Кто является представителями работников в социальном партнерстве?

Социальное партнерство

Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Правовой основой социального партнерства в Красноярском крае являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные международные нормы, договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, настоящий Закон, другие законы Красноярского края, а также иные нормативные правовые акты, акты социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства в Красноярском крае включает следующие элементы:

а) действующие на соответствующих уровнях органы социального партнерства: трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения;

б) соглашения, коллективные договоры, а также иные акты, принимаемые сторонами социального партнерства в пределах их компетенции;

в) процедуры ведения консультаций и переговоров по социально-трудовым вопросам, а также процедуры заключения (изменения) коллективных договоров и соглашений.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов (далее — профсоюзы), или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Органами социального партнерства на краевом, отраслевом и территориальном уровнях являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут создаваться на краевом, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства. На районном уровне органом социального партнерства является территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на территории района.

Правовые основы организации и функционирования в Красноярском крае системы социального партнерства в сфере труда с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия определяет Закон Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве».

© Администрация Березовского района

662520, Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Центральная, 19
Телефон: +7 (391) 268-05-13, +7 (39175) 2-12-16, 2-15-61
Факс: +7 (39175) 2-15-61
E-mail: berezowka24@yandex.ru

Администратор портала: +7 (39175) 2-12-16, 2-15-61

Статья 29 ТК РФ. Представители работников (действующая редакция)

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29 ТК РФ

1. Часть 1 ст. 29 перечисляет организации, которые могут представлять интересы работников, прежде всего это профсоюзы и их объединения.

Представлять интересы работников может и первичная профсоюзная организация, а также иные представители, избранные работниками.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.

Согласно Закону о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Таким органом может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

2. Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило. В том случае, когда такая организация не создана или не объединяет большинство работников, в соответствии со ст. 31 ТК могут быть избраны иные представители (см. коммент. к ст. 31).

3. На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях — при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической политики — работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.

4. В зависимости от уровня социального партнерства представителями работников могут выступать общероссийские профсоюзы (их объединения), региональные объединения профсоюзов, территориальные либо первичные организации профессиональных союзов.

Представители в социальном партнерстве работников и работодателей

Субъекты социального партнерства

Практически реализация социального партнерства происходит посредством представителей сторон рассматриваемых правовых институтов трудового права. Представители работников и работодателей имеют свой субъектный состав, зависящий от целей и степени социального партнерства.

В широком смысле подобные цели способны носить общий характер, который характерен для социального партнерства в целом, а также специфический характер, который состоит в достижении необходимых социальных и трудовых целей.

Представители сотрудников организации в процессе достижения общих целей, характерных для социального партнерства, могут включать:

  • профсоюзы (объединение профсоюзов);
  • профсоюзные организации, которые предусматриваются уставами профсоюзов общероссийского и межрегионального уровня;
  • прочие представители, избрание которых осуществляют работники в случаях, рассматриваемых главами ТК.

Состав представителей социального партнерства

Для того, чтобы достичь специфические цели, включая проведение коллективных переговоров, составление, заключение или изменение коллективных договоров, контроль их выполнения, реализацию права участвовать в управлении компанией, ведение трудовых споров персонала и работодателя, интересы сотрудников представляет первичная профсоюзная организация. Также она может работать от лица иных представителей, включая профсоюзы, территориальные организации, их объединения, которых выбирают сотрудники в случаях:

  • проведения коллективных переговоров, разрешения коллективных трудовых споров;
  • заключение или изменение соглашений,
  • контроля выполнения договоров и соглашений,
  • формирования и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений персонала.

Разрешение коллективных трудовых споров в случае локального регулирования посредством представителей персонала происходит за счет профсоюза в качестве первичной организации или иных представительных органов.

В ситуации, когда регулирование социально-трудовых отношений находится за пределами организации, персонал может быть представлен профсоюзами различного уровня.

Наряду с этим, рассматриваемые случаи представительства сотрудников обладают определенными особенностями.

Представление интересов сотрудников с помощью первичных профсоюзных организаций и их органов проводится, главным образом, по отношению к сотрудникам, которые являются участниками определенного профсоюза. Тем не менее, как указано в содержании ст. 9 Закона о профсоюзах, если подобное членство отсутствует, то это не должно являться препятствием для реализации персоналом собственных трудовых прав и свобод. По этой причине в случаях и порядке, установленных в статьях ТК, интересы всего персонала определенного работодателя, вне зависимости от их членства в профсоюзе, в случае проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, а также в случае рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров персонала и работодателя, должна представлять первичная профсоюзная организация.

Помимо этого, сотрудники, которые не являются участниками определенного профсоюза, вправе дать полномочия органу первичной профсоюзной организации представлять их интересы в области решения вопросов индивидуальных трудовых отношений и напрямую связанных с ними отношений при условии, которое установила данная первичная профсоюзная организация.

На практике трудовые и прочие связанные с ними отношения относительно часто характеризуются возникновением ситуаций, при которых сотрудники не объединены в профсоюзы. Это связано с тем, что подобные объединения производятся лишь на добровольных началах. Может иметь место ситуация, в которой ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не способна объединить больше 50 % сотрудников определенного работодателя. По этой причине она не им и не уполномочена в указанном выше порядке нет полномочий представлять интересы персонала в социальном партнерстве на локальном уровне.

Наряду с этим, подобное положение не может определять ограничение на права указанных сотрудников иметь представительство в социальном партнерстве. В такой ситуации на общем собрании (конференции) сотрудников с целью осуществить указанные полномочия тайным голосованием из числа сотрудников избирается представитель, то есть представительный орган работников. В качестве подобного представительного органа могут выступать: трудовые коллективы, орган общественной самодеятельности и др.

Тем не менее, наличие другого представителя не является препятствием для того, чтобы первичная профсоюзная организация осуществляла собственные полномочия.

Вместе с добровольными (диспозитивными) характеристиками создания представительных органов сотрудников, трудовое законодательство (например, ст. 32) включает императивные нормы. В соответствии с ними работодатели должны создавать условия, которые обеспечат работу представителей сотрудников.
Эти условия закрепляются в трудовых нормах, коллективных договорах, соглашениях.

Классификация представителей работодателя

В соответствии с целями социального партнерства представители работодателя классифицируются на 3 категории.
Первая из них включает руководителя предприятия в лице работодателя, индивидуального предпринимателя (лично) или уполномоченных им лиц.

Эти лица вправе представлять интересы работодателя в нескольких ситуациях:

  • проведение коллективных переговоров;
  • заключение, изменение коллективных договоров;
  • рассмотрение, разрешение коллективных трудовых споров персонала и работодателя.

Вторая категория включает объединения работодателей, которые представляют собой некоммерческие предприятия. Они формируются на добровольных началах работодателями для представления интересов и защиты прав своих участников во взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, профсоюзами.

Эти органы вправе представлять интерес работодателя в нескольких ситуациях:

  • проведение коллективных переговоров;
  • заключение, изменение определенных соглашений;
  • разрешение коллективных трудовых споров, касающихся заключения (изменений) коллективных договоров и соглашений;
  • формирование и работа комиссии по регулированию социальных и трудовых отношений.

Замечание 3

Особенности правового положения объединений работодателей контролирует № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

Третья группа включает представителей работодателя. Их финансирование осуществляется из соответствующих бюджетов: федерального государственного учреждения, государственного учреждения субъекта РФ, муниципального учреждения и прочих организаций. В число этих представителей можно включить федеральные органы исполнительной власти государства и субъектов, прочие органы государства, органы местного самоуправления. Они ведут свою работу в процессе:

  • проведение коллективных переговоров;
  • заключение (изменение) соглашений;
  • разрешение коллективных трудовых споров в области изменения или составления соглашений;
  • контроля выполнения соглашений;
  • формирования комиссий.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Социальное партнерство

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО реализуется на принципах равноправия, уважения и учета интересов сторон; соблюдения ими законов и других нормативно-правовых актов; свободы выбора и добровольности принятия решений; обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственности за их невыполнение.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях.

В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ на государственном, региональном и территориальном уровнях участвует, как правило, три стороны – представители работодателей, работников, органов власти; на отраслевом и локальном уровнях – представители работодателей и работников.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО между работодателями и работниками, а также их представителями реализуется через:

  • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников и их представителей в управлении организациями;
  • проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере.

Основным актом социального партнерства на локальном уровне является КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, заключаемый в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ).
Вопросы, которые на основании Трудового кодекса РФ должны быть отражены в коллективном договоре:

  • увеличение ежедневной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, если такая норма закреплена отраслевым соглашением (на краевом уровне закреплено только в соглашении по учреждениям здравоохранения) (ст. 94 ТК РФ) при соблюдении недельного режима рабочего времени;
  • список работ, где продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время (ст. 96 ТК РФ);
  • перечень должностей с ненормированным рабочим днем и продолжительность этого отпуска (ст. 101, 119 ТК РФ);
  • графики сменности являются приложением к коллективному договору (чт.103 ТК РФ);
  • формы и системы оплаты труда, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, премирования ( ст. 135 ТК РФ).
  • установление доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст.149 ТК РФ);
  • повышенные или дополнительные компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч.3 ст.219 ТК РФ).

Порядок заключения коллективного договора регулируется разделом II Трудового кодекса РФ (статьи 40-51).

За консультацией о порядке заключения коллективного договора Вы можете обратиться в государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения в муниципальном образовании» по месту нахождения организации.

Кто является представителями работников в социальном партнерстве?

  • Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей
  • Как стать представителем работников?
  • Гарантии для представителей работников
  • Ответственность представителей
  • Итоги

Представителями работников в социальном партнерстве являются лица, имеющие право выступать от имени трудового коллектива в силу предоставленных им на это полномочий. Рассмотрим, кто может быть таким представителем и на каком основании.

Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей

Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).

На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.

О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.

Как стать представителем работников?

Коллектив (или коллективы) работников может быть представлен в одном из следующих вариантов:

  • профсоюзной организацией;
  • избранным непрофсоюзным органом.

В случае представления интересов работников профсоюзной организацией в работе комиссии, как правило, участвует руководитель этого профсоюза. При ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора профсоюз обязан быть представителем всего коллектива работников, даже если не все из них являются его членами, в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):

  • в этой профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • работники являются членами нескольких разных профсоюзов, и эти профсоюзы объединились, создав единый орган для представления в переговорах интересов большей части работников;
  • общее собрание членов трудового коллектива поручило именно этой профсоюзной организации ведение переговоров от их имени.

Когда необходимо представить группу трудовых коллективов, в число лиц, представляющих их от имени профсоюзов, включают пропорциональное число делегатов от каждой из профсоюзных организаций либо делегируют представительские полномочия самой многочисленной из этих организаций. Представители, избранные от нескольких коллективов, до начала функционирования основного рабочего органа социального партнерства обсуждают вопросы, намеченные к рассмотрению в процессе его работы, формируют общую позицию по ним и во время работы комиссии действуют как единый орган.

На уровнях социального партнерства выше локального (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) интересы работников, как правило, представляют профсоюзные объединения соответствующего уровня.

Избрание непрофсоюзного выборного органа происходит на общем собрании членов трудового коллектива (или коллективов) в ситуациях, когда:

  • соответствующий профсоюзный орган не создан или работники не являются его членами;
  • имеется несколько профсоюзных организаций, в которых по отдельности или совместно состоит меньшая часть работников, и ни одной из этих организаций не поручено представление интересов всего трудового коллектива.

Гарантии для представителей работников

За работодателем законодательно закреплена обязанность создавать условия, обеспечивающие для представителей работников в социальном партнерстве возможность их полноценной работы (ст. 32 ТК РФ).

Профсоюзный орган должен быть бесплатно обеспечен (ст. 377 ТК РФ):

  • подходящим для работы помещением;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • средствами информирования об осуществляемой профсоюзом деятельности.

Для работников, уполномоченных представлять трудовой коллектив, предусмотрены следующие права (ст. 39 ТК РФ), допускающие возможность:

  • освобождения их от основной работы на время работы комиссии, но не более чем на 3 месяца;
  • сохранения за ними места работы и среднего заработка на этот период;
  • компенсации им всех затрат, связанных с участием в работе комиссии, в т. ч. затрат по оплате услуг приглашенных со стороны специалистов, если такое условие будет содержаться в заключенном в результате переговоров документе;
  • привлечения к дисциплинарной ответственности, перевода на другую работу или увольнения по инициативе работодателя только по согласованию с коллективом, избравшим его представителем своих интересов, если совершенный дисциплинарный проступок не относится к допускающим увольнение за его совершение.

Об установленных законодательством видах дисциплинарной ответственности и о тех нарушениях, за которые возможно увольнение, подробнее читайте в статье «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Ответственность представителей

Законодательство (гл. 9 ТК РФ) устанавливает для обеих сторон ответственность за неисполнение своих обязанностей, связанных с представительством в социальном партнерстве в виде штрафа:

  • за уклонение от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора (соглашения) или отказ от его подписания;
  • непредоставление нужной для ведения переговоров или контроля за выполнением заключенного договора (соглашения) информации;
  • нарушение по их вине обязательств, установленных принятым договором (соглашением).

Конкретные размеры штрафов за данные нарушения определены в ст. 5.28–5.31 КоАП РФ и относятся только к работодателю.

Итоги

Коллектив работников участвует в социальном партнерстве через своего представителя, который может быть либо выдвинут профсоюзным органом, либо избран на общем собрании членов трудового коллектива. Представители имеют право на ряд гарантий, связанных с порученными им функциями, и несут ответственность за их неисполнение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО