Квалификационные требования к водителям транспортных средств

Квалификационные требования — Водитель автотранспортных средств категории «B»

Инструкция для должности «Водитель автотранспортных средств категории «B»«, представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69. Автомобильный транспорт», который утвержден приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. N 136. С изменениями, утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 04.09.2008 г. N 1097.
Статус документа — ‘действующий’ .

Квалификационные требования
Полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей автотранспортных средств). Специальная подготовка по типовыми учебными планами и программами подготовки водителей автотранспортных средств категории «В» и квалификационная аттестация. Без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: законодательство Украины об автомобильном транспорте и дорожном движении; правила дорожного движения; правила перевозки грузов (в том числе опасных, негабаритных), порядок и условия перевозки пассажиров и багажа; назначение, расположение, устройство, принцип действия агрегатов, составляющих единиц, механизмов и систем автотранспортных средств категории «B» и правила их технической эксплуатации; устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания прицепов; основы управления автотранспортными средствами; возможные причины дорожно-транспортных происшествий и способы предотвращения; причины возникновения неисправностей, способы их выявления и устранения; характер влияния природных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения; порядок проведения технического обслуживания; правила безопасного ведения работ, противопожарной безопасности и санитарии во время технического обслуживания автотранспортного средства и при работе на линии; особенности пользования эксплуатационными материалами (топливо, масла, смазки, электролит, антифриз и другое); правила хранения автотранспортных средств на открытой стоянке и в гараже; правила оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествий; правовые основы и ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, нанесение материального ущерба и вреда окружающей среде.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Руководит автомобильными транспортными средствами, которые относятся к категории «B» (управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми), при разных дорожных условиях. Выполняет требования правил дорожного движения, правил перевозок грузов, пассажиров и багажа. Обеспечивает надлежащее техническое состояние автотранспортного средства. Буксирует автоприцеп разрешенной максимальной массой до 750 кг. Проверяет техническое состояние автотранспортного средства перед выездом на линию и после возвращения из рейса. Обеспечивает исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Выполняет работы по ежедневному техническому обслуживанию автотранспортного средства. Подает автотранспортное средство под погрузку и разгрузку или к месту посадки и высадки пассажиров. Контролирует правильность загрузки, размещения и крепления грузов в кузове автотранспортного средства малой грузоподъемности, а также порядок размещения пассажиров в легковых автомобилях. Устраняет технические неисправности, которые возникают во время работы автотранспортного средства на линии и не требуют разборки главных механизмов. Выполняет регулировочные работы. Заправляет автомобильные транспортные средства топливом и другими эксплуатационными материалами. Оформляет дорожную документацию. Оказывает первую помощь пострадавшим во время дорожно-транспортных происшествий.

Квалификационные требования к работникам автомобильного транспорта: какие изменения?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742 с 01.01.2021 был отменен 231 нормативный правовой акт, касающийся всей транспортной отрасли, в том числе и автотранспортной. Еще 20 НПА отменяются с 01.03.2021, и еще 2 — с 01.01.2022.

В настоящее время действуют профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2021, определенные в Приказе Минтранса России от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Теперь приказ ссылается на конкретный пункт Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и четко разделяет коммерческих перевозчиков и перевозчиков для собственных нужд. На перевозчиков для собственных нужд квалификационные требования не распространяются. Значительно изменились требования к работникам, обеспечивающим БДД. Теперь к ответственным за БДД не предъявляются требования иметь высшее образование, но появились требования к стажу работы в области обеспечения БДД не менее 3 лет для работников со средним профессиональным образованием. К работникам с высшим образованием такие требования не предъявляются. Работникам автопредприятий в период действия последней редакции отмененного приказа (с 2017 по 2020 гг.) было очень сложно, в некоторых случаях пришлось отказать в работе специалистам со средним профессиональным (профильным) образованием, добросовестно проработавшим на должности ответственного за БДД не один десяток лет. Теперь справедливость восстановлена.

Полностью исключены требования к диспетчеру, что вызывает определенные сомнения, так как не может любой человек с улицы организовывать работу автотранспорта на определенных маршрутах, видимо, этот момент должен урегулировать работодатель в своих ЛНД.

Изменились требования к контролеру технического состояния транспортных средств, аттестация теперь не нужна, есть только требования к стажу работы:

к работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 3 лет;

к работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта, при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»);

к работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Обновлен порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, в настоящее время он определяется Приказом Минтранса России от 31.07.2020 № 283. В отличие от предыдущего, в новом порядке аттестации уменьшилось количество вопросов: 300 вместо 360. Также не регламентированы срок и объем актуализации тестовых заданий: ранее срок был 5 лет, объем не менее 25 %. В предыдущем приказе были определены все 18 тем, по которым составлены тестовые задания, теперь озвучена только часть из них. В настоящее время на сайте Минавтотранса актуализированные тестовые задания с учетом изменений НПА не размещены. Среди нововведений следует отметить следующие:

Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии выдается аттестационной комиссией, в которой кандидат проходил аттестацию, по запросу кандидата в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

Копия протокола заседания аттестационной комиссии в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня проведения аттестации, направляется аттестационной комиссией в ФБУ «Росавтотранс» для формирования реестра кандидатов, аттестованных в качестве специалистов, который размещается на официальном сайте.

Информация о специалистах вносится в реестр специалистов в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня проведения аттестации.

Кандидаты, не прошедшие аттестацию, вправе повторно подать заявку на официальном сайте.

Началом действия аттестации является дата внесения реестровой записи о специалисте, указанная в реестре аттестованных специалистов.

Что касается водителей, то с 01.01.2021 порядок прохождения их профессионального отбора и профессионального обучения определяется Приказом Минтранса России от 29.07.2020 № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». По сравнению с ранее действующим одноименным приказом:

Исключен термин «стажировка» водителей, вместо него включен термин «испытание», видимо, заимствованный из Трудового кодекса, а это не совсем равноценные понятия. Стажировка представляла собой обучение и проверку знаний по управлению автотранспортными средствами, испытание же оценивает только трудовые функции водителя. Кроме этого, стажировка проводится непосредственно под руководством водителя-наставника, а в период испытательного срока кандидат на должность водителя может работать самостоятельно. Теперь стажировку следует проводить в соответствии с Постановлением Минтруда РФ и Минсоцразвития РФ № 1/29, и это тоже одна из задач «регуляторной гильотины», не должно одно мероприятие регулироваться разными НПА.

Отменено собеседование с кандидатами и их тестирование.

Кроме того, определены квалификационные требования к разным категориям водителей.

Для водителей, перевозящих организованную группу детей:

наличие российского национального водительского удостоверения (ВУ) соответствующей категории (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ВУ);

стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года из последних 2 лет;

требования к уровню профессионального образования не предъявляются (т. е. документы о профобразовании не нужны).

Для водителей грузового автомобиля со спецсигналами:

наличие российского национального ВУ соответствующей категории (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ВУ);

требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются;

требования к уровню профессионального образования не предъявляются, но обязательно наличие свидетельства, подтверждающего повышение квалификации водителей транспортных средств, оборудованных спецсигналами.

Для водителей грузового автомобиля с тахографом:

наличие российского национального ВУ соответствующей категории (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ВУ);

требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются;

требования к уровню профессионального образования не предъявляются, но водитель должен знать правила использования тахографов и должен уметь использовать в работе различные типы тахографов.

Квалификационные требования к водителям транспортных средств

  • Вопрос — ответ по договорам 2021 года. Страница 4
  • Какие квалификационные требования предъявляются к водителю?

Какие квалификационные требования предъявляются к водителю?

В зависимости от категории транспортного средства и вида деятельности к водителям автомобилей предъявляются требования в части знаний и умений, наличия национального водительского удостоверения. Также могут предъявляться требования к стажу, наличию документов о подготовке или о соответствии профессиональной компетенции, а также к отсутствию административных наказаний.
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).
Так, должности водителей автомобилей, занятых на отдельных видах производств, предусмотрены в Списке N 1 и Списке N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях. Также в Списки N 1 и N 2 включены должности водителей погрузчиков, занятых на отдельных видах производств.
Квалификационные характеристики водителей в зависимости от класса предусмотрены Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. Данным документом предусмотрены требования к знаниям, а для водителей 1-го класса также требования к стажу работы.
Тарифно-квалификационные характеристики для профессии водителя погрузчика в зависимости от разряда (характеристика работ и требования к знаниям) установлены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.
Профессиональный стандарт в настоящее время утвержден только для водителей внедорожных автотранспортных средств (см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 833н). При этом профессиональные стандарты для других водителей, в том числе для профессии «водитель погрузчика», «водитель автобуса», «водитель легкового автомобиля», в настоящий момент не утверждены.
При этом согласно Рекомендациям Роструда в случае несоответствия наименований должностей, профессий, указанных в профессиональных стандартах, наименованиям профессий и должностей, содержащихся в вышеуказанных Списках, для сохранения права работников на льготное пенсионное обеспечение рекомендуется использовать квалификационные справочники. При отсутствии профессиональных стандартов также рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками (п. п. 9.1, 11.3 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации).
Также следует учитывать, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утверждены Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 (далее — Требования).
Например, к водителю легкового автомобиля предъявляются квалификационные требования в части знаний и умений, а также следующие требования (п. 4 Требований N 282):
• наличие российского национального водительского удостоверения соответствующей категории;
• наличие общего водительского стажа не менее трех лет (в том числе для водителя легкового такси).
Допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей легковых автомобилей не предъявляются.
К водителю грузового автомобиля предъявляются дополнительные требования в части знаний и умений, а также требования к наличию российского национального водительского удостоверения соответствующей категории (п. 5 Требований N 282).
Для водителей грузовых автомобилей также допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
К водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза), помимо дополнительных требований к знаниям и умениям, предъявляются требования в части: наличия свидетельства о подготовке водителя, предусмотренного гл. 8.2 Приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), наличия непрерывного стажа в качестве водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), а также отсутствия в течение последнего года административных наказаний в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения (п. 9 Требований N 282).
Помимо дополнительных требований к знаниям и умениям, требования к стажу предъявляются также к водителям автомобилей (крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств или транспортных средств, сопровождающих крупногабаритные и (или) тяжеловесные транспортные средства) (п. 10 Требований N 282).
К водителям автомобилей (транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении), помимо дополнительных требований к знаниям и умениям, предъявляются требования к наличию свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, к стажу (при осуществлении перевозок пассажиров), а также к отсутствию в течение последнего года административных наказаний в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения (п. 12 Требований N 282).
К водителям автобусов предъявляются дополнительные требования в части знаний и умений. Также необходимо иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории. Для водителей автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, предъявляются требования к стажу, а также к отсутствию в течение последнего года административных наказаний в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения (п. 6 Требований N 282).
К водителям троллейбусов и трамваев предъявляются дополнительные требования в части знаний и умений. Также они должны иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории (п. п. 7, 8 Требований N 282).
При этом допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории у водителей автобусов, троллейбусов и трамваев в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Подготовлено на основе материала
Г.М. Холопова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению

См. также: Каков порядок присвоения классности водителям и установления надбавки за классность?

Новые требования к водителям организаций и ИП с 2021 года

С 1 января 2021 года вступает в силу приказ Минтранса №282, который устанавливает профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих перевозки. Положения документа распространяются на следующие виды перевозок:

для собственных нужд грузовыми автомобилями и автобусами;

коммерческих — перевозки грузов или пассажиров на основании соответствующих договоров.

Новый документ заменит старый приказ Минтранса №287 от 28.09.2015 года и будет действовать до января 2027 года.

На кого распространяются положения приказа?

В документе прописаны новые требования к водителям:

легкового транспорта, включая такси;

осуществляющим международные перевозки;

тяжеловесного или крупногабаритного транспорта;

транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Также в приказе содержатся квалификационные требования к специалистам по безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам перевозок, контролерам технического состояния транспорта.

Какие новые требования к водителям в 2021 году вступят в силу?

В отличие от приказа Минтранса №287 в новом документе указано, что водитель должен знать:

опасность перемещения грузов;

правила крепления багажа в кузове авто;

основы оказания помощи пассажирам при погрузке, в том числе с использованием устройств для инвалидов и так далее.

Также среди новых требований к водителям — знание правил использования тахографа, хотя уметь пользоваться устройством он должен был и ранее. Кроме того, водители грузового транспорта могут работать по иностранному водительскому удостоверению в случаях, прописанных в законе.

Ответственность за нарушение требований

ИП и организации обязаны обеспечить соответствие водителей и других специалистов квалификационным требованиям, указанным в приказе — по статье 20 ФЗ №196. За осуществление перевозок с нарушениями предусмотрено наказание по статье 12.31.1 КоАП в виде штрафа:

ответственным работникам — 20 тысяч рублей;

организациям — 100 тысяч рублей.

Чтобы избежать штрафов, водителям и специалистам организаций и ИП необходимо регулярно проходить обучение для обновления знаний и навыков по вопросам перевозок. ООО «Национальная Академия Современных Технологий» проводит курсы повышения квалификации и профпереподготовки для водителей, консультантов, контролеров и других специалистов.

Слушатели смогут изучить правила перевозок, основы безопасности дорожного движения, особенности транспортировки опасных грузов, новые требования к водителям. Занятия проводятся на сайте академии, поэтому специалисты могут:

совмещать обучение с работой;

сразу применять новые знания на практике;

бесплатно пересдавать итоговое тестирование;

самостоятельно планировать время для ежедневных занятий.

После самостоятельной подготовки выдаем слушателям диплом или удостоверение установленного образца.

Посмотреть программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации можно на сайте. Для бесплатной консультации позвоните менеджеру «НАСТ» по телефону или воспользуйтесь формой обратной связи.

За безопасность на дорогах России

  • Войти
  • Зарегистрироваться

Войти с помощью

  • vk
  • fb
  • tw
  • ok

Новые квалификационные требования для водителей вступили в силу

Изменения затронули практически все виды транспорта, кроме частных легковых автомобилей.

Новые требования прописаны в последней редакции приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем ведомство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и в неплановом порядке.

В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов и др.

Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории.

А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основы психологии и этики водителя.

Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами.

В то же время, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации соответствующей запрашиваемой должности.

По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними.

«Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологов и минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», — отметила В. Булыгина.

Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители.

Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети. Напомним, ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р-256 «Новосибирск – Ташанта». Автомобиль «Honda CR-V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «Газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5-летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию.

Расследование показало, что пассажиры «Газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус – один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра – в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители-частники».

Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. Они свободны перед законом, не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсового контроля, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним, тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии.

По словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе, как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки.

Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии.

Напомним, в ближайшее время также вступят в силу требования и другого приказа Минтранса России, касающегося непосредственно тахографов. С 1 июля 2016 года будет запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР.

КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей — от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО