условие, когда сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми. Это превышение суммы доходов по таким сделкам, если они совершены с одним лицом за соответствующий календарный год, которое составит 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
Внешнеторговые сделки признаются контролируемыми по общему правилу п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ независимо от того, какие товары являются их предметом, если они произведены между взаимозависимыми лицами. Это следует из Письма Минфина России от 24.04.2012 N 03-01-18/3-57.

О новом Перечне кодов

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза вместе с Единым таможенным тарифом Таможенного союза утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. В соответствии с этой ТН ВЭД утвержден Перечень кодов на нефть и товары, вырабатываемые из нефти, цветные металлы, драгоценные металлы.
Согласно данному Перечню сделки в области внешней торговли являются контролируемыми в отношении, например, таких товаров:

— нефть сырая плотностью при 20°C не менее 906 кг/куб. м, но не более 967 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 1,98 мас.%, но не более 2,34 мас.% (код ТН ВЭД — 2709 00 900 1);

— нефть сырая плотностью при 20°C не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 980 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.% (код ТН ВЭД — 2709 00 900 2);

— нефть сырая плотностью при 20°C не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.% (код ТН ВЭД — 2709 00 900 3);

— нефть сырая плотностью при 20°C не менее 750 кг/куб. м, но не более 900 кг/куб. м и с содержанием парафина не менее 4 мас.% (код ТН ВЭД — 2709 00 900 4);

— бензины моторные прочие с содержанием свинца с октановым числом менее 95 (по исследовательскому методу) (код ТН ВЭД — 2710 12 410 0);

— бензины моторные прочие с содержанием свинца с октановым числом 95 и более, но менее 98 (по исследовательскому методу) (код ТН ВЭД — 2710 12 450 0);

— бензины моторные прочие с содержанием свинца с октановым числом 98 и более (по исследовательскому методу) (код ТН ВЭД — 2710 12 490 0);

— катоды и секции катодов из меди рафинированной (код ТН ВЭД — 7403 11 000 0) и т.д.

Уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).
Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях. Их налогоплательщику необходимо направлять в налоговый орган в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядок такого представления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Комментарий к ст. 105.14 НК РФ

  • Статья 105.14 НК РФ: значение и структура
  • Критерии оценки сделок
  • Приравнивание сделок к осуществленным зависимыми лицами
  • Сделки, подлежащие обязательному контролю
  • Неподконтрольные сделки
  • Контроль по сделкам, не соответствующим критериям обязательного контроля
  • Процедура и последствия контроля
  • Итоги

Ст. 105.14 НК РФ определяет круг сделок, осуществляемых между взаимозависимыми лицами, в отношении которых обязателен налоговый контроль, и приводит перечень операций, не подлежащих такому контролю. Рассмотрим их подробнее.

Статья 105.14 НК РФ: значение и структура

Ст. 105.14 НК РФ описывает те условия, при которых сделки, осуществленные между взаимозависимыми лицами, становятся подлежащими обязательному налоговому контролю. Взаимная зависимость возникает в ситуациях (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), когда:

  • юр- или физлицо прямо или косвенно участвует в одной или одновременно в нескольких организациях в доле, превышающей 25% (подп. 1–3);
  • юр- или физлицо может определять до 50% состава исполнительных органов юрлица (подп. 4–6);
  • физлицо занимает должность единоличного исполнительного органа в организации или одновременно в нескольких юрлицах (подп. 7, 8);
  • имеет место преемственность участия юр- или физлица в цепочке организаций, и общая доля этого участия составляет больше 50 % (подп. 9);
  • между физлицами существуют служебные отношения с должностной подчиненностью или близкородственные связи (подп. 10, 11).

О том, как родственные взаимоотношения влияют на освобождение от НДФЛ подаренного и унаследованного имущества, читайте в статье «Ст. 217 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Однако ст. 105.14 НК РФ к сделкам, подлежащим контролю, относит не только операции между взаимозависимыми участниками, являющимися таковыми в соответствии с критериями, перечисленными в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, но и сделки, приравниваемые к совершаемым зависимыми лицами.

Цель такого контроля заключается в выявлении ситуаций занижения доходов (выручки и прибыли) и, соответственно, налогов, зависящих от этих параметров (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • НДПИ;
  • НДС.

Текст ст. 105.14 НК РФ разбивается на 4 части, содержащие:

  • критерии отнесения сделок к операциям, приравниваемым к совершаемым с зависимыми лицами (п. 1);
  • признаки, по которым сделки признают подлежащими обязательному контролю (пп. 2, 3, 5–9, 11);
  • критерии, позволяющие считать сделку неконтролируемой (п. 4);
  • условия отнесения сделок, не отвечающих обязательным критериям подконтрольности, к контролируемым (п. 10).

Критерии оценки сделок

Оценка сделок для целей отнесения их к контролируемым производится по ряду признаков, причем понятие этих признаков при необходимости поясняется в тексте ст. 105.14 НК РФ:

  • Существование между лицами зависимости или признаков приравнивания к ней (п. 1).
  • Территория осуществления сделок (подп. 3 п. 1; п. 2).
  • Величина полученных продавцом по сделкам с каждым из зависимых лиц за год доходов (подп. 1 п. 2; пп. 3, 7). Определяется по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9).
  • Вид осуществляемой деятельности (подп. 2 п. 1; подп. 2 и 6 п. 2; пп. 5, 11). Источники получения информации о некоторых применяемых по ним кодах и принятых понятиях об определенной деятельности указаны, соответственно, в п. 6 и п. 8.
  • Применение спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 3–7 п. 2).

Эти признаки по-разному сочетаются в конкретных основаниях отнесения сделок к контролируемым. Ряд из них имеет значение для определения неподконтрольности операций.

Приравнивание сделок к осуществленным зависимыми лицами

Отнесению к числу приравниваемых к операциям между взаимозависимыми лицами подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) сделки:

  • По реализации товаров (работ, услуг), совершенные между зависимыми лицами через посредников, не связанных с продавцом и конечным покупателем зависимостью, если лица, выступающие посредниками, осуществляют в таких сделках только функции перепродажи, не вкладывая в них каких-либо существенных своих затрат (подп. 1). При этом в качестве реализованных будут учитываться и безвозмездно переданные товары, работы, услуги (п. 1 ст. 39 НК РФ).
  • Внешнеторговые (подп. 2), совершенные с нефтью и товарами, произведенными из нее, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями (п. 5) на сумму, составляющую по операциям с каждым из лиц более 60 млн руб. (п. 7).
  • С участием лиц-резидентов офшорных зон, в т. ч. имеющих там постоянные представительства (подп. 3), совершенные с каждым из лиц на сумму более 60 млн руб. (п. 7).

Сделки, подлежащие обязательному контролю

Обязательный контроль осуществляется при операциях между зарегистрированными в РФ лицами, взаимная зависимость между которыми установлена, если одновременно имеет место еще хотя бы один из следующих моментов (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • Доход по операциям с зависимым лицом превысил 1 млрд руб. (подп. 1).
  • Сделки совершаются в отношении полезного ископаемого, и одна из сторон-участниц платит НДПИ (подп. 2). При этом объем сделок оказался больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон применяет спецрежим ЕСХН или ЕНВД (подп. 3), и объем сделок с ней превысил 100 млн руб. (п. 3). При этом среди участников операций есть лица, не применяющие подобные режимы (подп. 3).
  • Одна из сторон имеет освобождение от платежей по налогу на прибыль или в связи с участием в проекте «Сколково» использует по нему ставку 0%, при этом другая сторона не применяет подобных льгот (подп. 4). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон пользуется льготой по налогу на прибыль как резидент (участник) особой (свободной) экономической зоны, при этом другая сторона не имеет права на подобную льготу (подп. 5). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон определяет базу по прибыли в особом порядке в связи с ведением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, при этом у другой стороны не имеется права на подобную льготу (подп. 6). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон (или обе) как участник инвестиционного проекта имеет право на ставку 0% по налогу на прибыль или применение пониженной региональной ставки по нему (подп. 7). При этом объем сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).

Подробнее о существующих льготах по налогу на прибыль читайте в материале «Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2014–2015?»

Неподконтрольные сделки

Не будут признаваться подлежащими контролю сделки, даже если они отвечают критериям отнесения к приравниваемым к осуществленным зависимыми лицами или к подлежащим обязательному контролю, если (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны представлены участниками одной консолидированной группы, но речь при этом не идет о продаже полезного ископаемого, облагаемого НДПИ (подп. 1);
  • стороны имеют регистрацию в одном и том же субъекте РФ, не располагают подразделениями за его пределами (и, соответственно, не платят в иных субъектах налог на прибыль), работают без убытков и сделки между ними не отвечают критериям, требующим обязательного контроля по основаниям, связанным с уплатой НДПИ, применением спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 2);
  • стороны, совершающие сделки в отношении добытого углеводородного сырья, делают это в связи с одним и тем же месторождением (подп. 3);
  • сделки относятся к межбанковским кредитам со сроком погашения не более 7 дней (подп. 4);
  • сделки совершаются в определенных законодательством рамках сотрудничества РФ с иностранными государствами в военно-технической области (подп. 5).

Контроль по сделкам, не соответствующим критериям обязательного контроля

Возможно признание контролируемыми сделок, по формальным признакам не подлежащих обязательному контролю, если для этого возникнут соответствующие основания. Такими основаниями могут стать:

  • Привлечение к сделке больше чем 2 лиц, что происходит при участии, например, посредников в ней.
  • Признание сделки частью группы аналогичных сделок, осуществленных с целью исключения возможности отнесения ее к контролируемым (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Эта процедура осуществляется в судебном порядке по представлению федерального органа, осуществляющего налоговый контроль.

Процедура и последствия контроля

За налогоплательщиками, составляющими стороны сделок, отвечающих критериям контролируемых, законодательно закреплена обязанность уведомления налоговых органов о совершенных ими за прошедший год сделках, подлежащих налоговому контролю (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

Как оформить документ, извещающий о таких операциях, читайте в статье «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

Контроль над ценами, применяемыми при таких сделках, и, соответственно, за полнотой отражения доходов и исчисления налогов по ним осуществляет ФНС в специальном порядке, приведенном в гл. 14.5 НК РФ. Налогоплательщики по запросам ФНС обязаны предоставлять информацию, необходимую для проведения такого контроля (п. 1 ст. 105.15 НК РФ).

Если занижение доходов и налогов в результате проверки не выявлено, то она не будет иметь последствий для налогоплательщика. В случае обнаружения занижения налоговых баз по контролируемым налогам или завышения убытка ФНС соответствующим образом откорректирует эти базы (п. 5 ст. 105.3 НК РФ). Допускается выполнение такой корректировки налогоплательщиком самостоятельно (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) с подачей ее в ИФНС не позже срока, установленного для подачи деклараций за налоговый период.

Итоги

Критерии признания сделок контролируемыми или не подлежащими налоговому контролю имеют важное значение при осуществлении операций с зависимыми лицами. Если они оказываются контролируемыми, это налагает на налогоплательщика ряд дополнительных обязанностей, вызывает проведение процедуры специального налогового контроля над уровнем примененных при таких сделках цен и может иметь следствием доначисление налогов, зависящих от доходов.

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО